Составление программы инклюзивных занятий по брейкингу для лиц с ОВЗ.
Заказать уникальную дипломную работу- 60 60 страниц
- 66 + 66 источников
- Добавлена 30.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1. Отклонения в состоянии здоровья как проблема в развитии двигательных способностей у людей 6
1.2. Игровые технологии как способ развития двигательных способностей у лиц с ограниченными возможностями здоровья 11
1.3. Методический инструментарий брейк-данса 15
Выводы по главе 1 19
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1 Методы исследования 21
2.2 Организация исследования 25
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
3.1. Результаты на констатирующем этапе 27
3.2. Программа инклюзивных занятий по брейкингу для лиц с отклонениями в состоянии здоровья 34
3.2. Динамика результатов на контрольном этапе 45
Заключение 49
Практические рекомендации 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
Для реализации Программы проведен педагогический эксперимент.В ходе педагогического эксперимента за занимающимися осуществлялось педагогическое наблюдение. Нами разработаны следующие критерии: интерес к занятиям; эмоции, которые преобладают у занимающихся во время занятия; поведение на занятиях. Среди показателей следующие: понятие здоровья в представлении обучающегося; знания о себе, своем теле, функции органов и систем организма; оценочные суждения; отношение к занятиям физической культурой (брейк-дансом) и другие На констатирующем этапе занимающиеся показали незначительное проявление интереса, желания заниматься брейкингом.По результатам констатирующего этапа исследования в группелиц с ЗПР: оценка интереса у лиц с ОВЗ - 2,8 балла; оценка эмоционального состояния лиц с ОВЗ на занятиях брейкингом- 2,5 балла; оценка двигательных действий лиц с ОВЗ на занятиях брейкингом - 2,3 балла.На контрольном этапе педагогического эксперимента картина резко поменялась в положительную сторону.Рис.. Результаты контрольного этапа исследованияАнализ показал следующее:- Высокий уровень 80% из 14 занимающихся с ОВЗ - лица с ОВЗ осознают, что занятия брейк-дансом необходимы для закаливания организма, развития физических качеств, эмоциональной уравновешенности, повышения работоспособности;- средний уровень 20% занимающихся с ОВЗ - лица с ОВЗпонимают, что занятия брейк-дансом важны для развития физических качеств, проявления положительных эмоций. Однако, лица с ОВЗ пассивны в двигательной деятельности, не готовы самостоятельно выполнить комплекс физических упражнений.- низкий уровень - 0%, т.е. не выявлен у лиц с ОВЗ .ВЫВОДЫПроблема проявления интереса к занятиям брейкингом нами решалась через специально организованный, педагогически целесообразный процесс, направленный на приумножение физических сил и психических возможностей лиц с ОВЗ, нивелирование форм поведения, которые негативно влияют на здоровье на личностном уровне. Основным средством являются занятия брейк-дансом.Для оценки проявлении интереса к занятиям брейк-дансом нами было организовано и проведено педагогическое исследование. В исследовании принимали участие лица с ОВЗ - 14 человек. Для осуществления адекватной оценки мы прибегли к анкетированию и педагогическому наблюдению.Составлена программа по брейк-дансу для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Основой программы брейк-данса для лиц с отклонениями в состоянии здоровья явилась разнообразная двигательная деятельность, способствующая развитию двигательных и волевых качеств, приобщению лиц с ОВЗ к занятиям брейкингом. Результаты педагогического эксперимента показали, что лица с ОВЗ считают занятия брейк-дансом важными и выявили желание ими заниматься. Использование упражнений из арсенала брейк-данса в процессе обучения помогает воспитать физически здоровую, закаленную, эмоционально-стойкую личность, что способствует равномерному физическом развитии систем и органов организма; обеспечивает заинтересованность и вовлечение лиц с ОВЗ в процесс физического воспитания. Доклад завершен. Прошу задавать вопросы
2. Аксенова, О. Э. Содержание и организация адаптивной физической культуры в профессиональной подготовке студентов высшего учебного заведения: учеб. - метод. пособие / О. Э. Аксенова. - Санкт-Петербург: Изд - во ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2003. - 88 с.
