Воссоздание структуры концепта book (на материале англоязычной прозы)

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Лингвистика
  • 49 49 страниц
  • 69 + 69 источников
  • Добавлена 07.07.2020
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования концепта 6
1.1 Термин концепт и основные подходы к его изучению 6
1.2 Структура концепта и методика его описания 12
1.3 Фрейм как схематизированное представление концепта 18
Выводы по главе 1 23
Глава 2. Средства реализации концепта «book» в англоязычной прозе 24
2.1 Средства вербализации концепта «book» на материале англоязычной прозы 24
2.2 Фреймовый анализ концепта «book» в англоязычной прозе 37
Выводы по главе 2 44
Заключение 45
Список литературы 49

Фрагмент для ознакомления

In today’s context it reads more like a guide to domestic abuse [69].
"Picture it. Nineteenth-century man with his horses, dogs, carts, slow motion. Then, in the twentieth century, speed up your camera. Books cut shorter. Condensations, Digests. Tabloids. Everything boils down to the gag, the snap ending." [67, p. 32]
б) Слот жизненная история человека:
When somebody – I don't know – God, whoever – wrote my name and fate in the Book of Life, I think the pen must have slipped between two lines [67].
d) Слот внутренний мир человека – книга:
"Don't judge a book by its cover," someone said [67, р. 148].
"Ladies, once a year, every fireman's allowed to bring one book home, from the old days, to show his family how silly it all was, how nervous that sort of thing can make you, how crazy" [67, р. 95].
Going through the books of the person who has died affords an insight into who that person was, their interests and, to a degree, their personality. Now, even when I visit friends, I am drawn to bookcases wherever I see them, and particularly to any incongruity on the shelves which might reveal something I didn’t know about them [69, р.].
2. Фрейм «книга – живой организм» реализуется посредством лексических единиц, указывающих на чувства и эмоции. Например:
а) Слот действия человека:
A fountain of books sprang down upon Montag as he climbed shuddering up the sheer stair-well [67].
Books bombarded his shoulders, his arms, his upturned face A book alighted, almost obediently, like a white pigeon, in his hands, wings fluttering [67].
б) Слот «книга может умереть»
He wanted above all, like the old joke, to shove a marshmallow on a stick in the furnace, while the flapping pigeon-winged books died on the porch and lawn of the house. While the books went up in sparkling whirls and blew away on a wind turned dark with burning [67, p. 2].
The books lay like great mounds of fishes left to dry [67].
3. Одной из основных метафорических моделей в проанализированном материале реализуется во фрейме «книга – источник знаний», которая отражена в следующей системе традиционных образов:
1. The point is that although book knowledge is in itself a good thing, it is useless and worse than useless if it deflects your attention from the question that you are being asked.
All we want to do is keep the knowledge we think we will need, intact and safe [67, р. 146].
The phenomenon of the best-seller in the publishing industry does not seem to translate into the same financial cash cow in the second-hand book industry. Perhaps people who buy into the bestseller concept will always buy their books new, to be on the crest of the wave as it breaks rather than the troughs behind it. Perhaps also because the Dan Browns and Tom Clancys of this world are published in such vast quantities that there is never any scarcity value in them for the dealer or the collector. What passes for a best-seller in the new book market is precisely the sort of book that will be a dog in the second-hand trade [69].
Итак, во фрейме book можно выделить 3 скетч-фрейма: «жизнь человека – книга», «книга – живой организм», «книга – источник знаний».
Опираясь на синонимический ряд имен существительных и прилагательных, предложенный в Roget’s International Thesaurus, мы структурировали лексические единицы в соответствии с выделенными скетч-фреймами и получили три основные линии: первая представляет историю; вторая включает в себя лексемы, репрезентирующие сегмент «организм», «друг», «учитель»; третья актуализирует «ум», «знания».
Человек в семантическом пространстве книги выступает в нескольких ипостасях: человек – это творец материально-идеального единства книги, адресат, объект воздействия семиотического пространства книги, субъект оценки и в то же время объект оценки, критерием которой служит отношение к книге. Ценность данного артефакта в английском культурном пространстве сводится к ряду символических признаков, которые известны в истории и культуре. Рассмотрим символические признаки концепта book на основе информации из энциклопедий и сайтов, посвященных данной тематике.
Анализ отобранного материала указывает на то, что, прежде всего, книга является символом мудрости и знаний. Например:
Books are a great source of knowledge and research. Dreaming of a book often symbolizes a desire to learn something [58].
На этот признак концепта «book» указывают также сборники информации об искусстве. Так, в них указывается, что определенное изображение книги на картине является соответствующим символом. Например:
Open book – signifies education, knowledge and wisdom.
Closed book – symbolizes incomplete knowledge.
Open book with pages torn out, strewn about – symbolizes rejection of knowledge, reason, honor and morality, or a rejection of faith and church authority.
Book with coins on top, may symbolize wealth and greed over knowledge and philanthropy.
Кроме того, в данных сборниках указывается, что книга может быть символом правды, например:
The open heart-shaped book – Saint Augustine (354-430) was regularly depicted sitting at his desk with an open heart-shaped book, symbolic of his passion for truth and reverence for the Word of God, the ultimate source of light and truth.
В языковой картине мира современных людей книга также является символом общение и выражения внутреннего мира:
Communication & Expression: A book is a form of communication. Many people share their thoughts and ideas through books.
Таким образом, образными признаками концепта «book» являются следующие:
жизнь человека – книга;
внутренний мир человека – книга;
книга – лучший друг, книга поможет в трудную минуту;
книга – учитель;
книга – собеседник, спутник;
книга – живой организм.
К символьным признакам относят:
книга – мудрость, ум;
книга – правда;
книга – жажда знаний;
книга – общение и самовыражение.

