Риторические фигуры в публицистическом тексте
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 39 + 39 источников
- Добавлена 14.04.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 Общая характеристика риторических фигур 5
1.1 Понятие и основные функции 5
1.2 Особенности языка публицистического текста 7
2 Риторические фигуры в современном публицистическом тексте 12
2.1 Виды риторических фигур и их использование в текстах периодических изданий 12
2.2 Риторические фигуры как средство воздействия на адресата 17
Заключение 22
Библиографический список 24
Ср.: «Есть ли у нас сегодня свои Кутузовы, Суворовы, которые за Россию готовы отдать жизнь? – Есть. Но какой парадокс»(АиФ, 2014, № 6, с. 10). «Но люди умственного склада прояснили Дормидонту: это они героически спасают президенту реноме! А реноме у президентов – наиглавнейшая вещь после рейтинга! Путин же не Брежнев какой, чтоб стопроцентно побеждать, это недемократично» (КП, 2014, № 5, с. 4).В данных контекстах имена знаменитых полководцев Кутузова и Суворова используются для обозначения патриотов России, Брежнев – символом поддержки избирателей, которая вовсе не соответствует подлинной воле граждан. Использование имени собственного в переносном значении всегда привлекало внимание журналистов. Кроме этого, в двух примерах журналистами активно используются риторические восклицания и вопросы, эллипсис, инверсия, парцелляция. За счет повышенной экспрессии, эмоциональности и напряженности, читатель сам как бы участвует в решении проблемы и обсуждении вопроса.Кроме этого, активное использование повтора журналистами в своих текстах, сильнее влияет на сознание адресата.«...Еще раз повторю: ни одной фамилии не назову.Я и говорю: кому? Системе? А те люди, которые намекали и говорили впрямую, они хотели как лучше, им нужно не мстить, а слова благодарности говорить, но нет! А что касается тех людей, кто делает, тут система работает. Тут нет одного человека, который был бы источником проблемы. А системе мстить бесполезно, ее надо менять»(Известия 2012, №13, с. 11).У читателя в подсознании закрепляется суть послания.На выбор языковых и речевых средств влияют факторы как внешние, так и внутренние. К внешним (экстралингвистическим) факторам относятся характерные черты печатного издания, телепрограммы, радиопередачи: предназначенность для широкой аудитории, оперативность создания и потребления текста, периодичность выпуска издания/выхода в эфир, коллективное авторство. К внутренним (лингвистическим) факторам принадлежат средства языка и речи, которые влияют на формирование информативной и воздействующей сторон высказывания. Взаимодействуя, данные факторы подчиняются коммуникативной функции публицистики. Журналист стремится создавать свои материалы яркими, лаконичными с выразительными заголовками, постоянно прибегая к образованию и использованию как новых слов, так и сочетаний слов, преобразований фразеологизмов и синтаксических конструкций. Использование фигур речи реализуют экспрессивную функцию. Журналисты специально прибегают к их использованию, чтобы превратить речевой облик материала в игровое поле, а его чтение – в увлекательную забаву по разгадыванию. Для признания, журналист должен хорошо уметь преподнести интересно материал любому читателю, слушателю, зрителю, сблизиться с ними и установить контакт. «Журналист, переводя действие в разряд игры, рассчитывает на участие в ней читателя-партнера, разбрасывает по тексту знаки, вовлекающие в процесс чтения и увлекающие красотой игры» [5].Так, риторические вопросы помогают направить ход мыслей читателя в нужном для автора направлении.«Лапенко известен по ютьюб-сериалу «Внутри Лапенко», в котором сам же играет большую часть персонажей. Шоу стилизовано под советские фильмы и репортажи с наложением эффекта пленки. По сути, это набор абсурдных скетчей с повторяющимися героями: инженером, ведущим передачи «Сдохни или умри», главарем ОПГ «Железные рукава» и многими другими. Это и сделало Лапенко феноменом?Но не меньше меня интересует, что именно сделало его новой звездой инстаграма: актерская игра, амплуа, съемка, акутальность?»