Городская праздничная культура 2 половины 19 века

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История искусств
  • 26 26 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 19.05.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава I Главные особенности народных 5
праздников и обрядов России второй половины XIX века 5
1.1 История образования народных традиций. 5
1.2. Виды и определения праздников и обрядов 7
Глава II. Площадная праздничная культура XIX века 10
2.1. Образование городской праздничной культуры 10
2.2. Формы городской праздничной культуры XIX века 13
2.3. Дворянские новаторства в городской праздничной культуре российской провинции XIX века. 18
Заключение 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24


Фрагмент для ознакомления

Смеялись над неожиданной трактовкой медвежьих жестов, над смелым сопоставлением их с поведением людей. Примеры брались всегда из обыденной жизни, и степень комизма была самой разной: от беззлобного доброго юмора (как малые ребята на палочке катаются и за горохом лазят) и снисходительной насмешки (как старательно девицы румянятся, в зеркало смотрятся) до едкого, злого высмеивания солдатской муштры, сатирического изображения обычаев крепостного права (как барыня оброк собирает, барин «ухаживает» за крепостными девками, бабы на барщину и с барщины ходят), поведения тех, кто живет крестьянским, народным трудом (помещики, купцы, попы).В крупных городах вожаки с медведями продолжали еще выступать и в конце XIX, и даже в первой четверти ХХ века. Правда, число их сильно уменьшилось, да и настоящее традиционное представление удавалось посмотреть все реже.2.3. Дворянские новаторства в городской праздничной культуре российской провинции XIX века.Если в XVIII веке основными праздниками в  культуре российской провинции были религиозные торжества и народные гуляния, которые зачастую являлись сплавом языческих крестьянских традиций и христианства, то к середине XIX века в праздничной культуре города все явственнее происходит нарастание светских начал. И в первую очередь это проявилось в государственных праздниках как особых торжеств нового типа, в которых задействованы элементы европейских зрелищных развлечений: приемы, парады, балы и фейерверки и др. Остановимся более подробно на таких светских элементах праздничных торжеств как бал и театральные представления.Неотъемлемой частью светских празднеств был бал, который  имел свои правила и свой этикет, определенные для каждой исторической эпохи. Вообще бальный этикет был сложным и разнообразным.Основным элементом бала были танцы, которые служили организующим стержнем вечера. Нужно отметить, что очередность танцев на балу не была произвольной, она имела свои традиции и строгую церемониальную последовательность.[8]Постепенно бал в празднично-развлекательной культуре России становится не просто последовательностью определенных танцев, а он превращается в церемониал, имеющий свой особый язык, ориентированный на зрелищность.[7] Нередко в записках современников отмечалось, что «бал есть жизнь в миниатюре со всеми ее обольщениями, интригами, странностями, кознями, со всем, что есть в ней сладкого и горького».[4]Провинциальные балы, как правило, подчинялись тем же правилам организации, что и столичные, но в тоже время они имели и свои особенности. Внутренняя организация бала даже провинциального была делом исключительной культурной важности, так как бал, зачастую являлся конкурсом на владение определенным комплексом сословных норм светского обращения. Однако степень жесткости подчинения светским нормам этикета была различной: между многотысячными балами в Зимнем дворце, приуроченными к особо торжественным датам, и небольшим балами в провинции с танцами под крепостной оркестр или даже под скрипку, на которой играл немец-учитель, проходил долгий и многоступенчатый путь.Отметим, что первоначально бальный церемониал провинциальных праздников был несовершенен - для него все еще был характерен оттенок народной культуры с ее замкнутым характером. Постепенно в бальная культура губернских центров попадает под влияние европейской «раскрепощенной» культуры: усложняется декорационное оформление залов, наблюдается более строгое подчинение этикету «на столичный манер», отступление от которого нередко осуждалось обществом.Основными действующими лицами бала были дворяне. Именно балы оказали большое влияние на бытовой этикет, пластику и костюм дворян, являясь одним из важнейших каналов проникновения в Россию европейской моды. В центре провинциального бала были руководители губернии. Празднество начиналось только с появлением в Дворянском собрании губернатора, вице-губернатора и членов их семей.Постепенно начинают ломаться социальные перегородки, все больше устраиваются общественные балы, в которых присутствуют дворяне, чиновники и представители купечества. Подобные балы приурочивались к таким торжественным событиям как приезд в город или губернию высокопоставленного гостя или открытие государственных учреждений и др.На общественные балы во всем блеске и роскоши являлись купеческие жены и дочери. Так, современники отмечали, что провинциальные купчихи были одеты «по старинке, в бархатные и парчовые кофты и юбки с шелковыми платками, шитыми серебром и золотом, …с бриллиантовыми нитями на шее, также с серьгами в ушах, перстнями на всех пальцах».[1] По наряду молодой представительницы купеческого сословия судили о возможном приданом. Зачастую от того, насколько был богат наряд молодой девушки, зависело то, как удачно она выйдет замуж.Именно с начала XIX века представители богатейшего купечества губернских центров становятся организаторами пышных праздничных торжеств, где обязательным элементом был бал.[6] Отметим, что бал был мероприятием не дешевым и тем самым его организация на «высшем уровне», особенно в рамках городского праздничного мероприятия, давала возможность продемонстрировать купечеству его устойчивое материальное положение, «успешность» в делах и приобрести престиж в глазах общественности.