Выводы по главе 2
Во второй главе был проведен анализ структуры концепта «book», который позволил нам выделить следующие признаки концепта: мотивирующие, понятийные, образные и символические.
Мотивирующие признаки у исследуемого концепта передают главный признак – ‘бук’ (название дерева).
К понятийным признакам анализируемого концепта, по данным толковых словарей, относятся: ‘письменный документ, текст в печатной или электронной форме’; ‘определенное количество страниц (напечатанных или чистых), скрепленных вместе и связанных’; ‘отчетность денежных оборотов’; ‘журнал’; ‘Библия’;‘сумма уголовных обвинений’.
Интерес представляют и дополнительные значения: ‘общий объем имеющихся знаний и опыта’; ‘инсайдерская информация или анализ’; ‘стандарты или авторитетные источники’; ‘музыкальный театр или произведение (‘либретто оперы’; сценарий пьесы)’; ‘пакет предметов (таких как марки, спички или билеты), соединенных вместе в обложке’; ‘азартные игры и ставки’.
Образными признаками концепта «book» являются следующие: жизнь человека – книга; внутренний мир человека – книга; книга – лучший друг, книга поможет в трудную минуту; книга – учитель; книга – собеседник, спутник; книга – живой организм.
К символьным признакам относят: книга – мудрость, ум; книга – правда; книга – жажда знаний; книга – общение и самовыражение.

Заключение
Целью данного исследования был анализ отражения концепта «book» в прозаических англоязычных произведениях. Для того чтобы достичь указанной цели, были решены следующие задачи:
• рассмотрено понятие «концепт» в современной лингвистике;
• охарактеризованы структура и основные типы концептов;
• описаны методы и приемы исследования концептов;
• установлено лексико-семантическое поле концепта «book»;
• проведен анализ лингвостилистических характеристик репрезентации концепта «book».
В первой главе выпускной квалификационной работы были определены основные теоретические понятия исследования. Методологической базой являются работы В.И. Карасика, М.В. Пименовой, О.Н. Кондратьевой и И.А. Стернина.
Было определено, что в современной лингвистике термин «концепт», который активно используется в работах отечественных и зарубежных ученых, определяется чаще всего с двух точек зрения: с лингвокогнитивной точки зрения и с лингвокультурологической точки.
В рамках данного исследования склоняемся к лингвокультурологическому подходу и под концептом понимаем единицу концептуальной системы в их отношении к языковым выражениям, в которой заключается информация о фрагменте мира, формирующегося на основании общенациональных признаков и признаков индивидуального опыта и личного воображения.
Также в первой главе было рассмотрено понятие «фрейм», который может трактоваться не как концепт, а как один из способов его ментальной репрезентации: через отсылку к концептуальной области, в которой этот концепт интерпретируется, как образное измерение концепта.
В рамках данного исследования мы придерживаемся точки зрения, что структурирование концепта осуществляется посредством фрейма, который является носителем типической, когнитивно упорядоченной информации. Соответственно, фрейм воспринимается нами как некое схематизированное представление концепта в статике. Кроме того, он обладает следующими признаками: стереотипностью, типичностью; повторяемостью внутреннего содержания; возможностью визуализации; графической формой, которая включает узлы и связи между ними; наличием ключевых символов, изображений, слов; фиксацией аналогий и обобщений.
Анализ структурных особенностей концепта «book» позволил выделить следующие его признаки: мотивирующий; понятийный; образный; символический.
Мотивирующие признаки у исследуемого концепта передают главный признак – ‘бук’ (название дерева).
К понятийным признакам анализируемого концепта, по данным толковых словарей, относятся: ‘письменный документ, текст в печатной или электронной форме’; ‘определенное количество страниц (напечатанных или чистых), скрепленных вместе и связанных’; ‘отчетность денежных оборотов’; ‘журнал’; ‘Библия’;‘сумма уголовных обвинений’.
Интерес представляют и дополнительные значения: ‘общий объем имеющихся знаний и опыта’; ‘инсайдерская информация или анализ’; ‘стандарты или авторитетные источники’; ‘музыкальный театр или произведение (‘либретто оперы’; сценарий пьесы)’; ‘пакет предметов (таких как марки, спички или билеты), соединенных вместе в обложке’; ‘азартные игры и ставки’.
Образными признаками концепта «book» являются следующие: жизнь человека – книга; внутренний мир человека – книга; книга – лучший друг, книга поможет в трудную минуту; книга – учитель; книга – собеседник, спутник; книга – живой организм.
К символьным признакам относят: книга – мудрость, ум; книга – правда; книга – жажда знаний; книга – общение и самовыражение.
В целом можем отметить, что структура концепта «book», выделенная на основе прозаических англоязычных произведений, включает несколько групп признаков: мотивирующие, понятийные, образные и символические. Отметим, что в художественных произведениях преобладают образные и символические признаки, что также позволяет подтвердить проведенный фреймовый анализ. В частности, были выделены следующие фреймы: «книга – история человечества»; «книга – знания»; «книга – живой организм». В основе некоторых фреймов лежит метафорический перенос.
Кроме того, анализ практического материала указывает на то, что к основополагающим когнитивно-семантическим чертам концепта book относятся генерализация, нормативность, оппозитивность, оценочность, образность, стереотипизация. Концепт book реализует оппозитивность в рамках дихотомии «материальное (предмет) / идеальное (текст)», которая соотносится с двумя основополагающими ипостасями человека «человек внешний» / «человек внутренний».
Что касается ценностного признака, то он реализуется в полифункциональности книги, которая воплотилась в английском языке в нескольких метафорических моделях с образом персонифицированной книги: книга – учитель, книга – друг, книга – собеседник, книга – спутник.
Можем также отметить, что в языковой картине мира отражается двойственная природа назначения книги: она представляет собой источник знания и воздействующее средство на чувства и эмоции человека. Первая из выделенных функций отражена в метафоре персонифицированной семантики книга – учитель. Что касается второй функции, то она отражена в метафорах человек – книга и книга – лучший друг, который поможет в трудную минуту.
Подводя итоги, отметим, что концепт книга – это многомерный, комплексный фрагмент англоязычной языковой картины мира, включающий множество ситуаций манипуляций человека с данным артефактом, для репрезентации которых в языке сложилась система типовых фрейм-пропозиций, составляющих универсальную инвариантную часть семантического пространства книга.
Проведенное исследование может быть перспективным для дальнейшего изучения, поскольку концепт «book» относится к числу концептов, представляющих реально существующий в физическом мире предмет, и это определяет специфику его структуры.


