Разработка социально-педагогической программы профилактики суицидального поведения в условиях общеобразовательной организации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная педагогика
  • 49 49 страниц
  • 41 + 41 источник
  • Добавлена 19.04.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Содержание социально-педагогической программы профилактики суицидального поведения в условиях общеобразовательной организации 6
1.1. Актуальность и научное обоснование социально-педагогической программы 6
1.2. Целеполагание программы 8
1.3. Учебно-тематическое (тематическое) планирование программы 8
1.4. Критерии и показатели результативности программы 13
1.5. Ресурсное обеспечение программы 13
Глава 2. Этапы опытно-экспериментальной работы по апробации социально-педагогической программы профилактики суицидального поведения в условиях общеобразовательной организации 19
2.1. Поисково-констатирующий этап 19
2.2. Формирующий этап 27
2.3. Итогово-обобщающий этап 40
Заключение 42
Список литературы 46
Фрагмент для ознакомления

»;«Что такое суицид?Как с ним бороться? »;«Чем и как увлекаются подростки?»;«Безока в Интернете»;«Профилактика насилия в семье»;«Выход из конфликта».приложение 4Тематика просветительской работы с учащимисяЧасы общения«Что я знаю о себе?»;«Жизненные ценности»;«Жизнь - высшая ценность»;«Ценность личности»;«Путь куспеху»;«Я должен чувствовать и выражать свои думки»;«Неуверенность в себе»;«Общение со взрослыми»;«Общение со сверстниками»;«Стресс и депрессия»;«Безопасность в Интернете»;«Учимся снимать усталость»;«Как преодолевать тревогу?»;«Противодействиебуллингвдетском коллективе»;«Профилактика насилия в коллективе»;«Как дружить, чтобы не нажить себе врагов».тренинги«Я и другие»;«Общаться - это здорово»;«Учимся понимать и уважать других»;«Конфликты и пути их преодоления»;«Жизненные трудности та пути их преодолетьния»;«Как научиться жить без драки?» «Толерантность»;«Грани моего« Я »;«Путь к себе».диспуты«Я - это я»;«Я должен чувствовать и выражать свои чувства»;«Неуверенность в себе»;«Подросток и взрослый»;в«Конфликт и его решения».вПо результатам наблюдений и диагностическихтики.Приложение 5Тематика индивидуальных консультаций с учителями, родителями, ученикамивРекомендации учителям о выборе индивидуальногопедагогического стиля общения с определенной дитяю.вРекомендации родителям по перестройке симейнотношений, изменения стиля воспитания.вРекомендации учителям по созданниеблагоприятного психологического климата в классе.вРекомендации учителям по повышению социального статуса ребенка в классе, жеоценки.вРекомендации родителям, учителям по офилактикынарушений психического здоровья.вКонсультативная работа с родителями, педагогаммы,цель которой - определение особливостейсуицидальногоповедения в зависимости от возрастной периодизации.Приложение 6Тематикакоррекционно-развивающей работы с учащимисявРазвитие положительной самооценки, ценностиличности, ее социального статуса в группе.вОбучение конструктивных поведенческих реакций в проблемных ситуациях.вОбучение техник управления эмоциями, сняттямышечного и эмоционального напряжения.приведены данные по разработке и апробации профилактической программы, проанализированы преимущества и недостатки различных видов профилактических программ.Основное внимание мы уделили вторичной профилактике самоубийства, которая начинается с диагностики момента возникновения у подростковсуицидальныхидеацийи направлена на недопущение их переростання всуицидальныепопытки и завершено самоубийство.Важную роль играет раннее выявление группы риска относительносуицидальногоповедения, поэтому работа с подростками начинается с диагностикисуицидальныхидеацийи дальнейшего клинического интервью с теми дослиджуванимы, в которых они обнаружены.С помощью "опросникасуицидальногоповедения" устанавливается, на каком этапе развертываниясуицидальногоповедения находится подросток (антивитальнимысли,суицидальныефантазии, намерения, замыслы,самоповреждения,суицидальныепопытки), как часто встречаются указанные формы.Следующим этапом является проведение клинического интервью, целью которого является установить время, причины возникновениясуицидальныхидеацийи их наличие на текущий момент.Кроме того важным показателем риска совершенияя самоубийства является отношениеподросткак самоубийству и к собственнымсуицидальныхидеаций, поэтому установление этих показателей можно считать обязательным.Оказание психологической помощизависит от наличия и степенивыраженностисуицидальныхидеацийвподросткана момент обследования.