Диагностика проблем, как важный этап разработки принятия решения.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Стратегический менеджмент
  • 51 51 страница
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 08.04.2012
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
1. Теоретические основы диагностики проблем при принятии управленческих решений
1.1. Разработка эффективных управленческий решений в организации
1.2. Роль и место диагностики проблем в процессе принятия управленческих решений
1.3. Проблемы и их диагностика как основа анализа действий в процессах принятия управленческих решений
2. Проведение диагностики проблем при принятии управленческих решений
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Анализ проблемных зон системы принятия решения
2.3. Выявление проблем и оценка их значимости
2.4. Совершенствование принятия решений по выявленным проблемам
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 3

Фрагмент для ознакомления

А. Предполагаемая экономическая эффективность.
Б. Финансовый результат от внедрения решения.
В. Финансовые затраты на реализацию решения.
Г. Затраты времени необходимые для окончательного выполнения решения.
Д. Уровень подготовки специалистов в данной отрасли.
Ж. Улучшение морального климата в коллективе.
З. Мотивационная компонента решения которая будет оказывать влияние на остальных сотрудников.

2.4. Совершенствование принятия решений по выявленным проблемам

На основании данных критериев приведем оценку каждой из пяти альтернатив, после чего сделаем окончательный выбор.





Таблица 4
Матрица выбора решений
Вариант Название Критерии А Б В Г Д Ж З 1 Повысить оклад сотрудникам предприятия на 40 – 60% ** ** ** * 2 Увольнять сотрудников с низкой мотивацией. * * * * ** 3 Разрабатывать индивидуальные системы мотивации для каждого сотрудника.
* * * *** * *** * 4 Разработать комплексную систему мотивации которая будет включать материальные и моральные аспекты *** *** * *** *** ** * 5 Полностью пересмотреть систему управления предприятием и построить её (в том числе и мотивацию) в соответствии с принципами современного управления персоналом.
** *** *** * Наибольшее число балов набрали (16 балов) набрал альтернатива 4 и 3. Поэтому эти альтернативы необходимо реализовать комплексе.
На основании принятого решения необходимо разработать процедуру его утверждения.












Данные социологического исследования
Положение о оплате труда
Положение о премировании работников
















Рис.24. Схема построения организационных процедур
Для того, чтобы внедрить управленческое решение в деятельность предприятия необходимо построить функциональную блок-схему принятия решений (рис. 25.).






























Рис. 25. Процедура принятия решений
Описание действующей процедуры принятия решений «Утверждение отчета» производится по форме (см. табл. 5):
Таблица 5

п/п Наименование
этапов работы Документы
Исполнители
Применение
1

1.1.

1.2.
1.3.
1.4.

1.5 Подготовка и систематизация информации о проблеме мотивации
Повести социологическое исследование
Опросить работников
Получить документы из архива
Получить нормативную документацию
Подготовить проект положения

1

2
3

4
5 Инженер по кадрам
2.



2.1
2.2
2.3.
2.4.
Приказ о разработке новой системы мотивации и разработка соответствующего положения о комплексной мотивации сотрудников
Принять
Проверить
Утвердить
Передать на доработку и разработку окончательного положения



12345
345
5
6 Начальник отдела кадров
3.



3.1
3.2 Разработка и утверждение данного положения и передача его начальнику отдела кадров и директоры предприятия
Принять
Разработать положение о комплексной мотивации



345
6
Ведущий инженер по кадрам
4


4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5 Согласование и утверждение положения на уровне директора предприятия
Принять
Рассмотреть
Утвердить
Согласовать с директором
Разработать приказ о положении


6
6
6
6
67 Начальник отдела кадров
5



5.1
5.2.

5.3
5.4 Доведение приказа по кадрового состава и разработка мер по организация его выполнения и контроль за исполнением
Принять
Конкретизировать в виде инструкций и регламентов
Передать линейным руководителям
Проконтролировать исполнение




67

89
6789
89 Инженер по обучению кадров
Схема принятия решений представляет собой структурную «фотографию» всех процессов подготовки и принятия управленческих решений, которые осуществляются в данном подразделении. Процесс принятия решения в подразделении рассмотрен на рис. 26.



