С середины XIX века в программу праздничных торжеств, посвященных государственному официальному событию стали входить театрализованные мероприятия. Это связанно с тем, что в рассматриваемый период заметную роль в культурно-общественной жизни города стал играть театр, который являлся одним из средств усовершенствования человеческих взаимоотношений и самого человека. Первоначально театрализованные представления носили «любительский характер», т.к. играли в них преимущественно сами дворяне-чиновники, а пьеса сочинялась непосредственно к определенному праздничному событию.Однако театральное искусство динамично развивается в провинции и уже к середине XIX века выходит на профессиональный уровень. Так, городские торжества дополняют театральные постановки в исполнении профессиональной труппы актеров. На театральных подмостках демонстрируются знаменитые пьесы, как правило, патриотического характера.[6]Итак, праздничная культура провинции последней трети XVIII – первой половине XIX века только еще начинает развиваться и для нее характерно традиционное сочетание религиозных и светских элементов. В рассматриваемый период среди увеселительных мероприятий праздничных  торжеств ярко выделяется бал и театральные представления. Именно они вносят в провинциальный городской праздник элементы европейского светского этикета и придают зрелищность.ЗаключениеПостроенные в традиционной культуре, высокая духовность и нравственность являются гарантами здорового образа жизни, гармоничной организации повседневной жизни, уважения к традициям, дружеских отношений с окружающими, любви и уважения к природе.Образовательная роль народной культуры и, прежде всего, традиционной культуры проявляется через воздействие на каждого человека, будь то ученик начальной школы или подросток, поэтому он активно влияет на весь образ жизни и общество.Следуя канонам традиционной культуры, она развивает чувство собственного достоинства и национальную гордость за детей и подростков, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации.Успешная и наиболее полная реализация трансформирующего, творческого и воспитательного потенциала народной культуры возможна только при благоприятных условиях: сохранение, возрождение в целом и его традиционная составляющая - особенности; просвещение населения, особенно детей и подростков, на основе материалов наследия народной культуры, посредством ненавязчивых форм ознакомления с ее богатством; активное участие всех желающих во всех видах народного творчества.Традиционная народно-художественная культура - наиболее благоприятная среда для раскрытия творческих способностей развития личности.Наиболее популярной, доступной и естественной формой реализации творческого потенциала каждого человека является народное творчество, фольклор, церемониальная и праздничная культура, то есть все, что нам нужно сейчас. И отсюда вытекает необходимость популяризации всех видов поощрения использования народных культурных традиций в деятельности народных творческих коллективов, в фольклоре.Поле праздничной культуры было не просто историческим фактом, актуальным только для своего времени. Она долго жила в воспоминаниях своих современников и стала хорошим хранилищем знаний для формирования современной индустрии праздничной культуры.Праздники, несмотря на огромное разнообразие и разнообразие составляющих их элементов, были едины, они впитали в себя лучшее из народного театра, фольклора и сконцентрировали все это в пространстве площади, подчиняясь общему стилю, общим законам и праздничной этике.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАлексеев-Яковлев, А.Я. Русские народные гуляния. Текст. - М-Л., 2008. 148 с..Арнольдов, А.И. Вступительная статья Текст. // Жигульский, К. Праздник и культура. М .: Прогресс, 2005. - С. 16.Афанасьев, А.Н. Народные праздники // Древо жизни: Избр. статьи. - М., 2012, 230 с.Бакланова Т.И. Концепция социальной адаптации и этнокультурной интеграции детей мигрантов в московских школах на основе русской культуры // Фундаментальные исследования. 2014. №12. С.2212-2215.Бакланова Т.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России: учебные пособия для 4 класса. М .: АСТ. Астрель, 2015. 96с.Бакланова Т.И., Бакланов В.В. Проблемы разработки и внедрения национально-гиональных компонентов этнокультурного образования // Информация и образование: границы коммуникаций. 2014. №6 (14). С.16-18.Байбурин, А.К. Календарь и трудовая деятельность человека Текст. Л .: Знание, 2009.-86 с.Байбурин, А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточно-славянских образов. СПб .: Наука, 2013.-237 с.Бенифанд, А.В. Праздник: сущность, история, современность Текст. -Красноярск, 2006. 173 с.Варламов, Д. Остров детства Текст. // Праздник. №7. - 2008. - с. 8-Вершинин, П.С. Летние русские народные праздники и обряды Текст. - М., 2008.- 185 с. 57Волков Г.Н. Педагогика жизни. Мир детства. Царство мудрости. - Чебоксары, 2009, с. 85 с.Генкин, Д.М. Массовые праздники Текст. -М .: Просвещение, 2015. 86 с.Грибовская А.А., Детям о народном искусстве. М., 2004, 132 с.Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М., 2005, 196 с.Мазаев А.И., Праздник как социально-художественное явление. М .: Наука, 2008. - 392 с.Масленица. Хрестоматия. - Екатеринбург, 2000, 68 с.Пропп В. Я., Русские аграрные праздники. Л., 2013.- 173 с.Русская традиционная культура: комплекс интегрированных этнокультурных программ для дошкольных учреждений и начальных школ / Т.И. Бакланова [и др.]. М .: МГУКИ, 1998. 299с.Сокольникова Н.М., Сокольникова Е.В. Национальный и этнокультурный компонент в дизайне // Этнокультурная деятельность в современных социокультурных условиях. М .: Коллаж, 2010. С.114-124.Семёнова М., Быт и верования древних славян. СПб., 2000, с.Соломенникова О.А., Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. М., 2005, с. 58

