Верботональная методика в работе с детьми с нарушением слуха

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Сурдопедагогика
  • 23 23 страницы
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 29.05.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 4
1.1 Верботональный метод обучения и реабилитации детей с нарушенным слухом как педагогическая система 4
1.2 Содержание образования в школе глухих детей 10
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕРБОТОНАЛЬНОГО МЕТОДА В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ 15
2.1 Проведение эксперимента 15
2.2 Результаты развития слушания 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23


Фрагмент для ознакомления

Запрещенная система использует точные и проверенные методы при выборе слухового аппарата, которые позволяют человеку слушать оптимально, чтобы обеспечить максимальную разборчивость и хороший социальный контакт.В настоящее время кохлеарный имплантат является одним из новейших перспективных направлений для реабилитации взрослых и, прежде всего, детей с тяжелой потерей слуха и их интеграции в слуховую среду. Кохлеарный имплантат (КИ) - это операция, при которой электродная система вставляется во внутреннее ухо пациента, которое обеспечивает восприятие звуковой информации посредством электростимуляции сохраненных волокон слухового нерва. КИ является формой замены слуха.Цель: выявить опытно – экспериментальным путем преимущества и недостатки в реабилитации детей с индивидуальными СА и с КИ. Задачи:- изучить литературу по возможности использования верботонального метода в реабилитации детей с индивидуальными СА и КИ; - составить программу речевой реабилитации детей с КИ;- определить уровень развития оптимального слухового поля по результатам диагностик (тональной, верботональной, функциональной) у детей с СА и КИ. Исследование проводилось на контингенте детей с тяжелыми нарушениями слуха, которые проходили реабилитацию в муниципальном образовательном учреждении Верботон в Хабаровске. Для исследования были выбраны две группы детей по 10 человек в каждой с индивидуальной СА и КИ. Диагноз ставился дважды - до начала обследования и после него (в сентябре 2008 года и в мае 2009 года). Между исследованиями проводилась 7-месячная реабилитация, чтобы развить слуховое восприятие в индивидуальной СА и с КИ через ВТМ.Возраст детей на начало исследования: • 3года - 1 ребенок; • 4 года – 1 ребенок; • 5лет – 2 ребенка; • 6 лет – 2 ребенка; • 7 лет – 2 ребенка; • 8 лет – 2 ребенка; • 9 лет – 3 ребенка; • 11 лет – 3 ребенка; • 16 лет - 4 ребенок.Чтобы определить начальный уровень слуха у детей с индивидуальной СА и КИ, мы выполнили тональную и верботональную аудиометрию (Приложение 1a-20a), а также функциональную диагностику для уточнения контрольной точки и наблюдения за ходом эксперимента. (Приложение 1b-20b, 1v-20v). Функциональный диагноз включал исследование слуха в свободном поле - просодические части (ритм, интонация, длина), исследование слуха с СА (подготовленный материал и новый материал), тест слуха с Verboton G20, костная проводимость, определение порога дискомфорта, реверберация и время интеграции. После исследования детей из обеих экспериментальных групп на ВМТ была проведена реабилитационная работаРеабилитация детей с индивидуальными СА проходила в соответствии с перспективными планами по развитию слушания по ВТМ.2.2 Результаты развития слушанияВ исследовании участвовали только дети с тяжелой потерей слуха, бинауральным протезированием СА и имплантированным в одно ухо. Многие из них имеют центральные (дополнительные) нарушения слуха. Первоначальные диагнозы показали, что слух у всех детей проводился по неподготовленному, частично подготовленному и знакомому материалу (детская речь), хотя у большинства детей речевой вывод был выше - по крайней мере этап слова, простые предложения (см. приложение 1g-20g, 1d-20d).Анализ результатов исследования показал, что после реабилитации у детей с индивидуальной СА уровень слуха несколько повысился, положительные изменения произошли только у 1 ребенка. Он перешел от восприятия, к знакомым, но не неподготовленным, словам (детская речевая тактика). (См.диагр. 1)Диаграмма 1. Уровень развития слушания детей с индивидуальными СА.Уровень слухового восприятия у 5 детей с КИ стал выше. Это показывает диаграмма №2. Диаграмма 2. Уровень слухового развития детей с кохлеарнымимплантомЕсли мы сравним детей с СА и КИ, то из рисунка 3 видно, что в начальный период уровень слуха у детей, протезированных с CA, был немного выше. Двое детей восприняли частично подготовленный речевой материал, а пятеро детей восприняли детскую речь. У детей с КИ только один ребенок воспринимал частично подготовленный материал, а известными словами были 3 ребенка, на подготовленном уровне было 6 детей, в то время как у детей с приборами 2 ребенка воспринимали подготовленный материал, а 1 ребенок воспринимал ритм и интонацию.На основании результатов эксперимента был составлен график, который четко показывает динамику слуха двух экспериментальных групп.