Принципы интеграционного взаимодействия в международном и экономическом сотрудничестве компании в арктической зоне РФ
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 05.05.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Теоретические основы интеграционного взаимодействия
в Арктической зоне 5
1.1. Сущность интеграции в Арктике 5
1.2. Задачи экономико-политической интеграции в Арктике 7
2. Современное состояние интеграционного взаимодействия и
сотрудничества в Арктической зоне 15
2.1. Краткая характеристика современного состояния Арктики 15
2.2. Анализ финансирования проектов интеграционного взаимодействия 19
2.3. Проблемы интеграционного взаимодействия в Арктической зоне 28
Заключение 33
Список использованных источников 36
Единственная возможность справиться со сложными задачами заключается в сотрудничестве российских и международных компаний, использовании мирового опыта и применении новейших технологий.Есть и такая точка зрения, что России не следует торопиться с освоением УВ ресурсов Арктики - целесообразнее в условиях тяжелого кризиса и оптимизации госбюджета повышать коэффициент нефтеотдачи на уже действующих месторождениях, расположенных в освоенных районах с обустроенной инфраструктурой, а не создавать ее заново в высоких широтах. В этом смысле «обязательность сегодняшнего освоения Арктики для меня совершенно не очевидна, - говорит профессор А. Конопляник. - Необходимость подготовки к освоению - да, начала освоения - нет» [13. С. 7]. В любом случае, если Россия не хочет остаться «на берегу», ей предстоит решить очень широкий комплекс проблем - от разработки собственных технологий разведки и добычи до организации массового строительства морских буровых платформ, от окончательного правового урегулирования международного статуса «родной» Арктики до создания эффективного инвестиционного механизма для ее освоения.2.3. Проблемы интеграционного взаимодействия в Арктической зонеНа первый план выходят вопросы дефицита необходимых инвестиционно-технологических ресурсов, преодоление которого как раз требует активной позиции в развитии международного сотрудничества в регионе, примерами которого является многолетнее взаимодействие с норвежскими, японскими, французскими и другими компаниями при освоении месторождений углеводородов в российской Арктике.Вместе с тем, именно в направлении международного сотрудничества российские компании в последние пять лет стали испытывать обостряющиеся проблемы. Реализация арктических проектов значительно осложняется финансово-экономическими санкциями. В частности, они нанесли немалый ущерб разработкам арктического шельфа, отрицательно повлияли на уровень и содержание контрактов с целым рядом компаний. По причине секторальных санкций от сотрудничества с отечественным бизнесом отказались в свое время такие энергетические гиганты как ExxonMobil и Eni [4].В этой связи системное значение приобретает поддержка российских компаний со стороны правительства страны, т.е. развитие всестороннего государственно-частного партнерства. Сегодня оно обеспечивает всеобъемлющую поддержку в их реализации.Среди мер такой поддержки следует отметить комплексный план по реализации минерально-сырьевого и логистического потенциала Арктики, подготовленный Минприроды Российской Федерации.План включает 118 проектов по освоению минерально-сырьевой базы (МСБ) арктической зоны, развитию производственно-социальной инфраструктуры [9]. Необходимо особо выделить обеспечение судоходства и судостроения в Арктике. Ведь одной из главных составляющих арктических проектов является развитие Северного морского пути (СМП). Новая версия проекта СМП рассчитана до 2024 г. [8]. Осуществление данного проекта позволит России контролировать международную логистику в регионе, а бизнесу значительно сократить время и издержки навигации, так как по СМП лежит кратчайший путь из Европы в Азию.Приведенный план является лишь элементом более широкой стратегической программы государственно-частного партнерства в арктическом регионе, при осуществлении которой предполагается разрешить основной кластер проблем диалектики международного развития Арктики, в том числе вопросы юридического закрепления прав России в арктическом регионе.Россия, начиная с 2001г. официально представляла в ООН свои претензии на расширение акватории Северного Ледовитого океана. После отклонения первых заявок России, Комиссия ООН по границам континентального шельфа, наконец, определилась с позицией относительно границ суверенитета нашей страны в акватории Арктики. Эксперты ООН согласились, что у России есть право на расширение зоны арктического шельфового пояса. Решение по заявке РФ Комиссия ООН намечено на 2019г. [13].