Микроэкономика
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 30 + 30 источников
- Добавлена 21.05.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. Понятие и виды олигополий 5
1.1 Теория игр и некооперативные модели олигополий 5
1.2 Соглашения между фирмами в условиях олигополии. Картель как форма соглашения. 8
ГЛАВА 2. Характерные особенности олигополистического рынка 15
2.1. Поведение участников олигополии 15
2.2 Практическая деятельность российских фирм на рынке олигополии 20
2.3 Пути решения проблем олигополий в экономике современной России 26
Заключение 33
Список использованных источников 36
Учитывая усиление конкурентной борьбы между предприятиями отрасли за ограниченные сырьевые ресурсы, за рынки сбыта, за потребителей, актуальным является выбор привлекательных для развития видов продукции, рыночных сегментов и формирования набора маркетинговых конкурентных стратегий для достижения намеченных стратегических целей. Это предопределяет необходимость формирования новейших действенных методов и способов по преодолению негативных последствий несовершенной конкуренции на рынке России. Проблематика инновационного процесса предприятий связана в основном с рисками финансирования и внедрения инноваций, это осложняется условиями несовершенной конкуренции в России. Высокодоходные инновации всегда сопровождаются высокими рисками и требуют больших инвестиций. Нужно отметить, что повышение рисков инновационных проектов обусловлено большей рискованностью через их значительную неопределенность, то есть недостаточность информации на всех этапах создания и реализации нововведений, ее неоднозначность и недостоверность. В условиях несовершенной конкуренции весьма важно не потерять уже сформированный инновационный потенциал, что требует активизации мониторинговой деятельности с целью избежания внешних угроз и использования возможных рыночных шансов, с целью точного определения реального состояния предприятия и оценки имеющихся возможностей и способностей персонала. Наряду с решением текущих финансовых проблем, предприятиям необходимо интенсифицировать свою инновационную деятельность, результаты которой позволят выйти на новые мировые рынки с новой продукцией и технологиями. Это обеспечит высокую производительность труда, низкую себестоимость производимой продукции, низкую энерго - и материалоемкость производства, что является основными составляющими конкурентоспособности в условиях несовершенной конкурентной среды.Таким образом, основными проблемами развития предприятий в условиях несовершенной конкурентной среды на современном этапе являются: рост конкуренции, быстрые изменения технологий и поколений техники, методов организации производства, глобализация экономических отношений. Они снижают эффективность использования традиционных подходов к управлению развитием предприятия и определяют необходимость поиска новых концепций обеспечения долгосрочной успешности их предпринимательской деятельности. Рост требований по качеству и эффективности всех без исключения бизнес-процессов предприятия сказывается на углублении внутрифирменной специализации во всех сферах хозяйствования. Стратегия конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности предприятия являются взаимодополняющими, и в крепкой взаимодействий этих двух факторов возможно обеспечить не только выживание предприятия, но и его постоянное развитие.Вклад малого и среднего бизнеса в экономику большинства стран составляет около 20–40 % ВВП, а также сейчас это наиболее активно развивающаяся, прогрессивная часть рыночной экономики. Малый и средний бизнес характеризуются высокой инвестиционной активностью (доля в общих инвестициях сектора малого и среднего бизнеса составляет 78 %). Именно там активнее всего внедряются технологические инновации (в 2 раза чаще, чем на предприятиях с численностью до 50 человек) и происходят опережающий рост и формирование нишевых конкурентных рынков.Картель – одна из форм монополистического объединенияили соглашения предприятий на договорной основе. В отличие от других, устойчивых форм монополистических объединений каждое предприятие, которое входит в состав картеля, сохраняет свою производственную и финансовую самостоятельность. Его участники определяют общую политику ценообразования, сферы влияния, условия продаж, использование патентов, регулирование объёмов производства, согласование условий сбыта продукции, наём рабочих, сохраняя при этом финансовую и производственную самостоятельность. Обычно это действует, в рамках одной отрасли. В некоторых странах, где картели запрещены, под действие попадают антимонопольные законодательства; А в других странах, наоборот, создание картелей поощряют в целях реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и комплектуют, ограничения конкуренции между мелкими фирмами.