Социально культурная деятельность

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Театр
  • 28 28 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 21.05.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Театр как социокультурное явление 6
1.1 История развития театра в контексте формирования его социокультурных функций 6
1.2 Социокультурные функции любительского театра 9
Глава 2. Любительские театры города Омска и Омской области 13
2.1 Общая характеристика любительских театров 13
2.2 Фестивали любительских театров как социокультурное явление 15
2.2.1 Всероссийский фестиваль любительских театров Урала и Сибири 16
2.2.2 Фестиваль современного искусства «Экспериментальные выходные» 18
Заключение 24
Список литературы 26

Фрагмент для ознакомления

Но уходить никому не хотелось. Третий день фестиваля проходил под девизом «Говори», в его программе был показ иммерсивного спектакля, созданного участниками лаборатории «Город говорит». Ведущим лаборатории стала Ирина Лядова, режиссёр театра «ОСТ» (г. Екатеринбург), которой за короткое время удалось сложить достойный спектакль с идей, смыслом, хорошими актерскими работами и командной слаженностью. Проект впечатлил и заинтересовал всех: зрителей, участников, случайных прохожих. Продолжила день актуальная конференция на тему «Как организовать фестиваль в Омске?», где спикерами были лидеры общественных инициатив, организаторы фестивалей в городе Омске. Было радостно, что получился действительно конструктивный разговор: звучали вопросы, рождались перспективные предложения, налаживались связи между организаторами настоящих и будущих культурных событий. Завершал день «Говори» поэтический спектакль «Балаганчик» А. Блок, театр «ШуМиМ», реж. Анна Козловская. Камерное пространство библиотеки идеально подходило для восприятия этого спектакля. Зал не вместил всех желающих, но омские зрители смогут посмотреть спектакль в рамках осеннего сезона театра «ШуМиМ» на камерной сцене ГЦНТ.Формат проведения этого фестиваля свидетельствует о новаторских поисках и нетрадиционных решениях, которые реализуют в своей творческой практике любительские театральные коллективы Омска. Интерактивный формат привлекает большое число зрителей, многие из которых не были информированы о проведении этого мероприятия, но спонтанно приняли в нем участие. Фестиваль можно назвать в полном смысле слова массовым по количеству охвату аудитории. Совершенно очевидно, что на современном этапе развития театрального искусства фестиваль любительских театров является мощным стимулом. В ситуации конкуренции, которая очевидно существует при насыщенной театральной жизни, различные коллективы могут объединиться, обменяться опытом, осуществить совместный проект. В связи с этим фестиваль – актуальная форма социокультурной деятельности детей и молодежи.Фестиваль современного искусства стал не только демонстраций достижений любительского театрального искусства, но и массовым праздником, который привлек жителей города Омска.Для общественной жизни города он имел важное значение. Проведение фестиваля способствовало установлению контактов между людьми, которые имеют разные социальный и профессиональный, возрастной и этнический статус. Театральное сообщество объединило их на основе искусства, вызвало интерес общественности.Разнообразие мероприятий в рамках данного проекта способствовало тому, что здесь отсутствует типизация. Так, например, профессиональные театры проводят подобные фестивали приблизительно по одному сценарию – на базе площадки того или иного театра проходят представления трупп различных театров, различных городов. На экспериментальном фестивале действие было перенесено на городские улицы, что само по себе необычно и говорит о современных тенденциях в этом направлении театральной жизни.По статусу в культурной жизни региона этот фестиваль нужно отнести к региональным. В отличии от первого фестиваля, который был рассмотрены во второй главе курсовой работы, имевшего Международный статус. Нужно заметить, что экспериментальный фестиваль не проводится в течении нескольких лет и имеет перспективу для развития. Возможно, его культурный статус изменится.