Максимизация прибыли в олигополистической отрасли (по работе Дж. Стиглера «Теория олигополии»
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 22.05.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Олигополия как доминирующая структура современной рыночной системы 5
1.1 Понятие олигополистической конкуренции 5
1.2 Характерные черты олигополии 6
2. Определение максимума прибыли продавцов при олигополии 12
2.1 Соотнесение модели определения максимума прибыли с моделью рыночного равновесия 12
2.2 Определение собственных ограничений модели определения максимума прибыли при олигополии 15
3. Особенности функционирования олигополий в российской экономике 18
Заключение 26
Список использованных источников и литературы 28
Сотовый оператор появился на российском рынке в 2003 году. На современном этапе развития экономики наиболее эффективным признано инновационное развитие, а поэтому насущной является необходимость его рассмотрения и обеспечения в экономике России. Каждое предприятие функционирует в финансовой среде, поэтому обязательными условиями является получение прибыли. Важным фактором, который влияет на динамику сбыта товара и на формирование прибыли, является цена. На конкурентном рынке окончательное решение о покупке принимает только покупатель. Поэтому фирма в своем решении об установлении цены должна опираться на такую цену, которая будет приемлема для рынка. В условиях дифференцированной олигополии, большую ценовую независимость имеет фирма, и поэтому выше воспринимаемая ценность элемента дифференциации. В случае недифференцированной олигополии фирмы-конкуренты сильно взаимосвязаны между собой, что в значительной степени ограничивает их ценовую самостоятельность. Поскольку на рынке олигополии всегда существует риск ценовой войны, то фирмы редко идут на снижение цены. В некоторых случаях ценовая война все же может позволить определенным фирмам улучшить свое положение на рынке.Современные проблемы ценообразования в среде несовершенной конкуренции снижают как эффективность деятельности предприятий в целом, так и действенность ценовой политики предприятий в частности. Это в свою очередь обусловливает необходимость поиска и утверждения нового подхода к процессу формирования ценовой политики предприятий. Одной из основных проблем в области ценовой политики отечественных предприятий в условиях несовершенного конкурентного среды является несовершенство ее информационного обеспечения. В то же время систематический сбор и анализ информации выступают необходимым условием принятия оптимальных решений по ценам. При принятии решений относительно установления цен необходимо анализировать следующие виды информации: о рынке в целом, о конкуренции на рынке, о ценах, о правительственной политике, о производстве и расходах, об объемах сбыта товаров и прибыли. Негативным моментом изложенного подхода является игнорирование такого важного в современных условиях вида информации, как информация о покупателях. По нашему мнению, формирование ценовой политики обусловливает необходимость системного подхода к информационному обеспечению и обоснование управленческих решений. Этот подход реализуется в комплексной системе информационного обеспечения процесса ценообразования, содержащий шесть отдельных систем: систему информации о рынке в целом;систему информации о правительственной политике; систему информации о расходах;систему информации о конкурентах; систему информации о покупателях; систему информации об объемах сбыта и прибыли предприятия. При таких условиях большое значение приобретает способность удерживать и развивать уровень конкурентоспособности собственной продукции для обеспечения возможности перспективного роста рыночных долей в определенных сегментах в условиях несовершенной конкуренции.Учитывая усиление конкурентной борьбы между предприятиями отрасли за ограниченные сырьевые ресурсы, за рынки сбыта, за потребителей, актуальным является выбор привлекательных для развития видов продукции, рыночных сегментов и формирования набора маркетинговых конкурентных стратегий для достижения намеченных стратегических целей. Это предопределяет необходимость формирования новейших действенных методов и способов по преодолению негативных последствий несовершенной конкуренции на рынке России. Проблематика инновационного процесса предприятий связана в основном с рисками финансирования и внедрения инноваций, это осложняется условиями несовершенной конкуренции в России. Высокодоходные инновации всегда сопровождаются высокими рисками и требуют больших