Современные парадигмы педагогического мышления

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 30 30 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 11.05.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты педагогического мышления………………….5
1.1 Развитие представлений о мышлении в психологии ………………...5
1.2 Понятие и сущность педагогического мышления……………………7
2. Современные парадигмы педагогического мышления…………….…13
2.1 Новая парадигма образования………………………………………...13
2.2 Современные установки педагогического мышления…………..…..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………....29
Фрагмент для ознакомления

По всем подобным спорным вопросам, ответы можно получить в парадигме нового педагогического мышления. Именно оно призвано изменить образовательный процесс и преобразовать его в комфортный и качественный подход к обучению[1].Новое педагогическое мышление в единстве отмеченных аспектов охватывает все звенья, все направления человеческой духовности, позволяя подниматься на более высокий, интегрированный уровень своего содержания.В связи с этим основная задача педагогики заключается в том, чтобы на основе интеграции общественного сознания подвергнуть методологическому анализу привычные формулы педагогического мышления, обновить многие из них и, в итоге, придать им новую теоретическую и практическую направленность. Главные компоненты этого преобразования в следующем:- измененный мыслительный педагогический процессдолжен содержать в себересурсы и инструменты, которые дадут возможность найти и определить новые способы обучения, применяя творческий потенциал педагога;- современное педагогическое мышление не идет в разрыв с достижениями в образовательной области, а в большейстепенивключает в себя ее стандарты. Рассмотрим, например, классическое образование, которое составляет необходимый элемент подлинно гуманистического нравственного воспитания, основу формирования широкого кругозора. С бурным ростом промышленности и других областей практической деятельности возникла потребность в работниках определенного склада, что привело к возникновению особого технократического типа мышления, заземленного на конкретике чисто технологических решений. В результате великие ценности античной культуры, давшие в свое время мощный толчок развитию мировой мысли, были переведены в разряд второстепенных элементов образования и основная задача - гармонизация телесного и духовного в человеке, воспитания его высших духовных потенций оказалось задвинутой в последний ряд;Современный гуманистический подход пронизывает идеи педагогики: сотрудничества, демократизма, равноправие учителя и ученика. Воспитание может быть рассмотрено и как процесс самоорганизации личности средствами своих внутренних ресурсов, требующих определенной внешней стимуляции. Приведенное определение «воспитание» свидетельствует об отходе педагогики и воспитательной практики от традиционного определения воспитания, как формирование личности с заданными свойствами, и знаменует их поворот к обоснованию такого воспитательного процесса, который способен обеспечить личностно-смысловое развитие учащихся, поддержать в каждом из них индивидуальную самобытность, и, опираясь на их способности, на их самовоспитание, помочь каждому ребенку в решении его жизненно важных проблем. Такой подход называется личностно-ориентированным. Особо подчеркивается в этом подходе, что личностно-ориентированное воспитание – самоорганизуемый педагогический процесс, т. е. такой тип воспитания, в котором собственные усилия личности имеют первостепенное значение, то есть воспитание - процесс, запускающий механизмы личностного развития воспитанников[8]. Такое понимание воспитания становится возможным, если воспитатель владеет приемами тонкого, деликатного, личностного взаимодействия, использует методы психологической и педагогической поддержки ребенка. Специалисты подчеркивают, что сегодня педагог должен осознавать, что его профессиональная деятельность может быть успешной только через личностные контакты с воспитанниками, а не через их «прогибание» под нормой. Поэтому основными методами личностно-ориентированного воспитания являются: изучение, понимание, диалог, сотрудничество, педагогическая поддержка. Изучение ребенка предполагает установление с ним контакта, наблюдение физического и духовного состояния и определение на этой основе рациональных путей организации воспитательного процесса. Общение строится на взаимном доверии, а в идеале на взаимной любви. Педагог должен стремиться изучать ребенка в его внутренней целостности: его возрастные особенности, его окружающую социальную среду. Понимание предполагает деликатное, ненавязчивое проникновение в его (ученика) внутренний мир, определение проблем, с которыми он сталкивается в своей жизни. Диалог – является базовым методом воспитания. Он трактуется, как встреча «Я и Ты» и основан на взаимопонимании ученика и учителя. Педагог в данном процессе занимает позицию собеседника и участника. Помощь педагога ребенку направлена на определение целей его развития, оказание содействия в достижении этих целей[4]. Педагог оказывает поддержку ученику в познании самого себя, помогает уловить свою уникальность и неповторимость. Педагогическое сотрудничество основывается на отношениях детей со взрослыми, когда два человека выполняют общую работу. Совместный труд делает учителя и ученика равными, равенство воспитывает, потому, что в основе воспитания - не управление, а общение.Иной характер в условиях гуманизации приобретает организаторская функция учителя. Если раньше, в массовой практике он был организатором воспитательных мероприятий, сценаристом, режиссером, распределителем в ученическом сообществе, то сегодня эта сфера деятельности хотя и остается, но учитель должен выполнять в ней другую роль – он организует внутреннюю жизнь класса, школы, вызывая внутреннее рождение, внутреннего воспитания пространства, как жизненную философию детей. Изменяется и смысл управленческой функции педагога: от прямых распоряжений, внедрения норм и требований, как основы авторитарного управления, нужно переходить к воспитанию самоорганизации, способствовать саморазвитию ребенка. Всегда надо помнить, что любое эффективное воспитание всегда предполагает «запуск» процессов активного саморазвития и самокоррекции личности. Современному педагогу, в каких бы сложных условиях он не находился, нужно стремиться применять в своей повседневной практике новые подходы в воспитании учащихся[6].Современному образовательному процессу, для воплощения в жизнь последних инноваций процесса обучения,необходимы педагоги с переориентированныммыслительным процессом, усовершенствованными взглядами на окружающую действительность. Главенствующим звеном в процессе обучения, является сам педагог, поэтому именно от его качеств и ориентации на современные запросы и вызовы общества будет зависеть эффективность полготовки будущих профессионалов.Безусловно, педагог должен быть носителем новых моральных принципов, взглядов на окружающую действительность, должен устанавливать рамки комфортного взаимодействия в цепочке учитель-ученик.