Образ князя Мышкина в художественных фильмах «Даун-хаус» (Р. Качанов, 2001) и «Идиот» (В. Бортко, 2003). Сравнительная характеристика.
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 44 + 44 источника
- Добавлена 25.04.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Роман Ф.М. Достоевского «Идиот» и ее экранизации 5
1.1. История экранизаций произведения «Идиот» Ф.М. Достоевского 5
Глава 2. Анализ образов князя Мышкина в художественных фильмах «Даун Хаус» (Р. Качанов, 2001) и «Идиот» (В. Бортко, 2003) 10
2.1. Образ князя Мышкина в сериале «Идиот» (В. Бортко, 2003) 10
2.2. Образ князя Мышкина в фильме «Даун Хаус» (Р. Карчанов, 2001) 13
2.3. Сравнительная характеристика образа князя Мышкина в фильме «Даун Хаус» (Р. Качанова) и сериале «Идиот» (В. Бортко) 19
Заключение 24
Библиографический список 26
Таким образом, сюжетные ходы, знакомые всем, максимально доступны для понимания, с помощью которых можно отразить современную реальность. Князь Мышкин не обладает всеми качествами особенного человека, какие вкладывал в его образ Ф.М Достоевский и каким показал В. Бортко в своем фильме, но является своего рода определенной формулой, которую режиссер и сценарист применяют к действительности 90-х. «А вы пить не будете? Драться не будете?―Я, голубчик, не пью, не курю, не колюсь и не нюхаю. И компьютером не увлекаюсь. А уж драться я совсем не пристрастен.―Исключительный вы человек»[29].Разговорная речь и интонации князя Мышкина в фильме В. Бортко четко идут по тексту романа, они доверительные и естественные. «...я думаю, что не имею ни талантов, ни особых способностей; даже напротив, потому что я больной человек и правильно не учился... »[13].Он причастен к Богу, и это отражается во всех музыкальных вставках в фильме. Речь князя Мышкина в фильме Р. Качанова является самой чистой и правильно в сравнении с другими персонажами, что говорит о том, что режиссер особенно отнесся к образу главного героя. «Небось, наркоман? У нас, у Мышкиных, все наркоманы. Вот мой дядька, например, ПолуэктВениаминыч, с утра до поздней ночи жрал колёса. Пока не сдох окончательно. А моя двоюродная бабка была марафетчицей. Правда, она и сейчас жива и здорова. Ей триста лет. Таковы парадоксы природы семейства Мышкиных. ―Нет, я таблетки не люблю. Я ими давлюсь. Мне больше нравится рыбок разводить. Так что я в наркотиках совсем не нуждаюсь. Я и без них вижу жизнь... живописной. У меня и справка есть»[29].Князь не богопричастен, но в пространство фильма режиссер включает вставки-видения, которые являются живописными галлюцинациями и делают его особенными даже без употребления наркотиков.Важно отметить, что фильмы Р. Качанова и В. Бортко отделяют всего два года, но они принадлежат совершенно разным эпохам. Фильм В. Бортко является экранизацией в рамках литературного произведения, тогда как «Даун Хаус» - свободное, новаторское, экспериментальное кино по мотивам романа. Если после просмотра Идиота хочется обратиться к самому произведению и перечитать текст, то после фильма «Даун Хаус» ощущается шок и переосмысление идеи романа. В обоих фильма образ князя Мышкина противостоит всем остальным персонажам. Будучи искренним, сочувствующим, добрым, наивным, любящим людей и верящим в них, близкое окружение людей его не понимает и считает странным и ненормальным. Состояние души князя Мышкина в обоих фильмах передается неэмоциональностью, отрешенностью взгляда, кротким и тихим голосом, покорностью.«Простоват, да себе на уме, в самом благородном отношении разумеется...» [13].Только в фильме «Даун Хаус» князь периодически начинает танцевать и видеть галлюцинации, что еще раз напоминает зрителю, какую реальность пытается показать режиссер. Для этого действие повествования режиссер переносит в более бандитскую Москву. «Какой вы искренний человек. Как пожарный», «―Вот оно как... Да ты, брат, дурачок, видно...―От вас ничего не утаишь. На то вы и генерал»[29].