Роль медицинской сестры стационара в организации сестринского ухода при сахарном диабете
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 11 + 11 источников
- Добавлена 03.04.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. САХАРНЫЙ ДИАБЕТ: ЭТИОЛОГИЯ, ПАТОГЕНЕЗ, ДИАГНОСТИКА, ОСОБЕННОСТИ ЛЕЧЕНИЯ 5
1.1 Этиология и патогенез 5
1.2 Клиническая картина и вопросы диагностики 8
1.3 Особенности лечения 10
1.4 Осложнения сахарного диабета 12
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 16
2.1 Анкетирование и анализ результатов 16
2.2 Роль медсестры в оказании сестринского ухода при сахарном диабете 25
2.3 Разработка рекомендательного материала для пациентов с сахарным диабетом 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Пациент должен иметь мотивацию на стремление к постоянной компенсации сахарного диабета и посещении узких специалистов для профилактики поздних осложнений.III этап. Планирование сестринских вмешательств. Медицинская сестра составляет план ухода при обязательном участии пациента или его близких. Определяют цели ухода. По окончании курса лечения оценивают полученные результаты. IVэтап. Реализация планов сестринских вмешательств. Цель данного этапа – это выполнение медицинской сестрой намеченного плана. Ответственность за координацию и качество выполнения мероприятий лежит на медицинской сестре.Медицинская сестра должна помнить, что лечение больных включает диетотерапию с исключением или ограничением легкоусвояемых углеводов, физическую активность, обучение.Медицинские сестрыв процессе ухода за больными с СД в условиях стационара, осуществляют выполнение назначений врача:подкожное введение инсулина,взятие крови из периферической вены, в/в капельное введение лекарств, экспресс-диагностика мочи на глюкозу и ацетон.Лекарственную терапию проводят строго по назначению врача в соответствии со специальными схемами. Лечение больных сахарным диабетом 1 типа проводят с использованием препаратов инсулина. Препараты короткого действия вводят в мышцу или под кожу за 15-20 мин до еды от одного до нескольких раз в течение суток. Как правило суточная доза инсулина делится на 6 частей. Из них 2,5 части пациент принимает утром, 2 части - перед обедом, 1 часть - перед ужином, 0,5 части - перед сном. Данный метод применяют при впервые выявленном диабете, диабетическом кетоацидозе, беременности. При использовании препаратов инсулина продленного действия проводится терапия «базис - болюс» в соотношении 1:2 или 1:3. Болюсные (препарат короткого действия) подколки проводятся перед едой. Препараты короткого и длительного действия, содержащие цинк, вводить в одном шприце нельзя.V этап. Оценка результатов и коррекции планов сестринского вмешательства. Цель данного этап - это обеспечение гарантированного качества сестринского ухода в данный момент и в будущей сестринской практике с помощью сравнения практической деятельности медицинской сестры со стандартом или алгоритмом выполнения. Текущая оценка проводится самими медсестрами-исполнителями, которые заносят один из вариантов оценки в «Протокол сестринского наблюдения и ухода» в «Карте сестринского наблюдения за пациентом в стационаре».Вероятны 2 варианта оценки: цель достигнута;цель не достигнута. В этом случае определяют причины, вносят коррективы в план сестринского ухода. Самооценка дает возможность медицинской сестре проводить анализ результатов своего труда и использовать накопленный опыт в дальнейшем. Медицинская сестра в свою очередь может предупредить пациента о возможных осложнениях сахарного диабета, и провести консультацию о мерах профилактики и факторах, снижающих риск возникновения таких осложнений.Одной из основных форм обучения больных с СД, в настоящее время является организация и проведение «школ по сахарному диабету». Цель обучения больных в «Школе для больных сахарным диабетом» заключается в определении мотивации, формировании новых психологических установок с тем, чтобы пациенты смогли взять на себя часть ответственности за лечение своего заболевания, т.е. изменение их поведения в отношении сахарного диабета с достижением стойкого улучшения клинико-метаболических показателей, уменьшением риска развития и прогрессирования осложнений сахарного диабета, улучшения качества жизни пациентов.