Напомним, что суть официальной позиции России по данному вопросу всегда состояла и состоит в том, что, во-первых, согласно утвердившемуся де-факто принципу секторального деления Арктики, континентальный шельф нашей страны должен составлять порядка 6,19 млн. км2, а водная территория - 41%. Во-вторых, согласно указанному принципу и позиции ООН, начиная с 2019г., навигация по Северному морскому пути должна будет осуществляться только с разрешения российской стороны. Другими словами Россия становится единственным оператором движения по СМП [8]. Фактически это монополизм, что так неприемлемо в современном глобальном мире, но он продиктован географическим расположением России и ее историческим развитием.В данном регионе экономика и геополитика неотделимы друг от друга, еще и потому, что со времен СССР Арктика играла роль военно-стратегического плацдарма, имеющего огромное значение с позиций обеспечения национальной безопасности страны. Этому во многом благоприятствует и географическое расположение региона. Ведь через Арктику проходят кратчайшие воздушные пути между Евразией и Северной Америкой, что немаловажно для сдерживания потенциальных конфликтов в ракетно-ядерную эпоху. Поэтому здесь, как известно, издавна была расположена значительная часть ракетно-ядерного потенциала страны.Таким образом, арктический регион объединяет природно-ресурсные, геоэкономические, военно-политические вопросы. Но не только, помимо этого, Арктика богата рыбными и другими морскими ресурсами. В условиях начавшегося потепления климата и таяния ледников, развитие рыболовства и разведения морепродуктов также не должно оставаться без внимания, учитывая то, что в ходе реализации арктических проектов формируются все необходимые для этого предпосылки [2]. В целом все говорит о том, что России объективно необходимо осваивать этот пока еще безлюдный край [11]. Ведь в ряде субъектов зоны Арктики до сих пор еще сохраняется очаговый характер хозяйственной деятельности и низкая плотность населения, что сильно затрудняет решение задач по освоению АЗР.Современная Россия, осознавая в полной мере значимость АЗР для страны, несмотря на все сложности, объединив усилия государства и бизнеса, приступила к новому этапу освоения и обустройства Арктики. В январе 2019г. принято решение об объединении управления Арктической зоны и Дальневосточного региона под эгидой Министерства по развитию Дальнего Востока. Предусмотрена трехуровневая система управления Арктической зоной Российской Федерации. Задачи по управлению и развитию региона возложены на Государственную комиссию по проблемам развития Арктики, на Министерство по развитию Дальнего Востока, а также на Управляющую компанию, которая должна определиться решением Правительством РФ [9].По поручению Президента летом 2019г. в Госдуму был внесен законопроект «О специальных мерах государственной поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности в АЗРФ» [14]. В нем подчеркивается необходимость стимулирования строительства инфраструктурных объектов и геологоразведочных работ. Особо оговаривался статус резидента как экономического агента, имеющего право на получение налоговых и иных льгот за осуществление в Арктике в течение трех лет нового инвестиционного проекта стоимостью не менее 5 млн. руб.Поскольку государственная политика по освоению и обустройству Арктики носит стратегический характер, она нацелена на комплексное социально-экономическое, инфраструктурное и т.п. развитие региона. Правительство РФ, как уже отмечалось, ведет большую работу по разработке ряда проектов государственной политики в Арктике, как на ближайшую перспективу, так и на долгосрочную стратегию, предусматривающую развитие Арктической зоны вплоть до 2035г. и далее. Инвестиционное обеспечение арктических проектов только на сегодняшний день предусмотрено в размере 10,5 трлн. рублей [9].Инвестиции в арктические проекты, как предполагается, в силу действия мультипликативного эффекта, должны повлечь за собой всестороннее освоение территории Севера России. Ведь каждый рубль, инвестированный в Арктику, по мнению министра экологии и природных ресурсов РФ Д. Кобылкина, способен привлечь не менее 15 рублей дополнительных инвестиций [15]. А до 2050 г. в Арктику планируется привлечь не менее 13, 5 трлн. руб. Только геологоразведка в Арктике потребует до 47 млрд. руб. частных инвестиций. Причем, на каждый рубль, вложенный государством в Арктику, придется 10 рублей частных инвестиций [15]. Именно инвестиции послужат мощным локомотивом развития бизнеса, новых идей, технологической модернизации, снижения издержек, совершенствования производства [5].