Человек как субъект, индивидуальность, личность»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 35 35 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 11.04.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Человек как субъект, индивидуальность, личность 5
1.1 Понимание человека как субъекта 5
1.2 Человек как индивидуальность 8
1.3 Подходы к изучению человека как личности 14
Глава 2. Эмпирическое исследование индивидуально-личностных свойств 25
2.1 Методы и организация исследования 25
2.2 Анализ результатов исследования 28
Заключение 35
Список использованных источников 37

Фрагмент для ознакомления

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивалась применением единых апробированных методик.
Диагностическое обследование типа темперамента проводилось при помощи следующих методик:
1. Тест «Психологический портрет педагога ДОУ»
Инструкция: данный тест поможет педагогу выявить собственный стиль воспитания и узнать о некоторых особенностях собственной нервной системы. Отвечая на вопросы, испытуемому надо не забывать, что «неправильных» ответов быть не может — могут быть лишь неискренние. Из трех вариантов ответа надо выбирать тот, который наиболее точно отражает мысли, чувства, реакции испытуемого, и отмечать его в соответствующей клетке бланка для ответов.
2. Тест «Формула темперамента».
Цель: выявление соотношения известных типов темперамента. Предложенная разработчиком формула дает возможность наглядно увидеть, насколько один тип доминирует над иным.
Инструкция: надо внимательно прочитать перечень свойств и отметить те свойства, которые, как испытуемый считает, присущи ему.
Интерпретация результатов:
В результате будет представлен процент положительных ответов по каждому типу темперамента.
Если относительный результат числа положительных ответов по некому типу составляет 40% и выше, значит, этот тип темперамента у испытуемого доминирующий.
Если данный результат составляет 30–39%, то качества этого типа выражены достаточно ярко.
Если результат 20–29%, то средне выражены.
При результате 10–19% можно утверждать, что черты данного типа темперамента выражены в малой степени [7].
3. Тест Трансактный анализ Э. Берна (Тест ребенок, взрослый, родитель).
Инструкция к тесту: испытуемому надо попробовать оценить, как сочетаются три «Я» в его поведении. Для этого нужно оценить приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.
4. Методика Ч. Спилбергера - Ю. Ханина даёт возможность изучить уровень как ситуативной тревожности, так и личностной. Она состоит из двух блоков, включающих в себя по 20 вопросов каждый. На русский язык методику перевёл и адаптировал Ю.Л. Ханин, поэтому ее название состоит из обеих фамилий. Блоки могут использоваться как вместе, так и по отдельности.
Цель методики: исследование уровня ситуативной тревожности, то есть уровня тревоги респондента на данный момент, и уровня личностной тревожности – устойчивой характеристики.
Методика состоит из двух частей: блока ситуативной тревожности (вопросы 1-20) и блока личностной тревожности (вопросы 21 -40). На вопросы первого блока респонденту предлагается выбрать один из следующих ответов: 1) нет 2) скорее нет 3) скорее да 4) да. На следующий блок вопросов варианты ответов таковы: 1) почти никогда 2) иногда 3) часто 4) почти всегда.
Обработка результатов проводится путем подсчета баллов. В методике есть как прямые вопросы, в которых за ответ №1 один даётся один балл, а за ответ №4 – четыре балла, так и обратные – за ответ №1 в таком вопросе ставится четыре балла, и за ответ №4 один балл, соответственно.
Прямые вопросы в первом блоке: №6, №7, №9, №12, №13, №14, №17, №18
Обратные вопросы в первом блоке: №1, №2, №5, №8, №10, №11, №15, №16, №19, №20
Прямые вопросы во втором блоке: № 22, №23, №24, №25, №28, №29, №31, №32, №34, №35, №37, №38, №40
Обратные вопросы во втором блоке: №21, №26, №27, №30, №36, №39
Минимальное количество баллов в каждой из шкал – 20, максимальное – 80.
Интерпретация результатов по каждой из шкал предполагает следующие данные: до 30 баллов – низкая тревожность, от 31 до 44 баллов – умеренная, 45 и более – высокая.
Сильно сниженный уровень (до 12 баллов) тревожности может говорить об апатичном либо депрессивном состоянии, а также в некоторых случаях респонденты с сильно повышенным уровнем тревожности могут получить низкий балл, так как ставят заведомо противоположные ответы, чтобы не показать свой истинный высокий уровень тревожности.
Сильно повышенный уровень тревожности может свидетельствовать о невротическом конфликте, или о существующем психосоматическом заболевании.
5. Опросник «Отношение к здоровью» (Р. А. Березовская)
Цель: оценка отношения к здоровью взрослого человека.
Инструкция:
Опросник включает десять вопросов. Каждому вопросу соответствует набор утверждений-ответов, с которыми испытуемый может согласиться, не согласится либо согласится частично. Каждое утверждение стоит оценить в соответствии с уровнем собственного согласия по шкале, где:
1 - совершенно неважно (никогда);
2 - не важно (практически никогда);
3 - скорее не важно, чем важно (редко);
4 - не могу ответить;
5 - скорее важно, чем нет (иногда);
6 - очень важно (часто);
7 - безусловно важно (всегда).
Выбранный испытуемым ответ надо обвести кружком. Нужно быть внимательным, для утверждения необходимо выбрать лишь один ответ.
Отвечать надо на все вопросы подряд, не пропуская. Не тратить много времени на обдумывание ответов. Дать тот ответ, который первым пришел в голову.
Нужно обратить внимание, что в вопросе 3 вариантов ответа не предусмотрено. Для ответа на него выделены несколько пустых строк. Кроме того, пустые строки оставлены для возможных дополнительных вариантов ответов на вопросы 8, 9 и 10.

