Философия Аристотеля. Критика теории идей Платона
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 06.04.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Философские идеи Аристотеля 5
Заключение 15
Список использованной литературы 17
Рассуждая о справедливости, Аристотель определяет ее как некую «полную» или «совершенную» добродетель. Во-первых, справедливость как совершенная добродетель предполагает, что любая иная добродетель также есть справедливость, в том или ином виде. Во-вторых, полнота здесь обусловлено тем, что обладая этой добродетелью, можно обращать ее на другого. Эти два аспекта определения справедливости тесно взаимосвязаны. Специфику этой взаимосвязи можно понять, рассмотрев два значения справедливости, приводимые Аристотелем: «Ведь если справедливое – это то, что велит делать закон, а закон приказывает исполнять все добродетели, то поступающий справедливо в соответствии с требованиями закона достигнет совершенного достоинства, так что справедливый и справедливость – это некая совершенная добродетель». Однако другая сторона справедливости – это «некая середина между излишеством и нехваткой, между многим и малым; несправедливый, совершая несправедливость, имеет больше, а терпящий несправедливость, подвергаясь ей, имеет меньше». Таким образом, справедливость реализует контроль над распределением благ в полисе, не позволяя присваивать чужое, отстаивая равные возможности каждого. Различая два вида справедливости, распределительную и обменную, философ определяет для них два рода пропорций, геометрическую и арифметическую, соответственно. Также дифференцированно Аристотель подходит и к определению такой ключевой добродетели гражданина полиса, как мужество.Аристотель перечисляет существующие виды мужества.В первую очередь, это политическое мужество, которое заключается в том, что граждане полиса проявляют стойкость перед лицом опасностей, при этом истинное мужество изначально проявляется как врожденное качеств, а не по принуждению.Во-вторых, мужеством Аристотель полагает опыт и знание.В-третьих, «мужественные действуют из-за прекрасного, а яростный дух способствует им в этом ... Но самым естественным для мужества – быть таковым в силу яростного духа вместе с сознательным выбором и тем «ради чего».В-четвертых, существует вид «аффективного» мужества, когда человек действует в гневе. В-пятых, самонадеянные или не ведающие опасности, которые «полагаются на самого себя в силу привычки, а не рассуждения».Таким образом, можно констатировать, что в понимании Аристотеля, существует мужество по определению и есть подвиды этой добродетели, реализуемые ситуативно. ЗаключениеВ данной работе были рассмотрены основные философские идеи Аристотеля, а также обозначены наиболее важные точки расхождения его воззрений со взглядами другого крупного философа периода античности – Платона.На основании проведенного исследования можно сделать ряд выводов.Учение Аристотеля стало синтезом всех предшествующих достижений античной полисной культуры и духовной платформой культуры эллинизма. Можно констатировать, что этическое и политическое интерпретируются Аристотелем в контексте полисной организации жизни Древней Греции и предстают как неотъемлемые качества гражданина.Осмысление морали Аристотеля формировалось в рамках полисной модели цивилизации Древней Греции. В античности полис являлся смыслообразующим понятием, обуславливавшим специфику мировоззрения древних греков. В рамках полисного миропонимания высшую ценность имели гражданственные свойства личности, ориентированные на благо полиса.Аристотель интерпретировал мораль, как некую совокупность правильных поступков, сделанных добродетельным гражданином. Из этого следует, что понимание морали у Аристотеля имеет количественный, описательный и прикладной характер. Мораль – это качество добродетельного человека-гражданина и сумма совершенных им добродетельных поступков. Совершая следующий шаг в рассуждении, Аристотель вычленяет само понятие добродетельного поступка, отчуждая его от личности, который совершает данный поступок и трансформирует его в умозрительное самотождественное понятие.Интерпретация морали как добродетельной личности имеет естественное продолжение в ее понимании как сумме совершенных норм и поступков, следование которым признается моральным. Этика Аристотеля являлась адекватным обобщением моральной действительности античного периода, когда общественные отношения носили характер личных зависимостей. Понимание Аристотелем морали воплощало стремление зафиксировать добродетельное поведение человека, которое являлась гарантом устойчивости и стабильности социума.Справедливость является феноменом социальной реальности. В философии Аристотеля справедливость определяется как должное положение вещей, которое взаимосвязано с понятием равенства, поскольку справедливость реализуется в равном распределении тех или иных благ. Категория справедливости входит в поле права и развивается в правовом поле, поскольку именно право обеспечивает действительное воплощение справедливости, реализуемое в конкретных реальных действиях. Аристотель различал два вида справедливости, распределительную и обменную, для которых также характерны два рода пропорций, геометрическая и арифметическая.Выделяя несколько типов мужества, важнейшим из них Аристотель признает мужество политическое, поскольку данная добродетель в понимании философа является основополагающей характеристикой гражданина.Во взглядах на основополагающие принципы мироздания Платон кардинально расходился с Аристотелем, который около 20 лет был учеником и последователем Платона. Главные расхождения Аристотеля и Платона затрагивают вопросы категории бытия и сущего, а также основы идеального государственного и общественного устройства.Список использованной литературыАристотель. Большая этика / Аристотель. // Сочинения: в 4 т.: т. 4. – Москва : Мысль, 1983. – С. 205-375.Аристотель. Никомахова этика / Аристотель // Сочинения: в 4 т.: т. 4. – Москва : Мысль, 1983. – С. 53-295.Аристотель. Политика / Аристотель // Сочинения в 4 т., т. 4. – Москва : Мысль, 1983. – С. 375-645.Аристотель. Поэтика / Аристотель // Собрание сочинений в 4 т., т. 4. (Философское наследие) – Москва : АН СССР; Мысль, 1983. – С. 645-681.Кессиди Ф. От мифа к логосу: становление греческой философии / Ф. Кессиди – Москва : Мысль, 1972. – 360 с.Пионткевич Л. Ю. Добродетель в контексте учения Аристотеля о справедливости / Л.Ю. Пионткевич // Известия Саратовского университета. – 2014. - № 4. – С. 47-52.Платон. Государство / Платон // Древнегреческая философия. От Платона до Аристотеля: сочинения. – Харьков : Фолио; Москва : ООО «Издательство АСТ», 1999. – С. 91-438.Развитие науки и техники в античном мире (Древняя Греция и Древний Рим) / под рук. В.В. Запария // Научно-аналитический отчет о результатах исследований в рамках Государственного контракта № П320 «История и философия науки и техники». – Екатеринбург, 2011. – С. 59-69.
