Развитие феминистических движений на Ближнем Востоке на рубеже ХХ-ХХ1 веков (на примере Ливана и Саудовской Аравии)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Зарубежная
  • 50 50 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 21.04.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Предпосылки и зарождение феминистского движения на Востоке…6
1.1 Феминизм на Востоке: истоки и этапы развития …………………………..6
1.2 Основные направления развития феминистских движений на Востоке (на примере Египта и Саудовской Аравии) …………………………………...12
Глава 2. Феминистические движения и представительницы исламского феминизма в Египте и Саудовской Аравии на рубеже XX-XXI вв. …………18
2.1 Права женщин в Египте и Саудовской Аравии: семья и брак, образование и трудоустройство……………………………………………………………….26
2.2 Роль женщин в социально-экономической сфере и политике Египта и Саудовской Аравии.……………………………………………………………..34 2.3 Статус женщин в Египте и Саудовской Аравии: современное состояние, проблемы и перспективы……………………………………………………….41
Заключение………………………………………………………………………46
Список используемой литературы……………………………………………..48
Фрагмент для ознакомления

В Бахрейне политическая эмансипация началась в 2000 г. после назначения королём 4-х женщин депутатами Консультативного Совета. Важным этапом в закреплении политических прав женщин стало их участие в общенациональном референдуме по принятию Устава национального действия в 2002 г., а так же муниципальных и парламентских выборах в 2006 г. В 2003 г. указом бахрейнского монарха в верхнюю палату парламента были назначены 6 женщин – депутатов. Со временем количество женщин-политиков в Бахрейне существенно увеличилось, а их роль уже не ограничивалась выполнением церемониальных депутатских полномочий. В течение последних пяти лет женщины были включены в состав правительств, а некоторые из них назначены послами, судьями и сотрудниками органов внутренних дел. Но наивысшим достижением бахрейнской женщины на дипломатическом поприще стало избрание посла Бахрейна во Франции, шейхи ГайяАль-Халифа в 2006 г. Так же отметим, что она стала третьей в истории ООН и первой в истории арабских стран женщиной, которая возглавила эту важную международную организацию. Хронология участия женщин в законодательной деятельности Королевства ярко демонстрирует неуклонный рост процента представительниц «слабого пола» в составе парламентов разных лет созыва.Процесс демократизации аравийского общества, одним из основных компонентов которого является гендерное равенство, наименее эффективно продвигается на территории СА известной своим ультраконсервативным отношением к месту роли женщины в обществе. Достаточным подтверждением этому являлся запрет управлять автомобилем, самостоятельно проживать в гостинице, передвигаться без сопровождения отца или мужа. Впрочем, даже таким ортодоксальным странам не удаётся противиться неустанной демократизации региона Персидского залива, ведь в 2000 г. под влиянием «демократических достижений» соседних стран женщины СА завоевали себе право быть представленными на государственных должностях. Результатом этого стало назначение женщины впервые в истории СА в 2009 г. на должность заместителя министра образования. В 2003 г. решением короля 10 женщин вместе 50 мужчинами было разрешено принять участие в форуме интеллектуалов, организованном в рамках инициативы наследного принца Аль-Сауда. Почувствовав «дух свободы», 300 саудовских женщин в том же году направили наследному принципу официальное обращение с требованием признать женщин полноправными гражданами САсо всеми правами и свободами, предусмотренными для представителей мужского пола. Другая подобная петиция была направлена 306 женщинами высшему руководству государства с просьбой ускорить процесс демократизации саудовского общества. Не обошли строгие ограничения и принцесс королевской семьи, которые не появлялись на публике, а любые упоминания о них в местных СМИ отсутствуют. Единственное исключение это принцесса Люлюа