Красная линия показывает графическое представление динамики развития слуха у детей после кохлеарной имплантации и черная линия у детей, которые были протезированы в обоих ушах отдельными цифровыми СА. График ясно показывает значительное улучшение восприятия слуха у детей с КИ. Давайте поговорим о графике развития слуха у детей с КИ. Наибольшая динамика в P.8 (3 года), наименьшая в P.4 (16 лет) и P.7 (16 лет), промежуточные результаты были показаны для детей от 5 до 8 лет. Это говорит о том, что лучшим возрастом для хирургического вмешательства является раннее детство, хотя динамика также наблюдается у детей старшего возраста.На диаграмме детей с СА, динамика у детей старшего возраста (16 лет) незначительна. Наибольшую динамику продемонстрировали показатели P.1 (4 года), P.9 (9 лет), P.3 (8 лет) и P.7 (9 лет), что характерно для второго этапа развития слуха.Таким образом, результаты работы однозначно показывают, что слух с правильной реабилитацией и предварительной подготовкой по вербототоническому методу у детей с КИ развивается гораздо быстрее, чем со слуховыми аппаратами. Но результаты у детей старшего возраста, хотя и выше, чем у детей с отдельными устройствами, все же недостаточны для полного развития слуха и, следовательно, речи.В ходе эксперимента оценивается эффективность использования верботонального метода в реабилитации детей с нарушением слуха с помощью надлежащего слухового аппарата, и создается программа реабилитации в соответствии с возрастом и временем операции. Результаты экспериментальной работы ясно показали, как развитие слушания происходит у детей с индивидуальной СА и КИ. Не у всех детей есть четкие выводы. Если дети имеют КИ в старшем школьном возрасте, РСВ происходит медленнее. Опыт показал, что изменения в развитии слуха наблюдаются у всех детей, даже в школьном возрасте, что (по наблюдениям профессора ЛОР-исследовательского института ЛОР, Королева И.В.) практически не встречается с другими методами реабилитации.ЗАКЛЮЧЕНИЕВерботональный метод обучения эффективен для развития слухового восприятия и формирования устной речи, развития познавательной сферы; способствует формированию мотивации к речевому общению, обучению и, как следствие, формированию коммуникативной функции речи.Использование специального оборудования позволяет максимально расширить поле слуха, развить остаточный слух и приблизить речь к нормальной. У детей есть возможность с большей точностью воспринимать речь на слух и в большей степени правильно воспроизводить ее с учетом интонации. Метод словесного обучения позволяет реабилитировать детей со значительной потерей слуха.Сущность вербототонического метода заключается в развитии восприятия звука мозгом с участием полученных органов чувств. Создается слуховое изображение, которое связано с кортикальным центром слуха, и выражение речи следует в ответ на воспринимаемый звук.Верботональный метод предполагает сложную работу: использование верботонного оборудования, проведение аудиовизуального курса (АВК), фонетической ритмики, работу по развитию вестибулярного аппарата. Желательна совместная деятельность педагога и родителей.Верботональный метод имеет два принципиально важных преимущества перед методами, применяемыми в отечественной коррекционной педагогике с советских времен:- Процесс реабилитации глухих и слабослышащих детей со значительной потерей слуха происходит намного быстрее, кроме того, благодаря современному и качественному оборудованию дети учатся слушать и говорить в очень комфортных условиях. - Достигнутые результаты хорошо закрепляются, поскольку «формируется слуховая картинка в коре головного мозга». Словесный метод позволяет сохранить навыки, приобретенные во время реабилитации, на протяжении всей жизни. Вербальный метод позволяет глухим детям использовать модулированную, звучную, естественную речь - надежный способ общения со слухом. Глухой ребенок в своём речевом развитии проходит все ступени речевого развития нормального слышащего ребенка: реакция на звук, игра голосом, гуление, лепет, первые слова, фразы. Формирование речи происходит через создание и развитие слуховых образов в коре головного мозга. Специальное оборудование, используемое в этом методе, позволяет кодировать и преобразовывать речевые сигналы в неречевую область слухового анализатора, тем самым обеспечивает контакт глухого со слышащими (приборы типа «Верботон Г-10, Г-20, Г-30»). Основной принцип верботонального метода заключается в том, что ребенок с нарушениями слуха проходит те же стадии формирования речи, что и слушатель. Ребенок учится слушать всем своим телом (для этого используется «вибротактивная доска», сидя на котором вы можете воспринимать звуки всем своим телом), через все органы чувств, через вестибулярный аппарат и т. д. Особое внимание уделяется развитие моторики тела - фонетического ритма, музыки и др. занятий.Из проведенной экспериментальной работы становится, очевидно, что КИ оказывает положительную роль на развитие слушания и речи, которое идет быстрее, чем со СА. В то же время следует отметить, что у детей с КИ нарушаются функции селективности, реверберации и локализации звука в пространстве, поскольку имплантируется только одно ухо, а на втором ухе дети, как правило, не носят устройство и слушание постепенно ухудшается, а иногда возвращается в нулевое положение. В этом случае неимплантированное ухо должно быть протезировано.Данная работа показывает результативность ВТМ и будет интересна: - для людей с КИ, слушание которых развивается очень медленно, т.к. сама операция не решает проблему слухового восприятия, а лишь разработанная индивидуальная программа по развитию слушания может способствовать эффективности в стимуляции слушания и коррекции речи; - для родителей, у которых дети с тяжелыми проблемами слуха; - для учителей дефектологов, психологов и воспитателей, работающих с такими детьми.Если запастись терпением, верить в уникальность верботонального метода и его интегральную часть (развитие слушания), то успех обеспечен. Самостоятельная речь детей с недостатками слуха будет успешно развиваться и станет естественной потребностью.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксенова Л.И. Восприятие глухих детей // Дефектология. - 2005. - №21.- 23 с.