Фестиваль является значимым событием общественной, культурной жизни города Омска и Омской области. Он способствует коммуникации, развивает межличностные контакты, контакты между общественными группами (любительскими театральными коллективами).Также фестиваль связан с общекультурными процессами и является их отражением. Напомним, что в городе существуют профессиональные и любительские театры разной направленности. В любительских театрах очень сильна экспериментальная тенденция. Они создаются как творческие площадки, в которых возможно реализовывать самые современные направления театрального искусства. В этом отношении фестиваль любительских театров выступает как значимое в культуре и социуме явление, которое способствует знакомству широких кругов населения с современным искусством.В целом фестивальное театральное движение в Омске связано со следующими тенденциями:Межкультурный обмен опытом. Важная для развития культуры тенденциями, способствующая обновлению и развитию творческого начала.Коммуникация. Как уже было отмечено выше, является важным для общественной жизни Омска в процессе проведения театральных фестивалей. Присутствует как в Международном фестивале театром Урала и Сибири, так и в фестивале «Экспериментальные выходные» (в последнем – даже более активно).Вклад в культурную жизни региона. Возникновение новых культурных и общественных движений (молодежные культурные объединения на основе обмена опытом по театральному искусству). Проведение театральных фестивалей в городе поддерживается администрацией, что говорит о внимании к любительскому театральному движению в сфере культуры. Эта поддержка особенно важна для любительских театров, которые сегодня возрождаются после сложной политической и культурной ситуации 1990-ых годов.Фестивальное движение можно оценить как важное явление общественной и культурной жизни, свидетельствующее о возрождении любительских театров в городе Омске и Омской области. ЗаключениеТеатральная жизнь город Омска очень интересна и разнообразна. Профессиональные и любительские театры региона привлекают множество зрителей, а коллеги с других регионов обращаются за поддержкой и обменом опытом. Омск занимает ведущее положение среди городов Сибири как город с высокой театральной культурой. Благодаря этому, в городе существует множество театров различного статуса, а также фестивали театрального искусства.В курсовой работе мы обратились к изучению театрального искусства, сделав попытку выявить его социальное и культурное значение. В первой главе работы была представлена краткая история развития театра, были выявлены основные его функции.Второй параграф курсовой работы посвящен любительским театрам. Они имеют свою специфику, что влияет и на их социокультурные функции. В завершении параграфа представлено четыре основные функции, которые представляют любительские театры.Вторая глава курсовой работы посвящена театральным фестивалям. Было проанализировано два фестиваля:Всероссийский фестиваль любительских театров Урала и Сибири.Фестиваль современного искусства «Экспериментальные выходные».Были описаны основные цели и задачи фестивалей, их направленность, указаны мероприятия, проводимые в рамках данных фестивалей. В заключении каждого параграфа сделаны выводы о том, какое значение фестивали имеют в общественной и культурной жизни региона.Цель и задачи курсовой работы выполнены.В заключении нужно отметить, что данная тема является интересной и перспективной. Театральное искусство и театральные фестивали в Омске продолжают активно развиваться. На наш взгляд, перспективным направлением было бы сравнение различных театральных объединений, определение их роли для культуры города, специфики их функционирования в обществе. Это тем более интересно, что многие любительские театральные коллективы позиционируют себя как явление, расширяющее современное коммуникативное пространство.Также можно обратиться к исследованию фестивалей как явления культурно-досуговой деятельности, оценить их просветительское, развивающее значение. Эти направления определяют перспективы дальнейшего изучения темы.