Список литературы

Антропова, В. В. Реализация концепта «свобода» в дискурсе «толстых» журналов (на примере текстов «Наш современник» за 2016 год) / В. В. Антропова, А. В. Грошева // Вестник Челябинского государственного университета. Филологические науки. – 2017. – № 11 (407). – С. 5–11.
Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. – 2-е изд., испр. – М. : Языки русской культуры, 1999. – 896 с.
Аскольдов (Алексеев), С. А. Концепт и слово / С. А. Аскольдов // Русская словесность. От теории к структуре текста: антология / Под ред. В. П. Нерознака. – М. : Academia, 1997. – С. 267-279.
Бабушкин, А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике / А. П. Бабушкин. – Воронеж : ВорГУ, 1996. – 104 с.
Богатова, С. М. Концепт ДОМ как средство исследования художественной картины мира Вирджинии Вулф : дис. ... канд. филол. наук / С. М. Богатова. – Омск, 2006. – 211 с.
Болдырев, Н. Н. Концепт и значение слова / Н. Н. Болдырев // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / под ред. И. А. Стернина. – Воронеж : ВорГУ, 2001. – С. 25–35.
Бурцева-Кулявцева, М. Ю. Концептуализация президентской власти и ее носителей в американской лингвокультуре : автореф. дис. … канд. филол. наук / М. Ю. Бурцева-Кулявцева. – Волгоград, 2012. – 24 с.
Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. – М. : Русские словари, 1997. – 416 с.
Воробьев, В. В. Лингвокультурология / В. В. Воробьев. – М. : Изд-во РУДН, 2008. – 340 с.
Головин, А. С. Лингвокультурный концепт «родство» в английских, немецких и русских паремиях : автореф. дис. … канд. филол. наук / А. С. Головин. – М., 2014. – 21 с.
Грошева, А. В. Концепт «государство» в дискурсе региональных медиа: ценностно-смысловой аспект (на примере интернет-издания 74.ru) [Электронный ресурс] / А. В. Грошева // Знак : проблемное поле медиаобразования. – 2019. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-gosudarstvo-v-diskurse-regionalnyh-media-tsennostno-smyslovoy-aspekt-na-primere-internet-izdaniya-74-ru (дата обращения: 24.04.2020).
Гусева, Э. Ю. Фрейм как схематизированное представление концепта «бизнес» и элементы его компонентного состава / Э. Ю. Гусева // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2008. – №1. – С. 214–218.
Данилевич, А. И. Национально-культурная ментальность в смысловом пространстве концептосферы (на материале фразеологии русского и английского языков) : дис. … кандид. культур. наук / А. И. Данилевич. – Санкт-Петербург, 2015. – 204 с.
Данильян, Н. Г. Языковые средства репрезентации концептуального пространства «добродетель» в англоязычной картине мира (на примере английской художественной литературы XVIII-XX вв.) : автореф. дис. … канд. филол. наук / Н. Г. Данильян. – Пятигорск, 2014. – 23 с.
Дейк Т. А., ван. Язык. Познание. Коммуникация / Т. А. ван Дейк. – Б. : БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. – 308 с.
Демьянков, В. З. Термин «концепт» как элемент терминологической культуры / В. З. Демьянков // Язык как материя смысла: Сборник статей в честь академика Н. Ю. Шведовой / Отв. ред. М. В. Ляпон. – М. : Азбуковник, 2007. – С. 606–622.
Дуняшева, Л. Г. Конструирование гендера в блюзе и рэпе : глобальное и локальное : монография / Л. Г. Дуняшева, Е. С. Гриценко. – Нижний Новгород : НГЛУ, 2013. – 213 с.
Заикина, С. В. Эмоциональный концепт «страх» в английской и русской лингвокультурах (сопоставительный аспект) : дис. … канд. филол. наук / С. В. Заикина. – Волгоград : ВГПУ, 2000. – 188 с.
Залевская, А. А. Значение слова и возможности его описания / А. А. Залевская // Языковое сознание. Формирование и функционирование. – М. : ИЯ РАН, 1998. – С. 35–54.
Зилова, Е. В. Этноспецифика и содержательная динамика концепта «благополучие» в русской, британской и американской лингвокультурах : автореф. дис. … канд. филол. наук / Е. В. Зилова. – Саратов, 2012. – 20 с.
Иванова, Е. В. Концепт как одна из основных единиц когнитивной лингвистики [Электронный ресурс] / Е. В. Иванова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-kak-odna-iz-osnovnyh-edinits-kognitivnoy-lingvistiki-1 (дата обращения: 24.04.2020).
Карасик, В. И. Базовые характеристики лингвокультурных концептов / В. И. Карасик, Г. Г. Слышкин // Антология концептов / под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. – М., 2007. – С. 12–13.
Карасик, В. И. Транслируемость концептов / В. И. Карасик // Проблемы вербализации концептов в семантике языка и текста : материалы междунар. симпозиума : в 2 ч. – Волгоград, 2003. – Ч. 2. – С. 17–19.
Красных, В. В. От концепта к тексту и обратно. К вопросу о психолингвистике текста / В. В. Красных // Вестник Моск. ун-та. – 1998. – № 1. – Сер. 9 : Филология. – С. 53–70.
Кубрякова, Е. С. Концепт. Концептуализация / Е. С. Кубрякова // Краткий словарькогнитивных терминов. – М. : Филологическ. ф–т МГУ, 1996. – С. 90–94.
Кубрякова, Е. С. Начальные этапы становления когнитивизма : лингвистика – психология – когнитивная наука / Е. С. Кубрякова // Вопросы языкознания. – 1994. – № 4. – С. 3–15.
Лебедева, К. Г. Понятие концепта и некоторые средства репрезентации концепта «терроризм» в языке на современном этапе [Электронный ресурс] / К. Г. Лебедева. – Режим доступа: https://pgu.ru/upload/iblock/5a7/26.pdf (дата обращения: 24.04.2020).
Лихачев, Д. С. Концептосфера русского языка / Д. С. Лихачев // ИАН СЛЯ. – 1993. – Т. 52, № 1. – С. 3–9.
Магировская, О. В. Особенности концептуализации и категоризации мира в рамках когнитивной деятельности наблюдателя [Электронный ресурс] / О. В. Магировская // Вестник Челябинского государственного университета. – 2008. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kontseptualizatsii-i-kategorizatsii-mira-v-ramkah-kognitivnoy-deyatelnosti-nablyudatelya (дата обращения: 24.04.2020).
Макаров, М. Л. Основы теории дискурса / М. Л. Макаров. – М. : ИТДГК «Гнозис», 2003. – 280 с.
Маслова, В. А. Лингвокультурология : учеб. пособие / В. А. Маслова. – М. : Academia, 2001. – 183 с.
