Личностные и профессиональные качества социального работника
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 25 + 25 источников
- Добавлена 09.05.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 Личностные и профессиональные качества социального работника 6
1.1 Личностные качества социального работника 6
1.2 Профессиональные качества социального работника 11
2 Основные тенденции и условия профессионально-личностного становления и развития социального работника 18
2.1 Взаимообусловленность личности и профессиональной деятельности социального работника 18
2.2 Формирование имиджа социального работника 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Позднее данные основания изменились, что нашло свое отражение в следующем: нужно говорить о совокупности индивидуальных качеств, соотносимых с определенной группой специальностей. Наряду со способностями огромное значение для успешности в профессиональной сфере имеют личностные качества, прежде всего интересы. Для профессионального обучения важны, индивидуальные качества личности, а точнее - их соотношение. Но неизменным остается положение о том, что проблема профессионального выбора решается «встречей» структуры личности и структуры требований в профессиональной сфере, исходящих от деятельности. Для диагностики качеств личности авторы рекомендуют применять опросникКеттела, анкеты интересов Стронга и Кьюдера, интеллектуальный тест Амтхауэра. Еще З.Фрейд рассматривал профессиональную деятельность в качестве удовлетворения детских потребностей благодаря «канализации» в определенную профессиональную сферу. С этой точки зрения выбор специальности понимается как процесс сублимации. К примеру, выбор педагогической специальности происходит из-за жажды власти. Большое значение при профессиональном самоопределенииличности автор отводит опыту, полученному ранее и, в первую очередь, характеру его отношений с родителями. Хорошие отношения между ребенком и родителями предопределяют выбор специальности, которая связана с людьми, с общением. В соответствии с этим исследователи разработали классификацию профессий. В основе выбора профессии были положены различные виды внутрисемейных взаимоотношений, обуславливающие структуру его интересов и склонностей, дальнейшее его личностное и профессиональное развитие[14, 316].2.2Формирование имиджа социального работникаВ наше время особое значение для эффективной работы социального сотрудника имеет профессиональная компетентность, которая включает в себя социально-педагогические, социально-психологические и иные характеристики личности. Сюда можно отнести и понятие «имидж». В педагогической науке данное понятие стало рассматриваться недавно. Имидж социального работника из - за новизны данной профессии в нашем государстве еще не сформировался. Вместе с тем сложно переоценить значение данного фактора в профессиональнойкоммуникации, где возрастает роль самопрезентации. Положительный имидж как особый инструментарий облегчает общение с другими людьми, делая процесс коммуникации более эффективным[12, 134]. Обладая сильным психотерапевтическим эффектом, имидж наделяет социальных сотрудников профессиональной уверенностью и общительностью, позволяя проявиться деловым качествам личности. В связи с этим стала актуальной проблема формирования имиджа при подготовке будущих специалистов.Имидж социального сотрудника входит в состав качеств, которые повышают эффективность его работы. Социальная деятельность существовала в обществе в виде помощи и давно и опиралась на общечеловеческие духовные ценности. Христианские традиции Российской Федерации заложили базу социальной деятельности на общественном и личностном уровне в виде благотворительности.На протяжении истории она развивалась, отходя от духовности, но, тем неменее, ее определение в наше времяпредставляет собой милосердие + умение.Именно милосердие социального работника служит базой и связующим звеном между социальной деятельностью и духовностью. Под духовностью устремленность к добру, потребность отдавать свои силы ближнему, делать добро.Не каждый человек способен стать социальным сотрудником. Определяющим критерием в данном случае служит система его духовных ценностей. Ценностные установки социальной деятельности во всех ее разновидностях представляют собой общечеловеческие ценности, уважение достоинства личности.