Список литературыАванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2006. 236 с.Ариарский, М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления [Текст] / М.А. Ариарский. - Спб.: Концерт, 2008. - 792 с.Бондаренко, М.А. Любительский театр и его роль в языковом развитии воспитанников военно-учебных заведений. Исторический аспект [Текст] / М.А. Бондаренко // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2012. - № 1. – С. 101 – 104. Волощенко, Г. Г. Досуг: генезис и развитие: Монография [Текст] / Г.Г. Волощенко. - Омск: ООО «Издатель-Полиграфист», 2012. - 180 с.Генова, Н. М. Основы культурной политики: Учебное пособие [Текст] / Н.М. Генова. - Омск: Амфора, 2012. - 125 с.Григорьева, Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие [Текст] / Е.И. Григорьева. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2004. - 284 с.Долганова, И. Всеобщая история театра [Текст] / И. Долганова, Ю. Хомайко, Т. Ямпольская. – М.: Эксмо, 2012. – 576 с. Жарков, А. Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятель-ности: Учебник [Текст] / А.Д. Жарков. - М.: МГУКИ, 2012. - 456 с.Журнал «Омск театральный». Режим доступа: http://www.sibmincult.ru/content/ot/Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: Учебник [Текст] / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. М.: МГУКИ, 2004. 539 с.Культурно-досуговая деятельность: Учебник для вузов культуры и искусств [Текст] / Под ред. А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова. - М.: МГУК, 1998. - 461 с.Культуротворческие технологии: Учебно-методическое пособие для студентов отделений очного и заочного обучения [Текст] / сост. Ф. Х. Попова. - Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008. - 157 с.Меньшиков, А.Н. Фестиваль как социокультурный феномен современного театрального процесса [Текст] / Автореф. дис… канд. иск. / А.Н. Меньшиков. – М., 2004. – 35 с. Молодежный театр «Третий круг». Режим доступа: https://vk.com/tretiykrugСанкин, Л. А. Социально-культурная деятельность: Теория и методика организации деятельности общественных объединений: Учебное пособие [Текст] / Л.А. Санкин. - СПб.: СПбГУП, 2006. - 336 с.Секретова, Л. В. Современные элитарные клубы: Учебное пособие [Текст] / Л.В. Секретова. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2014. - 160 с.Секретова, Л. В. Технологические основы социально-культурной деятельности: Учебно-методическое пособие [Текст] / Л.В. Секретова. -Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2012. - 132 с.Секретова, Л.В. Технологические основы социокультурной деятельности. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов, обучающихся на специальности 071401.65 «Социально-культурная деятельность» [Текст] / Л.В. Секретова. – Омск: издательство Омского университета. – 36 .Соколов, А. В. Феномен социально-культурной деятельности: Монография [Текст] / А,В, Соколов. - СПб.: СПбГУП, 2003. - 204 с.Социально-культурная деятельность: тенденции и модели развития в XXI веке: монография [Текст] / Секретова Л. В., Генова Н. М., Трофимов М. Ю. и др. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2018. -144 с.Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга: Учебное пособие [Текст] / Ю.А, Стрельцов. - М.: МГУКИ, 2003. - 296 с.Творческое объединение «Два театра». Режим доступа: https://vk.com/dvateatraТуев, В. В. Клуб в истории культуры: Учебное пособие [Текст] / В.В, Туев. - Кемерово: КемГУКИ, 2009. - 263 с.Тюрина, Л. А. Культуротворческие технологии как фактор формирования досуговой культуры молодежи [Текст] / Л.А. Тюрина, Е.И. Григорьева. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2010. - 156 с.Фисюк, Т. Т Технологии культурно-досуговых программ: ретро-формы: Учебное пособие [Текст] / Т.Т. Фисюк. - Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2010. - 115 с.Чепеленко, К.О. Социокультурные особенности аудитории современного провинциального театра [Текст]: Автореф. дис… канд. соц. наук / К.О. Чепеленко. – Саратов, 2008. – 36 с. Ярошенко, Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: Учебник [Текст] / Н.Н. ЯРошенко. - М.: МГУКИ, 2013. - 456 с.