2.2 Анализ результатов исследования

Диагностика психологического здоровья проводилась с помощью теста «Психологический портрет педагога ДОУ». Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1. – Результаты по тесту «Психологический портрет педагога ДОУ».
Уровень Приоритетные
ценности Психоэмоциональное
состояние Самооценка Стиль
воспитания Высокий 70% 80% 60% 70% Средний 20% 20% 30% 20% Низкий 10% - 10% 10%
Представим результаты в виде диаграммы (рисунок 1).


Рисунок 1. – Анализ результатов по тесту «Психологический портрет педагога ДОУ».

Таким образом, мы видим, что у большинства педагогов ДОУ доминирует высокий уровень психологического здоровья. Это свидетельствует о том, что педагогам близки интересы и проблемы дошкольников. Общение с детьми для них не является просто «производственной необходимостью» и не способом самоутверждения, а духовной потребностью. Воспитуемые безошибочно чувствуют воспитателя, который готов отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На его занятиях дети, вероятно, чувствуют себя в безопасности и комфорте. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность творческой плодотворной работы, сохраняет здоровье педагога и здоровье его воспитанников.
Благополучное психоэмоциональное состояние предопределяет успешность работы педагогов. Они не теряют самообладания в экстремальных ситуациях, способны принимать верные решения при высокой ответственности за их последствия. Их эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность оказывают благотворное влияние на психологический климат в группе.
Педагогам присуще позитивное самовосприятие. Они отличаются творческим недогматическим мышлением, способны создавать на занятии атмосферу живого общения, вступая с детьми в тесные контакты и оказывая им психологическую поддержку. Они воспринимают воспитанника в качестве личности, обладающей достоинством. Благодаря этому становится возможным эмоциональное развитие воспитуемых, а их представления о себе приобретают реалистический характер. Поведению педагогов свойственны спонтанность, творческий подход и демократизм.
Для них воспитанник — равноправный партнер. Они привлекают детей к принятию решений, прислушиваются к их мнению, поощряют самостоятельность суждений, учитывают, как успеваемость, так и личные качества учеников.
Основные методы воздействия: совет, просьба, побуждение к действию. Им присущи удовлетворенность собственной профессией, высокая степень принятия себя и других, гибкость в выборе способов реагирования, открытость в общении с дошкольниками и коллегами, хорошее психоэмоциональное состояние, которое передается и воспитанникам, способствуя эффективности обучения.
Далее проводилась диагностика по тесте «Формула темперамента». Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Результаты по тесту «Формула темперамента» (А. Белов)
Тип темперамента Процент Флегматик 5% Меланхолик 15 % Сангвиник 65 % Холерик 15%
Таким образом, полученные результаты анализа преобладающего типа темперамента позволяют сделать выводы о том, что у педагогов ДОУ преобладающим типом темперамента является сангвиник. Это говорит о том, что они отличаются жизнерадостностью и приветливостью.
Далее проводилась диагностика по методике тест Трансактный анализ Э. Берна (Тест ребенок, взрослый, родитель). Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3. – Результаты по тесту Трансактный анализ Э. Берна (Тест ребенок, взрослый, родитель).
Уровень Ребенок Взрослый Родитель Высокий 10% 80% 10% Средний 20% 20% 60% Низкий 70% - 30%
Представим результаты в виде диаграммы (рисунок 3).