2. Борщевская Л.В. Современные тенденции диагностики и реабилитации детей с нарушением слуха дошкольного возраст//Дидактические и социально-психологические аспекты коррекционной работы в специальной школе: метод. сб .: вип.11 / под ред. В.В. Засенко. - К .: Наук. мир, 2009. -С. 24-28.
3. Волкова К.А., Казанская В.Л., Денисова А.А. Методика обучения глухих детей произношению: Учеб. пособ. для студ. -М: Гуман. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. -224с.
4. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе // Дефектология. – 1998. – № 3.
5. Денисова, О.А. Комплексное многоуровневое психолого-педагогическое пространство как условие социокультурной интеграции лиц с сенсорными нарушениями : автореф. д-ра педагогических наук 13.00.03 / Денисова Ольга Александровна. –Москва, 2007. – 46 с.
6. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании.- М.: Книга, 2003.- 123 с.
7. Зыкова Т.С., Хотеева Э.Н. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I-II вида. – Москва, 2003.
8. Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушенным слухом / под ред. М.И. Никитиной. – СПб., 1997.
9. Колупаева А. ,Найда Ю., Таранченко А., Под общ. ред. Л. Даниленко, Инклюзивная школа: особенности организации и управления: Учебно-методическое пособие.
10. Колупаева А.А., Таранченко А.Н. Дети с особыми потребностями в общеобразовательном пространстве. Путеводитель для педагогов.К.-2010.
11. Концепция государственного стандарта специального образования детей с особыми потребностями // Дефектология. - 1999, №4. - С. 2 - 4.
12. Концепция специального образования лиц с особенностями психофизического развития в ближайшие годы и на перспективу. - М .: 2003. - 36с.
13. Королева И. В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. -СПб .: КАРО, 2005. - 288с.
14. Кузьмичева Е.П. Яхнин Е.З., Шевцова О.В. Развитие устной речи у глухих школьников .: Метод. пособие: в 2 ч. М .: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.-136с.
15. Леонгард Э.И., Самсонова Е. Г., Иванова Е. А. Я не хочу молчать! : Из опыта работы. М .: Просвещение, 1990. - 112с.
16. Литвинова В. В. Инновационные процессы в специальной школе для детей с нарушением слуха// Дидактические и социально-психологические аспекты коррекционной работы в специальной школе: метод. сб .: вип.11 / под ред. В.В. Засенко. К .: Наук. мир, 2009. -С. 152-156.
17. Литвинова В. Особенности обучения словесной речи школьников с нарушениями слуха. // Дидактические и социально-психологические аспекты коррекционной работы в специальной школе: метод. сб. : Вып.6 / под ред. В.И.Бондаря, В.В. Засенко. - М.: 2005. -С.351-353.
18. Луцько К. Влияние высоких технологий на развитие современной сурдопедагогики // Дидактические и социально-психологические аспекты коррекционной работы в специальной школе: метод. сб. : Вып.6 / под ред. В.И.Бондаря, В.В. Засенко. -К. : 2005. -С.61-67.
19. Миронова Э.В., Шматко Н.Д Формирование речи у глухих детей // Дефектология. - 2005. - №5.-27 с.
20. Назарин В. Обучение глухих детей языку по новым программам. // Дидактические и социально-психологические аспекты коррекционной работы в специальной школе: метод. сб .: вып.6 / под ред. В.И.Бондаря, В.В. Засенко. -К. : 2005. -С. 389-392.
21. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: Учеб. пособ. для студ. -М: Гуман. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. -288с.
22. Назарова Н.М. Специальная педагогика: история развития? научного; знания и подготовка педагогических кадров; — М;: Спутник +, 2009: -158 с.
23. Никитина М.И. Социализация детей с недостатками слуха в условиях учебно воспитательной работы школы-интерната. – СПб., 1997.
24. Никитина М.Н. Нравственное воспитание детей с недостатками слуха. – М., 1989.
25. Овсяник В.П., Мороз Б. С. и др. Использование универсального компьютерного тренажера с коррекционно-развивающей программе «Живой звук» в процессе реабилитации детей с особыми потребностями в центре слухоречевой реабилитации НПП «ВАБОС» // Дидактические и социально-психологические аспекты коррекционной работы в специальной школе: метод. сб. : Вип.11 / под ред. В.В. Засенко. К .: Наук. мир, 2009. -С. 200-208.
26. Пенин Г.Н., Кораблёва Л.В., Пономарёва З.А., Красильникова О.А. Воспитание учащегося с нарушением слуха. – СПб., 2006.
27. Поникарова Н.М., Горелова Н.А., Кузина И.Н., Тесленко О.Е., Игонина Г.С. Москвоведение (учебник и рабочие тетради). – М., 2005.
28. Савченко А. Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха по акустико-лингвистическим подходом // Дидактические и социально-психологические аспекты коррекционной работы в специальной школе: метод. Спб. : Вып.6 / под ред. В.И.Бондаря, В.В. Засенко. К.: 2005. -С. 413-416.


