Лексико-семантическая группа прилагательных
Заказать уникальную дипломную работу- 60 60 страниц
- 27 + 27 источников
- Добавлена 17.05.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Понятия привлекательность / непривлекательность в русской культуре 7
1.1 Лингвокультурологический подход к исследованию языковых единиц 7
1.2 Понятие привлекательность / непривлекательность как составляющая русскоязычной картины мира 14
Глава 2. Особенности изучения прилагательных ЛСГ «Внешность человека» в преподавании РКИ 21
2.1 Понятие и структура ЛСГ «Внешность человека» 21
2.2 Обзор учебников и учебных пособий по русскому языку 27
2.3 Примеры упражнений для обучения прилагательных ЛСГ 36
Заключение 53
Список использованной литературы 55
Приложения………………………………………………………..................60
Задание 2. Прочитайте диалог и выпишите прилагательные, которые относятся к теме «Внешность человека» (см. Приложение 2)Задание 3. Прочитайте диалог (Приложение 3).Выпишите прилагательные, которые описывают внешность человека. Задание 4. Просмотрите прилагательные в таблице в форме единственного числа мужского рода. Напишите остальные формы прилагательных.Какой?Какая?Какое?Какие?старыймолодойкрасивыйнекрасивыйпривлекательныйвысокийтёмныйб) блок заданий направленных на семантизацию прилагательных:Задание 1. Отметьте неизвестные вам прилагательные из текста (см. Приложение 1). Найдите значения всех непонятных слов в словаре.Задание 2. Найдите к перечисленным прилагательным слова антонимы (используйте для этого словарь русского языка). Образец: худой – толстый.Слова для справок: красивый, привлекательный, высокий, толстый, бородатый.Задание 3. Из перечисленных прилагательных выпишите новые слова. Составьте с ними предложения.Задание 4. Соедините описания и рисунки:в) блок заданий, направленных на контроль понимания и запоминания новых прилагательных:Задание 1. Укажите краткие формы следующих прилагательных в единственном и во множественном числах: коренастый, грубоватый, высокий, молодой, слабый, худой, прямой, аккуратный, длинный, короткий, низкий, полный.Задание 2. а) Сгруппируйте конструкции, связанные с внешностью человека, в таблицу и запомните их.РостТелосложениеГлазаЛицоВолосыНосб) Составьте и запишите 5 предложений с прилагательными.Задание 3. Не согласитесь с утверждением. Образец: У него приятная внешность. – Нет, у него отталкивающая внешность.У нее голубые глазаУ него бледное лицоУ нее темные волосыУ него высокий ростОн привлекательныйОна полнаяУ нее длинные волосыУ него круглое лицоУ нее прямые волосыОн некрасивыйЗадание 4. Составьте предложения по образцу:Задание 5. Вставьте пропущенные в диалогах слова, пользуясь списком слов.Задание 6. Закончите объявление:Задание 7. Опишите портрет русской красавицы, подбирая слова из каждой группы:г) блок заданий, направленных на тренировку использования прилагательных в монологической и диалогической речи:Задание 1. Расскажите о своем друге, используя следующий план:1.Какой у него рост (высокий, невысокий)?2.Какое у него телосложение (стройный, полный)?3.Какое у него лицо (круглое, овальное, узкое, загорелое)? 3. а) Какие у него губы (тонкие, полные)?3. б) Какой у него лоб (высокий, низкий)?3. в) Какой у него нос (прямой, курносый)?3. г) Какие у него глаза (большие, маленькие, круглые, узкие, голубые, карие, зеленые, черные, серые, синие)?3. д) Какие у него брови?3.е) Какие у него ресницы?4.Какие у него волосы (прямые, волнистые, длинные, короткие, светлые, темные, черные, рыжие)?5.Какой он (добрый, злой, ленивый, трудолюбивый, вежливый).