Аль-Фейсал дочь покойного короля Фейсала, которая в 2005 г. дала интервью одному из ведущих международных СМИ, находясь на должности члена коммерческого офиса Королевства СА в США. В конце 2011 г. СА стала свидетелем беспрецедентного решения короля Абдаллы разрешить женщинам голосовать, а также баллотироваться в Консультативный Совет и муниципальные органы власти. Речь, с которой выступил монарх перед членами Совета нынешнего созыва, вызвал неслыханный резонанс в местных и мировых СМИ. Первыми, кто приветствовал эту инициативу стали США и Великобритания, которые традиционно упрекали королевство в унижении достоинства женщин и систематическом пренебрежении их фундаментальными правами. Подобная тенденция к увеличению количества образованных женщин в ближайшее время может превратить их в неотъемлемую составляющую саудовского общества с соответствующими последствиями политического, социально экономического и культурного характера. Усложняется вопрос и наличием чисто психологических барьеров социально-культурного и религиозного характера, которые, во многих случаях, становятся препятствием к полноценной интеграции женщины в процесс производства материальных и духовных благ.Итак, указанные факторы главным образом характерны для саудовского общества, в котором особенно ярко прослеживаются элементы традиционализма, соединенного с радикальной консервативной идеологией. Подчеркивая важность расширения прав и свобод саудовских женщин, местные правители с осторожностью относятся к их полномасштабной интеграции в общественную жизнь Королевства. Одним из важных достижений саудовской женщины на поздних этапах борьбы за свои права стало решение властей позволить выдачу лицам «слабого пола» внутренних паспортов гражданина СА. Вместе с тем, у многих саудовских женщин до сих пор нет паспортов из-за запрета их мужей либо родителей. Отсутствие документирования среди целого ряда представительниц женского пола негативно отражается не только на социально-бытовой, но и на коммерческо-инвестиционной деятельности саудовского населения. ВСА на банковских счетах местных женщин находится более 260 млн долл. США, что делает их важным элементом экономической жизни страны, залогом развития внутренней торговли и предпринимательства.Вместе с тем, все чаще саудовским женщинам удается достичь значительных успехов на профессиональном поприще, давая тем самым надежду сторонникам демократизации общественно-политической роли саудовских женщин на будущее расширение их прав и свобод.Таким образом, современное развитие Королевства Саудовская Аравия повествует об огромных достижениях в экономической и социальной сферах, а также трудностях, неотъемлемо сопровождающие процесс быстрой модернизации. Созданное в начале XX века на основе примитивного бедуинского общества, саудовское королевство к концу столетия радикально изменилось и впитало в себя традиционные основы арабо-исламской цивилизации, а также некоторые плоды и достижения современной западной культуры. Новое объединенное состояние саудовского общества очень сложное, но оно надёжно, пока его скрепляет ислам и традиции в духовной сфере, а государство – в общественной сфере.Арабская хартия по правам человека от 2004 г.. Документ хоть и подписан Египтом, но не имеет юридической силы на территории страны. Предание юридической силы этому нормативно-правовому акту могло бы улучшить положение женщин в политической сфере государства. Хартия содержит новые формулировки касаемые положения о правах детей и инвалидов, о равноправии женщин и мужчин, так же обязывает гарантировать всем индивидуумам в пределах его территории и являющимися субъектами его юрисдикции права без какого бы то ни было различия в отношении: религии, языка, национального или социального происхождения, цвета кожи, убеждений, имущественного положения, рождения и конечно же пола.