Уголовная ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Уголовное право
  • 100 100 страниц
  • 69 + 69 источников
  • Добавлена 20.06.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИК УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ 5
1. Понятие уголовно-правовой охраны лесов 5
2. Развитие уголовной ответственности за уничтожение или повреждение лесных насаждений 27
3. Уголовно-правовая характеристика уничтожения или повреждения лесных насаждений 39
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УНИЧТОЖЕНИЕ ИЛИ ПОВРЕЖДЕНИЕ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ 47
1. Современное состояние уголовной ответственности за уничтожение или повреждение лесных насаждений 47
2. Проблемные аспекты уголовной ответственности за уничтожение или повреждение лесных насаждений 55
3. Перспективы совершенствования уголовной ответственности за уничтожение или повреждение лесных насаждений 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 94

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, современное состояние российской модели правового регулирования лесоохраны не является оптимальным. Данная модель сложна, запутана, пробельна как в терминологической части, так и в части установления санкций, предусматривающих уголовную ответственность за нарушение норм лесного законодательства. Проблема создания эффективной многоуровневой модели правового регулирования лесоохраны, для разработки которой необходимо учитывать как позитивные, так и негативные отклонения от действующей правовой конструкции. Создавать такую оптимальную модель должны не только специалисты в области уголовного и лесного законодательства, но и норморайтеры — профессионалы в области нормотворчества. Задачи охраны лесов следует решать, прежде всего, посредством организации эффективной системы наземной охраны лесов, поиска источников ее финансирования, а также рядом мер нормативного правового регулирования.В числе таких мер можно предложить:- Приведение лесного законодательства Российской Федерации (в части норм, регулирующих заготовку древесины) в соответствие с международными стандартами и требованиями законодательств ведущих стран-импортеров лесной продукции, прежде всего с требованиями, определяющими легальность происхождения древесины, принятыми Регламентом Евросоюза ЕС № 995/2010.- Стимулирование государственных органов управления лесами к получению максимального лесного дохода, необходимого для содержания полноценной, технически оснащенной лесной охраны. Законодательно предусмотреть целевое назначение средств, поступающих в бюджет Российской Федерации и бюджеты субъектов Российской Федерации в качестве платежей за использование лесов, для обеспечения охраны и воспроизводства лесов (по аналогии с созданием в Российской Федерации системы дорожных фондов).- Введение правовой и материальной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу или переработку круглого леса, за приобретение нелегально добытой древесины, когда ее приобретению не предшествовало добросовестное изучение документов, разрешающих рубку леса или других доказательств законности происхождения древесины, а также сведений информационных систем.- Установление государственного контроля за таксацией лесосек при отводе насаждений в рубку. - Переход от системы платежей за установленные договором аренды объемы древесины на корню – к платежам за фактически заготовленные объемы деловой древесины, технологических и топливных дров.- Установление расчетных лесосек для каждого лесного участка, предоставленного в аренду. Включение в состав расчетной лесосеки древесины, заготавливаемой арендатором как при проведении рубок в спелых и перестойных насаждениях, так и при уходе за лесами.- Установление порядка отпуска древесины с мест проведения выборочных рубок по факту ее заготовки.- Снижение лимита объемов заготовки древесины, установленного проектом освоения лесов, на величину объемов незаконных рубок на арендованном лесном участке.- Восстановление конкурсного доступа населения к лесным древесным ресурсам на депрессивных территориях введением соответствующих правовых норм и совершенствованием территориального лесного планирования, исключающего передачу в аренду лесов, расположенных вблизи населенных пунктов на таких территориях.Доклад окончен, спасибо за внимание!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 11.12.2006, N 50, ст. 5278.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.02.2020) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 18.02.2020) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
5. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об охране окружающей среды" // Собрание законодательства РФ. 14.01.2002, N 2, ст. 133.
6. Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об охране атмосферного воздуха" // Собрание законодательства РФ. 03.05.1999, N 18, ст. 2222.
7. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"(с изменениями и дополнениями от 26.07.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 марта 1995 г. N 12 ст. 1024
8. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О пожарной безопасности" // Собрание законодательства РФ. 26.12.1994, N 35, ст. 3649.
9. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 27.12.2019) "О недрах" // Собрание законодательства РФ. 06.03.1995, N 10, ст. 823.
10. Постановление Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 (ред. от 17.04.2019) "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" // Собрание законодательства РФ. 09.07.2007, N 28, ст. 3432.
11. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 1.12.2016 № 642. // СПС КонсультантПлюс
12. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 21 января 2014 г. № 21 “Об утверждении Нормативов патрулирования лесов должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану)” // СПС КонсультантПлюс
13. Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ (утратил силу) // Рос. газета. 1997. 4 февраля. № 23.
14. Об охране лесов от пожаров: постановление Совета народных комиссаров СССР от 31 мая 1931 г. // СПС «Гарант».
15. Об охране лесов от пожаров: Декрет ВЦИК СНК РСФСР от 14 июля 1924 г. // СПС «Гарант».
16. Лесной кодекс РСФСР от 25 июля 1923 г. // Собрание Узаконений 1924 г. № 58. Ст. 564
17. О лесах: Декрет ВЦИК от 27 мая 1918 г. // СПС «КонсультантПлюс».
18. Акопян О.А., Власова Н.В., Грачева С.А. и др. Правовые модели и реальность / отв. ред. Ю.А. Тихомиров, Е.Е. Рафалюк, Н.И. Хлуденева. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2017. С. 14.
19. Балашенко С.А. Правовое моделирование как метод правотворческой деятельности // Веснік БДУ. Серыя 3, Гісторыя. Эканоміка. Права. 2015. № 3. С. 94-97.
20. Баранов В.М. Норморайтер как профессия // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. № 6. С. 16—29.
21. Гаевская Е. Ю. Уголовное право как средство обеспечения экологической безопасности // Российский юридический журнал. Екатеринбург: Уральский государственный юридический университет, 2015. С. 117-123.
22. Гаевская Е.Ю. К вопросу о борьбе с незаконной заготовкой древесины // Экологическое право. 2016. № 1. С. 24-27.
23. Гаевская Е.Ю. Обзор изменений законодательства в сфере борьбы с незаконной заготовкой древесины // Судья. 2015. № 9 (57). С. 16-21.
24. Глушко О. А. Понятие и содержание концепции экологической безопасности Российской Федерации // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 109. С. 888.
25. Дворецкий М. Ю., Краснослободцева Н. В. Уголовно-право-вые проблемы эффективности применения норм об ответственности за экологические преступления // Вестник Тамбовского университета. Серия: Политические науки и право. 2016. № 3 (7). С. 42-47.
26. Дицевич Я.Б., Белых О.А., Русецкая Г.Д. Противодействие преступности в сфере лесопользования: проблемы и перспективы // Всероссийский криминологический журнал. 2017. Т. 11, № 2. C. 308–317.
27. Дубовик О. Л. Уголовно-экологическая политика: формирование, тенденции, задачи // Политика и общество. 2015. № 7–8. С. 32–45.
28. Дубовик О.Л. Экологические преступления. Комментарий к главе 26 Уголовного кодекса Российской Федерации. М.: Спарк, 2018. С. 347.
29. Кабанец А.Г., Чувасов Е.В., Сычиков А.В., Сычиков Д.В., Милаковский Б.Д. Практика рубок ухода и санитарных рубок на Дальнем Востоке России: законное прикрытие незаконных рубок (обзор). Владивосток: Всемирный фонд дикой природы, 2016. 32 с.
30. Капицкий В. Н., Капицкий М. В. К вопросу использования и охраны лесов // Вопросы Российской юстиции. Екатеринбург: Уральский государственный юридический университет, 2015. С. 46-51.
31. Качина Н.В. Проблемы уголовной ответственности за незаконную рубку лесных насаждений // Современное право. 2015. № 9. С. 84-87.
32. Качина Н.В., Мирончик А.С. Незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ): ошибки применения и пути их преодоления // Адвокатская практика. 2017. № 4. С. 51–57.
33. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.И. Чучаева. М.: Инфра - М, 2015. С. 749.
34. Круглов В. П. Государственная экологическая политика по обеспечению экологической безопасности и охраны окружающей среды в промышленных регионах России // Российский юридический журнал. Екатеринбург: Уральский государственный юридический университет, 2017. С. 178-183.
35. Лопашенко Н.А. Квалификация неоконченной деятельности и соучастия в экологических преступлениях // Законность. 2017. № 10. С. 21.
36. Лопашенко Н.А. Экологические преступления: комментарий к гл. 26 УК РФ. СПб., 2015. С. 234.
37. Лопина О.Д., Птичников А.В., Воропаев А.И. Нелегальные рубки на Северо-Западе России и экспорт российской лесной продукции в Швецию. М.: Всемирный фонд дикой природы, 2016. 30 с.
38. Ляшева Ю.А. Общественно опасные последствия как обязательный признак объективной стороны состава незаконной рубки лесных насаждений // СПС КонсультантПлюс
39. Мартынюк А.А., Кузьмичев Е.П., Трушина И.Г. Нелегальные рубки: международный политический контекст // Лесохозяйственная информация: электрон. сетевой журн. 2018. № 1. С. 50-62.
