внешние функции советского государства в 1920е годы
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 09.04.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1.Генуэзская конференция. Приоритетные задачи Советского государства в отношениях с Европой и Англией 5
1.1.Генуэзская конференция 5
1.2.Отношения с Англией 11
Глава 2.Задачи Советского государства в выстраивании отношений с Германией 20
Глава 3.Задачи Советского государства в выстраивании отношений с восточными странами 28
Заключение 33
Список литературы 34
Для России договор имел скорее оборонительный характер: он автоматически предотвращал создание какого-либо единого капиталистического фронта, враждебного по отношению к Советской России, поскольку, что бы ни случилось, Германия всегда была бы недостающим звеном в таком проекте. Другими словами, Германия была нейтрализована, и, как подчеркивает историк, после 1922 г. Советы никогда не просили ничего от Германии, кроме нейтралитета. Однако, Рапалльский договор имел еще одну очень важную политическую сторону. Самим своим существованием он подразумевал то, что Советская Россия не станет вести в отношении Германии политики, направленной на разжигание революции в этой стране, в стране, на которую изначально возлагались самые большие революционные надежды, в которой существовала самая большая компартия после российской. Однако, 1923 год, как казалось, дал новые надежды советским руководителям па развитие мировой революции и стал годом своего рода испытания для советско-германских отношений.Л. Кохан, кстати, ничего не говорит о прямом участии русских в революционных событиях в Германии. Советское правительство по понятным причинам не желало вступления Германии в Лигу наций. В последней декаде сентября 1924 г. Литвинов в своих беседах с временным поверенным в делах Германии в СССР Радовицем указывал на то, что вступление Германии в Лигу повредит дружественным отношениям между двумя странами и может нанести ущерб интересам самой Германии.17 октября того же года он передал Радовицу предложение советского правительства "заключить с германским правительством формальное соглашение, по которому ни одна сторона не имела бы права вступать в Лигу без согласия другой". После того, как Германия проинформировала Москву о своем заявлении на членство в Лиге наций, советская дипломатия немедленно выдвинула инициативу заключения двустороннего соглашения, и первые совещания на эту тему состоялись уже в декабре 1924 года. 25 декабря 1924 г, Чичерин сделал официальное нредложение о заключении между СССР и Германией политического соглашения, по которому договаривающиеся стороны брали на себя обязательство не вступать "ни в политические, ни в экономические блоки без ведома другой стороны.И Советская Россия - СССР и Германия являлись государствами, внешняя политика которых не могла не влиять на развитие международной обстановки в Европе в целом. Их двусторонние отношения в изучаемый период являлись фактором, подвергавшим серьезному изменению политику ведущих государств мира к этим двум "париям", заметно поднимая их статус в международном сообществе. В изучаемый период советскому государству удалось добиться от Германии, крупной европейской держаны, стать первым равноправным партнером России, подписав договор в Рапалло. Несмотря па политику Великобритании, употребившей все искусство своих дипломатов на то, чтобы разорвать связывавшие Советский Союз и Германию партнерские отношения, Москве удалось сохранить и укрепить это партнерство, свидетельством чему явилось заключение Берлинского договора. Он явился крупной дипломатической победой советской дипломатии. С его подписанием советская сторона добилась нейтрализации неблагожелательных для Советского Союза последствий вступления Германии в Лигу наций и разрушила планы Великобритании на полную изоляцию СССР. Советский Союз упрочил свое место на международной арене, а Берлинский договор стал толчком к ведению активной внешней политики с целью заключения двусторонних соглашений со странами, дружественные отношения с которыми Советскому государству в конкретной исторической обстановке были наиболее желательны.