Образно-стилистический анализ живописного произведения Иванова А. А. Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения (ГРМ, 1835). Курсовая работа для факультета теории и истории искусств (искусствоведение, бакалавриат).
Заказать уникальную курсовую работу- 20 20 страниц
- 27 + 27 источников
- Добавлена 05.04.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Образно-стилистический анализ живописного произведения Иванова А.А. “Явление Христа Марии Магдалине после воскресения” (ГРМ, 1835).......................................................................................6
1. Христианская тема в творчестве А.А. Иванова..........................................…..6
2. Иконография сюжета “Явление Христа Марии Магдалине”. Европейская традиция изображения..........................................................................………....10
3. История создания произведения……………………………………………..12
4. Образно-стилистический анализ живописного произведения……………..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………...………………………..20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..………………... 25
ИЛЛЮСТРАЦИИ………………………………………………………………..28
Композицию картиныхудожник обсуждал в письмах с отцом, которому он летом 1834 года послал наброски будущей картины. Андрей Иванов писал ему, что «…мне кaжется, что фигурa Христa предстaвляет слишком его спешaщего…» и приводил мнение дочерей (сестёр Александрa), однa из которых «нaшлa в фигуре Христовой, что он бежит от М. Магдалины». Александр Андреевич принял эти мнения, и в поздних вариантах полотна изображал движение Христа более замедленным.Иванов потратил много труда, чтобы понять, как лучше изобразить белое одеяние Христа. Сам художник писал: «Нaписaть истинно колоритно белое платье, закрывaющее большую чaсть фигуры в естественную величину, каков мой Христос, — прaво, не легко. Сaми великие мaстера, кaжется, этого избегaли. Я по крайней мере во всей Итaлии не нaшёл себе примерa».Художнику позировали две натурщицы для создания образа Марии Магдалины. Одна из них — Виттория Кальдони, которая впоследствии стала женой художника Григория Лапченко. Имя другой натурщицы, с которой Александр Андреевич писал голову и руки Марии Магдалины, осталось неизвестным.Согласно канонам, которые господствовали в то время в Академии, композиция картины была сделана идентично скульптурной группе. Но Иванову удaлось придaть персонaжaм вырaзительность и покaзать их эмоции. На лице Мaрии Мaгдaлины виден переход от печaли к рдости, через удивление и испуг. Чтобы довести нaтурщицу до тaкого состояния, Ивaнов зaстaвлял её вспомнить что-нибудь печaльное, а зaтем смешил её, вызывaя слёзы с помощью луковицы. Сам художник так описывал это в письме к своей сестре: «Ваши похвалы „Магдалине“ моей выкликают меня помочь моей натурщице, с которой я работал голову и руки. Она так была добра, что, припоминая все свои беды и раздробляя на части перед лицом своим лук самый крепкий, плакала; и в ту же минуту я её тешил и смешил так, что полные слёз глаза её с улыбкой на устах давали мне совершенное понятие о Магдалине, увидевшей Иисуса. Я, однако же, работал в то время не хладнокровно, сердце мое билось сильно при виде прекрасной головы, улыбающейся сквозь слёзы. Я думаю, и моя физиономия была необыкновенная».Отдавая дань высокому мастерству художника в изображении одежды и других деталей, критики, однако, отмечали излишнюю скульптурность и сухость персонажей, в особенности Христа, фигуру которого сравнивали с творениями скульптора Бертеля Торвальдсена. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке» писал, что картина Иванова «Явление Христа Магдалине» «действительно показала всё его умение в наготе и драпировках, от неё веет ледяным холодом». По словам Бенуа, «Торвальдсеновский Христос, шагающий в застывшей театральной позе, засушенный, точно награвированный пейзаж, робкая живопись, огромный труд, потраченный на второстепенные вещи, вроде выписки складок, — вот что, во-первых, бросается в глаза, и лишь всматриваясь, видишь в голове Магдалины нечто такое, что показывает, до какого понимания трагического дошёл уже в то время Иванов, каким он стал сердцеведом, как глубоко мог перечувствовать до слёз умилительный рассказ Евангелия».