В зависимости от этого происходит распределение исследуемых на три группы.Часть испытуемых, имели одноразовыесуицидальныемысли в прошлом и относятся к ним критически, просто отсеивается (первая группа).Следующая (вторая) группа -это подростки, у которых сейчас нетсуицидальныхидеаций, но они появлялись в прошлом неоднократно, причем не только на уровне представлений или фантазий, но и продумывание места, времени, способа и планирования самоубийства.Отношение может быть как критическим, так и одобрительноим, в любом случае эта группа рассматривается как группа риска совершения самоубийства.Мы можем утверждать, что неоднократное возникновениесуицидальноготематики в прошлом повышает риск совершения самоубийства и требует вмешательства специалистов.С этой группой слид работать на двух уровнях: во-первых, в форме психологического тренинга, направленного на формирование уверенности в себе, позитивного отношения к жизни, улучшение коммуникативных умений и повышение самооценки;во-вторых - в форме индивидуальнойпсихокоррекционноййработы с элементами когнитивной,бихевиоральнойиэкзистенциальнойпсихотерапии.Третья группа - подростки с наличиемсуицидальныхпопыток,самоповрежденийв анамнезе и актуальныхсуицидальныхтенденций на момент интервью.Эта группа является самой опасной с точкизрения совершения самоубийства и требует немедленного вмешательства психолога.Помощь должна включать элементы кризисной терапии и проводиться в течение длительного времени.Выявленные психологические особенности подростков ссуицидальнымиидеациистали основойразработки ряда тренинговых упражнений ипсихокоррекционныхметодов, которые применялись при оказании психологической помощи подросткам.Кроме традиционных методов в пределах кризисной психотерапии, мы использовали специально разработанные техники работы ссуицидальнымивявлениями и фантазиями,психокоррекционнуюработу с когнитивными схемами, с агрессивностью, отношением к жизни и поиском смысла.Неадекватные представления подростков о смерти является одним из факторовсуицидальногоповедения, на который должна быть направлена внимание жареАлиста.Одним из эффективных способов работы ссуицидальнымифантазиями и мыслями является раскрытие реальных последствий самоубийства и вероятного отношение к нему окружающих.В процессеиндивидуальнойпсихокоррекционнойработы эффективными оказались элементыпсиходрамыамиигештальт-терапии, техники выявления автоматических мыслей, отстранение от них и проверки их обоснованности (для большей наглядности работы с подростками следует применять протоколдисфункциональныхмыслей).Гармонично дополняет работу с когнитивнымисхемамипсихокоррекционнаяработа с речью, которое отражает модель мираподростка.С целью выявления агрессивных тенденций применялись базовые навыки обращения внимания на чувства, их отражение, фокусировка на чувствах.Техника поиска положительного смысла, а также методылоготерапии(изменение отношения,дерефлексияи переключение) применялись при работе с обеими группами подростков.2.3. Итогово-обобщающий этапЭффективность профилактической программы проверялась на выборке из 30 человек, 8 из которых имели актуальныесуицидальныетенденции на моимент исследования, 22 - неоднократныесуицидальныеидеациив прошлом.С подростками первой группы проводиласьпсихокоррекционнаяработа на основе кризисной терапии, затем индивидуальнаяпсихокоррекционнаяработа по предложенной автором программой.С подростками второйгруппы проводилась только индивидуальнаяпсихокоррекционнаяработа.Через месяц после окончанияпсихокоррекционныхсессий проводилось повторное тестирование с помощью "опросникасуицидальногоповедения".При сравнении полученных до и послепсихокоррекционнойработы данных с помощью непараметрического критерияУилкоксонаустановлено, что у большинства подростков после проведенияпсихокоррекционныхсессий уровеньсуицидальностиуменьшился.Так, в группе подростков ссуицидальнымипредставлениями(всего 22 человека) в 16 человек(73%) уровеньсуицидальностиуменьшился в 5 человек (23%) остался на том же уровне, и у одногоподростканесколько вырос в пределах этой же группы.Значимость в этой группе критерияУилкоксонасоставляет^<0,05.В группе подростков ссуицидальнымитенденциями(8 человек) в100% случаев уровеньсуицидальностиуменьшился, значимость критерияУилкоксонаоказалась на уровне^<0,01, что свидетельствует о большей эффективности кризисной терапии.