Государство и средства массовой информации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Юриспруденция
  • 29 29 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 03.04.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.Государство в современной политической системе общества 5
1.1.Понятие, признаки и функции государства 5
1.2.Место и роль государства в политической системе общества 10
Глава 2.Государство и средства массовой информации 14
2.1.Понятие, значение и функции средств массовой информации 14
2.2.Взаимосвязь государства и средств массовой информации 18
2.3.Актуальные проблемы взаимодействия СМИ и государства на современном этапе развития Российского государства 21
Заключение 26
Библиографический список 29
Фрагмент для ознакомления

д.).Подавляющее большинство исследователей в числе самых характерных признаков информационного поля России называют также доминирование телевидения, которое стало не только главным, но для большинства граждан РФ и единственно доступным каналом массовой информации. Это по большей части определяет содержание и тип той картины мира, которую создают средства массовой информации в сознании людей: оно по большей части обладает событийно-жанровым характером, где тесно связаны развлечения и информация, тематические материалы все более вытесняются разного рода шоу, а их обсуждение сконцентрировано не на проблеме, а на персонаже.Как отмечают большинство ученых, за популярностью телевидения стоит не просто иллюзия бесплатного доступа к коммуникации (в сравнении с дорогой печатной продукцией). Относительные гарантии данного доступа, притом максимально синхронизированного с транслируемыми событиями (газеты значительно запаздывают, журналы выходят нерегулярно, доставка налажена плохо), либо впечатляющая подробность, наглядность, телесообщения по сравнению с радиопередачей. Телевидение создает мир, который в данном случае дублирует зачаточные, слабо развитые формы организации социальной жизни либо компенсирует отсутствующие институты гражданского общества. Доверие к масс-медиа (все еще сравнительно высокое) – оборотная сторона отчужденности реципиентов от происходящего, выражение их зрительского участия в социальной действительности.Телесмотрение не только замещает активную, массовую политическую жизнь пассивным просмотром теленовостей. Телевидение «протезирует» и многие другие несостоявшиеся формы гражданского участия, социальной солидарности (клубы по интересам, ассоциации и союзы разного рода, формы самоорганизации потребительского или досугового поведения, наконец, реальные политические партии), создавая целые сферы чисто визуальной чужой жизни, виртуально-телевизионной реальности, которая завораживает зрителей своей как бы доступностью, иллюзией присутствия. Разыгрывая различные ситуации, инсценируя сюжетные коллизии, ТВ воспроизводит весь круг представлений и ценностей, значимых сегодня для сообщества россиян в целом, выступает своего рода «живым календарем» ритуалов социального единства и сопричастности. Тем самым ТВ в нынешних условиях самим характером апелляции к массе создает целостность, вне данного систематически повторяющегося акта коммуникации не существующую.Ведущим агентом информационного поля остается российское государство. Оно не только определяет права и обязанности журналистских коллективов, задает «правила игры», регулирует их деятельность через уполномоченный на то орган, но и является (как минимум де-факто) собственником многих средств массовой информации (особенно региональных).Представление о возможностях воздействия государства на СМИ дает перечень тех прерогатив, которые отнесены к компетенции государства:– разработка и реализация государственной политики в области средств массовой информации;– регистрация средств массовой информации и рекламных агентств;– лицензирование телевещания и радиовещания;– контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, правил регистрации и получения лицензий, наложение взысканий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, вынесение предупреждений, предоставление и аннулирование регистраций и лицензий в установленном порядке;– разработка и реализация мероприятий в области развития, реконструкции, эксплуатации, стандартизации и сертификации технической базы, технических и иных нормативов и стандартов;– подготовка законодательных и иных нормативных актов в области СМИ.ЗаключениеХарактеристика России в качестве правового государства предполагает, что в деятельности и организации государства преобладают правовые принципы, а не мотивы политической целесообразности.Государственная власть в России подлежит осуществлению на основании разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Все органы государства являются самостоятельными. Подобное разделение единой государственной власти заключается, в первую очередь, в осуществлении каждой из них независимыми друг от друга структурами механизма государства. Целью подобного разделения признается обеспечение прав и свобод граждан, законности, формирование гарантий от произвола. В условиях разделения властей одна ветвь власти государства ограничивается другой, разные ее ветви взаимно обуславливают друг друга, действуя в качестве механизма сдержек и противовесов, предотвращая монополию власти одним определенным институтом. Политическая система РФ сформировалась в результате реформирования советской политической системы. По этой причине на данный период времени политическая система России продолжает переживать период собственного постановления – это довольна продолжительная процедура, болезненная и противоречивая. Структура гражданского общества является аморфной, нестабильность отношений в обществе порождает у граждан безразличие к решению общественных проблем.Взаимодействие государства и средств массовой информации довольно разнопланово и может иметь большое количество форм (как противодействия, так и положительного взаимодействия). В настоящее время необходимо развивать и поддерживать положительное взаимодействие государственных органов власти и СМИ, по этой причине средства массовой информации исполняют роль посредников между государством и обществом.