Рисунок 3. – Анализ результатов по тесту Трансактный анализ Э. Берна (Тест ребенок, взрослый, родитель).

Таким образом, у большинства испытуемых доминирует Взрослое состояние Я. Это свидетельствует о том, что они воспринимают и перерабатывают логическую составляющую информации, принимают решения в большей степени обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.
Потом мы диагностировали уровень тревожности у педагогов с использованием методики Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л. Ханина (шкала личностной тревожности). Результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4. – Результаты по методике диагностики личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л. Ханина (шкала личностной тревожности).
Уровни Личная тревожность Высокий 10% Средний 70% Низкий 20% Представим результаты в виде диаграммы (рисунок 4).


Рисунок 4. – Анализ показателей по методике диагностики личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л. Ханина (шкала личностной тревожности).

Таким образом, полученные результаты анализа уровня личной тревожности у педагогов доминирует средний уровень личностной тревожности. Это свидетельствует о том, что у большинства испытуемых умеренная личная тревожность. формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.
В конце нами было определено отношение к здоровью педагогов ДОУ по опроснику «Отношение к здоровью» (Р. А. Березовская). Результаты представлены в таблице 5.



Таблица 5. – Результаты по опроснику «Отношение к здоровью» (Р. А. Березовская).
Уровни Отношение к зжоровью Высокий 80% Средний 20% Низкий -
Представим результаты в виде диаграммы (рисунок 5).


Рисунок 5. – Анализ показателей по опроснику «Отношение к здоровью» (Р. А. Березовская).

Таким образом, большинство отличаются адекватностью отношения к своему здоровью. Это говорит, что испытуемые отлвечают следующим критериям здоровья:
- на когнитивном уровне - степень осведомленности или компетентности человека в области здоровья, значение основных факторов риска и антириска, понимание роли здоровья в жизнедеятельности человека и в обеспечении долголетия;
- на поведенческом уровне - степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни; 
- на эмоциональном уровне - оптимальный уровень тревожности по отношению к здоровью, умение наслаждаться состоянием здоровья и радоваться ему;
- на ценностно-мотивационном уровне - высокая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей (особенно терминальных, степень сформированности мотивации на сохранение и укрепление здоровья.
В связи с полученными результатами мы можем констатировать, что темперамент «сангвиник», отличающийся жизнерадостностью, является фактором высокого уровня психологического здоровья педагогов ДОУ. Педагоги с эго-состоянием взрослый присуще в межличностных взаимодействиях в утверждении высказываются мнение, а не безапелляционное суждение, используются выражения типа: таким образом, вероятно, относительно, сравнительно, целесообразно, альтернатива, по моему мнению, насколько возможно, давай рассмотрим причины и т.д. Обращение Вы – Вы и Ты – Ты. Поведенческие (невербальные) признаки: поза прямая (но не застывшая); лицо обращено к собеседнику, открыто, заинтересовано: естественная жестикуляция в разговоре; контакт глаз на одном с партнером уровне; голос внятный, четкий, спокойный, ровный, без чрезмерных эмоций.
Педагоги с эго-состоянием взрослый мало тревожатся и адекватно относятся с собственному здоровью.
Заключение