40. Масляков В. И. Авторитетное мнение: Спасите лес // Прямые инвестиции. 2017. № 11. С. 4.
41. Михайлова И.А. Бланкетные нормы в уголовном законе и их применение органами внутренних дел: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. С. 9.
42. Молчанов Б. А. Правовая охрана лесов России ХХ и начала ХХI вв.: учеб. пособие. Владимир, 2015. С. 30.
43. Петров А.П. Коррупционные риски, обусловленные лесным законодательством: их экономические, экологические и социальные последствия / Совершенствование правоприменения и управления в лесном секторе Российской Федерации. Всемирный Банк, 2015. С. 40.
44. Правовая охрана лесов: сравнительно-правовой анализ: монография / К. Н. Аверина, Л. А. Гурьева; науч. ред. О. Л. Дубовик; рецензенты Н. Г. Жаворонкова, Н. Д. Вершило; Сыкт. лесн. ин-т. Сыктывкар: СЛИ, 2016. С. 4.
45. Правовое регулирование использования и охраны лесов по законодательству Российской Федерации и зарубежных стран: монография / Д.И. Кочнов, А. А. Мальдонадо-Попова, Т.А. Меркулова [и др.]; отв. ред. Ю.И. Шуплецова. М., 2016. С. 133.
46. Разгельдеев Н. Т. К вопросу о правовой природе экологического и природно-ресурсного права // Вестн. ВолГУ. Сер. 5. Юриспруденция. 2017. № 2. С. 29–36.
47. Редков С. К., Соловьева А. О. Правовая охрана лесов от пожаров // Научный поиск. Шуя: Технологический центр, 2018. С. 52-55.
48. Салыгин Е.Н. Моделирование в праве: проблемы и перспективы // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2013. № 3. С. 12-35.
49. Странцов А.А. Правовые последствия вреда, причиненного экологическим правонарушением: учеб. пособие. Барнаул: БЮИ МВД России, 2016. С. 4.
50. Сухарев А. Каждой рубке свой размер // ЭЖ-Юрист. 2015.
51. Тимошенко Ю.А. Уголовная и административная ответственность за противоправные посягательства на окружающую среду: новые разъяснения Пленума Верховного Суда РФ // Законность. 2018. № 1. С. 38–41.
52. Тимошенко Ю.А. Уголовная ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений: вопросы квалификации // Российский журнал правовых исследований. 2016. № 2 (7). С. 202—207.
53. Уголовное право. Особенная часть: учебник / под ред. И.В. Шишко. М.: Проспект, 2015. С. 522 – 523.
54. Хлупина Г.Н., Качина Н.В., Молодкин А.В. Экологические преступления: теоретический и практический анализ, проблемы разграничения с административными проступками: учеб. пособие. Красноярск: Сиб. Федер. ун-т, 2015. С. 118.
55. Хромов Е.В. Противодействие незаконным рубкам лесных насаждений // Законность. 2015. № 4. С. 33-36
56. Черекаева Е.А. Незаконная рубка лесов и лесных насаждений: концептуальный подход // Аграрное и земельное право. 2017. № 6. С. 87-90.
57. Шматков Н. Закон Лейси и его роль в борьбе с незаконными рубками // Устойчивое лесопользование. 2015. № 2. С. 8-11.
58. Экология. Юридический энциклопедический словарь / ред. С. А. Боголюбова. М.: Норма, 2015. С. 320.
59. Greenpeace, Мэрилендский университет, Институт мировых ресурсов, НП «Прозрачный мир». Малонарушенные лесные территории 2000/2013/2016. URL: https://wwf.ru/resources/ news/lesa/rossiya-vozglavila-reyting-stran-liderov-po-utrate-dikikh-lesov-planety-/
60. Встреча Президента РФ В. В. Путина с членами Совета законодателей РФ 24 апреля 2019 года. Таврический дворец. Санкт-Петербург. URL: www.kremlin.ru
61. Генеральная прокуратура Российской Федерации [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1590590/.
62. Жителей поселка на Алтае оштрафовали за «неправильный» валежник // РИА Новости: сайт. 2018. URL: https://ria.ru/20190130/1550095662.html
63. ОНФ подготовил доклад «Российский лес» с предложениями по решению проблем в лесной отрасли. URL: https://onf.ru/2018/09/13/onfpodgotovil-doklad-rossiyskiy-les-s-predlozheniyamiporesheniyuproblemvlesnoy/
64. Селяков Н. А. Криминологические и уголовно-правовые меры противодействия незаконной рубке, уничтожению или повреждению лесных насаждений (на примере Северо-Западного федерального округа Российской Федерации): автореф. дис. … канд. юр.. наук. URL: http://lawtheses. com/kriminologicheskie-i-ugolovno-pravovye-mery-protivodeystviya-nezakonnoy-rubke-unichtozheniyu-ili-povrezhdeniyu-lesnyh-nas
65. Федеральное агентство лесного хозяйства [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://rosleshoz.gov.ru/opendata/registry.
66. По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации: постановление Конституционного Суда РФ от 09.01.1998 № 1-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 3, ст. 429.
67. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 N 11-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. N 1969 "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом" // СПС КонсультантПлюс
68. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.2017 N 41 "О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации" // СПС КонсультатПлюс
69. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 (ред. от 30.11.2017) "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" // СПС КонсультантПлюс

