Становление «Культуры речи» как лингвистической дисциплины
Заказать уникальный реферат- 25 25 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 03.04.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Особенно активно в это время изучаются иноязычные слова, которые неизбежно проникают во все сферы жизни общества. Встаёт вопрос о нормах произношения заимствований, их словообразовательных моделях, а также проблема «терминотворчества» [Там же, с. 99] – неизбежного процесса для поиска эквивалентов понятий, пришедших из других языков. В своей статье «Культура русской речи» Ф. П. Филин и Л. И. Скворцов характеризуют этап становления рассматриваемой дисциплины следующим образом: в то время основополагающим для науки оказывается «новых тем и новых подходов к теории языкознания, также осуществлением важных практических и организационных мероприятий. Все более укрепляются функции русского языка как средства межнационального общения народов СССР – в условиях равноправия и развития всех национальных литературных языков и культур» [Там же, с. 103]. Таким образом, в рамках указанного русла исследований рождается толчок к рождению такой отрасли знания как межкультурная коммуникация, глубоко и активно формирующаяся и по сей день.4 Современный этап развития «Культуры речи» как самостоятельной области лингвистического знанияКак уже было сказано выше, современность признаёт ценность вклада советских учёных в развитие такой лингвистической дисциплины как «Культура речи». Современные исследования в данной области знания продолжают и развивают научные изыскания в рамках указанного направления, обобщают и аккумулируют опыт предшественников.На сегодняшний день дисциплина «Культура речи» оформилась в самостоятельное лингвистическую область языковедческого знания, которое занимается изучением нормативности, правильности речи, кодифицирует установленные нормы, следит за их развитием и различного рода трансформациями. Следует отметить и тот факт, что на сегодняшний день в языке также существует проблема заселения иностранными словами, которым не всегда удаётся подобрать адекватные эквиваленты, подчиняющиеся нормам русского словообразования и произношения. Поэтому сейчас ведётся активная разработка данных вопросов, связанных с заимствованиями.В научных трудах по поднятой в настоящем реферате проблеме оформляется характеристика «Культуры речи» через некоторые аспекты, а точнее компоненты, выделяемые учёными. Так, Т. А. Воронцова [9] говорит о четырёх компонентах, которые включаются в указанную дисциплину, определяя сферу её распространения:языковой компонент;коммуникативный компонент;этический компонент;эстетический компонент.Таким образом, лингвистическая дисциплина «Культура речи» помимо своих чисто языковых задач касается также проблем эстетики и чистоты языка, что говорит о крепких междисциплинарных связях указанной области знания с другими науками. В центре внимания «Культуры речи» сейчас также находятся вопросы стилистики языка, а также тех молодых разделов языкознания, которые оформились сравнительно недавно. Здесь можно назвать такие как лингвопрагматика, лингвокультурология, социолингвистика, психолингвистика и некоторые другие. Данный факт свидетельствует о постоянном развитии рассматриваемой лингвистической науки.Начиная с трудов Д. Э. Розенталя, культура речи имеет чёткую практическую направленность. Этот факт подчиняется ещё и тому, что именно живая речь носителей языка представляет богатый материал для изучения и наблюдения. На сегодняшний день культура речи является самостоятельной лингвистической дисциплиной, которая, по словам Т. А. Воронцовой, «становится интегративной наукой об эффективности речевого общения» [Там же, с. 16] в целом. ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основании всего вышеизложенного представляется возможным сделать соответствующие выводы. Несмотря на то, что как самостоятельная дисциплина «Культура речи» считается достаточно молодой в науке, история её оформления и становления уходит своими корнями в начало-середину XVIIIвека, когда разгорался интерес к русскому языку как к феномену, а также к языку науки, на котором предполагалось чтение лекций в появляющихся российских университетах. Основоположниками трудов по культуре русской речи считаются М. В. Ломоносов, Я. П. Грот, А. Х. Востоков. В трудах этих знаменитых учёных уже прослеживаются замечания о существовании понятий «функциональный стиль», «речевая ситуация», «уместность речи». Наряду с общими замечаниями о языке зарождается и понятие правильности речи. Но всё же данные исследования относились к области риторики, больший ориентир имели на публичные (официальные выступления).Первым фундаментальным научным трудом, провозгласившим более или менее отчётливые конкретные черты «Культуры речи» как отдельной области лингвистического знания считается работа В. И. Чернышова «Правильность и чистота русской речи: опыт русской стилистической грамматики», где автор впервые высказал основополагающую мысль о том, что нормированность и критерии правильности речи следует вычленять из языковой практики общества, а также из произведений художественной литературы, которые также принадлежат перу носителей русского языка. На основе сопоставления памятников литературы различных эпох В. И. Чернышов делает для того времени революционный вывод о подвижности речевой нормы. Поистине «золотым» веком дисциплины «Культура речи» становится середина XX столетия, которая ознаменована целой плеядой учёных, чьи имена на слуху у каждого (В. В. Виноградов, Ф. П. Филин, С. И. Ожегов, Д. Н. Ушаков, Д. Э. Розенталь, А. А. Шахматова и мн. др.). Изыскания советской языковедческой науки породили возможность отпочкования «Культуры речи» от ряда других наук гуманитарного цикла. На сегодняшний день указанная в теме работы дисциплина не только развивается, но и расширяет свои сферы исследовательского интереса, интегрируя в себе всё новые отрасли знания, появляющиеся в современном научном мире. Таким образом, цель реферата достигнута, задачи реализованы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАрефьева С. А., Арефьева О. В. Культура речи как показатель речевого развития личности // Альманах современной науки и образования, 2013. – № 4 (11). – С. 15-17.Ахапкина Я. Э. Культура речи и академическое письмо // Русский язык в культурно-историческом измерении. Посвящается 200-летию Я. К. Грота: Тезисы докладов III Международной конференции «Культура русской речи» / Отв. ред. А. Д. Шмелев. – М.: Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН, 2012. – С. 16-22.Балыхина Т. М., Лысякова М. В., Рыбаков М. А. Русский язык и культура речи: учебник для вузов. – М.: Дрофа, 2011. – 479 с. Белинский В. Г. Русская литература в 1842 году // Собрание сочинений. – Т. 6. Статьи и рецензии (1842-1843 гг.) – М.: Издательство Академии наук СССР, 1955. – 798 с. Бондаренко О. В., Попова Е. П. Анализ понятия «Культура речи» в исследованиях отечественных ученых // Гуманитарные и юридические исследования, 2014. – С. 117-122.Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – Изд. 11-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – с. 380. Виноградов В. В. Русская речь, её изучение и вопросы речевой культуры // Вопросы языкознания, 1961. – № 4. – С. 19-22.Волков А. А. М. В. Ломоносов и развитие русской риторики // Образовательный портал «Слово» [Электронный ресурс]. – Код доступа: https://www.portal-slovo.ru/philology/44888.php#_edn1 (Дата обращения: 02.03.2020). Воронцова Т.А. Культура речи. Учебное пособие. – Ижевск, 2011. – 141 с.Долбик Е. Е., Леонович В. JI., Супрун-Белевич Л. Р. Современный русский язык: хрестоматия. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис / сост.: Е. Е. Долбик, В. Л. Леонович, Л. Р. Супрун-Белевич. – Минск: БГУ,2010. – 295 с.Истрина Е. С. Нормы русского литературного языка и культура речи / Акад. наук СССР. Сов. по науч.