Реализация принципа законности в деятельности органов государственной власти
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 30 + 30 источников
- Добавлена 22.05.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Правовое регламентирование принципа законности в служебной деятельности сотрудников ОВД
2. Нормотворческая работа в МВД
3. Проблемы законности в деятельности ОВД
Заключение
Список использованной литературы
Преступления в эпоху тоталитаризма (сталинизма) исчислялись миллионами". Следствие этого - неверная стратегия организации правоохранительной работы. Причиной возрастания роста преступлений в том или ином регионе стала считаться некачественная работа правоохранительных органов. На оценку их деятельности по уровню преступных проявлений, справедливо отмечает Г. Резник, органы милиции ответили сокрытием преступлений от учета, следствие и прокурорский надзор - односторонней обвинительной направленностью.
Курс на демократизацию общественной жизни и создание правового государства предполагают новую ориентацию на использование правового сознания как средства социального регулирования правомерного поведения сотрудников милиции и укрепления законности. Говоря о требованиях к профессиональному правосознанию сотрудников милиции, и прежде всего с позиции правового мировоззрения, необходимо обратить особое внимание на так называемую доктрину умных штыков. Смысл доктрины заключается в том, что сотрудники органов охраны правопорядка не должны слепо повиноваться указаниям своих начальников, а обязаны отказаться (под угрозой наказания) исполнять явно незаконные приказы. В нормативно-правовых актах бывшего СССР, регламентировавших деятельность органов внутренних дел, правило "приказ начальника - закон для подчиненного" было выражено достаточно определенно. В тексте Присяги рядового и начальствующего состава ОВД России содержалась клятва беспрекословно выполнять требования приказов. В Дисциплинарном уставе ОВД России предусматривалось, что приказ начальника должен быть выполнен беспрекословно и в срок (ст. 10).
В условиях административно-командной системы, где закон зачастую подменялся приказом или инструкцией, профессиональное правосознание (да и не только профессиональное) в значительной степени было деформировано. Поэтому в сущностно-содержательном аспекте не любое поведение сотрудника милиции, хотя и соответствующее приказу, может быть квалифицировано в качестве правомерного, законного. В то же время возможны объективно правомерные поступки, квалифицируемые официально как противозаконные. Р.Т. Жеругов справедливо отмечает: "С позиции различения права и закона очевидно, что господствующая в условиях тоталитаризма олигархия способна возводить в закон противоправные нормативы, санкционируя тем самым произвол в форме общеобязательных правил поведения, обеспечиваемых принудительной силой государства. И в этом аспекте можно утверждать, что возможны ситуации, при которых объективно правомерное (с естественно-правовых позиций) поведение может входить в противоречие с противоправным законодательством, а юридическая ответственность, основанная на таком законодательстве, может приобретать характер произвольных репрессий".
Исполнение закона и подзаконных нормативно-правовых актов не самоцель (не исполнение во имя исполнения), а неуклонное соблюдение принципов социальной справедливости, выраженных в законе. Некачественные законы и подзаконные акты не могут служить подлинной законности. В целях профилактики противозаконного поведения сотрудников органов внутренних дел и оперативного пресечения, совершаемых ими преступлений, думается, необходимо создать "систему своевременного выявления" неустойчивых сотрудников, аналогичную той, которая разработана в США. Как отмечается, "с учетом систематизации ряда факторов, характеризующих поведение сотрудника милиции, можно прогнозировать наличие у него определенных личностных деформаций, способных привести к совершению противоправных поступков, и своевременно предотвращать подобное поведение в процессе служебной деятельности".
Заключение
Итак, важнейшей практической задачей органов внутренних дел является укрепление законности в их собственной деятельности. Именно прочная законность позволит им занять свое место в правовом государстве, в системе его органов. Основными направлениями решения этой задачи являются: совершенствование законодательства, образующего правовую основу организации и деятельности органов внутренних дел; меры организационного и воспитательного характера, ориентированные на повышение уровня общей и профессиональной культуры, профессиональной грамотности сотрудников, укрепление их связей с обществом.