инвестиций. Нужно отметить, что повышение рисков инновационных проектов обусловлено большей рискованностью через их значительную неопределенность, то есть недостаточность информации на всех этапах создания и реализации нововведений, ее неоднозначность и недостоверность. В условиях несовершенной конкуренции весьма важно не потерять уже сформированный инновационный потенциал, что требует активизации мониторинговой деятельности с целью избежания внешних угроз и использования возможных рыночных шансов, с целью точного определения реального состояния предприятия и оценки имеющихся возможностей и способностей персонала. Наряду с решением текущих финансовых проблем, предприятиям необходимо интенсифицировать свою инновационную деятельность, результаты которой позволят выйти на новые мировые рынки с новой продукцией и технологиями. Таким образом, основными проблемами развития предприятий в условиях несовершенной конкурентной среды на современном этапе являются: рост конкуренции, быстрые изменения технологий и поколений техники, методов организации производства, глобализация экономических отношений. Они снижают эффективность использования традиционных подходов к управлению развитием предприятия и определяют необходимость поиска новых концепций обеспечения долгосрочной успешности их предпринимательской деятельности. Рост требований по качеству и эффективности всех без исключения бизнес-процессов предприятия сказывается на углублении внутрифирменной специализации во всех сферах хозяйствования. Стратегия конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности предприятия являются взаимодополняющими, и в крепкой взаимодействий этих двух факторов возможно обеспечить не только выживание предприятия, но и его постоянное развитие.ЗаключениеПо итогам проведенного исследования достигнуты ранее поставленные задачи:Микроэкономическая теория выделяет четыре основных типа рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.Их классифицируют на основе четырех структурообразующих элементов: степень однородности продукции, количество фирм, действующих на рынке, легкость входа и выхода с рынка, степень контроля над ценами.Для олигополии характерно господство небольшого числа крупнейших фирм в отрасли.Основными чертами являются следующие:1. Как однородная (классическая олигополия), так и неоднородная(дифференцированная олигополия) продукция.2. Небольшое количество продавцов и множество мелких покупателей. 3. Возможность входа в отрасль (на рынок) очень неоднозначная: от заблокированного входа до относительно свободного. Главная особенность олигополии состоит в том, что предприятия взаимозависимы. При установлении уровня цен и количествапродукции, олигополисту необходимо учитывать поведение конкурентов, поведение которых определяется принятым им решениями.В зависимости от этого олигопольные рынки можно разделить на два типа: кооперированная олигополия и некооперированная олигополия. В рамках кооперированной модели фирмы, согласуя свое поведение, вступают в сговорили иным способом согласуют свои действия. В рамках некооперированных моделей олигополисты, максимизируя прибыль, действуют независимо. В рамках курсовой работы рассмотрены принципы максимизация прибыли в олигополистической отрасли (по работе Дж. Стиглера «Теория олигополии).Это позволило сделать определенные выводы. Так, для дуополии сумма значений объемов продаж, соответствующих получению максимума прибыли всех продавцов, тождественна точке рыночного равновесия. Собственные ограничения применения модели максимума прибыли продавцов связаны с возможностью получения нулевых и отрицательных значений объемов продаж, соответствующих получению максимальной прибыли, что противоречит банальной истине и начальным условиям модели: для получения прибыли объемы продаж должны быть положительными.В большинстве своем олигополия распространена областях, характеризующихся достаточно ограниченными возможностями дифференциации отраслевого товара и крупное производство наиболее эффективно.Несмотря на несоответствие условиям эффективного использования и распределения ресурсов, уданного типа рыночной структуры достаточно высокая эффективность. Данные отрасли вносят весомый вклад в экономический рост, участвуя в научно-исследовательских разработках новых продуктов и технологий и внедряя данные инновации в производство.Анализируя примерыолигополий в российской практике, закономерен вывод, что данный тип рыночной структуры приносит определенную выгоду обществу:компании стремятся к усовершенствованию товаров, развитию технологий, что невозможно в условиях совершенной конкуренции.