-техн. пропаганде. – Москва; Ленинград: Изд-во и 2-я тип. Изд-ва Акад. наук СССР, 1948. – 32 с.Культура русской речи: учебник для вузов / под. ред. Л. К. Граудиной, проф. Е. Н. Ширяева. – М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА, 1999. – 560 с.Назарова А. В. Дисциплина «русский язык и культура речи» и ее место в системе обучения в строительном вузе // Вестник Московского государственного строительного университета, 2017. – № С. 440-443. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / С. И. Ожегов / под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. – 19-е изд., испр. – М.: Русский язык, 1987. – 750 с.Прохоцкая С. А. Формирование языковой культуры обучающихся высших учебных заведений (на примере преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи») // Вестник Поволжского института управления, 2017. – № 6. – С. 113-118.Самарин Д. А. История развития представлений о частях речи в российской лингвистической науке // Вестник Кемеровского государственного университета, 2017. – № 4. – С. 205-210.Скворцов Л. И. Культура речи // Русский язык. Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1979. – С. 119-121.Соколова В. В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995. – 190 с.Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. – М.: Издательство Государственного института«Советская энциклопедия»; ОГИЗ; Государственное издательство иностранных и национальных слов.: В 4 томах. – 1935-1940.Филин Ф. П., Скворцов Л. И. Культура русской речи // Вестник АНСССР, 1975. – № 5. –С. 95-104.Чернышов В. И. Правильность и чистота русской речи: опыт русской стилистической грамматики. – Изд. 3-е, сокращенное. – С.-Петербург: Типография М. Меркушева, 1914. – 264 с. Шахматов А. А. Очерк современного русского литературного языка: Монография. – М.: Издательство «Учпедгиз», 1941. – 212 с. Ширяев Е.Н. Что такое культура речи // Мы сохраним тебя, русская речь. М.: Наука, 1995. – С. 9-10.
1. Арефьева С. А., Арефьева О. В. Культура речи как показатель речевого развития личности // Альманах современной науки и образования, 2013. – № 4 (11). – С. 15-17.
2. Ахапкина Я. Э. Культура речи и академическое письмо // Русский язык в культурно-историческом измерении. Посвящается 200-летию Я. К. Грота: Тезисы докладов III Международной конференции «Культура русской речи» / Отв. ред. А. Д. Шмелев. – М.: Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН, 2012. – С. 16-22.
3. Балыхина Т. М., Лысякова М. В., Рыбаков М. А. Русский язык и культура речи: учебник для вузов. – М.: Дрофа, 2011. – 479 с.
4. Белинский В. Г. Русская литература в 1842 году // Собрание сочинений. – Т. 6. Статьи и рецензии (1842-1843 гг.) – М.: Издательство Академии наук СССР, 1955. – 798 с.
5. Бондаренко О. В., Попова Е. П. Анализ понятия «Культура речи» в исследованиях отечественных ученых // Гуманитарные и юридические исследования, 2014. – С. 117-122.
6. Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – Изд. 11-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – с. 380.
7. Виноградов В. В. Русская речь, её изучение и вопросы речевой культуры // Вопросы языкознания, 1961. – № 4. – С. 19-22.
8. Волков А. А. М. В. Ломоносов и развитие русской риторики // Образовательный портал «Слово» [Электронный ресурс]. – Код доступа: https://www.portal-slovo.ru/philology/44888.php#_edn1 (Дата обращения: 02.03.2020).
9. Воронцова Т.А. Культура речи. Учебное пособие. – Ижевск, 2011. – 141 с.
10. Долбик Е. Е., Леонович В. JI., Супрун-Белевич Л. Р. Современный русский язык: хрестоматия. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис / сост.: Е. Е. Долбик, В. Л. Леонович, Л. Р. Супрун-Белевич. – Минск: БГУ, 2010. – 295 с.
11. Истрина Е. С. Нормы русского литературного языка и культура речи / Акад. наук СССР. Сов. по науч.-техн. пропаганде. – Москва; Ленинград: Изд-во и 2-я тип. Изд-ва Акад. наук СССР, 1948. – 32 с.