Минский, М. Фреймы для представления знаний / М. Минский / Пер. с англ., под ред. Ф. М. Кулакова. – М. : Энергия, 1979. – 151 c.
Москаленко, А. В. Концепт «птица» в англиискои фразеологической картине мира : автореф. дис. … канд. филол. наук / А. В. Москаленко. – Санкт-Петербург, 2015. – 23 с.
Никитин, М. В. Развернутые тезисы о концептах / М. В. Никитин // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2004. – № 21 (001). – С. 53–64.
Никонова, Ж. В. Фрейм в контексте лингвистической науки [Электронный ресурс] / Ж. В. Никонова. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/freym-v-kontekste-lingvisticheskoy-nauki (дата обращения: 24.04.2020).
Огнева, Е. А. Когнитивное моделирование концептосферы художественного текста. – 2-е изд. дополн. / Е. А. Огнева. − М. : Эдитус, 2013. − 282 с.
Павилёнис, Р. И. Проблема смысла: современный логико-философский анализ языка / Р. И. Павилёнис. – М. : Мысль, 1983. – 286 с.
Пименова, М. В. Коды культуры и проблема классификации концептов [Электронный ресурс] / М. В. Пименова // Язык. Текст. Дискурс. – 2007. – № 5. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21136031 (дата обращения: 24.04.2020).
Пименова, М. В. Концептуальные исследования : учеб. пособие / М. В. Пименова, О. Н. Кондратьева. – М. : Флин та : Наука, 2011. – 176 с.
Пименова, М. В. Концепты внутреннего мира (русско-английские соответствия) : автореф. дис. ... докт. филол. наук / М. В. Пименова. – СПб., 2001. – 40 с.
Попова, З. Д. Язык и национальная картина мира. – 4-е изд., стер. / З. Д. Попова, И. А. Стернин. – М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 101 с.
Проскуряков, М. Р. Концептуальная структура текста / М. Р. Проскуряков. – СПб., 2000.
Руденко, Е. С. Концепты «прекрасное» и «безобразное» в немецкой лингвокультуре (диахронический аспект) : автореф. дис. … канд. филол. наук / Е. С. Руденко. – М., 2013. – 25 с.
Силинская, Н. П. Концепты отрицательных эмоций в английской фразеологической картине мира : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н. П. Силинская. – Санкт-Петербург, 2008. – 22 с.
Слышкин, Г. Г. Лингвокультурные концепты прецедентных текстов / Г. Г. Слышкин. – М. : Academia, 2013. – 29 с.
Степанов, Ю. С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации / Ю. С. Степанов. – М. : Языки славянских культур, 2007. – 248 с.
Стернин, И. А. Методика исследования структуры концепта / И. А. Стернин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. – Воронеж : ВорГУ, 2001. – С. 58–64.
Тарасова, П. А. Фреймовый анализ в исследовании идеостилей / П. А. Тарасова // Филологические науки. – М. : Высшая школа, 2004. – №4. – С. 42-49.
Телия, В. Н. Основные постулаты лингвокультурологии / В. Н. Телия // Филология и культура: материалы II междунар. конф. 12-14 мая 1999 г.: в 3 ч. / отв. ред. Н. Н. Болдырев. – Тамбов : Изд-во ТГУ, 1999. – Ч. III. – С. 14-15.
Хорошунова, И. В. Семантические процессы в лексико-семантическом поле (на материале лексико-семантического поля утилитарной оценки «польза/вред» /И. В. Хорошунова : дис. ... канд. филол. наук / И. В. Хорошунова. – Воронеж, 2002. – 157 с.
Хренова, А. В. Современная когнитивная лингвистика за рубежом. основные единицы исследования [Электронный ресурс] / А. В. Хренова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2014. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-kognitivnaya-lingvistika-za-rubezhom-osnovnye-edinitsy-issledovaniya (дата обращения: 24.04.2020).
Худяков, А. А. Концепт и значение / А. А. Худяков // Языковая личность : культурные концепты : сб. науч. тр. ВГПУ, ПМПУ. – Волгоград, 1996. – С. 16–23.
Charles, J. Fillmore Frame semantics and the nature of language / J. Charles // Annals of the New York Academy of Sciences. – New York, 2006. – Р. 20–32.
Fillmore, Ch. Towards a Frame-based organization of the lexicon : the semantics of RISK and its neighbors / Ch. Fillmore, B. Atkins // Frames, Fields, and Contrasts : New Essays in Semantics and Lexical Organization. – Hillsdale : Lawrence Erlbaum, 1992. – P. 75–102.
Jackendoff, R. Semantics Structures / R. Jackendoff. – Cambridge, 1990. – 430 p.
Lakoff, G. H. A study in meaning criteria and the logic of flizzy concepts / G. H. Lakoff. – Chicago, 1992. – P. 183–228.
Langacker, R. W. Concept, image, and symbol: the cognitive basis of grammar / R. W. Langacker. – Berlin : Mouton de Gruyter, 1991. – 420 p.
Словари
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://translate.academic.ru/ (дата обращения: 24.04.2020).
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etymology.academic.ru/35329/book (дата обращения: 24.04.2020).
Сambridge Dictionary [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dictionary.cambridge.org (дата обращения: 24.04.2020).
Etymonline [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.etymonline.com/ (дата обращения: 24.04.2020).
Longman Dictionary Online [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ldoceonline.com/dictionary/book (дата обращения: 24.04.2020).
Merriam-Webster Dictionaries [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.merriam-webster.com/dictionary/book (дата обращения: 24.04.2020).
Oxford Learner's Dictionaries [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/ (дата обращения: 24.04.2020).
Synonyms [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.synonymy.com/synonym.php?word=book&x=0&y=0 (дата обращения: 24.04.2020).
Thesaurus [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.thesaurus.com/browse/book?s=ts (дата обращения: 24.04.2020).
Материал исследования
Bradbury, R. Fahrenheit 451 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fsusd.org/cms/lib03/CA01001943/Centricity/Domain/2034/Fahrenheit%20451.pdf (дата обращения: 24.04.2020).
British National Corpus [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.english-corpora.org/bnc/ (дата обращения: 24.04.2020).
Bythell Sh. The Diary of a Bookseller [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения: 24.04.2020).
