Посредническая роль средств массовой информации состоит, в первую очередь, в том, что они представляют общественные интересы перед властью, оказывают обществу помощь в их формулировании и защите, сами признаются наиболее важным институтом гражданского общества, не уклоняясь, вместе с тем, от роли некоего передаточного механизма импульсов, которые идут от государства к обществу и обратно. Для власти в этих отношениях приоритетом является общественная поддержка, благополучие государства и свое благополучие, а для средств массовой информации желание максимально полезно для людей осуществить собственную деятельность и быть, вместе с тем, контролером и посредником между обществом и государством.Главная цель СМИ при этом – достижение демократии, утверждения обществом всех ценностей демократии. СМИ реализовывают здесь не только функцию формирования, но также и моделирования политической культуры граждан, являются реальным участником сложной процедуры нейтрализации подданничества и формирования новых ориентаций, призванных обеспечить партнерство в обществе и политическую ответственность.В РФ «гражданское общество» в существенной мере отражает гибридный тип политического режима, включающий в себя демократические и авторитарные элементы. Безусловно, развитие дискурсивных практик подразумевает расширение области социально-политических средств массовой коммуникации в общей структуре СМИ.Следовательно, СМИ исполняют колоссальную роль в процессе формирования правового государства и становления правовой культуры, и только по итогам их работы любой участник общества сумеет получить навыки сотрудничества, общения, формирования совместной деятельности, овладевает способностью ставить и решать жизненные и профессиональные задачи. В свою очередь это послужит совершенствованию российского общества, повышению уровня правовой культуры.В целях совершенствования взаимодействия СМИ и государства предлагается следующее. Для формирования экономической независимости СМИ, их ответственности перед обществом, способности к самоорганизации, государству необходимо разработать критерии, позволяющие выделить СМИ, которые нуждаются в поддержке, а также определиться с налоговыми льготами, субсидиями, проявить лояльность к издательствам, полиграфическим комбинатам и средствам связи, а также упорядочить систему доставки печатных изданий.Государство в силу ряда причин, вызванных непростой экономической ситуацией, неразвитостью гражданского общества и процессов саморегулирования СМИ, должно принять на себя основную тяжесть регулирования процессов массовой коммуникации.Следует законодательно закрепить освобождение от государственного учредительства региональные СМИ, ибо, чем более самостоятельным участником политического процесса станет пресса, тем больше от этого выиграет демократия.Библиографический списокНормативные правовые акты:1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 43982.Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 02.12.2019) О средствах массовой информации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // Российская газета, N 32, 08.02.1992Научная и учебная литература:1. Анхимова Р.В. Средства массовой информации как часть коммуникативной системы: понятие, функции и роль в обществе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 3 (часть 3) – С. 464-4682. Баширина Е.Н. Место государства в политической системе // Вестник Башкирского университета. 2018. Т. 15. № 2. С. 451-454.3. Бошно С. В. Государство // Журнал. Право и современные государства.-Выпуск № 6 / 2018.- С. 1744. Горшунова Е.Е. Роль СМИ в процессе взаимодействия государства и общества // Журнал «Труды молодых ученых Алтайского государственного университета». - 2019. - № 16. - С. 156-158.5. Государство и исторический процесс. Эпоха формирования государства: общий контекст социальной эволюции при образовании государства / Л. Е. Гринин. - М. :Ленанд, 2016 – С. 836. Кунавин Б. В. Государство – СМИ – общество // Журнал «Славянская письменность и культура как фактор единения народов России». - 2018.- С. 1827. Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права: учебник: в 2 т. Т. 1. - 2-е изд., перераб. и доп. - "Проспект", 2016. – С.1388. Меджидова А.М. Проблемы взаимодействия и взаимного влияния государства и СМИ // Журнал «Аллея науки». -2018. -Т. 3.- № 1 (17). -С. 705-708.9. Моломин В.В. Роль и значение СМИ в становление гражданского общества в России // Журнал «Политика, экономика и социальная сфера: проблемы взаимодействия».- 2017. - С. 6-12.10. Носенкова М.Ю. Совершенствование государственной политики в сфере массовых коммуникаций и СМИ // Журнал «Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания». -2016. -№ 3 (8). -С. 51-53.11. Павлов С. Ю. Признаки государства: основные концепции в современной отечественной юридической науке // Журнал «Сибирское юридическое обозрение». – 2018. – С. 407-40812. Петренко Т.В., Аветисян А.А. Роль СМИ во взаимодействии государства и гражданского общества // Журнал «Современные научные исследования и разработки». - 2018.- Т. 2. № 11 (28). - С. 53713. Попова В. О., Балезина Е. А. Роль средств массовой информации в формировании стереотипов массового сознания // Журнал «Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология».- № 2. – 2016. – С.8914. Рыбаков В. А. Функции государства: системный подход // Журнал «Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2017. – С. 6315. Сайтбеков А.М. Понятие политической системы общества // Журнал «Символ науки». – 2016. – С. 13216. Собачкин А.Ю. Классические модели взаимодействия СМИ и государства // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 11-2. С. 92-9417. Теория государства и права : учебник / Л.А. Морозова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — С.17218. Ховрина М.А., Жиганов А.Ю. Роль СМИ в процессе реализации государственной информационной политики // Журнал «Экспериментальные и теоретические исследования в XXI веке: проблемы и перспективы развития». -2018. - С. 329-334.