12. Культура русской речи: учебник для вузов / под. ред. Л. К. Граудиной, проф. Е. Н. Ширяева. – М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА, 1999. – 560 с.
13. Назарова А. В. Дисциплина «русский язык и культура речи» и ее место в системе обучения в строительном вузе // Вестник Московского государственного строительного университета, 2017. – № С. 440-443.
14. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / С. И. Ожегов / под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. – 19-е изд., испр. – М.: Русский язык, 1987. – 750 с.
15. Прохоцкая С. А. Формирование языковой культуры обучающихся высших учебных заведений (на примере преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи») // Вестник Поволжского института управления, 2017. – № 6. – С. 113-118.
16. Самарин Д. А. История развития представлений о частях речи в российской лингвистической науке // Вестник Кемеровского государственного университета, 2017. – № 4. – С. 205-210.
17. Скворцов Л. И. Культура речи // Русский язык. Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1979. – С. 119-121.
18. Соколова В. В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995. – 190 с.
19. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. – М.: Издательство Государственного института «Советская энциклопедия»; ОГИЗ; Государственное издательство иностранных и национальных слов.: В 4 томах. – 1935-1940.
20. Филин Ф. П., Скворцов Л. И. Культура русской речи // Вестник АНСССР, 1975. – № 5. – С. 95-104.
21. Чернышов В. И. Правильность и чистота русской речи: опыт русской стилистической грамматики. – Изд. 3-е, сокращенное. – С.-Петербург: Типография М. Меркушева, 1914. – 264 с.
22. Шахматов А. А. Очерк современного русского литературного языка: Монография. – М.: Издательство «Учпедгиз», 1941. – 212 с.
23. Ширяев Е.Н. Что такое культура речи // Мы сохраним тебя, русская речь. М.: Наука, 1995. – С. 9-10.
Вопрос-ответ:
Как сформировалась культура речи как лингвистическая дисциплина?
Культура речи развивалась как лингвистическая дисциплина в результате изучения языка и его использования в различных областях жизни общества. Она стала отдельной наукой и получила систематическое исследование в конце XIX - начале XX века.
Какое влияние оказывают иноязычные слова на культуру русской речи?
Изучение иноязычных слов стало неотъемлемой частью развития культуры русской речи. Они проникают во все сферы жизни общества и влияют на лексическое и грамматическое богатство русского языка, а также на его стиль и синтаксис.
Какие проблемы возникают в связи с произношением заимствованных слов?
Проблемы с произношением заимствованных слов возникают из-за различий в звуковой системе русского языка и языка, из которого слово заимствовано. Также возникают проблемы с акцентом и интонацией. Для решения этих проблем важно изучать нормы произношения и разбираться в словообразовательных моделях.
Какова роль терминотворчества в культуре речи?
Терминотворчество играет важную роль в культуре речи, так как позволяет создавать новые термины для обозначения новых понятий. Это помогает развивать и обогащать язык, а также упростить и улучшить коммуникацию в определенных областях знания и деятельности.
Которые языки оказывают наибольшее влияние на русский язык?
На русский язык оказывают наибольшее влияние такие языки, как английский, французский, немецкий, испанский и итальянский. Из них заимствуются множество слов и терминов, которые активно используются в различных сферах жизни и деятельности.
Что изучает дисциплина "Культура речи"?
Дисциплина "Культура речи" изучает нормы произношения, словообразование и терминотворчество.
Какое значение имеет изучение иноязычных слов в обществе?
Изучение иноязычных слов имеет большое значение, так как они проникают во все сферы жизни и обогащают культуру и язык общества.
Какие проблемы возникают при произношении заимствований?
Основные проблемы в произношении заимствований связаны с поиском правильного произношения и соответствия имеющимся звукам в родном языке.
Какие аспекты культуры речи исследуются в статье "Культура русской речи"?
В статье "Культура русской речи" исследуются нормы произношения заимствований, их словообразовательные модели и проблема терминотворчества.