эмоциональные концепты в лингвопоэтике Э.Асадова
Заказать уникальную дипломную работу- 63 63 страницы
- 73 + 73 источника
- Добавлена 13.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЦЕПТА 7
1.1. Понятие "концепт" в современной лингвистике 7
1.2. Проблема обозначения концепта в языкознании и его структура 12
1.3. Концепт как элемент картины мира 16
Выводы по Главе I 21
ГЛАВА II. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КОНЦЕПТЫ "ЛЮБОВЬ" И "ПЕЧАЛЬ" В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА 22
2.1. Состав концепта "любовь" в русской языковой картине мира: этимология, семантическая структура и ассоциативные связи лексемы "любовь" в русском языке 22
2.2. Состав концепта "печаль" в русской языковой картине мира: этимология, семантическая структура и ассоциативные связи лексемы "печаль" в русском языке 32
Выводы по Главе II 37
ГЛАВА III. ЯЗЫКОВАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТОВ "ЛЮБОВЬ" И "ПЕЧАЛЬ" В ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ Э. АСАДОВА 38
3.1. Особенности поэтического творчества Эдуарда Асадова и исследование его концептупального пространства 38
3.2. Структура и состав концепта "любовь" в поэзии Эдуарда Асадова 44
3.3. Структура и состав концепта "печаль" в поэзии Эдуарда Асадова 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
Список литературы: 56
Каждый из вышеуказанных воплощений чувства любви (к матери, к родине и женщине) включает несколько семантических микрополей. Рассмотрим их более подробно.
1. ЛЮБОВЬ = любовь к женщине
а) наименования любви
"великий секрет", "мир, где будет вдвоем хорошо", "вечное беспокойство", "сердечный накал", "годы без ссор и печали", "счастье", "капризная штука", "что-то неясное", "сердец и рук не разомкнуть", "редчайшее богатство из богатств", "святое", "настоящий алмаз даже сталь не разрубит", "острая стрела", "волшебная стрела", "негасимый пламень", "прекрасное", "весенний стук сердец", "отбушевавшее лето", "тайные волнения сердец", "звезда вечная", "союз сердечный", "волшебная страна", "блаженство", "обожание", "весенний стук сердец", "огонь во взгляде", "магнетизм", "сердца звон"
б) наименования возлюбленных
- наименования мужчины:
"мужчина", "Адам", "соперник", "парень", "Отелло", "влюбленный", "рыцари", "рыцарство безголосое" (собирательные), "истинный мужчина"
- наименования женщины:
"Ева", "Верная Ева", "женщина", "чудачка", "Шаганэ", "трусиха", "любимая", "дочь, подруга, невеста, жена", "девушка", "жена", "в доме хозяйка", "хозяйка добрая", "синеглазый василёк", "удивительная моя", "наивный бант", "милая"
- общие наименования влюбленных
"влюбленные", "виновники",
- общие наименования не знающих любви
"банкроты", "потасканные и проржавевшие циники"
в) внешняя красота мужчины и женщины, между которыми существует чувство любви
"глаз озера чистые", "глаз синева без огней", "червонное пламя волос", "бездонные глуби морей", "кокетливо вздернутый нос", "белая кожа", "статная", "смуглая", "чистая, как ручей", "пушистые ресницы", "с синими-синими звездами вместо глаз", "строгий взгляд",
"волосат и могуч, как лев", "пламя твоих горячих восточных глаз"
г) черты и внутренние качества
"прекрасная", "нежная", "неповторимая", "божественная", "сильна красотой", "женственна", "женственность", "чистая", "гордая", "гордо-чистая", "таинственно-прекрасна", "радостно-хмельное" ("сердце радостно-хмельное"), "доброта", "добрая", "мудрая"
д) ассоциативы
"сказка", "весна", "заря", "красота", "поле боя", "пустая борьба", "душа", "Амур", "бури и тревоги", "сердце песней захлебнется", "маршрут", "умное созидание", "возводится замок кирпич к кирпичу", "гвоздика", "сирень", "свет и краски", "большие, как мир, слова", "весенняя песня", "весенняя песня", "звезда", "бой", "имя", "добрый и верный пес", "луна", "полночная луна", "секрет", "стяг", "костер", "огонь", "алмаз", "горенье", "радуга", "добровольный плен", "целый мир", "сон"
е) проявления любви и чувства, связанные с любовью
"бессонница", "улыбка", "нежные слова", "поцелуй", "добрый светлый смех", "ласковое слово", "голосок веселый", "тревога", "зуммер тревоги в душе", "словно хмельной", "трепетное слово", "первый поцелуй", "нежно-хмельные ласки", "ревность", "верность", "слезы", "звенящие слова", "ссора", "спор-пламень",
ж) местно-временные параметры
"свидание", "встреча"
"комната в восемь метров", "семейный дом", "кастрюльный пар", "дружный осиный рой соседок", "земля, не обжитая доселе",
"в сирени", "ночное небо", "вишня"
з) временно-возрастные
- возрастные
"студенты", "нам по семнадцать", "восемнадцать", "лет двадцать пять", "практически девчонка...", "молодые", "годовщина", "серебряная свадьба", "семейные дни", "юность"
- временные
"ночь", "вечер", "полночь", "подмосковный вечер", "апрельский день",
и) анималистические элементы действительности
"птица", "жар-птица", "соловей", "журавль",
к) колоративы
"синева", "синий", "синеглазая", "синенький", "голубизна", "голубоватый", "золото", "золотой", "золотее", "вишневый", "вишнево-золотое"
л) прочие предметы из жизни влюбленных / любящих
"письмо", "записочка", "разговор", "подарок", "телефонный звонок".