Подводя итог рассмотрению деятельности советской дипломатии на международных конференциях 1922-1923 гг., необходимо отметить, что события, связанные с подготовкой и проведением международной экономической конференции в Генуе, а также с ее продолжением в Гааге, показали, что Советская Россия являлась необходимым недостающим элементом в системе европейской политики и экономики. Советским представителям удалось отстоять позиции молодой республики, с честью выйдя из сложнейших переговоров, закончившихся провалом по вине делегатов от капиталистических государств. Тот факт, что результаты конференции в Лозанне шли вразрез с государственными интересами Советского Союза, не подвергает сомнению утверждение, что само по себе участие советского государства в этом мировом форуме свидетельствовало о значительном укреплении его позиций в международном сообществе. Глава 3.Задачи Советского государства в выстраивании отношений с восточными странамиРешительный поворот в советской политике в отношении Ирана совпал со значительными победами большевиков в Центральной Азии и на Кавказе и с подъемом национально-освободительного движения непосредственно в Персии. Наибольшее значение имело взятие Красной Армией Баку, в котором 30 апреля 1920 г. было провозглашено создание Советской Республики Азербайджан.26 февраля 1921 г. в Москве был подписан Советско-Иранский договор. Советско-иранский договор 1921 г. представлял собой знаменательный и далеко не однозначный документ. Участники договора заявляли, что каждая из сторон "отказывается и будет строго воздерживаться от вмешательства во внутренние дела другой стороны"(ст. IV).Правительство РСФСР отказалось от всех прав на займы, предоставленные Ирану царским правительством, объявляло эти займы не действительными и не подлежащими оплате (ст. VIII). Денежные суммы, ценности, все движимое и недвижимое имущество Учетно-ссудного банка Персии, находящееся на иранской территории, передавалось в полное владение персидского народа (ст. IX). Отвергая политику империалистических держав, использующих строительство дорог и телеграфных линий в других странах в своих колонизаторских целях, и "желая дать персидскому народу возможность свободного распоряжения средствами сообщений и сношений", Советское правительство по статье X договора безвозмездно передавало Ирану ранее принадлежавшие России: две шоссейные дороги со всеми относящимися к ним землями, постройками и инвентарем; две железнодорожные линии со всеми постройками, подвижным составом и имуществом; все телеграфные и телефонные линии со всем имуществом, зданиями и инвентарем; пристани, товарные склады, пароходы, баржи и т.п. на Урмийскомозере а также порт Энзели с товарными складами, электрической станцией и другими постройками. Советское правительство отказывалось от всех концессий, как уже осуществленных, так и не приведенных в исполнение, от земельных участков, полученных на основании этих концессий (ст. XII). Со своей стороны Тегеранское правительство брало на себя обязательство не передавать возвращенные Советской Россией имущество и концессии "во владение, распоряжение или пользование никакому третьему государству, или его гражданам, сохраняя все указанные права за собой на благо персидского народа"(ст. XIII). Договор подтверждал заявления Советского правительства об отказе от консульской юрисдикции (ст. XVI). Он отменял ограчение прав Ирана иметь флот на Каспийском море (ст. XI), РСФСР и Иран соглашались признавать и соблюдать границу между двумя странами, установленную разграничительной комиссией в 1881 г.Обе стороны уделили большое внимание развитию торговых отношений. Решено было разработать особую торговую конвенцию, которая определит порядок ввоза и вывоза товаров и их оплаты, а так же порядок взимания и размеры таможенных пошлин, налагаемых Ираном на русские товары (ст. XIX). Страны предоставляли друг другу право транзита товаров через свою территорию (ст. XX). Признавая большое значение рыбных промыслов южного побережья Каспийского моря для снабжения Советской России, иранское правительство выразило готовность заключить соглашение с продовольственными организациями РСФСР об условиях их эксплуатации. До выработки соглашения иранское правительство обязывалось обсудить возможности снабжения РСФСР продукцией рыбных промыслов (ст. XIV). Учитывая стратегическое но отношению к России положение Персии, Советское правительство настояло на включении в договор статьи VI, предусматривавшей, что "в случае, если со стороны третьих стран будут иметь место попытки путем вооруженного вмешательства осуществлять на территории Персии захватную политику" и если иранское правительство "само не окажется в силе отвратить эту опасность. Российское советское правительство будет иметь право ввести свои войска на территорию Персии". Статья VII давала советскому руководству право потребовать от правительства Ирана устранения из экипажей кораблей иранского флота граждан третьих государств, использующих свое пребывание на иранских судах в недружелюбных по отношению к Советской России целях.