Задание 2. Расскажите о любимом актере. Используйте слова:Задание 3. Разделитесь на пары. Подготовьте беседу по одной из заданных ситуаций:1) К вашему товарищу должны приехать родители, но он занят и не может встретить их на вокзале. Он просит вас помочь, Вы соглашаетесь и расспрашиваете, как выглядят его родные.2) Вы встречаете друга через десять лет после разлуки. Разговор заходит о ваших общих друзьях детства. Вы вместе вспоминаете об их внешности, расспрашиваете, кто и где сейчас учится или работает.3) Вам звонит незнакомый человек, который хочет с вами встретиться и передать посылку от вашего старого друга. Вы назначаете время и место встречи, описываете друг другу свои приметы.Задание 4. Письменно опишите внешность одного из ваших родственников или знакомых.Задание 5. Игра «О ком ты думаешь?». Один из студентов должен описать внешность одногруппника, а остальные должны угадать, о ком идет речь.2. Лингвокультурологический этап обучения прилагательных ЛСГ «Внешность человека»Задание 1. Познакомьтесь с русскими фразеологизмами о внешнем виде. Ответьте на вопросы: а) как вы понимаете значения рассматриваемых фразеологизмов? б) есть ли в вашем языке соответствия к данным фразеологизмам? Какие? в) какие фразеологизмы не имеют соответствий в вашем языке? Как вы думаете, почему?«синий чулок», краса ненаглядная, писаный красавец, журавлиная шея (лебединая шея), пугало гороховое, страшный как смертный грех, кошка драная, каланча пожарная, совсем зеленыйЗадание 2. Прочитайте описания. Найдите прилагательные, описывающие внешность человека:Задание 3. Прослушайте и прочитайте песню «Люди встречаются», вставляя пропущенные слова. Ответьте на вопросы: 1. Где певец познакомился с девушкой?а) в аэропорту; б) на вокзале; г) в парке2. Как выглядит девушка?Задание 4. Познакомьтесь со стихотворением советского поэта Э.А. Асадова «Две красоты». Подумайте, с чем ассоциируется красота у писателя? (см. Приложение 4).Таким образом, нами был разработан корпус упражнений для иностранных студентов первого и второго сертифицированного уровней обучения. Он включает введение прилагательных ЛСГ «Внешность человека» путем демонстрации их в рамках текстов и диалогов; подготовительные тренировочные упражнения на базе работы с текстом, а именно дифференцировочные, подстановочные и конструктивные, трансформационные упражнения, и упражнения для активации лексики в речи на лексикографическом этапе обучения. А также проводилась работа с отобранными отрывками из художественной литературы, в которых содержатся прилагательные анализируемой ЛСГ, а также фразеологизмами.ЗаключениеЦелью исследования было комплексное исследование ЛСГ «внешность человека» в русской лингвокультуре с точки зрения методики преподавания русского языка как иностранного.Анализ прилагательных, описывающих внешность человека, в рамках данного исследования осуществляется с учетом лингвокультурологического подхода. Интерес к лингвокультурологии в рамках данного исследования объясняется тем, что данная наука позволяет провести анализ имен прилагательных с точки зрения их культурологической ценности, а также выделить характерные признаки человеческой внешности представителей русскоязычной культуры.