Современным учителямнеобходимо научиться по иному относится к своей работе, начать видеть в своих подопечных маленькие формирующиеся личности, применять свои творческие ресурсы, подбирать методы обучения с учетом особенностей разных учеников.Именно таким способом учитель может найти подход к своим ученикам и помочь им в формировании их жизненных устоев, принципов и манер поведения, реакции на стрессовые ситуации и другое. Именно по эти причинам, учитель является ключевым звеном в формировании новой парадигмы педагогического мышления.Учитывая все вышеописанное, мы пришли к тому, что в образовательном учреждении сегодня требуется не просто учитель, но и воспитатель. Это необходимо для того, чтобы сформировать учеников чувство свободы выбора, любви к обучению, уважение к школьным товарищам, видение себя как отдельной личности в большой системе обучения.Воспитание в современной школе - это мастерство и искусство глубинного общения, тут нужен особый педагогический талант, творческая работа, соблюдение особой этики поддержки, сущность которой - единство нравственных и педагогических норм.ЗАКЛЮЧЕНИЕСовременный, эффективный, целостный, структурны и творческий процесс образования, невозможен без понятия педагогическое мышление. Несмотря на установленные программы обучения, высчитанные количества часов для обучения, имеющиеся методические материалы, образование не будет комфортным и эффективным, если педагог не будет делать упор на свою работу и взаимодействие с обучающимися. Во многом от уровня развития, от способности заинтересовать, от умения слушать и слышать, от стремления быть в диалоге и т.д. зависит успешный процесс обучения.Именно поэтому так важна ориентация на современные парадигмы педагогического мышления. Для выполнения заявленной цели работы, был раскрыт целый ряд задач: изучено, как развивались представлений о мышлении в психологии, рассмотрены значение термина педагогического мышления, выявлены акценты новой парадигмы образования, обозначены современные установки педагогического мышления.Мыслительный процесс педагогаявляется частью педагогической деятельности и устремленвыполнение повседневных профессиональных работ. Процесс мышления педагога может быть задействован в формировании идей, инструментов, которые помогут улучшить процесс образования. Область, в которой педагог должен развиваться - педагогическоемышление, которое заключает в себе разные педагогические приемы и методы обучения, перенятый опыт и новые персональные открытия и методики в ходе осуществления профессиональной деятельности.Сегодня в нашей стране, в образовательной системеслучились различные преобразования, относящиеся к всестороннемуразвитию учеников. Например, наличие, увеличение и развитие школ, гимназий, лицеев, дало толчок к повсеместному процессу образования, даже в отдаленных населенных пунктах. Различные изменения в системе обучения делают своеобразный вызов самим педагогам, требуют от них соответствия изменениям в системе обучения, развитие их мыслительного процесса, увеличение знаний в профильной области, умение коммуницировать с учениками.Понимание и использование учителями в процессе работы педагогического мышления, происходит потому что это важный блок их профессиональной работы.Те учителя, которые работают в своей профессиональной сфере не один год, должны учитывать два важных момента. Пересмотр и дальнейший рост уже образованных стандартов, под изменения в системе обучения.Также это изменение произошло и в теоретических аспектах педагогической деятельности.Кроме того, важным прорывом в области образовательного процесса является и то, что сместилась ориентация подчинения ученика педагогу и правилам образовательной системы, к более мягким рамкам в процессе обучения. Это вызвано, прежде всего, тем, что педагог не выступает больше как исключительный источник знаний, он выступает еще и как участник воспитательного процесса. Именно в ходе этого процесса и происходит становление личности, ориентиров, моральных принципов и жизненных установок ученика. Это становится возможным, благодаря тому, что ученик чувствует в педагоге не только наставника, но и партнера, который готов прийти на помощь, поддержать, дать объективную обратную связь. В таких условиях у учеников пропадает страх, напряжение, нежелание идти на обучение. Они стремятся к взаимодействию с педагогом, благодаря чему, формируются более открытые взгляды, суждения, мнения о тех или иных явлениях. Ученики находятся в более комфортной и менее напряженной для себя среде, благодаря чему, становится возможным эффективнее проходить процесс обучения, не стесняться задавать вопросы, быть в диалоге с педагогом.Безусловно, в такой ситуации деятельность педагога усложняется тем, что он должен в себе совмещать две совершенно разные, но при этом, взаимосвязанные функции. Чтобы полноценно воплотить этот функционал, педагог должен стремиться к саморазвитию, к повышению своих профессиональных навыков и способностей. Тогда эти навыки и умения будут соответствовать новой парадигме педагогического мышления, а педагог сможет осуществлять процесс обучения качественно и эффективно.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Педагогика: учеб.пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: ШколаПресс, 1998. 512 с. 2. Ведерникова Л. В. Формирование ценностных установок будущего учителя на творческую самореализацию в педагогической деятельности. М.: Прометей, 2001. 144 с. 3. Бизяева А. А. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя: дис. … канд. психол. наук. СПб., 1993. 186 с. 4. Кунаковская Л. А. Педагогическая рефлексия как фактор профессионального самосовершенствования учителя: дис. … канд. пед. наук. Воронеж, 2003. 207 с. 5. Елисеев В. Технология формирования рефлексивной культуры учителя // Высш. образование в России. 2005. № 2. С. 37–40. 6. Климов Е. А. Психология для всех. М.: Академия, 1995. 268 с. 7. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 320 с. 8. Анисимов О. С. Обучение студентов решению инновационных задач // Педагогика. 1998. № 4. С. 59–62. 9. Найн А. Я. Рефлексивное управление учебной деятельностью и развитие коммуникативной готовности студентов к вузовскому обучении: учеб.-метод. пособие. Челябинск: УралГАФК, 1998. 79 с.10.Сластенин В. А. К вопросу о профессиограмме учителя школы // Сов.педагогика. 1973. № 5. С. 72–8011. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учебное пособие для пед.уч.зав. (УМО вузов РФ)/Под ред.А.И. Пискунова.–М., 2009. –512 с.12. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования: – М.: Логос, 2000. – 224 с.13. Латышина Д.И. История педагогики: Воспитание и образование в России (X – начало XX века): Учебное пособие. – М.: Издательский дом «Форум», 2010. – 584с.14. Новиков А. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития.–М.,2000.–272 с.15.Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1977. – 224с.16.Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М., 2000. – 204с.17. Теплов Б.М. Практическое мышление// Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М.: МГУ, 1981

