Использование творческих домашних заданий по русскому языку как условие активизации познавательной деятельности младших школьников
Заказать уникальную дипломную работу- 68 68 страниц
- 51 + 51 источник
- Добавлена 20.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение ………………………………………………………………….…….. 3
Глава 1. Теоретические основы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка
1.1. Определение сущности понятий «познавательная деятельность», «активизация познавательной деятельности»,«познавательная активность» в психолого-педагогических исследованиях ……………….…………….…….. 8
1.2. Особенности активизации познавательной деятельности в младшем школьном возрасте ……………………………………………………….……. 14
1.3.Педагогические условия и средства активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка ………..….. 21
1.4.Возможности творческих домашних заданий в активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка ……………………………………………………………………………. 28
Выводы по 1 главе …………………………………………………………..… 30
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по активизации познавательной деятельности младших школьников посредством изучения творческих домашних заданий на уроках русского языка
2.1. Выявление уровня сформированности познавательной деятельности младших школьников на констатирующем этапе исследования ……………32
2.2. Содержание работы по использованию творческих домашних заданий по русскому языку для активизации познавательной деятельности младших школьников на формирующем этапе ………………………………………… 35
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы на контрольном этапе ……………………………………………………………………….……. 39
Выводы по 2главе …………………………………………………………..….. 43
Заключение……………………………………………………..……………… 45
Библиографический список ………………………………………………… 48
Приложения …………………………………………………………………… 53
На формирующем этапе после проведения урока учащимся на дом были заданы экспериментальные задания (приложение1).Домашние задания очень часто и главным образом задают по учебнику, в котором представлены упражнения. Рассмотрим учебник русского языка Т.Г. Рамзаевой и М.С. Соловейчик, входящие в учебно-методические комплекты «Школа России» и «Гармония». По данному учебнику занимается СОШ № 4, в которой будет реализована опытно-экспериментальная работа по активизации познавательной деятельности младших школьников посредством изучения творческих домашних заданий на уроках русского языка.Системно концентрический принцип построения курса начального обучения русскому языку реализуется во 2-4 классах. Начиная со 2 класса, изучение основ фонетики, лексики, морфемики, грамматики (морфологии, синтаксиса) осуществляется в определенной, постепенно усложняющейся взаимосвязи, т. е. в системе.Программа «Школа России» делается акцент на изучение лексики, возможности значения слова, осмыслении роли слова в выражении чувств, эмоций и т.п.Уровень подготовки к усвоению во 2-4 классах основ лингвистических и речеведческих знаний во многом будет зависеть от умения первоклассников использовать данный учебник в своей познавательной деятельности. Поэтому в него включены задания, развивающие умения понимать учебную задачу (что нужно узнать, о чем написать, что составить и т. п.), искать способ ее решения, контролировать себя в процессе выполнения работы и после нее. Далее рассмотрим «творческий потенциал» заданий учебника русского языка Т.Г. Рамзаевой и М.С. Соловейчик.На каждый урок по определенной теме авторы учебника предлагают задания на изучение и закрепления темы. Однако предлагаются упражнения по ранее пройденным темам – комбинированные задания: Упр. 317. Прочитай. Сколько предложений в тексте? Спиши текст, поделив его на предложения.Появились стаи грачей зиму птицы провели на юге они очень спешили на родину в пути их настигла метель слабые птицы погибли долетели самые сильные.Проверь, правильно ли ты списал выделенные слова. Подбери к ним проверочные.Заданий по изучаемой теме больше, они имеют как продуктивный, так и репродуктивный характер:Упр. 313. Подбери к данным словам проверочные. Напиши.Лес – лесок, … - л...сток, … - сн...жок, … - п...левой, … - с...новый,… - д..машний, … - м..рской, … - с..довый.Упр.318.Подбери проверочные слова. На дне, где тихо и т..мно, Л..житусатоебр..вно.Спиши загадку. Напиши отгадкуРепродуктивных заданий по изученной теме в исследуемом учебнике больше всего. Многие из них снабжены подсказками. Для выполнения творческих домашних заданий такие упражнения не подходят. Поэтому педагогу необходимо каждое репродуктивное задание из учебника снабжать дополнительным творческим заданием (желательно комбинированным) на дом.Большинство домашних заданий представлены в форме игры. Данные домашние упражнения направлены не только на закрепление изученного на уроке материала, но и на повышения познавательной деятельности школьников. Выбор определенного задания был основан на следующих критериях:1) содержание игры должно быть образным, но понятным и интересны для школьников 8-9 лет;2) задания должны быть направлены на совершенствования языковыхнавыковрусского языка;3) при возможности снабжать игры иллюстративным материалом или представить ее видео-, музыкальным сопровождением вариант.