Большие надежды возлагались на "Арабскую весну". Были надежды на преобразования, в том числе и в сфере прав женщин. Но волнения привнесли только конфликты, нестабильность и рост исламистских группировок. Согласно опросу среди экспертов по гендерным проблемам, права женщин в арабском мире чаще нарушаются в Египте. В опросе участвовало больше 330 экспертов по гендерным проблемам из 21 страны Лиги арабских государств, а также Сирии. Это уже не первый по счёту ежегодный опрос Фонда по проблеме прав женщин с начала "арабской весны" в 2011 году.Какой отсюда следует вывод? Египтянки продолжают жить в мужском повиновении. Традиции, шариат и религии крепко держат их за горло, боясь отпустить, предоставив малейшую свободу. Надежды, возлагаемые на «Арабскую весну» только усугубили положение ещё больше. Попытки улучшить условия жизни женщин и детей до сих пор носят риторический характер. Непонятен сам вопрос: почему женщина должна кому-то и что-то доказывать? Меняется мир и правила жизни в этом мире, но только уровень жизни и права женщин в исламском строе остаются на бедуино – кочевом уровне. Любому организму важен рост, чтобы развиваться. Женщин, которые из «шкуры лезут», чтобы хоть как-то достойно устроиться в жизни, выносят на общественное осуждение и порицания, пытаясь вернуть к порядку. Мужчины же часто остаются безнаказанными. Возможно,причина скрывается всамом патриархальном обществе и в самом понятии, как мужская солидарность. Ситуации бывают насколько абсурдны, что только и остаётся пожимать плечами и разводить руками. Но пока есть сильные женщины, которые готовы рискнуть честью, жизнью отстаивая права за остальной слабый пол, появляется надежда, что однажды они вдохнут полной грудью, и без страха будут смотреть мужчинам в глаза.2.3 Статус женщин в Египте и Саудовской Аравии: современное состояние, проблемы и перспективы.В начале августа2019 года, власти СА разрешили достигшим 21 года девушкам путешествовать без сопровождения опекуна. За последнее время Эр-Рияд успел отменить некоторые из самых строгих мер контроля над женщинами, однако говорить о полном отказе от системы опекунства не приходится.Указ, подписанный в начале августа саудовским королём Салманом бен Абдель Азизом Аль-Саудом, стал глотком свежего воздуха для многих женщин королевства: по достижению совершеннолетнего возраста они получают право путешествовать самостоятельно.Согласно последним нововведениям, теперь женщины могут водить автомобиль, поступить в университет или устроиться на работу без обязательного разрешения мужчины-опекуна. В частности, изменения в трудовом законодательстве уточняют, что «работник» может быть как женщиной, так и мужчиной, и оплата труда не зависит от пола кандидата. Работодателям будет запрещено увольнять или угрожать увольнением женщине во время беременности или декретного отпуска, который составляет 180 дней. Упростит жизнь женской половины населения СА и разрешение самостоятельно подавать заявление на оформление ряда документов, таких как загранпаспорт, свидетельство о браке, разводе или рождении ребёнка.Но вместе с тем женщине на федеральном уровне запрещается без согласия опекуна открывать счёт в банке, делать медицинские операции, передавать гражданство своему ребёнку, давать согласие на вступление ребёнка в брак или самой выбирать будущего супруга. За уклонением от строгих правил следуют арест и судебное разбирательство, тогда как выйти из-под стражи женщина может только после получения разрешения от своего опекуна. Представительницы прекрасного пола не имеют права подать иск самостоятельно, что препятствует выявлению случаев домашнего насилия.Внешний вид девушек по-прежнему находится под контролем религиозной полиции, которая следит за соблюдением скромного дресс-кода: длинного темного наряда — абаи, и платка. Консервативные круги также считают спорт неподобающим занятием для женщины, здесь стоит отметить, что относительно недавно королевство впервые отправило двух спортсменок на международные соревнования, Олимпиаду 2012 года, и затем - в 2016 году.