Стиль поведения социального сотрудника, обусловленный суммой его личностных качеств, его ориентациями и интересами, оказывает огромное влияние на систему отношений, которую он образует. Следовательно, роль личностных качеств велика в деятельности и выборе специальности. Одни умело контактируют с детьми, другие, наоборот,с людьми пожилого возраста. Поэтому роль качеств социального сотрудника велика в его работе. Среди них можно отметить такие, как гуманизм, личная и социальная ответственность, чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства, уважение другого человека, порядочность, терпимость, эмпатичность, вежливость, готовность понимать других и идти к ним на помощь, стрессоустойчивость и так далее[2, 9].Социальная деятельность как профессия требует базовой подготовки и развития специалистов в этой сфере, формирования их имиджа. Понятие «имиджа» включает не только естественные характеристики личности, но и созданные и наработанные специально, которые связаны как с внешним обликом социального сотрудника, так и с внутренним содержанием индивида, его психологией.Понятие имиджа многослойно и образуется по - разному. Во – первых – это нравственная надежность социального сотрудника. Нравственнаяличность осознает необходимость действия в соответствии с полученным опытом. Безнравственный индивид находится в подчинении у своих интересов и желаний. Его путь - вседозволенность. Социуму необходим нравственно-надежный социальный сотрудник, озабоченный духовным развитием.Во - вторых - профессионализм и компетентность. Любой профессионал, который работает с людьми, должен быть талантливым. Данная позиция нашла отражение в трудах И.Атватера «Я Вас слушаю», Л.П.Примака. «Общение с собой». Тем более это касается социального сотрудника.Главным качеством является образованность социальных сотрудников в гуманитарной сфере. У Ф.М.Достоевского есть высказывание, суть которого - гуманитарная развитость облегчает личности освоение любой специальности. Именно благодаря знаниям в гуманитарной сфере человек вбирает в себя разную информацию и подвергает ее качественной обработке. Данные знания выступают главными условиями работы социального сотрудника[11, 174].Формирование духовных потребностей человека служит основной задачей социального сотрудника. На протяжении многих столетий центрами социальной помощи являлись монастыри и церкви. В них люди учились исполнять заповедь о любви к ближнему, очищая душу. Духовность представляет собой хорошее отношение к другим людям, заботу, внимание и так далее. Сегодня социальная реальность порождает новые способы коммуникации людей, развития. Такими способами являются психотехники. В – третьих для формирования имиджа осуществляется за счет того, что каждый социальный сотрудник должен быть психотехнологом. Психотехнологияпредставляет собой науку об использовании техник психологии в управления людьми. Психотехнологияпрактикуется в коммуникации и представляет собой систему взаимосвязанных психотехник, которая основывается на анализекоммуникации и личностного развития[7, 357].В силах социального сотрудника решать задачу образования духовных потребностей человека и, прежде всего,развития. Во многих философских учениях, у буддистов, Сократа. Гурджиева,Лаоцзы, Кришнамурти отмечается, что самопознание представляет собой главный шаг на пути духовного совершенствования.В зависимости от задачи меняются методы и типы работы с собой. Самые распространенные:а)Самоисповедь - внутренний отчет перед собой о своих поступках. Выразить все, что накопилось в словах, высказаться прямо, издавна считалось одним из действенных методов избавления от нехороших мыслей.Формирование привычки к самоотчету на подсознательном уровнепоспособствует устранению нежелательной импульсивности в поведении, так как задействует механизмы интеллектуального контроля и духовного очищения.б)Самоубеждение–представляет собой принцип коммуникативного критико-аналитического, сознательного влияния на свои личностные установки. Основой процесса, в данном случае, являются интеллектуальные операции рационализации поведения, которые представляют собой логическое обоснование практической пользы определенного действия[6, 9].