Выразительные средства языка
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 11.05.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Основные тропы 4
2.Фонетические средства выразительности. Стилистические фигуры 13
Заключение 17
Список литературы 18
Рассмотрим на примере стихотворений А. Блока. Звукоподражание в поэзии А. А. Блока нередко стоится на ассонансе. Например, в стихотворении «В ресторане» звуки скрипки сначала названы поющими («где-то пели смычки о любви»), но в конце произведения, когда нарастает напряженность, они же вместе с пением цыганки воспринимаются лирическим героем как визг, что подчеркивается ассонансом на и:Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала И, бросая, кричала «Лови!..» А монисто бренчало, цыганка плясала И визжала заре о любви.В стихотворении «Вхожу я в темные храмы...» наблюдаем ассонансы гласных о, у, а.Вхожу я в темные храмы, (а, у, а, о, а) Совершаю бедный обряд. (я, а, у, а, а) Там жду я Прекрасной Дамы (у, а, а, а) В мерцаньи красных лампад, (я, а, а, а).Повтор звуков о — у — а является звукоподражанием гулкому эху в храме.Часто у А. А. Блока присутствует звукосимволизм, основанный на ассонансе.Ассонанс на у - о можно наблюдать в стихотворении «Фабрика»:В соседнем доме окна жолты. (о, о, о) По вечерам — по вечерам Скрипят задумчивые болты, (у, о) Подходят люди к воротам, (о, у) И глухо заперты ворота, (у, о).Употребление гласных о, у создает звукообраз фабрики, которой словно управляют злые, темные силы, мучающие людей. Можно предположить, что инструментовка нау и о символизирует звуки плача и страданий, которые издают воющие под гнетом непосильного труда, плачущие от бессилия люди.Нередко звукосимволизм, основанный на аллитерации, в поэзии А. А. Блока совмещается с эвфонией, которая не создает звукообраза, но подчинена целям звукописи. В стихотворении «Светлый сон, ты не обманешь...» особенно примечательны строки:Милый сон, вечерний лучик... Тени бархатных ресниц. В золотистых перьях тучек Танец нежных вечерниц...Здесь перекличка слогов те — ти — ты — ту — та и ни — ни — ны — ни — не ([н'ъ]) — не — ны — ни не только создает эвфоническое звучание, но и символически изображает легкость перьев тучек, танца вечерниц, очарование летнего вечера, звукообраз которого так искусно создает автор. (Нужно, однако, отметить, что здесь мы видим не аллитерацию в чистом виде: эвфония создается за счет сочетания аллитерации и ассонанса.)Стилистические фигуры (фигура речи) — это обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания. Иногда к стилистическим фигурам относят тропы, а также необычные словосочетания, обороты речи, выходящие за рамки языковой нормы (например, солецизм).Рассмотрим следующую таблицу: Виды фигурОпределениеПримерыАнтитеза фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, свойствСпят и богатые, и бедные, и мудрые, и глупые, и добрые, и злые (А. Чехов)Анафора повторение одинаковых элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка)Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (С. Есенин)Эпифораповторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.)Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?Градациятакое расположение слов, при котором каждое последующее усиливает значение предыдущего или ослабляет егоЯ думаю о тебе, тоскую, вспоминаю, скучаю, молюсь;Иди, беги, лети и мсти за нас (Пьер Корнель).Хиазмперекрестное расположение параллельных частей в двух смежных предложенияхНе погибла молодость – Молодость жива! (Багрицкий)Инверсиянарушение обычного порядка словИзумительный наш народ;Рассказать тебе я хотел бы одну историю.ПараллелизмОдинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речиОн над тучами смеется, он от радости рыдает! (М. Горький)Каламбуригра слов, где в тексте создает комический эффектНаш медик в рот больным без счету капли льет, // Однако от того ни капли пользы нет. (М. Херасков)Риторический вопросне требует ответа, а только усиливает эмоциональность высказывания. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? Риторическое восклицаниев форме восклицания содержится утверждениеОрлам случается и ниже кур спускаться, // Но курам никогда до облак не подняться! (И.Крылов)Риторическое обращениефигура, в которой в форме обращения к неодушевленным предметам, явлениям, понятиям и т.п. выражается различное отношение автора к тому, о чем говоритсяА вы, надменные потомки…. (М.Ю. Лермонтов)Умолчаниенамеренное прерывание речи, дающее возможность читателю домыслить фразуНет, я хотел… быть может, вы… я думал, Что время уж барону умереть (А.С. Пушкин).Многосоюзиеповтор избыточного союза. Создает эмоциональность речиИ снег, и ветер, и звезд ночной полет (Ошанин)Бессоюзиепостроение сложных предложений или ряда однородных членов без союзовШвед, русский, рубит, колет, режет, бой барабанный, клики, скрежет… (А.С. Пушкин)Эллипсиспропуск подразумеваемого словаНе тут-то (было)!Оксюморонсоединение логически несовместимых понятий«Живой труп» (название пьесы Л.