Вопрос-ответ:

Какие виды уголовной ответственности предусмотрены за уничтожение или повреждение лесных насаждений?

За уничтожение или повреждение лесных насаждений предусмотрены следующие виды уголовной ответственности: уголовная ответственность в форме штрафа, исправительные работы, ограничение свободы или лишение свободы.

Какова история развития уголовной ответственности за уничтожение или повреждение лесных насаждений?

Уголовная ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений имеет долгую историю развития. Ответственность за такие преступления была установлена еще в древности, но с течением времени она постоянно совершенствовалась и дополнялась новыми нормами и законами.

Какими качествами должен обладать участник уголовного преступления по уничтожению или повреждению лесных насаждений?

Участник уголовного преступления по уничтожению или повреждению лесных насаждений должен обладать определенными качествами, такими как вменяемость, дееспособность, умышленность и т. д. Эти качества определяют степень его уголовной ответственности и наказания, если преступление будет доказано в суде.

Как классифицируется уголовная ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений?

Уголовная ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений классифицируется на основе степени вреда, причиненного лесным ресурсам. В зависимости от этого, преступление может быть квалифицировано как мелкое, средней тяжести или особо тяжкое.

Какое наказание может быть применено к лицу, виновному в уничтожении или повреждении лесных насаждений?

Лицо, виновное в уничтожении или повреждении лесных насаждений, может быть наказано различными способами, включая штраф, исправительные работы, ограничение свободы или лишение свободы. Решение о наказании принимает суд, исходя из характера преступления и обстоятельств дела.

Какие действия считаются уничтожением или повреждением лесных насаждений?

Уничтожение или повреждение лесных насаждений включает в себя любые действия, направленные на нанесение вреда лесному массиву или его частям. Это может быть вырубка деревьев без соответствующего разрешения, поджог леса, загрязнение почвы или воды химическими веществами, а также причинение ущерба животному миру и растительности, находящейся на лесном участке.

Какие законы регулируют уголовную ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений?

Уголовная ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, есть ряд специализированных законов, таких как Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об охране окружающей среды", которые также устанавливают ответственность за нарушение правил охраны лесов.

Каковы наказания за уничтожение или повреждение лесных насаждений?

Наказание за уничтожение или повреждение лесных насаждений может варьироваться в зависимости от конкретной ситуации и степени ущерба. В основном, за такие преступления предусмотрены штрафы вплоть до нескольких миллионов рублей, исправительные работы, принудительные работы, ограничение свободы на определенный срок или лишение свободы. Также может быть назначено возмещение ущерба, причиненного природе.

Какова статистика уголовных дел по уничтожению или повреждению лесных насаждений в России?

Статистика уголовных дел по уничтожению или повреждению лесных насаждений в России показывает, что количество таких преступлений в последние годы существенно увеличилось. Согласно данным, в 2020 году было возбуждено более 10 тысяч уголовных дел по этой статье. Основная часть преступлений связана с незаконной вырубкой деревьев и поджогом лесов.

Какие действия квалифицируются как уничтожение или повреждение лесных насаждений?

Уничтожение или повреждение лесных насаждений означает любые незаконные действия, направленные на искоренение, загрязнение, вырубку, пожар, интенсивное добычу древесины и другие формы неправомерного использования лесных ресурсов.

Какой срок лишения свободы может быть применен за уничтожение или повреждение лесных насаждений?

За уничтожение или повреждение лесных насаждений, совершенное в крупном размере или группой лиц, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 7 лет. Если эти преступления совершены по неосторожности и повлекли тяжелые последствия, то наказание может быть увеличено до 10 лет лишения свободы.