Роль медицинской сестры в процессе обучения пациентов проявляется в ее возможности оценивать состояние больного до и после занятий в «Школе для больных сахарным диабетом», а также, разрабатывать систему оценки эффективности обучения больных.Необходимо обучать пациентов в «Школе для больных сахарным диабетом» с целью ликвидации дефицита знаний о заболевании, осуществления контроля своего состояния, достигая компенсации обмена веществ, что ведет к снижению уровня осложнений сахарного диабета.Повышение информированности пациентов как результат обучения создает предпосылки для более активного их участия в процессе лечения. Реализация обучающих программ при организации сестринской помощи позволяет оптимизировать работу и снизить нагрузку на врачей-эндокринологов в амбулаторно-поликлиническом звене.2.3 Разработка рекомендательного материала для пациентов с сахарным диабетомВ ходе работы был разработан рекомендательный материал, в форме памятки для пациентов с сахарным диабетом, а также для тех людей, которые находятся в группе риска. Такие памятки так же можно раздавать всем посетителям, во время проведения дня открытых дверей в медицинских учреждения, либо во время мероприятий, посвященныхВсемирному дню борьбы с сахарным диабетом.В памятке представлена следующая наиболее важная для пациентов информация: факторы риска, симптомы заболевания, рекомендации по профилактике заболевания и его осложнений.Памятка для пациентов с сахарным диабетомСахарный диабет 1 типа – нарушение углеводного обмена, которое вызвано деструкцией β-клеток поджелудочной железы, обычно приводящей к абсолютной инсулиновой недостаточности.Сахарный диабет 2-го типа(инсулиннезависимый диабет) - заболевание, характеризующееся хронической гипергликемией, развивающейся в результате нарушения взаимодействия инсулина с клетками тканей.Факторы риска сахарного диабета Факторы риска развития сахарного диабета бывают:1) внешние (модифицируемые или условно модифицируемые),2) генетические, наследственные, возрастные (не модифицируемые).К модифицируемым факторам относят:1) избыточную массу тела и ожирение (особенно абдоминальный тип);2) низкую физическую активность,3) высококалорийное питание.Не модифицированные факторы риска:1) пожилой возраст;2) нарушенное внутриутробное развитие;3) наследственная предрасположенность.СимптомыВажно помнить, что СД развивается постепенно и характеризуется малосимптомным или бессимптомным течением. Основные симптомы СД:1)полидипсия (сухость во рту, жажда),2)зуд кожи,3)зуд промежности, 4)плохой сон, 6)повышенная утомляемость, 7)головная боль,8)снижение зрения,9)снижение чувствительности пальцев рук,10)парестезии.Диагностирование сахарного диабета на ранних стадиях можно осуществить с помощью тестирования крови натощак.Особенности лечения и профилактикиКроме медикаментозного лечения, которое Вам назначил врач, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:нормализация уровня глюкозы, правильное полноценное питание, способствующее снижению потребления сахара и насыщенных жиров;регулярный самоконтроль за состоянием обмена веществ, и контроль веса;умеренные и регулярные физические нагрузки (около 20-30 мин в день);воздержание от употребления табака – курение повышает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний.В заключение данной главы, необходимо отметить, что вышеуказанная памятка будет также полезна, для ознакомления людям, которые находятся в группе риска. Кроме этого, такие памятки можно раздавать всем посетителям, во время проведения дня открытых дверей в медицинских учреждения, либо во время мероприятий, посвященных - Всемирному дню борьбы с сахарным диабетом.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе данной работы была определена роль медицинской сестры стационара в организации сестринского ухода при сахарном диабете.Сахарный диабет типа представляет собой серьезную медико-социальную проблему, значимость которой обусловлена его высокой распространенностью, сохраняющейся тенденцией к росту числа больных, хроническим течением, высокой инвалидизацией и смертностью пациентов в результате развития поздних сосудистых осложнений (микро-, макро-ангиопатии).