Гипотеза исследования: использование творческих домашних заданий на уроках русского языка для активизации познавательной деятельности младших школьников будет эффективным, если учитель начальных классов:- учитывает на уроках русского языка результаты диагностики уровня познавательной деятельности младших школьников;- предусматривает при выполнении детьми творческих письменно-речевых домашних заданий применение методических приемов, направленных на активизацию основных компонентов познавательной деятельности учащихся: составление слов из букв, разгадывание кроссвордов, составление своих ребусов, участие в КВНах, написание сочинений – миниатюр, рассказов с использованием фразеологизмов.- вводит в структуру типовых домашних заданий использование оригинальных упражнений разной степени сложности для свободного выбора учащимися; –предусматривает при выполнении детьми творческих письменно-речевых домашних заданий применение проблемных вопросов, лингвистического поиска или исследования, элементов языковой эвристической догадки: сочинения-этюды, пейзажные и сюжетные миниатюры, миниатюры-эссе на основе пословиц, сочинения-рассказы по опорным словам или сюжетным картинкам, художественные зарисовки, фантограммы «Если бы..», коммуникативно-смысловые или конструктивно-композиционные трансформации текста, миниатюры на основе приемов сотворчества;–вовлекает учащихся на уроке в подготовку к проверке творческих домашних заданий через совместную рефлексивно-оценочную деятельность в творческих микрогруппах.Независимая переменная – творческое домашнее задание. Зависимая переменная – активизация познавательной деятельности младших школьников.На протяжении 6 недель на каждом уроке русского языка учитель задавал на дом упражнения творческого характер согласно теме урока и возрастным особенностям учащихся. Также учитывались индивидуальные особенности учащихся и их знания по предмету.Комплекс творческихдомашних заданий представлен в приложении 1.Рассмотрим, как активизировались познавательные процессы учащихся при использовании творческих домашних заданий.Внимание проявляется как направленность и сосредоточенность сознания учащихся начальных классов на определенном объекте. Оно является необходимым компонентом всех видов психических процессов: восприятия, когда работают слуховые, зрительные, обонятельные и др. анализаторы; мышления при решении учебных задач; памяти, при вспоминании чего-либо определенного или запоминании; воображения, когда необходимо что-либо отчетливо представить.Объем внимания младшего школьника мал, распределение внимания – слабое. Учащиеся начальных классов также не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой. Однако при включении в учебный процесс дидактической игры, позволяющей развить такие свойства внимания, как устойчивость, распределение, переключение, объем, эти свойства внимания совершенствуются. Например, после урока при повторении орфограммы написание гласных с согласными ж и ш было предложенодомашнее задание на активизацию внимания: необходимо из предложенных стихотворений выбрать слова с сочетаниями жи, ши (приложение 1, задание-игра № 1).В процессе решения домашних заданий важен такой психологический процесс, как восприятие, отражающий в сознании ребенка предмет или явление при непосредственном воздействии на органы чувств. У учащихся начальных классов процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета.В процессе обучения восприятие школьников в результате использования творческих домашних работ переходило в самостоятельную деятельность, в наблюдение, которое становилось более организованным. Изменяется роль слова в восприятии предметов и явлений. В приложении данной работы предложено домашние задание «Шифровальщик» (приложение 1, задание-игра № 2), развивающая не только фонематическое восприятие, но и активизирует логическое мышление школьника. Отметим, что данная игра очень понравилась учащимся, активизировала и познавательный интерес. Важным компонентом познавательной деятельности учащихся является память. У школьников исследуемого класса имеется склонность к дословному запоминанию, что связано с недостаточным развитием речи. Педагог должен поощрять смысловое запоминание. Следует также отметить некритичность детской памяти, с которой сочетается неуверенность в заучивании материала. На дом были предложены творческие задания, позволяющие пополнить словарный запас школьника и активизировать словесно-логическую память (приложение 1, задания № 1, 3-6).