2. ЛЮБОВЬ = любовь к матери
Любовь к матери нами выведена в качестве отдельного микрообраза любви в поэзии Асадова. Мать занимала особое место в жизни поэта, о чем свидетельствуют множественные стихотворения, посвященные этой женщине:
а)наименования матери
"мама", "моя святая", "прекрасная, золотая", "крошечная моя", "родная", "сама – тягло, сама – возница", "мать", "жена погибшего солдата", "великая матерь"
б) наименования сына
"немного лентяй", "мальчишка", орлята", "трое малолеток"
в) предметы и явления, связанные с детством
"песня" (по-видимому, колыбельная), "южная огромная луна", "заботы вдовьи", "руки", "лучше синяк, чем стеклянный колпак", "прекрасные твои дела", "за детей тревога"
г) ассоциативные единицы (связанные с детством)
"бой", "совет", "сердце", "горечь", "цветы", "апрель"
д) проявления чувства любви к матери:
"сыновний привет", "тихая песня".
3. ЛЮБОВЬ = любовь к родине
Чувство любви к собственной Родине также выражается на концептологическом уровне во множественных семантических группировках, которые соотносятся с тем местом, где родился и вырос лирический герой, со значимыми местами и событиями, связанными с ключевыми фактами в жизни родной страны (в частности, Великая Отечественная Война 1941-1945 годов) и пр. Так, среди семантико-тематических групп лексики в лирике Э.Асадова, связанных с чувством душевной привязанности к собственной родине, можно указать наименования топонимического характера (связаны, по-видимому, с определенными периодами жизни лирического героя, когда тот находился в названной географической точке, или с некоторыми историческими событиями, которые имеют особое значение для России и пр.), можно также привести ряд единиц, указывающих на временную отнесенность или хронологическую характеристику, а также различные наименования ассоциативного характера, связанные с образом родины в представлении поэта.
Итак, здесь выделяются следующие группы лексики:
а) наименования героев стихотворения / самого лирического героя / наименование родины
"держава", "Родина, Отечество, Товарищи", "сыны могущества кремлевского", "фронтовик"
б) топонимические наименования
"Мой гордый, светлый город", "Севастополь", "долина Бельбека", "Одинцово", "Земля Московская", "Бородино", "полоски Москвы-реки", "город бесстрашия"
в) ассоциативные единицы
"полынь и камень", "сталь гусениц", "война", "судьба", "форпост", "совесть"
г) хронологические элементы
"День Победы", "восемнадцать за спиною", "гордое столетье"
д) другие имена собственнные
"Кутузов", "Жуков", "Волга".
Рассмотрим языковые единицы, формирующие концепт "печаль" в рамках творчества Э.Асадова.
3.3. Структура и состав концепта "печаль" в поэзии Эдуарда Асадова
Одной из ключевых, на наш взгляд, особенностей лирического творчества Э.Асадова является тесная взаимосвязь концептологических образов любви и печали. Так, отсутствие взаимности у возлюбленной или измена своей женщины лирическому герою провоцирует чувство глубокой печали у героя, является источником его страданий. Таким образом, часто в рамках стихотворения, тематически связанного с любовью, часто проступает мотив печали, непреодолимого горя. В этой связи нами выделяется такая группа разнообразных языковых единиц, которые формируют микрополе "антилюбовь" (обозначающие "отсутствие любви").
Также мотив печали тесно взаимосвязан с такими понятиями, как боль, гнев, злость, обида. В зависимости от того, какое неприятное событие происходит в жизни лирического героя, которые изображаются в данном стихотворении (измена, ссора, болезнь), проступают те или иные чувства, ощущения, и как итог героя одолевает глубокая печаль.
Здесь же укажем на то, что такие феномены, как измена и смерть являются основными в рамках мироощущения поэта, которые способны порождать чувство печали.
В качестве крупного и объемного по составу микрополя следует выделить "смерть", которое включает значительный комплекс единиц различного порядка и характера.
В то же время с печалью, одолевающей лирического героя, он упорно старается бороться; он твердит, что не поддастся, не сдастся на милость судьбы. В этой связи проступают мотивы борьбы, сражения и пр. Таким образом, мы видим теснейшую взаимосвязь образа печали с многими другими мотивами и образами. Итак, рассмотрим представление концептологического образа печали в стихотворениях Э.Асадова.
