Платон и Аристотель о риторики.
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 22.04.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Риторическое учение Аристотеля 4
2.Риторическое учение Платона 13
Заключение 15
Список литературы 17
Стиль, согласно замечанию Аристотеля, не должен быть ни метрическим, ни лишенным ритма. «В первом случае [речь] не имеет убедительности, так как кажется выдуманной, и вместе с тем отвлекает внимание [слушателей], заставляя следить за возвращением сходных [повышений и понижений]. … Стиль, лишенный ритма, имеет незаконченный вид, и следует придать ему вид законченности, но не с помощью метра» (1408b 20–25). Характер функциональной обусловленности присущ и предлагаемой Аристотелем структуре ораторской речи, в которой теоретик, помимо предисловия и заключения, выделяет обвинение, рассказ и доказательство.2.Риторическое учение ПлатонаПроблемы, связанные со словесным искусством и риторикой, Платон разрабатывал в контексте проблем общефилософского характера. Этический базис ораторского мастерства в философии Платона имеет особую значимость. В частности, в диалогах «Горгий» и «Протагор» Платон резко критикует философию софистов. Платон же развенчивает претензии софистов на роль учителей мудрости: «Мудрецом его невозможно назвать: ведь мы признали его незнающим. Будучи подражателем мудреца (sophoy), он, конечно, получит производное от него имя, и я почти уже понял, что он действительно должен называться во всех отношениях подлинным софистом (sophistēn). <…> Этим именем обозначается основанное на мнении лицемерное подражание искусству, запутывающему другого в противоречиях» («Софист» 268 CD). В борьбе с риторикой софистов определяется и отношение Платона к науке об ораторском искусстве. Уже в «Горгии» формируется мысль о том, что «риторика и вообще всякое подлинное искусство,… есть творческая деятельность, которая воплощает высшую справедливость в человеческом обществе при помощи последовательного приведения всех низших страстей в строгое и упорядоченное состояние. Эта деятельность не преследует никаких целей чистого и автономного искусства, но лишь реально-жизненные цели. Риторика и искусство есть та сила, которая призвана усовершенствовать человеческую жизнь и создать для нее максимально справедливые формы». Как и его учитель Сократ, Платон стремится ввести в риторику принципы истинности и целесообразности. Критикуя, например, в диалоге «Федр» речь Лисия, Платон обосновывает принцип логической обусловленности, органической цельности и соразмерности (порядка, меры, пропорции) речи как высказывания: «Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо, – у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому» («Федр», 264C).Сократ был автором собственного метода ведения диалога – майевтики - «повивального искусства». Здесь подразумевается, что через диалог рождается знание. Здесь также нужно обратить внимание на наличие обычных приемов вести диалог у Сократа: процесс опровержения через приведение к противоречию и ирония – речь идет о притворном неведении, уходе от прямых ответов. Как гласит платоновская Апология, на самом деле Сократ, говоря «чистую правду» о собственном незнании, хотел показать степень ничтожности человеческого знания относительно божественной мудрости; не считая нужным скрывать свое незнание, он хотел привести к такому же состоянию собственных собеседников.В этом же диалоге культивируемому софистами принципу правдоподобия (эйкос) Платон противопоставляет принцип истинности познания.В диалоге «Кратил» Платоном была поставлена важная проблема того, чтобы имя и вещь соответствовали друг другу, Платон был противником конвенциональной природы слова, которое, по их мнению, есть результат договоренности между людьми, Платон настаивал на том, что слово должно обязательно выразить суть предмета, чтобы исключить манипуляции с истиной. ЗаключениеТаким образом, Платон и Аристотель сформулированы принципы риторики, которые актуальны и сейчас. Они отмечали, что риторика дает возможности и способы достижения эффективной и убедительной речи, это искусство говорить логично и хорошо, способы украшения речи, искусство речевого воздействия. Важнейшей проблемой риторики становятся сама форма речи, те риторические приемы и фигуры, которые позволяют сделать речь логичной, этичной, сильно воздействующей на слушателей. Аристотель полагал, что тема речи определяет и выбор языковых средств. Большим достоинством риторики как искусства красноречия являются практические рекомендации философов по тому, каким образом возможно использовать языковые средства для достижения экспрессивности и логичности выступления. Аристотель и Платон подчеркивали, что успешным оратором стать крайне сложно, это тяжелый и кропотливый труд. Для успешного овладения навыками риторического выступления необходимыми являются накопления знаний, изучение принципов построения речи, последовательное овладение различными приемами воздействия, как риторическими, так и логическими.Философы считали, что ложное красноречие предполагает использование в большом количестве риторических украшений, однако при этом высказывание оказывается лишенным глубокомысленности, смысла, а подчас и логической структуры. Несомненно, такие высказывания имеют малую ценность и вряд ли смогут быть полезными в коммуникативном процессе. И наоборот, истинное красноречие предполагает соединение искусства владения словом с искусством правильно выстраивать высказывание, наполненное глубоким смыслом. Причем, смысл высказывания имеет здесь ключевое значение, поскольку ещё с античных времен красноречие рассматривали как способ познания и толкования сложных явлений, как то, что должно нести людям знания. Древние философы полагали, что истинное красноречие, которое не увлекается чрезмерным количеством речевых фигур и основано на передаче глубокого смысла, представляет собой истинный путь к воздействию на людей. То слово, которое насыщено смыслом, дается человеку для осуществления своего истинного предназначения в этом мире – проникать в тайны мироздания, описывать его устройство с помощью слов, понятий, обозначать те или иные элементы мира. Мы можем и сейчас учиться на трудах Платона и Аристотеля искусству риторики. Список литературыАвтухович Т.Е. Античная риторика.// https://ebooks.grsu.by/antich_ritor/ritoricheskoe-uchenie-aristotelya-384-322-gg-do-n-e.htmМуратова К. Диалектический метод ведения спора (опыт семантико-лингвистического анализа диалога Платона «Горгий») // Риторика. – 1995. – №2. – С.146–159.Основы творческой деятельности журналиста./Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000//http://evartist.narod.ru/Риторика: учебник для бакалавров / В. А. Ефремов [и др.] ; под общ.ред. В. Д. Черняк. М. : Издательство Юрайт, 2013. Рождественский Ю.В. Теория риторики. – М., 1997.