Советско-иранский договор зафиксировал отказ российского правительства от права экстерриториальности, консульской юрисдикции и других привилегий, которыми в прошлом пользовались в Иране русские подданные.Советско-иранские отношения изучаемого периода отличались противоречивостью, которая в определенной мере отразилась уже в тексте договора 1921 г. С одной стороны, желание иметь на своих южных границах дружески настроенное государство заставляло советскую сторону идти на многие уступки, но, с другой стороны, существование британской угрозы советским интересам на Востоке, а также политическая, экономическая и военная слабость Персии предоставляли советскому государству возможность действовать решительно и добиваться своих целей методами прямого давления.В силу своего геофизического положения Персия всегда являлась местом столкновения интересов России и Великобритании, В изучаемый период молодой советской республике благодаря продуманной внешнеполитической линии удалось значительно снизить британское влияние в Иране, основательно укрепив, при этом, свои собственные позиции.В последний день февраля 1921 г, в Москве был подписан знаменательный документ - советско-афганский договор о дружбе. Он явился закономерным итогом предшествующей политики Советского правительства и развития событий в самом Афганистане, который в XIX веке был превращен Англией в "закрытую страну", лишенную возможности поддерживать отношения с внешним миром. По соглашению 1907 г. с Великобританией царская Россия признала Афганистан вне сферы русского влияния и обязалась пользоваться для всех своих политических сношений с Афганистаном посредничеством британского правительства. Ленинский декрет о мире, аннулировавший англо-русское соглашение 1907 г., означал, что Советское правительство считает Афганистан суверенным государством и готово установить с ним равноправные дружественные отношения.Укреплению сотрудничества между двумя странами должно было содействовать установление нормальных экономических отношений. После прибытия в Кабул летом 1924 г. нового советского полпреда Л.М. Старка, в афганской столице начались предварительные переговоры о заключении торгового договора, организации банка, оказании советской помощи в экономическом строительстве Афганистана. С 1925 г. значительно увеличился оборот советско-афганской торговли. В Кабул, Герат и Мазар-и-Шериф прибыли советские торговые представители. На нижегородской ярмарке было широко представлено афганское купечество. Повышению объемов торговли способствовало понижение ввозного тарифа на афганские товары и установление советской стороной безлицензионного ввозного и вывозного режима на северо-афганской границе по широкому списку товаров. Укреплению двусторонних связей способствовало и пребывание в Афганистане советских гражданских и военных специалистов и консультантов: инженеров, врачей, техников, а также посылка афганской молодежи в советские учебные заведения. Дружественные отношения между двумя странами развивались по нарастающей, причем советская сторона как можно чаще показывала миролюбивый характер своей политики. Так, в пользу Афганистана был решен давний территориальный спор из-за острова Урта-Тугай на Аму-Дарье. Однако, наиболее важным соглашением, подписанным между двумя странами, явился "Договор о нейтралитете и взаимном ненападении" от 31 августа 1926 г.'' По условиям договора стороны обязались соблюдать нейтралитет, если бы одна из них оказалась вовлеченной в военный конфликт с третьей стороной.Советско-афганские отношения изучаемого периода не были гладкими и развивались в борьбе государственных интересов двух стран. Учитывая фактор соперничества с Великобританией, пытавшейся всеми способами нейтрализовать советскую внешнеполитическую активность в Афганистане и в Центральной Азии вообще, молодой советской республике приходилось мобилизовать все ресурсы, и политические, и военные, чтобы отстаивать при взаимоотношении с Афганистаном свои позиции в этом регионе. Благодаря продуманной внешнеполитической линии, советскому государству к середине 1920-х годов удалось значительно укрепить свои позиции, как в Афганистане, так и в центрально-азиатском регионе в целом. Новый договор с Афганистаном явился безусловной победой советской дипломатии. Он явился одним из важных элементов советской системы противовеса проводимой с подачи Великобритании европейскими державами политике Локарно, обезопасив центрально-азиатские границы советского государства.