В младшем школьном возрасте характерна активизация функции воображения, причем вначале воссоздающего, а затем творческого. Игры школьников 6-10 лет – это результат работы фантазии. С помощью учителя мы разработали творческие домашние задания-игры, направленные не только на решение учебной задачи, но и имеющий творческий компонент, что позволить активизировать воображения школьников. Так, на уроке для развития умения выделять существенные признаки предметов, воображения и мышления учитель предлагает задание на дом игра «в определение». Детям раздаются карточки со словами: автобус, яблоко, озеро, ромашка, одуванчик и т.д. Дома дети придумывают или короткий рассказ, или даже стихотворение (допустимо, что это работа выполняется с родителями) небольшое по объему: рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть свое слово и жестикулировать руками. Данное упражнение способствует также развитию понятийного аппарата (приложение 1, задание № 7,8, 9, 10).Практика показала, что для оптимизации процесса обучения и активизации познавательной деятельности младших школьников целесообразно сочетать индивидуальные формы работы с групповыми.В процессе групповой работы деятельность учащихся модифицируется следующим образом: «учебная» преобразуется в «познавательную», а «познавательная» - в «исследовательскую»; «трудные обязанности» перерастают в «трудовую заботу», а «трудовая забота» - в «созидание» [9, c.61]. Групповая работа позволяет проявить самостоятельность и снять психологические барьеры. Что касается содержательной стороны организационной формы, здесь педагогу предоставляется очень широкий выбор. На дом педагог давал задания, предполагающие коллективную работу. Так, например: помогите собраться Мишке (Волчонку, Лисичке) на прогулку. Впиши правильно названия предмета одежды. Каждая группа одевает своего персонажа, каждый участник группы – определённый набор одежды. Каждому школьнику выдается карточка с изображением выбранного персонажа; на предмете одежды слово с пропущенной орфограммой, которую нужно вписать (ж..лет, лыж.., шу(б,п)ка, дж..нсы, плат…е, б..нты, н..сок, ч..лок…).Учитывая возрастные особенности младших школьников, учитель русского языка справедливо отдавал предпочтениетворческимдомашним заданиям в течение всего экспериментального обучения (приложение 1, игры № 13-16).Разработанный комплекс домашних заданий нацелен на повышения уровня знания русского языка школьников и их познавательной деятельности. 2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы на контрольном этапеПоследним этапом данного исследования (контрольный этап) было подведение итогов работы и проведение контрольного тестирования.Представленный комплекс заданий на активизацию познавательной активности учащихся начальной школы с использованием был реализован на уроках русского языка во 2 классе. Всего было проведено 8 уроков, использованы все упражнения из комплекса. В заключение экспериментального обучения была проведена диагностика с целью апробировать эффективность предложенных упражнений.Осуществив педагогический эксперимент по активизации познавательной деятельности учащихся посредством применения творческих домашних заданий на уроках русского языка, мы повторно проверили уровень знаний школьников.Таблица 2.2Результаты теста на определение уровня познавательной активности младших школьников после применения творческих домашних заданий№п/пЗаданияКол-во реш. заданийУровеньактивности12345678++–++–++6Средний++–++–++6Средний+––+++++6Средний+–––+–+–3Низкий++++––++6Средний+–++++++7Высокий++++–++–6Средний+–––––––1Низкий+–––++++5Средний++++++++8Высокий++++++++8Высокий–+++–++–5Средний++++++++8Высокий+–––++++5Средний+–++++++7Высокий––+–++++5СреднийТаким образом, как видно из данных таблицы, познавательная активность школьников возросла после реализации творческих домашних заданий в учебный процесс. Высоким уровень познавательной активизации обладают уже не 20, а 40% учащихся, средним уровнем – 25 %; низким уровнем – 15 %. Результаты теста представим графически (рис. 2.2):Рис. 2.2. – Уровень познавательной активности младших школьников на уроке после реализации творческих домашних заданий в учебный процессПри сравнении первоначальных и итоговых данных мы видим, что процент детей с низким уровнем активности на уроке понизился до 15%. Средний уровень понизился на 10%, зато высокий уровень активности был повышен на 20%.Таким образом, очевидно, что внедрение в учебный процесс домашних творческих упражнений, содержащих игровые задания, способствовало активизации познавательной активности, и как следствие этому, повышение уровня знаний учащихся. Результаты сравнительного анализа представлены на рисунке 2.3:Рис.2.3. –Результаты уровней знаний русского языка учащихся начальных классов(констатирующий и контрольный этапы)Таким образом, активизации познавательной деятельности младших школьников в образовательном процессе будет осуществляться эффективнее при внедрении в самостоятельную домашнюю работу заданий с творческими и игровыми элементами согласно теме урока и возрастным особенностям учащихся, а также в соответствии с их уровнем знаний по предмету. Гипотеза доказана.