Печаль особого рода у лирического героя вызывают холодные сердца современных ему девушек, а также молодых людей. Так, в стихотворении "Интеллигентная весна" поэтом высмеиваются девушки, которые не способны подарить настоящее тепло сердца молодым людям, поскольку они подгоняемы расчетом ("Теперь у девчонок в моде "очкарики"... и далее поэт пишет "Весна... Девчонки влюбляются в медиков, // В ботаников, химиков, кибернетиков, // Ну что ж, девчонки не так глупы..."). В стихотворении "Гостья" холодным и бездушным рассуждениям предается молодой человек, сосед по общежитию, который учится на инженера и мыслит в силу будущей профессии схемами, цифрами и пр. Любопытно отметить, что отсутствие способности чисто и открыто любить у молодых людей на метафорическом уровне выражается в различных образах, связанных со сферой науки. Например, в строках этих стихотворений мы видим такие номинации, как "очкарик", "кибернетик", "теоретик", "медик", а также строки "Вы сосчитали все звезды галактики, // Измерили все тепловые калории...", "пунктир", "интеграл", "чертеж", "А если у него судачья кровь? // А если там, где у людей любовь, // Здесь лишь проекты, балки и детали?" и пр.
Таким образом, в рамках концептологического образа "печаль" можно выделить несколько мотивов, которые на уровне индивидуально-авторского ощущения пересекаются с чувством печали (образы, мотивы, события, приводящие лирического героя в состояние печали, глубокой тоски). Среди таковых смерть (матери, любимой женщины, друзей, товарищей по сражению и пр.), измена женщины, безответная любовь к женщине (подтверждающаяся, например, предложением дружбы с ее стороны), отвратительные поступки мужчин (которых, по мнению поэта, нельзя назвать "истинными мужчинами") и др.
Образ печали концептологически формируется из следующих микрополей:
а) печаль (как состояние / результат)
- наименования чувства печали
"печаль", "тоска", "грусть",
- наименования субъектов, испытывающих это чувство и объектов, которые вызывают чувство печали
"дружище",
- наименования объектов, которые вызывают чувство печали
"рябина", "Рябинка",
- ассоциативные единицы
"гнилая нить", "горькое недоверие души", "студеный ветер разлуки", "самая горькая вещь на свете", "сажа" ("разлучившись, и жизнь - как сажа..."), "запретный плод",
- явления и ощущения, связанные с чувством печали = причины
"измена", "разлука", "боль, эта гидра злая", "мука", "мрак", "трусость", "этажи из лжи"
- внешние проявления
"сутулость" ("сутулится душа, и взгляд сутулится"), "вместо глаз пара злых, отточенных клинков", "горький взгляд"
- колоративы
"бесцветный"
б) смерть
"таинственная черта" ("ты за таинственной чертой, которую живым не пересечь"), "апрель", "темнота", "холод", "тишина"
в) антилюбовь (отсутствие любви)
- наименование главного героя, в котором нет чувства любви / объект лжелюбви
"бездушный интеграл", "он не человек – чертеж", "как много тех, с кем можно лечь в постель", "проститутки", "ничем святым не зажжены", "(как) заброшенная река", "утешитель", "ласковый навеститель", "зяблик окольцованный", "скряга"
- наименование любви (образные, ассоциативные в том числе)
"пьянство, порновидики и секс", "сексуальные "яства", "дрянь", "грязь", "мелкие связи", "увлечение", "стужа ледяных сердец", "два маршрута", "прятки", "крохотные спички" ("Разменивая счастье на привычки, // Словно костёр на крохотные спички")
- наименования объектов, связанных с лжелюбовью
"пятна", "сердце ледяное", "недостатки"
- словесные / акустические проявления
"каждое слово грязнее грязи", "странный, непонятный звук", ("странный, непонятный звук, как будто сталь ударила о камень"), "словесный сор", "недостойные слова"
- внешние проявления
"взгляды, липкие, как пиявки", "злобно-испуганное лицо",
- внутренние черты
"неверная", "холодная", "судачья кровь", "печальное, бывшее обручальное" (кольцо), "грустная".
Таким образом, концептуальное поле "любовь" в рамках поэтического контекста Э. Асадова реализуется через объединение триады семантических полей, а именно: 1) любовь к матери, 2) любовь к родине, 3) любовь к женщине, каждое из которых конституируется множеством различных ассоциативно-семантически связанных микрополей.
Концепт "печаль" в творчестве Э.Асадова находит реализацию в микрополях "печаль", "смерть", "антилюбовь" (отсутствие любви).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Настоящее исследование посвящено изучению концептуального пространства Эдуарда Асадова. Основное внимание в работе сосредоточено на исследовании особенностей лингвистического выражения эмоциональных концептов "любовь" и "печаль".
Материалом для исследования послужили разноуровневые языковые единицы: лексические (преимущественно именных частей речи, среди которых главным образом имена существительные и прилагательные в различных формах), а также фразеологические и синтаксические единицы, отобранные из сборника стихотворений Эдуарда Асадова ("Полное собрание стихотворений в одном томе", 2015).
Жизнь, поэтическое творчество Эдуарда Асадова можно охарактеризовать как малоисследованные. Несмотря на то, что некоторые из аспектов его творческой деятельности подвергались исследованию, тем не менее, в целом его лингвопоэтику можно отнести к неизученным объектам в современном языкознании, в том числе и концептуально-семантическое наполнение поэзии Э.Асадова, которое, безусловно, как показал анализ языкового материала, представляет немалый интерес.