Нормативные правовые акты:

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398
2. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 02.12.2019) О средствах массовой информации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // Российская газета, N 32, 08.02.1992

Научная и учебная литература:

1. Анхимова Р.В. Средства массовой информации как часть коммуникативной системы: понятие, функции и роль в обществе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 3 (часть 3) – С. 464-468
2. Баширина Е.Н. Место государства в политической системе // Вестник Башкирского университета. 2018. Т. 15. № 2. С. 451-454.
3. Бошно С. В. Государство // Журнал. Право и современные государства.-Выпуск № 6 / 2018.- С. 174
4. Горшунова Е.Е. Роль СМИ в процессе взаимодействия государства и общества // Журнал «Труды молодых ученых Алтайского государственного университета». - 2019. - № 16. - С. 156-158.
5. Государство и исторический процесс. Эпоха формирования государства: общий контекст социальной эволюции при образовании государства / Л. Е. Гринин. - М. : Ленанд, 2016 – С. 83
6. Кунавин Б. В. Государство – СМИ – общество // Журнал «Славянская письменность и культура как фактор единения народов России». - 2018.- С. 182
7. Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права: учебник: в 2 т. Т. 1. - 2-е изд., перераб. и доп. - "Проспект", 2016. – С.138
8. Меджидова А.М. Проблемы взаимодействия и взаимного влияния государства и СМИ // Журнал «Аллея науки». -2018. -Т. 3.- № 1 (17). -С. 705-708.
9. Моломин В.В. Роль и значение СМИ в становление гражданского общества в России // Журнал «Политика, экономика и социальная сфера: проблемы взаимодействия».- 2017. - С. 6-12.
10. Носенкова М.Ю. Совершенствование государственной политики в сфере массовых коммуникаций и СМИ // Журнал «Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания». -2016. -№ 3 (8). -С. 51-53.
11. Павлов С. Ю. Признаки государства: основные концепции в современной отечественной юридической науке // Журнал «Сибирское юридическое обозрение». – 2018. – С. 407-408
12. Петренко Т.В., Аветисян А.А. Роль СМИ во взаимодействии государства и гражданского общества // Журнал «Современные научные исследования и разработки». - 2018.- Т. 2. № 11 (28). - С. 537
13. Попова В. О., Балезина Е. А. Роль средств массовой информации в формировании стереотипов массового сознания // Журнал «Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология».- № 2. – 2016. – С.89
14. Рыбаков В. А. Функции государства: системный подход // Журнал «Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2017. – С. 63
15. Сайтбеков А.М. Понятие политической системы общества // Журнал «Символ науки». – 2016. – С. 132
16. Собачкин А.Ю. Классические модели взаимодействия СМИ и государства // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 11-2. С. 92-94
17. Теория государства и права : учебник / Л.А. Морозова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — С.172
18. Ховрина М.А., Жиганов А.Ю. Роль СМИ в процессе реализации государственной информационной политики // Журнал «Экспериментальные и теоретические исследования в XXI веке: проблемы и перспективы развития». -2018. - С. 329-334.

Вопрос-ответ:

Какое место занимает государство в политической системе общества?

Государство занимает центральное место в политической системе общества. Оно является носителем высшей власти и обладает монополией на принятие правовых решений. Государство выполняет функции защиты прав и свобод граждан, обеспечения безопасности и стабильности общества, регулирования экономических и социальных процессов. Однако, в современных демократических обществах государство также ограничено конституционными гарантиями и ответственно перед гражданами.