Результаты статистической обработки полученных данных позволяют говорить об эффективности примененияя к подросткам ссуицидальнымиидеациикак кризисной терапии, так и индивидуальнойпсихокоррекционнойпрограммы.Итак, проведена диагностическая,психокоррекционнаяи профилактическая работа доказала свою эффективность и предложена программа может использоваться практичнимы психологами для раннего выявлениясуицидальныхидеацийи предотвращения их перехода всуицидальныепопытки или самоубийство.ЗаключениеВ возрастной группе подростков 14-18 лет растетсуицидальнаяактивность.Особенности в формированиисуицидальногоповедения связаны с индивидуально-психологическими и социально-психологическими особенностями данного возраста.Значимость психологических факторов всуицидальномгенезисе выдвигает на первый план необходимость их детального изучения.Распространенность среди пидлиткив внутренних формсуицидальногоповедения и ведущая рольсуицидальныхидеацийв генезисе самоубийства указывает на необходимость их раннего выявления с целью предупреждения совершения самоубийства.Учитывая это, главный акцент в профилактикесуицидальногопове де должен быть направлен именно на внутреннююсуицидальноеповедение, на предупреждение ее перерастания всуицидальныепопытки и самоубийство.2.Выявление группы рискасуицидальногоповедения в условиях школы возможно при условии сочетания различных методовскрининговоййдиагностики.Разработаны и апробированы в диссертационном исследованиипсиходиагностическиеметоды и приемы, с помощью которых можно выявлятьсуицидальныеидеации, дают возможность выявитьсаморазрушительныеформы поведения и одновременно не провоцируют возникновение раздумел о самоубийстве, если их раньше не было.Установлена эффективность применения комплексногопсиходиагностическогоподхода с использованием проективныхметодик,скрининговогообследования с помощью опросника и дальнейшего клинического интервью.3.Наформированиесуицидальныхпредставлений и тенденций влияют различные индивидуально психологические факторы.В целом для подростков с любыми формамисуицидальныхидеацийхарактерны высокий уровень депрессии, низкая самооценка, высокая личностная тревожность, дразлывесть и чувство вины.Ценностносмысловых сфера подростков ссуицидальнымиидеацииотмечается негативным отношением к процессу жизни.В этих подростков преобладают авантюрный, деятельный, преданный, идиосинкратический, чувствительный, серьезный типы личности.Ймоверными расстройствами личности являются, соответственно, антисоциальный расстройство, активность на грани срыва, зависящийрасстройство, самоуничижение, а такжешизопатия, уход и депрессивное расстройства личности.Основные механизмы психологической защиты: замещение, компенсация,регрессия и возражения.В генезисесуицидальныхтенденцийзначимыми оказались показатели ситуативной тревожности, косвенной агрессии и обиды.Отмечается отсутствие смысла в жизни, неудовлетворенность жизненной перспективой, результатами прожитого периода и не сдатнисть контролировать собственную жизнь.Отсутствие различий между группами по ряду важных индивидуально-психологических факторов свидетельствует о риске совершения самоубийства при наличии каксуицидальныхпредставлений, так исуицидальныхтенденций.4.Среди социально-психологическомних показателей наиболее значимо влияют на формированиесуицидальныхидеацийтакие как: наличие в окружении подростков лиц ссуицидальнойповедением, негативное отношение к матери, позитивное отношение к самоубийству.Суицидальныетенденциивозникают из-за подвижение отношений в семье, положительное отношение ксуицидальныхмыслей и к смерти, через субъективное чувство одиночества.Для возникновениясуицидальныхпредставленийзначимым оказался показатель отношения к школе, одноклассников и друзей, что указывает на роль межличностныестисних дружеских отношений на формированиесуицидальныхмыслей и фантазий, но не приводит к развитию более серьезных формсуицидальныхидеаций.Такие показатели, как поведение в школе и успешность в обучении не имеют значимого влияния на формированиесуицидальногохидеаций.5.С возрастом количествосуицидальныхидеацийу подростков увеличивается, резко возрастая в возрасте 14 лет и достигая своего максимума в 17 лет.Среди девушексуицидальныеидеацииболее распространены, чем среди юношей, хотя это различие в нашем исследованиии оказалась статистически не значимы.Полученные результаты не позволяют утверждать ведущую роль неполных семей в генезисесуицидальныхтенденций, но анализ отдельных случаев указывает на важность этого показателя в случае недавней смерти одного из родителей та развод, что происходит в данный момент.6.