Было отмечено, что в состав лексико-семантического поля «привлекательность / непривлекательность» включаются лексические единицы со значением «общая оценка внешности», в которых отражаются стереотипные представления носителей русского языка на уровне семантики, употребления и эмоционально-оценочного компонента значения. Данная оценка подразделяется на положительную и отрицательную. В современной методике не существует единого мнения по поводу способов организации лексического материала при обучении РКИ. Ввиду ориентированности нашего исследования на ЛСГ «внешность человека», было определено, что в состав данной ЛСГ входят прилагательные с эстетическим компонентом и прилагательные с антиэстетическим компонентом. Кроме того, прилагательные, обозначающие внешность человека и в зависимости от основного семантического значения включают: эстетическую характеристику; рост; общее телосложение; возраст; физическую силу; состояние здоровья; сравнение.Анализ УМК на представленность данной ЛСГ в процессе обучения свидетельствует о том, что основное внимание уделяется закреплению лексических единиц. Что касается культурологической направленности, то она в процессе преподавания практически не учитывается. Соответственно, в рамках нашего исследования был разработан комплекс упражнений на обучение прилагательным ЛСГ «внешность человека» с учетом лексического и лингвокультурологического подходов. В первом случае упражнения направлены на презентацию новых лексических единиц, их семантизацию, заучивание и запоминание. Второй комплекс связан с использованием прилагательных ЛСГ «внешность человека» в афоризмах, литературе и т.п.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1.Васильев Л.М. Теория семантических полей / Л.М. Васильев // Вопросы языкознания. 1971. № 5. С. 105–113.2.Вендина Т.В. Введение в языкознание: Учеб. пособие для студентов педвузов / Т.В. Вендина. М.: Высшая школа, 2002. 288 с.3.Губанова Э.С. Сопоставительный анализ концепта «красота» в английском, русском и башкирском языках / Губанова Э.С., Юнусова Г.М., Хабибуллина А.И., Миниахметов А.А. // Юный ученый. 2015. №3. С. 24–28. URL: https://moluch.ru/young/archive/3/155/ (дата обращения: 26.02.2020).4.Зиновьева Е.И. Лингвокультурология. Теория и практика / Е.И. Зиновьева, Е.Е. Юрков. СПб.: МИРС, 2009. 291 с.5.Зиновьева Е.И. Основные проблемы описания лексики в аспекте русского языка как иностранного / Е.И. Зиновьева. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005. 78 с.6.Иванова Т.М. К вопросу о системном подходе в методике преподавания русского языка как иностранного (на примере русской лексики) / Т.М. Иванова // Учёные записки ЗабГГПУ. Чита, 2012. С. 266-272.7.Ипанова О.А. Концепт «жизнь» в русской языковой картине мира: лингвокультурологический и лексикографический аспекты: дисс. … канд. филол. наук / О.А. Ипанова. СПб.: СПбГУ, 2005.8.Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. М.: Едиториал УРСС, 2004. 264 с.9.Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи: из наблюдений над речевой практикой масс-медиа / В.Г. Костомаров. М.: Педагогика-пресс, 1999. 247 с.10.Красных В.В. Некоторые базовые понятия лингвокультурологии / В.В. Красных // Вестник культурологии. 2010. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/v-v-krasnyh-nekotorye-bazovye-ponyatiya-lingvokulturologii (дата обращения: 26.02.2020).11.Кузнецова Н.Н. Имена прилагательные, определяющие возраст и внешность персонажей русских народных сказок: дис. … канд. филол. наук / Н.Н. Кузнецова. М., 1997. 254 с.12.Ли Хуа Положительная эстетическая оценка в русском языке: Красота с позиции носителя китайского языка и культуры: дисс. ... канд. филол. наук / Ли Хуа. М., 2006. 137 с.13.Маслова В.А. Лингвокультурология: уебное пособие для высш. учеб. заведений / В.А. Маслова. М.: Издательский центр: «ACADEMIA», 2001. 208 с.14.Менон Р.Н. Человек и его внешность / Р.Н. Менон. URL: http://journal.pushkin.institute/archive/archive/1985/85-2/Человек%20и%20его%20внешность.pdf (дата обращения: 26.02.2020).15.