Особенности жизненного пути Э.Асадова обусловили наличие специфических черт в его поэтическом творчестве. В частности, азиатские корни, участие в военных действиях в период Второй Мировой войны, тяжелые события личной жизни отложили свой отпечаток на поэтической манере советского автора. В частности, разворачивание концептов "любовь" и "печаль" приобретает своеобразие.
В настоящей работе предпринята попытка концептуального исследования лексического наполнения поэзии Э.Асадова. Основное внимание при этом сосредоточено на выявлении языковых репрезентаций концептов "любовь" и "печаль".
Ядерная часть концептов "любовь" и "печаль" совпадают с понятийными зонами, выделенными на материале словарных дефиниций и материалов, лишь частично (некоторые из словарных наименований-синонимов выделяются нами в составе концепта, а именно "увлечение", "страсть", "влюбленность", "обожание" и др. в отношении любви и "тоска", "грусть" и др . в отношении печали), однако, в целом концептуальные поля "любовь" и "печаль", формирующееся на материале поэзии Э.Асадова, образуется преимущественно за счет различных приращений, которые обусловлены особенностями индивидуально-авторского мировидения.
Концепты "любовь" и "печаль" в рамках поэтического контекста Э.Асадова представляются взаимообусловленными: в случае, когда речь идет об истинной любви, возможно выделить репрезентанты соответствующего концепта, когда речь заходит об отсутствии любви, а также различных событиях, разрушающих ее (измена, отсутствие взаимности, смерть и пр.), в качестве ведущего мотива выступает печаль; при этом в тексте обнаруживают соответствующие концептосоставляющие.
Исследование текстовых реализаций концептов "любовь" и "печаль" показало, что понятие "любовь" выражается в сюжетно-тематической структуре стихотворений, с одной стороны, неоднозначно и имеет несколько планов выражения. Чувство любви как концептологическое поле в рамках поэтического контекста Э. Асадова реализуется через объединение нескольких семантических полей, а именно: 1) любовь к матери, 2) любовь к родине, 3) любовь к женщине. Печаль как концепт формируется также из нескольких крупных семантических полей – печаль как ощущение тяжелой грусти, обусловленное различными причинами (измена, ссора с возлюбленной и пр.), смерть, отсутствие любви.
Описание указанных чувство происходит в различных планах: акустический (звуки, слова), цветовой (используется определенный набор колоративов), непосредственно эмотивный (обозначение чувств и эмоций лирического героя), локативно-хронологический (указание на время и место событий), ассоциативный (наличие разнообразных образов, сравнений, метафор и пр.).
В отношении индивидуального восприятия любви и печали следует указа на особый характер языковых средств, формирующих данные концепты. Автором включаются необычные образы, которые связаны с такими объектами действительности, как: архитектура, наука, промышленность.
В качестве перспективной задачи видится исследование языковых реализаций других концептов творчества Э.Асадова, как, например, "ненависть", "обида" и др.
Список литературы:
Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. – М.: Русские словари, 1999. – 431 с.
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: Ок.11 000 синоним. рядов. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 2001. – 568 с.
Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка: учеб. пособие / Н.Ф. Алефиренко. – 5-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2016. – 288 с.
Анисимова И.В. Образное содержание концепта "печаль" в русском языке // Когнитивные исследования языка. – 2016. – №26. – С.190-194.
Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья: В 2 т. / Гл. Ред. С.С. Неретина. – Т.1. – СПб.: РХГИ, 2001. – 539 с.
Асадов Э.А. Полное собрание стихотворений в одном томе / Эдуард Асадов. – М.: Эксмо, 2015. – 912 с.
Аскольдов-Алексеев С.А. Концепт и слово // Русская речь. Новая серия. – Вып. 2. – Л.: Academia, 1928. – С. 28-44.
Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – Изд. 2-е, стереотип. – М.: Советская энциклопедия, 1969. – 608 с.
Башкова И.В. Концепт "печаль" в авторской картине мира В.П.Астафьева // Общетеоретические и типологические проблемы языкознания. – 2010. – С.23-26.
Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2000. – 1456 с.
Бухарина А.А. Ключевые концепты сказки О. Уайльда "Молодой король" // В сборнике: Сборник трудов III Научной конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов и молодых ученых "Дни науки крымского федерального университета им. В. И. Вернадского", 2018. – С. 167-172.
Вежбикая А. Язык. Культура. Познание. – М.: Наука, 1997. – 416 с.
Возмищева Н.В. О подходах к структуре и содержанию концепта // Вестник педагогического опыта. – 2009. – № 31. – С. 8-11.
Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании. // Филологические науки. – №1. – 2001. – С. 64-72.
Вотякова И.А. Изучение синонимических связей в словообразовательной репрезентации концептов (на примере концепта "печаль") // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. – 2012. – №4. – С.136-139.
Герц Г. Принципы механики, изложенные в новой связи // Жизнь науки. Антология вступлений к классическому естествознанию / Сост. С.П.Капица. – М.: Наука, 1973. – С.206-210.
Глазкова Т.В. Концептосфера как система культурных смыслов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – №6. – С.53-57.
Гриценко А.С. Эдуард Асадов: поэт и солдат великой отечественной // "Эхо русского народа": отражение истории России ХХ века в поэтическом и песенном творчестве. Материалы III Международной молодежной научно-практической конференции. Гермизеева Виктория Викторовна (ответственный редактор). – 2015. – С.45-49.