Вопрос-ответ:

Чем отличается верботональная методика от других методов работы с детьми с нарушением слуха?

Верботональная методика отличается от других методов тем, что она использует комбинацию вербализации (распознавание речи по видимым губам) и активного использования слухового аппарата, таким образом помогая детям с нарушением слуха развивать понимание и продукцию речи.

Какие педагогические особенности имеет работа с детьми с нарушением слуха при использовании верботональной методики?

При работе с детьми с нарушением слуха и использовании верботональной методики необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, создавать благоприятную речевую среду, использовать разнообразные упражнения для развития слухового восприятия и речи, а также обеспечивать регулярные контрольные мероприятия для оценки прогресса ребенка.

Каковы особенности применения верботональной методики в образовании школ для глухих детей?

Верботональная методика является одним из основных методов, используемых в образовании школ для глухих детей. Она помогает детям с нарушением слуха развивать навыки слушания и произношения речи, улучшает их коммуникативные возможности и способствует успешной адаптации в обществе.

Какие результаты достигаются при использовании верботонального метода в реабилитации детей с кохлеарным имплантом?

Использование верботонального метода в реабилитации детей с кохлеарным имплантом позволяет достигать значительного прогресса в развитии слушания и речи. Дети с кохлеарным имплантом, обучаемые по верботональной методике, улучшают свои навыки коммуникации и успешно интегрируются в общество.

Что представляет собой запрещенная система в контексте работы с детьми с нарушением слуха?

Запрещенная система представляет собой методику работы с детьми с нарушением слуха, которая основана на запрете использования знакового языка и применении только оральной речи. Этот подход не учитывает индивидуальные особенности ребенка и может ограничивать его возможности в общении и обучении.

Какая методика используется при работе с детьми с нарушением слуха?

В работе с детьми с нарушением слуха применяется верботональная методика.

Что представляет собой верботональный метод обучения и реабилитации детей с нарушенным слухом?

Верботональный метод обучения и реабилитации детей с нарушенным слухом является педагогической системой, которая основана на сочетании вербальной и визуальной информации для развития коммуникационных навыков у детей с нарушением слуха.

Какие особенности имеет работа с детьми с нарушением слуха в школе глухих детей?

Работа с детьми с нарушением слуха в школе глухих детей включает в себя особую систему образования, которая учитывает особенности слуховых нарушений и предлагает специальные методы обучения и реабилитации.