На сегодняшний день научно обоснованы эффективные методы ранней диагностики, лечения и профилактики осложнений диабета. Основные направления лечения диабета: подходящая диета, которая способствует снижению содержания глюкозы в крови и других факторов риска, которые приводят к разрушению кровеносных сосудов, медикаментозная терапия,физическая активность, прекращение употребления табака, что в свою очередь предотвращает развитие осложнений, вызванных сахарным диабетом, обучение больных самоконтролю.Основной фактор в профилактике осложнений – это оптимальная компенсация метаболических нарушений и в первую очередь нормализация гликемии. Можно сделать вывод, что нормализация уровня глюкозы, правильное полноценное питание, регулярный самоконтроль за состоянием обмена веществ, умеренные и регулярные физические нагрузки, а также своевременное обращение к врачу в случае необходимости – это лучшая профилактика осложнений сахарного диабета.В рамках работы было проведено анкетирование пациентов, страдающих сахарным диабетом. Каждый из пациентов, принявший участие в анкетировании, получил разработанный рекомендательный материал, в форме памятки для пациентов, страдающих сахарным диабетом.В памятке представлена следующая наиболее важная для пациентов информация: факторы риска, симптомы заболевания, рекомендации по профилактике заболевания и его осложнений.Участие медсестры в лечении и обучении пациентов сахарным диабетом не менее важно, чем участие врача, так как от пунктуального выполнения врачебных назначений и хорошо организованной системы обучения пациентов на всех этапах лечения во многом зависит судьба больного.Работа медицинской сестры включает: сбор информации о больном с помощью расспроса его и его близких, ознакомление с медицинской документацией, объективные обследования и отражение полученных данных в «Карте сестринского наблюдения за больным в стационаре».В процессе ухода за больными в условиях стационара, медицинские сестры осуществляют выполнение назначений врача (подкожное введение инсулина, взятие крови из периферической вены, в/в капельное введение лекарств, экспресс-диагностика мочи на глюкозу и ацетон).В случае, если больной не знает принципов диетотерапии, то медицинская сестра должна научить пациента и его родных ориентироваться в различных группах продуктов, чтобы каждый день соблюдать необходимое соблюдение соотношений углеводов, белков, жиров и употреблять необходимое количество калорий. Кроме этого, медицинская сестра должна обучить пациента методам самоконтроля, ведению «Дневника самоконтроля», а также правилам инсулинотерапии и технике введения инсулина.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАметов А. С. Сахарный диабет 2 типа. Проблемы и решения. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 350 с.Дедов, И. И. Сахарный диабет у детей и подростков. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 271 с.Зюзина А.Г. Техника инъекций: результаты анкетирования больных сахарным диабетом // Бюллетень интернет-конференций. 2018. №8. С. 364-365.Лобанова М.В. Организация школ сахарного диабета // Медицинские новости. 2015. №12.С. 66-67.Романенко И. А. Терапевтическое обучение –путь профилактики сахарного диабета 2 типа у лиц с предиабетом // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2019. Т. 19. №1. С. 128-129.Павлов Ю. И. Роль сестринского персонала в организации и оказании помощи больным осложненным сахарным диабетом // Раны и раневые инфекции. Журнал имени профессора Б.М. Костючёнка. 2016. №3. С. 38-41. СавкоР.Н., ИбадоваА.М. Риск развития сахарного диабета 2 типа в ближайшие 10 лет // Научный медицинский вестник Югры. 2018. Сахарный диабет: диагностика, лечение, профилактика / ред. И. И. Дедов, М. В. Шестакова. – М.: Медицинское информационное агентство, 2011. – 801 с.Тимакова А. А., Салтыков Б. Б. Особенности развития латентного диабета взрослых (LADA) // Архив патологии. 2019. № 81. С. 78-82.Хижняк О.О., Барабаш Н.Е., Тихонова Т.М. Роль системы обучения в формировании активной мотивации к самоконтролю у больных сахарным диабетом // МЭЖ. 2014. №5. С. 116-119.ШестаковаМ.В., СухареваО.Ю. Диагностика и выбор метода лечения сахарного диабета 2 типа // Клиническая фармакология и терапия. 2018. № 2. Электронный ресурс. Режим доступа: https://clinpharm-journal.ru/files/articles/diagnostika-i-vybor-metoda-lecheniya-saharnogo-diabeta-2-tipa.pdf
1. Аметов А. С. Сахарный диабет 2 типа. Проблемы и решения. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 350 с.