Список литературы
1. Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2006. 236 с.
2. Ариарский, М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления [Текст] / М.А. Ариарский. - Спб.: Концерт, 2008. - 792 с.
3. Бондаренко, М.А. Любительский театр и его роль в языковом развитии воспитанников военно-учебных заведений. Исторический аспект [Текст] / М.А. Бондаренко // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2012. - № 1. – С. 101 – 104.
4. Волощенко, Г. Г. Досуг: генезис и развитие: Монография [Текст] / Г.Г. Волощенко. - Омск: ООО «Издатель-Полиграфист», 2012. - 180 с.
5. Генова, Н. М. Основы культурной политики: Учебное пособие [Текст] / Н.М. Генова. - Омск: Амфора, 2012. - 125 с.
6. Григорьева, Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие [Текст] / Е.И. Григорьева. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2004. - 284 с.
7. Долганова, И. Всеобщая история театра [Текст] / И. Долганова, Ю. Хомайко, Т. Ямпольская. – М.: Эксмо, 2012. – 576 с.
8. Жарков, А. Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятель-ности: Учебник [Текст] / А.Д. Жарков. - М.: МГУКИ, 2012. - 456 с.
9. Журнал «Омск театральный». Режим доступа: http://www.sibmincult.ru/content/ot/
10. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: Учебник [Текст] / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. М.: МГУКИ, 2004. 539 с.
11. Культурно-досуговая деятельность: Учебник для вузов культуры и искусств [Текст] / Под ред. А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова. - М.: МГУК, 1998. - 461 с.
12. Культуротворческие технологии: Учебно-методическое пособие для студентов отделений очного и заочного обучения [Текст] / сост. Ф. Х. Попова. - Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008. - 157 с.
13. Меньшиков, А.Н. Фестиваль как социокультурный феномен современного театрального процесса [Текст] / Автореф. дис… канд. иск. / А.Н. Меньшиков. – М., 2004. – 35 с.
14. Молодежный театр «Третий круг». Режим доступа: https://vk.com/tretiykrug
15. Санкин, Л. А. Социально-культурная деятельность: Теория и методика организации деятельности общественных объединений: Учебное пособие [Текст] / Л.А. Санкин. - СПб.: СПбГУП, 2006. - 336 с.
16. Секретова, Л. В. Современные элитарные клубы: Учебное пособие [Текст] / Л.В. Секретова. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2014. - 160 с.
17. Секретова, Л. В. Технологические основы социально-культурной деятельности: Учебно-методическое пособие [Текст] / Л.В. Секретова. -Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2012. - 132 с.
18. Секретова, Л.В. Технологические основы социокультурной деятельности. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов, обучающихся на специальности 071401.65 «Социально-культурная деятельность» [Текст] / Л.В. Секретова. – Омск: издательство Омского университета. – 36 .
19. Соколов, А. В. Феномен социально-культурной деятельности: Монография [Текст] / А,В, Соколов. - СПб.: СПбГУП, 2003. - 204 с.
20. Социально-культурная деятельность: тенденции и модели развития в XXI веке: монография [Текст] / Секретова Л. В., Генова Н. М., Трофимов М. Ю. и др. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2018. -144 с.
21. Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга: Учебное пособие [Текст] / Ю.А, Стрельцов. - М.: МГУКИ, 2003. - 296 с.
22. Творческое объединение «Два театра». Режим доступа: https://vk.com/dvateatra
23. Туев, В. В. Клуб в истории культуры: Учебное пособие [Текст] / В.В, Туев. - Кемерово: КемГУКИ, 2009. - 263 с.
24. Тюрина, Л. А. Культуротворческие технологии как фактор формирования досуговой культуры молодежи [Текст] / Л.А. Тюрина, Е.И. Григорьева. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2010. - 156 с.
25. Фисюк, Т. Т Технологии культурно-досуговых программ: ретро-формы: Учебное пособие [Текст] / Т.Т. Фисюк. - Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2010. - 115 с.
26. Чепеленко, К.О. Социокультурные особенности аудитории современного провинциального театра [Текст]: Автореф. дис… канд. соц. наук / К.О. Чепеленко. – Саратов, 2008. – 36 с.
27. Ярошенко, Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: Учебник [Текст] / Н.Н. ЯРошенко. - М.: МГУКИ, 2013. - 456 с.