Для общества картели представляют серьёзную опасность. Участники картеля, заключат неправомерные тайные соглашения,они препятствуют интересам потребителей и получают сверхприбыли. Картельные сговоры оказываются самыми опасными и трудно доказуемыми нарушениями антимонопольного законодательства в России и за рубежом.Дляроссийской практики свойственно объединение нескольких компаний в вопросе информационного обмена с целью укрепления позиций в конкурентной среде, например, компании налаживают обмен информации между собой, закрыв доступ к ней другим представителям экономического сообщества, в том числе и иностранным.Участие в картелях в наше время рассматривается как нарушение административного и уголовного законодательства.Картельные сговоры в экономических сферах: отрасли находящиеся под наблюдением, социально значимые отрасли, как продукты питания, лекарственные препараты, услуги ЖКХ. Все, что связано с вопросами государственных закупок, со сговорами на торгах – эти направления также важны.Крупному бизнесу нелегко даются инновации и это связано с тем, что при достижении определенных положительных результатов инвесторы становятся консерваторами и менее предприимчивыми.Важно сказать, что помимо роста количества заявлений наблюдается и рост числа лиц, привлеченных к ответственности.Пути противодействия картелей можно разделить на две группы: первая – угроза применения санкций. Вторая – привлечение к ответственности и стимулирования раскрытия картелей.В России система борьбы с картелями создавалась в условиях ускоренного становления рыночных отношений. В итоге развитие российского антимонопольного законодательства в сфере организации борьбы с картелями является Федеральный закон РФ т 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и внесение норм в 2007 г. в КоАП РФ.В российском антимонопольном законодательстве нарушителю грозит антимонопольная ответственность в виде штрафа. Участник, который добровольно отказался от картельного сговора, а также который сообщил в монопольную службу о его существовании, освобождается от ответственности.Антимонопольноезаконодательство в РФ и опыт работы Федеральной антимонопольной службы привёл к функционированию действенной системы борьбы с картелями – была создана организационная структура, правовое и методическое обеспечение, установлены специальные инструменты по доказыванию существования картелей.Но, всё же, система действует не всегда эффективно и разумно в рамках воздействия на участников рынка. Особенно важно обозначить недостаточно проработанный механизм мирного разрешения процедуры рассмотрения картельного сговора, и также вопросы в части наказания.Важное направление в борьбе с картелями является судебная практика, так как суды ставят конечную точку во всех разбирательствах. Статистика дел по картелям: 100 % решений обжалуются в судах. Но, к сожалению, законодательство построено таким образом, что оспорить решение антимонопольного органа является выгодным в любом случае. Если суд становится на сторону ответчика, то решение будет отменено, а в другом случае, если решение антимонопольного органа останется в силе, то на время судебных разбирательств приостанавливается исполнение предписаний и при-останавливается выплата штрафов и т.д. Получается для хозяйствующего субъекта в любом случае выгодно оспаривать решение антимонопольного органа.Только соблюдение участниками рынка антимонопольного законодательства, отсутствие сговора с конкурентами о ценах, разделе рынка, об участии в торгах будет способствовать добросовестной конкуренции и развитию экономики страны в целом.ЗаключениеПо итогам проведенного исследования достигнуты ранее поставленные задачи:- сформулировано понятие олигополии, рассмотрены основные черты олигополии иее отличия от других рыночных структур;- изучены принципы формирования объемов производства и цены на продукцию при олигополии;- проанализирована практическая деятельность российских фирм на рынке олигополии.В микроэкономической теории выделяют четыре основных типа рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.Их классификацию, как правило, осуществляют при помощи четырех структурных элементов: степень однородности продукции, количество фирм, действующих на рынке, легкость входа и выхода с рынка, степень контроля над ценами.В реальных условиях для стран с развитой рыночной экономикой характерно существование рынков монополистической конкуренции и олигополии. В свою очередь, совершенная конкуренция и чистая монополия встречаются намного реже и скорее являются абстрактными моделями, на примере которых в теории анализируется поведение фирмы, формирование ее ценовой стратегии и определение объема выпуска, обеспечивающего максимальную прибыль. Олигополия - господство небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке.Среди основных черт рынка олигополии можно назвать:1. Продукция может быть как однородной (классическая олигополия), так и неоднородной (дифференцированная олигополия). 2. Небольшое количество продавцов, которым противостоит множество мелких покупателей. 3. Возможности входа в отрасль (на рынок) варьируют в широких пределах: от полностью блокированного входа до относительно свободного. Главной особенностью олигополии, является взаимозависимость предприятий-продавцов друг от друга. При данном типе рыночной структуры производитель, устанавливая уровень цен и количество продукции, которое оно сможет по этой цене продать, должен учитывать поведение своих соперников, которое в свою очередь зависит от принятого им решения.В экономической теории известно несколько моделей олигополии, которые различаются характером и особенностями взаимоотношений между олигополистами. Олигопольные рынки разделяют на два типа, в зависимости от того, как взаимодействуют друг с другом его участники: кооперированная олигополия и некооперированная олигополия. В первом случае фирмы согласуют свое поведение, вступают в сговорили согласуют свои действия иным способом. При некооперированной олигополии фирмы, максимизируя прибыль, действуют независимо. Примерами моделей некооперированной олигополии является модель Курно, модель Штакельберга, а также модель борьбы за лидерство.Как правило, большое распространение олигополия получает в тех областях, гдесуществуют достаточно ограниченные возможности по дифференцированию отраслевого товара и в которых наиболее эффективным является крупное производство - обрабатывающая, электротехническая, нефтеперерабатывающая промышленность и оптовая торговля.Несмотря на то, что олигополия не соответствует условиям эффективного использования и распределения ресурсов, в реальныхусловияхданный тип рыночной структуры достаточно эффективен, поскольку вносит важный вклад в экономический рост, активно участвуя в исследованиях и разработках новых продуктах и технологий, а также внедряя эти изобретения в производство.По мнению западных экономистов, олигополия является структурой, наилучшим образом приспособленнойк проведению дорогостоящих, фундаментальных исследований и разработок и внедрению полученных результатов в производство. По причине того, что участники олигополии регулярно сталкиваются с жесткой конкуренцией со стороны своих соперников, у них, в отличие от монополистов, есть существенные основания к активному использованию технического прогресса для улучшения собственного положения на рынке.Анализируя примеролигополии в российской экономике, можно сделать вывод о том, что, данный тип рыночной структуры приносит определенную выгоду обществу:компании стремятся к усовершенствованию товаров, развитию технологий, что невозможно в условиях совершенной конкуренции. Список использованных источниковФедеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»Баранова И. В., Кудь А. Н., Калюжная К. С. Рынок сотовой связи // Международный научный журнал Символ Науки. 2016. № 6. С. 93-95. Белик Е.А., Солонинченко Т.С. Картельный сговор: новый взгляд на старую проблему // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. СПб., 2016.Временные союзы компаний [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.forexaw.comДенисова, С.С. Экономика отраслевых рынков [Текст]: Учебное пособие / С.С. Денисова, А.В. Селюк. - Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2009. - 218 с.Джуха, В.М. Экономика отраслевых рынков [Текст] / В.М. Джуха, А.В. Курицын, И.С. Штапова. – М.: Кнорус, 2012. – 288 с. Кизилов В.В., Новиков В.В. К вопросу о необходимости отмены антимонопольного законодательства // Закон. 2015. № 2. Кинев А.Ю. Картель – тайная монополия: сборник статей и интервью. М., 2015.Колбачев, Е.Б. Теория отраслевых рынков [Текст]: Учебное пособие / Е.Б. Колбачев [и др.]; под ред. Е.Б. Колбачева, И.С. Штаповой. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 269 с. Лебедев, О.Т. Экономика отраслевых рынков [Электронное пособие] / О.Т. Лебедев. – М.: Бослен, 2008. – Режим доступа: www.mirknig.comПиндайк, Р. Рыночная власть: монополия и монопсония [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://vuzlib.org.Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика – М.: Дело -2001.Промышленный узел [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ruПротиводействие картелям. Итоги, проблемы, перспективы URL: http://www. garant.ru/interview/462523/ (дата обращения 04.03.2018).Розанова, Н.М. Экономика отраслевых рынков [Текст]: Учебное пособие / Н.М. Розанова. – М.: Юрайт, 2010. – 906 с.Рой, Л.В. Анализ отраслевых рынков [Текст]: Учебник / Л.В. Рой, В.П. Третьяк. – М.: ИНФРА-М, 2010.