В результате множественного регрессионного анализа установлено, что главную роль в формированиисуицидальныхидеацийподросткаиграют следующие показатели: наличие в егоокружениисуицидентов, высокий уровень депрессии, негативне отношение к семье и положительное отношение ксуицидальныхпопыток.При разделении выборки на подгруппы по признаку пола в подгрупперебятдоминирующим оказался влияние таких независимых переменных, как наличие в окруженииподросткасуицидентови отрицательные пачкинки в семье.В подгруппедевушекнасуицидальностьвлияют наличие в окружениисуицидентов, депрессия, положительное отношение ксуицидальныхпопыток, нарушены отношения в семье и отношения с матерью, отсутствие целей в жизни.В целом по выборке наиболее значимими в формировании депрессивного состояния оказались слабая осмысленность жизни, низкая самооценка и недовольство процессом жизни.Можно утверждать, что эти факторы создают депрессивное состояние, при наличии негативных отношений в семье и примерасуицидальныхйповедения в окружении приводит к возникновениюсуицидальныхидеацийсреди подростков.7.Профилактика и коррекциясуицидальныхидеацийв подростковом возрасте должна базироваться на знании возрастных, индивидуально и социально-психологических факторовсуицидальногопове де и охватывать раннюю диагностикусуицидальныхидеацийс использованием методовскрининговогообследования, клиническое интервью и дифференцированнуюпсихокоррекционнуюработу.Психологическая помощь должна оказываться в зависимости от этапа развитиясуицидальнойповедения.Так, у подростков с наличиемсуицидальныхтенденций на момент обследования целесообразно применять кризисную терапию с последующей индивидуальной или групповой работой;за неоднократной появлениясуицидальныхпредставлений целесообразно работать с индивидуально-психологичнимы особенностями подростков данной группы.С этой целью могут применяться тренинговые программы и индивидуальнаяпсихокоррекционнаяработа.Уменьшениесуицидальныхидеацийи частоты их появления послепсихокоррекционнойработы с подростками свидетельствует о эфность профилактической программы, которая может быть использована в работе практических психологов для раннего выявлениясуицидальныхидеацийи предотвращения их перехода всуицидальныепопытки и самоубийство.Список литературыАлимова М.А.Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. Барнаул, 2014. - 100 с.Амбрумова А.Г. Возрастные аспекты суицидального повеления // В сб.: Сравнительно-возрастные исследования в суицидологии. — М., 1989. С. 8- 24.Амбрумова А.Г. Жезлова Л.Я. Метод рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте / А.Г. Амбрумова, Л.Я. Жезлова. – М.: І Тип. Мин. здравоохранения, 1978. – 13 с. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. - М., 1992. — 528 с.Банило Е.В. Факторы риска развития суицидального поведения (обзор) //Саратовский научно-медицинский журнал. - 2012. - Т. 8. - № 2. - С.403 – 409.Банников Г.С., Вихристюк О.В., Миллер Л.В., Матафонова Т.Ю. Выявление и предупреждение суицидального поведения среди несовершеннолетних. Памятка психологам образовательных учреждений / Основы безопасности жизнедеятельности. Информационно-методическое издание для преподавателей. – № 4, 2012. – С. 34–37 (начало), № 5, 2012. – С. 40–45 (окончание).Бовина И.Б. Профилактика суицида в подростковой и молодежной среде: размышляя над опытом западных моделей //Электронный журнал «Психологическая наука и образование». - 2013. - №2. - С. 214-227. Бойко И.Б. Самоубийство и его предупреждение. - Рязань, 1997.Борисов И.В., Любов Е.Б. Диагностика и экзистенциальная психотерапия суицидального поведения //Медицинская психология в России: электрон, науч. Журн. - 2013 - N2 (19). Бурлачук Л.Ф. Психология жизненных ситуаций / Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова. – М., 1998. – 263 с. Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде): Методические рекомендации для специалистов системы образования. — М.: МГППУ. 2006Вагин Ю.Р. Профилактика суицидального и аддиктивного поведения у подростков. - Пермь, 1999.Ваулин С.В. Суицидальные попытки и незавершенные суициды: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук. - М., 2012. - 46 с.Веселкова Е.А., Века Л.М. Психологические аспекты подросткового суицида: методическое пособие. - Барнаул, 2006. - 73 с.Вихристюк О.В. Влияние средств массовой информации на суицидальное поведение подростков и молодежи (обзор зарубежных источников) [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология, 2013. – № 1. – URL: http://psyjournals.ru/jmfp (дата обращения: 25.06.2013).