ЗаключениеТаким образом, в 20-е годы перед Советском государством стояла задача укрепления внешнеполитических позиций.Для реализации этой цели использовались различные дипломатические методы, в частности, Советской России пришлось столкнуться с попытками западных держав уничтожить советскую власть вооруженным путем, с одной стороны, и внутренними фактоами развития советского государства - с другой. НО все же, даже в условиях внутренней нестабильности Советской России посредством дипломатии удалось постепенно наладить мирные отношения с другими государствами.Советской дипломатии удалось умело сочетать политико-идеологические интересы правящей партии с геополитическими и экономическими интересами государства. Достаточно непросто складывались отношения Советской России и Великобритании, однако успехом стало заключение Торгового соглашения между этими государствами.Неровный характер был присущ курсу развития отношений с Германией, но все же, достижения Генуэзской конференции позволили Советской России не утратить преимущества во внешней политике. Важен был и восточный вектор развития внешней политики. Благодаря этому вектору молодой советской дипломатии удалось в короткий срок добиться международно-правового признания Советского государства и вывести его на мировую арену в качестве полноправного субъекта международных отношений.Список литературыАртююв О. В. Советско-германские отношения в 1925-1933 гг : дис. ... канд. ист. наук / О. В. Артю-ков. - М. : [Б.и.], 2001. - 248 с. Ахтамазян А. А. Рапалльская политика. Советско-германские дипломатические отношения в 1922-1932 годах / А. А. Ахтамазян. - М. : Между-нар. отношения, 1974. - 303 с.Голотик С.И. Советская Россия в системе международных отношений в 20-е годы.// https://cyberleninka.ru/article/n/sovetskaya-rossiya-sssr-v-sisteme-mezhdunarodnyh-otnosheniy-v-20-e-ggГришин А.В. Внешняя политика Советского Государства в первой половине 1920-х годов по англо-американской исторической литературе и источникам: диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 [Электронный ресурс]Дух Рапалло. Советско-германские отношения: Сб. документов, 1925-1933 / под ред. А. Г. Севостьянова. - Екатеринбург; М. : Научно-просветительский центр «Университет», 1997. - 286 с.Киссинджер Г. Дипломатия. – М., 1997.Мерзлякова И.С., Киселева Н.А. Первые декреты советской власти как основа конституционного законодательства.// https://cyberleninka.ru/article/n/pervye-dekrety-sovetskoy-vlasti-kak-osnova-konstitutsionnogo-zakonodatelstvaНожкина, Н. В. Советско-германские экономические отношения межвоенного периода (1920-1941) / Н. В. Ножкина // Вестник МГУ Серия 6, Экономика. -1999. - N° 3. - С. 39-51.Роль Генуэзской конференции 1922 года и международных конференций 20-30-х гг. ХХ века в развитии международного финансового права // Евразийский юридический журнал. 2010. № 2 (21) Сидоров А.Ю., Клейменова Н.Е. История международных отношений. 1918-1939 гг. – М., 2008.
1. Артююв О. В. Советско-германские отношения в 1925-1933 гг : дис. ... канд. ист. наук / О. В. Артю-ков. - М. : [Б.и.], 2001. - 248 с.
2. Ахтамазян А. А. Рапалльская политика. Советско-германские дипломатические отношения в 1922-1932 годах / А. А. Ахтамазян. - М. : Между-нар. отношения, 1974. - 303 с.
3. Голотик С.И. Советская Россия в системе международных отношений в 20-е годы.// https://cyberleninka.ru/article/n/sovetskaya-rossiya-sssr-v-sisteme-mezhdunarodnyh-otnosheniy-v-20-e-gg
4. Гришин А.В. Внешняя политика Советского Государства в первой половине 1920-х годов по англо-американской исторической литературе и источникам: диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 [Электронный ресурс]
5. Дух Рапалло. Советско-германские отношения: Сб. документов, 1925-1933 / под ред. А. Г. Севостьянова. - Екатеринбург; М. : Научно-просветительский центр «Университет», 1997. - 286 с.
6. Киссинджер Г. Дипломатия. – М., 1997.
7. Мерзлякова И.С., Киселева Н.А. Первые декреты советской власти как основа конституционного законодательства.// https://cyberleninka.ru/article/n/pervye-dekrety-sovetskoy-vlasti-kak-osnova-konstitutsionnogo-zakonodatelstva
8. Ножкина, Н. В. Советско-германские экономические отношения межвоенного периода (1920-1941) / Н. В. Ножкина // Вестник МГУ Серия 6, Экономика. -1999. - N° 3. - С. 39-51.
9. Роль Генуэзской конференции 1922 года и международных конференций 20-30-х гг. ХХ века в развитии международного финансового права // Евразийский юридический журнал. 2010. № 2 (21)
10. Сидоров А.Ю., Клейменова Н.Е. История международных отношений. 1918-1939 гг. – М., 2008.