Законодательный процесс: понятие и стадии 1. Понятие и основные признаки закона как источника права. 2. Стадии законодательного процесса. 3. Законодательная техника. Назначение и правила.
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 19 + 19 источников
- Добавлена 27.04.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Понятие и основные признаки закона как источника права 5
2. Стадии законодательного процесса 11
3. Законодательная техника. Назначение и правила 24
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 30
Здесь речь ведется, в первую очередь, о терминах, символах, конструкциях, неопровержимых фикциях и презумпциях;2) образования и выражения содержания законодательного материала в статьях закона. Речь ведется о казуистическом и абстрактном способах изложения норм, о самом оптимальном соотношении правовой нормы и нормы статьи закона и др.;3) структурном построении правовых норм и нормативно-правовых актов. С данной позиции правовая норма, регламентирующая поведения людей, в обязательном порядке включает в себя гипотезу, диспозицию и санкцию. Крупные акты законодательства включают преамбулу либо другие вводные положения. Кодексы, обычно, подразделяются на Общую и Особенную части; законы, как правило, подразделяются на статьи, а те, в свою очередь, на части; указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, исполнительных органов власти федерального уровня, уровня субъектов РФ и местных органов самоуправления – на пункты; 4)процесса принятия проектов законов (проектов нормативно-правовых актов). Подразумеваются стадии законотворческой деятельности, процедурные приемы голосования, три чтения проекта закона и др.; 4)опубликования (обнародования) и вступления в силу: способы, сроки и место опубликования, процедура вступления принятых нормативно-правовых актов в силу, обратная сила законодательства и др.;5) систематизация законодательства. В строгом смысле данного слова это уже не законодательная техника, но средства, приемы и правила систематизации очень близко примыкают к правотворчеству и связаны с дальнейшей обработкой нормативного материала. Речь ведется о приемах, правилах и средствах инкорпорации, кодификации, консолидации.Предназначением законодательной техники выступает обеспечение эффективности техники законотворчества в целом, то есть исполнение требований системности и действенности законодательства, а также оптимального сочетания его стабильности и своевременности внесения изменений при соблюдении некоторых ограничений и условий, которые относятся к организации процесса, таких, как полнота реализации конституционных прав субъектов законодательной инициативы, соблюдение официально регламентированной процедуры и т.д. Содержание методов, правил, приемов и средств организации законодательной деятельности синтезирует достижения правовых наук, главным образом, общей правовой теории, конституционного права, и наук, рассматривающих общие вопросы организации сложных разновидностей деятельности, к примеру, таких, как теория управления, организационных систем, социологии и др..К форме готовящихся проектов предъявляются следующие требования: логическая последовательность изложения, взаимосвязь нормативных предписаний, помещаемых в правовом акте; отсутствие противоречий внутри нормативного акта, в системе законодательства; максимальная компактность изложения норм права при глубине и всесторонности отражения их содержания; ясность и доступность языка нормативных актов; точность и определенность формулировок и терминов, употребляемых в законодательстве; сокращение до минимума количества актов по одному и тому же вопросу в интересах лучшей обозримости нормативного материала, облегчения пользования им, укрупнение правовых актов.Необходимой предпосылкой высокого уровня законотворчества признается установление и тщательное исследование ранее действовавшего законодательства по вопросам, формирующим содержание проектируемого акта. Новый акт вливается в правовую систему и оказывает на прежнее законодательство значительное воздействие. Установление нового правового регулирования, его систематизация не представляется возможной без официального установления судьбы актов, которые по-другому регламентируют тот же вопрос, без отмены устаревших, потерявших собственное значение актов.В том случае, если в действующих актах существуют повторения, противоречия, несогласованности с подразумеваемым регулированием, то в связи с принятием нового нормативного решения должны подготавливаться предложения о внесении изменений в действующие акты, о признании актов потерявшими силу, а также поручения нижестоящим органам принести собственные акты согласно новым актам. Данные предложения должны исполняться как самостоятельные статьи (пункты) проекта или пунктов постановления о введении его в действие.Для нормативных актов характерны единые унифицированные стереотипы, формальные реквизиты, заранее установленные структурные части. Без таких официальных атрибутов, как указание места издания, даты, наименования (вида) нормативного акта (закон РФ, Основы законодательства и т.