Злоупотребление правом, особенно в правоприменительной деятельности, проблема чрезвычайно актуальная. Этимологически термин "злоупотребление правом" созвучен термину "правовой произвол", означающему своеволие, самовластие, необоснованность, а оба эти понятия противостоят законности и правомерному регулированию общественных отношений. Произвол, в приведенном нами понимании, означает отрицание каких-либо общепринятых правил, порядка и выражается в осуществлении человеческой воли с нарушением границ меры в деятельности и общении. Согласно Г. Гегелю, произвол есть проявление бессодержательной и формальной свободы. "Воля, остающаяся на ступени произвола даже в том случае, когда она решает в пользу истинного и справедливого по своему содержанию, все еще страдает тщеславным представлением, что, если бы ей было угодно, она могла бы решить также и в пользу другого поступка" <13>, что ведет к "вольному" обращению с законом и иными подзаконными актами, к совершению правонарушений. При этом такие признаки "злоупотребления правом", как "своеволие" и "самовластие", означают подмену государственной воли и власти своей индивидуальной, противоречащей праву. Вполне объяснимо, что такую подмену могут осуществлять только специальные субъекты, наделенные властными полномочиями. Поэтому существенным признаком должностного злоупотребления как правового произвола выступает осуществление его должностным лицом при исполнении соответствующих функций.
В условиях правового государства органы внутренних дел должны не только осуществлять репрессивные меры, борясь с преступностью, но и способствовать восстановлению нарушенных прав человека и гражданина, оказанию социальной помощи. Применительно к злоупотреблению правом в правоприменительной деятельности следует отметить, что большое значение имеют такие отрицательные факторы, как недостатки структурной организации органов внутренних дел и нечеткость в определении компетенции должностных лиц, противоречивость и несовершенство действующего законодательства, отсутствие прочного микроклимата и законности в коллективе, ошибки в подборе и расстановке кадров, неэффективность контроля за действиями правоприменителей.
Список использованной литературы
Федеральный Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" // Собрание законодательства РФ. 2007.
Алтухов С.А. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих // Государство и право. 2007. N 4. С. 24 - 25.
Аврутин Ю.Е. Эффективность деятельности органов внутренних дел: опыт системного исследования. СПб., 1998;
Александрова Е.С. О принципах конституционной законности в Российской Федерации // Труды юридического факультета Ставропольского государственного университета. Вып. 19, 2009 г.
Бутылин В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан // Журнал российского права. 2001. N 12. С. 23 - 28.
Власенко Н.А., Назаренко Т.Н. Неопределенность в праве: понятие и формы // Государство и право. 2007. N 6.
Ведерников В.Л. Кадровая политика в ОВД и ее влияние на укрепление дисциплины и законности среди личного состава // Проблемы совершенствования организации и деятельности советской милиции в условиях формирования правового государства. Сборник научных трудов Изд-во Мин. ВШ МВД СССР
Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т. II. С. 319.
Жеругов Р.Т. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов. М.-Нальчик, 2005. С. 228.
Зимин В.П. Правомерное неисполнение приказа: доктрина "умных штыков" // Правоведение. 1993. N 2. С. 35 - 45.
Егоров В.А. О реализации принципа законности в правоприменительной практике в правоохранительной сфере // Актуальные проблемы борьбы с экономической преступностью. Сборник научных статей. Вып. 4
Иванива Т. Укрепление дисциплины и законности среди личного состава, профилактика чрезвычайных происшествий и преступлений // Профессионал. 2007. N 6. С. 45 - 48.
Кубышко В. Воспитательная работа в органах внутренних дел и пути ее комплексного реформирования // Профессионал. 2007. N 6. С. 8 - 13.