Искусствовед Нина Дмитриева в своей работе «Библейские эскизы Александра Иванова» также отмечала, что «в выражении лица Магдалины, увидевшей живым того, кого она считала мёртвым, в её улыбке сквозь слёзы проступала тема радостного потрясения, блеснувшей надежды, доминирующая в психологическом решении задуманной большой картины». При этом, продолжала она, «фигура Христа, поставленная в позу Аполлона Бельведерского, трактована слишком академически, да и лицо незначительно». Несмотря на это, «„Явление Христа Магдалине“ всем очень понравилось и произвело фурор в Петербурге».Анализ произведения привел к возможности понимания того, какие и технические средства, применял в работе художник, создавая свои полотна. Мы можем сделать вывод, что картина “Явление Христа Марии Магдалине после воскресения” кисти А.А. Иванова играет важную роль в развитии отечественного искусства. Она послужила важным подготовительным этапом на пути к созданию главного произведения его жизни — полотна «Явление Христа народу», над которым Иванов работал в 1837—1857 годах.ЗАКЛЮЧЕНИЕА.А. Иванов стремился освободить искусство от условных форм и приблизить его к истинной природе передачею изображаемых событий со всею возможною правдивостью, при действительной обстановке и настоящем движении действующих лиц. Без этого художника уже сложно представить историю отечественного искусства, он повлиял на развитие академической школы, а также стал важной вехой на пути к становлению реалистической живописи, которая сложилась в России уже во второй половине XIX веке. В курсовой работе нами была рассмотрена специфика христианской темы в творчестве художника. Следует подчеркнуть, что Александр Андреевич одним из первых художников обратил внимание на важность умственного образования для художественного творчества. Он утверждал, что художник это не ремесленник, искуссно владеющий кистью. Своим творчеством любой художник несёт послание обществу, он формирует нравственные, этические и эстетические идеалы. Мы рассмотрели иконографию сюжета “Явление Христа Марии Магдалине” в европейской традиции. Изучили живописные работы на данную тему мастеров итальянского и северного Возрождения, выявили ряд закономерностей и характерных черт. Изучили историю создания живописного произведения А.А. Иванова “Явление Христа Марии Магдалине после воскресения”, а также описали и проанализировали его. При анализе мы рассмотрели специфику построения композиции, которая строится по принципу восходящей диагонали от левого нижнего до правого верхнего угла. Описали пространство, которое является неглубоким пейзажным фоном, обращая внимание на фигуры Христа и Марии. Отметили, что колорит картины воспринимается в целом как очень тёплый, благодаря холодным оттенкам фона создаётся мягкий контраст. Отметили важную роль света как средства художественной выразительности. Сделали вывод о роли произведения в творческой биографии художника, а также в истории отечественного искусства.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлександр Андреевич Иванов. Письма и записные книжки // Мастера искусства об искусстве: в 7 т. / Под общ. ред. А. А. Губера — М.: Искусство, 1969. — Т. 6: Искусство народов СССР XIV—XIX вв. / Ред. А. А. Фёдоров-Давыдов. — 543 с.Алленов М. М. Александр Александрович Иванов. — М., 1980. — 208 с.Алпатов М. Александр Алексеевич Иванов.Жизнь и творчество. Т.1. М.: Искусство, 1956. - 420 с.Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. — М.: Республика, 1995. — 448 с.Бернштейн Б. К вопросу о формировании эстетических взглядов Александра Иванова// Искусство. 1957. № 3. С. 35-37.Бородина С.Б., Власова О.В. и др. Русские живописцы XVIII—XIX века : Биографический словарь. — СПб.: Азбука-классика, 2008. — 768 с.Боткин М.А. Иванов, eго жизнь и переписка. СПб., 1880. – 477 с.Виноградов И. И. Александр Иванов в письмах, документах, воспоминаниях. — М.: XXI век — Согласие, 2001. — 792 с. Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: СканРус, 2005. — Т. 3: Живопись первой половины XIX века. — 484 с. Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Л.: Аврора и Искусство, 1980. — 448 с.Данилова И. Е. Итальянская монументальная живопись. Раннее Возрождение. М.: Искусство, 1970 г.Дмитриева Н. А. В поисках гармонии. Искусствоведческие работы разных лет. — М.: Прогресс-Традиция, 2009. — 584 с.