Все проекты освоения арктического региона являются не только дорогостоящими, но и долговременными.Для привлечения инвесторов необходимо создать эффективную модель налоговых и административных преференций с горизонтом планирования не менее десяти лет [6]. Предусмотрены четыре группы получателей таких преференций: при добыче углеводородов на шельфе; при добыче углеводородов на континентальной части арктической зоны, при производстве СПГ; в ряде других важных для реализации арктических проектов случаях.Необходимы преференции и гарантии также и для иностранного капитала. Если до введения санкций бизнес России в целом активно взаимодействовал в арктической зоне со многими зарубежными партнерам и без особых преференций, то теперь ситуация осложнилась. Негативные последствия от санкций российской стороне следует научиться преодолевать, в том числе, и за счет предоставления преференций иностранным фирмам. На данном этапе это позволит привлечь необходимых технологий и инвестиций. Ведь без участия зарубежного капитала российский бизнес пока еще не в состоянии самостоятельно поднять эти дорогостоящие и высокотехнологичные проекты. Например, зависимость российского бизнеса в СПГ проектах от зарубежных инвестиций, технологий, поставок оборудования составляет не менее 80%.Таким образом, сегодня для успешного осуществления арктических проектов России жизненно необходимы масштабные инвестиции (государственные и частные) не только с российской стороны, но и со стороны иностранных партнеров. Эти проблемы в ряде случаев успешно решаются. ЗаключениеЭкономико-политическая интеграция в Арктике определяется рядом задач, которые требуют своего решения в условиях сложного геоэкономического и геополитического взаимодействия. Эти задачи, в частности, включают в себя:-геополитические задачи контроля территории национальных государств;-изучение, поддержание и использование природы с учетом экологической чистоты территорий;-апробация инфраструктурных проектов развития на неосвоенной и незаселенной территории с крайне низкой плотностью населения;-создание и расширение транспортных путей (с учетом более высокого уровня космической радиации, низких температур, толщины льда и др.);-строительство объектов, требующих низких температур (например, хранение данных) и низкой плотности населения (например, оборонно-промышленные предприятия). Как отмечают исследователи экономики Арктики России, для регионов арктической зоны РФ характерны внутрирегиональная специализация, устойчивые социально-экономические связи, территориальное разделение труда. В Арктической зоне России действуют крупные промышленные комплексы, причем масштабы и качество хозяйственной деятельности достаточно высоки - доля добавленной стоимости добывающих отраслей и предприятий составляет 60% (в Гренландии, Норвегии, Швеции, Финляндии, Исландии - не более 15%; на Аляске и в арктической Канаде - около 30%). При этом, Российская Федерация выступает важным (в ряде случаев, системообразующим) участником арктических проектов в области транспортной и коммуникационной инфраструктуры, ресурсного и, в частности, энергетического снабжения соседних регионов (прежде всего, стран Европы, расположенных южнее Скандинавии - Германии, Польши и др.), что привело к реализации значительных научно-исследовательских проектов, например, в ходе освоения компанией РосНефть шельфа Карского моряДостаточно низкий уровень освоенности Арктики в целом связан с рядом проблем, определяющих внимание, которое уделяется вопросам интеграции для реализации проектов в арктической зоне. Потребность в интеграционных процессах связана с действием следующих факторов:1. Потребность в значительных ресурсах для освоения регионов, обладающих такими характеристиками, как труднодоступность и тяжелый, опасный для здоровья климат, необходимость создания искусственной среды для выживания человека, удаленность. Таким образом, интеграция позволяет собрать необходимые средства и различные категории ресурсов со стороны заинтересованных социально-экономических субъектов (частных и государственных).2. Свойство единства экосистемы и интерференции воздействий на ее отдельные точки. В пределах экосистемы все процессы тесно взаимосвязаны, а результаты процессов взаимодействуют и усиливают или ослабляют общий результат. В этой ситуации любая из стран в Арктике, осуществляя собственные действия в своей зоне, одновременно затрагивает интересы не только других северных стран, но и всех стран мира в силу значимости полярных регионов для функционирования природной среды земного шара.3. Экономические процессы глобализации, которые позволяют странам и частным компаниям выбирать транспортные, производственные и иные возможности в пределах всего земного шара. Следовательно, арктические территории выступают предметом интереса различных национальных государственных и частных предпринимательских организаций, что определяет не только межтерриториальную, но и межотраслевую интеграцию.