Выводы по 2 главеОсуществив педагогический эксперимент по активизации познавательной деятельности младших школьников с помощью творческих домашних заданийпо русскому языку, мы пришли к следующим выводам.После проведения теста по выявлению знаний учащихся по предмету, мы выявили, что уровень знаний у школьников невысокий. В связи чем было принято решение разработать совместно с учителем творческие домашние задания, развивающие не только познавательную активность, но и способствующие закреплению ранее изученного материала и успешному усвоению нового.Творческие домашние заданиябыли выбраны как средстваактивизации познавательных процессов младших школьников как память, восприятие, мышление, внимание, воображение.Формирующий этап был посвящен разработки и реализации творческих домашних заданий с игровыми элементами. На протяжении 6 недель на каждом уроке русского языка учитель предлагал школьникам творческие домашние задания согласно теме урока и возрастным особенностям учащихся. Также учитывались индивидуальные особенности учащихся и их знания по предмету.Практика показала, что для оптимизации процесса обучения и активизации познавательной деятельности младших школьников целесообразно сочетать индивидуальные формы работы с групповыми.Осуществив педагогический эксперимент по активизации познавательной деятельности учащихся посредством творческих домашних заданий, мы повторно проверили уровень знаний школьников. По результатам теста мы выявили рост уровня познавательной активности школьников на 20%, снижение на 15% процента детей с низким уровнем и на 10% со средним уровнем.Таким образом, активизации познавательной деятельности младших школьников будет способствовать реализация творческих домашних заданий в образовательном процессе. ЗаключениеАнализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования приводит к выводу, что проблема развития учебно-познавательного интереса младших школьников является одной из актуальных психолого-педагогических проблем на современном этапе развития образовательного процесса в начальной школе. Представая как явление, подверженное формированию и развитию, познавательный интерес есть одновременно и глубокая направленность личности и устойчивый мотив учения и по своей психологической структуре представляет единое взаимосвязанное целое мотивационных, интеллектуальных, эмоционально-волевых и рефлексивно-оценочных процессов обучающихся. Уроки русского языка дают большие возможности для формирования познавательных интересов младших школьников, так как изучение данной дисциплины непосредственно через слово и текст отражает связь с окружающей действительностью, способствует более точному и разнообразному познанию мира языка обучающимися.Результаты опытно-экспериментального исследования доказали, что при определенных педагогических условиях, учитывающих особенности развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста, уровень сформированности познавательного интереса повышается, что проявляется и в большей учебно-познавательной активности обучающихся, и в уровне их предметных знаний, и в характере самого познавательного интереса, его уровневых качеств.Таким образом, следует считать правомерными положения исследовательской гипотезы, направленные на …Цель работы достигнута, задачи решены.Библиографический списокАйкина Л.П. Сущность и специфика творческих способностей младших школьников // МНКО. – 2011. – №5. – С.6-9.Берзина Р.Ф. Педагогические условия формирования творческих способностей младших школьников (На примере дисциплины «Технология»): Дис. ... канд. пед. наук. – Стерлитамак, 2011 – 190 c.Белоцерковец Н.И., Кириллова Л.С. Особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста //Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. – 2015. – №2. – С.18-22.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: «МПСИ», 2008. – С.245-272.Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования младшего школьного возраста. – Томск: Пеленг, 2009. – 96 с.ВыготскийЛ.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 2009. – 224 с.Горлова Н.А. Педагогика личности. Концепция личностного подхода в дошкольном и начальном школьном образовании. – М.: МГПУ, 2007. – 240 с.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – СПБ.: Азбука, 2012. – 109 c.Дубровина И.В. Психология: Учебник для студентов средних педагогически учебных заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан / Под ред. Дубровиной. – М.: Академия, 2009. – 464 с.Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – URL: http://elib.gnpbu.ru/text/esipov_samostoyatelnaya-rabota_1961/go,0;fs,1/ - дата обращения: 11.03.2020.Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед.наук СССР. – М.: Педагогика, 1984. – 152 с.Запорожец А.В. Избранные психологические произведения: в 2 т. – М.: Педагогика, 1986. – 316 с.Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Академия, 2009. – 347 с.Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34-42.Зыбинская И.В. Развитие творческих способностей учащихся начальных классов в современных условиях: Дис. ... канд. педагог.