Проблемы социализации детей инвалидов и способы их решения в процессе дополнительного образования

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социальная педагогика
  • 23 23 страницы
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 01.04.2020
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

1. Теоретические обоснования процесса социализации 4
2. Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья 9
3. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в пространстве дополнительного образования. 17
Заключение 23
Список литературы 24




Фрагмент для ознакомления

Ввидуизменений многих аспектов жизни стали актуальны вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. В особом подходе в этом отношении нуждаются дети с ограниченными возможностями здоровья.Стоит подчеркнуть, что во всем мире наблюдается рост числа таких детей и что проблема социализации детей с ограниченными возможностями стала одной из наиболее актуальных психологических и образовательных проблем. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, содействие в процессе его становления как личности, в выборе соответствующей профессиональной деятельности чрезвычайно важно. Процессы демократизации и гуманизации в современном обществе предусматривают необходимость создания для каждого человека, в частности для людей с ограниченными умственными и физическими возможностями, равных прав и возможностей для получения образования, развития их индивидуальных способностей.Еще в раннем детстве детей с ОВЗ многие здоровые люди начинают идентифицировать с собой, оценивать внешние черты, тем самым формируя у «особых» детей «комплекс неполноценности», выражающийся в замкнутости и приводящей к затаенному депрессивному состоянию.Взрослея, набираясь жизненным опытом к ним приходит осознание, что их возможности по сравнению с «обычными» детьми низок.В то же время формируется чрезмерно низкая самооценка, социальная пассивность, происходит сужение активного жизненного пространства.Основная проблема для ребенка с инвалидностью - это нарушение его связи с миром, ограниченная мобильность, слабые контакты со сверстниками и взрослыми, ограниченное общение с природой, доступ к культурным ценностям и, иногда, базовое образование.Посредством осуществления функций балансирования и реабилитации дополнительное образование предлагает ребенку максимально широкие возможности для развития его потенциальных творческих навыков с учетом их интересов и желаний, а также получения предпрофессиональной подготовки, которая оказывает огромное влияние на их будущую судьбу.Для многих детей это основной, а иногда единственный способ приобрести необходимые практические навыки.Главными целями учреждений дополнительного образования является стимулирование профориентации учащихся, которое обеспечивается предложением школьникам возможности выбора сферы деятельности из предложенного списка.Развитие индивидуальности происходит за счет качественного и количественного увеличения социального опыта личности, интеллектуальных ресурсов, полученных в ходе образовательной деятельности разрешения трудностей любой сложности. И, в идеале, именно образование вне школы способствует тому, чтобы ребенок школьного возраста приобретал индивидуальность как целостность (завершенность).Неотъемлемой особенностью учреждений дополнительного образования для детей является оптимальное сочетание спонтанной, относительно управляемой, относительно социально контролируемой социализации и сознательного самоизменения человека, благодаря чему обнаруживается возможность выявить собственные черты личности и качества и реализовать присущие им навыки.Особенности современного учебной организации дополнительного образования, как образовательного учреждения определяются тем, что:- предоставляется право выбора детям и родителям (делегирование права выбирать от общества человеку) содержание и рассматривать выбранное содержание как будущую профессию или будущее хобби, ребенок самостоятельно выбирает содержание предметной деятельности, ее характер, продолжительность участия в жизни того или иного детского сообщества;- процесс обучения носит неформальный характер и, следовательно, он ближе к естественным законам развития детей, акцент делается не на информационном методе обучения, а на общении, передаче опыта от старшего к младшему;- деятельность по удовлетворению потребностей учащегося, ориентированных как на долгосрочную перспективу, так и на краткосрочную перспективу, то есть планы, носящие эпизодический характер (формирование как профессиональных, так и досуговых предпочтений).Дополнительное образование может стать для детей с ограниченными возможностями здоровья социокультурным пространством, способствующим формированию у детей экологического сознания экоцентрического типа, основанного на личностно значимом отношении к природе и к человеку (к себе и другим), а также пространством, в котором ребенок сможет найти в себе определенный талант, который в дальнейшем будет помогать ему в профессиональной деятельности. Формирование такого осознания должно происходить как такой процесс обучения и социализации, при котором дети и подростки пошагово будут осваивать формы сознания, присущие различным уровням и формам развития природы и человека. С этой целью образовательная среда должна давать учащимся возможность освоения различных субъектных ролей: субъекта семьи, субъекта своего учебного класса или школы, субъекта этнической группы, субъекта страны государства, субъекта планеты Земля и т.д. Освоение этих ролей также включает в себя обучение как способности учащихся быть субъектом своего развития: как психического, так и физического.Таким образом, социокультурное пространство этого социального института изначально носит многофункциональный характер и направлено на создание условий для включения в различные виды деятельности, которые в принципе осуществляются на добровольной основе.