Рис. 26. Принятие решений в подразделении
Каждая линия соответствует определенной должности. Так образуются уровни управления. Затем на эти уровни в порядке, указанном функциональной блок-схемой, наносятся схемы всех организационных процедур, действующих в подразделении.
Для этого вычерчиваются горизонтальные линии в количестве, равном наименованию должностей данного подразделения по штатному расписанию.В частности в качестве решения выступает разработка положение о комплексной системе мотивации, которая будет включать материальные и моральные аспекты.
Подразделение согласно штатному расписанию существуют следующие должности:
1. Начальник отдела кадров.
2. Ведущий инженер по кадрам.
3. Инженер по кадрам.
4. Инженер по обучению кадров.
Таким образом на основные данного процесса в отделе кадров принимается решения о разработке положения «О комплексной системе мотивации».

Заключение

Решение - это выбор альтернативы. Принятие решений - связующий процесс, необходимый для выполнения любой управленческой функции. Запрограммированные решения, типичные чаще всего для повторяющихся ситуаций, принимаются с соблюдением конкретной последовательности этапов. Новые или сложные ситуации требуют незапрограммированных решений, в этом случае руководитель сам выбирает процедуру принятия решений.
Решения могут приниматься с помощью интуиции, суждения или методом рационального разрешения проблем. Последний способствует повышению вероятности принятия эффективного решения в новой сложной ситуации.
На предприятии принимаются большое количество решений в различных областях деятельности. Как следует из проведённого опроса на предприятии относительно небольшое количество людей, которые уполномочены принимать окончательное решение по определённой проблеме. В тоже время большинство опрошенны,й так или иначе привлечены к процессу принятия решения. Это происходит в основном на основе сбора информации, необходимой для принятия решения и оценки (обсуждения) вариантов решения. Можно также выделить группу лиц, которые принимают текущие тактические решения.
В целом не основе проведённого опроса можно сделать следующие выводы.
Существенным фактором успеха предприятия будет являться то, насколько правильны, грамотны и эффективны управленческие решения, которые принимают руководители различных уровней предприятия.
Поэтому на предприятии должна быть разработана технология принятия наиболее важных управленческих решений руководителями различных уровней. В основе этой технологии должны лежать рациональные подходы к принятию решений.
Для того, чтобы повысить эффективность процесса принятия решения в целом необходимо разработать процесс принятия решения по конкретной проблеме.
При разработке системы материального стимулирования персонала российского приходится учитывать социально-психологические особенности и всю систему ценностей работников. Оказалось, что персонал предприятия можно условно подразделить на две противоположные группы: работники с «капиталистической», индивидуалистической, рыночной ориентацией (как правило, это в основном молодые люди) и работники «советского» типа, для которых характерен коллективизм и приверженность патерналистским ценностям (имеют солидный стаж, люди среднего и предпенсионного возраста, которые пока не смогли приспособиться к новым условиям). В зависимости от вклада конкретного работника в результат деятельности предприятия решается вопрос о его материальном вознаграждении.
Для оптимизации принятия решений необходимо разработать механизм рациональной оценки и принятия альтернатив. При этом необходимо постоянно оценивать среду решений. Организация выполнения каждого решения в организации должна быть проведена в течении 2 месяцев с момента принятия решения по данной проблеме. В течении 2 недель необходимо разработать конкретные приказы по различным направлениям деятельности в соответствии с которыми будет организовано их выполнение
Весь комплекс работ принятию решений должен выполнятся подготовленными сотрудниками под личным руководством директора предприятия или непосредственного руководителя.