Вроно Е.М. Поймите своего ребенка. - М.: Дрофа, 2002. - 224 с.Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства подростков. Руководство для подростков. М., Академический проект, 2001. – 40 с.Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства. Руководство для подростков. - М., 2001.Гроллман, Э. Суицид: первенция, интервенция, поственция / Э.Гроллман // Суицидология: прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах / составитель А.Н. Моховиков. - М.: Когито-Центр, 2001. - С. 270–352. Емельянов Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. - М., 2008.Ефимова Н.С. Основы психологической безопасности: учебное пособие. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010. - 192 с.Ефимова О.И. Профилактика суицидального поведения подростков в образовательных учреждениях России: результаты мониторинга // Вестник Нижегородского университета. Серия Социальные науки. - 2014. -№ 4. - С. 130-136.Ефимова О.И., Кретова Н.О. Профилактика суицидальногоповедения несовершеннолетних как социально-педагогическая технология // Психологические аспекты детского суицида: технологии профилактики: Сборник материалов международной научно-практической конференции. / Сост. и науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева, Е.Г. Артамонова. М.: АНО «ЦНПРО»,2013.-С. 40-51Ефимова О.И., Ошейков А.А. Взаимосвязь системы ценностных ориентаций и социальных установок у подростков, склонных к суицидальному поведению. Психологические аспекты детского суицида: технологии профилактики // Сборник материалов международной научно- практической конференции. / Сост. и науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева, Е.Г. Артамонова. - М.: АНО «ЦНПРО», 2013. - С. 51-60. Зайцева Н.В. Профилактика детских суицидов в образовательных учреждениях России. // Образование личности. - 2012. -№4. - С. 12-15.Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). - М.: Академия, 2004. - 288 с.Инновационный опыт работы по профилактике суицидального поведения детей и подростков в образовательных организациях: Методические рекомендации для руководителей и педагогических работников образовательных организаций /Под ред. О.И. Ефимовой, Н.В. Сероштановой, В.А. Березиной. — М.: АНО «ЦНПРО», 2015.— 100 с.Исаев Д.С. Психология суицидального поведения. - Самара, 2000. - 72 с.Канавина С.С. Профилактика суицидов среди несовершеннолетних путем повышения стрессоустойчивости: методические рекомендации / под ред. О.П. Ворсиной. – Иркутск: ООО ПИФ «Круг», 2015. – 176 с.Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения. - Ульяновск: УлГУ, 2005. - 416 с.Комплексные исследования в суицидологии (Сб. статей) / Отв. ред. В.В. Ковалев. – М.: НИИ Психиатрии, 1986. – 218 с.Ласый, Е.В. Определение и критерии термина «парасуицид» / Е.В. Ласый // Вестник Белорусской ассоциации психиатров. – 1997. – № 3. – С. 37–39. Ласый, Е.В. Оценка суицидального рискак, кризисное вмешательство и профилактика суицидального поведения: Учеб.-метод. Пособие / Е.В. Ласый. Минск.: БелМАПО, 2011. – 67 с. Матафонова Т.Ю. Экстренная психологическая помощь в образовательных учреждениях учащимся с суицидальным поведением: Учебно-методическое пособие для психологов образовательных учреждений. – М.: НИИ Школьных технологий, 2013. – 376 с.Погодин И.А. Суицидальное поведение: психологические аспекты. Учебное пособие. – М.: Флинта, 2011. – 332 с. Подольский А.И., Идобаева О.А., Хейманс П. Диагностика подростковой депрессивности. Теория и практика. – СПб.: Слово, 2004. – 202 с.Профилактика суицидов:от теории к практике: метод. реком. / сост. С.П. Дементьева, Т.С. Лукашевич. − Гродно: ГрГУ, 2016. – 40 с.Психология: словарь под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Издво политической литературы, 1990. – 496 с. Пятницкая, И.В., Ласый, Е.В., Навицкая, Е.В., Данилова, Е.Л. Оценка суицидального риска и профилактика суицидального поведения у детей и подростков (руководство для педагогов, психологов и других специалистов учреждений образования) /И.В. Пятницкая, Е.В. Ласый, Е.В. Навицкая, Е.Л. Данилова //Вестник МГИРО.- 2011. - № 2(4). Что нужно знать родителям о подростковых суицидах? / под ред. Вихристюк О.В. – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. – 77 с.Шнейдман, Э. Десять общих черт самоубийств и их значение для психотерапии / Э. Шнейдман // Суицид: хрестоматия по суицидологи. – К.: А. Л. Д., 1996. - С. 177–182.

