Значение знаков препинания в русском языке

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Русский язык
  • 13 13 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 12.04.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Знаки препинания в русском языке…………………..4
1.1. Знаки препинания как элемент письменности………………4
1.2. Функции знаков препинания…………………………………6
ГЛАВА 2. Значение знаков препинания в художественном произведении………………………………………………………………9
2.1. Пример художественного произведения…………………….9
2.2. Результаты исследования знаков препинания в тексте……..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..13
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………..14

Фрагмент для ознакомления

А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой чёрный хлеб, так и обомлела:— Откуда же это в лесу взялся хлеб?— Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!— Заячья…— А хлеб — лисичкин. Отведай.Осторожно попробовала, и начала есть:— Хороший лисичкин хлеб!И съела весь мой чёрный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берёт, а как я из лесу лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:— Лисичкин хлеб куда лучше нашего!»[1]2.2. Результаты исследования знаков препинания в текстеВ рассказе М. Пришвина «Лисичкин хлеб» встречаются точки и запятые, восклицательные и вопросительные знаки, двоеточия и тире.Количественное соотношение этих знаков представлено в виде диаграммы. Чаще всего в тексте используются запятые, что связано с многофункциональностью этого знака препинания. Запятые отделяютоднородные члены предложения («укушкины слёзки, валерьянка, петров крест, заячья капуста»), части сложных предложений («Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берёт, а как я из лесу лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит»), выделяют приложения («Зиночка, копуля такая»), вводные слова («Придёт, бывает, охотник»), а также участвуют в оформлении прямой речи. В оформлении прямой речи участвует и тире, поэтому в тексте этот знак препинания встречается довольно часто. Из 19 случаев его употребления всего лишь в 3 случаях он употреблен не в отношении прямой речи. Двоеточие разделяет две части сложноподчиненного предложения: вторая часть такого предложения раскрывает то, что написано в первой части. Рассмотрим предложение: «И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок чёрного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес — голодно, а возьму — забуду съесть и назад принесу». В данном примере вторая часть раскрывает причину описанного в первой части явления. В этом же предложении мы наблюдаем использование тире. Это знак препинания помогает связать слова в предложениях, где пропущены те или иные его члены. Использование тире вместо слов объясняется стремлением к экономии речевых усилий. Такое сокращение не влияет на смысл, но влияет на читателя: рассказ написан простым языком, и использование неполных предложений, характерных для разговорной речи, позволяет сделать текст понятным для всех людей.В тексте представлено повествование с элементами описания, поэтому здесь чаще других знаков используется точка. Восклицательный и вопросительный знаки появляются только в прямой речи. Восклицательный знак – для передачи эмоций девочки, вопросительный – для обозначения вопроса. Представим, что в рассказе отсутствуют знаки препинания. Понять общий смысл текста можно, но детали, формирующие впечатление от прочитанного, будут утрачены. Вопросительные предложения наравне с прямой речью будет не так просто распознать в серой массе безликих слов, что значительно затруднит восприятие текста. Отсутствие знаков препинания заставит читателя додумывать возможные интонации вместо того, чтобы интуитивно чувствовать их. Текст, лишенный знаков препинания, предполагает наличие вариантов интонации и даже смысла тех или иных предложений, поэтому такой текст нельзя считать законченным. Авторская мысль в полной её мере может быть воспринята только в условиях взаимосвязи формы и содержания. ЗАКЛЮЧЕНИЕНаше исследование показало, что без знаков препинания обойтись нельзя. Знаки препинания являются важным элементом русского языка. Они синтаксически оформляют текст, тем самым облегчая его зрительное восприятие, а при чтении вслух помогают уловить и воспроизвести ту интонацию, которую хотел передать автор. Если, к примеру, одно предложение, лишенное знаков препинания, ещё можно как-то понять, то понять не оформленный текст довольно затруднительно. Отсутствие знаков препинания нарушает целостное восприятие, заставляет направлять большую часть читательских усилий на понимание синтаксических конструкций, а не на осмысление художественного своеобразия текста, авторской идеи. Безусловно, пунктуационно не оформленный текст нельзя считать законченным, что доказывает необходимость использования знаков препинания в современном русском языке. Гипотезу исследования считаем доказанной. БИБЛИОГРАФИЯ1. Пришвин М.М. Лисичкин хлеб: сб. рассказов. – М.: Искатель, 2011. – 60 с. 2. Виноградов В. В. Из истории изучения русского синтаксиса. − М.: Издательство Московского университета, 1958. − 400 с. 3. Иванова В. Ф. История и принципы русской пунктуации: Учеб. пособие / Ленингр. ордена Ленина гос. ун-т им. А. А. Жданова. − Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1962. − 64 с.4. Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. − М.: Яз.славян. культуры, 2001. − 510 с.5. ТроицкийВ.Ю. Пути русской школы. − М.: Свет Отечества, 1994. − 96 с.6. Шапиро А.Б. Современный русский язык. Пунктуация: Учеб.пособие для пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1966. − 296 с.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Пришвин М.М. Лисичкин хлеб: сб. рассказов. – М.: Искатель, 2011. – 60 с.
2. Виноградов В. В. Из истории изучения русского синтаксиса. − М.: Издательство Московского университета, 1958. − 400 с.
3. Иванова В. Ф. История и принципы русской пунктуации: Учеб. пособие / Ленингр. ордена Ленина гос. ун-т им. А. А. Жданова. − Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1962. − 64 с.
4. Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. − М.: Яз. славян. культуры, 2001. − 510 с.
5. Троицкий В.Ю. Пути русской школы. − М.: Свет Отечества, 1994. − 96 с.
6. Шапиро А.Б. Современный русский язык. Пунктуация: Учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1966. − 296 с.