Громенко М.В. Анализ концепта как элемента языковой картины мира и интерпретации человека в этом мире // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. – 2015. – №5(18). – С.149-151.
Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию / Пер. с нем. под ред. и с предисл. Г.В. Рамишвили, Послесл. А.В. Гулыги и В.А. Звегинцева. – М. Прогресс, 1984. – 400 с.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / Под ред. проф. Бодуэна-де-Куртенэ. – Т.2. (И-О). – СПб.: Типография товарищества М.О. Вольф, 1905. – 2030 с.
Дворецкий И.Х., Корольков Д.Н. Латинско-русский словарь. – М.: Госиздат, 1949. – 950 с.
Джененко О.В., Куликова Е.Ю., Тинакина В.О. Картина мира – языковая картина мира - этническая картина мира // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2015. – №1-1. – С. 285-288.
Дьяченко Г. Полный церковно-славянскiй словарь. – М., 1900. – 1120 с.
Жаналина Л.К., Котлярова И.В. Фразеобразующий потенциал концептов "тоска", "грусть", "печаль", "горе" // Фразеология в языковой картине мира: когнитивно-прагматические регистры. Сборник научных трудов по итогам 4-й Международной научной конференции по когнитивной фразеологии. – 2019. – С.89-97.
Каунова Е.В., Петренко Ю.Г. Выразительные средства в поэзии Э.А.Асадова // Грани познания. – 2015. – №9(43). – С.90-93.
Козакова А.А. Концепт печаль в поэтическом идиолекте М.Цветаевой // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2009. – №5(153). – С.123-128.
Колесов В.В. О логике логоса в сфере ментальности // Мир русского слова, 2000. – №2. – С. 52-59.
Колесов В.В. Русская ментальность в языке и тексте. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2006. – 624 с.
Концептуализация и смысл: Сб. науч. тр. / АН СССР. – Новосибирск, 1990. – 186 с.
Красавский Н.А. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах. – Волгоград: Перемена, 2001. – 495с.
Красных В.В. Свой среди чужих: миф или реальность? – М.: ИТДГК "Гнозис", 2003. – 375 с.
Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина; Под общ. ред. Е.С. Кубряковой. – М.: Филол. фак. МГУ, 1997. – 245 с.
Крюков А.В. Концептуализация интеллектуальных характеристик человека (на материале русского и английского языков): автореферат дис. ... кандидата филологических наук / Волгогр. гос. пед. ун-т. – Волгоград, 2005. – 28 с.
Ладутько М.В. Образная мотивированность как семантическая основа художественного концепта // Куляшоўскія чытанні. Матэрыялы Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі. – 2008. – С.51-53.
Лаптинова А.В. Сравнение в поэзии Э.А.Асадова // Новая наука: Проблемы и перспективы. – 2016. – №4-2. – С.79-84.
Лещанова О.А., Юрина Н.Г. Языковые средства и способы выражения эмоций в патриотической лирике Эдуарда Асадова // Материалы XX научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва в 3-х частях. Составитель А.В.Столяров, ответственный за выпуск П.В.Сенин. – 2016. – С.458-463.
Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность: от теории словесности к структуре текста: антол. / Ин-т народов России [и др.]; под общ. ред. В.П. Нерознака. – М.: Academia, 1997. – С.280-287.
Ломшакова В.В. О Формах степеней сравнения прилагательных в поэзии Эдуарда Асадова Молодой ученый. – 2018. – № 35(221). – С.101-103.
Лурье С.В. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала. – СПб.: Тип. им. Котлякова, 1994. – 288 с.
Ляпин С.Х. Концептология: к становлению подхода // Концепты: Научные труды центроконцепта. – Вып. 1. – Архангельск: Изд-во Поморского ун-та, 1997. – С. 11-35.
Маслова В.А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2004. – 208 с.
Маслова Ж.Н. Особенности формирования смысла поэтического текста // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2010. – № 5 (85). – С. 326-332.
Минибаева С.В., Ракоед Ю.С. Семантическое поле эмотива "любовь" в повестях А.И. Куприна // В сборнике: Перспективы развития современного гуманитарного знания / сборник материалов всероссийской очно-заочной научно-практической конференции. Ответственный редактор Л.В. Климина. – 2017. – С. 75-79.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой. – [Электронный ресурс] URL: http://poiskslov.com/
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова; РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 5-е. изд., доп. – М.: Азбуковник, 2006. – 944 с.
Перунова Д.Н. Частицы и их функции в лирике Эдуарда Асадова // Научные механизмы решения проблем инновационного развития. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. – 2017. – С.173-178.
Пименова М.В Предисловие // Введение в когнитивную лингвистику: Учебное пособие. – Кемерово: Графика, 2004. – С. 3-11.
Попова З.Д. Когнитивная лингвистика / З.Д. Попова, И.А. Стернин. – М.: Восток-Запад, 2007. – 316 с.
