Осложненные формы простого глагольного сказуемого:лингвистический и методический аспекты.
Заказать уникальную дипломную работу- 56 56 страниц
- 53 + 53 источника
- Добавлена 23.04.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ СКАЗУЕМОГО 6
1.1 Сказуемое: определение, классификация, этапы изучения 6
1.2 Особенности простого глагольного сказуемого 11
1.3 Осложнение простого глагольного сказуемого 16
Выводы по 1 главе 18
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ОСЛОЖНЕННОГО СКАЗУЕМОГО В ШКОЛЕ 20
2.1 Анализ материала учебника по русскому языку, посвященного изучению простого глагольного сказуемого 20
2.2 Диагностика уровня знаний учащихся о простом глагольном сказуемом: констатирующий этап 26
2.3 Система упражнений, посвященная изучению простого и осложненного глагольного сказуемого 31
2.4 Результаты диагностики знаний учащихся: контрольный этап 48
Выводы по 2 главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………..
Вначале Иоганн Даль начал изучать немецкий и французский, затем блестяще овладел русским. Иоганн Даль прибыл в Петербург и решил остаться, в России. Иоганн Даль был верен науке. Иоганн Даль стремился всю жизнь заниматься не только интересным для него, но и полезным для общества делом. Эту черту смог унаследовать от Иоганна Даля и старший сын Владимир. Позже Иоганн Даль стал врачом. (По М. Бессараб.)Дополнительные задания:1) Определите типречи(описание, повествование, рассуждение).2) Укажите тип сказуемого и способ его выражения.Упражнение 3. Спишите текст, раскрывая скобки и вставляя знаки препинания. Подчеркните в предложениях грамматическую основу.Определите, какими формами глаголов выражено простое глагольное сказуемое. Укажите грамматические значения сказуемых.(Темно)синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона. Все притаилось ...Все изнывало зловещим блеском последних лучей. (Н..)слыхать (н..)видать (н .)одной птицы, попрятались даже воробьи.Я глядел на синюю громаду... Ну, скорей .же, скорей сверкни золотая змейка, дрогни гром! Двинься, покатись, пролейся злая туча, прекрати тоскл и вое томлен ье.(По И. Тургеневу).Дополнительные задания. 1) Определите стиль текста и тип речи: описание, повествование или рассуждение.2)Укажите глаголы, которые обеспечивают связь предложений в тексте.3)Выделите в тексте группы предложений со значением реальности – нереальности событий.4)Для чего автор использует в последнем предложении однородные сказуемые?Творческие упражнения служат для развития речи учащихся, обеспечивают формирование речевых умений и высокий уровень практического владения языком. Это составление связного высказывания по предложенной теме, в соответствии с определенным стилем, жанром с использованием различных видов грамматической основы (композиционные упражнения). С позиции коммуникативного подхода творческие упражнения следует признать ведущими.Представим образцы творческих упражнений.Упражнение 1.Напишитесочинениена грамматическую тему«Сказуемое» по следующему плану:1)Что называется сказуемым?2)Какие существуют виды сказуемого? Приведите примеры.3)Простоеглагольноесказуемое,формы его выражения(изъявительное, условное, повелительное). Примеры.4)Составноеглагольноесказуемое.Чем может выражатьсявспомогательный компонент, какого его значение?5)Составное именное сказуемое. Чем выражается вспомогательная часть? Способы выражения именной части сказуемого. Примеры.Упражнение 2. Напишите мини-сочинение по теме «Мой родной край», используя предложения с грамматической основой, соответствующей данным схемам (первый компонент схемы – подлежащее, второй – сказуемое). Сначала составьте текст в научном, затем в художественном, и в разговорном стиле.Сущ. + числ.; инфинт. + сущ.; словосоч. + гл.; сущ. + кратк. прилаг.; мест. + наречие; прилаг. + словосоч.Упражнение 3 Придумайте и запишите продолжение текста.Солнце уже зашло. Полосы тумана стлались над высокою травой на небольшой расчищенной поляне. Птицы перестали щебетать. Лишь иные время от времени зачинали сонную песнь. Мало-помалу и они замолчат.(А.К. Толстой)Дополнительные задания: 1) Озаглавьте текст.2) Выделите в предложениях подлежащие, использование которых обусловлено темой текста.3) Определите способы выражения главных членов предложения, их грамматическое значение.Упражнение 4.