Вопрос-ответ:

Зачем нужны знаки препинания в русском языке?

Знаки препинания в русском языке играют важную роль в структурировании текста и помогают передать его смысл. Они позволяют обозначить паузы, выделить ключевые моменты, указать на связь между словами и предложениями.

Какие функции выполняют знаки препинания?

Знаки препинания выполняют различные функции. Например, точка ставится в конце предложения и обозначает его завершенность. Запятая служит для разделения членов предложения или отдельных слов. Вопросительный знак указывает на вопросительный характер предложения и т.д.

Какие знаки препинания используются в художественном произведении?

В художественных произведениях используются все основные знаки препинания - точка, запятая, восклицательный и вопросительный знаки. Однако их использование может быть особенным, например, автор может намеренно играть с пунктуацией, чтобы создать определенное настроение или выразить свою индивидуальность.

Можете привести пример художественного произведения, в котором использование знаков препинания особенное?

Одним из примеров такого произведения может быть роман Владимира Набокова "Приглашение на казнь". В нем автор активно использует запятые, чтобы создать эффект разделения частей предложения. Это придает тексту особую ритмичность и позволяет читателю взглянуть на события произведения по-новому.

Какие результаты можно получить при исследовании знаков препинания в тексте?

Исследование знаков препинания в тексте может принести различные результаты. Например, можно выявить стилистические особенности автора, его индивидуальный подход к пунктуации. Также можно проанализировать, какие эмоции передает текст благодаря использованию определенных знаков препинания.

Зачем нужны знаки препинания в русском языке?

Знаки препинания в русском языке играют важную роль. Они помогают структурировать текст, показывать паузы и интонацию, а также указывают на связь между словами и предложениями.

Какие функции выполняют знаки препинания?

Знаки препинания выполняют различные функции. Например, точка ставится в конце предложения, вопросительный знак обозначает вопрос, а запятая используется для разграничения частей предложения.

Какие знаки препинания используются в художественных произведениях?

В художественных произведениях, помимо основных знаков препинания, таких как точка, запятая и вопросительный знак, часто встречаются такие знаки, как восклицательный знак, тире и скобки. Они помогают передать эмоциональный оттенок текста и особенности речи персонажей.

Какие результаты могут быть получены при исследовании знаков препинания в тексте?

При исследовании знаков препинания в тексте можно получить различную информацию. Например, можно выявить структуру текста, обнаружить повторяющиеся элементы, определить особенности авторского стиля и эмоциональную окраску текста.

Какими факторами следует руководствоваться при использовании знаков препинания в письме?

При использовании знаков препинания в письме следует руководствоваться несколькими факторами. Важно учитывать правила русской грамматики, сохранять четкость и понятность выражения своих мыслей, а также учитывать эмоциональную окраску текста и интонацию.

Зачем нужны знаки препинания в русском языке?

Знаки препинания в русском языке играют роль организаторов текста, помогая разделить предложения на составные части и придавать им определенную интонацию. Они позволяют устранять двусмысленность, четко выражать смысловые отношения между словами и фразами, а также создавать ритмическую структуру текста.