Инструменты бюджетной политики, используемые в госзакупках РФ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственные и муниципальные финансы
  • 36 36 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 10.05.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Сущность и содержание государственной контрактной системы 5
1.1.Понятие, цели и задачи госзакупок 5
1.2.Зарубежный опыт госзакупок 10
1.3.Исторические этапы развития госзакупок 12
Глава 2. Организация закупок в РФ 15
2.1.Доля расходов госзакупок в общем объеме расходов бюджета РФ. Структура госзакупок 15
2.2.Проблемы, связанные с госзакупками 24
2.3.Перспективы развития. Оптимизация госзакупок 28
Заключение 32
Список используемой литературы 34

Фрагмент для ознакомления

рублей перечислялись на счета организаций, находящихся в оффшорных зонах. Причиной этому являются пробелы в сфере регулирования отношений с аффилированными лицами при заключении государственных контрактов. Поэтому необходимо выделить аффилированных лиц, как особенных субъектов гражданских правоотношений. Третьей в настоящее время наиболее актуальной проблемой является необоснованное использование способа закупки у единственного поставщика, исключающий какую-либо конкуренцию. Такая ситуация возможна в установленных законом случаях (статья 93 Федерального закона № 44): − если закупки открытым конкурсом, двухэтапным конкурсом, конкурсом с ограниченным участием и запросом котировок или предложений были признаны несостоявшимися; − если закупка товаров, работ и услуг осуществляется у субъектов, перечисленных в Федеральном законе от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях»; − если начальная (максимальная) цена государственных закупок не превышает 100 тыс. рублей; − и иных случаях. Самыми частыми фактами нарушения являются так называемые «вторичные» закупки, при которых текущая закупка является продолжением предшествующей ей закупке. Так как поставка товара по первой закупке создает такую ситуацию, что товары будущих закупок становятся зависимыми или не могут иметь аналогов, то для того, чтобы, например, сохранить гарантию, заказчику ничего не остается, как заключить контракт с поставщиком первой закупки. Данное обстоятельство создает условия, при которых в результате сговора заказчика и поставщика происходит существенный демпинг начальной цены контракта первой закупки для автоматического заключения будущих контрактов по завышенной цене. Поэтому возможным решением данной проблемы является сокращение перечня оснований закупок у единственного поставщика. Стоит также отметить проблему избыточного количества законодательных актов, регулирующих сферу государственных закупок, а также затруднительность толкования статей Закона № 44-ФЗ. С одной стороны, большое число подзаконных нормативных актов, разных классификаторов и кодификаторов затрудняют и замедляют процесс заключения государственного контракта. С другой стороны, отсутствие соответствующей квалификации некоторых заказчиков еще больше усложняет данную процедуру. В связи с этим наиболее важным направлением деятельности является не поиск нарушений при осуществлении государственных закупок, а их предупреждение. Это можно достичь путем организации специализированных форумов, а также увеличение числа обучающих семинаров. Таким образом, основными проблемами в сфере государственных закупок в современной России являются непрофессионализм заказчиков и недобросовестность поставщиков, отсутствие или использование устаревших методов оценки начальной (максимальной) цены контракта, регулярное использование неконкурентных способов определения поставщика и сложная структура законодательного регулирования государственными закупками. Решение данных проблем позволит обеспечить гласность, прозрачность закупок и существенно увеличить эффективность расходования бюджетных средств.2.3.Перспективы развития. Оптимизация госзакупокВ 2019 г. осуществляется крупная реформа проведения государственных закупок, поэтапно вступает в силу множество изменений в российское законодательство. Основные новации касаются электронных процедур закупок, процесса определения оператора электронных площадок, регулирования открытия и применения счетов в банках для внесения обеспечения заявок на участие в закупках.Процесс реформирования законодательства в сфере закупок шел одновременно в двух направлениях: было создано много разнообразных институтов для осуществления государственных закупок, в то же время введены слишком сложные правовые инструменты, чтобы регулировать контрактные отношения.Данная позиция коррелирует с последней указанной нами новацией - об открытии спецсчета в банках, перечень которых устанавливается Правительством России. С одной стороны, такая новация продиктована необходимостью повышения надежности распределения финансовых ресурсов государства, направляемых на осуществление госзакупок. С другой стороны, после продолжительного "оздоровления” российского банковского сектора ограничение количества кредитных организаций, способных участвовать в качестве базы счета для внесения обеспечения заявок на участие в госзакупках, ограничивает рынок кредитных ресурсов в возможностях будущего роста. Юридические лица предпочитают осуществлять все операции с одним банком, и если банк не может выступать в качестве базы для счета в госзакупках, то при прочих равных условиях юридические лица будут отказываться от его услуг.Иной новацией стало внедрение антидемпингового механизма. Как отмечалось выше, в Италии последние годы наблюдается тенденция к отказу от предложений, в которых предлагается наименьшая цена. Данная практика отчасти может быть внедрена, пусть и в несколько ином виде, в России. С 2019 г. если участник тендера предлагает цену на четверть ниже, чем изначально установлена по контракту, то он должен предоставить обеспечение исполнения контракта не только в размере, в 1,5 раза превышающем указанное в документации тендера, но и в размере, указанном в документации о закупке. Следовательно, российская практика госзакупок пытается отказаться от наиболее дешевых предложений по тендерам, повысить качество закупаемых товаров, работ и услуг, но в то же время делает это не рыночными механизмами, а искусственно созданными правовыми рычагами.Значимость МСП в формировании и эффективном функционировании экономики государства постепенно признается и в России, последние годы принимается множество нормативно-правовых актов, посвященных созданию комфортных условий развития МСП. Рассмотренный опыт Испании и Швейцарии по вопросу привлечения МСП к госзакупкам представляется перспективным в российских условиях. Уже действует законодательство, предполагающее приобретение инновационной продукции в определенном объеме у МСП. Распространение данной практики на иные сектора экономики может выступить качественным механизмом обеспечения спроса на продукцию МСП.В то же время выявлено, что получение контракта на поставку продукции для государственных нужд, очевидно, позитивно сказывается на результатах деятельности продавца, но не оказывает воздействия на состояние сектора МСП в целом в региональной экономике. Следует согласиться с авторами исследования о влиянии государственных закупок на развитие МСП в России, что практика дробления компаний для соответствия критериям малого предприятия обесценивает старания государства развивать МСП в различных секторах экономики.