2


1. Антропова, В. В. Реализация концепта «свобода» в дискурсе «толстых» журналов (на примере текстов «Наш современник» за 2016 год) / В. В. Антропова, А. В. Грошева // Вестник Челябинского государственного университета. Филологические науки. – 2017. – № 11 (407). – С. 5–11.
2. Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. – 2-е изд., испр. – М. : Языки русской культуры, 1999. – 896 с.
3. Аскольдов (Алексеев), С. А. Концепт и слово / С. А. Аскольдов // Русская словесность. От теории к структуре текста: антология / Под ред. В. П. Нерознака. – М. : Academia, 1997. – С. 267-279.
4. Бабушкин, А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике / А. П. Бабушкин. – Воронеж : ВорГУ, 1996. – 104 с.
5. Богатова, С. М. Концепт ДОМ как средство исследования художественной картины мира Вирджинии Вулф : дис. ... канд. филол. наук / С. М. Богатова. – Омск, 2006. – 211 с.
6. Болдырев, Н. Н. Концепт и значение слова / Н. Н. Болдырев // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / под ред. И. А. Стернина. – Воронеж : ВорГУ, 2001. – С. 25–35.
7. Бурцева-Кулявцева, М. Ю. Концептуализация президентской власти и ее носителей в американской лингвокультуре : автореф. дис. … канд. филол. наук / М. Ю. Бурцева-Кулявцева. – Волгоград, 2012. – 24 с.
8. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. – М. : Русские словари, 1997. – 416 с.
9. Воробьев, В. В. Лингвокультурология / В. В. Воробьев. – М. : Изд-во РУДН, 2008. – 340 с.
10. Головин, А. С. Лингвокультурный концепт «родство» в английских, немецких и русских паремиях : автореф. дис. … канд. филол. наук / А. С. Головин. – М., 2014. – 21 с.
11. Грошева, А. В. Концепт «государство» в дискурсе региональных медиа: ценностно-смысловой аспект (на примере интернет-издания 74.ru) [Электронный ресурс] / А. В. Грошева // Знак : проблемное поле медиаобразования. – 2019. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-gosudarstvo-v-diskurse-regionalnyh-media-tsennostno-smyslovoy-aspekt-na-primere-internet-izdaniya-74-ru (дата обращения: 24.04.2020).
12. Гусева, Э. Ю. Фрейм как схематизированное представление концепта «бизнес» и элементы его компонентного состава / Э. Ю. Гусева // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2008. – №1. – С. 214–218.
13. Данилевич, А. И. Национально-культурная ментальность в смысловом пространстве концептосферы (на материале фразеологии русского и английского языков) : дис. … кандид. культур. наук / А. И. Данилевич. – Санкт-Петербург, 2015. – 204 с.
14. Данильян, Н. Г. Языковые средства репрезентации концептуального пространства «добродетель» в англоязычной картине мира (на примере английской художественной литературы XVIII-XX вв.) : автореф. дис. … канд. филол. наук / Н. Г. Данильян. – Пятигорск, 2014. – 23 с.
15. Дейк Т. А., ван. Язык. Познание. Коммуникация / Т. А. ван Дейк. – Б. : БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. – 308 с.
16. Демьянков, В. З. Термин «концепт» как элемент терминологической культуры / В. З. Демьянков // Язык как материя смысла: Сборник статей в честь академика Н. Ю. Шведовой / Отв. ред. М. В. Ляпон. – М. : Азбуковник, 2007. – С. 606–622.
17. Дуняшева, Л. Г. Конструирование гендера в блюзе и рэпе : глобальное и локальное : монография / Л. Г. Дуняшева, Е. С. Гриценко. – Нижний Новгород : НГЛУ, 2013. – 213 с.
18. Заикина, С. В. Эмоциональный концепт «страх» в английской и русской лингвокультурах (сопоставительный аспект) : дис. … канд. филол. наук / С. В. Заикина. – Волгоград : ВГПУ, 2000. – 188 с.
19. Залевская, А. А. Значение слова и возможности его описания / А. А. Залевская // Языковое сознание. Формирование и функционирование. – М. : ИЯ РАН, 1998. – С. 35–54.
20. Зилова, Е. В. Этноспецифика и содержательная динамика концепта «благополучие» в русской, британской и американской лингвокультурах : автореф. дис. … канд. филол. наук / Е. В. Зилова. – Саратов, 2012. – 20 с.
21. Иванова, Е. В. Концепт как одна из основных единиц когнитивной лингвистики [Электронный ресурс] / Е. В. Иванова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-kak-odna-iz-osnovnyh-edinits-kognitivnoy-lingvistiki-1 (дата обращения: 24.04.2020).