Мильбрет А.А. Привлекательность / непривлекательность внешнего облика человека в русской лингвокультуре: дисс. ... канд. филол. наук / А.А. Мильбрет. Санкт-Петербург, 2014. 16.Митрофанова О.Д. Лингводидактические уроки и прогнозы конца ХХ века / О.Д. Митрофанова // Материалы IX Конгресса МАПРЯЛ, доклады и сообщения российских ученых. Братислава, 1999. С. 345–363.17.Митрофанова О.Д. Методическая проблематика культуроведения // Лингвокультурологические и лингвострановедческие аспекты теории и методики преподавания русского языка: Материалы международной научно-практической конференции / О.Д. Митрофанова. Тула: Изд-во ТулГУ, 2009. 435 с.18.Мы изучаем русский язык: методические разработки к видеофильмам для использования на занятиях по русскому языку с иностранными студентами подготовительных факультетов. / Сост. Г.Н. Богданова, А.Ю. Гаврилова, Л.Е. Соловьева. Л.: ЛГТУ, 1990. 28 с.19.Опарина Е.О. Язык и культура / Е.О. Опарина. URL: www.classes.ru/grammar/140.Oparina/source/worddocuments/_.htm (дата обращения: 26.02.2020).20.Петрова Л.А. Паремиологический минимум в лексиконе языковой личности современных учащихся: автореф. дис ... канд. филол. наук / Л.А. Петрова. – Великий Новгород, 2007.21.Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях / З.Д. Попова, И.А. Стернин. Воронеж, 2000. 30 с.22.Слесарева И.П. Проблема описания и преподавания русской лексики / И.П. Слесарева. М.: Русский язык, 1990. 182 с.23.Толковый словарь русского языка начала XXI века: актуальная лексика. / Под ред. Г.Н. Скляревской. М.: Эксмо, 2007. 1136 с.24.Хахалкина Т.В. Нганасанская зоосемия в становлении и развитии: автореф. … канд. филол. наук / Т.В. Хахалкина. Томск: Томский гос. пед. ун-т, 2002.25.Шабанова И.А. Описание внешности человека: лингвометодический аспект / И.А. Шабанова. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opisanie-vneshnosti-cheloveka-lingvometodicheskiy-aspekt (дата обращения: 26.02.2020).26.Шведова Н.Ю. Предисловие // Язык как материя смысла: Сборник статей в честь акад. Н.Ю. Шведовой. Под ред. Ляпон М.В. М.: Ин-т русского яз. им. В. В. Виноградова: Азбуковник, 2007.27.Яковлева Е.С. К описанию русской языковой картины мира / Е.С. Яковлева // Русский язык за рубежом. М., 1996. № 1-2-3. С.47–52.Материал исследования1.Антонова В.Е., Нахабина М.М., Толстых А.А. Дорога в Россию 2, 3. Учебник русского языка (первый уровень): В 2 т. URL: https://ru.scribd.com/doc/156975078/Doroga-v-Rossiyu-3-Book-2 (дата обращения: 26.02.2020).2.Дин Шуци, Линь Цзин и др. Русский язык. Основной курс, часть 2. П., Издательство Пекинского института иностранных языков, 1980. 353 с.3.Миллер Л.В., Политова Л.В. Жили-были. 12 уроков русского языка. Базовый уровень. URL: http://www.zlat.spb.ru/catalog5_1_12.html (дата обращения: 26.02.2020).4.Русский язык как иностранный: элементарный уровень: учебное пособие / Е. В. Михалева, А. К. Майер, А. А. Фрицлер, Л. И. Ярица, С. И. Шевелева, А. С. Рустамова. Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2011. 378 с.Приложение 1
2. Вендина Т.В. Введение в языкознание: Учеб. пособие для студентов педвузов / Т.В. Вендина. М.: Высшая школа, 2002. 288 с.
3. Губанова Э.С. Сопоставительный анализ концепта «красота» в английском, русском и башкирском языках / Губанова Э.С., Юнусова Г.М., Хабибуллина А.И., Миниахметов А.А. // Юный ученый. 2015. №3. С. 24–28. URL: https://moluch.ru/young/archive/3/155/ (дата обращения: 26.02.2020).
4.Зиновьева Е.И. Лингвокультурология. Теория и практика / Е.И. Зиновьева, Е.Е. Юрков. СПб.: МИРС, 2009. 291 с.