Тем не менее, повышение финансовой грамотности населения и формирование финансовой культуры постепенно решит эту проблему и позволит МСП стать более конкурентоспособным, в том числе по сравнению с дочерними компаниями ведущих российских и зарубежных холдингов. По данным Минфина России, в 2018 г. заказчики разместили 818 408 извещений о закупках, участниками которых могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации (592 891 в 2017 г.), общим объемом 699,7 млрд руб. (493 157 млрд руб. в 2017 г.). Ускорение данных процессов возможно за счет заимствования зарубежного опыта предоставления бесплатной юридической помощи, которая необходима МСП в условиях огромного объема документов для подачи заявок на участие в тендерах и доказательства своей надежности в случае победы в конкурсе. Повышение финансовой грамотности и предоставление бесплатной юридической помощи может выступать в том числе профилактикой коррупционной составляющей в сфере госзакупок. Коррупционное преступление в сфере госзакупок заключается в нарушении правил, регламентированных специальными нормами осуществления закупок на любом этапе. Единственным действенным инструментом борьбы с коррупцией для МСП является просвещение. Доведение до сведения и разъяснение представителям МСП прав и обязанностей всех участников процедуры госзакупок позволит повысить прозрачность и роль процедуры в обеспечении темпов роста государственной экономики.Наконец, следует рассмотреть возможность использования британского опыта перехода к централизованной системе госзакупок в России. Несмотря на его экономическую эффективность в Великобритании, данный опыт представляется нецелесообразным для России с ее федеративным государственным устройством и разным уровнем экономического и промышленного развития субъектов. Оптимальной представляется действующая смешанная система управления госзакупками, что подтверждается и данными Минфина. По итогам 2018 г. 71,1% от общего количества заказчиков являются заказчиками муниципального уровня, 19,4% - заказчиками уровня субъекта РФ, 9,5% пришлось на федеральных заказчиков.ЗаключениеВ результате проделанной работы была реализована поставленная цель -разработка рекомендаций по совершенствованию механизма государственных закупок в условиях формирования государственной контрактной системы в РФ.Решены задачи: 1) изучить теоретические основы формирования контрактной системы в сфере государственных закупок.Понятия «государственная закупка» в законодательстве Европейского союза нет, но есть похожий термин «государственный контракт». Говоря про принципы, которые зафиксированы в Директиве 2004/18/EC и в Федеральном законе № 44-ФЗ, стоит отметить, что принципов, которые содержаться и в Директиве, и в ФЗ № 44, только 2 - принцип прозрачности и принцип равного обращения / обеспечения конкуренции.2) рассмотреть организацию государственных закупок в РФ.Система управления государственными закупками – это совокупность теоретических и практических методов, выявляющих наиболее эффективные и рациональные пути решения задач закупочной системы государства, и в полной мере удовлетворяющих потребностям заказчиков.3) оценить эффективность государственных закупок.Существующие проблемы в системе госзаказа по причине ее крайней неэффективности лежат в основном не в процедурной части, регулируемой законом, а на стадии исполнения контракта, когда планирование, сами закупки и заключение контрактов проходят в электронной форме, а исполнение происходит в бумажной. Проходит цифровизация системы госзакупок – это тот вектор, который поможет упростить процедуру участия в них субъектам малого и среднего предпринимательства. Альтернативы созданной контрактной системе не существует, она развивается. Важно, чтобы система госзакупок была понятной, прозрачной, удобной в информационном смысле и доступной для всех желающих поучаствовать в ней. 4) выявить проблемы формирования государственной контрактной системы.Таким образом, основными проблемами в сфере государственных закупок в современной России являются непрофессионализм заказчиков и недобросовестность поставщиков, отсутствие или использование устаревших методов оценки начальной (максимальной) цены контракта, регулярное использование неконкурентных способов определения поставщика и сложная структура законодательного регулирования государственными закупками. Решение данных проблем позволит обеспечить гласность, прозрачность закупок и существенно увеличить эффективность расходования бюджетных средств. 5) разработать рекомендации по формированию контрактной системы в сфере государственных закупок.Таким образом, к основным направлениям деятельности государства в сфере управления государственными закупками относятся: повышение эффективности расходования бюджетных средств и рационализация стадии организации и проведения закупочного процесса.Реализуя указанные функции, система государственных закупок решает не только задачу обеспечения государственных нужд, но и выступает в качестве одного из основополагающих институтов государственного регулирования, а именно в качестве важнейшего инструмента экономической политики государства.Список используемой литературыГасаналиева А.Ш. Проблемы контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд// Молодой ученый. – 2016. - №2. – С. 671-673. - URL https://moluch.ru/archive/106/25061/ Калиниченко К. С. О некоторых вопросах применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Арбитражные споры. — 2016. — № 3. — С. 36—42. Овчаров А.О., Игнатьева Ю.И. Правовые механизмы формирования эффективной контрактной системы в сфере государственных закупок/ Актуальные проблемы российского права. - 2018. - № 3 (88). – С. 138-145. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/ Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2018 год». Счетная палата Российской Федерации, 02.04.2019 – URL: http://www.ach.gov.ru/promo/goszakupki-2018/index.htmlСводный аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по итогам 2018 года – URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=127443Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р (ред. от 03.06.2019) «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» // Собрание законодательства РФ. - 28.03.2016. - № 13. - ст. 1880.Аничкин, Е.С. Управление в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : учебное пособие / Аничкин Е.С., Баранова А.В., Батейкин Д.В., Берестенникова М.А., Бочаров С.Н., Бубуненко И.А., Воеводина А.А., Динер А.А., Жидких А.А., Землюков С.В., Ишимова С.Ю., Лобова С.В., Межов С.И., Мищенко В.В., Назаров В.В., Рязанов М.А., Семенчук Т.П., Строителева Т.Г., Трофимова Л.А., Шваков Е.Е. и др. – Барнаул, 2015.Касьянов Р.А., Смазнова А.П. Контроль в сфере государственных закупок в ЕС и ЕАЭС: сравнительный анализ полномочий Европейской комиссии и Евразийской экономической комиссии // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 11. С. 74-80Коновалова Е.В. Публичный интерес и право: проблемы взаимодействия // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2014. - № 1. - С. 84 - 89.Золотухина Е.В. Реформы в сфере государственного заказа в условиях неопределенности //Прорывные экономические реформы в условиях. — 2017. — С. 51.Пермиловский М.С. Конституционная аксиология прав человека: триада права, справедливости и конституционной ценности // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. - № 11-4. - С. 4 - 6.Смирнова С.И., Филиппова Т.Я. Повышение уровня деловой репутации ОАО «БМК» при исполнении контрактов для государственных и муниципальных нужд на поставку молочной продукции // Актуальные аспекты управления и экономики в современных условиях. — 2017. — С. 149Чорновод Е. П. Понятие контрактной системы России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Право и экономика. — 2015. — № 4. — С. 42—46.