22. Карасик, В. И. Базовые характеристики лингвокультурных концептов / В. И. Карасик, Г. Г. Слышкин // Антология концептов / под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. – М., 2007. – С. 12–13.
23. Карасик, В. И. Транслируемость концептов / В. И. Карасик // Проблемы вербализации концептов в семантике языка и текста : материалы междунар. симпозиума : в 2 ч. – Волгоград, 2003. – Ч. 2. – С. 17–19.
24. Красных, В. В. От концепта к тексту и обратно. К вопросу о психолингвистике текста / В. В. Красных // Вестник Моск. ун-та. – 1998. – № 1. – Сер. 9 : Филология. – С. 53–70.
25. Кубрякова, Е. С. Концепт. Концептуализация / Е. С. Кубрякова // Краткий словарькогнитивных терминов. – М. : Филологическ. ф–т МГУ, 1996. – С. 90–94.
26. Кубрякова, Е. С. Начальные этапы становления когнитивизма : лингвистика – психология – когнитивная наука / Е. С. Кубрякова // Вопросы языкознания. – 1994. – № 4. – С. 3–15.
27. Лебедева, К. Г. Понятие концепта и некоторые средства репрезентации концепта «терроризм» в языке на современном этапе [Электронный ресурс] / К. Г. Лебедева. – Режим доступа: https://pgu.ru/upload/iblock/5a7/26.pdf (дата обращения: 24.04.2020).
28. Лихачев, Д. С. Концептосфера русского языка / Д. С. Лихачев // ИАН СЛЯ. – 1993. – Т. 52, № 1. – С. 3–9.
29. Магировская, О. В. Особенности концептуализации и категоризации мира в рамках когнитивной деятельности наблюдателя [Электронный ресурс] / О. В. Магировская // Вестник Челябинского государственного университета. – 2008. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kontseptualizatsii-i-kategorizatsii-mira-v-ramkah-kognitivnoy-deyatelnosti-nablyudatelya (дата обращения: 24.04.2020).
30. Макаров, М. Л. Основы теории дискурса / М. Л. Макаров. – М. : ИТДГК «Гнозис», 2003. – 280 с.
31. Маслова, В. А. Лингвокультурология : учеб. пособие / В. А. Маслова. – М. : Academia, 2001. – 183 с.
32. Минский, М. Фреймы для представления знаний / М. Минский / Пер. с англ., под ред. Ф. М. Кулакова. – М. : Энергия, 1979. – 151 c.
33. Москаленко, А. В. Концепт «птица» в англиискои фразеологической картине мира : автореф. дис. … канд. филол. наук / А. В. Москаленко. – Санкт-Петербург, 2015. – 23 с.
34. Никитин, М. В. Развернутые тезисы о концептах / М. В. Никитин // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2004. – № 21 (001). – С. 53–64.
35. Никонова, Ж. В. Фрейм в контексте лингвистической науки [Электронный ресурс] / Ж. В. Никонова. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/freym-v-kontekste-lingvisticheskoy-nauki (дата обращения: 24.04.2020).
36. Огнева, Е. А. Когнитивное моделирование концептосферы художественного текста. – 2-е изд. дополн. / Е. А. Огнева. − М. : Эдитус, 2013. − 282 с.
37. Павилёнис, Р. И. Проблема смысла: современный логико-философский анализ языка / Р. И. Павилёнис. – М. : Мысль, 1983. – 286 с.
38. Пименова, М. В. Коды культуры и проблема классификации концептов [Электронный ресурс] / М. В. Пименова // Язык. Текст. Дискурс. – 2007. – № 5. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21136031 (дата обращения: 24.04.2020).
39. Пименова, М. В. Концептуальные исследования : учеб. пособие / М. В. Пименова, О. Н. Кондратьева. – М. : Флин та : Наука, 2011. – 176 с.
40. Пименова, М. В. Концепты внутреннего мира (русско-английские соответствия) : автореф. дис. ... докт. филол. наук / М. В. Пименова. – СПб., 2001. – 40 с.
41. Попова, З. Д. Язык и национальная картина мира. – 4-е изд., стер. / З. Д. Попова, И. А. Стернин. – М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 101 с.
42. Проскуряков, М. Р. Концептуальная структура текста / М. Р. Проскуряков. – СПб., 2000.
43. Руденко, Е. С. Концепты «прекрасное» и «безобразное» в немецкой лингвокультуре (диахронический аспект) : автореф. дис. … канд. филол. наук / Е. С. Руденко. – М., 2013. – 25 с.
44. Силинская, Н. П. Концепты отрицательных эмоций в английской фразеологической картине мира : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н. П. Силинская. – Санкт-Петербург, 2008. – 22 с.