наук. – Тамбов, 2004. – 189 c.Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб. : Питер, 2011. – 444 с.Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребёнка: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – СПб: Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 1998. – C. 45–48.Козлова Е.Г. Педагогические условия развития когнитивных способностей младших школьников: Дис. ... кан. психол. наук. – Мурманск, 2006. – 147 с.Коломенских Я.Л. Детская психология / Я.Л. Коломенских, Е.А. Панько. – Минск: Университетское, 1988, – 223 с.Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1972. – 255 с.Кудрявцев В.Т. Смысл педагогического детства и психическое развитие ребёнка. – М.: УРАО, 2007. – 154 с.Лавыгина Н.Е. Методы эффективного педагогического сопровождения образовательного процесса// Молодой ученый. –2018. – № 22 (208). – С. 334-336. – URL: https://moluch.ru/archive/208/51030/ (дата обращения: 19.04.2020).Лебедкина Е.Я., Смирнова Л.П., Грешнякова О.П. и др. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках средствами дидактической игры. – Магнитогорск: СОШ №48, 2005. – 83 с.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т.т. – М.: Педагогика, 1983. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, 2006. – 430 c.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1991. – 64 c.Лук А.Н. Мышление и творчество. – URL: //lib.vkarp.com/. – даа обращения: 13.03.2020.Люблинская А.А. Очерки психологического развития ребенка. – М.: Педагогика, 1985. –176 с.Маклаков А.Г. Общая психология: учеб.для вузов. – СПб.: Питер, 2011. – 101 с.Маркушевская, Е.А., Хубаева, М.З. Формирование творческих способностей у детей младшего школьного возраста // Проблемы и перспективы развития образования в России.- 2016. – №38. – С.12-15.Махмутова М.И. Современный урок. Вопросы теории. – М.: Педагогика, 1989. – 192 c.Мельникова E.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учеником: Пособие для учителя. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 166 с.Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда . – М.: Центр инноваций в педагогике, 2008. – 63 с.Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: Академия, 1995. –494 с.Пидкасистый П.И., Коротяев Б.И. Организация деятельности ученика на уроке. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2010. – 80 с.Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 399 с.Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 2006. – 376 с.Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /Л.А. Венгер, Е.А. Агаева и др. – М.: Академия, 2005. – 398 c.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1998. – 705 с.Сараева Т.П. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей младших школьников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – №12-3. – С.101-108.Сараева Т.П. Развитие творческих способностей при системно-деятельностном подходе в обучении // Психология образования в политкультурном пространстве. – Елец: ЕГУим И.А. Бунина, 2012. – №20. –С.60-68Скаткин М.И. Проблемы современной дидактики. – М.: Педагогика, 1988. – 64 c.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089 (ред. от 29.09.2016) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». – Ч. 1. – URL: http://zakonprost.ru/content/base/part/670056/. (дата обращения 02.03.2020).Федеральный государственный стандарт. Начальная школа. 1-4 классы/ Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 37 (ред. приказов от 26.11. 2010. № 1241, от 22. 09. 2011. № 2357). – Режим доступа: http://www.ug.ru/new_standards/3. (дата обращения: 21.03.2020) (ФГОС).Фридман Л.М. Психологическая наука – учителю / Л.М. Фридман, К.Н. Волков. – М.: Психология, 1985. – 224 с.Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Евразия, 2009. – 208 с.Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике // Библиотека по педагогике [Электронный ресурс]. – URL: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000008/st160.shtml. – дата обращения: 18.02.2020.Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2007. – 384 с.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 2003. – 360 с.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Владос, 2007. – 416 с.Яковлева Е.Л., Фельдштейн Д.И. Психология развития творческого потенциала личности. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1997. – 298 с.ПРИЛОЖЕНИЯПРИЛОЖЕНИЕ1ТВОРЧЕСКИЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 2 КЛАССОВ№ 1 «Будь внимателен!»Цель: активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил. Из предложенных стихотворений выписать слова с сочетаниями жи, ши: 1. Жили в хижине чижи, Мыши, ежики, стрижи, В гости к ним идут моржи И жирафы и ужи. 2. Жилет, животное, живот, Жирафы, живопись, живет, Шиповник, шины, камыши, Машины и карандаши, Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, смешить, Шипеть и шить. Все сочетания ЖИ и ШИ Только с буквой И пиши!