Развитие природоведческого словаря детей 4–5 лет в процессе опытов и экспериментов
Заказать уникальную курсовую работу- 90 90 страниц
- 51 + 51 источник
- Добавлена 07.11.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1 Теоретический аспект развития природоведческого словаря детей 4–5 лет в процессе опытов и экспериментов 10
1.1 Обогащение словаря как задача речевого развития дошкольного возраста 10
1.2 Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в процессе реализации ФГОС ДО 18
Вывод по главе 1 30
Глава 2 Практический аспект развития природоведческого словаря детей 4–5 лет в процессе опытов и экспериментов 32
2.1 Диагностика развития словаря у детей среднего дошкольного возраста 32
2.2 Комплекс занятий, направленный на развитие словаря детей среднего дошкольного возраста 37
2.3 Диагностика по результатам опытно-поисковой работы 40
Вывод по главе 2 41
Заключение 41
Список литературы 43
Приложения 47
Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый - грязный, светло - темно).Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).Обогащать и активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружаю- щем мире и обогащения тематики общения детей со взрослыми и сверстниками, организуя наблюдения, проблемные речевые ситуации, словесные игры, рассматривание иллюстраций, игрушек; Пополнять словарь точными глаголами, меткими прилагательными, используя фольклор, обобщающими наименованиями (игрушки, посуда, овощи, фрукты, мебель), наречиями (высоко - низко, далеко - близко), антонимами (добрый - злой, хороший - плохой); Побуждать свободно пользоваться словарным запасом, не опираясь на наглядно представленную ситуацию; Поощрять многочисленные детские вопросы о предметах и явлениях, их связях и отношениях, находить на них ответы, рассуждать вместе с детьми; Подводить к пониманию слов: «звук», «слово», «предложение».Расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце, стул — табурет — скамеечка, шуба — пальто — дубленка). Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.Обогащает словарь ребенка в связи с расширением ориентировки в окружающем (ознакомление с предметами быта, объектами природы, явлениями общественной жизни); Пополнять словарь словами, относящимися к разным частям речи (существительными, глаголами, прилагательными, наречиями), обобщающими словами (игрушки, животные, овощи); Активизировать использование антонимов; Активизировать в речи глаголы, использование которых организует синтаксическую структуру предложения и создает основу для порождения коротких текстов повествовательного характера (Я взял лопатку. Буду делать куличики.).Формирование грамматического строя речиПродолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао).Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.Приобщать детей к грамматически правильному построению высказываний в связи с обогащением словаря и расширением ситуаций общения (рассказы из своего опыта, по картинке, по игрушке, набору игрушек и др.); Побуждать грамматически правильно изменять новые слова, согласовывать их в предложении; образовывать некоторые трудные формы слов (родительный падеж множественного числа существительных: носков, гольфов, варежек), повелительное наклонение глаголов (нарисуй, спой, поскачи), формы глаголов (хотеть, лежать, ехать, бежать); Упражнять в правильном использовании предлогов (под, около, между); Активизировать словообразование наименований детенышей животных, предметов посуды и др., Обращать внимание на разные способы образования слов (сахарница, молочник, масленка); Способствовать использованию детьми сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, предложений с прямой и косвенной речью.Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать детям употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.Помогать получать из нераспространенных простых предложений распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).Побуждать грамматически правильно изменять новые названия предметов и игрушек, образовывая отдельные трудные формы слов (лошадок, ленточек, матрешек); Развивать понимание и употребление предлогов (в, на, за, под); Побуждать образовывать уменьшительно-ласкательные наименовании, использовать глаголы совершенного и несовершенного;Учить соотносить с игрушками и картинками названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе содействовать построению предложений разной грамматической структуры (Кукла спит в кроватке. Козочка щиплет травку. Лиса хитрая.).Формирование связной речиСовершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.