45. Слышкин, Г. Г. Лингвокультурные концепты прецедентных текстов / Г. Г. Слышкин. – М. : Academia, 2013. – 29 с.
46. Степанов, Ю. С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации / Ю. С. Степанов. – М. : Языки славянских культур, 2007. – 248 с.
47. Стернин, И. А. Методика исследования структуры концепта / И. А. Стернин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. – Воронеж : ВорГУ, 2001. – С. 58–64.
48. Тарасова, П. А. Фреймовый анализ в исследовании идеостилей / П. А. Тарасова // Филологические науки. – М. : Высшая школа, 2004. – №4. – С. 42-49.
49. Телия, В. Н. Основные постулаты лингвокультурологии / В. Н. Телия // Филология и культура: материалы II междунар. конф. 12-14 мая 1999 г.: в 3 ч. / отв. ред. Н. Н. Болдырев. – Тамбов : Изд-во ТГУ, 1999. – Ч. III. – С. 14-15.
50. Хорошунова, И. В. Семантические процессы в лексико-семантическом поле (на материале лексико-семантического поля утилитарной оценки «польза/вред» /И. В. Хорошунова : дис. ... канд. филол. наук / И. В. Хорошунова. – Воронеж, 2002. – 157 с.
51. Хренова, А. В. Современная когнитивная лингвистика за рубежом. основные единицы исследования [Электронный ресурс] / А. В. Хренова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2014. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-kognitivnaya-lingvistika-za-rubezhom-osnovnye-edinitsy-issledovaniya (дата обращения: 24.04.2020).
52. Худяков, А. А. Концепт и значение / А. А. Худяков // Языковая личность : культурные концепты : сб. науч. тр. ВГПУ, ПМПУ. – Волгоград, 1996. – С. 16–23.
53. Charles, J. Fillmore Frame semantics and the nature of language / J. Charles // Annals of the New York Academy of Sciences. – New York, 2006. – Р. 20–32.
54. Fillmore, Ch. Towards a Frame-based organization of the lexicon : the semantics of RISK and its neighbors / Ch. Fillmore, B. Atkins // Frames, Fields, and Contrasts : New Essays in Semantics and Lexical Organization. – Hillsdale : Lawrence Erlbaum, 1992. – P. 75–102.
55. Jackendoff, R. Semantics Structures / R. Jackendoff. – Cambridge, 1990. – 430 p.
56. Lakoff, G. H. A study in meaning criteria and the logic of flizzy concepts / G. H. Lakoff. – Chicago, 1992. – P. 183–228.
57. Langacker, R. W. Concept, image, and symbol: the cognitive basis of grammar / R. W. Langacker. – Berlin : Mouton de Gruyter, 1991. – 420 p.
Словари
58. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://translate.academic.ru/ (дата обращения: 24.04.2020).
59. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etymology.academic.ru/35329/book (дата обращения: 24.04.2020).
60. Сambridge Dictionary [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dictionary.cambridge.org (дата обращения: 24.04.2020).
61. Etymonline [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.etymonline.com/ (дата обращения: 24.04.2020).
62. Longman Dictionary Online [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ldoceonline.com/dictionary/book (дата обращения: 24.04.2020).
63. Merriam-Webster Dictionaries [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.merriam-webster.com/dictionary/book (дата обращения: 24.04.2020).
64. Oxford Learner's Dictionaries [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/ (дата обращения: 24.04.2020).
65. Synonyms [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.synonymy.com/synonym.php?word=book&x=0&y=0 (дата обращения: 24.04.2020).
66. Thesaurus [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.thesaurus.com/browse/book?s=ts (дата обращения: 24.04.2020).
Материал исследования
67. Bradbury, R. Fahrenheit 451 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fsusd.org/cms/lib03/CA01001943/Centricity/Domain/2034/Fahrenheit%20451.pdf (дата обращения: 24.04.2020).
68. British National Corpus [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.english-corpora.org/bnc/ (дата обращения: 24.04.2020).
69. Bythell Sh. The Diary of a Bookseller [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения: 24.04.2020).