Список использованных источников и литературыГераськин, М.И. Моделирование рефлексии в нелинейной модели трехагентной олигополии Штакельберга для телекоммуникационного рынка России / М.И. Гераськин // Автоматика и телемеханика. - 2018. - № 5. - С. 83-106. Дж. СтерлингТеорииолигополии / Journal of Political Economy. 1964. Vol. 2. No. 1. P. 3-21. Казанцева, Е.Г. Олигополистические рынки в современной экономике: диссертация ... доктора экономических наук : 08.00.01 / Казанцева Елена Геннадьевна; [Место за-щиты: Нац. исслед. Том. гос. ун-т]. - Кемерово, 2013. - 456 с. : ил. Курс микроэкономики: учебник/Р.М.Нуреев. - 3-е изд., испр. и доп.-М.: Норма : ИНФРА-М, 2014 -624с. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебное пособие/Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю.Юданова. - 4-е изд., исправл. и доп. – М.: КНОРУС. -2016. С. 352, 360. Микроэкономика: Учебник/Под ред. Г.П. Журавлевой и Л.Г.Чередниченко. –М.:ИНФРА-М. – 2015 – 415с. Никулина И.Н. Микроэкономика: Учебник – М.: ИНФРА –М, 2017. -553с. (Высшее образование: Бакалавриат) Петров П.Ю. Модель рыночного равновесия: уточненная по предельности предложения / П.Ю. Петров. // Актуальные проблемы менеджмента и экономики в России и за рубежом: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Выпуск №2. – СПб: ИЦРОН, 2015. - С. 144-149. Петров П.Ю. Вторая базовая модель рыночного равновесия. / П.Ю. Петров // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2017 г. / Под общ. ред. Е. П. Ткачевой. – Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2017. – Часть IV. – С. 83-88. Петрова Л.А. Оценка доходности логистического предприятия в системе рыночных отношений / Л.А. Петрова // История и перспективы развития транспорта на Севе-ре России: Сборник научных статей / Под ред. проф. О.М. Епархина, Ярославль: изд-во «Министерство печати», 2015.- с.90-94.Траут Дж., Ривкин С. Сила простоты: руководство по успешным бизнес-стратегиям/ Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2017. -240с. Baiardi L.C. An oligopoly model with rational and imitation rules / Lorenzo Cerboni Baiardi, Ahmad K. Naimzada // Mathematics and Computers in Simulation, Volume 156, February 2019, Pages 254-278 - https://doi.org/10.1016/j.matcom.2018.09.005 Tasnádi, А. Price vs. quantity in oligopoly games / Attila Tasnádi // International Journal of Industrial Organization, Volume 24, Issue 3, May 2006, Pages 541-554 - https://doi.org/10.1016/j.ijindorg.2005.07.009
1. Гераськин, М.И. Моделирование рефлексии в нелинейной модели трехагентной олигополии Штакельберга для телекоммуникационного рынка России / М.И. Гераськин // Автоматика и телемеханика. - 2018. - № 5. - С. 83-106.
2. Дж. Стерлинг Теории олигополии / Journal of Political Economy. 1964. Vol. 2. No. 1. P. 3-21.
3. Казанцева, Е.Г. Олигополистические рынки в современной экономике: диссертация ... доктора экономических наук : 08.00.01 / Казанцева Елена Геннадьевна; [Место за-щиты: Нац. исслед. Том. гос. ун-т]. - Кемерово, 2013. - 456 с. : ил.
4. Курс микроэкономики: учебник/Р.М.Нуреев. - 3-е изд., испр. и доп.-М.: Норма : ИНФРА-М, 2014 -624с.
5. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебное пособие/Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю.Юданова. - 4-е изд., исправл. и доп. – М.: КНОРУС. -2016. С. 352, 360.
6. Микроэкономика: Учебник/Под ред. Г.П. Журавлевой и Л.Г. Чередниченко. –М.:ИНФРА-М. – 2015 – 415с.
7. Никулина И.Н. Микроэкономика: Учебник – М.: ИНФРА –М, 2017. -553с. (Высшее образование: Бакалавриат)
8. Петров П.Ю. Модель рыночного равновесия: уточненная по предельности предложения / П.Ю. Петров. // Актуальные проблемы менеджмента и экономики в России и за рубежом: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Выпуск №2. – СПб: ИЦРОН, 2015. - С. 144-149.
9. Петров П.Ю. Вторая базовая модель рыночного равновесия. / П.Ю. Петров // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2017 г. / Под общ. ред. Е. П. Ткачевой. – Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2017. – Часть IV. – С. 83-88.
10. Петрова Л.А. Оценка доходности логистического предприятия в системе рыночных отношений / Л.А. Петрова // История и перспективы развития транспорта на Севе-ре России: Сборник научных статей / Под ред. проф. О.М. Епархина, Ярославль: изд-во «Министерство печати», 2015.- с.90-94.
11. Траут Дж., Ривкин С. Сила простоты: руководство по успешным бизнес-стратегиям/ Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2017. -240с.