Родившийся попадает в определенную человеческую среду со своей сформировавшейся культурой. Ему предстоит еще стать человеком в полном смысле слова: развиться не только физически, но и усвоить все то, что известно и принято в его окружение, родную культуру.
Человеку свойственно смотреть на других людей сквозь призму индивидуальных представлений, индивидуального понимания ситуации. Однако это односторонний подход. Он должен быть дополнен противоположным процессом – попыткой увидеть себя глазами других. Это возможно в том случае, когда люди понимают уникальность образа жизни других, глубинное различие духовных основ своей и чужой культуры. Лишь такой подход дает возможность осознать и уникальность образа жизни и духа своей собственной культуры, а значит и лучше понять себя самого.
Индивидные свойства - феномены онтогенетической эволюции человека - возрастные и половые, конституциональные и нейродинамические, высшей формой интеграции которых являются темперамент и задатки. В процессе онтогенеза образуются сложные симптомокомплексы, которые характеризуют отдельные свойства личности. Так же в развитии изменяется частота и интенсивность проявления свойств индивида, между ними образуются новые связи.
В теории интегральности эти связи получили название много - многозначных. Примером этой связи может служить связь характера и темперамента, где свойства темперамента выступают предпосылками возникновения черт характера. Характер человека развивается под влиянием среды, однако темперамент, являясь более устойчивым во времени образованием, определяет в целом динамику поведения.
Еще один, рассмотренный нами компонент личности - способности. Способности не являются врожденными, от природы человеку могут быть даны задатки каких-либо способностей. Причем нельзя сказать, что из определенных задатков разовьются те или иные способности, так как способности могут развиться только в определенной среде, а задатки по своей природе являются многозначными.
Индивидуальный стиль является формой интеграции индивидных и личностных свойств. Индивидуальный стиль - опосредующий фактор многозначных связей свойствами личности и индивида. Изменение структуры индивидуальности в сторону гармонизации приводит к усвоению индивидуального стиля, который способствует успешному выполнению деятельности.
Развитие личности происходит в процессе взаимодействия человека с другими людьми, под влиянием внешней среды. Однако рассматривать развитие личности, вне связи с индивидными свойствами, так как именно они являются предпосылками её развития, становясь в последствии неотъемлемой частью индивидуальности.
С помощью понятия ``индивидуальность'' чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства, которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют сочетания. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения. Таким образом, человек - это органическое противоречивое единство природного и общественного, однако его сущность социальна. Личность в человеке есть результат борьбы. Проблема личности породила немало теорий и концепций. Ни одна из них не может быть абсолютизирована. Только синтез лучших достижений разных исследовательских подходов позволит составить целостное представление о природе личности, о процессах ее формирования и развития. Человек — это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.
Итак, мы рассмотрели наиболее популярные теории развития личности. В целом, в настоящее время существуют множество теорий личности, которые развиваются в рамках таких направлений, как психоанализ, неофрейдизм, когнитивно-бихевиоральный подход, гуманистическая психология, структурно-типологическое направление.
Список использованных источников

1Немов Р.С. Психология. Кн.1 Основы общей психологии. – М., 2006.- С. 389-397.
Аверченко Л.К., Андрюшина Т.В., Булыгина А.А.,/ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА/Учебное пособие./ Рекомендовано :Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации/ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва Новосибирск
Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — 1977
Бердяев Н.А.О назначении человека. М., 1993. 4 Оллпорт Г.В. Личность в психологии. – СПб.: 1998. – С.49.
Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. Академия 2007 7 Б. Г. Ананьев. Избранные труды по психологии. В двух томах. Том 2,-. 2007
Рыжковская Т.Л. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Федотов, А. Ю. Введение в общую психологию 2007 - [Текст] : рабочий учебник - http://lib/library 9 Общая психология. Психология личности Учебное издание/ Составитель: Наталия Валентиновна Шарова, Рецензент:Н. Л. Иванова, доктор психологических наук, профессор кафедры организационной и рефлексивной психологии ГУ – ВШЭ - С. 560