Основой правовых и социальных норм СА является ультраконсервативная исламская идеология, широко известная как ваххабизм, в рамках которой многими аспектами жизни саудовских женщин управляет система опеки со стороны мужа или родственника мужского пола, достигшего совершеннолетия. Влиятельные представители религиозного течения поддерживают устоявшийся порядок мужского опекунства 4-й главы Корана под заголовком «Ан-Ниса» (в пер. сараб - «женщины») говорится, что мужчины являются защитниками и хранителями женщин. Наиболее радикальные настроения проявляются среди молодого поколения. С развитием современных технологий и доступностью образования некоторые девушки стремятся получить больше свободы в своём выборе. Вот один из ярких примеров стал случай с 18-летней Рахаф Мохаммед, которая бежала от своей семьи за границу в надежде на помощь международного сообщества. По словам девушки, члены семьи подвергали её психологическому и физическому насилию, запирали дома по несколько месяцев, грозились смертельным наказанием за непослушание.«С нами обращаются как с вещами, как с рабами», — поделилась она в интервью изданию TorontoStar. По инициативе ООН, 11 января 2019 года Рахаф Мохаммед вылетела в Торонто, где получила убежище. В аэропорту девушку лично встретил министр иностранных дел Канады Христя Фриланд. Сама подданная Саудовской Аравии изначально планировала искать убежище в Австралии, куда она вылетела с пересадкой в Таиланде. Тайские власти пытались задержать девушку в Бангкоке и хотели отправить на родину, но она забаррикадировалась в гостинице, опасаясь депортации. Позже, в беседе с журналистами Рахаф Мохаммед заявила, что отказалась от ислама и боится реакции своих родственников. А вероотступничество карается в Саудовской Аравии наиболее страшным приговором — смертной казнью.Сегодня роль женщин в египетском обществе, как и в древности, уже не ограничивается рамками семьи. Согласно опубликованному докладу Государственного управления статистических данных, женщины в Египте составляют около двадцати трёх процентов от общего числа работающего населения и занимают двадцать процентов мест в правительстве страны, девяносто мест в египетском парламенте, руководят бизнесом, активно учатся, участвуют в общественной и политической жизни."Последний год стал очень удачным для египетской женщины, впервые женщина назначена губернатором – это НадияАбду. Наше государство поддержало бывшего министра Муширу Хаттаб на пост главы ЮНЕСКО",- рассказала представитель комитета по СМИ Совета по делам женщин Египта Хебба Абдель Азиз.Национальный Совет по делам женщин запустил "Стратегию-2030". Главная цель этой стратегии усилить роль женщины в политике и экономике. Данная стратегия позволит уменьшить безработицу среди работоспособных жительниц Египта до шестнадцати процентов. Так же планируется, что женщины займут сорок восемь процентов рабочих мест в тех сферах, где требуется специальное образование и подготовка. В том числе доля женщин в реализации малого и среднего бизнеса так же должна возрасти. Ведь сейчас только у девяти процентов женщин имеются счета в банках. Хебба так же говорит о необходимости сокращении разрыва в заработной плате между мужчинами и женщинами, работающими на схожих должностях. Член совета по делам женщин также отмечает, что специальная работа будет проводиться для подготовки женских кадров для СМИ, в том числе, с целью искоренение в СМИ пропаганду идей, слов и выражений, пророчащих, принижающих роль женщины вобществе.Проблема. Все казалось бы назревшие правовые реформы по большому счёту должны обеспечить женскому населению стран гораздо больший контроль над собственной жизнью. Но эти нововведения больше напоминают некую «показуху» для сближения со странами - партнёрами. Запад ожидает от стран ближнего востока дальнейшего расширения прав женщин, в первую очередь это касается полной отмены мужского опекунства в СА. Но ослабление социальных норм и правил тут же сопровождается подавлением инакомыслия, арестами и предполагаемыми пытками активисток. Многие из выступающих за защиту прав женщин - оппозиционеров действующей системы опекунства стали жертвами репрессий, власти обвиняют их в государственной измене.