Русский ассоциативный словарь. В 2 т. / Ю.Н.Караулов, Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцева, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов. Т. I. От стимула к рекции: Ок. 7000 стимулов. М.: АСТ-Астрель, 2002. 784 с. Т. II. От стимула к рекции: Более 100 000 реакций. М.: АСТ-Астрель, 2002. – 992 с.. – http://tesaurus.ru/dict/
Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений. В 6-ти тт. / РАН Ин-т рус.яз.; Под общей ред. Н.Ю. Шведовой. – Том III: Имена существительные с абстрактным значением. – М.: Азбуковник, 2003. – 720 с.
Салихова А.А. Амбивалентность поэтического мира Э.Асадова // О научных проблемах, которые предстоит решать молодым... Сборник статей молодых ученых и студентов. НОУ ВПО "Самарский институт управления". – 2015. – С.285-296.
Симонова Т.А. Компаратив в языке поэзии Эдуарда Асадова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №2-3. – С.166-169.
Скляр Е.С. Концепт "любовь" как фрагмент эмоциональной картины мира в лирике А.А.Фета и Э.А.Асадова // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. – Т.7. – №1(22). – С.155-159.
Словарь ассоциативных норм русского языка. Прямой / Под ред. А.А.Леонтьева; M., 1973. Обратный словарь / Г.А. Черкасова. Электронное издание, 2006 г. – [Электронный ресурс] URL: http://it-claim.ru/Projects/ASIS/Leont/Pr_leon.htm#s76
Словарь русского языка XI-XVII вв. – Вып. 8. – М.: Наука, 1981. – 352 с.
Словарь русского языка XI-XVII вв / РАН, Институт русского языка. – Вып. 15. Перстъ-Подмышка. – М.: Наука, 1989. – 288 с.
Словарь церковно-славянскаго и русскаго языка / Составленный вторым отделением императорской академии наук. – Т.2. – СПб.: в типографии императорской академии наук, 1847. – 472 с.
Снеткова Е.А. Проблема дефиниции концептов "грусть", "печаль" // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина. – 2012. – Т.1. – №4. – С.134-138.
Соломоник А. Семиотика и лингвистика. – М.: Молодая гвардия, 1995 – 346 с.
Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. В трёх томах. – ТТ.1-3. – СПб.: Типография императорской академии наук, 1893-1912.
Старославянский словарь (по рукописям X-XI веков): Около 10 000 слов / Под ред. Р.М. Цейтлин, Р. Вечерки и Р. Благовой. – М.: Русский язык, 1994. – 842 с.
Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю.С. Степанов. – М.: Языки русской культуры, 1997. – 824 с.
Стойкович Г.В., Стойкович Л.Ю. Некоторые аспекты структуры и содержания концепта "интеллект человека" в английской лингвокультуре // Самарский научный вестник. – 2013. – № 4 (5). – С. 146-149.
Суродина Н.Р. Лингвокультурологическое поле концепта "пустота" (на материале поэтического языка московских концептуалистов). Автореф. дис. канд. филол. наук. Волгоград, 1999. – 22 с.
Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учебное пособие. – М.: Слово, 2000. – 624 с.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т.: Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – ТТ.1-4. – М.: Азбука-Терра, 1996.
Федулова М.Н. Понятие "концепт" в когнитивных, семиологических и дискурсивных исследованиях. Статья 1 // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. – 2013. – №3. – С.13-21.
Шагалова Е.Н. Самый новейший толковый словарь русского языка. ХХI века: ок. 1500 слов / Е.Н.Шагалова. – М.: АСТ : Астрель, 2011. – 413 c.
Этимологический словарь современного русского языка / Сост. А.К. Шапошников: в 2 т. ТТ.1-2. – М.: Флинта : Наука, 2010.
Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – 2-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 685 с.
Яковлева Е.А. Вербализация концепта "интеллект" в английском языке (на материале фразеологических единиц и пословиц) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. – 2007. – № 1-2. – С. 178-184.
Ярцева К.В. Понятие "картина мира". Адаптивная функция картины мира // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 2010. – № 4. – С. 87-90.
1
1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. – М.: Русские словари, 1999. – 431 с.
2. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: Ок.11 000 синоним. рядов. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 2001. – 568 с.
3. Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка: учеб. пособие / Н.Ф. Алефиренко. – 5-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2016. – 288 с.
4. Анисимова И.В. Образное содержание концепта "печаль" в русском языке // Когнитивные исследования языка. – 2016. – №26. – С.190-194.
5. Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья: В 2 т. / Гл. Ред. С.С. Неретина. – Т.1. – СПб.: РХГИ, 2001. – 539 с.
6. Асадов Э.А. Полное собрание стихотворений в одном томе / Эдуард Асадов. – М.: Эксмо, 2015. – 912 с.
7. Аскольдов-Алексеев С.А. Концепт и слово // Русская речь. Новая серия. – Вып. 2. – Л.: Academia, 1928. – С. 28-44.
8. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – Изд. 2-е, стереотип. – М.: Советская энциклопедия, 1969. – 608 с.
9. Башкова И.В. Концепт "печаль" в авторской картине мира В.П.Астафьева // Общетеоретические и типологические проблемы языкознания. – 2010. – С.23-26.
10. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2000. – 1456 с.
11. Бухарина А.А. Ключевые концепты сказки О. Уайльда "Молодой король" // В сборнике: Сборник трудов III Научной конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов и молодых ученых "Дни науки крымского федерального университета им. В. И. Вернадского", 2018. – С. 167-172.