Вопрос-ответ:

Какая история развития театра в контексте формирования его социокультурных функций?

История развития театра в контексте формирования его социокультурных функций начинается с древности. Театр в первобытном обществе имел религиозное значение и использовался для празднеств и ритуалов. В последующие века театр эволюционировал, приобретая различные социальные и культурные функции, такие как развлечение, образование, пропаганда и т.д. Сегодня театр является неотъемлемой частью нашей культуры и имеет большое социальное значение.

Какие социокультурные функции выполняет любительский театр?

Любительский театр выполняет ряд социокультурных функций. Во-первых, он является площадкой для самореализации людей, позволяя им развивать свои актерские и творческие навыки. Во-вторых, любительский театр способствует сохранению и развитию национальной культуры и традиций. Он также способствует развитию общественных связей и созданию сообщества единомышленников. Кроме того, любительские театры могут проводить благотворительные мероприятия и привлекать внимание к социальным проблемам через свои постановки.

Какие характеристики имеют любительские театры города Омска и Омской области?

Любительские театры города Омска и Омской области имеют ряд характеристик. Во-первых, это разнообразие жанров и форматов, включающее в себя драматические, музыкальные, кукольные и другие виды театрального искусства. Во-вторых, большинство любительских театров Омска являются некоммерческими организациями, существующими на добровольных началах. Кроме того, в Омске проводятся различные фестивали любительских театров, которые позволяют артистам показать свои творческие достижения и обменяться опытом с коллегами.

Какова история развития театра и его социокультурных функций?

История развития театра в контексте формирования его социокультурных функций занимает важное место в статье. В ней рассказывается о том, как театр стал неотъемлемой частью культурной жизни общества, о его эволюции от древнегреческой трагедии до современного спектакля. Обсуждается взаимосвязь между театром и обществом, роль театра в формировании и поддержании социокультурных ценностей.

Каковы социокультурные функции любительского театра?

Статья подробно рассматривает социокультурные функции любительского театра. Описывается роль любительского театра в развитии творческого потенциала участников, в создании атмосферы гармонии и взаимопонимания в коллективе, в обогащении культурной жизни общества. Также обращается внимание на значимость любительского театра как средства социализации и формирования культурного вкуса.

Какие основные характеристики имеют любительские театры города Омска и Омской области?

В статье представлена общая характеристика любительских театров города Омска и Омской области. Упоминается их разнообразие и многообразие жанров, от классической драмы до современной комедии. Описывается также их структура и организация работы, включая репертуарную политику, постановочную практику и участие в различных мероприятиях и фестивалях.

Какова роль фестивалей любительских театров в социокультурной жизни города Омска и Омской области?

Фестивали любительских театров рассматриваются в статье как важное социокультурное явление. Они позволяют театрам взаимодействовать друг с другом, обмениваться опытом и идеями. Фестивали способствуют популяризации любительского театра, привлекают внимание широкой аудитории и способствуют развитию культурной среды в городе и области.

Какие исторические события способствовали формированию социокультурных функций театра?

История развития театра связана с различными историческими событиями. Одним из таких событий было возникновение древнегреческой трагедии, которая считается основополагающей в истории театра. Трагедия включала в себя не только развлекательный аспект, но и имела глубокий философский смысл, отражая социальные и культурные аспекты жизни общества. В средневековье христианский религиозный театр становился средством для практического преподавания библейских историй и моральных уроков. В эпоху Возрождения и Ренессанса театр стал средством просвещения и способствовал распространению новых идей и культурных ценностей. В результате этих и других исторических событий театр стал служить не только развлечению, но и стал важным элементом социальной и культурной жизни общества.

Какие функции выполняют любительские театры в городе Омске и Омской области?

Любительские театры в городе Омске и Омской области выполняют различные социокультурные функции. Они способствуют развитию творческого потенциала местных жителей, создают возможности для самовыражения и самореализации талантливых людей. Также они играют важную роль в формировании культурного пространства региона, привлекают внимание культурных туристов и способствуют развитию туризма. Через свои постановки и спектакли они могут поднимать социальные и актуальные вопросы, вызывая обсуждения и задумываться о них. Здесь также важно отметить, что любительские театры служат местом общения и создания культурных связей между людьми. Они способствуют формированию и поддержанию сообщества единомышленников и любителей театра.