1. Алимова М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. Барнаул, 2014. - 100 с.
2. Амбрумова А.Г. Возрастные аспекты суицидального повеления // В сб.: Сравнительно-возрастные исследования в суицидологии. — М., 1989. С. 8- 24.
3. Амбрумова А.Г. Жезлова Л.Я. Метод рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте / А.Г. Амбрумова, Л.Я. Жезлова. – М.: І Тип. Мин. здравоохранения, 1978. – 13 с.
4. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. - М., 1992. — 528 с.
5. Банило Е.В. Факторы риска развития суицидального поведения (обзор) //Саратовский научно-медицинский журнал. - 2012. - Т. 8. - № 2. - С.403 – 409.
6. Банников Г.С., Вихристюк О.В., Миллер Л.В., Матафонова Т.Ю. Выявление и предупреждение суицидального поведения среди несовершеннолетних. Памятка психологам образовательных учреждений / Основы безопасности жизнедеятельности. Информационно-методическое издание для преподавателей. – № 4, 2012. – С. 34–37 (начало), № 5, 2012. – С. 40–45 (окончание).
7. Бовина И.Б. Профилактика суицида в подростковой и молодежной среде: размышляя над опытом западных моделей //Электронный журнал «Психологическая наука и образование». - 2013. - №2. - С. 214-227.
8. Бойко И.Б. Самоубийство и его предупреждение. - Рязань, 1997.
9. Борисов И.В., Любов Е.Б. Диагностика и экзистенциальная психотерапия суицидального поведения //Медицинская психология в России: электрон, науч. Журн. - 2013 - N2 (19).
10. Бурлачук Л.Ф. Психология жизненных ситуаций / Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова. – М., 1998. – 263 с.
11. Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде): Методические рекомендации для специалистов системы образования. — М.: МГППУ. 2006
12. Вагин Ю.Р. Профилактика суицидального и аддиктивного поведения у подростков. - Пермь, 1999.
13. Ваулин С.В. Суицидальные попытки и незавершенные суициды: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук. - М., 2012. - 46 с.
14. Веселкова Е.А., Века Л.М. Психологические аспекты подросткового суицида: методическое пособие. - Барнаул, 2006. - 73 с.
15. Вихристюк О.В. Влияние средств массовой информации на суицидальное поведение подростков и молодежи (обзор зарубежных источников) [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология, 2013. – № 1. – URL: http://psyjournals.ru/jmfp (дата обращения: 25.06.2013).
16. Вроно Е.М. Поймите своего ребенка. - М.: Дрофа, 2002. - 224 с.
17. Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства подростков. Руководство для подростков. М., Академический проект, 2001. – 40 с.
18. Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства. Руководство для подростков. - М., 2001.
19. Гроллман, Э. Суицид: первенция, интервенция, поственция / Э.Гроллман // Суицидология: прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах / составитель А.Н. Моховиков. - М.: Когито-Центр, 2001. - С. 270–352.
20. Емельянов Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. - М., 2008.
21. Ефимова Н.С. Основы психологической безопасности: учебное пособие. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010. - 192 с.
22. Ефимова О.И. Профилактика суицидального поведения подростков в образовательных учреждениях России: результаты мониторинга // Вестник Нижегородского университета. Серия Социальные науки. - 2014. -№ 4. - С. 130-136.