1. Автухович Т.Е. Античная риторика.// https://ebooks.grsu.by/antich_ritor/ritoricheskoe-uchenie-aristotelya-384-322-gg-do-n-e.htm
2. Муратова К. Диалектический метод ведения спора (опыт семантико-лингвистического анализа диалога Платона «Горгий») // Риторика. – 1995. – №2. – С.146–159.
3. Основы творческой деятельности журналиста./Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000//http://evartist.narod.ru/
4. Риторика: учебник для бакалавров / В. А. Ефремов [и др.] ; под общ. ред. В. Д. Черняк. М. : Издательство Юрайт, 2013.
5. Рождественский Ю.В. Теория риторики. – М., 1997.
Вопрос-ответ:
Чем отличаются риторические учения Аристотеля и Платона?
Риторическое учение Аристотеля и Платона различается во многих аспектах. Например, Аристотель считал, что риторика - это искусство убеждения, основанное на логике и доказательствах, тогда как Платон сосредоточился на этических аспектах и считал, что риторика может быть использована для манипуляции и обмана людей.
В чем заключается особенность стиля речи согласно Аристотелю?
Согласно Аристотелю, стиль речи не должен быть ни метрическим, ни лишенным ритма. В первом случае речь кажется выдуманной и отвлекает внимание слушателей, а во втором случае она имеет незаконченный вид. Поэтому стиль речи должен быть гармоничным и иметь ритм, чтобы быть убедительным.
Какие принципы риторики поддерживал Платон?
Платон считал, что риторика должна базироваться на истине и справедливости. Он подчеркивал важность этических аспектов, утверждая, что риторика должна использоваться для блага общества и не должна служить средством манипуляции и обмана. Платон также придавал большое значение диалогу и обмену аргументами в риторическом процессе.
Какой подход к риторике предлагал Аристотель?
Аристотель рассматривал риторику как искусство убеждения. Он считал, что хороший ритор должен обладать пониманием логики и использовать различные вспомогательные средства, такие как примеры, аналогии и доказательства, чтобы убедить слушателей в правильности своего аргумента. Аристотель также придавал значение эмоциональной апелляции и умелому выбору слов.
Какие аспекты риторики считали важными и Аристотель, и Платон?
И Аристотель, и Платон считали, что этические аспекты играют важную роль в риторике. Они оба подчеркивали необходимость использования риторики для блага общества, а не для манипуляции и обмана. Они также придавали значение развитию логического мышления и использованию аргументов, чтобы убедить слушателей в правильности своей позиции.
Что такое риторика?
Риторика - это искусство убеждения и воздействия на слушателя при помощи красноречия и аргументации.
Какое мнение имел Аристотель о стиле согласно замечанию?
Аристотель считал, что стиль не должен быть ни метрическим, ни лишенным ритма. Если стиль метрический, то он выдуманный и отвлекает внимание слушателей. Если стиль лишен ритма, то он имеет незаконченный вид и неубедителен.
Какое учение о риторике представлял Платон?
Учение о риторике, представленное Платоном, сводилось к тому, что искусство риторики должно быть направлено на достижение истины и создание гармонии в обществе. Платон не считал риторику полезной, если она применяется для обмана и манипуляции.
Какие особенности риторического учения Аристотеля?
Риторическое учение Аристотеля включает в себя изучение различных приемов и способов убеждения, анализ эмоционального воздействия на слушателей, а также принципов построения аргументации. Аристотель придавал большое значение логике и рациональности в риторике.