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: ШколаПресс, 1998. 512 с.
2. Ведерникова Л. В. Формирование ценностных установок будущего учителя на творческую самореализацию в педагогической деятельности. М.: Прометей, 2001. 144 с.
3. Бизяева А. А. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя: дис. … канд. психол. наук. СПб., 1993. 186 с.
4. Кунаковская Л. А. Педагогическая рефлексия как фактор профессионального самосовершенствования учителя: дис. … канд. пед. наук. Воронеж, 2003. 207 с.
5. Елисеев В. Технология формирования рефлексивной культуры учителя // Высш. образование в России. 2005. № 2. С. 37–40.
6. Климов Е. А. Психология для всех. М.: Академия, 1995. 268 с.
7. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 320 с.
8. Анисимов О. С. Обучение студентов решению инновационных задач // Педагогика. 1998. № 4. С. 59–62.
9. Найн А. Я. Рефлексивное управление учебной деятельностью и развитие коммуникативной готовности студентов к вузовскому обучении: учеб.-метод. пособие. Челябинск: УралГАФК, 1998. 79 с.
10. Сластенин В. А. К вопросу о профессиограмме учителя школы // Сов. педагогика. 1973. № 5. С. 72–80
11. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учебное пособие для пед.уч.зав. (УМО вузов РФ)/Под ред.А.И. Пискунова.–М., 2009. –512 с.
12. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования: – М.: Логос, 2000. – 224 с.
13. Латышина Д.И. История педагогики: Воспитание и образование в России (X – начало XX века): Учебное пособие. – М.: Издательский дом «Форум», 2010. – 584с.
14. Новиков А. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития.–М.,2000.–272 с.
15. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1977. – 224с.
16. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М., 2000. – 204с.
17. Теплов Б.М. Практическое мышление// Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М.: МГУ, 1981