Учить детей поддерживать разговор, инициативно высказываться, задавать вопросы; обобщать в речи свои представления об окружающем, внимательно слушать партнера в игре и других видах деятельности; При рассматривании картин, игрушек, предметов поощрять вопросы об интересующем ребенка явлении. Активизировать высказывания и суждения в форме небольшого текста (3-4 предложения-описания).Развивать диалогическую форму речи.Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе).Помогать доброжелательно общаться друг с другом.Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.Налаживать общение с ребенком на разнообразные темы: о событиях из его жизни об интересующих объектах и явлениях живой и неживой природы; Стимулировать инициативные высказывания детей, обращения ко взрослому с просьбами и предложениями (прочитать книгу, подписать рисунок, поиграть); Побуждать отвечать на вопросы при рассматривании предметов, игрушек, картин, иллюстраций. Привлекать к драматизации отрывков из знакомых сказок («Теремок», «Колобок», «Три медведя» и т.п.); Помогать строить высказывания, состоящие из 2-3 предложений.Ознакомление с художественной литературойПродолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению.Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.Формировать ценностного отношения к книге. Развивать понимание литературной речи, умения следить за развитием сюжета. Развивать у детей способность слушать литературные и фольклорные произведения различных жанров и тематики; эмоционально реагировать на их содержание; Использовать чтение книг как источник расширения и культурного обогащения мира ребенка представлениями о близком и далеком, о сказочных героях и их характерах, о реали- стических событиях, поступках взрослых и детей; учить детей следить за развитием действия в произведении; отвечать на вопросы на понимание прочитанного и обсуждать его; Привлекать детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании знакомых произведений, к их полной или частичной драматизации, выражению смысла художественного текста во внешних действиях; Использовать высокохудожественные иллюстрации как одно из основных опорных средств, позволяющих ребенку следить за развитием действия и понимать текст; Представляеть ребенку некоторые произведения без зрительной опоры с целью развития его воображения, умения слушать речь и воспринимать литературный язык; Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых и юмористических вариаций стихотворных текстов, в частности, произведений поэтического фольклора, различных импровизаций на основе литературных произведений; Обогащать литературными образами игровую, изобразительную деятельность детей, конструирование и др.; Знакомить детей, как с отдельными произведениями, так и с циклами, объединенными одними и теми же героями; начинать читать произведения несколько большего объема - чтение с продолжением на следующий день; Читать детям ежедневно, выбирая для этого удобное время и соответствующие произведения (перед сном, перед едой, на прогулке и др.); Вырабатывать ценностное отношение к книге - бережное обращение, стремление са- мостоятельно и повторно рассматривать иллюстрации, желание повторно послушать именно эту книгу; Способствовать вовлечению родителей в систематическое чтение в семье, рекомендовать посещение детских театров.Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные программой для первой младшей группы.Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации.Развивать у детей привычку к книге как постоянному элементу жизни, источнику ярких эмоций и поводу к позитивно окрашенному общению со взрослым. развивать у детей эмоциональную отзывчивость на литературные и фольклорные про- изведения и интерес к ним; Учиь слушать вместе с группой сверстников выразительное чтение или рассказывание взрослого; Учить детей следить за развитием действия в коротких стихотворениях, потешках, рассказах, сказках с наглядным сопровождением (картинки, игрушки, действия) и без него; пе- редавать словами, действиями, жестами содержание произведения; Помогать детям узнавать героев произведений и их действия при многократном чтении и рассказывании, драматизации, в иллюстрациях знакомых и незнакомых книг, в игрушках; Поддерживать стремление детей повторять ритмически организованные строки и воспроизводить небольшие стихотворения; Создавать условия, активизирующие самостоятельное рассматривание детьми книг, выражение своих впечатлений, узнавание в иллюстрациях знакомых произведений и их героев; Соотносить содержание произведений с личным опытом детей, с их повседневной жизнью и окружением, активно реагирует на высказывания детей по этому поводу; Помогать родителям в организации домашнего чтения, первоначальном знакомстве детей с театром.Приложение 2.Методика обследования по (Е. А. Стребелевой)1. Методика «Кто больше слов скажет».