Мордовец Е.С. Деятельность ОВД по обеспечению законности, безопасности и прав граждан в переходный период // Деятельность милиции и полиции в переходном обществе. Материалы международного научно-практического семинара (4 - 6 февраля 2004 г.)
Мордовец Е.С. Проблемы укрепления законности и служебной дисциплины в ОВД // Деятельность сотрудников органов внутренних дел в различных условиях. Сборник научных трудов, 2007 г.
Макаров Е.А. Принцип законности в деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ // Личность. Ученый. Учитель . Памяти профессора Виктора Степановича Основина, 2008 г.
Ноздрачев А.Ф. Административная реформа: российский опыт // Теория и практика административного права и процесса: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвященной памяти профессора В.Д. Сорокина (пос. Небуг, 13 - 14 октября 2006 г.) / Отв. ред. В.В. Денисенко. Краснодар: Кубанькино, 2006. С. 145.
Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1982. С. 207, 543.
Организация правовой работы в системе МВД России. Сборник правовых актов и методических документов. Т. 1. М., 2003. С. 43 - 55.
Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Омск, 1993.
Павинская Е.Г. Причины нарушений законности в деятельности ОВД // Место и роль органов внутренних дел в системе уголовной юстиции. Материалы итоговой научной конференции слушателей (май 1995 г.)
Резник Г. Время развеять мифы // Московская правда. 1987. 9 октября.
Савостин В.П. О повышении эффективности укрепления законности в деятельности ОВД и ВВ по применению законодательства об административных правонарушениях // Октябрьская революция в России: проблемы государства и права. Материалы научной конференции от 10 ноября 1997 г.
Старилов Ю.Н. Принцип законности и административная юстиция в "правовом поле" России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия "Право". 2007. N 2. С. 102 - 135.
Стетюха М.П. Принцип законности: теоретическая конструкция и практическая реализация в правотворческой деятельности // Право и государство: теория и практика. № 8 (56), 2009 г.
Шершеневич Г.Ф. О чувстве законности // Российский юридический журнал. 2005. N 4. С. 144 - 153.
Шпак С.В. Обеспечение законности в административной деятельности ОВД (милиции) // Проблемы обеспечения правоохранительными органами прав и свобод человека и гражданина в современной России. Материалы межвузовской научно-практической конференции, 15 декабря 2005 года. Ч. 2
Фастов А.Г. Соблюдение законности в деятельности ОВД в период действия чрезвычайного положения // Деятельность сотрудников органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельств. Сборник научных трудов ВА МВД России , 2006 г.
Черняк Е.С. Принцип законности в системе построения и функционирования публичной власти: история и современность // Правовые реформы в современной России: значение, результаты, перспективы: материалы научно-практической конференции, посвященной 50-летнему юбилею юридического факультета Воронежского государственого университета (Воронеж, 20-21 ноября 2008 г.). Вып. 5, ч
Юридический энциклопедический словарь. М., 1984. С. 101.
Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Омск, 1993.
Аврутин Ю.Е. Эффективность деятельности органов внутренних дел: опыт системного исследования. СПб., 1998; Соловей Ю.П.
Иванива Т. Укрепление дисциплины и законности среди личного состава, профилактика чрезвычайных происшествий и преступлений // Профессионал. 2007. N 6. С. 45 - 48.
Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" // Собрание законодательства РФ. 2007.
Бутылин В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан // Журнал российского права. 2001. N 12. С. 23 - 28.
Старилов Ю.Н. Принцип законности и административная юстиция в "правовом поле" России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия "Право". 2007. N 2. С. 102 - 135.
Власенко Н.А., Назаренко Т.Н. Неопределенность в праве: понятие и формы // Государство и право. 2007. N 6.
Юридический энциклопедический словарь. М., 1984. С. 101.