Вопрос-ответ:

Какие аспекты мышления рассматриваются в педагогике?

В педагогике рассматриваются различные аспекты мышления, включая развитие представлений о мышлении в психологии и понятие и сущность педагогического мышления.

Как развивались представления о мышлении в психологии?

Представления о мышлении в психологии развивались со временем и включали в себя различные концепции и теории, такие как ассоциативизм, структурализм, функционализм, гештальтпсихология, психоанализ и другие.

Что означает понятие "педагогическое мышление"?

Педагогическое мышление - это специфический вид мышления, который применяется в педагогической деятельности и включает в себя процессы планирования, организации, анализа и оценки учебных материалов, методов и средств обучения.

В чем заключается новая парадигма образования?

Новая парадигма образования предлагает переход от преподавания к обучению, акцентирует внимание на активности и самостоятельности учащихся, интеграции знаний и целостном развитии личности.

Какие установки присутствуют в современном педагогическом мышлении?

В современном педагогическом мышлении присутствуют установки на развитие критического мышления, разнообразные подходы к оценке и организации учебного процесса, а также использование современных информационных технологий.

Какие теоретические аспекты педагогического мышления рассматривает статья?

Статья рассматривает развитие представлений о мышлении в психологии и понятие и сущность педагогического мышления.

Что представляет собой новая парадигма образования?

Новая парадигма образования это современный подход к образованию, основанный на индивидуализации учебного процесса и активном вовлечении ученика в обучение. Она предполагает отход от традиционных методов обучения и использование новых технологий и подходов, таких как проектная деятельность и кооперативное обучение.

Какие установки современного педагогического мышления рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются установки на ориентацию на результат, на поиск новых путей обучения, на индивидуализацию и дифференциацию образования, на развитие творческого мышления учащихся и на учет индивидуальных особенностей каждого ученика.