Цель: выявление уровня словарного запаса, умения подбирать синонимы.Ход обследования: воспитатель показывает детям картинку (белочка) и предлагает поиграть: сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру. Тем самым он дает детям простор для подбора слов разных частей речи и называния не только внешних черт персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки; запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок с длинным хвостом, любопытный.2. Методика «Скажи наоборот».Цель: диагностика умения подбирать слова, противоположные по смыслу.Оборудование: картинки с изображением предметов, имеющих противоположные признаки: здоровая – больная; чистые – грязные, белый – черный; толстая – тонкая; высокий – низкий.Ход обследования: ребенку предлагают поиграть, подобрав словапризнаки с противоположным значением. Например: «У одного мальчика чистые руки, а у другого – какие?»3. Методика «Назови одним словом».Цель: проверка умения обобщить одним словом предметы и изображения на картинках, сгруппированные по функциональному признаку. Игрушки – машинка, зайка, мишка, пирамидка, матрешка, картинки с изображением нескольких предметов: одежда и овощи.Ход обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки с изображением одежды и овощей, а также игрушки и назвать их одним словом.4. Методика «Покажи картинку».Цель: диагностика понимания ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках (употребления слов в правильном значении).Оборудование: картинки с изображением предметов, знакомых ребенку: шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт, ножницы.Ход обследования: перед ребенком раскладывают картинки, при этом речевая инструкция не соответствует последовательности разложенных картинок. Ребенок должен выбрать картинку среди других ориентируясь на следующие словесные инструкции: Покажи, что люди надевают на голову, когда идут на улицу. – «Что люди надевают на руки зимой?» – «Чем пришивают пуговицу?» – «Что нужно людям, чтобы лучше видеть?» – «Чем режут бумагу?» – «Что нужно взять на улицу, если идет дождь?» Фиксируется: выбор ребенком картинки в соответствии с ней, возможность называть предметы, изображенные на картине.Приложение 3Таблица 4 - Таблица данных констатирующей диагностикиФИО1 методика2 методика3 методика4 методикаВыс.Ср.Низ.Выс.Ср.Низ.Выс.Ср.Низ.Выс.Ср.Низ.Архипннко Анастасия+++++Акланова Татьяна++++Брежнев Артем++++Волошина Виктория++++Журавлев Денис++++Завадка Ольга++++Ежов Игорь++++Исупов Олег++++Колмыкова Елизаветта++++Пивнева Татьяна++++Петлюра Надежда++++Покрышкин Вадим++++Ребрикова Виктория++++Решедленко Виктор++++Самуйлов Михаил++++Самуйлова Екатерина++++Тыщенко Сергей++++Федосеева Дарья++++Флимонов Андрей++++Харченко Руслан++++Приложение 4Календарно-тематическое планированиеТема неделиДатаПервая половина дняОбразовательная деятельностьВторая половина дняI. «Весна. Пробуждение природы»03.04.Опыт «Что такое лед»04.04Опыт «Лед – твердая вода»05.04.Опыт «Прозрачность льда»06.04.Опыт «Вода и снег»07.04.Опыт «Таяние и замерзание воды»II. «Воздух и его роль в жизни человека и растений»10.04Опыт «Где спрятался воздух?»11.04.Опыт «Как увидеть воздух?»12.04.Опыт «Воздух-невидимка»13.04.Опыт «Имеет ли воздух вес?»14.04Опыт «Движение воздуха»III. « Лес – многоэтажный дом»17.04Опыт «Может ли растение дышать?»18.04Опыт «Что выделяет растение?»19.04Опыт «Где лучше расти?»20.04Опыт «На свету и в темноте»21.04Опыт «Нужен ли корешкам воздух?»IV. «Весна в природе»24.04.Опыт «Прятки»25.04.Опыт «Играем с красками».26.04.Опыт «Вода может иметь вкус, если…»27.04.Опыт «Солнечные зайчики»28.04.Опыт «Изготовление мыльных пузырей»Приложение 5Содержание занятийОпыты с пескомЦель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы;2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.3. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.4. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.5. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.Удивительный песокЦель: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку.Материалы и оборудование:3 стеклянные банки (первая – с сухим песком, вторая – с влажным песком, третья – с прозрачной водой), лопатка, пластинка, 3 оргстекла.Ход эксперимента:дети, вы любите бегать по песку босиком? Где его можно увидеть?Что такое песок? Из чего он состоит? Обследовать сухой песок пальцами; насыпать его на пластину, рассмотреть.Вывод: песок – это очень–очень мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера.Откуда берётся песокЦель: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением.Материалы и оборудование:камни, листы белой бумаги, лупа.Ход эксперимента:возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.