д.), его заголовка, подписей официальных лиц, а для ряда актов - и порядкового номера издания не может быть нормативного акта как официального документа.Законодательные акты обычно делятся на статьи, президентские, правительственные и ведомственные акты, а также акты местных представительных органов и их исполнительных структур - на пункты. К статьям закона, как правило, даются заголовки, в которых обозначается предмет регулирования соответствующей статьи. Значительные по объему акты делятся на главы, разделы, части. Некоторые из них снабжаются преамбулами, приложениями.Точность, лаконичность и строгость стиля - характерные черты языка нормативных актов. Для законодательного текста не свойственны эмоциональная окрашенность, вольная литературная обработка. Очень важно единство употребления терминов. Один и тот же термин должен последовательно использоваться в тексте акта при обозначении одного и того же понятия.В качестве обязательного компонента в нормативном акте должны быть предусмотрены специальные правовые средства, обеспечивающие его соблюдение: меры поощрения, контроля, порядок разрешения споров и т.д.В проекте, содержащем предписания, которые устанавливают обязанности государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан, меры ответственности за их нарушение формулируются в том случае, если они отсутствуют в действующем законодательстве. Если же такие меры уже предусмотрены, то следует дать отсылку к устанавливающим их действующим актам.В случае необходимости одновременно с проектом закона готовится проект постановления о порядке введения закона в действие. В проекте такого постановления регламентируются вопросы отмены или изменения ранее принятых законов либо их отдельных частей, начала действия закона, формулируются правила, которые должны распространяться на отношения, возникшие до вступления закона в силу, решаются другие вопросы, касающиеся порядка его реализации.ЗаключениеЗакон – это высший способ выражения государственной воли народа, воплощение его независимости и суверенитета. Он определяет отправные начала нормативного регулирования, придает ему определенное единство. Положения, которые содержатся в актах иных органов, базируются на положениях закона, осуществляют развитие и конкретизацию его норм, являются производными от них. Закон - это выражение воли субъекта верховной власти, и что сущностью закона могут быть, как правовые отношения, так и иные отношения, которые не обладают правовым характером.В ходе исследования теоретических и практических вопросов, непосредственно связанных с процессом законотворчества в РФ, мы установили, что теоретическая основа, которая может выступать в качестве базы для дальнейшего усовершенствования процесса законотворчества и общие нормы, связанные с данным видом деятельности в нашем государстве основательно сформированы в отечественной правовой науке.Однако, следует отметить, что высказано много позиций по вопросам: понятия самого законотворческого процесса, установления содержания и количества его стадий и иных структурных элементов. Все данные позиции базируются на различных представлениях о содержании и сущности законотворческого процесса, что характерно для науки, но не совсем приемлемо в практической деятельности.Так как законотворческий процесс все же признается процедурой формирования законов, притом нормативно регламентированный процесс, т.е. для законотворческого процесса свойственна правовая регламентация. В этом выражается определенная двойственность: с одной стороны, точно регламентируется процесс принятия и исследования законов, а с другой стороны – неясное представление о численности и внутреннем содержании стадий законотворческого процесса.Законотворческий процесс пока далек от собственного идеала, требует целенаправленного и постоянного совершенствования, в т. ч. и устранения законодательных пробелов. Большинство аспектов процесса законотворчества нуждаются в дополнительном нормативном регламентировании, в более точной регламентации, к примеру:- в первую очередь, необходимо регламентировать процедуру внесения и принятия законопроектов, а также система взаимодействия в пределах данной процедуры палат Федерального Собрания РФ с иными участниками законодательной деятельности, притом регламентировать их в законодательстве. Помимо этого, внутренние акты палат, регулирующие процедуру исследования и принятия законопроектов, не согласованы, вследствие чего формируются сложности в процессе законотворческой деятельности;- во-вторых, в самих палатах имеются некоторые проблемы, которые были порождены значительным объемом законодательных работ и отсутствием точной регламентации законодательных процедур, как то: перезагруженность Госдумой РФ законопроектной работой; чрезмерная затратность законотворческого процесса, недостаточная организация оперативного и полного информационного обеспечения законотворческой деятельности; - в-третьих, имеется объективная потребность в привлечении к обязательному участию в выработке законопроектов представителей учебных и научных организаций, а также общества, для того, чтобы принять во внимание мнение базовых групп населения в принимаемых законопроектах. Следовательно, можно прийти к выводу, что процедура формирования парламентаризма в РФ затягивается, что, безусловно, сказывается и на эффективности законотворческого процесса, следовательно, и на системе отечественного законодательства, которое можно признать неполным, несовершенным и неэффективным.