Государственная целевая политика в области развития цифровой экономики
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 27.05.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Теоретико-методологические основы развития цифровой экономики 5
1.1 Эффективность государственной политики в сфере информатизации регионов 5
1.2 Подходы к формированию понятий и исследованию развития цифровой экономики 11
2 Эконометрический анализ цифровизации регионов России 17
2.1 Формирование системы индикаторов для оценки цифровизации на региональном уровне 17
2.2 Оценка влияния факторов на уровень цифровизации регионов России 23
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Как показывает анализ, лидерами среди регионов России по показателю индекса цифровизации являются г. Москва, г. Санкт-Петербург, Тюменская область и Республика Татарстан.Указанная группа регионов занимает лидирующие позиции по показателю индекса цифровизации на протяжении всего исследуемого периода.С целью оценки влияния факторов на показатель индекса цифровизации в рамках исследования целесообразно выполнить корреляционно-регрессионный анализ и построение моделей. С этой целью в качестве эндогенной переменной примем показатель индекса цифровизации, полученный по результатам расчетов, а в качестве экзогенных переменных – систему трансформационных и трансакционных факторов, сформированных в рамках исследования.На первоначальном этапе целесообразно выполнить отбор факторов, которые характеризуются наиболее сильной связью с эндогенной переменной. С этой целью необходимо выполнить построение матрицы парных коэффициентов корреляции. В виду достаточно большого числа факторов парные коэффициенты корреляции представлены в виде таблицы (таблица3).Таблица 3 – Оценка взаимосвязи факторов и индекса цифровизацииПоказательКоэффициент корреляцииПоказательКоэффициент корреляцииn10,683572n150,681248n20,49788n160,677393n30,655441n170,653528n40,652496n180,510752n50,670592n190,510752n60,564895n200,281178n70,508086n210,246147n80,588779n220,313581n90,632535n230,485997n100,387792n240,352068n110,304319n250,212993n120,599869n260,467386n13-0,0385n270,558029n140,670817n280,51034Согласно результатам построения матрицы парных коэффициентов корреляции можно сделать вывод о том, что незначимое влияние на индекс цифровизации в регионах России оказывают следующие показатели:среднегодовая численность занятых в области информации и связи;доля населения трудоспособного возраста;доля занятых в экономике, работающих в образовании;наличие структурного подразделения по информатизации в Администрации субъекта РФ;наличие Концепции и программ информатизации региона;наличие законодательных актов по информатизации региона;доля населения, использовавшего мобильные устройства при получении государственных и муниципальных услуг через официальные веб-сайты и порталы;уровень удовлетворенности населения в возрасте 15-72 лет качеством предоставленных государственных и муниципальных услуг в электронной форме.Таким образом, указанные показатели целесообразно исключить из дальнейшего исследования.Кроме того, высоким уровнем корреляционной взаимосвязи с другими экзогенными переменными характеризуются следующие факторы:доля студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в общей численности населения;число организаций, выполняющих научные исследования и разработки;выпуск бакалавров, специалистов и магистров;число государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования;количество предприятий, задействованных в бизнес-инкубаторах, центрах трансфера технологий.Их также целесообразно исключить из дальнейшего исследования.Таким образом, построение модели выполним на факторных признаках, представленных в таблице 4.Таблица 4 – Отбор факторов по результатам корреляционного анализаИндекс показателяНаименование показателяФинансовый блокинвестиции в основной капитал отрасли связизатраты организаций на обучение сотрудников ИКТвыделенный бюджет на ИКТзатраты на научные исследования и разработкиТехнический блокчисло персональных компьютеров в организациях регионаобъем услуг связи, оказанных населению на одного жителячисло активных абонентов фиксированного и мобильного широкополосного доступа к сети Интернетдомашние хозяйства, имеющие персональный компьютер и доступ к сети Интернетчисло организаций, имеющих WEB-сайтыКадровый блокдоля занятых в экономике, имеющих высшее образованиеОрганизационный блокдоля организаций, использующих программное обеспечениеколичество организаций, использующих сеть ИнтернетСоциальный блокдоля населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услугИнновационный блокобъем инновационных товаров, работ, услугудельный вес инновационных предприятий в структуре экономики регионаТаким образом, построение модели регрессии целесообразно выполнить, исключив указанные экзогенные переменные. Результаты представлены на рисунке 3.