2

Список использованных источников

1. 1Немов Р.С. Психология. Кн.1 Основы общей психологии. – М., 2006.- С. 389-397.
2. Аверченко Л.К., Андрюшина Т.В., Булыгина А.А.,/ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА/Учебное пособие./ Рекомендовано :Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации/ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва Новосибирск
3. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — 1977
4. Бердяев Н.А.О назначении человека. М., 1993. 4 Оллпорт Г.В. Личность в психологии. – СПб.: 1998. – С.49.
5. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. Академия 2007 7 Б. Г. Ананьев. Избранные труды по психологии. В двух томах. Том 2,-. 2007
6. Рыжковская Т.Л. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
7. Федотов, А. Ю. Введение в общую психологию 2007 - [Текст] : рабочий учебник - http://lib/library 9 Общая психология. Психология личности Учебное издание/ Составитель: Наталия Валентиновна Шарова, Рецензент:Н. Л. Иванова, доктор психологических наук, профессор кафедры организационной и рефлексивной психологии ГУ – ВШЭ - С. 560

Вопрос-ответ:

Что подразумевается под понятием "человек как субъект"?

Под "человеком как субъектом" понимается его способность быть осознающим, активным и творческим субъектом деятельности, обладающим сознанием, интеллектом, волей, эмоциональными и мотивационными характеристиками.

Чем обусловлен подход к изучению человека как личности?

Подход к изучению человека как личности обусловлен индивидуальными особенностями человека, его уникальными качествами и способностями, а также важностью понимания человека в его целостности, социокультурном контексте и взаимосвязи с окружающим миром.

Какие методы и организация используются в эмпирическом исследовании индивидуально-личностных свойств?

В эмпирическом исследовании индивидуально-личностных свойств применяются различные методы, включая анкетирование, тестирование, наблюдение, интервьюирование и анализ документов. Организация исследования может включать выборку испытуемых, создание условий для проведения экспериментов и обработку полученных данных.

Как анализируются результаты исследования индивидуально-личностных свойств?

Результаты исследования индивидуально-личностных свойств анализируются с помощью статистических методов, таких как корреляционный и регрессионный анализ, сравнительный анализ групп, а также качественного анализа данных. Такой анализ позволяет выявить связи между различными переменными и сделать обобщения и выводы на основе полученных данных.

Как обеспечивается обоснованность и достоверность результатов в исследовании?

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается применением надежных и проверенных методов, правильной организацией исследования, адекватной выборкой испытуемых, строгой обработкой и анализом данных, а также проведением повторных экспериментов и проверкой полученных результатов на соответствие существующей теории и практике.

Что такое субъект и индивидуальность?

Субъект - это сущность, обладающая сознанием, самоопределением и способностью принимать решения. Индивидуальность - это уникальные характеристики и особенности личности, отличающие ее от других.

Какие подходы существуют к изучению человека как личности?

Существует несколько подходов: биологический, психологический, социальный и философский. Каждый из них рассматривает личность с разных точек зрения и уделяет внимание различным аспектам ее формирования и развития.

Какие методы используются при эмпирическом исследовании индивидуально-личностных свойств?

Для исследования индивидуально-личностных свойств применяются различные методы, такие как опросы, наблюдения, эксперименты, анкетирование, интервьюирование и анализ личных документов.

Как осуществляется анализ результатов исследования индивидуально-личностных свойств?

Анализ результатов исследования индивидуально-личностных свойств производится с помощью статистических методов, таких как корреляционный анализ, факторный анализ и дискриминантный анализ. Эти методы позволяют определить связи между различными переменными и выявить особенности личности.

Как обеспечивается обоснованность и достоверность полученных результатов исследования индивидуально-личностных свойств?

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечиваются путем использования надежных и проверенных методов исследования, а также строгого контроля экспериментальных условий. Кроме того, проводится анализ полученных данных с использованием статистических методов, что позволяет установить степень значимости полученных результатов и определить их достоверность.