23. Ефимова О.И., Кретова Н.О. Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних как социально-педагогическая технология // Психологические аспекты детского суицида: технологии профилактики: Сборник материалов международной научно-практической конференции. / Сост. и науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева, Е.Г. Артамонова. М.: АНО «ЦНПРО», 2013. - С. 40-51
24. Ефимова О.И., Ошейков А.А. Взаимосвязь системы ценностных ориентаций и социальных установок у подростков, склонных к суицидальному поведению. Психологические аспекты детского суицида: технологии профилактики // Сборник материалов международной научно- практической конференции. / Сост. и науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева, Е.Г. Артамонова. - М.: АНО «ЦНПРО», 2013. - С. 51-60.
25. Зайцева Н.В. Профилактика детских суицидов в образовательных учреждениях России. // Образование личности. - 2012. -№4. - С. 12-15.
26. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). - М.: Академия, 2004. - 288 с.
27. Инновационный опыт работы по профилактике суицидального поведения детей и подростков в образовательных организациях: Методические рекомендации для руководителей и педагогических работников образовательных организаций /Под ред. О.И. Ефимовой, Н.В. Сероштановой, В.А. Березиной. — М.: АНО «ЦНПРО», 2015.— 100 с.
28. Исаев Д.С. Психология суицидального поведения. - Самара, 2000. - 72 с.
29. Канавина С.С. Профилактика суицидов среди несовершеннолетних путем повышения стрессоустойчивости: методические рекомендации / под ред. О.П. Ворсиной. – Иркутск: ООО ПИФ «Круг», 2015. – 176 с.
30. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения. - Ульяновск: УлГУ, 2005. - 416 с.
31. Комплексные исследования в суицидологии (Сб. статей) / Отв. ред. В.В. Ковалев. – М.: НИИ Психиатрии, 1986. – 218 с.
32. Ласый, Е.В. Определение и критерии термина «парасуицид» / Е.В. Ласый // Вестник Белорусской ассоциации психиатров. – 1997. – № 3. – С. 37–39.
33. Ласый, Е.В. Оценка суицидального рискак, кризисное вмешательство и профилактика суицидального поведения: Учеб.-метод. Пособие / Е.В. Ласый. Минск.: БелМАПО, 2011. – 67 с.
34. Матафонова Т.Ю. Экстренная психологическая помощь в образовательных учреждениях учащимся с суицидальным поведением: Учебно-методическое пособие для психологов образовательных учреждений. – М.: НИИ Школьных технологий, 2013. – 376 с.
35. Погодин И.А. Суицидальное поведение: психологические аспекты. Учебное пособие. – М.: Флинта, 2011. – 332 с.
36. Подольский А.И., Идобаева О.А., Хейманс П. Диагностика подростковой депрессивности. Теория и практика. – СПб.: Слово, 2004. – 202 с.
37. Профилактика суицидов:от теории к практике: метод. реком. / сост. С.П. Дементьева, Т.С. Лукашевич. − Гродно: ГрГУ, 2016. – 40 с.
38. Психология: словарь под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Издво политической литературы, 1990. – 496 с.
39. Пятницкая, И.В., Ласый, Е.В., Навицкая, Е.В., Данилова, Е.Л. Оценка суицидального риска и профилактика суицидального поведения у детей и подростков (руководство для педагогов, психологов и других специалистов учреждений образования) /И.В. Пятницкая, Е.В. Ласый, Е.В. Навицкая, Е.Л. Данилова //Вестник МГИРО.- 2011. - № 2(4).
40. Что нужно знать родителям о подростковых суицидах? / под ред. Вихристюк О.В. – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. – 77 с.
41. Шнейдман, Э. Десять общих черт самоубийств и их значение для психотерапии / Э. Шнейдман // Суицид: хрестоматия по суицидологи. – К.: А. Л. Д., 1996. - С. 177–182.