Напишите стилистические этюды на тему «Степь» в разговорном и научном стилях, используя следующие синтаксические конструкции: имеете возможность; в глазах рябит от разных красок; можно увидеть; проводя наблюдения; море пышной травы и цветов; заливаются на разные лады; принято называть; имеют густую растительность; один из этих видов; способствуют образованию; млекопитающие, птиц – счету нет, в небе – ястребы: увидят – бух вниз; чрезвычайно типичны грызуны; зайцу каюк; шныряют; саранча и разные прямокрылые; степь богата насекомыми; ну и красота.Дополнительные задания: 1) Подчеркните главные члены предложения.2)Определите способы выражения подлежащих и типы сказуемых (укажите в составном глагольном сказуемом вспомогательный глагол; в составном именном сказуемом установите глагол-связку и именную часть; определите, чем выражена именная часть);Предложенные типы ивиды упражнений позволяют сформировать умение учащихся выявлять сказуемое и осложненное простое глагольное сказуемое в предложении, определять его роль в построении речи и строить собственное высказывание, целесообразно используя ресурсы данной синтаксической категории в соответствии с коммуникативной установкой, сформировать индивидуальный «речевой стиль» ученика. А в конечном итоге способствуют тому, чтобы подросток, развиваясь как «языковая личность» [Караулов 2009], стал полноценным участником коммуникативных процессов в социуме.Рассмотрим на конспекте урока, как можно использовать данные упражнения.Тема урока: Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.Цель урока: обобщение и систематизация сведений о сказуемом, знакомым учащимся по курсу V - VII классов; формирование умений: 1) выделять сказуемое; 2) определять форму простого глагольного сказуемого; 3) использовать функционально – смысловые особенности простого глагольного сказуемого в соответствии со стилистикой высказывания.Ход урока:1.Материал для наблюдения.Уж небо осенью дышало,Уж реже солнышко блистало.Короче становился день,Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась,Ложился на поле туман...(А. Пушкин)Широк и желт вечерний свет,Нелепа апрельская прохлада.Ты опоздал на много лет,Но все-таки тебе я рада.(А. Ахматова)Учитель: Прочитайте отрывки из стихотворений русских поэтов. В предложениях укажите главные члены.Выполняя это упражнение, дети должны ответить на вопросы.Чем простые сказуемые отличаются от составных? (Простое сказуемое состоит из одного слова, а составное из двух.) Укажите предложения с обратным порядком слов (сказуемое находится перед подлежащим). С какой целью используется этот прием? (Позволяет выделять наиболее важные по смыслу члены предложения, связать части речи, в поэтической речи для создания мелодичности.). Учитель дает определение: «Изменение прямого порядка слов (сказуемое ставиться перед подлежащим) называется инверсией (лат, «инверсио» - перестановка)».Что еще позволяет выделить самое важное в сообщение? (Логическое ударение.) Как оно реализуется в устной речи (интонацией), а в письменной? (Никак, в отличие от инверсии, это средство выразительной устной речи.)2.Работа с компьютером. Изучение опорной таблицы по теме «Сказуемое. Простое глагольное сказуемое» на компьютере. Ответы на вопросы к данной таблице, для конкретизации тех знания, которые представлены в опорном конспекте.3.Тренировочная часть. Выполнение тренинга на компьютере. 4.Выполнение упражнений, которые помогут осознать функциональные особенности простого глагольного сказуемого и сформировать речевые умения учащихся.Составьте предложения, используя в качестве сказуемого следующие слова и фразеологические единицы.Точить лясы, бух, гнуть спину, говаривал, собаку съесть, возьми да и скажи, юрк, взять себя в руки, встретить в штыки, бултых, перевести дух.1)Определите, какую стилистическую окраску имеют эти предложения.2)Какие сказуемые обозначают быстроту, внезапность действия. Вопросы к упражнению. Могут ли эти предложения быть употреблены в научной речи, почему? (Нет, они имеют разговорную стилистическую окраску, могут быть использованы в художественном стиле.) Какие сказуемые обозначают быстроту, внезапность действия? (юрк, бух, бултых). Какое грамматическое значение они имеют? Как они согласуются с подлежащим? (Это несогласованные сказуемые ).Учащиеся делают вывод. «В художественном стиле, отличающемся от других стилей экспрессивностью, живостью повествования. Активно используются сказуемые, выраженные фразеологическими единицами, сокращенными формами глаголов в значении изъявительного наклонения».