2. Дедов, И. И. Сахарный диабет у детей и подростков. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 271 с.
3. Зюзина А.Г. Техника инъекций: результаты анкетирования больных сахарным диабетом // Бюллетень интернет-конференций. 2018. №8. С. 364-365.
4. Лобанова М.В. Организация школ сахарного диабета // Медицинские новости. 2015. №12.С. 66-67.
5. Романенко И. А. Терапевтическое обучение –путь профилактики сахарного диабета 2 типа у лиц с предиабетом // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2019. Т. 19. №1. С. 128-129.
6. Павлов Ю. И. Роль сестринского персонала в организации и оказании помощи больным осложненным сахарным диабетом // Раны и раневые инфекции. Журнал имени профессора Б.М. Костючёнка. 2016. №3. С. 38-41.
7. Савко Р.Н., Ибадова А.М. Риск развития сахарного диабета 2 типа в ближайшие 10 лет // Научный медицинский вестник Югры. 2018.
8. Сахарный диабет: диагностика, лечение, профилактика / ред. И. И. Дедов, М. В. Шестакова. – М.: Медицинское информационное агентство, 2011. – 801 с.
9. Тимакова А. А., Салтыков Б. Б. Особенности развития латентного диабета взрослых (LADA) // Архив патологии. 2019. № 81. С. 78-82.
10. Хижняк О.О., Барабаш Н.Е., Тихонова Т.М. Роль системы обучения в формировании активной мотивации к самоконтролю у больных сахарным диабетом // МЭЖ. 2014. №5. С. 116-119.
11. Шестакова М.В., Сухарева О.Ю. Диагностика и выбор метода лечения сахарного диабета 2 типа // Клиническая фармакология и терапия. 2018. № 2. Электронный ресурс. Режим доступа: https://clinpharm-journal.ru/files/articles/diagnostika-i-vybor-metoda-lecheniya-saharnogo-diabeta-2-tipa.pdf
Вопрос-ответ:
Какая роль медицинской сестры стационара в организации сестринского ухода при сахарном диабете?
Медицинская сестра стационара играет важную роль в организации сестринского ухода при сахарном диабете. Она отвечает за следующие задачи: мониторинг уровня глюкозы в крови пациента, контроль давления, проведение инъекций инсулина или других необходимых лекарственных препаратов, обеспечение комфорта пациента, обучение пациента основам самоконтроля и самоуправления заболеванием, поддержка пациента в соблюдении диеты и физических нагрузок, а также содействие в преодолении возможных осложнений.
Какие особенности лечения сахарного диабета нужно учитывать медсестре стационара?
Особенности лечения сахарного диабета, с которыми должна ознакомиться медсестра стационара, включают следующие аспекты: методы контроля уровня глюкозы в крови (инсулинотерапия, пероральные препараты и др.), регулярное измерение кровяного давления, применение специальной диеты, текущие физические нагрузки, возможные осложнения и побочные эффекты лечения. Медсестра должна быть готова оказать пациенту поддержку и помощь в соблюдении всех указаний врача.
Какими методами исследования можно провести диагностику сахарного диабета?