Список литературы

Акулов В., Рудаков М. Особенности принятия решений субъектом стратегического менеджмента// Международный журнал (Проблемы теории и практики управления) – 2007-№3.
Американский менеджмент на пороге ХХI века. Дж.К. Грейсон мл, К. О’Дейл. – М, 2008.
Венеделин, А.Г. Подготвка и принятие управленческого решения: Методологический аспект/ А.Г.Венделин. – М.: Экономика, 2007. – 150 с.
Вертакова Ю. В. Управленческие решения: разработка и выбор: Учебное пособие. – М.: Кнорус, 2010.
Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник.–М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010.
Голубков Е.П. Какое принять решение? (Практикум хозяйственника). – М.: Экономика, 2007. – 189 с.
Имитационные системы принятия экономических решений./ Под ред. К.А.Багриновского, В.С. Прокопова. – М.: Наука, 2010.
Исследование операций и управление. В.В. Тригубенко. – М. 2010.
Ларичев О.И., Мошкович Е.М. Качественные методы принятия решений. - М.: Физматлит, 2011.
Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. М.: Дело, 2011. С. 9 - 66.
Менеджмент. / Под ред. Ф.М. Русинова, М.Л. Разу. – М, 2007.
Менеджмент. О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М, 2007.
Михайлов В.И. Как принимать решения: Учебное пособие. СПб.: ООО "Издательство "Химера", 2009. С.З - 37.
Разработка управленческого решения. Прогнозирование – планирование. Теория проектирования экспериментов. В.В. Глущенко, И.И. Глущенко.  г. Железнодорожный, 2007.
Ромащенко В.Н. Принятие решений: ситуации и советы. – Киев: Политиздат Украины, 2007.
Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
Солнышков Ю.С. Обоснование решений: (Методологические вопросы). – М.: Экономика, 2010. – 168 с.
Титова Н. Л. Путь успеха и неудач: стратегическое развитие российских вузов. М.: МАКС Пресс, 2008
Титова Н.Л. Разработка управленческих решений. Курс лекций. – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»
Юкаева В.С. Управленческие решения: Учеб. пособие. М.: Издательский дом "Дашков и К°", 2009. С. 5 - 26.


















Приложение 1












Структура процесса принятия решения
Приложение 2

Пример формирования проблемного поля организации
Проблемное поле предприятия Финансовые проблемы Низкая оборачиваемость капитала ……………… Высокая дебиторская задолженность Производственные проблемы 1. Высокая доля затрат на производство в структуре себестоимости 2. ……………. 3. ……………. Маркетинговые проблемы 1. Нет четкого позиционирования, предлагаемой рынку линейки продукции 2. ……………… 3. ……………. Юридические проблемы 1. ……………. 2. ……………. 3. ……………. и т.д. по всем функциональным подразделениям организации