Вопрос-ответ:

Какую цель преследует социально-педагогическая программа профилактики суицидального поведения в образовательной организации?

Целью программы является предупреждение и снижение случаев суицидального поведения среди учащихся общеобразовательной организации.

Какую роль играет актуальность и научное обоснование программы в ее разработке?

Актуальность и научное обоснование программы позволяют определить причины и факторы, влияющие на суицидальное поведение учащихся, а также разработать эффективные методы профилактики и поддержки.

Какие критерии и показатели результативности установлены для программы профилактики суицидального поведения?

Критериями и показателями результативности программы являются: снижение числа случаев суицидального поведения, повышение уровня осведомленности учащихся о проблеме, улучшение показателей психического и эмоционального благополучия учеников.

В какой форме представлено учебно-тематическое планирование программы профилактики суицидального поведения?

Учебно-тематическое планирование программы представлено в виде расписания занятий, где указаны темы занятий, цели, задачи, методы и ожидаемые результаты.

Какие ресурсы необходимы для реализации программы профилактики суицидального поведения?

Для реализации программы требуются ресурсы в виде квалифицированных специалистов (социального педагога, психолога и педагогов), информационных материалов, методических пособий, организационной и финансовой поддержки со стороны администрации образовательной организации.

Какова актуальность и научное обоснование социально педагогической программы профилактики суицидального поведения?

Актуальность данной программы обусловлена высоким уровнем суицидального поведения среди подростков в общеобразовательных организациях. Научное обоснование программы основано на исследованиях, которые показывают важность и эффективность социально педагогических мероприятий в предупреждении и снижении суицидального поведения.

Какие цели ставит перед собой разработка данной программы?

Целью программы является создание комплексной системы мероприятий, направленных на профилактику суицидального поведения среди школьников. Основные цели программы включают предупреждение суицидальных мыслей и попыток, развитие психологической устойчивости и повышение навыков саморегуляции учащихся, а также создание общеобразовательной среды, способствующей психологическому здоровью и благополучию.

Какой план работы предусмотрен в программе?

Учебно-тематическое планирование программы включает в себя разнообразные мероприятия, включающие лекции, тренинги, консультации, групповые занятия и т.д. Оно охватывает такие темы, как основы психологической поддержки, развитие коммуникативных навыков, формирование позитивного самоотношения, предупреждение насилия и конфликтов, а также развитие эмоционального интеллекта.