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев-Яковлев, А.Я. Русские народные гуляния. Текст. - М-Л., 2008. 148 с.
2. .Арнольдов, А.И. Вступительная статья Текст. // Жигульский, К. Праздник и культура. М .: Прогресс, 2005. - С. 16.
3. Афанасьев, А.Н. Народные праздники // Древо жизни: Избр. статьи. - М., 2012, 230 с.
4. Бакланова Т.И. Концепция социальной адаптации и этнокультурной интеграции детей мигрантов в московских школах на основе русской культуры // Фундаментальные исследования. 2014. №12. С.2212-2215.
5. Бакланова Т.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России: учебные пособия для 4 класса. М .: АСТ. Астрель, 2015. 96с.
6. Бакланова Т.И., Бакланов В.В. Проблемы разработки и внедрения национально-гиональных компонентов этнокультурного образования // Информация и образование: границы коммуникаций. 2014. №6 (14). С.16-18.
7. Байбурин, А.К. Календарь и трудовая деятельность человека Текст. Л .: Знание, 2009.-86 с.
8. Байбурин, А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточно-славянских образов. СПб .: Наука, 2013.-237 с.
9. Бенифанд, А.В. Праздник: сущность, история, современность Текст. -Красноярск, 2006. 173 с.
10. Варламов, Д. Остров детства Текст. // Праздник. №7. - 2008. - с. 8-
11. Вершинин, П.С. Летние русские народные праздники и обряды Текст. - М., 2008.- 185 с. 57
12. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Мир детства. Царство мудрости. - Чебоксары, 2009, с. 85 с.
13. Генкин, Д.М. Массовые праздники Текст. -М .: Просвещение, 2015. 86 с.
14. Грибовская А.А., Детям о народном искусстве. М., 2004, 132 с.
15. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М., 2005, 196 с.
16. Мазаев А.И., Праздник как социально-художественное явление. М .: Наука, 2008. - 392 с.
17. Масленица. Хрестоматия. - Екатеринбург, 2000, 68 с.
18. Пропп В. Я., Русские аграрные праздники. Л., 2013.- 173 с.
19. Русская традиционная культура: комплекс интегрированных этнокультурных программ для дошкольных учреждений и начальных школ / Т.И. Бакланова [и др.]. М .: МГУКИ, 1998. 299с.
20. Сокольникова Н.М., Сокольникова Е.В. Национальный и этнокультурный компонент в дизайне // Этнокультурная деятельность в современных социокультурных условиях. М .: Коллаж, 2010. С.114-124.
21. Семёнова М., Быт и верования древних славян. СПб., 2000, с.
22. Соломенникова О.А., Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. М., 2005, с. 58