В следующем упражнении учащимся предлагалось проанализировать текст.(Темно)синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона. Все притаилось...Все изнывало зловещим блеском последних лучей. (Н..)слыхать (н..)видать (н..)одной птицы, попрятались даже воробьи.Я глядел на синюю громаду... Ну, скорей же, скорей сверкни золотая змейка, дрогни гром! Двинься, покатись, пролейся злая туча, прекрати тоскливое томленье. (По И. Тургеневу).Задание. Спишите текст, раскрывая скобки и вставляя знаки препинания. Подчеркните в предложениях грамматическую основу.2)Определите, какими формами глаголов выражено простое глагольное сказуемое. Укажите грамматические значения сказуемых.2)Определите стиль текста и тип речи: описание, повествование или рассуждение.3)Укажите глаголы, которые обеспечивают связь предложений в тексте (имеют единство видовременных форм).После этого, учащиеся по одному («по цепочке») разбирали предложения (объясняли написание слов; выделяли грамматическую основу; определяли, какими формами глаголов выражено простое глагольное сказуемое; указывали грамматические значения сказуемых).После выполнения разбора, беседа с классом:Определите стиль текста и тип речи в первом абзаце, во втором: описание, повествование или рассуждение? (Стиль - художественный, тип речи - описание и повествование). Почему вы решили, что в первом абзаце - описание? (Глаголы имеют единство временных форм и наклонений.) Что еще обеспечивает единство видовременных форм сказуемых? (Связь предложений в тексте.) Почему вы решили, что во втором абзаце повествование? (В отличие от первой части, в которой употребляются в основном глаголы несовершенного вида, во втором – совершенного, что характерно для повествования). Делается вывод на основании выполнения данного упражнения, что простое глагольное сказуемое используется в художественной стиле в описании (глаголы несовершенного вида) и повествования (глаголы совершенного вида). Для типа речи – описания характерно единство видовременных форм сказуемых.Выделите группы предложений со значением реальности - нереальности событий. Учащиеся, анализируя данные предложения, приходят к выводу, что сказуемые в изъявительном наклонении придают высказыванию значение реальности. А повелительное наклонение глаголов придают оттенок возмоэ/сности, желательности событий.С какой целью автор в последнем предложении использует однородные сказуемые? (Для усиления динамики событий, для обозначения последовательно развивающегося действия (нужно выявить семантику глаголов-сказуемых).)Дополнительное задание. Из предыдущего упражнения выберите по одному примеру существительного, прилагательного, глагола и произведите морфологический разбор. Сделайте морфемный разбор слова небосклон.5.Подведение итогов занятия.2.4 Результаты диагностики знаний учащихся: контрольный этапПредставленный в предыдущей главе комплекс упражнений, посвященный теме «Сказуемое» и «Осложнение простого глагольного сказуемого» с использованием игровых упражнений был реализован на разных этапах урока в 8 классе. Всего было проведено 8 уроков, использованы все упражнения из комплекса. В заключение экспериментального обучения была проведена диагностика с целью апробировать эффективность предложенных заданий.Контрольный этап исследования посвящен сравнению полученных данных на констатирующем и контрольном этапах (экспериментальном и контрольном).Итоговый срез для определения знаний учащихся 8-го класса на контрольном этапе экспериментального обучения (четвёртый этап исследования) представлен в приложение 2 данной ВКР.В контрольной диагностике участвовало 24 школьника так, как 1 ребенок заболел.Диагностика настоящего уровня знаний о сказуемом у школьников осуществляется по заданиям, похожим на те, что использовались на констатирующем этапе исследования. Максимальный балл, который получают ученики, - 7 баллов. За правильное выполнение заданий, т.е. 7 баллов ставим оценку «отлично» - «5», это высокий уровень знаний материала. Средний уровень у учащихся, получивших за срез 6-5 баллов, соответственно, оценка ставится «хорошо» - «4»; низкий уровень знаний у школьников, которые получили у 4-3 балла, ставим оценку «удовлетворительно» - «3». Если ученик получил ниже 3 баллов, такую работу считаем неудовлетворительной, оценка ставится «2».