- Как вы думаете, что это сыплется?- Возьмите лупы, рассмотрите это.- Как мы получили песок?- Как в природе появляется песок?Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.Из чего состоит песокЦель:рассмотреть форму песчинок.Материалы и оборудование:стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.Ход эксперимента:Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.- Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)- Как выглядят песчинки?- Похожи ли песчинки одна на другую?- Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые неприлипают друг к другу.Легко ли сыпется песокЦель: познакомить со свойством сухого песка - сыпучестью.Материалы и оборудование:подносы с песком.Ход эксперимента:Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой.- Легко ли он сыпется?Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.Куда исчезла водаЦель:показать, что песок хорошо пропускает воду.Материалы и оборудование:стаканчики с песком и водой.Ход эксперимента:в стаканчик с песком нальём воды. Потрогаем песок.- Каким он стал?- Куда исчезла вода?Вывод: вода быстро впитывается в песок.Лепим из пескаЦель: познакомить детей со свойствами мокрого пескаМатериалы и оборудование:подносы с мокрым песком.Ход эксперимента: попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания- Что происходит с поделками из песка после высыхания?Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.Мокрый песок принимает любую нужную форму Цель: показать, что мокрый песок не пересыпается, может принимать любую форму, которая сохраняется до его высыхания.Материалы и оборудование:поднос с мокрым песком, различные формочки.Ход эксперимента:насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.- Какие фигурки получились?- Из какого песка удалось сделать фигурки?Вывод: мокрый песок принимает любую форму.На мокром песке остаются следы, отпечаткиЦель:закрепить представления детей о свойствах песка, развивать наблюдательность.Материалы и оборудование:подносы с мокрым и сухим песком.Ход эксперимента:предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек.- Хорошо видны отпечатки?Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек.- Теперь получается? (Посмотрите, виден каждый пальчик)Вывод: на мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.Песочная страна (рисование сухим песком)Цель:показать нетрадиционную технику рисование.Материалы и оборудование:сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.Ход эксперимента:предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок.- Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось.Вывод: Сухим песком можно рисовать.Солнечная лаборатория.Цель:Показать, предметы, какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце.Материалы и оборудование:листы бумаги разных цветов, в том числебелого и черного цвета. Ходэксперимента:Разложить на окне, на солнышке листы бумаги разных цветов (среди которых должны быть листы белого и черного цвета). Пусть они греются на солнышке. Попросите детей потрогать эти листы. Какой лист будет самым горячим? Какой самым холодным?Вывод:Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Вот почему грязный снег тает быстрее чистого.Солнечные зайчикиЦель: познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.Материалы и оборудование: зеркало, баночка с водой, пластина из нержавеющей стали.Ход эксперимента:Рыхлый снег темнее в марте,Тают льдинки на окнеЗайчик бегает по парте.И по карте на стене.- Поиграем с зеркалом? Зеркало и другие блестящие предметы отражают солнечные лучи. Сейчас мы в этом убедимся.Дети ловят зеркалом луч солнца и направляют его отражениев любую сторону. Что происходит? (зеркало отражает солнечные лучи, меняя его наклон можно играть).Дети берут баночку с водой, «ловят» солнечные лучи (вода их отражает), если слегка пошевелить рукой – поверхность воды приходит в движение, «зайчики» начинают прыгать.Дети берут пластину из нержавеющей стали и повторяют эксперимент.Вывод: все блестящие предметы отражают свет и солнечные лучи.Эффект радугиЦель: показать, как расщепляется невидимый солнечный свет на отдельные цвета - воспроизвести эффект радуги.Материалы и оборудование: необходимое условие - ясный солнечный день. Миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.Ход эксперимента: поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, найдите положение, когда на нем появилась отраженная «радуга».Вывод: солнечный луч может «превращаться» вразноцветный, если он проходит сквозь капли воды.Цель: установить, как расстояние от солнцавлияет на температуру воздухаМатериалы и оборудование:два термометра, настольная лампа, длинная линейка.