Общественный контроль в российском государстве

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Юриспруденция
  • 32 32 страницы
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 12.04.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ 5
1.1. Сущность и содержание общественного контроля 5
1.2. Цели, задачи и принципы общественного контроля 10
2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.1. Формы реализации общественного контроля в России 16
2.2. Актуальные проблемы реализации общественного контроля в России 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Фрагмент для ознакомления

Для этого необходимо внесение изменений и дополнений в законодательство об основах общественного контроля, которые направлены на создание удобных механизмов участия граждан в управлении делами государства.
Предлагается разделить общественный контроль за органами публичной власти на два вида: общий и специальный. В рамках общего контроля следует рассматривать процедуры общественного мониторинга и общественного обсуждения, а также иные формы, не запрещенные законом.
Правила организации данных форм контроля необходимо максимально упростить, чтобы их инициаторами и организаторами могли быть лица, не обладающие специальными знаниями в области права.
2. Право на организацию и проведение данных форм общественного контроля целесообразно предоставить не только субъектам контроля, но и группам граждан, которые могут институционализироваться без образования юридического лица по аналогии с религиозными группами. При этом, необходимо закрепить правосубъектность данных участников правоотношений.
Внесение в законодательство Российской Федерации предлагаемых автором изменений позволит ввести в правовое поле широкий круг представителей гражданского общества и предоставить им доступный механизм участия в управлении делами государства. Представляется, что это может стать эффективной формой взаимодействия с различными социальными группами, сформированными ситуативно, например, с группами обманутых дольщиков.
Для обозначения данной правовой конструкции предлагается использовать термин «общественная группа», под которым следует понимать «добровольное объединение граждан, образованное в целях организации и(или) проведения общественного контроля, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица, прошедшее уведомительный порядок регистрации в Общественной палате Российской Федерации».
3. К специальным формам общественного контроля предлагается отнести общественную проверку, общественную экспертизу, общественные (публичные) слушания. Право на их организацию и проведение необходимо предоставить только специальным субъектам общественного контроля, расширив их перечень.
Автор считает необходимым отнести к специальным субъектам общественного контроля некоммерческие организации, которые для участия в данных правоотношениях будут обязаны стать членами саморегулируемой организации, функции которой может исполнять Общественная палата Российской Федерации. Представляется, что подобная правовая конструкция позволит расширить круг субъектов общественного контроля, что одновременно затруднит возможность влияния на них со стороны органов публичной власти.
5. Требуется корректировка норм, которые устанавливают ответственность субъектов рассматриваемого контроля. В ст. 27 Федерального закона № 212-ФЗ предусматривается возможность привлечения к ответственности за неосновательное вмешательство субъектов рассматриваемого контроля в работу учреждений власти государства и органов местного самоуправления, других организаций и органов, осуществляющих согласно федеральному законодательству определенные публичные полномочия, и оказание противоправного влияния на данные организации и органы влекут ответственность, устанавливаемую законодательством России.
6. Необходимо нормативно регламентировать уже существующие институты рассматриваемого контроля в виртуальном пространстве. Как обоснованно полагают некоторые исследователи, «осуществление доступа к сведениям о работе органов местной и государственной власти закрепления в тексте ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ» как самостоятельной формы общественного контроля не обрела», однако это обстоятельство не мешает развитию рассматриваемого контроля в информационно-телекоммуникационных сетях.
Формирование в России информационного социума предполагает использование новых технологий и в системе рассматриваемого контроля. Инновационные формы развития гражданского социума являются вотребованными и поддерживаются гражданами, что подтверждено популярностью множества Интернет-платформ.
К примеру, глобальная платформа для инициатив гражданского социума «change.org», объединяет порядка 180 млн. человек по всему миру, вместе с тем и граждан нашей страны.
7. Помимо этого, видится обоснованным для вовлечения граждан в систему рассматриваемого контроля сформировать единые информационные площадки по реализации: общественных обсуждений, общественных мониторингов, общественных экспертиз. Притом, формируемые и размещаемые в системах акты, протоколы, заключения необходимо рассматривать в качестве полноценных результатов рассматриваемого контроля, которые являются обязательными для учета в работе учреждениями власти.