Для диагностики сахарного диабета используются следующие методы исследования: определение уровня глюкозы в крови на голодный желудок (метод классического глюкозо-толерантного теста), определение уровня гликированного гемоглобина, проверка уровня глюкозы в моче, проведение орального глюкозо-толерантного теста, измерение уровня инсулина в крови.
Какую роль медицинская сестра стационара играет в оказании сестринского ухода пациентам с сахарным диабетом?
Медицинская сестра стационара играет важную роль в оказании сестринского ухода пациентам с сахарным диабетом. Она обеспечивает мониторинг уровня глюкозы в крови, проводит текущий контроль давления, помогает пациентам с инъекциями инсулина или другими лекарственными препаратами, обучает пациентов основам самоконтроля и самоуправления заболеванием, помогает им соблюдать диету и физические нагрузки, и обеспечивает комфорт и поддержку в преодолении возможных осложнений.
Какая роль медицинской сестры стационара в организации сестринского ухода при сахарном диабете?
Медицинская сестра стационара играет важную роль в организации сестринского ухода при сахарном диабете. Она осуществляет наблюдение за состоянием пациента, контролирует уровень глюкозы в крови, проводит инъекции инсулина, следит за питанием и физической активностью пациента. Она также обучает пациента самоконтролю и оказывает психологическую поддержку.
В чем заключается этиология и патогенез сахарного диабета?
Этиология сахарного диабета до сих пор не полностью изучена. Однако известно, что основная причина развития заболевания - нарушение обмена глюкозы в организме. Патогенез связан с недостаточным или отсутствующим выделением инсулина поджелудочной железой, что приводит к повышению уровня глюкозы в крови.
Какие особенности лечения сахарного диабета существуют?
Лечение сахарного диабета включает контроль уровня глюкозы в крови, прием инсулина или пероральных гипогликемических препаратов, соблюдение диеты, регулярную физическую активность и контроль веса. Особенности лечения могут зависеть от типа и стадии заболевания, а также от индивидуальных особенностей пациента.
Какую роль играет медицинская сестра при сахарном диабете?
Медицинская сестра играет важную роль в оказании сестринского ухода при сахарном диабете. Она осуществляет контроль уровня глюкозы в крови, проводит инъекции инсулина, обучает пациента правильному самоконтролю, поддерживает дисциплину в приеме лекарств и соблюдении режима питания. Она также оказывает психологическую поддержку, помогает пациенту адаптироваться к изменениям в образе жизни и справляться с возможными осложнениями.
Какова роль медицинской сестры стационара в организации сестринского ухода при сахарном диабете?
Медицинская сестра стационара играет важную роль в организации сестринского ухода у пациентов с сахарным диабетом. Она отвечает за контроль уровня сахара в крови, проведение инъекций инсулина, наблюдение за состоянием пациента, оказание неотложной помощи в случае острых осложнений. Также медицинская сестра стимулирует и поддерживает пациента в придерживании диеты, посещении врачебных приемов и выполнении предписаний врача.
Какие особенности лечения сахарного диабета можно выделить?
В лечении сахарного диабета важно придерживаться комплексного подхода, включающего диету, физическую активность, прием лекарственных препаратов и инсулина. Особенностью лечения является индивидуализация, так как каждый пациент имеет свои особенности организма и форму сахарного диабета. Также важно обучение пациентов навыкам самоконтроля уровня сахара в крови и самостоятельному проведению инъекций инсулина.
Какова роль медицинской сестры в оказании сестринского ухода при сахарном диабете?
Медицинская сестра играет важную роль в оказании сестринского ухода пациентам с сахарным диабетом. Она контролирует уровень сахара в крови, проводит инъекции инсулина, заботится о поддержании оптимального питания и физической активности. Медсестра также оказывает психологическую поддержку, обучает пациентов навыкам самоконтроля и правильного ухода за собой. Она осуществляет наблюдение за состоянием пациента, документирует изменения в его здоровье и консультирует врача о возможных осложнениях или необходимости изменения лечения.