Вопрос-ответ:

Что такое концепт и как он изучается?

Концепт - это специфическое представление о мире, которое свойственно носителю определенной культуры или языка. Исследование концепта включает в себя анализ его структуры и описание его основных характеристик.

Какими методиками описывается структура концепта?

Структура концепта описывается с использованием различных методик, включая фреймовый анализ, который позволяет схематически представить основные элементы концепта и их взаимосвязи.

Что такое фрейм и как он связан с концептом?

Фрейм - это схематизированное представление концепта, которое включает в себя основные компоненты и связи между ними. Фрейм помогает понять структуру и функциональные возможности концепта book.

Какие средства вербализации используются для выражения концепта book в англоязычной прозе?

Для выражения концепта book в англоязычной прозе используются различные средства вербализации, такие как слова, выражения, прилагательные и тематические метафоры, которые помогают передать значение и смысл концепта.

Какими средствами реализуется концепт book в англоязычной прозе?

Концепт book реализуется в англоязычной прозе с помощью разнообразных средств, включая описания, символы, сюжетные повороты и прочие литературные приемы, которые создают атмосферу и передают особенности книги как объекта и символа.

Что такое концепт?

Концепт - это способ организации знаний об объекте или явлении в нашем сознании.

Какие подходы существуют к изучению концептов?

Основные подходы к изучению концептов включают лингвистический, когнитивный и антропологический подходы.

Что такое фрейм?

Фрейм - это схематизированное представление концепта, которое помогает нам организовать информацию и строить представление о мире.

Какие средства вербализации используются для передачи концепта "book" в англоязычной прозе?

Средства вербализации концепта "book" в англоязычной прозе включают такие слова и выражения, как "book", "novel", "story", "chapter", "plot" и другие.

Как проводится фреймовый анализ концепта "book" в англоязычной прозе?

Фреймовый анализ концепта "book" в англоязычной прозе проводится путем выявления ключевых элементов и атрибутов, связанных с этим концептом, а также их организации в рамках сценария.

Что такое концепт?

Концепт - это психологическое образование, которое представляет собой совокупность общих представлений о реальном объекте или явлении.

Какие подходы существуют к изучению концептов?

Существует несколько подходов к изучению концептов, включая лингвистический, психологический и когнитивный подходы.