Зуммер В. Система Библейских композиций А. Иванова // Искусство. — 1914. — № 7-12. С. 13-17.Зуммер В.О вере и храме Ал. Иванова. — Киев: Издание журнала «Христианская мысль», 1918.История культуры стран Западной Европы в Эпоху Возрождения / Под ред. Л. М. Брагиной. — М.: Высшая школа, 2001.История русского и советского искусства : Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Д.В. Сарабьянова. — М.: Высшая школа, 1979. — 383 с.Маркина Л. А. Александр Иванов. Очерк творчества. // В книге «Александр Андреевич Иванов» (издание Государственной Третьяковской галереи, 264 с.). — М.: СканРус, 2006. — С. 9-18.Машковцев Н. Творческий путь Александра Иванова // Аполлон. — 1916. — № 6-7. — С.1-39.Новицкий А. Опыт полной биографии А.А. Иванова. М., 1895. - 345 с. Перова Д. Александр Андреевич Иванов (Великие художники, том 39). — М.: Директмедиа Паблишинг и Комсомольская правда, 2010. — 48 с.Поликаров В. П. Философские предпосылки творчества А. Иванова // Советское искусствознание’74. — М.: Советский художник, 1975. — С.177-199.Ракова М. А. Иванов. — М.: Искусство, 1960. — 54 с.Степанова С. С. Русская живопись эпохи Карла Брюллова и Александра Иванова. Личность и художественный процесс. — CПб.: Искусство-СПб, 2011. — 287 с.Ульянинская А. И. История создания картины А. А. Иванова «Явление Христа Марии Магдалине». // В книге «Материалы и исследования», т. 1 (издание Государственной Третьяковской галереи, 268 с.). — М., 1956. — С. 97—110.Философов Д. В. Иванов и Васнецов в оценке Александра Бенуа // Мир искусства. — 1901. — № 10. — С.217-233.Хроника жизни и творчества. // В книге «Александр Андреевич Иванов» (издание Государственной Третьяковской галереи, 264 с.). — М.: СканРус, 2006. — С. 225—247. Цомакион А. И. Александр Иванов. Его жизнь и художественная деятельность. — М.: Проспект, 2014. — 108 с.ИЛЛЮСТРАЦИИ1. Джотто ди Бондоне. Фреска в церкви Сан-Франческо в Ассизи. ок. 1320 г.2. ФраАнжелико. Noli me tangere. 1440-41 гг.3. ФраБартоломео. Noli me tangere. ок. 1500 4. Тициан. Noli me tangere 5. Корреджо. Noli me tangere 6. АльбрехтДюрер. Noli me tangere. 1511 г.7. БартоломеусСпрангер. Noli me tangere. ок. 1600 г. 8. Б. Торвальдсен. Христос 9. А.А. Иванов. Голова Марии Магдалины. 1834 г. 10. А.А. Иванов. Голова Христа. 1834 г.11. А.А. Иванов. Явление Христа Марии Магдалине после воскресения. Эскиз. 1834 г.12. А.А.Иванов. Явление Христа Марии Магдалине после воскресения.1835 г.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александр Андреевич Иванов. Письма и записные книжки // Мастера искусства об искусстве: в 7 т. / Под общ. ред. А. А. Губера — М.: Искусство, 1969. — Т. 6: Искусство народов СССР XIV—XIX вв. / Ред. А. А. Фёдоров-Давыдов. — 543 с.
2. Алленов М. М. Александр Александрович Иванов. — М., 1980. — 208 с.
3. Алпатов М. Александр Алексеевич Иванов. Жизнь и творчество. Т.1. М.: Искусство, 1956. - 420 с.
4. Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. — М.: Республика, 1995. — 448 с.
5. Бернштейн Б. К вопросу о формировании эстетических взглядов Александра Иванова// Искусство. 1957. № 3. С. 35-37.
6. Бородина С.Б., Власова О.В. и др. Русские живописцы XVIII—XIX века : Биографический словарь. — СПб.: Азбука-классика, 2008. — 768 с.
7. Боткин М.А. Иванов, eго жизнь и переписка. СПб., 1880. – 477 с.
8. Виноградов И. И. Александр Иванов в письмах, документах, воспоминаниях. — М.: XXI век — Согласие, 2001. — 792 с.
9. Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: СканРус, 2005. — Т. 3: Живопись первой половины XIX века. — 484 с.
10. Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Л.: Аврора и Искусство, 1980. — 448 с.
11. Данилова И. Е. Итальянская монументальная живопись. Раннее Возрождение. М.: Искусство, 1970 г.
12. Дмитриева Н. А. В поисках гармонии. Искусствоведческие работы разных лет. — М.: Прогресс-Традиция, 2009. — 584 с.
13. Зуммер В. Система Библейских композиций А. Иванова // Искусство. — 1914. — № 7-12. С. 13-17.
14. Зуммер В. О вере и храме Ал. Иванова. — Киев: Издание журнала «Христианская мысль», 1918.
15. История культуры стран Западной Европы в Эпоху Возрождения / Под ред. Л. М. Брагиной. — М.: Высшая школа, 2001.
16. История русского и советского искусства : Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Д.В. Сарабьянова. — М.: Высшая школа, 1979. — 383 с.