В итоге в зоне Арктики сегодня сконцентрированы все аспекты геополитических, геоэкономических, экономических интересов. Чтобы преодолеть сложившийся комплекс противоречий, России необходимо осуществить эффективную и разноплановую стратегию по освоению Арктики при непреложном сохранении своего суверенитета в АЗР, следовательно, в Арктической зоне вдоль всего СМП России жизненно необходимо создавать современную, высокотехнологичную систему объектов производственной, транспортной, социальной инфраструктуры, в которой разрозненные ранее элементы объединятся в единый эффективно функционирующий комплекс.В результате к 2035г. должны быть решены задачи по созданию комплексной системы добычи и переработки углеводородного сырья и полезных ископаемых, осуществлено развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, предусмотрено навигационное и гидрометеорологическое обеспечение всех арктических проектов, должны быть решены вопросы развития социальной инфраструктуры.Список использованных источниковАвакова Э.Б., Покровская Н.Н.Международный опыт регулирования глобальной интеллектуальной миграции // Роль интеллектуального капитала в экономической, социальной и правовой культуре XXI века: сборник научных трудов участников Международной научно-практической конференции. - СПб.: Изд-во СПбУТУЭ, 2018. 792 с.Басангова К.М.Экономическая интеграция как фактор развития Арктической зоны Российской Федерации // Управленческое консультирование. 2016. № 4. С. 56-61.Бузин И.В., Миронов Е.У., Сухих Н.А., Павлов В.А., Ефимов Я.О. Бузин И.В., Миронов Е.У., Сухих Н.А., Павлов В.А., Ефимов Я.О.Исследования дрейфа ледяных образований на шельфе Российской Арктики с помощью автоматических радиомаяков спутниковой системы ARGOS // Научно-технический вестник ОАО "НК "Роснефть". 2018. № 4. С. 4-9.Государственная программа Российской федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов». Утверждена постановлением Правительства РФ № 322 от 15.04. 2014 г. Государственная программа Российской федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса». Утверждена постановлением Правительства РФ № 314 от 15.04. 2014 г. Исаченко А.И., Павлов В.А., Удовик Д.А., Глазов Д.М.Результаты наблюдений морских млекопитающих в ходе полевых работ, организованных Арктическим научным центром // Научно-технический вестник ОАО "НК "Роснефть". 2018. № 4. С. 10-14.Козачек А.В.Эволюция объекта экологических знаний в рамках экологенеза // Юг России: экология, развитие. 2018. №1. С. 37-58.Лыскин А. Природные ресурсы Арктики. Справка. Риа Новости. 15.04 2010. ria.ru.Максимова Е.В. Микро- и макроэкономические аспекты влияния финансового рынка на экономическое развитие страны. - //«Инновации и инвестиции». - 2018, №11, с. 43.Максимова Е.В. Нефтегазовый сектор России - интрига для инвесторов. - //Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. - 2017. №6, с. 14.Материалы V Международного арктического форума «Арктика - территория диалога». - [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.forumarctica.ru -Материалы Восточного экономического форума. Законопроект о преференциях в Арктике. www.forbes.ru«О создании инфраструктурного оператора Севморпути» ФЗ -[Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.kommersant.ru.Проект комплексного плана реализации минерально-сырьевого и логистического потенциала Арктики, подготовленный Минприроды Российской Федерации. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.mnr.gov.ruСтаринская Г., Червонная А. «Роснефть» может создать арктический кластер. [Электронный ресурс] - режим доступа: http:// www.vedomossti.ruСтрельникова Т.А. Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации. [Электронный ресурс] - режим доступа: http:// yandex.ru.Present5.com.Фаузер В.В.Демографический потенциал северных регионов России фактор и условие экономического освоения Арктики // Экономика региона. 2016. №4. С. 69-81.