Рисунок 3 - Модель регрессии № 1Выполним оценку качества модели в целом и коэффициентов уравнения, в частности.Анализ показывает, что модель характеризуется достаточно высоким показателем коэффициента детерминации (). Кроме того, расчетное значение F-критерия значительно превышает критический показатель (). Анализ p-значений и t-статистик позволяют сделать вывод о том, что не являются статистически значимыми коэффициенты при следующих переменных:выделенный бюджет на ИКТ;затраты на научные исследования и разработки.Выполним построение модели регрессии № 2 с учетом выявленных особенностей (рисунок 4).Рисунок 4 - Модель множественной регрессии № 2Анализ результатов построения модели позволяет сделать вывод о ее статистической значимости (). Все коэффициенты модели являются статистически значимыми. Таким образом, по результатам оценки влияния факторов на индекс цифровизации получено следующее уравнение регрессии:Как показывает анализ, наибольшее влияние на индекс цифровизации на региональном уровне оказывают следующие показатели:инвестиции в основной капитал отрасли связи;доля занятых в экономике, имеющих высшее образование.ЗаключениеСовременные условия глобализации проходят под существенным влияние информационных инструментов, которые, формируясь на уровне хозяйствующих субъектов, оказывают значительное влияние на социально-экономическое развитие страны в целом. При этом эффективность управления любой хозяйственной системой напрямую зависит от рациональности использования информационных ресурсов. В связи с этим оперативность в получении информации, ее полнота и актуальность повышают эффективность принятия управленческих решений. Кроме того, определенное значение имеет открытость экономики России и связанная с ней конкуренция с высокоразвитыми экономическими субъектами, в которых высокий уровень развития рыночной экономики достигается, в том числе, посредством реализации сложной аналитической работы с использованием новейших достижений науки: математики, информационных технологий (IT).Таким образом, для выработки и принятия эффективных управленческих решений необходимыми элементами являются информация и знания, удовлетворяющие требованиям полноты, достоверности, актуальности и полезности. Данный факт определяет одну из первостепенных задач, которая заключается в анализе имеющейся информации.В рамках настоящего исследования для реализации цели и задач был выполнен анализ подходов к оценке уровня цифровизации и информатизации регионального хозяйства. На основе проведенного анализа сформирована методология исследования, реализация которой состоит из следующих этапов:Формирование системы трансформационных и трансакционных факторов.Формирование массива исходных данных.Линейное нормирование по «минимаксу», по результатам которого система показателей приведена к виду, когда значения каждой переменной находятся в диапазоне от 0 до 1.Расчет индексов и с учетом весовых коэффициентов в 2015-2018 гг..Расчет сводного индекса цифровизации.Оценка влияния факторов на итоговый индекс цифровизации посредством корреляционно-регрессионного анализа.Согласно проведенным расчетам максимальными показателями индексов в исследуемом периоде характеризуются показатели г. Москва. В то же время, следует отметить, что индексы идемонстрируют снижение к 2018 году по сравнению с показателем 2015 года.Минимальными значениями индекса, отражающего трансформацию ресурсов , в исследуемом периоде характеризуются показатели Республики Крым (2015 г.), Республика Дагестан (2016), Чеченская республика (2017) и Ивановская область (2018). Следует отметить значительную положительную динамику указанного индекса по Республике Крым в 2018 гг. (+0,332 пп.) и значительное снижение показателя по Ленинградской области (-0,118 пп.).Минимальными значениями трансакционного фактора характеризуются показатели индексов Республики Крым (2015 г.) и Ивановской области (2016-2018 гг.).Как показали итоговые расчеты, лидерами среди регионов России по показателю индекса цифровизации являются г. Москва и г. Санкт-Петербург.По результатам построения моделей множественной регрессии и их модификации выявлено, что наибольшее влияние на индекс цифровизации на региональном уровне оказывают следующие показатели:инвестиции в основной капитал отрасли связи;доля занятых в экономике, имеющих высшее образование.Список использованной литературыАлёхина Т.А. Особенности реализации национальной технологической инициативы // Ученые записки. 2017. № 3 (23). С. 68-71Букина М.К., Семенов А.