Не будем исключать того факта, что например, прогрессивная политика СА во многом стала результатом влияния стремительно развивающегося союза Эр-Рияда с Вашингтоном.Перспективы. Из вышесказанного следуют вполне логичные вопросы: готово ли общество веками живущее по нормам шариата, к реформам? Нуждается ли она вообще в этих изменениях? Тем более что за их исполнением стоит большая бюрократическая работа: внесение изменений в законодательство и подзаконные акты, создание рабочих групп и системы контроля случаев дискриминации прав женщин, что займет долгие годы. Возможно всё-таки благодаря активистам и правозащитникам, а также социальным медиа порождающими прецеденты – власти будут вынуждены таким образом идти на уступки, пусть даже маленькими шагами.ЗаключениеИтак, выводы, которые можно сделать из данной работы. Женская тема в современном мусульманстве соткана из парадоксов. С одной стороны ему присуща устойчивая патриархальность, прочность шариатского законодательства, которое, заметим, признаёт за женщиной немало прав в семейной жизни и в соответствие с мнением всех богословов оберегает её интересы. С другой стороны, женщины занимали премьер-министерские посты. Дискуссионным, даже болезненным является вопрос о трактовках в исламе места в обществе женщины. В последние два десятилетия женский вопрос стал едва ли не главным при определении степени модернизации мусульманского общества, его демократичности. Ислам в существенной степени реформировал гендерные роли в обществе, поднял их на достаточную высоту авторитет женщины, утвердил её божественный статус. Он значительно улучшил материальное и правовое положение, расширил имущественную защищённость, женщина получила право наследования и управления своим имуществом. История мусульманства подтверждает социальную активность женщины уже с первых лет его возникновения. Хадиджа, первая жена Мухаммеда, весьма эффективно занималась предпринимательской деятельностью. Айша – третья жена Пророка, была известная своей просвещенностью и систематизацией источников ислама. Фатима, дочь Пророка, была достаточно образована для своего времени и сделала много для защиты прав человека в исламе. Есть свидетельства, что каждый раз, когда она входила в комнату, Пророк вставал и уступал ей место. Но вот современное общество казалось бы ушло далеко за пределы того времени, а бедуино-кочевнические «замашки» продолжают иметь место в современной реальности. Консервативная Саудовская Аравия или либеральный Египет не имеет по большому счёту значение и те, и другие по-прежнему держат женщин в невидимых ошейниках, считая власть мужа непоколебимой. Коран не имеет отношения к этой традиции. В мужском обществе мужчины берут в религии только то, что удовлетворяет мужчин, и навязывают это. Те отрывки Корана, которые благоприятны для женщин, они игнорируют. Это опять же говорит о таком понятие, как «мужская солидарность» или страх отпустить женщин, потому что очевидно, что в таком случае они начнут проводить реформы после которых мужчины лишаться тех, кто круглый год обхаживает, обстирывает и ублажает их без права выбора. Даже женщины Пророка казалось бы занимались не совсем женским делом: предпринимательством, просвещением и защитой прав человека в исламе. Как отмечает известный на Западе и у нас современный словенский философ и культуролог Славой Жижек:Ключевым моментом генеалогии ислама является переход от образа женщины – единственной, кто может опознать истину, - к образу женщины, которая якобы из-за природной нехватки разума и веры обманывает и лжёт, провоцирует мужчин, вставая между последними и Богом. Следовательно, такой женщины не должно быть видно. Иными словами, заключает учёный, женщина – это некий онтологический скандал, и её публичное обнажение является оскорблением Бога. Женщины, которые осмелились говорить о своих проблемах и заявлять о своих правах, являются «чужими», инордными элементами в мусульманской семье, но вместе с этими они являются звеньями, способными соединить европейскую и восточную культуры. Проживая, например, в Европе, они уже в большей степени являются носителями европейских ценностей, и будут стараться в дальнейшем способствовать конструктивному диалогу и взаимопроникновению культур Запада и Востока.