Современные парадигмы педагогического мышления
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 11.05.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты педагогического мышления………………….5
1.1 Развитие представлений о мышлении в психологии ………………...5
1.2 Понятие и сущность педагогического мышления……………………7
2. Современные парадигмы педагогического мышления…………….…13
2.1 Новая парадигма образования………………………………………...13
2.2 Современные установки педагогического мышления…………..…..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………....29
По всем подобным спорным вопросам, ответы можно получить в парадигме нового педагогического мышления. Именно оно призвано изменить образовательный процесс и преобразовать его в комфортный и качественный подход к обучению[1].Новое педагогическое мышление в единстве отмеченных аспектов охватывает все звенья, все направления человеческой духовности, позволяя подниматься на более высокий, интегрированный уровень своего содержания.В связи с этим основная задача педагогики заключается в том, чтобы на основе интеграции общественного сознания подвергнуть методологическому анализу привычные формулы педагогического мышления, обновить многие из них и, в итоге, придать им новую теоретическую и практическую направленность. Главные компоненты этого преобразования в следующем:- измененный мыслительный педагогический процессдолжен содержать в себересурсы и инструменты, которые дадут возможность найти и определить новые способы обучения, применяя творческий потенциал педагога;- современное педагогическое мышление не идет в разрыв с достижениями в образовательной области, а в большейстепенивключает в себя ее стандарты. Рассмотрим, например, классическое образование, которое составляет необходимый элемент подлинно гуманистического нравственного воспитания, основу формирования широкого кругозора. С бурным ростом промышленности и других областей практической деятельности возникла потребность в работниках определенного склада, что привело к возникновению особого технократического типа мышления, заземленного на конкретике чисто технологических решений. В результате великие ценности античной культуры, давшие в свое время мощный толчок развитию мировой мысли, были переведены в разряд второстепенных элементов образования и основная задача - гармонизация телесного и духовного в человеке, воспитания его высших духовных потенций оказалось задвинутой в последний ряд;Современный гуманистический подход пронизывает идеи педагогики: сотрудничества, демократизма, равноправие учителя и ученика. Воспитание может быть рассмотрено и как процесс самоорганизации личности средствами своих внутренних ресурсов, требующих определенной внешней стимуляции. Приведенное определение «воспитание» свидетельствует об отходе педагогики и воспитательной практики от традиционного определения воспитания, как формирование личности с заданными свойствами, и знаменует их поворот к обоснованию такого воспитательного процесса, который способен обеспечить личностно-смысловое развитие учащихся, поддержать в каждом из них индивидуальную самобытность, и, опираясь на их способности, на их самовоспитание, помочь каждому ребенку в решении его жизненно важных проблем. Такой подход называется личностно-ориентированным. Особо подчеркивается в этом подходе, что личностно-ориентированное воспитание – самоорганизуемый педагогический процесс, т. е. такой тип воспитания, в котором собственные усилия личности имеют первостепенное значение, то есть воспитание - процесс, запускающий механизмы личностного развития воспитанников[8]. Такое понимание воспитания становится возможным, если воспитатель владеет приемами тонкого, деликатного, личностного взаимодействия, использует методы психологической и педагогической поддержки ребенка. Специалисты подчеркивают, что сегодня педагог должен осознавать, что его профессиональная деятельность может быть успешной только через личностные контакты с воспитанниками, а не через их «прогибание» под нормой. Поэтому основными методами личностно-ориентированного воспитания являются: изучение, понимание, диалог, сотрудничество, педагогическая поддержка. Изучение ребенка предполагает установление с ним контакта, наблюдение физического и духовного состояния и определение на этой основе рациональных путей организации воспитательного процесса. Общение строится на взаимном доверии, а в идеале на взаимной любви. Педагог должен стремиться изучать ребенка в его внутренней целостности: его возрастные особенности, его окружающую социальную среду. Понимание предполагает деликатное, ненавязчивое проникновение в его (ученика) внутренний мир, определение проблем, с которыми он сталкивается в своей жизни. Диалог – является базовым методом воспитания. Он трактуется, как встреча «Я и Ты» и основан на взаимопонимании ученика и учителя. Педагог в данном процессе занимает позицию собеседника и участника. Помощь педагога ребенку направлена на определение целей его развития, оказание содействия в достижении этих целей[4]. Педагог оказывает поддержку ученику в познании самого себя, помогает уловить свою уникальность и неповторимость. Педагогическое сотрудничество основывается на отношениях детей со взрослыми, когда два человека выполняют общую работу. Совместный труд делает учителя и ученика равными, равенство воспитывает, потому, что в основе воспитания - не управление, а общение.