Классическая схема структурирования проблемного поля



Приложение 3


Приложение 4

Уважаемый сотрудник!
Просим Вас ответить на вопросы анкеты, результаты которой будут использованы в обобщенном виде для исследования проблемы «Решение и его роль в деятельности организации». Опрос анонимный. Чтобы заполнить анкету, отметьте тот вариант ответа на вопрос, который совпадает с Вашим мнением, либо напишите ответ сами, если он не приводится.
Вопросы Ответов 1. Ваш возраст: А) от 18 до 25 лет. 10 Б) от 26 до 40 лет. 5 В) от 41 до 50 лет. 5 Г) от 51 до 60 года 7 Д) от 61 и старше. 3 2. Ваш пол: А) женский. 17 Б) мужской. 13 3. Семейное положение: А) женат (замужем). 21 Б) холст (не замужем). 9 4. Ваше образование: А) высшее 3 Б) среднее. 21 В) средне-специальное. 6 5. Стаж работы: A) до 5 лет. 13 Б) 6-10 лет. 7 B) от 11 до 20 лет. 3 Г) 21 -3 0 лет. 3 Д) от 30 и выше. 4 6. Ваша должность в организации: А) руководитель. 7 Б) подчиненный. 15 В) начальник отдела. 3 Г) Специалист. 5 Д) другая должность 0 7. Уверены ли вы в себе? А) Да 13 Б) Нет 15 В) Не совсем 2 Г) Затрудняюсь ответить. 0 8. К какому типу людей Вы относитесь ? А) к оптимистам 9 Б) к пессимистам 21 9. Какой, по-вашему, Вы человек? А) самоуверенный. 15 Б) пробивной. 10 Г) неуверенный в себе. 5 10. Хорошо ли вы знаете свои сильные и слабые стороны? А) Да 2 Б) Нет 5 В) Не совсем 21 Г) Затрудняюсь ответить. 2 11. Какие из перечисленных деловых качеств Вы можете к себе отнести: A) вы очень пунктуальны. 13 Б) Вы тщательно планируете Ваше времяпрепровождение. 7 B) Вы остаетесь на работе позднее, чем Ваши коллеги. 1 Г) Вы очень деловиты. 9 12. Вас беспокоит Ваше психическое состояние? А) Очень часто. 1 Б) часто. 2 В) иногда. 2 Г) редко. 4 Д) никогда. 21 13. Как вы ведете себя в критической ситуации? А)сохраняете полное спокойствие. 2 Б) теряете самообладание. 17 В) внутренне возмущены. 11 14. Как вы реагируете на критику? А)не переношу любые высказывания в мой адрес. 22 Б) считаю, что критика помогает самосовершенству. 7 В) меня не интересует мнение других. 1 15. Каким человеком считают Вас коллеги? А) самоуверенным. 7 Б) дружелюбным 13 В) спокойным. 9 Г) вспыльчивым 1 16. Что из перечисленного скорее выведет Вас из равновесия: А)длительная очередь в приёмной. 20 Б) толпа в общественном транспорте 7 В) необходимость приходить в одно и тоже место несколько раз. 1 Г) когда Вас постоянно переспрашивают 1 Д) когда Вас перебивают. 1 17.Как бы вы поступили, если бы с Вами поступили не справедливо? А) не обратил внимание 7 Б) выяснил ситуацию 13 В) немедленно поднял скандал. 10 18. Какие критерии должны присутствовать в поведении руководителя? А) вежливость 9 Б) строгость 15 В) пунктуальность 2 Г) общительность. 4 19. Что Вы отнесете к интеллектуально-психологическим возможностям: А) Гибкость интеллекта и силу воли 21 Б) Творческий потенциал и силу воли 4 В) Инициативность и трезвый расчет 5 20. Что из перечисленного поможет повысить авторитет руководителя? А)строгость, но справедливость 10 Б) уверенность в себе. 10 В) хорошие ораторские способности. 10 21 Какие решения вы принимаете по характеру взаимосвязей различают и А) единичные 5 Б) программные решения.
25 22. Какие решения вы по временному горизонту реализации А) текущие решения 28 Б) перспективные решения 2 23. Какие решения вы принимаете по степени формализации А) стандартные решения для систематически повторяющихся задач Б) неформализованные, требующие разработки специальной методики для конкретного случая 24. Какие решения вы принимаете по виду информации А) количественные 20 Б) качественные решения, принимаемые на основе описательной информации 10 25. Какие решения вы принимаете по уровню управления А) общеорганизационные решения 7 Б) решения отдельных подразделений, относящихся к организации 23 26. Как вышестоящее руководство принимает решения в вашем подразделении А) Руководитель формирует варианты противодействия, осуществляет их анализ, оценку, выбор и принимает решение
25 Б) Руководитель формирует комитет, который предлагает варианты, выбирает лучший, рекомендует его руководителю. Руководитель принимает решение в соответствии с рекомендации 3 В) Руководитель формирует комитет, который подготавливает решение и принимает его
2 27. Как вы считаете при принятии решений какой тип памяти необходим менеджеру А) Долговременная память ЛПР носящая ассоциативный характер 24 Б) Кратковременная память имеющаяограниченный объем 6 28. Какие основные факторы, определяющие содержание работы менеджера учитываются им при принятии решений А) функциональная область 5 Б) Уровень в управленческой иерархии 5 В) Сфера деятельности организации 10 Г) Управленческие технологии 3 Д) Психологический климат в организации 2 Ж) Состояние внешней среды
5 29. Как вы считаете решения, принимаемые менеджером в его профессиональной деятельности А) носят более систематический характер 21 Б) имеют высокую цену последствий, сказываются на работе крупных организаций 9 30. Как вы считаете, влияют ли личные качества руководителей организации на качество принимаемых ими решений. А) Да 24 Б) Нет 4 В) Затрудняюсь ответить. 2