№ 2 «Шифровальщики» Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительнойфункции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.Ход: Задание дается на дом на двух школьников (желательно для тех, кто сидит за одной партой): один в роли шифровальщика, другой – отгадчика.Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.жыиланскикьоинк________________________________________лыжи санки конькиОтгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.Например:1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)2. Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег.№ 3-5 «Где же мягкий знак?»Цель: закрепить знания детей по теме «Разделительный мягкий знак», развивать память, мышление3. Найдите слова с разделительным мягким знаком. Подчеркните их: пью, шью, бью, семья, кольцо, копье, пони, платье, пальто, воробей, сошьет и т.д. 4. Выпишите слова с разделительным Ь: Целый день лежит тюлень, И лежать ему не лень. Жаль, тюленье прилежание Не пример для подражания. (Б. Заходер) Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы! Вот бы тебе серый, да волчьи ноги! Вот тебе, косой, да рысьи когти! -Э-э, что мне клыки да когти? Душа – то у меня все равно заячья. 5.Шарады. Я с Л смягченным – под землей С твердым Л я на стене Бываю каменным и бурым. (книги, например, на мне), А с твердым – в комнате любой, Но как только Л смягчите, В геометрической фигуре. Сразу в танец превратите. (Уголь-угол) (Полька-полка). Без М – в лесу мне красоваться; С М – суда меня боятся. (Ель-мель).№ 6 «В определение»Цель: выделять существенные признаки предметов, воображения и мышления.Играют группами или всем классом. Детям раздаются карточки со словами: автобус, яблоко, озеро, ромашка, одуванчик и т.д. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть свое слово и жестикулировать руками. Данное упражнение способствует также развитию понятийного аппарата.№ 7 «Укрась слово»Цель: развитие образного мышления, воображения, ассоциативного процесса и общей информированности Нужно подобрать к предлагаемому преподавателем существительному возможно большего количества прилагательных. Предварительно учащихся следует разделить на группы. Каждой группе дается существительное из учебного текста, и ставиться задача за одну минуту набрать как можно больше прилагательных, которые подходят к данному существительному. Выигрывает группа, которая набрала больше прилагательных.Игры № 8-10. Цель: развитие памяти, внимание, воображения8. Придумать слова, окончания которых звучат одинаково (мост -хвост).9. Сочинить двустишья на заданные рифмы:сад - виноградрад - акробатлето - котлетакарман - барабандавай - трамвайшутка - жуткомгновение – восхищение.10. Сочинить четверостишье:У медведя во бору Господин КонфетаМного сору... Сидит у нас в буфете...Я на улицу пойду,Я себе найду...№ 11. ШарадыЦель: развитие образного мышления, воображения, ассоциативного процесса и общей информированностиКонец - читатели мои,Здесь в книге целое найдется,И в каждой строчке есть они.(Ответ:«Бук-вы».) Первый слог в удивлении я восклицаю,Второй слог я с книжной полки снимаю,Когда же первый со вторым соединится,То получится мельчайшая частица.(Ответ:«А-том».) Часть танца - слог мой первый,Вино - мой слог второй,На целом перевозятЧрез реку бечевой.(Ответ:«Па-ром».) Мой первый слог - предлог,Во втором мы проживем все лето,А целое от нас и васДавно уж ждет ответа.(Ответ:«За-дача».) Начало - голос птицы.Конец - на дне пруда,А целое в музееНайдете без труда.(Ответ:«Кар-тина».) Первый слог найдешь средь нот,А второе - бык несет.Хочешь целое найти,Так ищи его в пути.(Ответ:«До-рога».)№ 12-14 Эти задания проверяются на уроке всем классом12. Хлопни в ладошиЦель: игра на узнавание слов по темеУчитель произносит ряд слов. Дети хлопают в ладоши, когда будет названо слово с непроизносимой согласной или с сочетанием -сн-.13. Эхо Цель: игра на хоровое орфографическое проговаривание слов по темеУчитель произносит слово по теме орфоэпически (например, [грусный]), а дети хором произносят это слово орфографически (грустный).14. Да – нет Цель: игра с использованием частично-поискового метода для развития воображения и мышления Учитель задает вопрос, дети хором отвечают на него «да» или «нет» (можно использовать двусторонние сигнальные карточки «Да» – «Нет»).Примерные вопросыМожно ли слово сердце проверить словом сердца? А словом сердечко?Нужно ли в слове прекрасный писать букву т? А в слове прелестный?Слово праздник – это словарное слово? А слово вестник?15. Проверяй-ка Цель: игра на подбор проверочных слов Слова даются в зарифмованных примерах. Учитель произносит слово по теме, дети хором называют проверочное слово (в рифму).Тростник – трость. Костный – кость.Честный – честь. Лестный – лесть.Известный – весть. Окрестный – крест (окрест).Радостный – радость.Яростный – ярость.Счастливый – счастье.Ненастный – ненастье.Звездный – звезда. Устный – уста.Опасный – опасен. Ужасный – ужасен.Прекрасный – прекрасен. Ясный – ясен.