Ноздрачев А.Ф. Административная реформа: российский опыт // Теория и практика административного права и процесса: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвященной памяти профессора В.Д. Сорокина (пос. Небуг, 13 - 14 октября 2006 г.) / Отв. ред. В.В. Денисенко. Краснодар: Кубанькино, 2006. С. 145.
Шершеневич Г.Ф. О чувстве законности // Российский юридический журнал. 2005. N 4. С. 144 - 153.
Кубышко В. Воспитательная работа в органах внутренних дел и пути ее комплексного реформирования // Профессионал. 2007. N 6. С. 8 - 13.
Организация правовой работы в системе МВД России. Сборник правовых актов и методических документов. Т. 1. М., 2003. С. 43 - 55.
Баранов П.П., Витрук Н.В. Указ. соч. С. 110.
Там же.
Резник Г. Время развеять мифы // Московская правда. 1987. 9 октября.
Зимин В.П. Правомерное неисполнение приказа: доктрина "умных штыков" // Правоведение. 1993. N 2. С. 35 - 45.
Ведомости Верховного Совета СССР. 1973. N 43. Ст. 603.
Ведомости Верховного Совета СССР. 1984. N 19. Ст. 342.
Жеругов Р.Т. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов. М.-Нальчик, 2005. С. 228.
Алтухов С.А. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих // Государство и право. 2007. N 4. С. 24 - 25.
22
2.Алтухов С.А. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих // Государство и право. 2007. N 4. С. 24 - 25.
3.Аврутин Ю.Е. Эффективность деятельности органов внутренних дел: опыт системного исследования. СПб., 1998;
4.Александрова Е.С. О принципах конституционной законности в Российской Федерации // Труды юридического факультета Ставропольского государственного университета. Вып. 19, 2009 г.
5.Бутылин В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан // Журнал российского права. 2001. N 12. С. 23 - 28.
6.Власенко Н.А., Назаренко Т.Н. Неопределенность в праве: понятие и формы // Государство и право. 2007. N 6.
7.Ведерников В.Л. Кадровая политика в ОВД и ее влияние на укрепление дисциплины и законности среди личного состава // Проблемы совершенствования организации и деятельности советской милиции в условиях формирования правового государства. Сборник научных трудов Изд-во Мин. ВШ МВД СССР
8.Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т. II. С. 319.
9.Жеругов Р.Т. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов. М.-Нальчик, 2005. С. 228.
10.Зимин В.П. Правомерное неисполнение приказа: доктрина "умных штыков" // Правоведение. 1993. N 2. С. 35 - 45.
11.Егоров В.А. О реализации принципа законности в правоприменительной практике в правоохранительной сфере // Актуальные проблемы борьбы с экономической преступностью. Сборник научных статей. Вып. 4
12.Иванива Т. Укрепление дисциплины и законности среди личного состава, профилактика чрезвычайных происшествий и преступлений // Профессионал. 2007. N 6. С. 45 - 48.
13.Кубышко В. Воспитательная работа в органах внутренних дел и пути ее комплексного реформирования // Профессионал. 2007. N 6. С. 8 - 13.
14.Мордовец Е.С. Деятельность ОВД по обеспечению законности, безопасности и прав граждан в переходный период // Деятельность милиции и полиции в переходном обществе. Материалы международного научно-практического семинара (4 - 6 февраля 2004 г.)
15.Мордовец Е.С. Проблемы укрепления законности и служебной дисциплины в ОВД // Деятельность сотрудников органов внутренних дел в различных условиях. Сборник научных трудов, 2007 г.
16.Макаров Е.А. Принцип законности в деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ // Личность. Ученый. Учитель . Памяти профессора Виктора Степановича Основина, 2008 г.
17.Ноздрачев А.Ф. Административная реформа: российский опыт // Теория и практика административного права и процесса: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвященной памяти профессора В.Д. Сорокина (пос. Небуг, 13 - 14 октября 2006 г.) / Отв. ред. В.В. Денисенко. Краснодар: Кубанькино, 2006. С. 145.