12. Вежбикая А. Язык. Культура. Познание. – М.: Наука, 1997. – 416 с.
13. Возмищева Н.В. О подходах к структуре и содержанию концепта // Вестник педагогического опыта. – 2009. – № 31. – С. 8-11.
14. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании. // Филологические науки. – №1. – 2001. – С. 64-72.
15. Вотякова И.А. Изучение синонимических связей в словообразовательной репрезентации концептов (на примере концепта "печаль") // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. – 2012. – №4. – С.136-139.
16. Герц Г. Принципы механики, изложенные в новой связи // Жизнь науки. Антология вступлений к классическому естествознанию / Сост. С.П.Капица. – М.: Наука, 1973. – С.206-210.
17. Глазкова Т.В. Концептосфера как система культурных смыслов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – №6. – С.53-57.
18. Гриценко А.С. Эдуард Асадов: поэт и солдат великой отечественной // "Эхо русского народа": отражение истории России ХХ века в поэтическом и песенном творчестве. Материалы III Международной молодежной научно-практической конференции. Гермизеева Виктория Викторовна (ответственный редактор). – 2015. – С.45-49.
19. Громенко М.В. Анализ концепта как элемента языковой картины мира и интерпретации человека в этом мире // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. – 2015. – №5(18). – С.149-151.
20. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию / Пер. с нем. под ред. и с предисл. Г.В. Рамишвили, Послесл. А.В. Гулыги и В.А. Звегинцева. – М. Прогресс, 1984. – 400 с.
21. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / Под ред. проф. Бодуэна-де-Куртенэ. – Т.2. (И-О). – СПб.: Типография товарищества М.О. Вольф, 1905. – 2030 с.
22. Дворецкий И.Х., Корольков Д.Н. Латинско-русский словарь. – М.: Госиздат, 1949. – 950 с.
23. Джененко О.В., Куликова Е.Ю., Тинакина В.О. Картина мира – языковая картина мира - этническая картина мира // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2015. – №1-1. – С. 285-288.
24. Дьяченко Г. Полный церковно-славянскiй словарь. – М., 1900. – 1120 с.
25. Жаналина Л.К., Котлярова И.В. Фразеобразующий потенциал концептов "тоска", "грусть", "печаль", "горе" // Фразеология в языковой картине мира: когнитивно-прагматические регистры. Сборник научных трудов по итогам 4-й Международной научной конференции по когнитивной фразеологии. – 2019. – С.89-97.
26. Каунова Е.В., Петренко Ю.Г. Выразительные средства в поэзии Э.А.Асадова // Грани познания. – 2015. – №9(43). – С.90-93.
27. Козакова А.А. Концепт печаль в поэтическом идиолекте М.Цветаевой // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2009. – №5(153). – С.123-128.
28. Колесов В.В. О логике логоса в сфере ментальности // Мир русского слова, 2000. – №2. – С. 52-59.
29. Колесов В.В. Русская ментальность в языке и тексте. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2006. – 624 с.
30. Концептуализация и смысл: Сб. науч. тр. / АН СССР. – Новосибирск, 1990. – 186 с.
31. Красавский Н.А. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах. – Волгоград: Перемена, 2001. – 495с.
32. Красных В.В. Свой среди чужих: миф или реальность? – М.: ИТДГК "Гнозис", 2003. – 375 с.
33. Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина; Под общ. ред. Е.С. Кубряковой. – М.: Филол. фак. МГУ, 1997. – 245 с.
34. Крюков А.В. Концептуализация интеллектуальных характеристик человека (на материале русского и английского языков): автореферат дис. ... кандидата филологических наук / Волгогр. гос. пед. ун-т. – Волгоград, 2005. – 28 с.
35. Ладутько М.В. Образная мотивированность как семантическая основа художественного концепта // Куляшоўскія чытанні. Матэрыялы Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі. – 2008. – С.51-53.
36. Лаптинова А.В. Сравнение в поэзии Э.А.Асадова // Новая наука: Проблемы и перспективы. – 2016. – №4-2. – С.79-84.
37. Лещанова О.А., Юрина Н.Г. Языковые средства и способы выражения эмоций в патриотической лирике Эдуарда Асадова // Материалы XX научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва в 3-х частях. Составитель А.В.Столяров, ответственный за выпуск П.В.Сенин. – 2016. – С.458-463.
38. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность: от теории словесности к структуре текста: антол. / Ин-т народов России [и др.]; под общ. ред. В.П. Нерознака. – М.: Academia, 1997. – С.280-287.
39. Ломшакова В.В. О Формах степеней сравнения прилагательных в поэзии Эдуарда Асадова Молодой ученый. – 2018. – № 35(221). – С.101-103.
40. Лурье С.В. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала. – СПб.: Тип. им. Котлякова, 1994. – 288 с.
41. Ляпин С.Х. Концептология: к становлению подхода // Концепты: Научные труды центроконцепта. – Вып. 1. – Архангельск: Изд-во Поморского ун-та, 1997. – С. 11-35.
42. Маслова В.А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2004. – 208 с.
43. Маслова Ж.Н. Особенности формирования смысла поэтического текста // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2010. – № 5 (85). – С. 326-332.