Таким образом, фильм «Даун Хаус» основывается на архетипичных образах, но наполняет содержание новым, актуальным смыслом. Фильм «Идиот», напротив, сохраняет ранее заложенные смыслы Достоевским в роман и продолжает их. Кроме этого серийная форма повествования является рабочим фактором воздействия на телевидении: зритель постепенно привыкает в героям, следит за раскрытием их образов и сюжетной линией. Князь Мышкин в обоих фильмах одинок и не понят другими персонажами, бессилен и не в состоянии повлиять на действительность и жизнь других. Для того, чтобы понять оба фильма, нужно смотреть глубже и анализировать режиссерскую идею и посыл. Телесериал «Идиот» В. Бортко создаётся в эпоху формирования новой «государственности», в контексте поиска так называемой национальной идеи. Достоевский выступает как «щит и меч» в руках «патриотов», как «символ русской консервативной революции».Фильм «Даун Хаус» - высмеивание пороков действительности 90-х на актуальных образах романа «Идиот» Ф.М. Достоевского. Ф.М. Достоевский связывал образ князя Мышкина с образом Иисуса Христа, который, по его мнению, является олицетворением чистоты и нравственности. Н. Бердяев считает, что «Мышкин стоит в стороне от тех образов Достоевского, в которых он изображает судьбу человека» (3: 79.). Князь Мышкин несчастен от того, что он человек лишь на половину и слишком подобен ангелу. Его образ в целом является столкновением двух начал. Это находит отражение в больной и очень глубокой любви ко всему вокруг: «В страдании своем он проявляет своеволие, он переходит границы дозволенного Он забывает во имя этого сострадания обязанности по отношению к собственной личности. В сострадании его нет целостности духа.»(там же) Образ князя Мышкина в фильме В. Бортко абсолютно точно передает столкновение этих двух начал. Сближает образ князя Мышкина в фильмах идея вины в воплощении его образа: он воспринимает мир через пелену красоты, не видит плохого и жестокого. В связи с этим, мир его не понимает и все вокруг считают идиотом. К. Мочульский высказывается по этому поводу следующим образом: «Мышкин стоит как композиционный стержень и духовный смысл действия; он везде присутствует, во всем участвует, со всеми связан. А между тем Мышкин для нас неуловим. Никакой прямой характеристикой мы не можем ухватить его сущность» [28].ЗаключениеФ.М. Достоевский именно тот писатель, к произведениям которого обращается каждое поколение режиссеров и сценаристов, чтобы через экранизацию показать новые смыслы, задать новое звучание. Несомненно, что сериал В. Бортко оказался наиболее приближенным к тексту романа Ф.М. Достоевского, воссоздал копию романа в кино, показал князя Мышкина таким, каким он является в произведении. Образ князя Мышкина в сериале В. Бортко отразил нужду России и русского человека в духовности, чистоте, желании понимать и анализировать себя, мыслить и сочувствовать друг другу. В начале XXIвека фильм «Даун Хаус» режиссера Р. Качанова и сценариста И. Охлобыстина стал абсурдным отрицанием старого искусства, отражением страшной реальности 90-х, наполненной наркотиками, бандитизмом, алкоголизмом и компьютерной зависимостями. Совершенно точно, что после просмотра каждого фильма, зрителю захочется подумать и обратиться к первоисточнику. Каждая кинокартина показывает отношение режиссеров к идее романа, вере, безверию.И главное, что мы можем заключить: самая большая проблема, которая должна стоять перед сценаристом и режиссером, – это понимание цели постановки, того, во имя чего делается спектакль или фильм. При этом, конечно, много неизбежно отсекается. Это первое. Второе – это «намагнитить» актеров, заразить их атмосферой Достоевского, вырвать их из повседневности и направить к мирам иным. А вслед за ними и зрителей.Образ князя Мышкина является посланником самого хорошего, что осталось в любой эпохе.Современный мир нуждается в качественно кино, оно оказывает большое влияние на массовую аудиторию, создает настроение и передает реалии жизни и эпохи. В кино можно найти отражение многих проблем современности, их решение или алгоритм действий к решению. Таким образом, кино мало кого оставляет без внимания сегодня, а экранизация произведений известных на весь мир писателей дарят зрителю возможность познакомиться с ним сначала на экране, а потом купить и прочитать первоисточник. Кино - важное искусство нашего времени. Библиографический списокАрхипова А.В. Достоевский и эстетика безобразного.// Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1996. т.12.Безбородов Е. фильму «Идиот» Ивана Пырьева пятьдесят лет. - www.mosfilm.ru, 02.09.2008. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры, искусства. – Т.2. М.Бочаров С.Г. Леонтьев и Достоевский // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 1996. – Т.12.Быков Д. «Идиоты». – ж. «Огонек», 05 2003.Бытовой диалог как основной принцип телеэкранизации // Альманах современной науки и образования. – 2008. – № 2 (9). – Ч. 3. – С. 94–95. Власов Э. Притяжение готики: структура кинематографического хронотопа в экранизации Акиры Куросавы романа «Идиот». - XXI век глазами Достоевского: перспективы человечества. – М., 2002.Волгин И. Остановите Парфена. – Литературная газета, №23-24 11.06.2003Горелова Е. Достоевский бум. - Московский комсомолец, 01.12.2006.Диалог как основной принцип телеэкранизации // Знак : проблемное поле медиаобразования : Науч. журнал. – 2008. – № 1 (2). – С. 116–120. Диденко Б. Цивилизация каннибалов. // Дружба народов. М.,1996. №1.Донец Л. «Пипл» и «идиот». – Литературная газета, 11.06.2003. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 т. – т.28. – ч.2.\Дост., собр. Соч. в 15 томах, Ленинград, «наука», ленинградское отделение. 1988-1996.Дугин А. Русский свет «Идиота» // Комсомольская правда. – 2003. – 7 июня [Электронный ресурс]. URL: http://www.kp.ru/daily/23047/4205/ (дата обращения: 23.03.2020).Ермилова Г. Трагедия «Русского Христа» или о «неожиданности окончания» «Идиота».// Роман Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. М.,2001.Иванов Вяч. Достоевский и роман-трагедия // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли1881 – 1931 годов. – М., 1990.Ивасаки А. История японского кино / Пер. с яп. – М.: Прогресс, 1966. – 319 с.Ивасаки А. Современное японское кино. – М.: Искусство, 1962. Халациньска-Вертеляк Г. Ипостаси харизмы в художественных мирах Достоевского, Вайды, Куросавы. Роман «Идиот» и его адаптации // XXI век глазами Достоевского: перспективы человечества. – М., 2002. – С. 164 – 177.Игэта С. Достоевский в японской литературе второй половины XX века // XXI век глазами Достоевского: перспективы человечества. – М., 2002. – С. 425 – 432.Касаткина Т. Врожденный порок экранизации. – «Литературная газета», 18.06.2003.Коко М. Идиот Христос спускается в Даунтаун. - www. HighStyle.ruКотельников В. Христодицея Достоевского // Достоевский и мировая культура. – СПб., 1997. – Альманах №11.Кузьмин В. Фантазии на тему «Идиота». – газета «Комсомольская правда», 20.06.2003.Левина Л.А. Некающаяся Магдалин, или почему князь Мышкин не мог спасти Настасью Филипповну // Достоевский в конце XX в..- М., 1996.Малягин В. Достоевский и Церковь // Ф.М. Достоевкий и Православие. – М., 1997.Мороз Ю., Исакова В. Секреты экранизации романов Ф.М.Достоевского. - радио «Маяк» 11.03.2007, //www. radiomayak.ruМосквина Т. Разговор в пользу вечности // Искусство кино. – 2003. – №7. – С. 29–34.Мочульский К.В. Достоевский. Жизнь и творчество // Гоголь. Соловьев. Достоевский.- М., 1995.Образы романа Ф. М. Достоевского «Идиот» в концепции Р. Качанова («Даун Хаус») // Челябинский гуманитарий. – 2009. – № 1 (7). – С. 86–90.Погожева Л. Творческая экранизация // Искусство кино. – 1958. – № 7. – С. 61.Рогинский Б. Нечто об еже. - ж. «Звезда» №9 от 09.2003.Розенблюм Л.М. «Красота спасет мир» (О «символе веры» Ф.М. Достоевского) // Вопросы литературы. – М., 1991. - №11-12.Сравнительный анализ отечественных экранизаций романа «Идиот» Ф. М. Достоевского // LinguaMobilis. – 2007. – № 3 (7). – С. 17–28.Степанян К. В чем же тайна Достоевского. – Литературная газета, 05.07.2003.Стефан Цвейг, из книги «Достоевский» // Цвейг С. Статьи. Эссе. М.:Радуга, 1987.Трессидер Дж. Словарь символов. М.,2001.Трофимов Е. Образ Мышкина в первой части романа "Идиот" // Роман Достоевского "Идиот": Современное состояние изучения. – М., 2001.Турскова Т.А. Новый справочник символов и знаков. М.,2003.Фриндледлер Г.М. Реализм Достоевского. – М. – Л., 1964.Филиппов С. Киноязык и история. Краткая история кинематографа и киноискусства. – М. : Клуб АльмаАнима, 2006. – С. 10. Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т.2. Шилова И. Пырьев сегодня: Сергей Соловьев, Владимир Дашкевич, Александр Митта, Глеб Панфилов. - Киноведческие записки, www.kinozapiski.ruЮренев Р. Акира Куросава. Этапы пути. – ч. 3. – М., 1993. Яковлева А. Идиоты нашего времени. – Литературная газета, 25.06.2006.