Ход эксперимента:Возьмите линейку и поместите один термометр на отметку 10 см, а второй термометр - на отметку 100 см. Поставьте настольную лампу у нулевой отметки линейки. Включите лампу. Через 10 мин. сравните показания обоих термометров. Ближний термометр показывает более высокую температуру.Термометр, который находится ближе к лампе, получает больше энергии, следовательно, нагревается сильнее. Вывод:Чемдальше распространяется свет от лампы, тем больше расходятся его лучи, они не могут сильно нагреть дальнийтермометр. С планетами происходит то же самое.Также можно на участке измерить температуру воздуха насолнечной стороне и в тени.Может ли растение дышать?Цель: выявит потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.Материалы и оборудование:комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.Ход эксперимента: взрослый спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, сто при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускают воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьямиВывод: Листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.Что выделяет растение?Цель: установит, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.Материалы и оборудование: большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.Ход эксперимента: взрослый предлагает детям выяснить, почему в лесу так приятно дышится. Дети предполагают, что растения выделяют кислород для дыхания человека. Предположение доказывают опытом: помещают внутрь высокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Ставят в теплое, светлое место (если растение дает кислород, в банке его должно стать больше). Через 1 -2 суток взрослый ставит перед детьми вопрос, как узнать, накопился ли в банке кислород (кислород горит). Наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после снятия крышки.Вывод: растения выделяют кислород.Во всех ли листьях есть питание?Цель: установить наличие в листьях питания для растений.Материалы и оборудование: кипяток, лист бегонии (обратная сторона окрашена в бордовый цвет), емкость белого цвета.Ход эксперимента: взрослый предлагает выяснить, есть ли питание в листьях, окрашенных не в зеленый цвет (у бегонии обратная сторона листа окрашена в бордовый цвет). Дети предполагают, что в этом листе нет питания. Взрослый предлагает де5тям поместить лист в кипящую воду, через 5 – 7 минут его рассмотреть, зарисовать результат.Вывод: лист становится зеленым, а вода изменяет окраску, следовательно, питание в листе есть.На свету и в темнотеЦель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.Материалы и оборудование: лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.Ход эксперимента: взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7 – 10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак.Вывод: через 7 – 10 дней вновь зарисовывают результат (лук на свету позеленел – значит в нем образовалось питание).Кому лучше?Цель: выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.Материалы и оборудование: два одинаковых черенка, емкость с водой, горшок с почвой, предметы ухода за растениями.Ход эксперимента: взрослый предлагает определить, могут ли растения долго жить без почвы (не могут); где они лучше растут – в воде или в почве. Дети помещают черенки герани в разные емкости – с водой, землей. Наблюдают за ними до появления первого нового листочка. Оформляют результаты опыта в дневнике наблюдений и в виде модели зависимости растений от почвы.Вывод: у растения в почве первый лист появился быстрее, растение лучше набирает силу; в воде растение слабее.Нужен ли корешкам воздух?Цель: выявит причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.Материалы и оборудование: емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.Ход эксперимента: дети выясняют, почему одно растение растет лучше другого. Рассматривают, определяют, что в одном горшке почва плотная, в другом – рыхлая. Почему плотная почва – хуже. Доказывают, погружая одинаковые комочки в воду (хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха). Уточняют, нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли помещают в прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корешкам, вторую оставляют без изменения, в третью – на поверхность воды наливают тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдают за изменениями проростков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей – растение гибнет).Вывод: воздух необходим для корешков, зарисовывают результаты. Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.Где лучше расти?Цель: установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.Материалы и оборудование: черенки традесканции, чернозем, глина с песком.