Все изложенное выше не уменьшает значения Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ. Мы полагаем, что предложения по совершенствованию указанного нормативно-правового акта дадут возможность создать в нашей стране результативную систему общественного контроля.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог работе, выделим следующие важнейшие аспекты. Общественный контроль представляет собой разновидность контроля, осуществляемого гражданским социумом (его институциями и гражданами) и ориентирован на оценку деятельности учреждений публичной власти всех уровней. Предметом рассматриваемого контроля выступает деятельность учреждений власти государства и органов местного самоуправления, принимаемые ими решения, документы, программы и их реализации и др. Единственным минусом данного контроля считается то, что он не несет за собой какой-то существенной ответственности со стороны учреждений власти, так как данная разновидность контроля имеет лишь рекомендательный характер. Исключением может являться ситуация, когда вследствие общественного контроля выявляются факты нарушений со стороны властных учреждений. В данном случае подобные сведения могут быть переданы соответствующим контролирующим структурам государства. Некоторые исследователи подобную ситуацию относят к главному назначению рассматриваемого контроля – разоблачение нарушений законодательства со стороны властных учреждений.
Общественный контроль выступает значимым принципом существования правовых демократических государств. Он означает, что власть в демократическом государстве не должна принадлежать одному лицу либо одному органу государства; это грозит установлением тоталитарного режима.
Таким образом, общественный контроль – является обязательной составляющей системы управления в каждой демократической стране. Он выступает эффективным механизмом обеспечения не просто прозрачности деятельности власти, а и ее эффективности. Благодаря рассматриваемому контролю достигается как соблюдение всеми субъектами управления требований законодательства, так и обеспечение широкого участия общественности в процессе управления, принятия во внимание интересов общественности при принятии решений, которые в дальнейшем будут осуществляться.
Важность осуществления общественного контроля постоянно растет. Именно он предотвращает злоупотребление власти и позволяет построить правовое государство и поддерживает его демократические принципы существования. Особенного значения общественный контроль приобретает на местном уровне. Принимая во внимание то, что основным назначением местной власти является предоставление качественных услуг населению, именно данное направление деятельности органов местной власти должно быть одним из основных направлений осуществления общественного контроля на местном уровне. Результативность общественного контроля во многом будет зависеть не только от качества самого общественного контроля, итоговых документов, подготовленных субъектами общественного контроля, но и от регламентирования правовыми актами органов государственной власти и местного самоуправления порядка рассмотрения и принятия, необходимых мер.
Следовательно, можно сделать вывод, что институт общественного контроля еще только формируется и его становление будет зависеть и от конституционно-правового регулирования, и от использования административно-правовых инструментов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закон "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" от 21.07.2014 N 212-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // СПС Консультант Плюс
Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации" от 04.04.2005 N 32-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // СПС Консультант Плюс
Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования" от 21.07.2014 N 256-ФЗ (ред. от 05.12.2017)
Постановление Конституционного Суда РФ от 23.04.2012 № 10-П «По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Е.Н. Эрлих» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2012. № 4.
Гончаров В.В. Выборность и участие граждан в управлении государством как принципы формирования и функционирования государственного аппарата в России // Юридический мир.-2010.-№ 6.-С. 12-17.
Гончаров В.В. Формирование и функционирование исполнительной власти в Российской Федерации. Роль законности и ответственности // Труд и социальные отношения.-2008.-№ 9.-С. 46-57.
Гончаров В.В., Поярков С.Ю. Взаимодействие государства и гражданского общества в контексте конституционализма: теоретико-методологические проблемы и пути их разрешения // Современное право.-2015.-№ 5.-С. 19-25.
Гриб В.В. Нормативное закрепление и научное видение системы объектов общественного контроля // Юридическое образование и наука.-2016.-№ 3.-С. 154-160.
Гриб В.В. Органы судебной власти России как особый объект общественного контроля // Российский судья.-2016.-№ 8.-С. 35-41.
Гриб В.В. Постатейный научно-практический комментарий Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». М. : Юрист, 2014. С. 142-145.
Гриб В.В. Президент РФ-объект общественного контроля? // Конституционное и муниципальное право.-2016.-№ 8.-С. 34-36.