Список использованных источников и литературыНормативные правовые акты:1. Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 43982. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Российская газета, N 153-154, 12.08.19983. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 февраля 1998 г. N 7 ст. 8014. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. N 33-СФ О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Парламентская газете от 19 февраля 2002 г. N 35-36Научная и учебная литература:1. Батова О.В., Коломыцева Е.А., Орехова О.И., Устинова В.В. Понятие, значение и особенности законодательной техники // Журнал «Финансовая экономика». - 2019.- № 1.- С. 706-708.2. Бондарев А.Д., Фарои Т.В. Основные проблемы правил законодательной техники // Журнал «Социально-гуманитарный вестник». - 2018. - С. 143-148.3. Борисовская Н. В. Современный российский парламентаризм: эволюция взглядов и тенденции развития.- Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.- Выпуск № 70 / 2017. – С. 964. Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права: Учеб.пособие. 2-е изд., дополненное. Мн.: Амалфея. 2016. – 688с.5. Ефимов Д. А., Аминов И. Р. Проблемы взаимоотношения законодательной и президентской власти в России [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 316. Казанник А. И., Костюков А. Н. Конституционное право. Университетский курс. Учебник. Том 1. Издательство: Проспект, 2016 .-432с.7. Лупандина О.А. Правотворческий процесс и законодательный процесс: соотношение понятий // Журнал «Таврический научный обозреватель». – 2018. – С. 73 8.Минх Г.В. Законодательная инициатива Президента Российской Федерации как конституционно-правовой институт // Журнал российского права.- 2016.-№ 1. - С. 899. Нудненко, Л. А. Конституционное право: учебник / Л. А. Нудненко. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 500 с.10. Плетников В.С., Плетникова М.С. Юридическая техника и культура законодательной деятельности // Журнал «Юридическая техника». -2016. - № 10. - С. 449-452.11. Пресняков М.В. Закон как источник российского права: конституционные критерии // Журнал «Гражданин и право». - 2018. - № 1. - С. 3-512. Рудковский В. А. Теория источников права: дискуссионные моменты // Журнал «Вестник Саратовской государственной юридической академии».- 2017.- С.7913. Старков О.В. Теория государства и права: учебник. М.: Дашков и К, 2018. – С. 19314. Сторожева Е. С. Участие Президента РФ в законотворческом процессе // Журнал «Отечественная юриспруденция». – 2017. – С. 8315. Стрекозов, В. Г. Конституционное право России : учебник для академического бакалавриата / В. Г. Стрекозов. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 244 с.16. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата / В.В. Лазарев, С.В. Липень. 5-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2019. – С. 16417. Фарахова Д. Т. Стадии подписания и обнародования закона как заключительные стадии законодательного процесса // Евразийский юридический журнал. – 2018. -№ 12. – С. 113.18.Цалоева А.Г. Законодательная техника: ее место, роль и основные правила // Журнал «Достижения вузовской науки». - 2018. - С. 231-234.19. Якушева Н.Г. Закон как источник права современного правового Российского государства // Журнал «Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право». - 2019. - Т. 29. - № 6. - С. 911-916.20. Яценко О. В. Значение стадий законодательного процесса // Журнал «Вестник Таганрогского института управления и экономики». – 2017. – С. 143
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Российская газета, N 153-154, 12.08.1998
3. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 февраля 1998 г. N 7 ст. 801
4. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. N 33-СФ О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Парламентская газете от 19 февраля 2002 г. N 35-36
Научная и учебная литература:
1. Батова О.В., Коломыцева Е.А., Орехова О.И., Устинова В.В. Понятие, значение и особенности законодательной техники // Журнал «Финансовая экономика». - 2019.- № 1.- С. 706-708.
2. Бондарев А.Д., Фарои Т.В. Основные проблемы правил законодательной техники // Журнал «Социально-гуманитарный вестник». - 2018. - С. 143-148.
3. Борисовская Н. В. Современный российский парламентаризм: эволюция взглядов и тенденции развития.- Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.- Выпуск № 70 / 2017. – С. 96
4. Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права: Учеб. пособие. 2-е изд., дополненное. Мн.: Амалфея. 2016. – 688с.