Важно отметить такой момент, как взаимосвязь дополнительного образования детей с общеобразовательной школой.Дополнительное образование направлено не столько на удовлетворение социальных потребностей в подготовке нового поколения, сколько на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, реализованных особым образом в образовательной среде, которые объективно не могут быть приняты во внимание при организации массового образования в обычных школах, лицеях или гимназиях.Что касается образовательной среды дополнительного образования, социализация предполагает волю и способность выполнять различные виды социально значимых видов деятельности (игры, образование, общение, профессиональные и т.д.), которые обеспечивают социальный успех ребенка на основе его личностных особенностей.Содержание организационной культуры учреждения дополнительного образования определяется следующими функциями:1) функцией развития. Организационная культура способствует реализации потенциала каждого из ее субъектов;2) аксиологической функцией. Развиваяобщую ценность восприятия реальности в различных сферах деятельности, организационная культура предлагает человеку возможность выбирать ценности, которые соответствуют его потребностям, интересам и идеалам;3) функцией регуляции. Организационная культура позволяет контролировать деятельность субъектов на основе разработанных общих норм и правил существования, устанавливает определенные границы и способы передачи норм и ценностей.4) функцией кооперации. Объединяя всех субъектов в едином пространстве учреждения, организационная культура направляет их посредством диалогового взаимодействия для координации интересов и ценностей.;5) функцией безопасности. Организационная культура предлагает стабильную и комфортную жизнь субъектам учреждения и является средством защиты их от небезопасных воздействий окружающей среды;6) функцией экологической. Организационная культура, являясь основным регулятором деятельность учреждения дополнительного образования, связанную с воздействием на всестороннее развитие субъектов, помогает учреждению гарантировать и поддерживать «экологию детства»;7) функцией фасилитации. Организационная культура «облегчает» процесс взаимодействия между ее участниками внутри и вне учреждения. Это гарантирует создание таких отношений между субъектами, в которых происходит их «возвышение», появляется вера в себя, в свои силы для продвижения по пути развития.Различные направления работы с детьми-инвалидами, поиск своих собственных предпочтений, расширение кругозора таких детей и другие направления деятельности учреждений дополнительного образования позволяют сделать вывод о том, что именно УДОД – это организация, обладающая огромным потенциалом процесса социализации.ЗаключениеТаким образом, говоря о детях-инвалидах как субъектах процесса социализации, можно выделить ряд проблем. Процесс социализации таких детей – трудоемкий процесс, так как в процессе интеграции такой ребенок может столкнуться с целой суммой психологических проблем: это могут быть и страх непринятия его обществом, и отсутствие доверия к людям, и отсутствие социальных связей, и затруднение в адаптации.Вопрос социализации ребенка инвалида объединяет как социально-психологические, так и психолого-педагогические факторы социализации, потому что проблема инвалидности в значительно большей степени является проблемой общественной и общественно-психологической.Учреждения дополнительной образовательной деятельности является замечательным средством решения проблем социализации, так как многие учреждения используют инклюзивное образование как направление своей основной деятельности. Инклюзивное образование позволяет ребенку с ОВЗ адаптироваться в условиях, усложняющих его жизнедеятельность, а также познакомиться со здоровыми детьми, которые могут оказать ему психологическую поддержку и почувствовать себя здоровым, полноценным членом общества.Также учреждения дополнительного образования используя разнообразные направления своей деятельности, позволяют раскрыть в детях потенциал, которым не обладают порой здоровые дети, увидеть в них продолжение культуры и искусства. Список литературыАлферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми, страдающими ДЦП [Текст] // Дефектология. 2009. № 3. С. 10.Бутко Г.А. Проблема повышения профессиональной компетентности педагогов-дошкольников в вопросах помощи детям с ОВЗ [Текст] // Коррекционная педагогика: теория и практика/ -2013г.-№3., С.  25-28Голубева Л. В. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт[Текст]// В.2011г. – С. 96.Инновации в Российском образовании. [Текст] // Специальное (коррекционное) образование. Аналитический обзор. Сборник. М.: Управление специальным образованием Министерства общего и профессионального образования РФ, 2009г.Михальченко К. А. Инклюзивное образование – проблемы и пути решения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 77-79. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1802/.Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику / А. В. Мудрик; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : Ин-т практ. психологии, 1997. - 368 сСемаго М.М. Сопровождение ребенка в образовательной среде. Структурно-динамическая модель [Текст] // Сб. науч. тр. кафедры коррекционной педагогики и спец. психологии. — М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2003. С. 24—37.Яковлева, И.М. Личностная готовность педагогов к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья [Текст] // Коррекционная педагогика: теория и практика/ -2013.-№3, С. 17-21Ярская В.Н. Стратегии модернизации российского образования[Текст] // Образование и молодежная политика в современной России. Материалы Всероссийской конференции. СПб. 2008. С. 155-159. 10. Состояние и основные тенденции развития системы образования в 2010 г. [Текст] // Аналитический доклад. М., 2010г.