Гриб В.В. Система избирательных комиссий РФ-как объект общественного контроля // Конституционное и муниципальное право.-2016.-№ 11.-С. 42-46.
Гриб В.В. Формы обеспечения доступа к информации о деятельности органов государственной и местной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 9. С. 3 - 12.
Зубарев С.М. Механизм общественного контроля за деятельностью органов публичной власти // LEX RUSSICA. 2014. № 7. Т. XCVI. С. 804.
Информация пресс-службы Общественной палаты РФ « Общественный контроль: как правильно?» // https://www.oprf.ru/1449/2133/2292/2155/newsitem/39210
Ирхин Ю.В. Гражданское общество: современные проблемы анализа // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 6. С. 68-82.
Исаева Е. А. Общественные палаты в субъектах Российской Федерации как основная диалоговая площадка власти и общества: особенности формирования // В мире науч. открытий. 2014. № 3.3 (51). С. 131.
Косинов С.А. Народ как первичный субъект осуществления контроля над публичной властью // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.-2014.-№ 9 (99).-С. 21-25.
Коэн Дж. Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. М., 2003. – С. 16
Лучин В.О., Боброва Н.А. Конституционный строй России: основные политикоправовые характеристики // Право и политика. 2003. № 10. С. 27.
Нужнова С.Л., Терентьева М.С., Клюшников С.С. Анализ принципов института общественного контроля как инструмента взаимодействия гражданского общества и государства // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление.-2016.-№ 4 (71).-С. 91.
Открытое правительство: [сайт]. Проект Концепции совершенствования форм и методов общественного контроля в Российской Федерации. URL.: http://xn80abeamcuufxbhgound0h9cl.xn--p1ai/
Пищулин О.В. Цели, объекты и субъекты общественного контроля // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова.-2014.-Т. 20.-№ 4.-С. 108-110.
Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12 дек. 2013 г. // Рос. газета. № 282. 13 дек. 2013 г.
Федеральный закон "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" от 21.07.2014 N 212-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // СПС Консультант Плюс
Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации" от 04.04.2005 N 32-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // СПС Консультант Плюс
Пищулин О.В. Цели, объекты и субъекты общественного контроля // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова.-2014.-Т. 20.-№ 4.-С. 108-110.
Косинов С.А. Народ как первичный субъект осуществления контроля над публичной властью // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.-2014.-№ 9 (99).-С. 21-25.
Гриб В.В. Нормативное закрепление и научное видение системы объектов общественного контроля // Юридическое образование и наука.-2016.-№ 3.-С. 154-160.
Гриб В.В. Президент РФ-объект общественного контроля? // Конституционное и муниципальное право.-2016.-№ 8.-С. 34-36.
Гриб В.В. Органы судебной власти России как особый объект общественного контроля // Российский судья.-2016.-№ 8.-С. 35-41.
Пищулин О.В. Цели, объекты и субъекты общественного контроля // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова.-2014.-Т. 20.-№ 4.-С. 108.
Гриб В.В. Система избирательных комиссий РФ-как объект общественного контроля // Конституционное и муниципальное право.-2016.-№ 11.-С. 42-46.
Пищулин О.В. Цели, объекты и субъекты общественного контроля // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова.-2014.-Т. 20.-№ 4.-С. 108.
Нужнова С.Л., Терентьева М.С., Клюшников С.С. Анализ принципов института общественного контроля как инструмента взаимодействия гражданского общества и государства // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление.-2016.-№ 4 (71).-С. 91.
Гончаров В.В. Формирование и функционирование исполнительной власти в Российской Федерации. Роль законности и ответственности // Труд и социальные отношения.-2008.-№ 9.-С. 46-57.
Гончаров В.В. Выборность и участие граждан в управлении государством как принципы формирования и функционирования государственного аппарата в России // Юридический мир.-2010.-№ 6.-С. 12-17.
Гончаров В.В., Поярков С.Ю. Взаимодействие государства и гражданского общества в контексте конституционализма: теоретико-методологические проблемы и пути их разрешения // Современное право.-2015.-№ 5.-С. 19-25.
Федеральный закон "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" от 21.07.2014 N 212-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // СПС Консультант Плюс
Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования" от 21.07.2014 N 256-ФЗ (ред. от 05.12.2017)
Гриб В.В. Постатейный научно-практический комментарий Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». М. : Юрист, 2014. С. 142-145.
Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12 дек. 2013 г. // Рос. газета. № 282. 13 дек. 2013 г.
Зубарев С.М. Механизм общественного контроля за деятельностью органов публичной власти // LEX RUSSICA. 2014. № 7. Т. XCVI. С. 804.
Лучин В.О., Боброва Н.А. Конституционный строй России: основные политикоправовые характеристики // Право и политика. 2003. № 10. С. 27.
Открытое правительство: [сайт]. Проект Концепции совершенствования форм и методов общественного контроля в Российской Федерации. URL.: http://xn80abeamcuufxbhgound0h9cl.xn--p1ai/