Иной характер в условиях гуманизации приобретает организаторская функция учителя. Если раньше, в массовой практике он был организатором воспитательных мероприятий, сценаристом, режиссером, распределителем в ученическом сообществе, то сегодня эта сфера деятельности хотя и остается, но учитель должен выполнять в ней другую роль – он организует внутреннюю жизнь класса, школы, вызывая внутреннее рождение, внутреннего воспитания пространства, как жизненную философию детей. Изменяется и смысл управленческой функции педагога: от прямых распоряжений, внедрения норм и требований, как основы авторитарного управления, нужно переходить к воспитанию самоорганизации, способствовать саморазвитию ребенка. Всегда надо помнить, что любое эффективное воспитание всегда предполагает «запуск» процессов активного саморазвития и самокоррекции личности. Современному педагогу, в каких бы сложных условиях он не находился, нужно стремиться применять в своей повседневной практике новые подходы в воспитании учащихся[6].Современному образовательному процессу, для воплощения в жизнь последних инноваций процесса обучения,необходимы педагоги с переориентированныммыслительным процессом, усовершенствованными взглядами на окружающую действительность. Главенствующим звеном в процессе обучения, является сам педагог, поэтому именно от его качеств и ориентации на современные запросы и вызовы общества будет зависеть эффективность полготовки будущих профессионалов.Безусловно, педагог должен быть носителем новых моральных принципов, взглядов на окружающую действительность, должен устанавливать рамки комфортного взаимодействия в цепочке учитель-ученик.Современным учителямнеобходимо научиться по иному относится к своей работе, начать видеть в своих подопечных маленькие формирующиеся личности, применять свои творческие ресурсы, подбирать методы обучения с учетом особенностей разных учеников.Именно таким способом учитель может найти подход к своим ученикам и помочь им в формировании их жизненных устоев, принципов и манер поведения, реакции на стрессовые ситуации и другое. Именно по эти причинам, учитель является ключевым звеном в формировании новой парадигмы педагогического мышления.Учитывая все вышеописанное, мы пришли к тому, что в образовательном учреждении сегодня требуется не просто учитель, но и воспитатель. Это необходимо для того, чтобы сформировать учеников чувство свободы выбора, любви к обучению, уважение к школьным товарищам, видение себя как отдельной личности в большой системе обучения.Воспитание в современной школе - это мастерство и искусство глубинного общения, тут нужен особый педагогический талант, творческая работа, соблюдение особой этики поддержки, сущность которой - единство нравственных и педагогических норм.ЗАКЛЮЧЕНИЕСовременный, эффективный, целостный, структурны и творческий процесс образования, невозможен без понятия педагогическое мышление. Несмотря на установленные программы обучения, высчитанные количества часов для обучения, имеющиеся методические материалы, образование не будет комфортным и эффективным, если педагог не будет делать упор на свою работу и взаимодействие с обучающимися. Во многом от уровня развития, от способности заинтересовать, от умения слушать и слышать, от стремления быть в диалоге и т.д. зависит успешный процесс обучения.Именно поэтому так важна ориентация на современные парадигмы педагогического мышления. Для выполнения заявленной цели работы, был раскрыт целый ряд задач: изучено, как развивались представлений о мышлении в психологии, рассмотрены значение термина педагогического мышления, выявлены акценты новой парадигмы образования, обозначены современные установки педагогического мышления.Мыслительный процесс педагогаявляется частью педагогической деятельности и устремленвыполнение повседневных профессиональных работ. Процесс мышления педагога может быть задействован в формировании идей, инструментов, которые помогут улучшить процесс образования. Область, в которой педагог должен развиваться - педагогическоемышление, которое заключает в себе разные педагогические приемы и методы обучения, перенятый опыт и новые персональные открытия и методики в ходе осуществления профессиональной деятельности.