Список литературы

1. Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми, страдающими ДЦП [Текст] // Дефектология. 2009. № 3. С. 10.
2. Бутко Г.А. Проблема повышения профессиональной компетентности педагогов-дошкольников в вопросах помощи детям с ОВЗ [Текст] // Коррекционная педагогика: теория и практика/ -2013г.-№3., С. 25-28
3. Голубева Л. В. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт[Текст]// В.2011г. – С. 96.
4. Инновации в Российском образовании. [Текст] // Специальное (коррекционное) образование. Аналитический обзор. Сборник. М.: Управление специальным образованием Министерства общего и профессионального образования РФ, 2009г.
5. Михальченко К. А. Инклюзивное образование – проблемы и пути решения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 77-79. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1802/.
6. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику / А. В. Мудрик; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : Ин-т практ. психологии, 1997. - 368 с
7. Семаго М.М. Сопровождение ребенка в образовательной среде. Структурно-динамическая модель [Текст] // Сб. науч. тр. кафедры коррекционной педагогики и спец. психологии. — М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2003. С. 24—37.
8. Яковлева, И.М. Личностная готовность педагогов к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья [Текст] // Коррекционная педагогика: теория и практика/ -2013.-№3, С. 17-21
9. Ярская В.Н. Стратегии модернизации российского образования[Текст] // Образование и молодежная политика в современной России. Материалы Всероссийской конференции. СПб. 2008. С. 155-159.
10. Состояние и основные тенденции развития системы образования в 2010 г. [Текст] // Аналитический доклад. М., 2010г.

Вопрос-ответ:

Какие проблемы могут возникать при социализации детей инвалидов?

При социализации детей инвалидов могут возникать различные проблемы, такие как отсутствие доступа к образованию и общению, негативные стереотипы и предрассудки со стороны окружающих, ограничения в передвижении и участии в активностях, а также недостаток поддержки и дополнительных ресурсов.

Что такое социализация и как она происходит?

Социализация - это процесс, в ходе которого человек учится и адаптируется к требованиям общества. Она происходит через взаимодействие с окружающим миром, общение с другими людьми, усвоение общепринятых норм и ценностей, и получение навыков, необходимых для функционирования в обществе.

Какие специфические особенности социализации у детей с ограниченными возможностями здоровья?

У детей с ограниченными возможностями здоровья социализация может быть затруднена из-за различных физических и психологических особенностей. Они часто сталкиваются с преградами в общении, могут испытывать негативные реакции со стороны сверстников и общества в целом. Однако, с поддержкой и дополнительным образованием, эти дети могут успешно социализироваться и интегрироваться в общество.