Исаева Е. А. Общественные палаты в субъектах Российской Федерации как основная диалоговая площадка власти и общества: особенности формирования // В мире науч. открытий. 2014. № 3.3 (51). С. 131.
Информация пресс-службы Общественной палаты РФ « Общественный контроль: как правильно?» // https://www.oprf.ru/1449/2133/2292/2155/newsitem/39210

Постановление Конституционного Суда РФ от 23.04.2012 № 10-П «По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Е.Н. Эрлих» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2012. № 4.
Коэн Дж. Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. М., 2003. – С. 16
Ирхин Ю.В. Гражданское общество: современные проблемы анализа // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 6. С. 68-82.
Гриб В.В. Формы обеспечения доступа к информации о деятельности органов государственной и местной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 9. С. 3 - 12.












3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" от 21.07.2014 N 212-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // СПС Консультант Плюс
2. Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации" от 04.04.2005 N 32-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // СПС Консультант Плюс
3. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования" от 21.07.2014 N 256-ФЗ (ред. от 05.12.2017)
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.04.2012 № 10-П «По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Е.Н. Эрлих» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2012. № 4.
5. Гончаров В.В. Выборность и участие граждан в управлении государством как принципы формирования и функционирования государственного аппарата в России // Юридический мир.-2010.-№ 6.-С. 12-17.
6. Гончаров В.В. Формирование и функционирование исполнительной власти в Российской Федерации. Роль законности и ответственности // Труд и социальные отношения.-2008.-№ 9.-С. 46-57.
7. Гончаров В.В., Поярков С.Ю. Взаимодействие государства и гражданского общества в контексте конституционализма: теоретико-методологические проблемы и пути их разрешения // Современное право.-2015.-№ 5.-С. 19-25.
8. Гриб В.В. Нормативное закрепление и научное видение системы объектов общественного контроля // Юридическое образование и наука.-2016.-№ 3.-С. 154-160.
9. Гриб В.В. Органы судебной власти России как особый объект общественного контроля // Российский судья.-2016.-№ 8.-С. 35-41.
10. Гриб В.В. Постатейный научно-практический комментарий Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». М. : Юрист, 2014. С. 142-145.
11. Гриб В.В. Президент РФ-объект общественного контроля? // Конституционное и муниципальное право.-2016.-№ 8.-С. 34-36.
12. Гриб В.В. Система избирательных комиссий РФ-как объект общественного контроля // Конституционное и муниципальное право.-2016.-№ 11.-С. 42-46.
13. Гриб В.В. Формы обеспечения доступа к информации о деятельности органов государственной и местной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 9. С. 3 - 12.
14. Зубарев С.М. Механизм общественного контроля за деятельностью органов публичной власти // LEX RUSSICA. 2014. № 7. Т. XCVI. С. 804.
15. Информация пресс-службы Общественной палаты РФ « Общественный контроль: как правильно?» // https://www.oprf.ru/1449/2133/2292/2155/newsitem/39210
16. Ирхин Ю.В. Гражданское общество: современные проблемы анализа // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 6. С. 68-82.
17. Исаева Е. А. Общественные палаты в субъектах Российской Федерации как основная диалоговая площадка власти и общества: особенности формирования // В мире науч. открытий. 2014. № 3.3 (51). С. 131.
18. Косинов С.А. Народ как первичный субъект осуществления контроля над публичной властью // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.-2014.-№ 9 (99).-С. 21-25.
19. Коэн Дж. Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. М., 2003. – С. 16
20. Лучин В.О., Боброва Н.А. Конституционный строй России: основные политикоправовые характеристики // Право и политика. 2003. № 10. С. 27.
21. Нужнова С.Л., Терентьева М.С., Клюшников С.С. Анализ принципов института общественного контроля как инструмента взаимодействия гражданского общества и государства // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление.-2016.-№ 4 (71).-С. 91.
22. Открытое правительство: [сайт]. Проект Концепции совершенствования форм и методов общественного контроля в Российской Федерации. URL.: http://xn80abeamcuufxbhgound0h9cl.xn--p1ai/
23. Пищулин О.В. Цели, объекты и субъекты общественного контроля // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова.-2014.-Т. 20.-№ 4.-С. 108-110.
24. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12 дек. 2013 г. // Рос. газета. № 282. 13 дек. 2013 г.