Влиять на своих оппонентов, решать задачи в профессиональной сфере можно только обладая умениями и опытом социального сотрудника, его узаконенными полномочиями, статусом и репутацией, харизматическими данными и личной привлекательностью.Особенно важны такие качества социального сотрудника, как его умственный, культурный и нравственный потенциал.Наличие данных качеств позволяет социальному сотруднику более эффективно реализовывать свою профессиональную деятельность. Это дает ему возможность быть информированным о разных социальных группах, предвидеть результат своих действий, способность контактировать с разными людьми, быть тактичным, обладать стрессоустойчивостью, добросовестно исполнять свой долг, проявляя спокойствие, доброжелательность и внимательность к людям [8, 315].ЗАКЛЮЧЕНИЕВ нашей стране сложился и функционирует институт «специалистов социальной работы». Начиная с 1991 года,проводится профессиональная подготовка по специальности «социальная работа».Эффективность социальной деятельности рассматривается как достижения целей по удовлетворению потребностей населения в социальной сфере.Огромное значение в повышении эффективности социальной деятельности имеет микроуровень - деятельность социального сотрудника на уровне клиента. Она имеет значение для формирования профессиональногостимулирования, для защиты клиентов, для смягчения отклонений в социальном обслуживании людей.Социальный сотрудник осуществляет ряд определенных типов деятельности: психологическую, педагогическую, организаторскую и так далее. Данный сотрудник должен владеть большим арсеналом профессиональных навыков, способностей, обладать глубокими знаниями в сфере наук о человеке.Профессионально главные качества социального сотрудника - проявления психологических особенностей характера социальногосотрудника. Данные сотрудники всегда интерпретируют объективную реальность через структуру собственной личности. Личностные качества профессионалов по социальной деятельности являются основными при становлении профессионального мастерства.Имидж представляет собой образ и методсамопрезентации, который выступает как инструмент самосовершенствования, как средство решения личностных и профессиональных проблем, выступает как фактора продуктивной профессиональной работы.Имидж - неотъемлемая часть современной культуры. Из-за стремления людей к успеху в профессиональной деятельности, обществе, изучения имиджа является актуальной проблемой в наше время. Не каждый человек может менять свои привычки, поведение, внешний вид и так далее.Имидж – это, то впечатление, которое создается у окружения. Понятие «имидж» также включает в себя, то впечатление, которое производят действия, результаты коммуникации объекта со средой. Под имиджем понимают устойчивую, социально производимую и воспроизводимую модель восприятия и оценки объектов и явлений. Внешний имидж профессии ориентирован на общественное окружение и включает в себя три уровня: имидж учреждений социального обслуживания у клиентов – представления различных социальных групп клиентов относительно услуг, которые оказывают учреждения социального обслуживания; имидж органов социальной защиты у общественности – представления широкой общественности о целях и роли органов социальной защиты, в том числе управлений соцзащиты, возглавляемых Министерством социальной защиты, учреждений социального обслуживания, а также профессионалах, которые там работают.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Аверченко Л.К. Психология управления/ Л.К. Аверченко –Н,: Новочеркасск, 2004. С. 450.2. Браун Л. Имидж – путь к успеху/ Л. Браун – СПб.: Питер Пресс,1996. – С. 93. Бюндюгова Т.В. Управление персоналом в социальных службах. Учебное пособие. - Таганрог: Ид-ль С.А Ступин, 2016. - 368 с.4. Воронцова М.В. Профилактика и преодоление профессиональной деформации специалистов социальной работы. Учебно-методическое пособие. - Таганрог: Изд-ль А.Н. Ступин, 2013. - 272 с.5. Галагузова М. А. Профессиональная подготовка социальных работников. — М, 2003. — 245с.6. Давиденко С.