Вопрос-ответ:

Какие основные особенности народных праздников и обрядов были характерны для России во второй половине XIX века?

Основные особенности народных праздников и обрядов в России во второй половине XIX века включали: народность и коллективность, религиозность и светский характер, цикличность и ритуальность, многообразие и разнообразие.

Какова история образования народных традиций в России во второй половине XIX века?

История образования народных традиций в России во второй половине XIX века связана с сохранением и развитием древних праздников и обрядов, влиянием православия, сельской жизнью и трудовой деятельностью крестьян.

Какие виды и определения праздников и обрядов были в России во второй половине XIX века?

В России во второй половине XIX века существовали такие виды и определения праздников и обрядов, как религиозные и светские, календарные и цикличные, повторяющиеся и одноразовые, сельские и городские.

Как формировалась городская праздничная культура в XIX веке?

Городская праздничная культура формировалась в XIX веке под влиянием сельской культуры, православной церкви, влияния западноевропейских традиций и новаторств в области культуры и искусства.

Какие формы городской праздничной культуры были характерны для XIX века?

В XIX веке в городской праздничной культуре были характерны такие формы, как праздничные шествия, ярмарки, фестивали, спектакли, концерты, балы и т. д.

Какие были главные особенности народных праздников и обрядов во второй половине XIX века в России?

Во второй половине XIX века народные праздники и обряды в России имели несколько особенностей. Во-первых, они были тесно связаны с природными циклами и сельскохозяйственными работами. Во-вторых, народные праздники выполняли важную социально-культурную функцию: они укрепляли сообщество, передавали традиции и культурные ценности. Наконец, они имели специфические обрядовые элементы, такие как песни, танцы, народные игры и обрядовые представления.

Какие виды и определения праздников и обрядов были характерны для второй половины XIX века в России?

Во второй половине XIX века в России можно выделить несколько видов и определений праздников и обрядов. Во-первых, были народные праздники, которые отражали народные верования и традиции. Во-вторых, были государственные праздники, связанные с государственными событиями и празднованиями. В-третьих, были церковные праздники, связанные с религиозными обрядами и празднествами. Также можно упомянуть семейные праздники и частные обряды, которые отражали семейные и личные традиции.

Как формировалась городская праздничная культура XIX века?

Городская праздничная культура XIX века формировалась под влиянием различных факторов. Во-первых, это было связано с процессом городской индустриализации и урбанизации, который привел к возникновению новых общественных событий и массовых праздников. Во-вторых, это было связано с влиянием западной культуры и моды, которая проникала в города России. Наконец, важную роль в формировании городской праздничной культуры играли дворянские новаторства и их стремление к совершенству.

Какие особенности были характерны для народных праздников и обрядов России во второй половине XIX века?

Основные особенности народных праздников и обрядов России во второй половине XIX века включали богатство символики, участие всего населения, сочетание христианских и языческих элементов, обилие песен, танцев и народных игр. Эти праздники и обряды были важной частью культурной жизни сельской общины и способом для людей сблизиться и отдохнуть от тяжелого труда.

Какая праздничная культура формировалась в городах России во второй половине XIX века?

Во второй половине XIX века в городах России формировалась городская праздничная культура, которая отличалась от сельской традиционной культуры. Городские праздники имели более организованный и спектакулярный характер, с участием профессиональных артистов, оркестров и фейерверков. Они отражали измененные социальные условия и повышенный уровень жизни в городах, предлагая развлечения и разнообразие для жителей.