2. Аристотель. Никомахова этика / Аристотель // Сочинения: в 4 т.: т. 4. – Москва : Мысль, 1983. – С. 53-295.
3. Аристотель. Политика / Аристотель // Сочинения в 4 т., т. 4. – Москва : Мысль, 1983. – С. 375-645.
4. Аристотель. Поэтика / Аристотель // Собрание сочинений в 4 т., т. 4. (Философское наследие) – Москва : АН СССР; Мысль, 1983. – С. 645-681.
5. Кессиди Ф. От мифа к логосу: становление греческой философии / Ф. Кессиди – Москва : Мысль, 1972. – 360 с.
6. Пионткевич Л. Ю. Добродетель в контексте учения Аристотеля о справедливости / Л.Ю. Пионткевич // Известия Саратовского университета. – 2014. - № 4. – С. 47-52.
7. Платон. Государство / Платон // Древнегреческая философия. От Платона до Аристотеля: сочинения. – Харьков : Фолио; Москва : ООО «Издательство АСТ», 1999. – С. 91-438.
8. Развитие науки и техники в античном мире (Древняя Греция и Древний Рим) / под рук. В.В. Запария // Научно-аналитический отчет о результатах исследований в рамках Государственного контракта № П320 «История и философия науки и техники». – Екатеринбург, 2011. – С. 59-69.
Вопрос-ответ:
Какой взгляд на теорию идей Платона высказывает Аристотель?
Аристотель критикует теорию идей Платона. Он считает, что идеи Платона не могут существовать отдельно от вещей, а являются лишь их общими характеристиками. Для Аристотеля, реальность состоит из конкретных вещей, а не абстрактных идей.
Как Аристотель определяет справедливость?
Аристотель определяет справедливость как некую полную или совершенную добродетель. Для него справедливость предполагает, что любая другая добродетель также включает в себя справедливость в какой-то форме. Он считает, что справедливость является основой для других добродетелей и имеет первостепенное значение в этической системе.
Почему справедливость считается полной или совершенной добродетелью для Аристотеля?
Справедливость считается полной или совершенной добродетелью для Аристотеля, потому что обладая этой добродетелью, можно применять ее к другим людям. Имея справедливость, человек может правильно распределить блага и справедливо относиться к другим. Таким образом, справедливость является не только основой этики, но и ключевой характеристикой для достижения полноценной жизни.
Какие аспекты определения справедливости Аристотеля тесно связаны между собой?
В определении справедливости Аристотеля два аспекта - это полнота и включение других добродетелей. Полнота обусловлена тем, что человек, обладая справедливостью, может применять ее к другим. Таким образом, полная справедливость несет в себе возможность правильного распределения благ. При этом, справедливость также включает в себя другие добродетели, она является основой и предпосылкой для других этических качеств.
Как Аристотель определяет справедливость?
Аристотель определяет справедливость как некую полную или совершенную добродетель.
Каковы основные аспекты определения справедливости Аристотелем?
Основные аспекты определения справедливости Аристотелем включают в себя то, что любая другая добродетель также есть справедливость, а также то, что обладая этой добродетелью можно обращать ее на другого.
Что предполагает справедливость как совершенная добродетель?
Справедливость как совершенная добродетель предполагает то, что она полна и совершенна, и любая иная добродетель также может быть рассмотрена как справедливость в том или ином виде.
Как тесно связаны два аспекта определения справедливости Аристотелем?
Два аспекта определения справедливости Аристотелем тесно связаны, так как полнота справедливости обусловлена тем, что обладая этой добродетелью можно обращать ее на другого, а любая другая добродетель также может быть рассмотрена как справедливость в том или ином виде.