А. Состояние, проблемы и перспективы подготовки специалистов по социальной работе // Вестник Нижневартовского университета - 2012. - №2. - С. 5-9.7. Джи, Б. Имидж фирмы: планирование, формирование, продвижение/Б. Джи – М,: КрипС, 2009. – 357 с.8. Доброштан В. М. Теория социальной работы. — СПб: Знание, 2008. — 315с. 9. Жуков В.И. История социальной работы: Учебник. -- М.: Изд-во РГСУ, 2015. - 440 с.10. Жуков В.И. Теория социальной работы: учебник. -- М.: Издательство РГСУ, 2017. - 500 с.11. Козловская С.Н. Профессиограмма социального работника :Учебник . - 2-е изд., доп. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 174 с. - (Высшее образование:Бакалавриат).12. Кордуэлл, М. Психология А-Я: Словарь справочник/ М. Кордуэлл – М,: ФАИР-ПРЕСС,2009 – С. 134.13. Москаленко О.В. Личностно-профессиональное развитие современного человека // Мир психологии. - № 4.- 2010. - С. 166-172.14. Медведева Г. П. Этика социальной работы. — М: ВЛАДОС, 2002. 316с.15. Невлева И.М. Теория социальной работы: Учебное пособие / И.М. Невлева, Л.В. Соловьева - Белгород: Кооперативное образование, 2005. - 431 с.16. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учеб.пособие. - М.: Издатель- скоторговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. - 592 с.17. Песчанская В.О. Роль ВУЗа в профессиональном становлении социальных работников - 2017. - 242 с.18. Примак Л.П. Общение с собой/ Л.П. Примак - М.,Видс,2011, С. 18219. Топчий Л.В. Методологические проблемы теории социальной работы. - М.: Квант Медия. - 2017. - 310 с.20. Турчанинова Т. В. Социально-личностные предпосылки формирования профессиональной компетентности будущего социального работника // Молодой ученый. - 2010. - №10. - 379 с.21. Уфимцева Н.Ф., Блинова М.Г. Профессиональная деятельность специалистов социальной сферы: сборник научных трудов студентов и аспирантов. - ФГАОУ ВПО «Рос. Гос. Проф. пед. Ун-т». - Екатеринбург, 2014. - 206 с.22. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: учебник. - Москва: КноРус, 2018. - 322 с. - Для бакалавров.23. Холостова Е.И. Теория социальной работы: Учебник. - Юристь, 2010. 326 с.24. Шило А.С. Профессия социального работника в России: противоречия современного этапа развития // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - № 6 (50).- 2015. - С. 111-123.25. Шмелева Н. Б. Введение в професиию «Социальная работа»: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашкови Ко», 2013. - 224 с.
2. Браун Л. Имидж – путь к успеху/ Л. Браун – СПб.: Питер Пресс,1996. – С. 9
3. Бюндюгова Т.В. Управление персоналом в социальных службах. Учебное пособие. - Таганрог: Ид-ль С.А Ступин, 2016. - 368 с.
4. Воронцова М.В. Профилактика и преодоление профессиональной деформации специалистов социальной работы. Учебно-методическое посо-бие. - Таганрог: Изд-ль А.Н. Ступин, 2013. - 272 с.
5. Галагузова М. А. Профессиональная подготовка социальных работников. — М, 2003. — 245с.
6. Давиденко С.А. Состояние, проблемы и перспективы подготовки специалистов по социальной работе // Вестник Нижневартовского университета - 2012. - №2. - С. 5-9.
7. Джи, Б. Имидж фирмы: планирование, формирование, продвиже-ние/Б. Джи – М,: КрипС, 2009. – 357 с.
8. Доброштан В. М. Теория социальной работы. — СПб: Знание, 2008. — 315с.
9. Жуков В.И. История социальной работы: Учебник. -- М.: Изд-во РГСУ, 2015. - 440 с.
10. Жуков В.И. Теория социальной работы: учебник. -- М.: Издатель-ство РГСУ, 2017. - 500 с.
11. Козловская С.Н. Профессиограмма социального работника : Учебник . - 2-е изд., доп. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 174 с. - (Высшее образование: Бакалавриат).
12. Кордуэлл, М. Психология А-Я: Словарь справочник/ М. Кордуэлл – М,: ФАИР-ПРЕСС,2009 – С. 134.
13. Москаленко О.В. Личностно-профессиональное развитие современного человека // Мир психологии. - № 4.- 2010. - С. 166-172.
14. Медведева Г. П. Этика социальной работы. — М: ВЛАДОС, 2002. 316с.
15. Невлева И.М. Теория социальной работы: Учебное пособие / И.М. Невлева, Л.В. Соловьева - Белгород: Кооперативное образование, 2005. - 431 с.
16. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учеб. пособие. - М.: Издатель- скоторговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. - 592 с.