Вопрос-ответ:

Что такое общественный контроль?

Общественный контроль - это процесс, при котором граждане и общественные организации осуществляют наблюдение и оценку деятельности государственных органов и общественных институтов с целью защиты общественных интересов и обеспечения прозрачности и эффективности государственного управления.

Какие цели и задачи ставит перед собой общественный контроль?

Основная цель общественного контроля - это защита интересов граждан и общества в целом от возможных злоупотреблений и коррупции со стороны государственных органов и общественных институтов. Задачи общественного контроля включают мониторинг деятельности государственных органов, выявление нарушений законодательства, предоставление рекомендаций по улучшению деятельности органов власти и поддержка граждан в реализации их прав.

Какие принципы лежат в основе общественного контроля?

Основными принципами общественного контроля являются принцип прозрачности (открытость информации о деятельности государственных органов), принцип равноправия (возможность граждан и организаций участвовать в контроле без какой-либо дискриминации), принцип обратной связи (возможность влиять на принимаемые государственными органами решения и получать ответы на свои запросы) и принцип эффективности (обеспечение реального влияния общественного контроля на работу государственных органов).

Какие формы реализации общественного контроля существуют в России?

В России существуют различные формы реализации общественного контроля, включая общественные слушания, обращения граждан, участие в общественных комиссиях при государственных органах, мониторинг деятельности органов власти и массовые акции гражданского протеста. Также в последнее время все большую популярность получает интернет-контроль, осуществляемый через социальные сети и блоги.

Что такое общественный контроль?

Общественный контроль - это процесс, в рамках которого общество и его представители осуществляют наблюдение, оценку и регулирование деятельности государственных органов, общественных институтов и других учреждений в целях защиты интересов общества.

Какие цели и задачи ставит перед собой общественный контроль?

Основная цель общественного контроля - защита интересов общества и контроль за исполнением законов и правил. Задачи включают в себя выявление коррупции, нарушений гражданских прав, эффективности использования бюджетных средств, а также улучшение качества предоставляемых услуг.

Какие формы реализации общественного контроля существуют в России?

В России общественный контроль осуществляется через различные формы, такие как общественные слушания, публичные обсуждения, мониторинг деятельности органов власти, независимые экспертизы, участие гражданских активистов в процессе принятия решений и другие механизмы.

Какие проблемы существуют при реализации общественного контроля в России?

Одной из актуальных проблем реализации общественного контроля в России является ограничение свободы слова и гражданской активности, что затрудняет участие общественных организаций и активистов в контроле за властью. Также существуют проблемы с доступом к информации, недостаточной прозрачностью деятельности государственных органов и отсутствием эффективных механизмов реагирования на выявленные нарушения.

Какие изменения и дополнения в законодательство могут способствовать развитию общественного контроля в России?

Для развития общественного контроля необходимо внести изменения и дополнения в законодательство, например, расширить доступ граждан к информации о деятельности государственных органов, обязать органы власти проводить публичные слушания по важным вопросам, укрепить права общественных организаций и активистов на участие в принятии решений и др.

Что такое общественный контроль?

Общественный контроль - это система проверки и наблюдения деятельности государства и органов власти со стороны граждан и общественных организаций. Он направлен на обеспечение прозрачности и открытости государственных процессов, выявление коррупции и нарушений прав граждан.

Какие цели и задачи ставит перед собой общественный контроль в России?

Основная цель общественного контроля в России - обеспечение прав и интересов граждан, защита их от неправомерных действий со стороны государства. Задачи общественного контроля включают выявление и предотвращение коррупции, контроль за исполнением законов и нормативных актов, а также участие в разработке и контроле реализации государственных программ.