2. Басангова К.М. Экономическая интеграция как фактор развития Арктической зоны Рос¬сийской Федерации // Управленческое консультирование. 2016. № 4. С. 56-61.
3. Бузин И.В., Миронов Е.У., Сухих Н.А., Павлов В.А., Ефимов Я.О. Бузин И.В., Миронов Е.У., Сухих Н.А., Павлов В.А., Ефимов Я.О. Исследования дрейфа ледяных образований на шельфе Российской Арктики с помощью автоматических радиомаяков спутниковой системы ARGOS // Научно-технический вестник ОАО "НК "Роснефть". 2018. № 4. С. 4-9.
4. Государственная программа Российской федера¬ции «Воспроизводство и использование природных ре¬сурсов». Утверждена постановлением Правительства РФ № 322 от 15.04. 2014 г.
5. Государственная программа Российской федера¬ции «Развитие рыбохозяйственного комплекса». Утвер¬ждена постановлением Правительства РФ № 314 от 15.04. 2014 г.
6. Исаченко А.И., Павлов В.А., Удовик Д.А., Глазов Д.М. Результаты наблюдений морских мле¬копитающих в ходе полевых работ, организованных Арктическим научным центром // Научно-технический вестник ОАО "НК "Роснефть". 2018. № 4. С. 10-14.
7. Козачек А.В. Эволюция объекта экологических знаний в рамках экологенеза // Юг России: экология, развитие. 2018. №1. С. 37-58.
8. Лыскин А. Природные ресурсы Арктики. Справка. Риа Новости. 15.04 2010. ria.ru.
9. Максимова Е.В. Микро- и макроэкономические аспекты влияния финансового рынка на экономическое развитие страны. - //«Инновации и инвестиции». - 2018, №11, с. 43.
10. Максимова Е.В. Нефтегазовый сектор России - интрига для инвесторов. - //Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. - 2017. №6, с. 14.
11. Материалы V Международного арктического фо¬рума «Арктика - территория диалога». - [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.forumarctica.ru -
12. Материалы Восточного экономического форума. Законопроект о преференциях в Арктике. www.forbes.ru
13. «О создании инфраструктурного оператора Севморпути» ФЗ -[Электронный ресурс] - режим до¬ступа: http://www.kommersant.ru.
14. Проект комплексного плана реализации мине¬рально-сырьевого и логистического потенциала Арк¬тики, подготовленный Минприроды Российской Федера¬ции. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.mnr.gov.ru
15. Старинская Г., Червонная А. «Роснефть» может создать арктический кластер. [Электронный ресурс] - режим доступа: http:// www.vedomossti.ru
16. Стрельникова Т.А. Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации. [Электронный ресурс] - режим доступа: http:// yandex.ru.Present5.com.
17. Фаузер В.В. Демографический потенциал северных регионов России фактор и условие экономического освоения Арктики // Экономика региона. 2016. №4. С. 69-81.
Вопрос-ответ:
Чем характеризуется интеграция в Арктической зоне?
Интеграция в Арктической зоне характеризуется сотрудничеством различных стран, организаций и компаний в области экономики, политики и науки для достижения общих целей, таких как устойчивое развитие и сохранение природы арктического региона.
Какие задачи решаются при интеграции в Арктической зоне?
Основные задачи интеграции в Арктической зоне включают развитие экономического сотрудничества, сохранение экологической устойчивости региона, обеспечение безопасности и мирного сотрудничества, а также установление и поддержание международного правового режима в Арктике.