Список используемой литературыАхметова К.В., Ибрагимова А.А. Экономическое развитие Саудовской Аравии // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс] http://human.snauka.ru/2017/02/20581 (дата обращения: 21.03.2020).Брандт Г.А. Природа женщины // М.:- Екатеринбург, 2000г.- С.73-74.Гендерное равенство в Саудовской Аравии: что разрешают и запрещают женщинам MKRU. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.mk.ru/politics/2019/08/25/gendernoe-ravenstvo-vsaudovskoy-aravii-chto-razreshayut-izapreshhayut-zhenshhinam.html(дата обращения: 19.01.2020).Гендерная интеграция: концептуальный подход, методология и представление удачных практик/ред.- сост. О.Б. Савинская, Е.В. Кочкина, Л.Н. Фёдорова //Гендерная интеграция: возможности и пределы социальных инноваций. - СПб: Алетейя, 2004 г. с.111-156.Елисеев А. Положение женщины на Востоке // Северный Вестник. – 1888. - № 7. - С. 97-124.Жижек С. Сила женщины и истины ислама [Электронный ресурс] //Интернет-журнал «Лива». http://liva.com.ua/zizek-islam.html (дата обращения: .21.03.2020)Женщины в Египте.// Египет Web[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://egipet-web.ru/egipet/zhizn_v_egipte/zhenshhiny_v_egipte.html(дата обращения: 22.03.2020)Журнал Сноб Эллен Уолд: «Жизнь женщин в Саудовской Аравии» [Электронный ресурс] // https://snob.ru/entry/170341/(дата обращения: .21.03.2020).Иноземцева Е. К. вопросу о положении женщин в Исламе: исследование правового положения женщин, исповедующих ислам 2012 г. // общенациональный научно-политический журнал Власть:.- 2009.- №12.- с. 96-98.История феминистского движения в Египте. Генезис и современные тендеции// Научный журнал КубГАУ, №128(04), 2017 г [Электронный ресурс]Режим доступа: http://www.politicwar.ru/info/sciences/historicalsciences (дата обращения: 21.03.2020).Клименкова, Т. Определение понятия "феминизм"//Т. Клименкова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.owl.ru/win/books/feminizm/definition.htm(дата обращения: 21.03.2020).Как саудовские женщины нарушают запреты и борются за свои права BBC//[Электронныйресурс] Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/news (дата обращения: 20.03.2020 г.).ЛогашоваЖ.Б. Ислам и политика/ Ислам и коранический идеал/Исламская традиция с 319-339 / Крафт+ИВ РАН. - М.: 2001. - 416 c.Малашенко А. В. Исламская альтернатива и исламистский проект/ О мусульманском феминизме с. 149/ «Весь мир». - М.: 2006 г.. - 220 cЛебедева И.В. Свободная женщина Востока ка феномен «другого» в семье// Социология – М.: - С .3095. Лебедева О. С. Об эмансипации мусульманской женщины /Санкт-Петербург, 1900. – С. 5.Мелихов И.А. - советский и российский дипломат, учёный-международник, политолог, публицист. Доктор исторических наук, профессор.Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект//Институт государства и права РАН, 2000г, с. 103Политика //Политический портал РБК [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics (дата обращения: 19.03.2020).«Поздний расцвет исламского феминизма»//IslamToday[Электронный ресурс]. Режимдоступа:https://islam-today.ru/zhenshhina_v_islame/pozdnij-rascvet-islamskogo-feminizma/(дата обращения: 19.03.2020).Пронин А.А. Положение женщин в современных обществах// Проблемы прав человека - М.:Роль женщины в Египте: теперь не только семья// РИА новости Режим доступа: https://ria.ru/20180308/1516028655.html(дата обращения: 22.03.2020).Экономика и социальная политика: гендерное измерение/ Под общей ред. Д-ра эконом.наук Малышевой М.М. М.: Академия, 2002. 288 с.: Яковлев А.И. Очерки модернизации стран востока и запада в XIX-XX веках / М.: ЛЕНАНД, 2010 г.376с.. – 504 с.