М. Макроэкономика: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство "Дело и Сервис", 2016. – 544 с.Гелисханов И.З. Цифровая платформа как институт экономики нового технологического поколения // Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2018». — М.: МАКС Пресс, 2018Еркин А.В. Понятия «информация» и «информационная безопасность»: от индустриального общества к информационному / А.В. Еркин // Информационное общество. - 2015. - № 1. - С. 68-74.Институт статистических исследований и экономики знаний [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://issek.hse.ru/Казарин С.В. Совершенствование системы управления информатизацией региона: дис…канд. эконом.наук. / С.В. Казарин, Самара. – СамГЭУ, Самара, 2015Козырев А.Н. Моделирование НТП, упорядоченность и цифровая экономика // Экономика и математические методы 2016, Т. 47, вып. 4, С. 131–142Макаров В.Л. (2003), Экономика знаний: уроки для России // Вестн. Рос.акад. наук. — 2015. — Т.73, N 5. — C.450–456; Наука и жизнь. — 2015. — № 5. — С.26–30.Максимова М.М. и Архипова М.Ю. Исследование влияния цифровых технологий на качество жизни населения в странах мира // Труды XI-й Международной конференции «Применение многомерного статистического анализа в экономике и оценке качества» (21–23 августа 2018 г.) Центральный экономико-математический институт Российской академии наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». – 2018. С. 104-105.Мехренцев А. В., Стариков Е. Н., Мезенцева Е. С. Роль государства в цифровизации экономики // Россия: тенденции и перспективы развития. №13-2. 2018.Митин В. Семь определений цифровой экономики. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.crn.ru/news/ detail.php?ID=116780Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Мониторинг региональной информатизации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/783/Петрова Е.А. Информационное развитие региональных хозяйственных систем: дис…доктора. Эконом.наук: 08.00.05. — Волгоград, 2015. —398 с.Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. N 1632-р «Об утверждении Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/71734878/38127a69cf2aace7e6dc686e8a4b9579/#block_1000Стариков Е.Н., Раменская Л.А. Развитие менеджмента в условиях перехода к цифровой экономике: материалы X Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. (г. Пермь, ПГНИУ, 7 дек. 2017 г.) / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2017. – С. 146– 149.Сударушкина И.В., Стефанова Н.А. Цифровая экономика // АНИ: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 1(18). С. 182-184УказПрезидента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года” [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации Мониторинг развития информационного общества в Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/it_technology/Шиляев А.А. Эффективность инвестиций в информационные технологии: подходы к измерению и оценке / А.А. Шиляев // Бизнес-образование. - 2016. - № 2 (15). - С. 155-172Юдина Т.Н. Цифровая экономика сквозь призму философии хозяйства и политической экономии/ Т.Н. Юдина, И.М. Тушканов // Электронный научный журнал «Философия хозяйства», 2017. — № 1. — С. 193-201Hakansson, N. and Arrow, K. (1972). Essays in the Theory of Risk-Bearing.TheJournalofFinance, 27(5), p.1193IMF Staff Report. Measuring the Digital Economy. 2018. IMF, Washington, D.C.Jin, Sangki, and Cheong Moon Cho. "Is ICT a new essential for national economic growth in an information society?." // Government Information Quarterly №3. 2015. С. 253-260Klasen, Stephan, and Derek Blades. "Issues and Challenges in Measuring National Income, Wealth, Poverty, and Inequality in Sub Saharan African Countries: An Introduction." Журнал Review of Income and Wealth. №59. 2016Moradi, Mohammad Ali, and MeysamKebryaee. "Impact of information and communication technology on economic growth in selected Islamic countries." // Журнал Quarterly Journal of New Economy and Commerce. 2010. № 1. С. 99-114.Niebel, Thomas. "ICT and economic growth–Comparing 61 developing, emerging and developed countries." // ZEW - Centre for European Economic Research Discussion Paper. – 2014. - №14OECD, Development. Economic Analysis, and Statistics Division. OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2003. Canongate US, 2005. – 190 с«The Global Talent Competitiveness Index» [Электронныйресурс]. — Режимдоступа: https://www.insead.edu/sites/default/files/assets/dept/globalindices/docs/GTCI-2018-report.pdfVu, Khuong M. "ICT as a source of economic growth in the information age: Empirical evidence from the 1996–2005 period." TelecommunicationsPolicy. №4. 2011. С. 357-372Ysander, B. and Arrow, K. (1975).The Limits of Organization.The Swedish Journal of Economics, 77(2), p.275.