Библиографический список
1. Архипова А.В. Достоевский и эстетика безобразного.// Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1996. т.12.
2. Безбородов Е. фильму «Идиот» Ивана Пырьева пятьдесят лет. - www.mosfilm.ru, 02.09.2008.
3. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры, искусства. – Т.2. М.
4. Бочаров С.Г. Леонтьев и Достоевский // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 1996. – Т.12.
5. Быков Д. «Идиоты». – ж. «Огонек», 05 2003.
6. Бытовой диалог как основной принцип телеэкранизации // Альманах современной науки и образования. – 2008. – № 2 (9). – Ч. 3. – С. 94–95.
7. Власов Э. Притяжение готики: структура кинематографического хронотопа в экранизации Акиры Куросавы романа «Идиот». - XXI век глазами Достоевского: перспективы человечества. – М., 2002.
8. Волгин И. Остановите Парфена. – Литературная газета, №23-24 11.06.2003
9. Горелова Е. Достоевский бум. - Московский комсомолец, 01.12.2006.
10. Диалог как основной принцип телеэкранизации // Знак : проблемное поле медиаобразования : Науч. журнал. – 2008. – № 1 (2). – С. 116–120.
11. Диденко Б. Цивилизация каннибалов. // Дружба народов. М.,1996. №1.
12. Донец Л. «Пипл» и «идиот». – Литературная газета, 11.06.2003.
13. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 т. – т.28. – ч.2.\Дост., собр. Соч. в 15 томах, Ленинград, «наука», ленинградское отделение. 1988-1996.
14. Дугин А. Русский свет «Идиота» // Комсомольская правда. – 2003. – 7 июня [Электронный ресурс]. URL: http://www.kp.ru/daily/23047/4205/ (дата обращения: 23.03.2020).
15. Ермилова Г. Трагедия «Русского Христа» или о «неожиданности окончания» «Идиота».// Роман Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. М.,2001.
16. Иванов Вяч. Достоевский и роман-трагедия // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли1881 – 1931 годов. – М., 1990.
17. Ивасаки А. История японского кино / Пер. с яп. – М.: Прогресс, 1966. – 319 с.
18. Ивасаки А. Современное японское кино. – М.: Искусство, 1962. Халациньска-Вертеляк Г. Ипостаси харизмы в художественных мирах Достоевского, Вайды, Куросавы. Роман «Идиот» и его адаптации // XXI век глазами Достоевского: перспективы человечества. – М., 2002. – С. 164 – 177.
19. Игэта С. Достоевский в японской литературе второй половины XX века // XXI век глазами Достоевского: перспективы человечества. – М., 2002. – С. 425 – 432.
20. Касаткина Т. Врожденный порок экранизации. – «Литературная газета», 18.06.2003.
21. Коко М. Идиот Христос спускается в Даунтаун. - www. High Style.ru
22. Котельников В. Христодицея Достоевского // Достоевский и мировая культура. – СПб., 1997. – Альманах №11.
23. Кузьмин В. Фантазии на тему «Идиота». – газета «Комсомольская правда», 20.06.2003.
24. Левина Л.А. Некающаяся Магдалин, или почему князь Мышкин не мог спасти Настасью Филипповну // Достоевский в конце XX в..- М., 1996.
25. Малягин В. Достоевский и Церковь // Ф.М. Достоевкий и Православие. – М., 1997.
26. Мороз Ю., Исакова В. Секреты экранизации романов Ф.М.Достоевского. - радио «Маяк» 11.03.2007, //www. radiomayak.ru
27. Москвина Т. Разговор в пользу вечности // Искусство кино. – 2003. – №7. – С. 29–34.
28. Мочульский К.В. Достоевский. Жизнь и творчество // Гоголь. Соловьев. Достоевский.- М., 1995.
29. Образы романа Ф. М. Достоевского «Идиот» в концепции Р. Качанова («Даун Хаус») // Челябинский гуманитарий. – 2009. – № 1 (7). – С. 86–90.
30. Погожева Л. Творческая экранизация // Искусство кино. – 1958. – № 7. – С. 61.
31. Рогинский Б. Нечто об еже. - ж. «Звезда» №9 от 09.2003.
32. Розенблюм Л.М. «Красота спасет мир» (О «символе веры» Ф.М. Достоевского) // Вопросы литературы. – М., 1991. - №11-12.
33. Сравнительный анализ отечественных экранизаций романа «Идиот» Ф. М. Достоевского // Lingua Mobilis. – 2007. – № 3 (7). – С. 17–28.
34. Степанян К. В чем же тайна Достоевского. – Литературная газета, 05.07.2003.