1. Ахметова К.В., Ибрагимова А.А. Экономическое развитие Саудовской Аравии // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс] http://human.snauka.ru/2017/02/20581 (дата обращения: 21.03.2020).
2. Брандт Г.А. Природа женщины // М.: - Екатеринбург, 2000г.- С.73-74.
3. Гендерное равенство в Саудовской Аравии: что разрешают и запрещают женщинам MKRU. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.mk.ru/politics/2019/08/25/gendernoe-ravenstvo-vsaudovskoy-aravii-chto-razreshayut-izapreshhayut-zhenshhinam.html (дата обращения: 19.01.2020).
4. Гендерная интеграция: концептуальный подход, методология и представление удачных практик/ред.- сост. О.Б. Савинская, Е.В. Кочкина, Л.Н. Фёдорова //Гендерная интеграция: возможности и пределы социальных инноваций. - СПб: Алетейя, 2004 г. с.111-156.
5. Елисеев А. Положение женщины на Востоке // Северный Вестник. – 1888. - № 7. - С. 97-124.
6. Жижек С. Сила женщины и истины ислама [Электронный ресурс] //Интернет-журнал «Лива». http://liva.com.ua/zizek-islam.html (дата обращения: .21.03.2020)
7. Женщины в Египте.// Египет Web[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://egipet-web.ru/egipet/zhizn_v_egipte/zhenshhiny_v_egipte.html (дата обращения: 22.03.2020)
8. Журнал Сноб Эллен Уолд: «Жизнь женщин в Саудовской Аравии» [Электронный ресурс] // https://snob.ru/entry/170341/ (дата обращения: .21.03.2020).
9. Иноземцева Е. К. вопросу о положении женщин в Исламе: исследование правового положения женщин, исповедующих ислам 2012 г. // общенациональный научно-политический журнал Власть:.- 2009.- №12.- с. 96-98.
10. История феминистского движения в Египте. Генезис и современные тендеции// Научный журнал КубГАУ, №128(04), 2017 г [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.politicwar.ru/info/sciences/historicalsciences (дата обращения: 21.03.2020).
11. Клименкова, Т. Определение понятия "феминизм"//Т. Клименкова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.owl.ru/win/books/feminizm/definition.htm (дата обращения: 21.03.2020).
12. Как саудовские женщины нарушают запреты и борются за свои права BBC//[Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/news (дата обращения: 20.03.2020 г.).
13. Логашова Ж.Б. Ислам и политика/ Ислам и коранический идеал/Исламская традиция с 319-339 / Крафт + ИВ РАН. - М.: 2001. - 416 c.
14. Малашенко А. В. Исламская альтернатива и исламистский проект/ О мусульманском феминизме с. 149/ «Весь мир». - М.: 2006 г.. - 220 c
15. Лебедева И.В. Свободная женщина Востока ка феномен «другого» в семье// Социология – М.: - С .309
16. 5. Лебедева О. С. Об эмансипации мусульманской женщины /Санкт-Петербург, 1900. – С. 5.
17. Мелихов И.А. - советский и российский дипломат, учёный-международник, политолог, публицист. Доктор исторических наук, профессор.
18. Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект//Институт государства и права РАН, 2000г, с. 103
19. Политика //Политический портал РБК [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics (дата обращения: 19.03.2020).
20. «Поздний расцвет исламского феминизма»//IslamToday [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://islam-today.ru/zhenshhina_v_islame/pozdnij-rascvet-islamskogo-feminizma/ (дата обращения: 19.03.2020).
21. Пронин А.А. Положение женщин в современных обществах// Проблемы прав человека - М.:
22. Роль женщины в Египте: теперь не только семья// РИА новости Режим доступа: https://ria.ru/20180308/1516028655.html (дата обращения: 22.03.2020).
23. Экономика и социальная политика: гендерное измерение/ Под общей ред. Д-ра эконом. наук Малышевой М.М. М.: Академия, 2002. 288 с.:
24. Яковлев А.И. Очерки модернизации стран востока и запада в XIX-XX веках / М.: ЛЕНАНД, 2010 г.376с.. – 504 с.