18.Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1982. С. 207, 543.
19.Организация правовой работы в системе МВД России. Сборник правовых актов и методических документов. Т. 1. М., 2003. С. 43 - 55.
20.Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Омск, 1993.
21.Павинская Е.Г. Причины нарушений законности в деятельности ОВД // Место и роль органов внутренних дел в системе уголовной юстиции. Материалы итоговой научной конференции слушателей (май 1995 г.)
22.Резник Г. Время развеять мифы // Московская правда. 1987. 9 октября.
23.Савостин В.П. О повышении эффективности укрепления законности в деятельности ОВД и ВВ по применению законодательства об административных правонарушениях // Октябрьская революция в России: проблемы государства и права. Материалы научной конференции от 10 ноября 1997 г.
24.Старилов Ю.Н. Принцип законности и административная юстиция в "правовом поле" России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия "Право". 2007. N 2. С. 102 - 135.
25.Стетюха М.П. Принцип законности: теоретическая конструкция и практическая реализация в правотворческой деятельности // Право и государство: теория и практика. № 8 (56), 2009 г.
26.Шершеневич Г.Ф. О чувстве законности // Российский юридический журнал. 2005. N 4. С. 144 - 153.
27.Шпак С.В. Обеспечение законности в административной деятельности ОВД (милиции) // Проблемы обеспечения правоохранительными органами прав и свобод человека и гражданина в современной России. Материалы межвузовской научно-практической конференции, 15 декабря 2005 года. Ч. 2
28.Фастов А.Г. Соблюдение законности в деятельности ОВД в период действия чрезвычайного положения // Деятельность сотрудников органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельств. Сборник научных трудов ВА МВД России , 2006 г.
29.Черняк Е.С. Принцип законности в системе построения и функционирования публичной власти: история и современность // Правовые реформы в современной России: значение, результаты, перспективы: материалы научно-практической конференции, посвященной 50-летнему юбилею юридического факультета Воронежского государственого университета (Воронеж, 20-21 ноября 2008 г.). Вып. 5, ч
30.Юридический энциклопедический словарь. М., 1984. С. 101.
Вопрос-ответ:
Как правовое регламентирование принципа законности влияет на деятельность сотрудников ОВД?
Правовое регламентирование принципа законности в служебной деятельности сотрудников ОВД играет важную роль в обеспечении законности и правопорядка. Оно устанавливает нормы и правила, которым должны следовать сотрудники ОВД в своей работе. Это включает в себя соблюдение прав и свобод граждан, а также выполнение законных требований и установленных процедур. Правовое регламентирование также определяет ответственность за нарушение законности и предусматривает меры по ее исправлению.
Какая нормотворческая работа осуществляется в МВД?
В МВД проводится нормотворческая работа, направленная на разработку и утверждение законов, постановлений и других нормативных актов, регулирующих деятельность органов государственной власти. Это включает разработку новых законов и внесение изменений в существующие, а также установление и изменение правил и процедур работы сотрудников МВД. Нормотворческая работа осуществляется с учетом принципа законности и требований конституции, а также на основе анализа и учета существующей правовой практики.
Какие проблемы возникают с законностью в деятельности ОВД?
В деятельности органов внутренних дел возникают различные проблемы, связанные с законностью. Одной из таких проблем является некачественная работа правоохранительных органов, которая приводит к росту преступности и нарушению прав граждан. Другой проблемой является недостаточная прозрачность и открытость деятельности ОВД, что может приводить к злоупотреблениям и коррупции. Также возникают проблемы с неправомерными действиями сотрудников ОВД, которые противоречат принципу законности и нарушают права граждан.
Каким образом принцип законности регламентируется в служебной деятельности сотрудников ОВД?