Н. Толстого)Таинственно шумит лесная тишина. (И. Бунин)Парцелляцияособое членение высказывания, при котором возникают неполные предложения, следующие за основнымЯ видел солнце. Над головой.ЗаключениеМы исследовали различные виды средств языковой выразительности, подведём итог и сделаем основные выводы. Наиболее распространены в художественной литературе тропы. Троп - употребление слов не в прямом, а в переносном значении, с целью создания образности (от гр. tropos - поворот, оборот, образ). То есть, признак того или иного предмета переносится на другой для того, чтобы достичь большей художественной выразительности. К числу основных тропов можно отнести следующие: метафора; метонимия; синекдоха; эпитет; сравнение; олицетворение; гипербола; литота; ирония; катахреза.В целом, тропы, фонетические средства выразительности, стилистические фигуры, несомненно, обогащают речь, делают её ярче и экспрессивнее, выразительнее. Однако здесь необходимо помнить, что существуют определённые границы употребления тропов. Тропы неуместны в официально-деловом стиле, но могут широко использоваться в стилях художественной литературы, разговорном и публицистическом.Список литературыАракчеева О.В., Рёбрушкина И.А. Средства создания звукообраза в поэзии А. Блока.// https://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-sozdaniya-zvukoobraza-v-poezii-a-a-blokaАхманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – Изд. 2-е, стереотип. – М.: Советская энциклопедия, 1969. – 608 с.Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2002.// http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook083/01/about.htmРозенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. - М., 1995./Библиотека Гумер – Языкознание// http://www.gumer.info/Храброва Е.С. Роль и функции метафоры в создании портрета политического деятеля в российском и американском политическом дискурсе: автореф. дисс. канд. филол. наук. – Курск, 2010. Чудинов А.П. Русский язык и культура речи. – Екатеринбург, 2006.
2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – Изд. 2-е, стереотип. – М.: Советская энциклопедия, 1969. – 608 с.
3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2002.// http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook083/01/about.htm
4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. - М., 1995./Библиотека Гумер – Языкознание// http://www.gumer.info/
5. Храброва Е.С. Роль и функции метафоры в создании портрета политического деятеля в российском и американском политическом дискурсе: автореф. дисс. канд. филол. наук. – Курск, 2010.
6. Чудинов А.П. Русский язык и культура речи. – Екатеринбург, 2006.
Вопрос-ответ:
Какие основные тропы языка существуют?
Основными тропами языка являются метафора, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония, олицетворение и пр.
Какие фонетические средства выразительности существуют?
К фонетическим средствам выразительности относятся аллитерация, ассонанс, ритм, рифма и другие.
Как стилистические фигуры могут использоваться в поэзии?
Стокилистические фигуры, такие как эпитет, метафора, оксюморон и другие, могут использоваться в поэзии для придания тексту выразительности и создания особой атмосферы.
Какие звукоподражания присутствуют в стихотворениях А. Блока?
В стихотворениях А. Блока часто встречается звукоподражание, основанное на ассонансе. Например, в стихотворении "В ресторане" звуки скрипки описываются как "поющие", "пели", а затем как "визг".
Какие средства выразительности используются в лирическом герое стихотворений А. Блока?
В лирическом герое стихотворений А. Блока использованы средства выразительности, такие как звукоподражание, эпитеты, метафоры и другие, чтобы передать его эмоции, настроение и восприятие мира.
Какие выразительные средства применяет А. Блок в своих стихотворениях?
А. Блок использует разнообразные выразительные средства, такие как тропы и фонетические средства выразительности. Он также использует стилистические фигуры, которые помогают передать эмоции и смысл его произведений.
Какая роль тропов в стихотворениях А. Блока?
Тропы играют важную роль в стихотворениях А. Блока, помогая создать особую атмосферу и передать эмоции. Например, звукоподражание и ассонанс используются для создания музыкальности и ритма стихотворений. Они помогают усилить выразительность текста и вызвать определенные ощущения у читателя.
Какие фонетические средства выразительности использует А. Блок в своих стихотворениях?
А. Блок часто использует звукоподражание в своих стихотворениях. Например, в стихотворении "В ресторане" он описывает звуки скрипки при помощи поющих смычков. Такие фонетические средства помогают создать атмосферу и передать определенные образы и эмоции.
Какие стилистические фигуры применяет А. Блок в своих стихотворениях?
А. Блок использует различные стилистические фигуры, чтобы придать особый оттенок своим стихотворениям. Например, он использует метафоры, сравнения, гиперболы и другие фигуры речи для создания ярких образов и передачи глубокого смысла.