3. Артамонова, Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура: учебное пособие для вузов / Л. Л. Артамонова, О. П.Панфилов, В. В. Борисова. Москва: Владосресс, 2010, - 389 с.
4. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании : учебник для академического бакалавриата / Е. А. Медведева [и др.] ; под редакцией Е. А. Медведевой. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 274 с.
5. Байбуза, И.В. Методы физической реабилитации детей с ограниченными возможностями / И.В. Байбуза// - Саратов: Литера. - 2016. - 34 с.
6. Белова, Ю.С. Физическая активность и спорт среди инвалидов: реальность и перспективы // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: Матер. научно-практич. конференции в Екатеринбурге / Ю.С. Белова// - Екатеринбург, 2015. - Т.1. - С. 9-13.
7. Бегидова, Т.П. Комплексная реабилитация инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры и спорта. 2-е изд. испр. и перераб. / Т.П. Бегидова // Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2016. 232 с.
8. Бегидова, Т.П. Спортивная подготовка - основа интеграции инвалидов / Т.П. Бегидова // Культура физическая и здоровье. - 2009.- №3. - С. 71-74.
9. Белозерцева Н.В. Учебная автономия как необходимое условие для профессионального обучения студентов с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования / Н.В.Белозерцева // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х ч. Ростов-н/Д., 2015, ч.1, с. 56-60.
10. Белозерцева Н.В. Профессиональная подготовка лиц с ОВЗ в условиях компетентностного подхода / Н.В.Белозерцева // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 6. С. 214-221.
11. Вайнер, Э. Н. Лечебная физическая культура: учебное пособие / Э. Н. Вайнер. Москва: Флинта, 2019. 424 с.
12. Валеев, Н. М. Лечебная физическая культура: учебное пособие / Н. М. Валеев, Т. С. Грасева, С. Н. Попов. Москва: Академия, 2008. 416 с.
13. Ворошнина, О. Р. Клинико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в условиях общего (инклюзивного и интегрированного) и специального образования: учебник / О. Р. Ворошнина, А. А. Наумов, Т. Э. Токаева // - Пермь : ПГГПУ, 2015. - 217 с.
14. Вострикова, М.И. Особенности методики подготовки метателей с поражением опорно-двигательного аппарата /М.И. Вострикова // Поволжский педагогический вестник. - 2014. - №4. - С. 46.
15. Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для среднего профессионального образования / В. П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 295 с.
16. Годовникова, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ: учебное пособие для вузов / Л. В. Годовникова. - 2-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 218 с.
17. Давыдов, В.Ю. Оздоровительный фитнесс для детей и взрослых на специальных мячах: учеб. - метод пособ. /В.Ю. Давыдов// - Волгоград, 2014. - 86 с.
18. Дубровский, В.И. Реабилитация инвалидов-спортсменов. - В кн.: Спортивная медицина: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Дубровский // - 2-е изд., доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, с. 411-417.
19. Евдокимов, С.П. Внедрение спортивных игр в АФК для детей инвалидов с ОВЗ на примере флорбола и мини-гольфа / С.П. Евдокимов // Симбирский научный вестник. 2016. № 4 (26). С. 149-150.
20. Евсеев, С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник / Евсеев С.П. - Москва: Спорт, 2016. - 616 с.
21. Инклюзивное образование: психолого-педагогические особенности обучающихся с ОВЗ : учебно-методическое пособие / сост. Т. Д. Лукьянова, С. Е. Жуйкова ; Глазовский гос. пед. ин-т. - Глазов : ГГПИ, 2017. - 58 с.
22. Исаев, А. Практика брейк-данса: учебное пособие /А. Исаев // Litres, 2018- 25 с
23. Козырева, О. А. Курс лекций по инклюзивному образованию: учебное пособие / О. А. Козырева. - Красноярск : КГПУ, 2017. - 308 с.