5. Зиновьева Е.И. Основные проблемы описания лексики в аспекте русского языка как иностранного / Е.И. Зиновьева. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005. 78 с.
6. Иванова Т.М. К вопросу о системном подходе в методике преподавания русского языка как иностранного (на примере русской лексики) / Т.М. Иванова // Учёные записки ЗабГГПУ. Чита, 2012. С. 266-272.
7. Ипанова О.А. Концепт «жизнь» в русской языковой картине мира: лингвокультурологический и лексикографический аспекты: дисс. … канд. филол. наук / О.А. Ипанова. СПб.: СПбГУ, 2005.
8. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. М.: Едиториал УРСС, 2004. 264 с.
9. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи: из наблюдений над речевой практикой масс-медиа / В.Г. Костомаров. М.: Педагогика-пресс, 1999. 247 с.
10. Красных В.В. Некоторые базовые понятия лингвокультурологии / В.В. Красных // Вестник культурологии. 2010. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/v-v-krasnyh-nekotorye-bazovye-ponyatiya-lingvokulturologii (дата обращения: 26.02.2020).
11. Кузнецова Н.Н. Имена прилагательные, определяющие возраст и внешность персонажей русских народных сказок: дис. … канд. филол. наук / Н.Н. Кузнецова. М., 1997. 254 с.
12. Ли Хуа Положительная эстетическая оценка в русском языке: Красота с позиции носителя китайского языка и культуры: дисс. ... канд. филол. наук / Ли Хуа. М., 2006. 137 с.
13. Маслова В.А. Лингвокультурология: уебное пособие для высш. учеб. заведений / В.А. Маслова. М.: Издательский центр: «ACADEMIA», 2001. 208 с.
14. Менон Р.Н. Человек и его внешность / Р.Н. Менон. URL: http://journal.pushkin.institute/archive/archive/1985/85-2/Человек%20и%20его%20внешность.pdf (дата обращения: 26.02.2020).
15. Мильбрет А.А. Привлекательность / непривлекательность внешнего облика человека в русской лингвокультуре: дисс. ... канд. филол. наук / А.А. Мильбрет. Санкт-Петербург, 2014.
16. Митрофанова О.Д. Лингводидактические уроки и прогнозы конца ХХ века / О.Д. Митрофанова // Материалы IX Конгресса МАПРЯЛ, доклады и сообщения российских ученых. Братислава, 1999. С. 345–363.
17. Митрофанова О.Д. Методическая проблематика культуроведения // Лингвокультурологические и лингвострановедческие аспекты теории и методики преподавания русского языка: Материалы международной научно-практической конференции / О.Д. Митрофанова. Тула: Изд-во ТулГУ, 2009. 435 с.
18. Мы изучаем русский язык: методические разработки к видеофильмам для использования на занятиях по русскому языку с иностранными студентами подготовительных факультетов. / Сост. Г.Н. Богданова, А.Ю. Гаврилова, Л.Е. Соловьева. Л.: ЛГТУ, 1990. 28 с.
19. Опарина Е.О. Язык и культура / Е.О. Опарина. URL: www.classes.ru/grammar/140.Oparina/source/worddocuments/_.htm (дата обращения: 26.02.2020).
20. Петрова Л.А. Паремиологический минимум в лексиконе языковой личности современных учащихся: автореф. дис ... канд. филол. наук / Л.А. Петрова. – Великий Новгород, 2007.
21. Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях / З.Д. Попова, И.А. Стернин. Воронеж, 2000. 30 с.
22. Слесарева И.П. Проблема описания и преподавания русской лексики / И.П. Слесарева. М.: Русский язык, 1990. 182 с.
23. Толковый словарь русского языка начала XXI века: актуальная лексика. / Под ред. Г.Н. Скляревской. М.: Эксмо, 2007. 1136 с.
24. Хахалкина Т.В. Нганасанская зоосемия в становлении и развитии: автореф. … канд. филол. наук / Т.В. Хахалкина. Томск: Томский гос. пед. ун-т, 2002.