17. Песчанская В.О. Роль ВУЗа в профессиональном становлении социальных работников - 2017. - 242 с.
18. Примак Л.П. Общение с собой/ Л.П. Примак - М.,Видс,2011, С. 182
19. Топчий Л.В. Методологические проблемы теории социальной работы. - М.: Квант Медия. - 2017. - 310 с.
20. Турчанинова Т. В. Социально-личностные предпосылки формирования профессиональной компетентности будущего социального работника // Молодой ученый. - 2010. - №10. - 379 с.
21. Уфимцева Н.Ф., Блинова М.Г. Профессиональная деятельность специалистов социальной сферы: сборник научных трудов студентов и аспирантов. - ФГАОУ ВПО «Рос. Гос. Проф. пед. Ун-т». - Екатеринбург, 2014. - 206 с.
22. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: учебник. - Москва: КноРус, 2018. - 322 с. - Для бакалавров.
23. Холостова Е.И. Теория социальной работы: Учебник. - Юристь, 2010. 326 с.
24. Шило А.С. Профессия социального работника в России: противоречия современного этапа развития // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - № 6 (50).- 2015. - С. 111-123.
25. Шмелева Н. Б. Введение в професиию «Социальная работа»: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашкови Ко», 2013. - 224 с.
Вопрос-ответ:
Какие личностные качества должен обладать социальный работник?
Социальный работник должен обладать такими личностными качествами, как эмпатия, терпимость, толерантность, коммуникабельность, умение слушать и понимать людей, ответственность, честность, энергичность и самоорганизация.
Какие профессиональные качества должен иметь социальный работник?
Социальный работник должен обладать профессиональными навыками, такими как планирование и организация работы, аналитическое мышление, умение проводить социологические исследования, решать конфликтные ситуации, работать с документацией и использовать компьютерные программы.
Как взаимообусловлены личность и профессиональная деятельность социального работника?
Личность социального работника оказывает значительное влияние на его профессиональную деятельность. Уровень развития личности, ее ценностные ориентации и мировоззрение определяют способы и приемы работы социального работника, его отношение к клиентам и коллегам. В свою очередь, профессиональная деятельность также влияет на формирование и развитие личности, расширяет кругозор, развивает коммуникативные и организационные навыки.
Каким образом формируется имидж социального работника?
Имидж социального работника формируется через его профессиональные навыки, компетентность, этические принципы и качества личности. Активное участие в профессиональных организациях, профессиональное развитие, обучение и повышение квалификации также способствуют формированию имиджа социального работника.
Какие основные тенденции и условия существуют для профессионального и личностного становления социального работника?
Основными тенденциями и условиями профессионально-личностного становления социального работника являются повышение требований к профессиональной компетентности, обновление методик и технологий в социальной работе, необходимость саморазвития и самосовершенствования, изменение социально-экономической ситуации в стране и общественное отношение к социальной работе.
Какие личностные качества должен обладать социальный работник?
Социальный работник должен обладать такими личностными качествами, как эмпатия, терпение, толерантность, коммуникабельность, умение слушать и понимать людей.
Какие профессиональные качества должен иметь социальный работник?
Социальный работник должен обладать знаниями и навыками работы с людьми в различных социальных ситуациях, а также уметь проводить социальные исследования, разрабатывать и реализовывать програмы социальной поддержки.
Как личность социального работника влияет на его профессиональную деятельность?
Личность социального работника является основой его профессиональной деятельности. Качества личности, такие как эмпатия и терпение, позволяют социальному работнику эффективно взаимодействовать с клиентами и решать социальные проблемы.
Каким образом формируется имидж социального работника?
Имидж социального работника формируется через его поведение и профессиональные навыки. Он должен быть готов к работе с людьми, быть профессионалом в своей области и иметь высокую степень ответственности перед своими клиентами.
Какие условия способствуют профессионально-личностному становлению социального работника?
Для профессионально-личностного становления социального работника необходимы образование, опыт работы, систематическая саморефлексия, развитие навыков коммуникации и непрерывное обучение.