2


Основное производство


Вспомогательное производство (организация технического обслуживания и технического ремонта) Снабжение запасными частями и материалами


АТП

Управление

Обслуживающее производство

Контроль за техническим состоянием

Хранение подвижного состава

Уборка территории

Информационное обслуживание

Начальник отдела кадров

Инженер по обучению кадров

Инженер по кадрам

Два ведущих инженера по кадрам


Приказ о изменении системы оплаты труда

Положение о оплате труда,
о премировании,
о поощрении

Входной документ

Архивный документ

Организационная процедура принятия решения о разработке комплексной системы мотивации которая будет включать материальные и моральные аспекты

Начальник отдела кадров

1
Сбор информации

2
Подготовка подчинёнными проекта приказа и положения о оплате труда

3
Согласование и утверждения положения

4
Разработка приказа директора предприятия о новом положении оплаты труда

5
Организация выполнения приказа

Инженер по кадрам


Подготовка и систематизация информации о проблеме мотивации

1

2

3

4

1

2

3

4

9

8

Начальник отдела кадров


Ведущий инженер по кадрам


Начальник отдела кадров



Приказ о разработке новой системы мотивации и разработка соответствующего положения о комплексной мотивации сотрудников

Разработка и утверждение данного положения и передача его начальнику отдела кадров и директоры предприятия

Согласование и утверждение положения на уровне директора предприятия

Инженер по обучению кадров


Доведение приказа по кадрового состава и разработка мер по организация его выполнения и контроль за исполнением


5

6

6

6

7

Инженер по кадрам


Ведущий инженер по кадрам


Начальник отдела кадров



Подготовка и систематизация информации о проблеме мотивации

Приказ о разработке новой системы мотивации и разработка соответствующего положения о комплексной мотивации сотрудников

Разработка и утверждение данного положения и передача его начальнику отдела кадров и директоры предприятия

Согласование и утверждение положения на уровне директора предприятия

Инженер по обучению кадров


Доведение приказа по кадрового состава и разработка мер по организация его выполнения и контроль за исполнением


1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

6

6

7

9

8

1 Анализ ситуации

2 Идентификация проблемы ситуации

3 Определение критериев выбора

4 Разработка альтернатив

5 Выбор наилучшей альтернативы

8 Контроль и оценка результатов

7 Управление реализацией

6 Согласование решений

Список литературы

1.Акулов В., Рудаков М. Особенности принятия решений субъектом стратегического менеджмента// Международный журнал (Проблемы теории и практики управления) – 2007-№3.
2.Американский менеджмент на пороге ХХI века. Дж.К. Грейсон мл, К. О’Дейл. – М, 2008.
3.Венеделин, А.Г. Подготвка и принятие управленческого решения: Методологический аспект/ А.Г.Венделин. – М.: Экономика, 2007. – 150 с.
4.Вертакова Ю. В. Управленческие решения: разработка и выбор: Учебное пособие. – М.: Кнорус, 2010.
5.Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник.–М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010.
6.Голубков Е.П. Какое принять решение? (Практикум хозяйственника). – М.: Экономика, 2007. – 189 с.
7.Имитационные системы принятия экономических решений./ Под ред. К.А.Багриновского, В.С. Прокопова. – М.: Наука, 2010.
8.Исследование операций и управление. В.В. Тригубенко. – М. 2010.
9.Ларичев О.И., Мошкович Е.М. Качественные методы принятия решений. - М.: Физматлит, 2011.
10.Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. М.: Дело, 2011. С. 9 - 66.
11.Менеджмент. / Под ред. Ф.М. Русинова, М.Л. Разу. – М, 2007.
12.Менеджмент. О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М, 2007.
13.Михайлов В.И. Как принимать решения: Учебное пособие. СПб.: ООО "Издательство "Химера", 2009. С.З - 37.
14.Разработка управленческого решения. Прогнозирование – планирование. Теория проектирования экспериментов. В.В. Глущенко, И.И. Глущенко. г. Железнодорожный, 2007.
15.Ромащенко В.Н. Принятие решений: ситуации и советы. – Киев: Поли-тиздат Украины, 2007.
16.Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
17.Солнышков Ю.С. Обоснование решений: (Методологические вопросы). – М.: Экономика, 2010. – 168 с.
18.Титова Н. Л. Путь успеха и неудач: стратегическое развитие российских вузов. М.: МАКС Пресс, 2008
19.Титова Н.Л. Разработка управленческих решений. Курс лекций. – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, ме-неджмент»
20.Юкаева В.С. Управленческие решения: Учеб. пособие. М.: Издательский дом "Дашков и К°", 2009. С. 5 - 26.