44. Минибаева С.В., Ракоед Ю.С. Семантическое поле эмотива "любовь" в повестях А.И. Куприна // В сборнике: Перспективы развития современного гуманитарного знания / сборник материалов всероссийской очно-заочной научно-практической конференции. Ответственный редактор Л.В. Климина. – 2017. – С. 75-79.
45. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой. – [Электронный ресурс] URL: http://poiskslov.com/
46. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова; РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 5-е. изд., доп. – М.: Азбуковник, 2006. – 944 с.
47. Перунова Д.Н. Частицы и их функции в лирике Эдуарда Асадова // Научные механизмы решения проблем инновационного развития. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. – 2017. – С.173-178.
48. Пименова М.В Предисловие // Введение в когнитивную лингвистику: Учебное пособие. – Кемерово: Графика, 2004. – С. 3-11.
49. Попова З.Д. Когнитивная лингвистика / З.Д. Попова, И.А. Стернин. – М.: Восток-Запад, 2007. – 316 с.
50. Русский ассоциативный словарь. В 2 т. / Ю.Н.Караулов, Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцева, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов. Т. I. От стимула к рекции: Ок. 7000 стимулов. М.: АСТ-Астрель, 2002. 784 с. Т. II. От стимула к рекции: Более 100 000 реакций. М.: АСТ-Астрель, 2002. – 992 с.. – http://tesaurus.ru/dict/
51. Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений. В 6-ти тт. / РАН Ин-т рус.яз.; Под общей ред. Н.Ю. Шведовой. – Том III: Имена существительные с абстрактным значением. – М.: Азбуковник, 2003. – 720 с.
52. Салихова А.А. Амбивалентность поэтического мира Э.Асадова // О научных проблемах, которые предстоит решать молодым... Сборник статей молодых ученых и студентов. НОУ ВПО "Самарский институт управления". – 2015. – С.285-296.
53. Симонова Т.А. Компаратив в языке поэзии Эдуарда Асадова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №2-3. – С.166-169.
54. Скляр Е.С. Концепт "любовь" как фрагмент эмоциональной картины мира в лирике А.А.Фета и Э.А.Асадова // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. – Т.7. – №1(22). – С.155-159.
55. Словарь ассоциативных норм русского языка. Прямой / Под ред. А.А.Леонтьева; M., 1973. Обратный словарь / Г.А. Черкасова. Электронное издание, 2006 г. – [Электронный ресурс] URL: http://it-claim.ru/Projects/ASIS/Leont/Pr_leon.htm#s76
56. Словарь русского языка XI-XVII вв. – Вып. 8. – М.: Наука, 1981. – 352 с.
57. Словарь русского языка XI-XVII вв / РАН, Институт русского языка. – Вып. 15. Перстъ-Подмышка. – М.: Наука, 1989. – 288 с.
58. Словарь церковно-славянскаго и русскаго языка / Составленный вторым отделением императорской академии наук. – Т.2. – СПб.: в типографии императорской академии наук, 1847. – 472 с.
59. Снеткова Е.А. Проблема дефиниции концептов "грусть", "печаль" // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина. – 2012. – Т.1. – №4. – С.134-138.
60. Соломоник А. Семиотика и лингвистика. – М.: Молодая гвардия, 1995 – 346 с.
61. Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. В трёх томах. – ТТ.1-3. – СПб.: Типография императорской академии наук, 1893-1912.
62. Старославянский словарь (по рукописям X-XI веков): Около 10 000 слов / Под ред. Р.М. Цейтлин, Р. Вечерки и Р. Благовой. – М.: Русский язык, 1994. – 842 с.
63. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю.С. Степанов. – М.: Языки русской культуры, 1997. – 824 с.
64. Стойкович Г.В., Стойкович Л.Ю. Некоторые аспекты структуры и содержания концепта "интеллект человека" в английской лингвокультуре // Самарский научный вестник. – 2013. – № 4 (5). – С. 146-149.
65. Суродина Н.Р. Лингвокультурологическое поле концепта "пустота" (на материале поэтического языка московских концептуалистов). Автореф. дис. канд. филол. наук. Волгоград, 1999. – 22 с.
66. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учебное пособие. – М.: Слово, 2000. – 624 с.
67. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т.: Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – ТТ.1-4. – М.: Азбука-Терра, 1996.
68. Федулова М.Н. Понятие "концепт" в когнитивных, семиологических и дискурсивных исследованиях. Статья 1 // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. – 2013. – №3. – С.13-21.
69. Шагалова Е.Н. Самый новейший толковый словарь русского языка. ХХI века: ок. 1500 слов / Е.Н.Шагалова. – М.: АСТ : Астрель, 2011. – 413 c.
70. Этимологический словарь современного русского языка / Сост. А.К. Шапошников: в 2 т. ТТ.1-2. – М.: Флинта : Наука, 2010.
71. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – 2-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 685 с.
72. Яковлева Е.А. Вербализация концепта "интеллект" в английском языке (на материале фразеологических единиц и пословиц) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. – 2007. – № 1-2. – С. 178-184.
73. Ярцева К.В. Понятие "картина мира". Адаптивная функция картины мира // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 2010. – № 4. – С. 87-90.