(Литературная газета 2020, №2, с.12). Эффективность риторического вопроса в том, что с его помощью можно ненавязчиво высказать свое мнение и подвести читателя к нужным выводам.Иногда после риторического вопроса, автор предлагает несколько вариантов решения вопроса.«Говорят, что у почти каждого ребенка есть аллергия. Так ли это? Как определить? Если не сдавали кровь, то сдать. Если не следили за питанием, то обязательно следить»(КП 2020, №3, с.10)Яркая образность воздействует на эмоции адресата, вопросом затрагивается актуальная тема для женской части населения страны, ответы на которые очевидны.Кроме необходимости максимально доступно передавать информацию через тексты, для более облегченного процесса взаимодействия друг с другом люди ищут и соответствующие языковые средства, которые позволяют ярко, максимально лаконично и эмоционально воздействовать на других людей. ЗаключениеИтак, введение риторических фигур позволяет реализовать целый ряд функций: привлечение внимания адресата, выражение авторского отношения к описываемым им событиям и персонажам. Кроме этого, их использование способствует усилению экспрессии и реализации прагматических целей автора. Таким образом, современный публицистический текст, применяя возможности нестандартного, творческого использования языка, преследующего эстетические цели, способствует приобщению читателя к восприятию сообщения, пронизанного игровыми знаками. При этом вместо стандартной номинации, соответствующей представлению в тексте факта или лица, появляется ее творчески обработанный вариант, который смещает акцент с собственно информации на ее комментарий, оценку, эмоциональное воспроизведение [21].Специфика риторических фигур в периодической печати заключается в том, что он выступает как одно из средств выражения экспрессии и используется авторами публицистических текстов для воздействия на когнитивную базу читающей аудитории. Задача автора, применяющего риторические фигуры в своих материалах, будет решена, если, во-первых, читатель обладает высоким интеллектом, может проводить ассоциации и сопоставлять разные тексты; во-вторых, если автор сумел правильно использовать средство выражения в своем материале. Текст, построенный с использованием риторических фигур, предполагает воссоздание читателей альтернативной картины мира. В ходе исследования выяснилось, что из риторических фигур в периодике в основном используются риторические вопросы и восклицания, повторы, умолчания, эллипсис, инверсия, риторическое обращение. Данная тенденция позволяет наиболее ярко воплотить задумку автора материала, вызвать в читателе отклик на сообщение и его способность понимать правила игры с языковым знаком.Риторические фигуры в периодической печати обладает следующей способностью: когда они попадают в поле восприятия адресата, они обновляют и приумножает сохраненный смысл. Средства массовой информации, учитывая ожидания читателей, ориентируется на остроумную форму передачи материала, поэтому использование фигур происходит обычно умышленно и несете в себе цель произвести впечатление на адресата.Библиографический списокБахтин М. М. Эстетика словесного творчества.– М.: Искусство, 1979. – 423 с.Береговская Э. М., Верже Ж.-М. Занятная риторика. - М. 2004. - 152 с.Бобылев Б. Г. Стилистический анализ художественного и публицистического текста. – Алма-Ата: «Мектеп», 1987. – 104 с.Васильев А. Д. Интертекстуальность: прецедентные феномены: Учебное пособие. – Красноярск, 2010. – 342 с. Васильева А. Н. Газетно-публицистический стиль. Курс лекций по стилистике русского языка для филологов. - М.: «Русский язык», 1982. - 198 с.Виноградов С. И., Платонова В. И. Культура русской речи. – М., 1999.– 249 с. Витгенштейн Л. С. Философские исследования / Л. С. Витгенштейн // Новое в зарубежной лингвистике. – М., 1985. – Вып. 16. Лингвистическая грамматика. – С. 79–97.Вовчок Д. П. Стилистика газетных жанров. Учеб. пособие. - Свердловск, 1979.Гаспаров Б. М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования.– М.: «Новое литературное обозрение», 1996. – 352 с. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - 5-е изд. - М.: Айриспресс, 2004. - 448 с.Гридина Т. А. Языковая игра: стереотип и творчество. – Екатеринбург.: Изд-во Уральского гос. педагог. ун-та, 1996. – 225 с. Гудков Д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации.– М., 2003.– 288 с. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ.[Электронный ресурс]// URL: http//www.ffl.msu.ru/research/publications/dobrosklonskaya/dobrosklonskaya-medialingvistika.pdf(дата обращения: 01. 03. 2020).Земская Е. А. Клише новояза и цитация в языке постсоветского общества // Вопросы языкознания. –1996.– № 3.– 23–31.Ильясова С. В., Амири Л. П. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы. – М.: «Флинта», 2009. – 296 c. Караулов Ю. Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения. – Изд. 6-е. – М., 1987.– 340 с. Ковалевский К. А. Газетные жанры. М., 1971. Козырев В.А., Черняк В. Д. Вселенная в алфавитном порядке: Очерки о словарях русского языка. – СПб., 2000. – 356 с. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. – М., 1994. – 280 с. Красных В. В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: Курс лекций. – М., 2001. – 270 с.Кривенко Б.В. Язык массовой коммуникации: лексико-семиотический аспект.– Воронеж, 1993.– 136 с. Крысин Л. П. Русское слово, свое и чужое: Исследования по современному русскому языку и социолингвистике. – М., 2004. – 302 с.Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. – М., 2003. – 840 с. Лазарева Э. А. Заголовок в газете. – Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1989.– 96 с.Лисоченко Л. В., Лисоченко О. В. Языковая игра на газетной полосе (в свете металингвистики и теории коммуникации) / Эстетика и поэтика языкового творчества. [Электронный ресурс] // РУССКИЙЯЗЫК.RU [сайт]. – URL: http://teneta.rinet.ru/rus(дата обращения: 02.03.2020).Лисоченко О. В. Риторика для журналистов: прецедентность в языке и речи: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007.– 230 с.Литературный энциклопедический словарь / под ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 752 с. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. – М., 1992. – 272 с. Москвин В. П. О приемах русского языка современности. – М., 1991. – 225 с.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - http://ozhegov-online.ru/Прохоров Ю. Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого обращения и их роль в обучении русскому языку иностранцев.– М., 1996.– 224 с.Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика/ Д. Э. Розенталь. - М.: Оникс 21 век: Мир и образование, 2001. - 381 с.Санников В. З. Русский язык в зеркале языковой игры. – М.: Языки славянской культуры, 2002. – 552 с. Сиротина О. Б. Некоторые жанрово-стилистические изменения в современной публицистике // Развитие функциональных стилей современного русского языка / Под. ред. Т. Г. Винокур и Д. Н. Шмелёва. – М.: «Высшая школа», 1967. – 214 с. Сиротинина О. Б. Характеристика типов речевой культуры // Проблемы речевой коммуникации. Вып. 2. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. – С. 35–38.Сметанина С. И. Медиа-текст в системе культуры: Динамические процессы в языке и стиле журналистики. – СПб., 2002. – 383 с.Солганик Г. Я. О новых аспектах изучения СМИ // Вестник МГУ / Серия «Журналистика». – 2000. – №3. – С. 38–52.Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М. Н. Кожиной. – М.: «Флинта», 2006. – 696 с.Язык печати // EVARTIST-библиотека [Электронный ресурс]. – EVARTIST.NAROD.RU [сайт]. – http://evartist.narod.ru/text12/15.htm (дата обращения: 01. 03. 2020).
2. Береговская Э. М., Верже Ж.-М. Занятная риторика. - М. 2004. - 152 с.
3. Бобылев Б. Г. Стилистический анализ художественного и публицистического текста. – Алма-Ата: «Мектеп», 1987. – 104 с.
4. Васильев А. Д. Интертекстуальность: прецедентные феномены: Учебное пособие. – Красноярск, 2010. – 342 с.
5. Васильева А. Н. Газетно-публицистический стиль. Курс лекций по стилистике русского языка для филологов. - М.: «Русский язык», 1982. - 198 с.