17. Маркина Л. А. Александр Иванов. Очерк творчества. // В книге «Александр Андреевич Иванов» (издание Государственной Третьяковской галереи, 264 с.). — М.: СканРус, 2006. — С. 9-18.
18. Машковцев Н. Творческий путь Александра Иванова // Аполлон. — 1916. — № 6-7. — С.1-39.
19. Новицкий А. Опыт полной биографии А.А. Иванова. М., 1895. - 345 с.
20. Перова Д. Александр Андреевич Иванов (Великие художники, том 39). — М.: Директмедиа Паблишинг и Комсомольская правда, 2010. — 48 с.
21. Поликаров В. П. Философские предпосылки творчества А. Иванова // Советское искусствознание’74. — М.: Советский художник, 1975. — С.177-199.
22. Ракова М. А. Иванов. — М.: Искусство, 1960. — 54 с.
23. Степанова С. С. Русская живопись эпохи Карла Брюллова и Александра Иванова. Личность и художественный процесс. — CПб.: Искусство-СПб, 2011. — 287 с.
24. Ульянинская А. И. История создания картины А. А. Иванова «Явление Христа Марии Магдалине». // В книге «Материалы и исследования», т. 1 (издание Государственной Третьяковской галереи, 268 с.). — М., 1956. — С. 97—110.
25. Философов Д. В. Иванов и Васнецов в оценке Александра Бенуа // Мир искусства. — 1901. — № 10. — С.217-233.
26. Хроника жизни и творчества. // В книге «Александр Андреевич Иванов» (издание Государственной Третьяковской галереи, 264 с.). — М.: СканРус, 2006. — С. 225—247.
27. Цомакион А. И. Александр Иванов. Его жизнь и художественная деятельность. — М.: Проспект, 2014. — 108 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности стиля присутствуют в живописном произведении А. А. Иванова "Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения"?
Живописное произведение А. А. Иванова "Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения" отличается отличается высокой степенью образности и стилизации. Художник создал монументальную композицию, в которой главная фигура - Мария Магдалина - выделяется своей живостью и силой выражения. Основной цветовой гаммой произведения являются темные тона, которые создают атмосферу таинственности и загадочности. Стилистика произведения сочетает классические приемы и сюжетные мотивы с элементами романтизма и мистики.
Какие символические значения имеют представленные в произведении цвета?
В живописном произведении А. А. Иванова "Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения" цвета играют важную символическую роль. Черный цвет, присутствующий в основе композиции, символизирует смерть и тайны тьмы. Он выделяет фигуру Марии Магдалины и придает ей особую силу и выразительность. Красный цвет на платье Марии Магдалины отражает ее страсть и преданность. Белый цвет, присутствующий в светах и небесных лучах, символизирует чистоту и свет воскресения. Комбинация этих цветов создает атмосферу священности и духовности.
Какой художественный стиль представлен в произведении А. А. Иванова "Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения"?
Живописное произведение А. А. Иванова "Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения" можно отнести к художественному стилю романтизма. В произведении присутствуют типичные для романтизма черты, такие как представление идеала идеального мира, стремление к возвышенности и мистическому. Однако, работа также отличается от классического романтизма, имея более мрачные и мистические тона, а также символическую глубину и необычную композицию.
Какие основные черты можно выделить в живописном произведении "Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения"?
Основными чертами данного произведения являются использование яркой цветовой гаммы, глубокой символики и мистической атмосферы.
Каким образом автор передал основную идею произведения?
Автор передал основную идею через изображение воскресшего Христа и Марии Магдалины, которые символически олицетворяют духовное возрождение и взаимосвязь человека с высшей силой.
Какое впечатление создает живописное произведение на зрителя?
Живописное произведение создает впечатление таинственности и возвышенности, оно захватывает взгляд и вызывает эмоциональный отклик у зрителя.
Какие элементы композиции существенны для понимания произведения?
Для понимания произведения существенными элементами композиции являются центральные фигуры Христа и Марии Магдалины, а также использование светотени и особенностей линий и форм.
Как автор использовал цветовую гамму в произведении?
Автор использовал яркую цветовую гамму с сочетанием контрастных цветов, таких как красный и зеленый, чтобы выразить сходство и различие между Христом и Марией Магдалиной.
Какое живописное произведение Иванова А.А. будет анализироваться?
В статье будет проведен образно-стилистический анализ живописного произведения Иванова А.А. под названием "Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения" (ГРМ, 1835).
Какой стиль использовал Иванов А.А. в своем живописном произведении?
В своем живописном произведении "Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения" Иванов А.А. использовал романтический стиль искусства.