5. Ефимов Д. А., Аминов И. Р. Проблемы взаимоотношения законода-тельной и президентской власти в России [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 31
6. Казанник А. И., Костюков А. Н. Конституционное право. Университетский курс. Учебник. Том 1. Издательство: Проспект, 2016 .-432с.
7. Лупандина О.А. Правотворческий процесс и законодательный процесс: соотношение понятий // Журнал «Таврический научный обозреватель». – 2018. – С. 73
8. Минх Г.В. Законодательная инициатива Президента Российской Федерации как конституционно-правовой институт // Журнал российского права.- 2016.-№ 1. - С. 89
9. Нудненко, Л. А. Конституционное право: учебник / Л. А. Нудненко. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 500 с.
10. Плетников В.С., Плетникова М.С. Юридическая техника и культура законодательной деятельности // Журнал «Юридическая техника». -2016. - № 10. - С. 449-452.
11. Пресняков М.В. Закон как источник российского права: конституционные критерии // Журнал «Гражданин и право». - 2018. - № 1. - С. 3-5
12. Рудковский В. А. Теория источников права: дискуссионные моменты // Журнал «Вестник Саратовской государственной юридической академии».- 2017.- С.79
13. Старков О.В. Теория государства и права: учебник. М.: Дашков и К, 2018. – С. 193
14. Сторожева Е. С. Участие Президента РФ в законотворческом про-цессе // Журнал «Отечественная юриспруденция». – 2017. – С. 83
15. Стрекозов, В. Г. Конституционное право России : учебник для академического бакалавриата / В. Г. Стрекозов. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 244 с.
16. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата / В.В. Лазарев, С.В. Липень. 5-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2019. – С. 164
17. Фарахова Д. Т. Стадии подписания и обнародования закона как за-ключительные стадии законодательного процесса // Евразийский юридический журнал. – 2018. -№ 12. – С. 113.
18. Цалоева А.Г. Законодательная техника: ее место, роль и основные правила // Журнал «Достижения вузовской науки». - 2018. - С. 231-234.
19. Якушева Н.Г. Закон как источник права современного правового Российского государства // Журнал «Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право». - 2019. - Т. 29. - № 6. - С. 911-916.
20. Яценко О. В. Значение стадий законодательного процесса // Журнал «Вестник Таганрогского института управления и экономики». – 2017. – С. 143
Вопрос-ответ:
Что такое законодательный процесс и какие стадии он включает?
Законодательный процесс - это процесс создания, принятия и вступления в силу закона. Он включает несколько стадий: инициирование законопроекта, его рассмотрение и принятие в парламенте, подписание президентом, официальное опубликование и вступление в силу.
Что такое закон и какие основные признаки у него как источника права?
Закон - это нормативный правовой акт, принятый компетентным органом государства. Основные признаки закона как источника права - высшая правовая сила, обязательность для всех субъектов, органов государства и общества, применение на всей территории государства и иерархическая подчиненность другим нормативным актам.
Какие стадии включает законодательный процесс?
Законодательный процесс включает несколько стадий: инициирование законопроекта, его рассмотрение и принятие в парламенте, подписание президентом, официальное опубликование и вступление в силу. Каждая из этих стадий имеет свои особенности и требует выполнения определенных действий со стороны участников процесса.
Для чего нужна законодательная техника и какие правила её использования?
Законодательная техника используется для правильного оформления законов и других нормативных актов, а также для обеспечения их ясности, точности и последовательности. Она включает правила оформления текста, использования терминологии, структурирования нормативных актов и другие элементы. Правила использования законодательной техники помогают предотвратить двусмысленность, неоднозначность и противоречия в законодательстве.
Каковы основные признаки закона как источника права?
Основными признаками закона как источника права являются: его высшая правовая сила, обязательность для всех субъектов, органов государства и общества, применение на всей территории государства и иерархическая подчиненность другим нормативным актам. Это означает, что закон имеет наивысшую юридическую силу, его положения обязательны для всех и применяются на всей территории государства, а также другие нормативные акты должны соответствовать закону.
Что такое законодательный процесс?
Законодательный процесс - это совокупность действий, направленных на создание, изменение или отмену законов. Он включает в себя все этапы - от разработки законопроекта до его принятия и вступления в силу.