Как дополнительное образование помогает в процессе социализации детей инвалидов?

Дополнительное образование играет важную роль в процессе социализации детей инвалидов. Оно предлагает специально разработанные программы и мероприятия, которые помогают этим детям развивать социальные навыки, повышать самооценку, находить себя в обществе и получать полноценное образование. Дополнительное образование также содействует созданию инклюзивных образовательных сред, где дети с ограниченными возможностями здоровья могут взаимодействовать со своими сверстниками без каких-либо преград.

Какие проблемы возникают при социализации детей инвалидов?

При социализации детей инвалидов возникают различные проблемы, связанные с их ограниченными возможностями. Одна из основных проблем - это негативное отношение окружающих, которое может привести к исключению ребенка из общества. Также могут возникать проблемы с адаптацией в школе или в другом коллективе, ограниченным доступом к образованию и услугам, а также ограниченными возможностями для общения и самовыражения.

Какие есть способы решения проблем социализации детей инвалидов?

Существует несколько способов решения проблем социализации детей инвалидов. Важно создать благоприятную атмосферу в семье, где ребенку будет оказываться поддержка и понимание. Также необходимо обеспечить доступность образования, в том числе дополнительного, адаптировать образовательную среду и программы под потребности ребенка. Дополнительное образование, такие как кружки и секции, может помочь ребенку раскрыть свой потенциал и научиться общаться с другими.

В чем заключаются теоретические обоснования процесса социализации детей с ограниченными возможностями здоровья?

Теоретические обоснования процесса социализации детей с ограниченными возможностями здоровья касаются таких аспектов, как психология развития, социология, педагогика специального образования и другие научные дисциплины. Они помогают понять особенности развития и общения детей с ограниченными возможностями, а также найти подходящие методы и подходы для их социализации. Теоретические обоснования также позволяют предугадать возможные проблемы, с которыми сталкиваются такие дети, и найти способы их решения.

Как влияет дополнительное образование на социализацию детей инвалидов?

Дополнительное образование играет важную роль в социализации детей инвалидов. Оно помогает им развить свои способности, умения и навыки, а также находить общие интересы с другими детьми. Занятия в кружках и секциях позволяют инвалидным детям общаться, сотрудничать и расширять свой кругозор. Они также помогают в развитии самостоятельности и самооценки, что важно для успешной социализации.

Какие теоретические аспекты связаны с процессом социализации детей инвалидов?

В статье представлены теоретические обоснования процесса социализации детей инвалидов, включающие в себя анализ основных понятий и подходов к социализации, а также изучение специфики социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Авторы статьи обращают внимание на особенности социализации детей с ограниченными возможностями, такие как восприятие своей инвалидности окружающими, формирование социальной идентичности, проблемы социализации в семье и школе, а также роль дополнительного образования в процессе социализации.

Какие особенности социализации детей инвалидов нужно учитывать?

Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья включают в себя не только физические или психологические проблемы, но и социальные аспекты. Дети инвалиды могут столкнуться с ограниченным доступом к образованию, неприятием со стороны сверстников, стереотипами и предрассудками в обществе. Это может привести к их социальной изоляции и низкой самооценке. Поэтому важно создавать условия для социализации детей инвалидов, включая адаптированное образование, привлечение к дополнительному образованию и организацию инклюзивных мероприятий, способствующих их полноценному участию в общественной жизни.

Как дополнительное образование помогает в социализации детей инвалидов?

Дополнительное образование имеет важное значение для социализации детей инвалидов. Оно предоставляет им возможность получить дополнительные знания и навыки, развивать свои таланты и способности, общаться с другими детьми и преодолевать стереотипы. В рамках дополнительного образования могут проводиться различные занятия, кружки и тренинги, направленные на расширение социальных контактов, психологическую поддержку и развитие самооценки инвалидов. Кроме того, дополнительное образование способствует созданию инклюзивной среды, где дети инвалиды могут учиться вместе со сверстниками и развивать свои навыки в области общения и социализации.