Принцип законности в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел (ОВД) регламентируется правовыми актами, в том числе Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О полиции", Уголовным кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами. Он предписывает, что деятельность ОВД должна осуществляться исключительно в рамках закона, с соблюдением прав и свобод граждан, с соблюдением процедур и установленных правил. Вся служебная деятельность сотрудников ОВД должна быть направлена на обеспечение законности, борьбу с преступностью и защиту прав и интересов граждан.
Как осуществляется нормотворческая работа в МВД?
Нормотворческая работа в Министерстве внутренних дел (МВД) осуществляется в соответствии с конституционными и законодательными полномочиями МВД. Нормативные акты, принимаемые МВД, регламентируют правила и процедуры организации и осуществления деятельности органов внутренних дел, права и обязанности сотрудников ОВД, процедуры расследования преступлений и другие вопросы, связанные с деятельностью МВД. Нормативные акты МВД разрабатываются и принимаются с соблюдением законодательных процедур и общественного обсуждения.
Какие проблемы соблюдения законности возникают в деятельности органов внутренних дел?
В деятельности органов внутренних дел (ОВД) возникают различные проблемы соблюдения законности. Одной из таких проблем является коррупция в ОВД, которая оказывает негативное влияние на качество работы правоохранительных органов и доверие граждан к ним. Также существуют проблемы с некачественной расследовательной работой, произволом силовиков, нарушением прав граждан и другими нарушениями закона. Решение данных проблем требует совместных усилий органов государственной власти и общественности для повышения прозрачности и ответственности в работе ОВД.
Какое правовое регулирование существует для принципа законности в служебной деятельности сотрудников ОВД?
Правовое регулирование принципа законности в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел (ОВД) осуществляется через ряд нормативных актов. Ключевым является Конституция Российской Федерации, а также федеральные законы "О полиции", "Об оперативно-розыскной деятельности" и другие. Эти законы устанавливают полномочия и обязанности сотрудников ОВД, принципы их деятельности, а также меры ответственности за нарушение принципа законности.
Как осуществляется нормотворческая работа в МВД?
Нормотворческая работа в Министерстве внутренних дел (МВД) осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов и подзаконных актов. МВД разрабатывает проекты законов и указов, принимает нормативные акты в рамках своей компетенции. Также в процессе нормотворческой работы учитываются международные стандарты и договоры, которые Россия приняла.
Какие проблемы связаны с законностью в деятельности ОВД?
В деятельности органов внутренних дел (ОВД) существуют проблемы, связанные с соблюдением принципа законности. Некачественная работа правоохранительных органов, коррупция, произвол сотрудников ОВД, нарушения прав граждан - все это является серьезными проблемами, которые негативно сказываются на доверии общества к правоохранительным органам и эффективности борьбы с преступностью.
Какие последствия имели преступления в эпоху тоталитаризма сталинизма?
Преступления в эпоху тоталитаризма сталинизма имели катастрофические масштабы - исчислялись миллионами. Репрессии, массовые убийства, голодоморы, принудительные коллективизация - все это привело к огромному числу жертв и страданий. Эти преступления имели глубокие последствия для всего общества и до сих пор остаются темой обсуждения и осуждения.
Почему принцип законности является важным в деятельности органов государственной власти?
Принцип законности является основой правового государства и служит гарантом защиты прав и свобод граждан. Он обязывает органы государственной власти действовать в рамках закона и не превышать своих полномочий. Это позволяет обеспечить правопорядок в обществе и предотвратить злоупотребления со стороны государственных служителей.
Как правовое регламентирование принципа законности влияет на служебную деятельность сотрудников органов внутренних дел?
Правовое регламентирование принципа законности определяет правила и принципы работы сотрудников ОВД. Оно устанавливает, каким образом должны осуществляться оперативно-розыскная, уголовно-исполнительная и другие виды деятельности. Сотрудники ОВД должны действовать в рамках закона, соблюдая права и свободы граждан. Это требует от них не только профессионализма, но и этичности в выполнении своих обязанностей.