-442 с.Рынок сотовой связи в России. [Электронный ресурс]: Новости сайта www.touchnokia.ru. Режим доступа: http://touchnokia.ru/rinok-sotovoj-svjazi-v-rossii.htmlСелищев А. С. Микроэкономика: Анализ рынка; Теория цены; Рынок и общество. СПб: Питер, 2016. - 448 с. Симонова Е.В. Эффективность применения интрапренерства малым инновационным и крупным бизнесом // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 8-2 (55).Симонова Е.В. Бэнчмаркинг как эффективный инструмент повышения конкурентоспособности малого инновационного и крупного бизнеса //Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 5-4 (46).Симонова Е.В. Методология обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур малого инновационного и крупного бизнеса // Регион: системы, экономика, управление. 2017. № 1 (28).Симонова Е.В. Оценка тенденций развития деятельности предприятий малого и среднего бизнеса // Экономика и предпринимательство. 2016. № 9 (74). Ситников П.С. Эволюция антимонопольной политики в современной экономике // Экономические науки. 2016. № 1. Тарануха, Ю.В. Теория отраслевых рынков (в структурно-логических схемах) [Текст]: Учебно-методическое пособие / Ю.В. Тарануха. - М.: Дело и сервис, 2009. – 320 с.Фомина Т. А. Анализ рынка операторов сотовой связи //Молодой ученый. 2015. № 18. С. 466-468. Фридман А.А Лекции по курсу микроэкономики продвинутого уровня. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ. 2008.Шаститко А.E. Экономические аспекты ослабления наказания за нарушение антимонопольного законодательства // Вопросы экономики 2017. № 8Юсупова, Г.Ф. Теория отраслевых рынков. Практикум [Текст]: Учебное пособие / Г.Ф. Юсупова. – М.: ГУ ВШЭ, 2012. – 276 с.A.Mas-Colell, M.D.Whinston, J.R.Green (1995), Microeconomic Theory, New York, Oxford University Press.Секция 5. Противодействие картелям
3. Баранова И. В., Кудь А. Н., Калюжная К. С. Рынок сотовой связи // Международный научный журнал Символ Науки. 2016. № 6. С. 93-95.
4. Белик Е.А., Солонинченко Т.С. Картельный сговор: новый взгляд на старую проблему // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. СПб., 2016.
5. Временные союзы компаний [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.forexaw.com
6. Денисова, С.С. Экономика отраслевых рынков [Текст]: Учебное пособие / С.С. Денисова, А.В. Селюк. - Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2009. - 218 с.
7. Джуха, В.М. Экономика отраслевых рынков [Текст] / В.М. Джуха, А.В. Курицын, И.С. Штапова. – М.: Кнорус, 2012. – 288 с.
8. Кизилов В.В., Новиков В.В. К вопросу о необходимости отмены антимонопольного законодательства // Закон. 2015. № 2.
9. Кинев А.Ю. Картель – тайная монополия: сборник статей и интервью. М., 2015.
10. Колбачев, Е.Б. Теория отраслевых рынков [Текст]: Учебное пособие / Е.Б. Колбачев [и др.]; под ред. Е.Б. Колбачева, И.С. Штаповой. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 269 с.
11. Лебедев, О.Т. Экономика отраслевых рынков [Электронное пособие] / О.Т. Лебедев. – М.: Бослен, 2008. – Режим доступа: www.mirknig.com
12. Пиндайк, Р. Рыночная власть: монополия и монопсония [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vuzlib.org.
13. Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика – М.: Дело -2001.
14. Промышленный узел [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru
15. Противодействие картелям. Итоги, проблемы, перспективы URL: http://www. garant.ru/interview/462523/ (дата обращения 04.03.2018).
16. Розанова, Н.М. Экономика отраслевых рынков [Текст]: Учебное пособие / Н.М. Розанова. – М.: Юрайт, 2010. – 906 с.
17. Рой, Л.В. Анализ отраслевых рынков [Текст]: Учебник / Л.В. Рой, В.П. Третьяк. – М.: ИНФРА-М, 2010.-442 с.
18. Рынок сотовой связи в России. [Электронный ресурс]: Новости сайта www.touchnokia.ru. Режим доступа: http://touchnokia.ru/rinok-sotovoj-svjazi-v-rossii.html
19. Селищев А. С. Микроэкономика: Анализ рынка; Теория цены; Рынок и общество. СПб: Питер, 2016. - 448 с.
20. Симонова Е.В. Эффективность применения интрапренерства малым инновационным и крупным бизнесом // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 8-2 (55).
21. Симонова Е.В. Бэнчмаркинг как эффективный инструмент повышения конкурентоспособности малого инновационного и крупного бизнеса //Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 5-4 (46).
22. Симонова Е.В. Методология обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур малого инновационного и крупного бизнеса // Регион: системы, экономика, управление. 2017. № 1 (28).
23. Симонова Е.В. Оценка тенденций развития деятельности предприятий малого и среднего бизнеса // Экономика и предпринимательство. 2016. № 9 (74).
24. Ситников П.С. Эволюция антимонопольной политики в современной экономике // Экономические науки. 2016. № 1.
