Эстетический смысл трагического
Заказать уникальный реферат- 12 12 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 31.05.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Сущность трагического 3
2. Общефилософские аспекты трагического 5
3. Виды трагического: трагедия пессимистическая и оптимистическая 7
Заключение 8
Список литературы 9
Протагонист и его цели являются оптимистическими, однако в результате ошибки, они не совпадают с логикой универсума, фона трагического произведения. Само по себе ощущение, когда мы сопереживем герою, является пессимистическим: мы отождествляем себя с будущей гибелью. Однако, в силу ирреальности художественного произведения и в силу того факта, что мир в конце трагедии приходит к гармонии, сами по себе скорее являются оптимистическими, жизнеутверждающими. Во-вторых, даже если мы рассматриваем трагическое как столкновение между нравственным идеалом протагониста и хаотичным, абсурдным миром, то в этом случае, трагедия рассматривается, как в случае, например, с Шиллером, как манифестация необходимости борьбы. Погибая физически, герой побеждает нравственно: как писал Шиллер, свобода героя утверждается через его столкновение с необходимостью.Таким образом, сам по себе трагическое является амбивалентным, диалектически сочетая в себе оптимистическое и пессимистическое. Именно благодаря такому сочетанию, трагедия обладает широчайшими выразительными возможностями, заставляя нас сопереживать и также рефлексировать собственный опыт. ЗаключениеВ работе было выявлено, что категория трагического является центральной эстетической категорией, обозначающей фундаментальную противоречивость мира, отраженную в художественном произведении. Было показано, что трагическое рождается как эстетическая категория в связке с фундаментальными философскими исследованиями: трагическое мироощущение, которое реализуется в трагедии, рождается из противоречия между субъективным мироощущением и объективным устройством мира. Кроме того, в работе показано, что трагическое в момент своего зарождения в Античности связывалось с необходимостью воспитывать в публике добродетельность с помощью аффективного «очищения» их эмоций. Катарсис, важнейшая часть трагедии, служил социально-этическим целям. Это было связано с представлением об умеренности как основы этики, а также с античными представлениями об упорядоченном и гармоничном мироустройстве – космосе. Трагическое в истории философии претерпевало ряд трансформаций; его главная черта – чувственное ощущение противоречивости существования – получило наибольшее развитие в немецкой классической философии, эстетике романтизма, философии Ницше, экзистенциалистов и так далее. Основная черта – полагание конфликта между свободой и необходимостью, между природным и социальным, конкретным и всеобщим, а также между личностью и обществом. Несмотря на то, что трагедия считается искусством пессимизма, было показано, что в ней пессимистическое и оптимистическое оказывается переплетено. Пессимизм трагедии выражается в субъективном переживании неизбежности судьбы; оптимизм же – в восстановлении душевной гармонии посредством катарсиса, а также в манифестации победы духа героя протагониста над физическим существованием. Список литературыАристотель. Поэтика // Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. – Минск: Литература, 1998. – С. 1064-1112.Бычков, В. В. Эстетика: Учебник / В. В. Бычков. — М.: Гардарики, 2004. — 556 с.Гегель, Г. В. Ф. Эстетика, т. 3 / Г. В. Ф. Гегель; пер. Б. Г. Столпнер и др. – М.: Искусство, 1971. – 623 с. Маньковская,Н.Б. Судьба стучится в дверь. Философско-эстетические взгляды Мориса Метерлинка // Художественная культура. 2019. №1. С. 1-41Шеллинг, Ф. Философия искусства / Ф. Шеллинг; пер. П. С. Попов. – М.: Мысль, 1966. – 496 с. Ницше, Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Ф. Ницше; под ред. А. А. Россиуса. – М.:AdMarginem, 2001. – 736 с. Dienstag, J. F. Tragedy, Pessimism, Nietzsche // New Literary History. – vol. 35, no. 1, 2004. – pp. 83–101.ЭлектронныеисточникиТрагедия // ЭтимологическийсловарьМаксаФасмера [Электронныйисточник]. URL: https://gufo.me/dict/vasmer/%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F (Дата обращения: 19.04.20)Трагическое // Электронная библиотека ИФ РАН. Новая философская энциклопедия [Электронный источник]. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH985a3a212c0a647d945098 (Дата обращения: 19.04.20)
2. Бычков, В. В. Эстетика: Учебник / В. В. Бычков. — М.: Гардарики, 2004. — 556 с.
3. Гегель, Г. В. Ф. Эстетика, т. 3 / Г. В. Ф. Гегель; пер. Б. Г. Столпнер и др. – М.: Искусство, 1971. – 623 с.
4. Маньковская, Н. Б. Судьба стучится в дверь. Философско-эстетические взгляды Мориса Метерлинка // Художественная культура. 2019. №1. С. 1-41
5. Шеллинг, Ф. Философия искусства / Ф. Шеллинг; пер. П. С. Попов. – М.: Мысль, 1966. – 496 с.
6. Ницше, Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Ф. Ницше; под ред. А. А. Россиуса. – М.: Ad Marginem, 2001. – 736 с.
7. Dienstag, J. F. Tragedy, Pessimism, Nietzsche // New Literary History. – vol. 35, no. 1, 2004. – pp. 83–101.
Электронные источники
8. Трагедия // Этимологический словарь Макса Фасмера [Электронный источник]. URL: https://gufo.me/dict/vasmer/%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F (Дата обращения: 19.04.20)
9. Трагическое // Электронная библиотека ИФ РАН. Новая философская энциклопедия [Электронный источник]. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH985a3a212c0a647d945098 (Дата обращения: 19.04.20)
Вопрос-ответ:
Какой эстетический смысл имеет трагическое?
Трагическое в искусстве позволяет нам почувствовать глубину страдания и отчаяния, что способствует нашему эмоциональному и духовному росту.
Какая сущность трагического?
Трагическое выражает противоречия человеческой природы, взаимодействие свободы воли и влияния внешних обстоятельств, а также неизбежность смерти.
Какие общефилософские аспекты связаны с трагическим?
Трагическое отражает философские проблемы жизни, такие как смысл существования, свобода и судьба, моральные дилеммы и т.д.
Какие виды трагического существуют?
Существуют различные виды трагического, включая трагедию с пессимистическим и оптимистическим подходом к разрешению конфликта.
Почему ощущение, когда мы сопереживаем герою, является пессимистическим?
Ощущение пессимизма возникает потому, что мы отождествляем себя с будущей гибелью героя, осознавая неизбежность его трагической судьбы.
Какой эстетический смысл трагического?
Трагическое в искусстве позволяет нам осознавать и понимать грани человеческой судьбы, вопросы морали и смысла жизни. Оно позволяет нам пережить сопереживание и сочувствие к герою, а также задуматься о собственных действиях и поступках.
Каковы общефилософские аспекты трагического?
Трагическое помогает нам исследовать вопросы свободы и необходимости, справедливости и несправедливости, судьбы и свободной воли. Оно является средством для обсуждения основных философских проблем человеческого существования.
Какие виды трагического существуют?
Одними из видов трагического являются трагедия пессимистическая и оптимистическая. В пессимистической трагедии герой сталкивается с неминуемой гибелью или несчастьем, в то время как в оптимистической трагедии герой переживает страдания и испытания, но всё же достигает какой-то победы или просветления.
Почему ощущение при сопереживании герою является пессимистическим?
Когда мы сопереживаем герою, мы отождествляем себя с его будущей гибелью или несчастьем. Это вызывает у нас ощущение тревоги и тоски, что является типичным для пессимистической трагедии.