25. Шабанова И.А. Описание внешности человека: лингвометодический аспект / И.А. Шабанова. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opisanie-vneshnosti-cheloveka-lingvometodicheskiy-aspekt (дата обращения: 26.02.2020).
26. Шведова Н.Ю. Предисловие // Язык как материя смысла: Сборник статей в честь акад. Н.Ю. Шведовой. Под ред. Ляпон М.В. М.: Ин-т русского яз. им. В. В. Виноградова: Азбуковник, 2007.
27. Яковлева Е.С. К описанию русской языковой картины мира / Е.С. Яковлева // Русский язык за рубежом. М., 1996. № 1-2-3. С.47–52.
Материал исследования
1. Антонова В.Е., Нахабина М.М., Толстых А.А. Дорога в Россию 2, 3. Учебник русского языка (первый уровень): В 2 т. URL: https://ru.scribd.com/doc/156975078/Doroga-v-Rossiyu-3-Book-2 (дата обращения: 26.02.2020).
2. Дин Шуци, Линь Цзин и др. Русский язык. Основной курс, часть 2. П., Издательство Пекинского института иностранных языков, 1980. 353 с.
3. Миллер Л.В., Политова Л.В. Жили-были. 12 уроков русского языка. Базовый уровень. URL: http://www.zlat.spb.ru/catalog5_1_12.html (дата обращения: 26.02.2020).
4. Русский язык как иностранный: элементарный уровень: учебное пособие / Е. В. Михалева, А. К. Майер, А. А. Фрицлер, Л. И. Ярица, С. И. Шевелева, А. С. Рустамова. Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2011. 378 с.
Вопрос-ответ:
Какой подход используется при исследовании языковых единиц в русской культуре?
В статье рассматривается лингвокультурологический подход к исследованию языковых единиц в русской культуре.
Какие понятия рассматриваются как составляющие русскоязычной картины мира?
В статье речь идет о понятиях привлекательность и непривлекательность, которые являются составляющими русскоязычной картины мира.
Какие особенности изучаются при исследовании ЛСГ "Внешность человека"?
В статье рассматриваются понятие и структура ЛСГ "Внешность человека" в преподавании русского языка.
Какие учебники и учебные пособия были обзорны в статье?
Статья содержит обзор учебников и учебных пособий по русскому языку, связанных с изучением ЛСГ "Внешность человека".
Какие главы содержатся в статье?
Статья состоит из трех глав: первая глава посвящена лингвокультурологическому подходу к исследованию языковых единиц, вторая глава рассматривает особенности изучения ЛСГ "Внешность человека" в преподавании русского языка, третья глава содержит обзор учебников и учебных пособий по этой теме.
Какие подходы используются в исследовании языковых единиц в русской культуре?
В исследовании языковых единиц в русской культуре применяется лингвокультурологический подход.
Какое значение имеют понятия "привлекательность" и "непривлекательность" в русскоязычной картины мира?
Понятия "привлекательность" и "непривлекательность" являются составляющими русскоязычной картины мира и отражают отношение к внешности человека.
Что включает в себя структура лексико-семантической группы "Внешность человека"?
Структура лексико-семантической группы "Внешность человека" включает в себя прилагательные, характеризующие внешние особенности человека, такие как "красивый", "некрасивый", "высокий", "низкий" и другие.
Какими учебниками и учебными пособиями можно воспользоваться для изучения прилагательных, относящихся к внешности человека?
Для изучения прилагательных, относящихся к внешности человека, можно использовать различные учебники и учебные пособия по русскому языку.
Какие особенности изучения прилагательных относятся к лексико-семантической группе "Внешность человека" в преподавании русского языка как иностранного?
Особенности изучения прилагательных, относящихся к лексико-семантической группе "Внешность человека" в преподавании русского языка как иностранного включают обзор учебников и учебных пособий и рассмотрение понятий и структуры данной лексико-семантической группы.