35. Стефан Цвейг, из книги «Достоевский» // Цвейг С. Статьи. Эссе. М.:Радуга, 1987.
36. Трессидер Дж. Словарь символов. М.,2001.
37. Трофимов Е. Образ Мышкина в первой части романа "Идиот" // Роман Достоевского "Идиот": Современное состояние изучения. – М., 2001.
38. Турскова Т.А. Новый справочник символов и знаков. М.,2003.
39. Фриндледлер Г.М. Реализм Достоевского. – М. – Л., 1964.
40. Филиппов С. Киноязык и история. Краткая история кинематографа и киноискусства. – М. : Клуб Альма Анима, 2006. – С. 10.
41. Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т.2.
42. Шилова И. Пырьев сегодня: Сергей Соловьев, Владимир Дашкевич, Александр Митта, Глеб Панфилов. - Киноведческие записки, www.kinozapiski.ru
43. Юренев Р. Акира Куросава. Этапы пути. – ч. 3. – М., 1993.
44. Яковлева А. Идиоты нашего времени. – Литературная газета, 25.06.2006.
Вопрос-ответ:
Какая история существует по экранизаций произведения "Идиот" Ф.М. Достоевского?
Произведение "Идиот" Ф.М. Достоевского было экранизировано несколько раз. Одной из самых известных экранизаций является фильм Дауна Хаус Р. Качанова, вышедший в 2001 году, и фильм Идиот В. Бортко, вышедший в 2003 году.
Каким был образ князя Мышкина в сериале "Идиот" В. Бортко 2003 года?
В сериале "Идиот" В. Бортко 2003 года образ князя Мышкина был представлен как человек искренний, добрый и наивный. Он был высокий, блондин с голубыми глазами, всегда одет в неприметную одежду. Князь Мышкин использовал свою искренность и доброту для того, чтобы помочь другим и изменить их жизнь к лучшему.
Какой образ князя Мышкина представлен в фильме "Даун Хаус" Р. Качанова 2001 года?
В фильме "Даун Хаус" Р. Качанова 2001 года образ князя Мышкина был представлен в несколько иной роли. Он был низкого роста, с темными волосами и серыми глазами. Князь Мышкин был известный психиатр и лечил людей с ментальными заболеваниями. В фильме акцент был сделан на его интеллектуальные способности и способность вести разговоры на разные темы.
Какой образ князя Мышкина более соответствует описанию в романе "Идиот" Ф.М. Достоевского?
Образ князя Мышкина, представленный в сериале "Идиот" В. Бортко 2003 года, более соответствует описанию в романе "Идиот" Ф.М. Достоевского. В романе описывается Мышкин как человек искренний, добрый и наивный. В сериале этот образ был передан наиболее точно.
Какую историю экранизаций произведения "Идиот" Ф.М. Достоевского можно рассмотреть?
История экранизаций произведения "Идиот" Ф.М. Достоевского включает в себя несколько фильмов, в разное время созданных разными режиссерами. Одним из наиболее известных является фильм Р. Качанова "Даун Хаус" (2001) и фильм В. Бортко "Идиот" (2003).
Каковы основные черты образа князя Мышкина в сериале "Идиот" В. Бортко (2003)?
В сериале "Идиот" В. Бортко (2003) князь Мышкин изображается как человек с благородным и чистым сердцем, но одновременно и слабым волей и нерешительным. Он полон сострадания к окружающим и находится в постоянной борьбе с внутренними демонами. Внешне князь Мышкин представлен юношей, средних лет, с голубыми глазами, бледным лицом и волосами светлого оттенка.
С какими особенностями образа князя Мышкина в фильме "Даун Хаус" Р. Качанова (2001) можно ознакомиться?
В фильме "Даун Хаус" Р. Качанова (2001) образ князя Мышкина характеризуется своей незаурядностью и непохожестью на других. Он является примером простоты и искренности, обладает неким детским наивным взглядом на жизнь. Князь Мышкин весь фильм проносится через сюжетные линии, не оставляя о себе впечатления главного героя.
Как можно провести сравнительную характеристику образов князя Мышкина в фильмах "Даун Хаус" Р. Качанова (2001) и "Идиот" В. Бортко (2003)?
Образ князя Мышкина в фильме "Даун Хаус" Р. Качанова (2001) и "Идиот" В. Бортко (2003) отличается друг от друга. В фильме Р. Качанова (2001) князь Мышкин представлен весьма замкнутым и в какой-то мере даже глухонемым человеком, не способным на полноценное общение. В то же время, в фильме В. Бортко (2003), герой показан более общительным, интеллигентным и притягательным для окружающих.