Ход эксперимента: взрослый выбирает почву для посадки растений (чернозем, смесь глины с песком). Дети сажают два одинаковых черенка традесканции в разную почву. Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе в течение 2-3 недель (в глине растение не растет, в черноземе – растет хорошо). Пересаживают черенок из песочно-глинистой смеси в чернозем. Через две недели отмечают результат опыта (у растения отмечается хороший рост).Вывод: черноземная почва гораздо благоприятнее других почв.ЛабиринтЦель: установить, как растение ищет свет.Материалы и оборудование: картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном – отверстие.Ход эксперимента: в коробку помещают клубень, закрывают ее, ставят в теплое, но не жаркое место, отверстием к источнику света. Открывают коробку после появления из отверстия ростков картофеля. Рассматривают, отмечая их направления, цвет (ростки бледные, белые, искривленные в поисках света в одну сторону). Оставив коробку открытой, продолжают в течение недели наблюдать за изменение цвета и направлением ростков (ростки теперь тянутся в разные стороны, они позеленели).Вывод:Много света – растению хорошо, оно зеленое; мало света – растению плохо.Приложение 6Таблица 5 - Таблица данных контрольной диагностикиФИО1 методика2 методика3 методика4 методикаВыс.Ср.Низ.Выс.Ср.Низ.Выс.Ср.Низ.Выс.Ср.Низ.Архипннко Анастасия++++Акланова Татьяна++++Брежнев Артем++++Волошина Виктория++++Журавлев Денис+++Завадка Ольга++++Ежов Игорь++++Исупов Олег+++Колмыкова Елизаветта++++Пивнева Татьяна++++Петлюра Надежда++++Покрышкин Вадим++++Ребрикова Виктория++++Решедленко Виктор++++Самуйлов Михаил++++Самуйлова Екатерина++++Тыщенко Сергей++++Федосеева Дарья++++Флимонов Андрей++++Харченко Руслан++++Рисунок 2 - Показатели констатирующей диагностикиРисунок 3 - Показатели контрольной диагностики
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и общения родному языку дошкольников. М.: Просвещение, 1997. 400 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М.: Академия, 1999. 57 с.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М.: Мозаика-Синтез, 1999. 273 с.
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 256 с.
5. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 139 с.
6. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М.: Просвещение, 1982. 55 с.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Астрель, 2011. 352 с.
8. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2003. 243 с.
9. Выготский Л.С. Детская речь. М.: Педагогика, 2006. 94 с.
10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: Детство-Пресс, 2007. 192 с.
11. Гербова В.В. Учусь говорить. М.: Просвещение, 2003. 333 с.
12. Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. СПб.: Питер, 1998. 306 с.
13. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. М.: Педагогика, 1974. 184 с.
14. Доронова Т.Н. Из детства – в отрочество. М.: Просвещение, 2004. 218 с.
15. Иванова Н.П. Лексические упражнения в детском саду // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1980. 174 с. 52
16. Карпова С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 4-5 лет. СПб.: Речь, 2012. 144 с.
17. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М.: Советская Россия, 1973. 160 с.
18. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1995. 347 с.
19. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Синонимы. М.: ГНОМ и Д, 2005. 234 с.
20. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М.: Просвещение, 2004. 202 с.
21. Крупская Н.К. Дети – наше будущее. М.: Просвещение, 1975. 182 с.
22. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. М.: Просвещение, 1973. 187 с.
23. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М.: Наука, 2006. 310 с.
24. Леонтьев А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностанному. М.: Изд-во Москов. Ин-та, 1970. 305 с.
25. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Либроком, 2004. 216 с.
26. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. 302 с.
27. Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. 71 с.
28. Ляско Е.Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз. СПб.: Речь, 2010. 168 с.
29. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 64 с.
30. Микляева Н.В. Познавательное и речевое развитие дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2015. 136 с. 53
31. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей. // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1986. 464 с. 32.
32. Пиаже Ж.Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-пресс, 1994. 465 с.
33. Рождественская В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2002. 278 с.
34. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. 433 с.
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998. 119 с. 712 с.