24. Колобков, П. А. О создании условий для занятий физической культурой и спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов / П. А. Колобков, С. П. Евсеев, М. В. Томилова, В. Н. Малиц // Адаптивная физическая культура. - 2014. - № 4. (60).- С. 2-8.
25. Коновалов, А.Ю. Развитие адаптивного физического воспитания в системе инклюзивного профессионального образования /А.Ю. Коновалов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов. 2018. Т.23. №174. С. 71-76.
26. Коновалова, Н. Г. Лечебная физическая культура и массаж: учебное пособие / Н.Г. Коновалова // Новокузнецк : НФИ КемГУ, 2017. - 448 с.
27. Кухарчук, О.В. Воспитание личности детей с ОВЗ средствами адаптивной физической культуры /О.В. Кухарчук // Психология, социология и педагогика. 2015. № 12 (51). С. 47-50.
28. Красильникова, Е. В. Лечебная физическая культура для студентов с патологией органов дыхания: учебное пособие / Е. В. Красильникова, Н. Г. Коновалова, М. Р. Давыденко // - Новокузнецк : НФИ КемГУ, 2018. - 111 с.
29. Курсаков, А.Г. Все о брейк-дансе. [Электр.ресурс] /А.Г. Курсаков// URL: www.bboyportal.ru (дата обращения 23.02.2020).
30. Конкина, И. М. Статистика: учебно-методическое пособие / И. М. Конкина // - Новосибирск : НГПУ, 2013. - 100 с.
31. Марущак, Л.А. Педагогические условия комплексной реабилитации инвалидов средствами адаптивной физической культуры: автореф. дис. . канд. пед. наук / Л.А. Марущак ; СибГАФК. Омск, 2009. - 23 с.
32. Медведева, Е. А. Познание мира культуры ребенком с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / Е. А. Медведева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 82 с.
33. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. Т. I. - Челябинск, 2011. - С. 140-146.
34. Моделирование образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие для вузов / Н. В. Микляева [и др.]; под редакцией Н. В. Микляевой. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 362 с.
35. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: моделирование образовательных программ: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. В. Микляева [и др.]; под редакцией Н. В. Микляевой. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 362 с.
36. Основы специальной психологии: учебное пособие / [А.К. Акименко, Е.Д. Бурмистрова, Е.А. Георгица, Е.С. Гринина, А.Г. Колчина, О.В. Кухарчук, Т.Ф. Рудзинская, О.И. Суслова, А.В. Шипова, Л.В. Шипова]; под ред. Л.В. Шиповой. Саратов: ИЦ «Наука», 2013. 335 с.
37. Пасичник, М.О. Адаптивная физическая культура как средство комплексной реабилитации инвалидов /М.О. Пасичник // V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум»,2013. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/229/4170 (дата обращения: 15.02.2020).
38. Психолого-педагогическое сопровождение детей-инофонов, билингвов и мигрантов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в условиях ФГОС: учебно-методическое пособие / Н. Н. Касенова, О. В. Мусатова, С. В. Подзорова, Е. В. Ушакова // - Новосибирск : Кант, 2017. - 92 с.
39. Речицкая, Е. Г. Психолого-педагогическая диагностика развития детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями слуха): учебное пособие для бакалавриата и специалитета / Е. Г. Речицкая, Т. К. Гущина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 150 с.
40. Ростомашвили, С.М. Адаптивная физическая культура в работе с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития /С.М. Ростомашвили // М.: Советский спорт, 2015. 163 с
41. Рябцев, С.М. Здоровьесберегающие (адаптивные) технологии обучения студентов с инвалидностью и ограниченных возможностей здоровья с нарушениями слуха и зрения: учебно-методическое пособие / С.М.Рябцев. - Новосиб. гос. пед. у-т. - Новосибирск: ИД «А - СИБ», 2017. - 112с.
42. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2Т /Г.К. Селевко// – М.: НИИ школьные технологии, 2005. – 816 с.
43. Совершенствование системы управления адаптивной физической культурой и контроля спортивной подготовки для комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья. Под общ. ред. канд. пед. наук, проф. Т.П. Бегидовой. Воронеж: ООО Издательство «РИТМ», 2017. 271 с.
44. Тверских, В.В. Физическая культура: учебно-тренировочные занятия / В. В. Тверских // - Тюмень : ТюмГУ, 2016. - 36 с.
45. Теория и методика физической культуры : учебно-методическое пособие для очной и заочной форм обучения направления "Физическая культура" профилей подготовки: "Физкультурное образование", "Спортивная тренировка", "Физкультурно-оздоровительные технологии" / Е. А. Короткова [и др.] -Тюмень : ТюмГУ, 2014. - 120 с.
46. Токарская, Л. В. Методика преподавания физической культуры детям и подросткам с умственной отсталостью: учебное пособие для вузов / Л. В. Токарская, Н. А. Дубровина, Н. Н. Бабийчук. - Москва: Издательство Юрайт, 2020; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та. - 190 с.
47. Третьякова, Н. В. Теория и методика оздоровительной физической культуры: Учебное пособие / Третьякова Н.В., Андрюхина Т.В., Кетриш Е.В. - Москва: Спорт, 2016. - 280 с.
48. Физическая культура. Прикладная физическая культура: учебное пособие / [сост. А. В. Палаткин, В. Б. Рубанович, С. В. Шкляров и др.] - Новосибирск : НГПУ, 2018. - 240 с
49. Физиологические технологии повышения работоспособности в физической культуре и спорте: (избранные лекции): учебное пособие / сост. И. Н. Калинина, С. Ю. Калинин; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Омск, 2018. - 108 с.
50. Хворых, В.А. Теория и методика оздоровительной и адаптивной физической культуры / В. А. Хворых // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. - №26.- С.122.
51. Хоров, А.Г. История возникновения и развития брейк-данса. [Электр.ресурс] / А.Г. Хворых // - 2010 // URL: http://www.breakdance.com. (дата обращения 22.025.2020).
52. Частные методики адаптивной физической культуры: учеб. пособие / под ред. Л. В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.
53. Шапкова, Л.В. Адаптивная физическая культура: учебное пособие / Л.В. Шапкова - СПб, 2003. - 448 с.
54. Шибаева, М.Н. Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся в ОВЗ / В сборнике: Приоритетные направления развития науки и образования Сборник материалов Международной научно-практической конференции / М.Н. Шибаева // - 2018. С. 101-103.
55. Эклайн, В. Развитие личности в игровой деятельности: метод. Учебное пособие / Эклайн В. -М.: Просвещение.-2010.-105 с.
56. Юнина, Е.А. Новые педагогические технологии: учебно-методическое пособие / Е.А. Юнина. – Пермь, 2018 – 186 с.
57. Ярошевич, С.С. Направления в брейк-дансе. [Электр.ресурс] . /С.С. Ярошевич // 2012 // URL: www.break-dance.com. (дата обращения 22.02.2020)
58. Baker H.A. Jr. Black studies - Rap And The academy. U.S.: The University of Chicago press, 1993. - 92 р.
59. Bradley J. Bartolomeo. Cement or Canvas: Aerosol Art & The Changing Face of Graffiti in the 21st Century. Anthropology Honors Thesis, 2001. URL: https://www.graffiti.org/faq/graffiti-is-part-of-us.html (дата обращения: 02.04.2020).
60. Brewer D. Meanings of Urban Graffiti. N.Y., 1999. Р. 101-132.
61. Brewer D.D. Hip Hop graffiti Writers' evaluation of Strategies to Control Illegal Graffiti // Human Organisation. 1992. № 2. C. 188-189.