В таблице 2 показаны результаты учащихся 8 класса:Таблица 2 Результаты диагностики уровня знаний о сказуемом школьников восьмых классов (контрольный этап)№п/пФ.И. учащегосяМаксимальный баллКоличество правильных ответовОценка по шкале1. Матвей Б. 77Отлично2. Алена В. 77Отлично3. Лиля Г. 76Хорошо4. Никита Л. 75Хорошо5. Муза Н. 76Хорошо№п/пФ.И. учащегосяМаксимальный баллКоличество правильных ответовОценка по шкале6. Денис С. 77Отлично7.Муся С.76Хорошо8.Рыжков Р.77Отлично9.Рыжов И.74Удовлетворительно10.Жуков Д.77Отлично11.Нечупарная Н.75Хорошо12.Шпынова Ю.75Хорошо13.Сабитов Р.73Удовлетворительно14.Дмитриев А.73Удовлетворительно15.Ахмедова Т.75Хорошо16.Ионас Д.73Удовлетворительно17.Александров Ю.76Хорошо18.Захарченко Д.73Удовлетворительно19.Ростов В.73Удовлетворительно20.Иванова Ю.76Хорошо21.Кулик И.73Удовлетворительно22.Петрова Н.73Удовлетворительно23.Сидашов А.76Хорошо24.Игликова Д.77ОтличноСогласно результатам, представленным в таблице 2, высоким уровнем знаний о сказуемом обладают уже 6 человек, т.е. 25%. Увеличилось число учащихся, выполнивших работу на «4» - 10, т.е. 42 %, они имеют средний уровень знаний о сказуемом. Низкий уровень данного навыка у 33 % (8 человек), т.е. школьников с этим уровнем знаний стало гораздо меньше. В целом с заданиями справились все учащиеся, т.е. никто не получил оценку «2» («неудовлетворительно»). Таким образом, очевидно, что внедрение в учебный процесс упражнений, посвященные теоретических аспектам сказуемого в игровой форме, способствовало повышению уровня знаний школьников о данном члене предложения. Результаты сравнительного анализа представлены на рисунке 1:Рисунок 1. Результаты уровней знаний о сказуемом учащихся 8 классов (констатирующий и контрольный этапы)Выводы по 2 главеАнализ УМК по русскому языку, посвященные изучению сказуемого, показал,что сложно усвоить весь теоретический материал о сказуемом в школьной грамматике (по одному учебнику) без привлечения дополнительного материала. В названных учебниках не хватает практических заданий по некоторым вопросам теории. Материал для работы предлагается с наиболее употребительными сказуемыми, а трудные для учащихся случаи остаются в стороне. При работе со сказуемыми мало обращается внимания на тип предложения (простое, сложное), на состав.В практической части данной работы было представлено аналитическое описание опытно-экспериментальной работы, посвященной разработке эффективных заданий, в содержание которых входят игровые упражнения на повышения уровня знаний о сказуемом и главных членах предложения.На констатирующем этапе исследования был определен уровень сформированности знаний о сказуемом и главных членах предложения у школьников восьмых классов. Обнаружено, что на данном этапе в основном у этих детей низкие показатели уровня знаний.Формирующий этап был посвящен разработки и реализации на уроках русского языка комплекса упражнений о сказуемом и об осложненных формах ПГС. Однако менее успешно удавалось применять индивидуально-дифференцированные приемы работы с разными учащимися в зависимости от их уровня знания. Задания классифицировались согласно этапу усвоения знаний урока: подготовительные, иллюстративные, основные, обобщающие, творческие упражнения.Контрольный этап исследования был посвящен сравнению полученных данных на констатирующем и контрольном этапах (экспериментальном и контрольном).Согласно полученным результатам контрольного тестирования выявлен значительный рост уровня знаний о сказуемом у учащихсявосьмого класса, также на контрольном этапе отсутствуют отрицательные результаты. Таким образом, эффективность разработанного комплекса упражнений доказана.ЗАКЛЮЧЕНИЕИзбрав тему выпускной квалификационной работы «Осложненные формы простого глагольного сказуемого: лингвистический и методический аспекты» и определив ее цель – аналитическое описание осложненных форм простого глагольного сказуемого русского языка и методика его преподавания в школе, мы пришли к следующим выводам.До сих пор в русском синтаксисе нет единого определения сказуемого, оно складывается из комплекса различных признаков понятия сказуемого, который лингвисты вкладывают в определение сказуемого в различных комбинациях. Этот комплекс признаков не охватывает всех случаев функционирования сказуемого в речи. В некоторых учебных пособиях вообще не даётся определение сказуемого.