1. Айкина Л.П. Сущность и специфика творческих способностей младших школьников // МНКО. – 2011. – №5. – С.6-9.
2. Берзина Р.Ф. Педагогические условия формирования творческих способностей младших школьников (На примере дисциплины «Технология»): Дис. ... канд. пед. наук. – Стерлитамак, 2011 – 190 c.
3. Белоцерковец Н.И., Кириллова Л.С. Особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. – 2015. – №2. – С.18-22.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: «МПСИ», 2008. – С.245-272.
5. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования младшего школьного возраста. – Томск: Пеленг, 2009. – 96 с.
6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 2009. – 224 с.
7. Горлова Н.А. Педагогика личности. Концепция личностного подхода в дошкольном и начальном школьном образовании. – М.: МГПУ, 2007. – 240 с.
8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – СПБ.: Азбука, 2012. – 109 c.
9. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студентов средних педагогически учебных заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан / Под ред. Дубровиной. – М.: Академия, 2009. – 464 с.
10. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – URL: http://elib.gnpbu.ru/text/esipov_samostoyatelnaya-rabota_1961/go,0;fs,1/ - дата обращения: 11.03.2020.
11. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед.наук СССР. – М.: Педагогика, 1984. – 152 с.
12. Запорожец А.В. Избранные психологические произведения: в 2 т. – М.: Педагогика, 1986. – 316 с.
13. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Академия, 2009. – 347 с.
14. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34-42.
15. Зыбинская И.В. Развитие творческих способностей учащихся начальных классов в современных условиях: Дис. ... канд. педагог.наук. – Тамбов, 2004. – 189 c.
16. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб. : Питер, 2011. – 444 с.
17. Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребёнка: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – СПб: Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 1998. – C. 45–48.
18. Козлова Е.Г. Педагогические условия развития когнитивных способностей младших школьников: Дис. ... кан. психол. наук. – Мурманск, 2006. – 147 с.
19. Коломенских Я.Л. Детская психология / Я.Л. Коломенских, Е.А. Панько. – Минск: Университетское, 1988, – 223 с.
20. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1972. – 255 с.
21. Кудрявцев В.Т. Смысл педагогического детства и психическое развитие ребёнка. – М.: УРАО, 2007. – 154 с.
22. Лавыгина Н.Е. Методы эффективного педагогического сопровождения образовательного процесса // Молодой ученый. – 2018. – № 22 (208). – С. 334-336. – URL: https://moluch.ru/archive/208/51030/ (дата обращения: 19.04.2020).
23. Лебедкина Е.Я., Смирнова Л.П., Грешнякова О.П. и др. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках средствами дидактической игры. – Магнитогорск: СОШ №48, 2005. – 83 с.
24. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т.т. – М.: Педагогика, 1983.
25. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, 2006. – 430 c.
26. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1991. – 64 c.
27. Лук А.Н. Мышление и творчество. – URL: //lib.vkarp.com/. – даа обращения: 13.03.2020.
28. Люблинская А.А. Очерки психологического развития ребенка. – М.: Педагогика, 1985. –176 с.
29. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб.для вузов. – СПб.: Питер, 2011. – 101 с.
30. Маркушевская, Е.А., Хубаева, М.З. Формирование творческих способностей у детей младшего школьного возраста // Проблемы и перспективы развития образования в России.- 2016. – №38. – С.12-15.
31. Махмутова М.И. Современный урок. Вопросы теории. – М.: Педагогика, 1989. – 192 c.
32. Мельникова E.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учеником: Пособие для учителя. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 166 с.
33. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда . – М.: Центр инноваций в педагогике, 2008. – 63 с.
34. Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: Академия, 1995. –494 с.
35. Пидкасистый П.И., Коротяев Б.И. Организация деятельности ученика на уроке. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2010. – 80 с.
36. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 399 с.
37. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 2006. – 376 с.
38. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /Л.А. Венгер, Е.А. Агаева и др. – М.: Академия, 2005. – 398 c.
39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1998. – 705 с.
40. Сараева Т.П. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей младших школьников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – №12-3. – С.101-108.
41. Сараева Т.П. Развитие творческих способностей при системно-деятельностном подходе в обучении // Психология образования в политкультурном пространстве. – Елец: ЕГУим И.А. Бунина, 2012. – №20. –С.60-68
42. Скаткин М.И. Проблемы современной дидактики. – М.: Педагогика, 1988. – 64 c.
43. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089 (ред. от 29.09.2016) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». – Ч. 1. – URL: http://zakonprost.ru/content/base/part/670056/. (дата обращения 02.03.2020).
44. Федеральный государственный стандарт. Начальная школа. 1-4 классы/ Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 37 (ред. приказов от 26.11. 2010. № 1241, от 22. 09. 2011. № 2357). – Режим доступа: http://www.ug.ru/new_standards/3. (дата обращения: 21.03.2020) (ФГОС).
45. Фридман Л.М. Психологическая наука – учителю / Л.М. Фридман, К.Н. Волков. – М.: Психология, 1985. – 224 с.
46. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Евразия, 2009. – 208 с.
47. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике // Библиотека по педагогике [Электронный ресурс]. – URL: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000008/st160.shtml. – дата обращения: 18.02.2020.
48. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2007. – 384 с.
49. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 2003. – 360 с.
50. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Владос, 2007. – 416 с.
51. Яковлева Е.Л., Фельдштейн Д.И. Психология развития творческого потенциала личности. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1997. – 298 с.
Вопрос-ответ:
Какие задания можно использовать для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка?
Для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка можно использовать различные творческие задания, такие как написание сказок, рассказов, стихотворений, составление загадок, создание иллюстраций к текстам и т.д. Важно побудить учеников к самостоятельной мыслительной деятельности, поиску новых и нестандартных решений, развить их креативность и воображение.
Какова роль творческих домашних заданий в активизации познавательной деятельности младших школьников?
Роль творческих домашних заданий в активизации познавательной деятельности младших школьников заключается в том, что они стимулируют детей к самостоятельной мыслительной работе, к поиску новых решений и идей. Эти задания помогают развить креативность и воображение учеников, а также способствуют лучшему усвоению изучаемого материала.
Какие достоинства имеют творческие домашние задания по русскому языку?
Творческие домашние задания по русскому языку имеют ряд достоинств. Во-первых, они помогают развить у учеников творческие навыки и способности, а также активизируют их познавательную деятельность. Во-вторых, такие задания позволяют ученикам проявить свою индивидуальность и оригинальность, а также повышают их интерес к предмету. В-третьих, творческие задания помогают закрепить изученный материал и применить его на практике.
Какова роль педагога в использовании творческих домашних заданий по русскому языку?
Роль педагога в использовании творческих домашних заданий по русскому языку заключается в том, чтобы организовать работу учеников, объяснить им задание, помочь при необходимости, а также оценить результаты и дать обратную связь. Педагог должен поддерживать интерес учеников к творческой деятельности, поощрять их инициативу и творческий подход, а также создавать условия для проявления и развития их талантов и способностей.
Каковы основные теоретические основы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка?
Теоретические основы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка основаны на понятиях познавательной деятельности, активизации познавательной деятельности и познавательной активности в психолого-педагогических исследованиях. Они описывают сущность и значение активных методов обучения, интеграции теории и практики, а также обосновывают необходимость использования творческих домашних заданий для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.
Что подразумевается под понятием "познавательная деятельность"?
Под понятием "познавательная деятельность" понимается активный и целенаправленный процесс овладения знаниями, понимания и осмысления окружающего мира, собственного опыта, а также развития интеллектуальных и познавательных способностей личности. В рамках уроков русского языка познавательная деятельность включает в себя процессы чтения, письма, говорения, анализа и интерпретации текстов, а также развитие словарного запаса и грамматических навыков.
Что означает понятие "активизация познавательной деятельности"?
Под понятием "активизация познавательной деятельности" понимается использование различных методов и приемов на уроках русского языка, которые способствуют активному участию и включению учащихся в познавательный процесс. Это может включать задания, которые требуют анализа, синтеза, обобщения информации, а также использования творческих подходов и самостоятельной деятельности.
Какие теоретические основы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка рассматриваются в данной статье?
В данной статье рассматриваются определение сущности понятий познавательная деятельность, активизация познавательной деятельности, познавательная активность в психолого-педагогических исследованиях.
Какие преимущества использования творческих домашних заданий по русскому языку для младших школьников?
Использование творческих домашних заданий по русскому языку позволяет активизировать познавательную деятельность учеников, развивать их творческие способности, повышать мотивацию к изучению русского языка, а также развивать логическое и критическое мышление.
Какие примеры творческих домашних заданий по русскому языку можно использовать для младших школьников?
Примеры творческих домашних заданий по русскому языку для младших школьников могут включать написание рассказов, составление стихотворений, создание мини-пьес, разработку логических задач, выполнение иллюстраций к текстам и многое другое.