Вопрос-ответ:

Какие теоретические основы лежат в основе диагностики проблем при принятии управленческих решений?

В основе диагностики проблем при принятии управленческих решений лежат такие теоретические основы, как анализ ситуации, выявление причин возникновения проблем, формулировка цели, определение альтернативных вариантов решений и оценка рисков. Диагностика проблем позволяет установить причины проблемы и найти наиболее эффективные способы ее решения.

Какова роль и место диагностики проблем в процессе принятия управленческих решений?

Роль и место диагностики проблем в процессе принятия управленческих решений заключается в выявлении и анализе причин возникновения проблемы, определении ее характеристик и последствий, формулировке цели принятия решения и выборе наиболее эффективного варианта решения. Диагностика проблем позволяет понять сущность проблемы и разработать эффективные стратегии ее решения.

Какова роль диагностики проблем в анализе действий в процессе принятия управленческих решений?

Диагностика проблем играет ключевую роль в анализе действий в процессе принятия управленческих решений. При помощи диагностики проблем можно выявить главные причины возникновения проблемы, проанализировать действия, которые привели к ней, и изучить последствия этой проблемы. Это позволяет разрабатывать более эффективные способы решения проблемы и минимизировать возможные риски.

Как проводится диагностика проблем при принятии управленческих решений?

Для проведения диагностики проблем при принятии управленческих решений необходимо определить цель диагностики, собрать и проанализировать доступные данные, выявить основные причины и характеристики проблемы, разработать альтернативные варианты решений и оценить их эффективность. Также важно учитывать возможные риски и последствия выбранных решений.

Что такое диагностика проблем при принятии управленческих решений?

Диагностика проблем при принятии управленческих решений – это процесс выявления и понимания проблем, которые могут возникнуть в организации при принятии управленческих решений. Данная диагностика включает в себя анализ ситуации, обнаружение возможных причин проблемы и определение ее последствий.

Какова роль и место диагностики проблем в процессе принятия управленческих решений?

Диагностика проблем играет важную роль в процессе принятия управленческих решений. Она позволяет определить суть проблемы, выявить ее причины и предложить эффективные решения. Диагностика проблем занимает центральное место в процессе принятия управленческих решений и является основой для разработки эффективных стратегий и тактик.

Как проводится диагностика проблем при принятии управленческих решений?

Для проведения диагностики проблем при принятии управленческих решений используются различные методы и инструменты. Вначале необходимо провести анализ ситуации и выявить проблемные области. Затем проводится сбор и анализ данных, идентификация причин проблемы и оценка ее последствий. На основе полученных результатов разрабатываются рекомендации и стратегии для решения проблемы.

Какие проблемы могут возникнуть при принятии управленческих решений и как их диагностировать?

При принятии управленческих решений могут возникать различные проблемы: отсутствие информации, несоответствие целей и ресурсов, конфликты интересов и др. Для их диагностики необходимо провести анализ ситуации, выявить проблемные области и их причины, а также оценить возможные последствия. Для каждой проблемы могут применяться различные методы и инструменты диагностики.