Во всех рассмотренных учебниках разное наполнение теории и практики о составном глагольном сказуемом (авторы определяют, какой материал теории дать как основной, а какой - примечанием).В данной работе принято следующее определение осложненного простого глагольного сказуемого: осложнённое ПГС – это сочетание двух глаголов или сочетание глагола с различными частицами.В работе выявлено 9 типов осложнений ПГС с помощью грамматического повтора; оборота только и делаю, что; инфинитива и личной формы того же глагола; сочетания двух однокоренных глаголов и частицы не; сочетания глагола с однокоренной формой наречного типа; синонимичных компонентов; повтора однокоренных глаголов; использования фразеологических частиц да так и; (и) себе; стилистически маркированного союза-частицы да и; частиц фразеологического происхождения.Практическая часть данной работы была посвящена лингвометодическому аспекту изучения осложненного ПГС.Обучение школьников сказуемому и главным членам предложения было организовано как педагогический эксперимент, что было обусловлено самой педагогической практикой. Экспериментальное обучение было организовано согласно следующим принципам: 1) принцип коммуникативности; 2) принципы систематичности и последовательности; 3) принцип воспитывающего обучения; 4) принцип наглядности; 5) принцип сознательности; 6) принцип доступности.Согласно полученным данным на констатирующем этапе исследования уровень знаний о сказуемом и главных членах предложения у школьниковбыл превалирующе низким.На формирующем этапе были проведены уроки, в содержание которых на разных его этапах были включены упражнения, посвященные изучению осложненных форм ПГС.Выбор определенного задания был основан на следующих критериях: 1) содержание игры должно быть образным, но понятным и интересны для школьников 12-14 лет; 2) задания должны быть направлены на совершенствования знаний о главных членах предложения и о сказуемом, в частности; 3) содержание упражнений должно соответствовать возрастным особенностям детей и быть рассчитано на средний уровень ученика.Результаты контрольного этапа показали, что уровень знаний о сказуемом у учащихся повысился. В этой связи можно говорить об эффективности предложенного комплекса упражнений.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАзимов, Э.Л., Щукин, А.И. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) / Э.Л. Азимов, А.И. Щукин. – СПб.: Златоуст, 2004. – 472 сАрутюнова Н.Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы. – 3-е изд., стер. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 398 с.Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М.: УРСС, 2004. – 576 с.Бабайцева В.В. Синтаксис русского языка: монография. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. – 576 с.Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке. – М. : Просвещение, 1989. – 159 с.Бабайцева В. В. Современный русский литературный язык. – М.: Высшая школа, 1999. – С. 314, 315.Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. –С 227Белошапкова В.А. Современный русский язык. – М.: Русский язык, 2001. – 800 с.Богоявленский Д.Н. Психологические принципы обучения орфографии // Русский язык в школе. – 1976. – № 4. – С. 12-20.Будагов Р.А. В какой мере «лингвистика текста» является лингвистикой // Филологические науки. – 1979. –№ 2.Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М.: Агар, 2000. – 416 с.Виноградов В.В. Грамматическое учение о слове. Русский язык. – М.: Высшая школа, 2001. – 640 с.Всеволодова М.В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса. – М.: МГУ, 2000. – С. 199-202.Гаврилова Е. И. Второстепенные члены предложения в школьном курсе русского языка: аспекты изучения и трудности анализа // Педагогический ИМИДЖ. – 2018. – № 2 (39). – С. 48–56.Гаврилова Е.И. Семантический подход к изучению сказуемого в школьном курсе русского языка // Педагогическйи ИМИДЖ. – 2017. – № 3. – С. 39-45.Гвоздев А.Я. Современный русский литературный язык. Синтаксис. – М.: Просвещение, 1973. – Ч. 2.Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. – М.: КомКнига, 2007. – 498 с.Ильенко С.Г. Коммуникативно-структурный синтаксис современного русского языка / отв. ред. М. Я. Дымарский. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – 398 с.Казарина В.И. История и теория синтаксиса. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2005. – 266 с.Канакина В. П. Русский язык. 3 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с.Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М.: Флинта; Наука, 2009. – 263 с.Лекант П.А. Синтаксис // Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта. – М.: ОНИКС, 2005. – 382 с.Лекант П. А. Типы и формы сказуемого в современном русском языке. Учеб.пособие для студентов филолог. специальностей пед. ин-тов. – М.: Высшая школа, 1976. – 141 с.Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 709 с.Ломтев Т.П. Предложение и его грамматические категории. – М.: УРСС, 2004. – 198 с.Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. –М.: Просвещение, 1988. – 240 сМиронова Э.Л. Усвоение предикативной основы предложения в средней школе с компьютерной поддержкой: Автоеф. ... дис. канд. филол. наук. – М., 2003. – 29 с.Норман Б.Ю. Когнитивный синтаксис. – М.: Флинта, 2013. – 254 с.Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Минобрнауки России: утвержден постановлением Правительства РФ 17.12.2010 N 1897. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938. – Дата обращения: 15.01.2020.Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М.: Дрофа, 2013. – 456 с.Приступа Г.Н. Краткий курс методики русского языка. – Рязань: Рязан. пед. инст., 1975. – 379 с.Программа по русскому языку к учебнику «Русский язык. 8 класс» Разумовской М. М., Львовой С. И., Капинос В. И., Львова В. В. /под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2000. – 110 с. (ПРЯ).Программа по русскому языку к учебнику «Русский язык. 8 класс»: учеб.для общеобразоват. учреждений / Л. М. Рыбченкова и др. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с. (ПРЯ).Распопов И.П. О грамматическом (конструктивно-синтаксическом) членении предложения // И.П. Распопов. Строение простого предложения в современном русском языке. –Ч.1. – М.: Просвещение, 1970. – 191с. – С. 48 - 98.Распопов И.П. Очерки по теории синтаксиса. – М.: Либроком, 2009. – 224 с.Рахманов И. В. Обучение устной речи на иностранном языке. –М.: ОНИКС, 2000. – 298 с.Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5-9 классы: пособие для учителей обще образоват. учреждений / под ред. М.Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н.М. Шанского и др. – 12-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2011. – 111 с. (РЯРБ).Русский язык: Учеб.для 8 класса общеобразоват. учреждений / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2013. – 285 с. (РЯ).Русский язык. 8 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / Л. М. Рыбченкова и др. – М. : Просвещение, 2013. – 223 с.Русский язык: учеб.для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская [и др.] – М. : Просвещение, 2011. – 237 с.Русский язык. 5-9 классы : рабочая программа /В. В. Бабайцева и др. – М. : Дрофа, 2017.– 126 с. (РЯ).Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения. – М.: Просвещение, 1979. – 236 с.Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта: Учеб.для филол. спец. пед. ин-тов. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 1988. – 416 с. – С. 289 – 294.Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. – М.: Просвещение, 1973. – 160 с.Федосюк М. Ю. Зачем нужны разные типы сказуемых // Русский язык в школе. – 2007. – № 6. – С. 40-46.Фуре Л.А. Когнитивное моделирование синтаксиса // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2007. – № 4. – С. 81-85.Шанский, Н.М. Русское языкознание и лингводидактика. – М.: Русский язык, 1985. – 233 с.Шахматов А.А. Синтаксис русского языка / А.А. Шахматов. – М.: Флинта: Наука, 2014. – 720 с.Шведова Н.Ю. (гл. ред.). Русская грамматика. Т. 2. Синтаксис. – М.: Наука, 1980. – 710 с.Ширяев, Е.Н. Синтаксис / Е.Н. Ширяев // Русский язык / Под ред. Л.Ю. Максимова. – М.: Просвещение, 1989. – С. 179-285.Шлепикова В.А.Формы простого глагольного сказуемого проблемы семантико-грамматического представления: Дис. … канд. филол. наук. – М.,2007. – 172 с.Шмелева Т.В. Избранные труды по лингвистике. – М.: Языки славянских культур, 2002. – 889 сЩербаЛ. В. Современный русский литературный язык // Избранные работы по русскому языку. – М. :Учпедгиз, 1957. – С. 113-129.
1. Азимов, Э.Л., Щукин, А.И. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) / Э.Л. Азимов, А.И. Щукин. – СПб.: Златоуст, 2004. – 472 с
2. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы. – 3-е изд., стер. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 398 с.