6. Виноградов С. И., Платонова В. И. Культура русской речи. – М., 1999. – 249 с.
7. Витгенштейн Л. С. Философские исследования / Л. С. Витгенштейн // Новое в зарубежной лингвистике. – М., 1985. – Вып. 16. Лингвистическая грамматика. – С. 79–97.
8. Вовчок Д. П. Стилистика газетных жанров. Учеб. пособие. - Свердловск, 1979.
9. Гаспаров Б. М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. – М.: «Новое литературное обозрение», 1996. – 352 с.
10. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - 5-е изд. - М.: Айриспресс, 2004. - 448 с.
11. Гридина Т. А. Языковая игра: стереотип и творчество. – Екатеринбург.: Изд-во Уральского гос. педагог. ун-та, 1996. – 225 с.
12. Гудков Д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. – М., 2003. – 288 с.
13. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. [Электронный ресурс] // URL: http//www.ffl.msu.ru/research/publications/dobrosklonskaya/dobrosklonskaya-medialingvistika.pdf (дата обращения: 01. 03. 2020).
14. Земская Е. А. Клише новояза и цитация в языке постсоветского общества // Вопросы языкознания. – 1996. – № 3. – 23–31.
15. Ильясова С. В., Амири Л. П. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы. – М.: «Флинта», 2009. – 296 c.
16. Караулов Ю. Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения. – Изд. 6-е. – М., 1987. – 340 с.
17. Ковалевский К. А. Газетные жанры. М., 1971.
18. Козырев В. А., Черняк В. Д. Вселенная в алфавитном порядке: Очерки о словарях русского языка. – СПб., 2000. – 356 с.
19. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. – М., 1994. – 280 с.
20. Красных В. В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: Курс лекций. – М., 2001. – 270 с.
21. Кривенко Б. В. Язык массовой коммуникации: лексико-семиотический аспект. – Воронеж, 1993. – 136 с.
22. Крысин Л. П. Русское слово, свое и чужое: Исследования по современному русскому языку и социолингвистике. – М., 2004. – 302 с.
23. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. – М., 2003. – 840 с.
24. Лазарева Э. А. Заголовок в газете. – Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1989. – 96 с.
25. Лисоченко Л. В., Лисоченко О. В. Языковая игра на газетной полосе (в свете металингвистики и теории коммуникации) / Эстетика и поэтика языкового творчества. [Электронный ресурс] // РУССКИЙЯЗЫК.RU [сайт]. – URL: http://teneta.rinet.ru/rus (дата обращения: 02.03.2020).
26. Лисоченко О. В. Риторика для журналистов: прецедентность в языке и речи: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007. – 230 с.
27. Литературный энциклопедический словарь / под ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 752 с.
28. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. – М., 1992. – 272 с.
29. Москвин В. П. О приемах русского языка современности. – М., 1991. – 225 с.
30. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - http://ozhegov-online.ru/
31. Прохоров Ю. Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого обращения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. – М., 1996. – 224 с.
32. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика/ Д. Э. Розенталь. - М.: Оникс 21 век: Мир и образование, 2001. - 381 с.
33. Санников В. З. Русский язык в зеркале языковой игры. – М.: Языки славянской культуры, 2002. – 552 с.
34. Сиротина О. Б. Некоторые жанрово-стилистические изменения в современной публицистике // Развитие функциональных стилей современного русского языка / Под. ред. Т. Г. Винокур и Д. Н. Шмелёва. – М.: «Высшая школа», 1967. – 214 с.
35. Сиротинина О. Б. Характеристика типов речевой культуры // Проблемы речевой коммуникации. Вып. 2. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. – С. 35–38.
36. Сметанина С. И. Медиа-текст в системе культуры: Динамические процессы в языке и стиле журналистики. – СПб., 2002. – 383 с.
37. Солганик Г. Я. О новых аспектах изучения СМИ // Вестник МГУ / Серия «Журналистика». – 2000. – №3. – С. 38–52.
38. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М. Н. Кожиной. – М.: «Флинта», 2006. – 696 с.
39. Язык печати // EVARTIST-библиотека [Электронный ресурс]. – EVARTIST.NAROD.RU [сайт]. – http://evartist.narod.ru/text12/15.htm (дата обращения: 01. 03. 2020).
Вопрос-ответ:
Какие функции выполняют риторические фигуры в публицистическом тексте?
Риторические фигуры в публицистическом тексте выполняют несколько функций. Во-первых, они помогают привлечь внимание читателя и вызвать его интерес. Во-вторых, они делают текст более запоминающимся и эмоциональным. И, наконец, риторические фигуры позволяют автору выразить свои мысли и идеи более ярко и выразительно.
Какие особенности имеет язык публицистического текста в контексте риторических фигур?
Язык публицистического текста отличается от обычного разговорного языка использованием различных риторических фигур. Это могут быть, например, эпитеты, метафоры, аллегории и другие. Такие фигуры речи делают текст более выразительным и красочным, усиливают его эмоциональный заряд и помогают автору донести свои мысли до читателя.
Какие виды риторических фигур используются в современном публицистическом тексте?
В современном публицистическом тексте используются различные виды риторических фигур. Например, авторы часто используют метафоры, чтобы проиллюстрировать свои мысли и идеи. Они также часто используют аллегории, чтобы создать образные сравнения и усилить эмоциональную силу текста. Кроме того, авторы могут использовать эпитеты, чтобы придать тексту более яркий и выразительный характер.
Какие функции выполняют риторические фигуры как средство воздействия на адресата в публицистическом тексте?
Риторические фигуры как средство воздействия на адресата выполняют несколько функций. Во-первых, они могут помочь автору убедить своего читателя в правильности своих аргументов. Например, использование эмоционально окрашенных метафор и аллегорий может вызвать у адресата сильные эмоциональные реакции и убедить его в правильности авторской точки зрения. Кроме того, риторические фигуры могут также служить средством убеждения и увлечения читателя, делая текст более интересным и захватывающим.
Какие функции выполняют риторические фигуры в публицистическом тексте?
Риторические фигуры в публицистическом тексте выполняют несколько функций. Во-первых, они помогают привлечь внимание читателя и сделать текст более запоминающимся. Во-вторых, риторические фигуры используются для усиления выразительности текста и создания эмоциональной подачи. Они также могут служить средством убеждения и воздействия на адресата, помогая передать авторскую позицию и вызвать интерес у читателя. Кроме того, риторические фигуры способствуют формированию определенного стиля и образа речи в публицистическом тексте.
Какие виды риторических фигур можно встретить в современных публицистических текстах?
В современных публицистических текстах можно встретить разнообразные виды риторических фигур. Например, такие фигуры, как анафора (повторение одного и того же слова или выражения в начале нескольких предложений), эпифора (повторение слова или выражения в конце нескольких предложений), парцелляция (деление предложения на части с помощью запятых), градация (постепенное усиление или ослабление выражения), риторический вопрос (вопрос, на который нет ожидаемого ответа) и многие другие. Каждая риторическая фигура имеет свою специфику и может использоваться для достижения определенного эффекта в тексте.
Какие особенности языка свойственны публицистическому тексту?
Публицистический текст обладает некоторыми особенностями языка. Во-первых, в таких текстах широко используются стилистические средства и элементы риторики, включая риторические фигуры. Они помогают сделать текст более выразительным и эмоциональным. Во-вторых, в публицистическом тексте часто встречаются различные приемы и техники убеждения и воздействия на адресата. Это может включать использование эмоциональной подачи, адресацию к читателю, цитаты и ссылки на авторитетные источники и другие приемы. Кроме того, в публицистическом тексте часто присутствует элемент авторской позиции и оценочной характеристики событий и явлений, что также является особенностью языка публицистики.
Что такое риторические фигуры?
Риторические фигуры - это специальные приемы, которые используются в речи с целью привлечения внимания, убеждения и создания эффекта на слушателей или читателей.