62. Dennant P. Urban expression... Urban assault... Urban wildstyle... New york city graffiti. American studies project 1997. - 102 р.
63. Chalfant H., Prigoff J. Spraycan Art. London: Thames and Hudson Ltd, 1999. - 96 р.
64. Starr R. Writers and Rogues // The Public Interest. 1983. № 70. С. 132-134.
65. Koch W. A. Simple Forms: An Encyclopaedia of Simple Text-Types in Lore and Literature. Bochum, 1994. - 122 р.
66. Quick Rachel K. The cultural commodification of identity: hip-hop authenticity. A Thesis presented to the Faculty of the Graduate School at the University of Missouri. May 2011. - 112 р.
Вопрос-ответ:
Какие отклонения в состоянии здоровья могут влиять на развитие двигательных способностей у людей?
Из отзыва научно-методической литературы следует, что отклонения в состоянии здоровья могут включать физические или психические недостатки, ограниченные возможности движения, заболевания опорно-двигательной системы и другие физиологические или патологические состояния.
Как игровые технологии могут помочь развить двигательные способности у лиц с ограниченными возможностями здоровья?
Игровые технологии, такие как брейк-данс, могут быть использованы для развития двигательных способностей у лиц с ОВЗ. Брейк-данс сочетает в себе элементы физической активности, танца, координации движений и развития гибкости, что способствует улучшению двигательных навыков и общей физической формы.
Какой методический инструментарий может быть использован при проведении инклюзивных занятий по брейкингу?
При проведении инклюзивных занятий по брейкингу может быть использован разнообразный методический инструментарий. Это включает в себя обучающие видеоуроки, разработанные специально для лиц с ОВЗ, музыкальное сопровождение, которое помогает синхронизировать движения, и адаптированные упражнения, учитывающие особенности разных индивидуальных потребностей.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?
В первой главе статьи были рассмотрены отклонения в состоянии здоровья как проблема в развитии двигательных способностей у людей, игровые технологии как способ развития двигательных способностей у лиц с ограниченными возможностями здоровья и методический инструментарий брейк-данса. Выводы по главе указывают на значимость развития двигательных навыков у лиц с ОВЗ и роли игровых технологий, таких как брейк-данс, в этом процессе.
Какие проблемы возникают при развитии двигательных способностей у людей с отклонениями в состоянии здоровья?
При развитии двигательных способностей у людей с отклонениями в состоянии здоровья могут возникать такие проблемы, как ограничения в подвижности, нарушения координации движений, снижение мышечной силы и выносливости.
Как игровые технологии помогают развивать двигательные способности у лиц с ограниченными возможностями здоровья?
Игровые технологии позволяют создавать адаптивные игры, которые учитывают индивидуальные особенности каждого человека. Они могут быть основаны на использовании специальных сенсорных контроллеров или виртуальной реальности. Такие игры помогают развивать координацию движений, гибкость и мышечную силу у лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Какой методический инструментарий используется при проведении занятий по брейкингу для лиц с ОВЗ?
При проведении занятий по брейкингу для лиц с ОВЗ используется такой методический инструментарий, как адаптация движений, использование специальных приспособлений и оборудования, а также разработка индивидуальных программ тренировок, учитывающих особенности каждого участника группы.
Какие методы использовались в исследовании по разработке программы инклюзивных занятий по брейкингу для лиц с ОВЗ?
В исследовании по разработке программы инклюзивных занятий по брейкингу для лиц с ОВЗ использовались такие методы, как анализ научной и методической литературы, проведение экспериментов и наблюдений, а также опрос участников группы.
Как были организованы исследования при разработке программы инклюзивных занятий по брейкингу для лиц с ОВЗ?
Исследования при разработке программы инклюзивных занятий по брейкингу для лиц с ОВЗ были организованы путем формирования группы участников, проведения занятий и тренировок, а также анализа полученных результатов. Кроме того, была проведена проверка эффективности программы на практике.