Что такое средства массовой информации и каковы их значение и функции?

Средства массовой информации (СМИ) - это организации и средства, которые занимаются сбором, обработкой и распространением информации для массовой аудитории. Их значение и функции заключаются в обеспечении свободного потока информации, формировании общественного мнения, контроле за деятельностью государства и других общественных институтов, коммуникации и социализации. СМИ являются основным источником информации для граждан, а также важным инструментом воздействия на общественное сознание и политические процессы.

В чем заключается взаимосвязь государства и средств массовой информации?

Взаимосвязь государства и средств массовой информации проявляется во взаимодействии и влиянии друг на друга. Государство влияет на СМИ через законы, лицензирование, финансирование и контроль. С другой стороны, СМИ могут контролировать деятельность государства, информировать общественность и формировать общественное мнение. Однако, взаимодействие между государством и СМИ часто сопровождается проблемами, такими как цензура, ограничение свободы слова, вмешательство государства в работу СМИ и т.д.

Какое значение имеют средства массовой информации в современном обществе?

Средства массовой информации играют очень важную роль в современном обществе. Они являются основным каналом передачи информации и помогают формировать общественное мнение. Кроме того, они играют роль контроля за деятельностью государства и общественных организаций.

Каковы основные функции государства?

Основные функции государства включают обеспечение общественного порядка и безопасности, защиту прав и свобод граждан, регулирование экономической деятельности, предоставление образования и здравоохранения, а также осуществление внешней политики.

Какова роль государства в политической системе общества?

Государство является основой политической системы общества. Оно обеспечивает правовую и экономическую инфраструктуру, регулирует отношения между разными субъектами общества, осуществляет контроль над соблюдением законов и охрану общественного порядка.

Какова взаимосвязь между государством и средствами массовой информации?

Государство и средства массовой информации взаимодействуют друг с другом. СМИ осуществляют контроль за деятельностью государства и информируют общество об его действиях. В свою очередь, государство регулирует деятельность СМИ и обеспечивает свободу слова и медиа.

Какие актуальные проблемы возникают во взаимодействии государства и средств массовой информации в России?

В России существуют некоторые проблемы во взаимодействии государства и СМИ. Некоторые критики утверждают, что существует слишком большая государственная контроль над СМИ, что может приводить к ограничению свободы слова и независимости медиа. Также существуют проблемы с доступом к информации и преследованием журналистов, что создает преграды для свободного информационного обмена и общественного контроля.

Какое значение имеют средства массовой информации в современном обществе?

Средства массовой информации играют огромную роль в современном обществе. Они являются важным инструментом коммуникации, позволяющим передавать информацию и мнения большим числом людей. Они также выполняют функцию контроля за деятельностью государства и других властных структур. Благодаря СМИ граждане имеют возможность получать информацию о происходящих событиях и формировать свое мнение. Кроме того, СМИ могут влиять на формирование общественного мнения и поведения людей.

Какая роль играет государство в современной политической системе общества?

Государство выполняет множество функций в политической системе общества. Одна из основных функций государства - обеспечение правопорядка и защита граждан. Государство также регулирует экономическую деятельность, создает условия для развития образования, здравоохранения, социальной защиты и других сфер жизни общества. Государство также осуществляет внешнюю политику и регулирует взаимоотношения с другими государствами. Кроме того, государство имеет политическую власть и обладает механизмами для принятия решений, назначения и контроля за исполнением законов.

Какая взаимосвязь существует между государством и средствами массовой информации?

Между государством и средствами массовой информации существует взаимосвязь. СМИ выполняют функцию информационного посредника между государством и обществом. Они передают информацию о деятельности государства, его политике, событиях и проблемах в обществе. Государство, в свою очередь, может использовать средства массовой информации для контроля за информационным пространством и формирования общественного мнения. Однако, взаимодействие между государством и СМИ может быть сложным и конфликтным, особенно если СМИ критически относятся к деятельности власти.

Какое место и роль занимает государство в политической системе общества?

Государство занимает центральное место в политической системе общества и выполняет ряд функций. Во-первых, оно обеспечивает защиту и безопасность граждан, поддерживает правопорядок и осуществляет контроль над социальными процессами. Во-вторых, государство регулирует экономику и социальную сферу, обеспечивает социальную защиту и развитие граждан. В-третьих, оно осуществляет политическое управление, формирует и реализует политику внутри страны и на международной арене. Таким образом, государство играет важную роль в обществе, обеспечивая стабильность и развитие.