Каково состояние интеграционного взаимодействия в Арктической зоне в настоящее время?
В настоящее время интеграционное взаимодействие в Арктической зоне активно развивается. Страны и компании активно сотрудничают в реализации различных проектов, таких как разведка и добыча полезных ископаемых, строительство инфраструктуры и сотрудничество в области научных исследований.
Как происходит финансирование проектов интеграционного взаимодействия в Арктической зоне?
Финансирование проектов интеграционного взаимодействия в Арктической зоне осуществляется различными способами. Это может быть финансирование со стороны государств, компаний или международных организаций. Также возможно использование собственных средств участников проектов.
Какие принципы лежат в основе интеграционного взаимодействия в Арктической зоне?
Основными принципами интеграционного взаимодействия в Арктической зоне являются принцип уважения суверенитета и территориальной целостности государств, принцип ненарушения экологической устойчивости региона, принцип равноправия и взаимовыгодного сотрудничества, а также принцип учета интересов коренных народов Арктики.
Какие принципы интеграционного взаимодействия применяются в международном и экономическом сотрудничестве компаний в арктической зоне РФ?
Принципы интеграционного взаимодействия в арктической зоне РФ включают в себя взаимовыгодность, сотрудничество и устойчивое развитие. Компании стремятся тесно взаимодействовать с другими представителями бизнеса, поддерживать взаимную выгоду и участие всех сторон в развитии региона. Также важно соблюдать принципы экологической устойчивости и бережливого использования ресурсов, чтобы сохранить окружающую среду в арктической зоне.
Что означает понятие "интеграция в Арктике"?
Интеграция в Арктике означает установление сотрудничества и объединение усилий различных акторов для достижения общих целей в этом регионе. Включает в себя сотрудничество между государствами, международными организациями, корпорациями и населением, с целью экономического и социального развития арктической зоны.
Какие задачи ставятся перед экономико-политической интеграцией в Арктике?
Задачи экономико-политической интеграции в Арктике включают в себя создание благоприятного экономического климата, привлечение инвестиций, развитие инфраструктуры и повышение конкурентоспособности региона. Также важными задачами являются сотрудничество в области науки и технологий, охрана окружающей среды и развитие туристического потенциала Арктики.
Каково современное состояние интеграционного взаимодействия и сотрудничества в Арктической зоне?
Современное состояние интеграционного взаимодействия и сотрудничества в Арктической зоне характеризуется активным развитием проектов в различных областях. Это включает разработку природных ресурсов, создание новых транспортных маршрутов, освоение энергетического потенциала, научные исследования и экологические программы. Важными интеграционными проектами являются развитие Северного морского пути и создание Арктического совета.
Каковы основные принципы интеграционного взаимодействия компаний в арктической зоне РФ?
Основные принципы интеграционного взаимодействия компаний в арктической зоне РФ включают в себя: учет интересов всех участников, сотрудничество на основе взаимной выгоды, соблюдение прав и законных интересов сторон, прозрачность, устойчивость и уникальность арктической природы, а также соблюдение экологических стандартов и устойчивого развития региона.
В чем заключается сущность экономико-политической интеграции в Арктике?
Экономико-политическая интеграция в Арктике подразумевает создание общих правил и условий для развития и сотрудничества компаний в регионе. Она включает в себя формирование согласованного правового и институционального базиса, разработку совместных программ и проектов, а также регулярное консультирование и координацию действий всех участников интеграции.
Какая финансовая поддержка осуществляется для проектов интеграционного взаимодействия в Арктической зоне?
Финансовая поддержка для проектов интеграционного взаимодействия в Арктической зоне осуществляется на разных уровнях. Это может быть государственное финансирование, предоставляемое через различные программы и инструменты поддержки. Также существуют международные фонды и организации, которые могут финансировать проекты интеграционного сотрудничества в Арктике. Компании могут получать финансовую помощь через конкурсные проекты, инвестиционные соглашения и другие механизмы.