Вопрос-ответ:

Каковы предпосылки и зарождение феминистского движения на Ближнем Востоке?

Феминистское движение на Ближнем Востоке возникло на фоне социальных и политических изменений в регионе. В начале XX века в Ливане формировались первые женские общественно-политические организации, такие как Женское общество для культуры и благотворительности, которые воззвали к участию женщин в общественной жизни. В Саудовской Аравии борьба за права женщин началась позже, во второй половине XX века. Первое женское движение "Аль Лума" было основано в 1956 году и вело активную деятельность в защиту прав женщин.

Как развивались феминистские движения на Ближнем Востоке?

Феминистские движения на Ближнем Востоке прошли через различные этапы развития. В начале XX века активистки женского движения в Ливане и Египте боролись за право на образование и участие в политической жизни. В 1960-х годах фокус сместился на борьбу за равноправие женщин на законодательном уровне. В последние десятилетия активистки исламского феминизма в Саудовской Аравии стремятся изменить социальные представления о роли женщин в исламском обществе и борются за право на вождение автомобиля, право на работу и другие равные возможности.

Какие были основные направления развития феминистских движений на Ближнем Востоке?

Основные направления развития феминистских движений на Ближнем Востоке включали борьбу за права женщин на образование, политическое участие и равные возможности на рынке труда. В Египте феминистки также активно выступали против практики женского обрезания и защищали права на семейное планирование. В Саудовской Аравии основные направления развития феминистских движений включают стремление к изменению мужскостью ориентированного социального порядка и борьбу за права женщин в соответствии с исламскими принципами.

Какие предпосылки привели к зарождению феминистского движения на Ближнем Востоке?

На Ближнем Востоке предпосылками для зарождения феминистского движения стали смена политического и социального контекста, борьба за независимость от колониальных властей, образование женской интеллигенции и привлечение женщин к активному участию в политической и социальной жизни

Какие этапы развития прошли феминистические движения на Востоке?

Феминистические движения на Востоке прошли несколько этапов развития, начиная с формирования первых женских организаций и объединений в конце XIX века, затем переходя к борьбе за гражданские права и принятие равноправного статуса женщин в обществе. В последние десятилетия активно развивается исламский феминизм, стремящийся изменить трактовку ислама и достичь гендерного равенства в рамках религиозных учений

Какие основные направления развития феминистских движений на Востоке были заметны в Египте и Саудовской Аравии?

В Египте и Саудовской Аравии развитие феминистских движений имело разные особенности. В Саудовской Аравии основным направлением была борьба за снятие запретов на вождение автомобиля женщинами, право на работу и получение высшего образования. В Египте активно развивался исламский феминизм, стремившийся совмещать принципы ислама с равноправием и правами женщин

Какие представительницы исламского феминизма были заметны в Египте и Саудовской Аравии?

В Египте заметными представительницами исламского феминизма были Фатима Мерсали и Навада Осман, которые боролись за принятие равноправия женщин в рамках исламских учений. В Саудовской Аравии Асма аль-Галауи и Маналь аль-Шараби были известными активистками, выступавшими за права женщин и изменение дискриминационных законов в стране

Какие предпосылки способствовали зарождению феминистского движения на Ближнем Востоке?

На Ближнем Востоке феминистское движение начало развиваться под влиянием изменений в обществе на рубеже ХХ-ХХI веков. Растущая урбанизация, образование, рабочие миграции и развитие средств массовой коммуникации привели к изменению роли женщин в обществе и вызвали потребность в защите их прав и интересов.

Как развивались феминистские движения на Ближнем Востоке?

Феминистские движения на Ближнем Востоке прошли несколько этапов развития. Первый этап связан с возникновением и распространением идей феминизма в рамках арабского национализма. Затем наступил этап под влиянием исламского феминизма, который ставил акцент на соблюдение женских прав в рамках ислама. Особенный вклад в развитие феминизма на Ближнем Востоке внесли страны, такие как Египет и Саудовская Аравия.

Какие направления развития феминистских движений можно выделить на Ближнем Востоке?

На Ближнем Востоке развились различные направления феминистских движений. Например, Египет стал основным центром исламского феминизма, который стремится привести права женщин в соответствие с принципами ислама. Саудовская Аравия, с другой стороны, остается одним из наиболее консервативных государств в отношении прав женщин и испытывает значительные ограничения в развитии феминистских движений.

Кто является представительницами исламского феминизма в Египте и Саудовской Аравии?

В Египте среди представительниц исламского феминизма можно назвать Фатиму Мердас, которая проводила исламские интерпретации, подчеркивающие равенство и справедливость полов. В Саудовской Аравии Самара Бадави выступает в качестве активистки, которая борется за права женщин, ограниченные строгими нормами ислама и законами страны.