12. Baiardi L.C. An oligopoly model with rational and imitation rules / Lorenzo Cerboni Baiardi, Ahmad K. Naimzada // Mathematics and Computers in Simulation, Volume 156, February 2019, Pages 254-278 - https://doi.org/10.1016/j.matcom.2018.09.005
13. Tasnádi, А. Price vs. quantity in oligopoly games / Attila Tasnádi // International Journal of Industrial Organization, Volume 24, Issue 3, May 2006, Pages 541-554 - https://doi.org/10.1016/j.ijindorg.2005.07.009
Вопрос-ответ:
Какие особенности характеризуют олигополию?
Олигополия характеризуется несколькими особенностями. Во-первых, в отрасли существует небольшое количество крупных продавцов, которые влияют на цены и объемы производства. Во-вторых, эти продавцы взаимодействуют друг с другом, принимая стратегические решения. Также олигополисты могут использовать различные методы для защиты своих позиций и ограничения конкуренции.
Что такое олигополистическая конкуренция?
Олигополистическая конкуренция - это форма рыночной конкуренции, при которой на рынке существует малое количество продавцов, которые влияют на цены и объемы производства. В отличие от монополии, где на рынке доминирует один продавец, в олигополии есть несколько крупных игроков, которые взаимодействуют между собой.
Как олигополисты максимизируют свою прибыль?
Олигополисты максимизируют свою прибыль путем выбора оптимального уровня производства и ценовой стратегии. Они анализируют рыночные условия, действия конкурентов и потенциальные реакции рынка на свои действия. Олигополисты также учитывают свои собственные ограничения, такие как ограничения по производству или финансовые ограничения, при принятии решений.
Как модель определения максимума прибыли связана с моделью рыночного равновесия?
Модель определения максимума прибыли в олигополии связана с моделью рыночного равновесия через взаимодействие спроса и предложения. В модели определения максимума прибыли олигополисты учитывают реакцию конкурентов и анализируют, как изменение их выводов может повлиять на общий рыночный спрос и цену. Таким образом, модель определения максимума прибыли работает в контексте общего равновесия на рынке.
Что такое олигополия?
Олигополия - это форма рыночной структуры, характеризующаяся наличием небольшого числа крупных производителей или продавцов, влияющих на цены и объемы производства.
Какие черты характерны для олигополии?
Олигополия характеризуется высоким уровнем конкуренции между несколькими крупными фирмами, недостаточной свободой входа на рынок новых участников, возможностью воздействовать на цены и продукцию, а также значительным влиянием на рынок в целом.
Как можно максимизировать прибыль в олигополистической отрасли?
Максимизация прибыли в олигополии зависит от многих факторов, включая цены конкурентов, потребности рынка, расходы на производство и маркетинг. Одним из подходов к максимизации прибыли является определение оптимального уровня производства и цены, который позволит получить максимальную прибыль при заданных условиях.
Как модель определения максимума прибыли связана с моделью рыночного равновесия?
Модель определения максимума прибыли и модель рыночного равновесия тесно связаны, так как в обоих случаях ставится цель достижения оптимальных результатов для фирмы. Однако в модели определения максимума прибыли учитывается конкуренция с другими фирмами, что отличается от идеального конкурентного рынка, предполагаемого в модели рыночного равновесия.
Какие ограничения существуют в модели определения максимума прибыли при олигополии?
Модель определения максимума прибыли при олигополии имеет ряд ограничений. Например, она предполагает, что фирмы действуют рационально и максимизируют свою прибыль, не принимая во внимание долгосрочные последствия своих действий. Также предполагается, что фирмы имеют полную информацию о рынке и конкурентах, что может не соответствовать реальности.
Что такое олигополия?
Олигополия - это форма рыночной структуры, характеризующаяся наличием небольшого числа крупных производителей или продавцов, которые оказывают значительное влияние на цены и объемы производства.
Какие черты характеризуют олигополию?
Олигополия характеризуется следующими чертами: наличием небольшого числа крупных фирм, взаимозависимостью действий фирм, наличием барьеров на вход для новых конкурентов и наличием продуктовой дифференциации.
Как определить максимум прибыли продавцов при олигополии?
Определение максимума прибыли продавцов при олигополии зависит от различных факторов, таких как количество производителей на рынке, структура спроса, степень конкуренции, стоимость производства и другие. Для определения максимума прибыли используются различные модели, такие как модель курно, модель бертрана и другие.