Сегодня в нашей стране, в образовательной системеслучились различные преобразования, относящиеся к всестороннемуразвитию учеников. Например, наличие, увеличение и развитие школ, гимназий, лицеев, дало толчок к повсеместному процессу образования, даже в отдаленных населенных пунктах. Различные изменения в системе обучения делают своеобразный вызов самим педагогам, требуют от них соответствия изменениям в системе обучения, развитие их мыслительного процесса, увеличение знаний в профильной области, умение коммуницировать с учениками.Понимание и использование учителями в процессе работы педагогического мышления, происходит потому что это важный блок их профессиональной работы.Те учителя, которые работают в своей профессиональной сфере не один год, должны учитывать два важных момента. Пересмотр и дальнейший рост уже образованных стандартов, под изменения в системе обучения.Также это изменение произошло и в теоретических аспектах педагогической деятельности.Кроме того, важным прорывом в области образовательного процесса является и то, что сместилась ориентация подчинения ученика педагогу и правилам образовательной системы, к более мягким рамкам в процессе обучения. Это вызвано, прежде всего, тем, что педагог не выступает больше как исключительный источник знаний, он выступает еще и как участник воспитательного процесса. Именно в ходе этого процесса и происходит становление личности, ориентиров, моральных принципов и жизненных установок ученика. Это становится возможным, благодаря тому, что ученик чувствует в педагоге не только наставника, но и партнера, который готов прийти на помощь, поддержать, дать объективную обратную связь. В таких условиях у учеников пропадает страх, напряжение, нежелание идти на обучение. Они стремятся к взаимодействию с педагогом, благодаря чему, формируются более открытые взгляды, суждения, мнения о тех или иных явлениях. Ученики находятся в более комфортной и менее напряженной для себя среде, благодаря чему, становится возможным эффективнее проходить процесс обучения, не стесняться задавать вопросы, быть в диалоге с педагогом.Безусловно, в такой ситуации деятельность педагога усложняется тем, что он должен в себе совмещать две совершенно разные, но при этом, взаимосвязанные функции. Чтобы полноценно воплотить этот функционал, педагог должен стремиться к саморазвитию, к повышению своих профессиональных навыков и способностей. Тогда эти навыки и умения будут соответствовать новой парадигме педагогического мышления, а педагог сможет осуществлять процесс обучения качественно и эффективно.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Педагогика: учеб.пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: ШколаПресс, 1998. 512 с. 2. Ведерникова Л. В. Формирование ценностных установок будущего учителя на творческую самореализацию в педагогической деятельности. М.: Прометей, 2001. 144 с. 3. Бизяева А. А. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя: дис. … канд. психол. наук. СПб., 1993. 186 с. 4. Кунаковская Л. А. Педагогическая рефлексия как фактор профессионального самосовершенствования учителя: дис. … канд. пед. наук. Воронеж, 2003. 207 с. 5. Елисеев В. Технология формирования рефлексивной культуры учителя // Высш. образование в России. 2005. № 2. С. 37–40. 6. Климов Е. А. Психология для всех. М.: Академия, 1995. 268 с. 7. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 320 с. 8. Анисимов О. С. Обучение студентов решению инновационных задач // Педагогика. 1998. № 4. С. 59–62. 9. Найн А. Я. Рефлексивное управление учебной деятельностью и развитие коммуникативной готовности студентов к вузовскому обучении: учеб.-метод. пособие. Челябинск: УралГАФК, 1998. 79 с.10.Сластенин В. А. К вопросу о профессиограмме учителя школы // Сов.педагогика. 1973. № 5. С. 72–8011. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учебное пособие для пед.уч.зав. (УМО вузов РФ)/Под ред.А.И. Пискунова.–М., 2009. –512 с.12. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования: – М.: Логос, 2000. – 224 с.13. Латышина Д.И. История педагогики: Воспитание и образование в России (X – начало XX века): Учебное пособие. – М.: Издательский дом «Форум», 2010. – 584с.14. Новиков А. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития.–М.,2000.–272 с.15.Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1977. – 224с.16.Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М., 2000. – 204с.17. Теплов Б.М. Практическое мышление// Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М.: МГУ, 1981
1. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: ШколаПресс, 1998. 512 с.