36. Рудик О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. М.: ТЦ Сфера, 2009. 318 с.
37. Соловьева О.С. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. М.: Просвещение, 1966. 176 с.
38. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1984. 120 с.
39. Струнина Е.М. Лексическое развитие дошкольников. М.: Просвещение, 1984. 269 с.
40. Струнина Е.М., Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Владос, 2004. 267 с.
41. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М.: Просвещение, 1992. 111 с.
42. Ухина Л.А. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста: методическое пособие. МДОУ «Детский сад «Колосок» с. Красное», 2010. 118 с.
43. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2001. 256 с.
44. Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста. М.: ЛИНГВА-Центр, 2003. 114 с. 54
45. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образовательных учреждений. М.: Владос, 2004. 288 с.
46. Ушинский К. Д. Родное слово: Кн. Для учащихся // Собр. соч. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. 467 с.
47. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2004. 240 с.
48. Чуковский К.И. От двух до пяти. Живой как жизнь. М.: Детская литература, 1968. 218 с.
49. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем детстве. М.: Педагогика, 1979. 316 с.
50. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1995. 560 с.
51. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2007. 194 с.
Вопрос-ответ:
Каким образом можно развивать природоведческий словарь у детей 4-5 лет через опыты и эксперименты?
Развитие природоведческого словаря у детей 4-5 лет можно осуществлять через проведение различных опытов и экспериментов, где они могут наблюдать и изучать природные явления и объекты во время активной практической деятельности. В процессе опытов дети будут сталкиваться с новыми понятиями и терминами, которые могут включить в свой словарный запас.
Какая задача речевого развития дошкольного возраста связана с обогащением природоведческого словаря?
Обогащение природоведческого словаря является одной из задач речевого развития дошкольного возраста. Расширение словарного запаса помогает детям лучше описывать и объяснять явления и объекты природы, а также учиться использовать разнообразные научные термины и понятия.
Какая роль опытно-экспериментальной деятельности играет в развитии природоведческого словаря дошкольников?
Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в процессе реализации ФГОС ДО имеет большое значение для развития природоведческого словаря. В ходе опытов и экспериментов дети могут наблюдать, исследовать и объяснять различные явления природы, а также учиться использовать научные термины и понятия. Это помогает им развивать свою речь и логическое мышление.
Какими результатами можно сделать вывод по главе о теоретическом аспекте развития природоведческого словаря детей 4-5 лет в процессе опытов и экспериментов?
В процессе анализа теоретического аспекта развития природоведческого словаря детей 4-5 лет в процессе опытов и экспериментов, можно сделать вывод, что проведение активной практической деятельности с опытами и экспериментами является эффективным способом развития словарного запаса и научных понятий у детей этого возраста.
Какие задачи ставятся перед развитием природоведческого словаря детей 4-5 лет?
Одной из задач развития природоведческого словаря детей 4-5 лет является обогащение словарного запаса в рамках речевого развития дошкольного возраста.
Чем характерна опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в процессе реализации ФГОС ДО?
В процессе реализации ФГОС ДО опытно-экспериментальная деятельность дошкольников направлена на развитие познавательных процессов, расширение представлений о мире, формирование наблюдательности и логического мышления.
Что можно сказать о развитии природоведческого словаря в процессе опытов и экспериментов у детей 4-5 лет?
В процессе опытов и экспериментов дети 4-5 лет активно пополняют и развивают свой природоведческий словарь, учатся использовать новые термины и понятия, формируют представления о свойствах и явлениях природы.
Что можно сделать для развития природоведческого словаря у детей 4-5 лет?
Для развития природоведческого словаря у детей 4-5 лет следует проводить разнообразные опыты и эксперименты, активно обсуждать их результаты, использовать новые термины и понятия, а также читать детям книги на природоведческую тематику.
В чем заключается практический аспект развития природоведческого словаря детей 4-5 лет?
Практический аспект развития природоведческого словаря детей 4-5 лет включает в себя проведение опытов и экспериментов, активное использование новых терминов и понятий в речи, а также формирование у детей представлений о свойствах и явлениях природы.