Список используемой литературы
1. Гасаналиева А.Ш. Проблемы контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд// Молодой ученый. – 2016. - №2. – С. 671-673. - URL https://moluch.ru/archive/106/25061/
2. Калиниченко К. С. О некоторых вопросах применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Арбитражные споры. — 2016. — № 3. — С. 36—42.
3. Овчаров А.О., Игнатьева Ю.И. Правовые механизмы формирования эффективной контрактной системы в сфере государственных закупок/ Актуальные проблемы российского права. - 2018. - № 3 (88). – С. 138-145.
4. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/
5. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/
6. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2018 год». Счетная палата Российской Федерации, 02.04.2019 – URL: http://www.ach.gov.ru/promo/goszakupki-2018/index.html
7. Сводный аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по итогам 2018 года – URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=127443
8. Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р (ред. от 03.06.2019) «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» // Собрание законодательства РФ. - 28.03.2016. - № 13. - ст. 1880.
9. Аничкин, Е.С. Управление в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : учебное пособие / Аничкин Е.С., Баранова А.В., Батейкин Д.В., Берестенникова М.А., Бочаров С.Н., Бубуненко И.А., Воеводина А.А., Динер А.А., Жидких А.А., Землюков С.В., Ишимова С.Ю., Лобова С.В., Межов С.И., Мищенко В.В., Назаров В.В., Рязанов М.А., Семенчук Т.П., Строителева Т.Г., Трофимова Л.А., Шваков Е.Е. и др. – Барнаул, 2015.
10. Касьянов Р.А., Смазнова А.П. Контроль в сфере государственных закупок в ЕС и ЕАЭС: сравнительный анализ полномочий Европейской комиссии и Евразийской экономической комиссии // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 11. С. 74-80
11. Коновалова Е.В. Публичный интерес и право: проблемы взаимодействия // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2014. - № 1. - С. 84 - 89.
12. Золотухина Е.В. Реформы в сфере государственного заказа в условиях неопределенности //Прорывные экономические реформы в условиях. — 2017. — С. 51.
13. Пермиловский М.С. Конституционная аксиология прав человека: триада права, справедливости и конституционной ценности // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. - № 11-4. - С. 4 - 6.
14. Смирнова С.И., Филиппова Т.Я. Повышение уровня деловой репутации ОАО «БМК» при исполнении контрактов для государственных и муниципальных нужд на поставку молочной продукции // Актуальные аспекты управления и экономики в современных условиях. — 2017. — С. 149
15. Чорновод Е. П. Понятие контрактной системы России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Право и экономика. — 2015. — № 4. — С. 42—46.