25. Тарануха, Ю.В. Теория отраслевых рынков (в структурно-логических схемах) [Текст]: Учебно-методическое пособие / Ю.В. Тарануха. - М.: Дело и сервис, 2009. – 320 с.
26. Фомина Т. А. Анализ рынка операторов сотовой связи //Молодой ученый. 2015. № 18. С. 466-468.
27. Фридман А.А Лекции по курсу микроэкономики продвинутого уровня. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ. 2008.
28. Шаститко А.E. Экономические аспекты ослабления наказания за нарушение антимонопольного законодательства // Вопросы экономики 2017. № 8
29. Юсупова, Г.Ф. Теория отраслевых рынков. Практикум [Текст]: Учебное пособие / Г.Ф. Юсупова. – М.: ГУ ВШЭ, 2012. – 276 с.
30. A.Mas-Colell, M.D.Whinston, J.R.Green (1995), Microeconomic Theory, New York, Oxford University Press.
Вопрос-ответ:
Что такое олигополия и какие виды олигополий существуют?
Олигополия - это форма рыночной структуры, характеризующаяся наличием небольшого числа крупных фирм, которые взаимодействуют друг с другом. Существуют различные виды олигополий, включая дуополию (рынок с двумя фирмами), трополию (рынок с тремя фирмами) и многозначные олигополии (рынок с более чем тремя фирмами).
Что такое теория игр в контексте олигополии?
Теория игр в контексте олигополии - это подход к изучению взаимодействия фирм, основанный на концепциях и методах игровой теории. Она позволяет моделировать стратегические решения фирм и прогнозировать возможные результаты их взаимодействия. Теория игр помогает анализировать такие явления, как конкуренция, коллективное поведение и формирование цен в олигополистической среде.
Что представляет собой картель в условиях олигополии?
Картель - это форма соглашения между фирмами в олигополистической среде, основанная на сотрудничестве в целях установления и поддержания высоких цен и часто ведущая к разделению рынка между участниками. Картельные соглашения могут быть как формальными (например, заключение письменного договора), так и неформальными (нетребование об официальном соглашении, основанное на общей договоренности между фирмами). Картелльная деятельность в некоторых случаях может противоречить антимонопольному законодательству.
Какие особенности характерны для олигополистического рынка?
Олигополистический рынок характеризуется следующими особенностями: наличие небольшого числа крупных фирм, взаимозависимость стратегических решений участников олигополии, возможность формирования коллективного поведения фирм (например, через соглашения исходящие от картелей), сложность прогнозирования реакций конкурентов и неоднозначность общих результатов основывающаяся на взаимодействиях. Олигополистический рынок также может подвергаться влиянию антимонопольных регулирований.
Что такое олигополия?
Олигополия - это рыночная структура, в которой находится малое количество крупных фирм, контролирующих подавляющую часть рынка.
Какие виды олигополий существуют?
Существуют несколько видов олигополий: куртозный олигопол, кооперативное олигопольное равновесие, модель Бертрана, контрольные цены и множественное равновесие.
Что такое теория игр и как она связана с олигополией?
Теория игр - это математическая дисциплина, изучающая конфликтные и кооперативные ситуации, в которых участники принимают решения, основываясь на рациональных стратегиях. Она связана с олигополией, так как помогает анализировать взаимодействие между фирмами в условиях олигополистического рынка.
Что такое картель и как он связан с олигополией?
Картель - это соглашение между фирмами о совместном контроле над рыночной ценой и объемом производства. Картель является формой соглашения в условиях олигополии и позволяет фирмам получить дополнительные выгоды, такие как повышение цен и увеличение прибыли.
Какие особенности характерны для олигополистического рынка?
На олигополистическом рынке участники проявляют стратегическое поведение, взаимодействуют друг с другом и влияют на рыночные цены. Они также могут заключать соглашения, включая картель, и принимать решения, основываясь на предположениях о поведении конкурентов.
Что такое олигополия?
Олигополия - это форма рынка, на котором действует небольшое количество крупных фирм, которые оказывают существенное влияние на цены и объемы продаж. В олигополии характерно, что каждая фирма учитывает реакцию других фирм при принятии своих решений.
Какие есть виды олигополий?
Существуют два основных вида олигополий: количественное и качественное. Количественное олигополическое соглашение включает ограничение количества продукции, выпускаемой фирмами на рынке. Качественное олигополическое соглашение заключается в ограничении качества, характеристик или ассортимента товаров и услуг, предлагаемых фирмами.