3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М.: УРСС, 2004. – 576 с.
4. Бабайцева В.В. Синтаксис русского языка: монография. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. – 576 с.
5. Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке. – М. : Просвещение, 1989. – 159 с.
6. Бабайцева В. В. Современный русский литературный язык. – М.: Высшая школа, 1999. – С. 314, 315.
7. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С 227
8. Белошапкова В.А. Современный русский язык. – М.: Русский язык, 2001. – 800 с.
9. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы обучения орфографии // Русский язык в школе. – 1976. – № 4. – С. 12-20.
10. Будагов Р.А. В какой мере «лингвистика текста» является лингвистикой // Филологические науки. – 1979. – № 2.
11. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М.: Агар, 2000. – 416 с.
12. Виноградов В.В. Грамматическое учение о слове. Русский язык. – М.: Высшая школа, 2001. – 640 с.
13. Всеволодова М.В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса. – М.: МГУ, 2000. – С. 199-202.
14. Гаврилова Е. И. Второстепенные члены предложения в школьном курсе русского языка: аспекты изучения и трудности анализа // Педагогический ИМИДЖ. – 2018. – № 2 (39). – С. 48–56.
15. Гаврилова Е.И. Семантический подход к изучению сказуемого в школьном курсе русского языка // Педагогическйи ИМИДЖ. – 2017. – № 3. – С. 39-45.
16. Гвоздев А.Я. Современный русский литературный язык. Синтаксис. – М.: Просвещение, 1973. – Ч. 2.
17. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. – М.: КомКнига, 2007. – 498 с.
18. Ильенко С.Г. Коммуникативно-структурный синтаксис современного русского языка / отв. ред. М. Я. Дымарский. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – 398 с.
19. Казарина В.И. История и теория синтаксиса. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2005. – 266 с.
20. Канакина В. П. Русский язык. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с.
21. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М.: Флинта; Наука, 2009. – 263 с.
22. Лекант П.А. Синтаксис // Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта. – М.: ОНИКС, 2005. – 382 с.
23. Лекант П. А. Типы и формы сказуемого в современном русском языке. Учеб. пособие для студентов филолог. специальностей пед. ин-тов. – М.: Высшая школа, 1976. – 141 с.
24. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 709 с.
25. Ломтев Т.П. Предложение и его грамматические категории. – М.: УРСС, 2004. – 198 с.
26. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. –М.: Просвещение, 1988. – 240 с
27. Миронова Э.Л. Усвоение предикативной основы предложения в средней школе с компьютерной поддержкой: Автоеф. ... дис. канд. филол. наук. – М., 2003. – 29 с.
28. Норман Б.Ю. Когнитивный синтаксис. – М.: Флинта, 2013. – 254 с.
29. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Минобрнауки России: утвержден постановлением Правительства РФ 17.12.2010 N 1897. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938. – Дата обращения: 15.01.2020.
30. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М.: Дрофа, 2013. – 456 с.
31. Приступа Г.Н. Краткий курс методики русского языка. – Рязань: Рязан. пед. инст., 1975. – 379 с.
32. Программа по русскому языку к учебнику «Русский язык. 8 класс» Разумовской М. М., Львовой С. И., Капинос В. И., Львова В. В. / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2000. – 110 с. (ПРЯ).
33. Программа по русскому языку к учебнику «Русский язык. 8 класс»: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. М. Рыбченкова и др. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с. (ПРЯ).
34. Распопов И.П. О грамматическом (конструктивно-синтаксическом) членении предложения // И.П. Распопов. Строение простого предложения в современном русском языке. – Ч.1. – М.: Просвещение, 1970. – 191с. – С. 48 - 98.
35. Распопов И.П. Очерки по теории синтаксиса. – М.: Либроком, 2009. – 224 с.
36. Рахманов И. В. Обучение устной речи на иностранном языке. –М.: ОНИКС, 2000. – 298 с.
37. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5-9 классы: пособие для учителей обще образоват. учреждений / под ред. М.Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н.М. Шанского и др. – 12-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2011. – 111 с. (РЯРБ).
38. Русский язык: Учеб. для 8 класса общеобразоват. учреждений / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2013. – 285 с. (РЯ).
39. Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. М. Рыбченкова и др. – М. : Просвещение, 2013. – 223 с.
40. Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская [и др.] – М. : Просвещение, 2011. – 237 с.
41. Русский язык. 5-9 классы : рабочая программа /В. В. Бабайцева и др. – М. : Дрофа, 2017. – 126 с. (РЯ).
42. Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения. – М.: Просвещение, 1979. – 236 с.
43. Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта: Учеб. для филол. спец. пед. ин-тов. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 1988. – 416 с. – С. 289 – 294.
44. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. – М.: Просвещение, 1973. – 160 с.
45. Федосюк М. Ю. Зачем нужны разные типы сказуемых // Русский язык в школе. – 2007. – № 6. – С. 40-46.
46. Фуре Л.А. Когнитивное моделирование синтаксиса // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2007. – № 4. – С. 81-85.
47. Шанский, Н.М. Русское языкознание и лингводидактика. – М.: Русский язык, 1985. – 233 с.
48. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка / А.А. Шахматов. – М.: Флинта: Наука, 2014. – 720 с.
49. Шведова Н.Ю. (гл. ред.). Русская грамматика. Т. 2. Синтаксис. – М.: Наука, 1980. – 710 с.
50. Ширяев, Е.Н. Синтаксис / Е.Н. Ширяев // Русский язык / Под ред. Л.Ю. Максимова. – М.: Просвещение, 1989. – С. 179-285.
51. Шлепикова В.А. Формы простого глагольного сказуемого проблемы семантико-грамматического представления: Дис. … канд. филол. наук. – М.,2007. – 172 с.
52. Шмелева Т.В. Избранные труды по лингвистике. – М.: Языки славянских культур, 2002. – 889 с
53. Щерба Л. В. Современный русский литературный язык // Избранные работы по русскому языку. – М. : Учпедгиз, 1957. – С. 113-129.
Вопрос-ответ:
Каковы лингвистические аспекты осложненных форм простого глагольного сказуемого?
Лингвистические аспекты осложненных форм простого глагольного сказуемого связаны с их структурой, функциями и семантикой. Они позволяют анализировать и классифицировать эти формы, а также понять их роль в речевых выражениях.
Какие методические аспекты изучения осложненных форм простого глагольного сказуемого можно выделить?
Методические аспекты изучения осложненных форм простого глагольного сказуемого включают в себя способы обучения этому явлению, использование различных упражнений и практических заданий, а также разработку учебных материалов, которые помогают студентам и школьникам усвоить это грамматическое явление.
Как классифицируется сказуемое в изучении осложненных форм простого глагольного сказуемого?
Сказуемое в изучении осложненных форм простого глагольного сказуемого классифицируется по различным признакам, таким как время, наклонение, лицо, число и др. Эта классификация позволяет систематизировать и описать различные формы сказуемого.
Какие особенности есть у простого глагольного сказуемого?
Простое глагольное сказуемое обладает некоторыми особенностями, такими как отсутствие вспомогательного глагола, возможность изменения по времени, наклонению, лицу и числу, а также способность выражать действие или состояние в предложении.
В чем заключается осложнение простого глагольного сказуемого?
Осложнение простого глагольного сказуемого заключается в его изменении или добавлении дополнительных элементов, которые могут влиять на его значение, семантику и грамматическую структуру. Это может быть связано с образованием деепричастных и причастных форм, использованием модальных глаголов или вводных слов и фраз.
Какие классификации существуют для определения сказуемого?
Существует несколько классификаций сказуемого: по виду действия, по степени завершенности, по отношению к действительности или предмету, по способу выражения, по категориям времени и лица, по категориям вида и залога.
Какие этапы изучения сказуемого можно выделить?
Изучение сказуемого можно выделить на несколько этапов: первоначальное знакомство, осознание семантического значения, использование в предложении, изучение правописания и употребления в разных типах текстов.
Чем отличается простое глагольное сказуемое от осложненного?
Простое глагольное сказуемое выражается одним глаголом, не имеет дополнительных элементов, а осложненное глагольное сказуемое содержит дополнительные слова или фразы, которые уточняют и конкретизируют действие.
Какие особенности есть у изучения осложненного сказуемого в школе?
Изучение осложненного сказуемого в школе требует анализа материала из учебников по русскому языку, проведения практических заданий на выделение и анализ осложненных форм сказуемого, а также изучение правил их использования в разных контекстах.