Вопрос-ответ:

Какие инструменты бюджетной политики используются в госзакупках РФ?

В госзакупках РФ используются различные инструменты бюджетной политики, такие как установление бюджетных ограничений, определение приоритетов расходов, установление бюджетных программ и т.д.

Какие задачи решает государственная контрактная система в РФ?

Государственная контрактная система в РФ решает задачи обеспечения прозрачности и конкуренции в госзакупках, эффективного использования бюджетных средств, установления равных условий для всех участников процедур.

Какова доля расходов госзакупок в общем объеме расходов бюджета РФ?

Доля расходов госзакупок в общем объеме расходов бюджета РФ составляет 15-20%.

Какие проблемы связанные с госзакупками существуют в РФ?

В РФ существуют проблемы, связанные с коррупцией, недостаточной прозрачностью процедур, неправильным определением требований к закупаемым товарам и услугам и др.

Какие перспективы развития оптимизации госзакупок в РФ?

Перспективы развития оптимизации госзакупок в РФ включают в себя улучшение электронных платформ для проведения процедур, более жесткий контроль со стороны государственных органов, усовершенствование системы подготовки специалистов в области госзакупок и т.д.

Что такое государственная контрактная система?

Государственная контрактная система - это комплекс взаимосвязанных элементов, регулирующих процедуры заключения и исполнения государственных контрактов в Российской Федерации.

Какую долю расходов составляют госзакупки в общем объеме расходов бюджета РФ?

Доля расходов на госзакупки составляет примерно 10-15% от общего объема расходов бюджета Российской Федерации.

Какие проблемы связаны с госзакупками в России?

Проблемы, связанные с госзакупками в России, включают коррупцию, необоснованное завышение цен на товары и услуги, недостаточную конкуренцию, ограниченный доступ к информации о закупках и другие.

Какие инструменты бюджетной политики используются в госзакупках РФ?

В госзакупках РФ используются различные инструменты бюджетной политики, такие как установление бюджетных ограничений, разработка программ закупок, использование электронных торговых площадок, контроль за исполнением контрактов и другие.

Каковы перспективы развития оптимизации госзакупок в России?

Перспективы развития оптимизации госзакупок в России включают создание единого информационного пространства для всех участников, повышение прозрачности и проверяемости процедур, внедрение новых технологий, улучшение нормативно-правовой базы и другие меры.

Что такое государственные закупки?

Государственные закупки - это процесс приобретения товаров, работ и услуг органами государственной власти и местного самоуправления для обеспечения своих нужд. Они проводятся с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств и обеспечения конкурентной среды на рынке.

Какова доля расходов на государственные закупки в общем объеме расходов бюджета РФ?

Доля расходов на государственные закупки в общем объеме расходов бюджета РФ составляет около 20%. Это говорит о том, что государственные закупки являются значимым инструментом бюджетной политики и требуют особого внимания и контроля.