2. Ведерникова Л. В. Формирование ценностных установок будущего учителя на творческую самореализацию в педагогической деятельности. М.: Прометей, 2001. 144 с.
3. Бизяева А. А. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя: дис. … канд. психол. наук. СПб., 1993. 186 с.
4. Кунаковская Л. А. Педагогическая рефлексия как фактор профессионального самосовершенствования учителя: дис. … канд. пед. наук. Воронеж, 2003. 207 с.
5. Елисеев В. Технология формирования рефлексивной культуры учителя // Высш. образование в России. 2005. № 2. С. 37–40.
6. Климов Е. А. Психология для всех. М.: Академия, 1995. 268 с.
7. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 320 с.
8. Анисимов О. С. Обучение студентов решению инновационных задач // Педагогика. 1998. № 4. С. 59–62.
9. Найн А. Я. Рефлексивное управление учебной деятельностью и развитие коммуникативной готовности студентов к вузовскому обучении: учеб.-метод. пособие. Челябинск: УралГАФК, 1998. 79 с.
10. Сластенин В. А. К вопросу о профессиограмме учителя школы // Сов. педагогика. 1973. № 5. С. 72–80
11. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учебное пособие для пед.уч.зав. (УМО вузов РФ)/Под ред.А.И. Пискунова.–М., 2009. –512 с.
12. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования: – М.: Логос, 2000. – 224 с.
13. Латышина Д.И. История педагогики: Воспитание и образование в России (X – начало XX века): Учебное пособие. – М.: Издательский дом «Форум», 2010. – 584с.
14. Новиков А. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития.–М.,2000.–272 с.
15. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1977. – 224с.
16. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М., 2000. – 204с.
17. Теплов Б.М. Практическое мышление// Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М.: МГУ, 1981
Вопрос-ответ:
Какие аспекты мышления рассматриваются в педагогике?
В педагогике рассматриваются различные аспекты мышления, включая развитие представлений о мышлении в психологии и понятие и сущность педагогического мышления.
Как развивались представления о мышлении в психологии?
Представления о мышлении в психологии развивались со временем и включали в себя различные концепции и теории, такие как ассоциативизм, структурализм, функционализм, гештальтпсихология, психоанализ и другие.
Что означает понятие "педагогическое мышление"?
Педагогическое мышление - это специфический вид мышления, который применяется в педагогической деятельности и включает в себя процессы планирования, организации, анализа и оценки учебных материалов, методов и средств обучения.
В чем заключается новая парадигма образования?
Новая парадигма образования предлагает переход от преподавания к обучению, акцентирует внимание на активности и самостоятельности учащихся, интеграции знаний и целостном развитии личности.
Какие установки присутствуют в современном педагогическом мышлении?
В современном педагогическом мышлении присутствуют установки на развитие критического мышления, разнообразные подходы к оценке и организации учебного процесса, а также использование современных информационных технологий.
Какие теоретические аспекты педагогического мышления рассматривает статья?
Статья рассматривает развитие представлений о мышлении в психологии и понятие и сущность педагогического мышления.
Что представляет собой новая парадигма образования?
Новая парадигма образования это современный подход к образованию, основанный на индивидуализации учебного процесса и активном вовлечении ученика в обучение. Она предполагает отход от традиционных методов обучения и использование новых технологий и подходов, таких как проектная деятельность и кооперативное обучение.
Какие установки современного педагогического мышления рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются установки на ориентацию на результат, на поиск новых путей обучения, на индивидуализацию и дифференциацию образования, на развитие творческого мышления учащихся и на учет индивидуальных особенностей каждого ученика.