2. Букина М.К., Семенов А.М. Макроэкономика: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство "Дело и Сервис", 2016. – 544 с.
3. Гелисханов И.З. Цифровая платформа как институт экономики нового технологического поколения // Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2018». — М.: МАКС Пресс, 2018
4. Еркин А.В. Понятия «информация» и «информационная безопасность»: от индустриального общества к информационному / А.В. Еркин // Информационное общество. - 2015. - № 1. - С. 68-74.
5. Институт статистических исследований и экономики знаний [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://issek.hse.ru/
6. Казарин С.В. Совершенствование системы управления информатизацией региона: дис…канд. эконом.наук. / С.В. Казарин, Самара. – СамГЭУ, Самара, 2015
7. Козырев А.Н. Моделирование НТП, упорядоченность и цифровая экономика // Экономика и математические методы 2016, Т. 47, вып. 4, С. 131–142
8. Макаров В.Л. (2003), Экономика знаний: уроки для России // Вестн. Рос. акад. наук. — 2015. — Т.73, N 5. — C.450–456; Наука и жизнь. — 2015. — № 5. — С.26–30.
9. Максимова М.М. и Архипова М.Ю. Исследование влияния цифровых технологий на качество жизни населения в странах мира // Труды XI-й Международной конференции «Применение многомерного статистического анализа в экономике и оценке качества» (21–23 августа 2018 г.) Центральный экономико-математический институт Российской академии наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». – 2018. С. 104-105.
10. Мехренцев А. В., Стариков Е. Н., Мезенцева Е. С. Роль государства в цифровизации экономики // Россия: тенденции и перспективы развития. №13-2. 2018.
11. Митин В. Семь определений цифровой экономики. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.crn.ru/news/ detail.php?ID=116780
12. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Мониторинг региональной информатизации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/783/
13. Петрова Е.А. Информационное развитие региональных хозяйственных систем: дис…доктора. Эконом. наук: 08.00.05. — Волгоград, 2015. —398 с.
14. Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. N 1632-р «Об утверждении Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/71734878/38127a69cf2aace7e6dc686e8a4b9579/#block_1000
15. Стариков Е.Н., Раменская Л.А. Развитие менеджмента в условиях перехода к цифровой экономике: материалы X Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. (г. Пермь, ПГНИУ, 7 дек. 2017 г.) / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2017. – С. 146– 149.
16. Сударушкина И.В., Стефанова Н.А. Цифровая экономика // АНИ: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 1(18). С. 182-184
17. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года” [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038
18. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации Мониторинг развития информационного общества в Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/it_technology/
19. Шиляев А.А. Эффективность инвестиций в информационные технологии: подходы к измерению и оценке / А.А. Шиляев // Бизнес-образование. - 2016. - № 2 (15). - С. 155-172
20. Юдина Т.Н. Цифровая экономика сквозь призму философии хозяйства и политической экономии/ Т.Н. Юдина, И.М. Тушканов // Электронный научный журнал «Философия хозяйства», 2017. — № 1. — С. 193-201
21. Hakansson, N. and Arrow, K. (1972). Essays in the Theory of Risk-Bearing.TheJournalofFinance, 27(5), p.1193
22. IMF Staff Report. Measuring the Digital Economy. 2018. IMF, Washington, D.C.
23. Jin, Sangki, and Cheong Moon Cho. "Is ICT a new essential for national economic growth in an information society?." // Government Information Quarterly №3. 2015. С. 253-260
24. Klasen, Stephan, and Derek Blades. "Issues and Challenges in Measuring National Income, Wealth, Poverty, and Inequality in Sub Saharan African Countries: An Introduction." Журнал Review of Income and Wealth. №59. 2016
25. Moradi, Mohammad Ali, and Meysam Kebryaee. "Impact of information and communication technology on economic growth in selected Islamic countries." // Журнал Quarterly Journal of New Economy and Commerce. 2010. № 1. С. 99-114.
26. Niebel, Thomas. "ICT and economic growth–Comparing 61 developing, emerging and developed countries." // ZEW - Centre for European Economic Research Discussion Paper. – 2014. - №14
27. OECD, Development. Economic Analysis, and Statistics Division. OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2003. Canongate US, 2005. – 190 с
28. «The Global Talent Competitiveness Index» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.insead.edu/sites/default/files/assets/dept/globalindices/docs/GTCI-2018-report.pdf
29. Vu, Khuong M. "ICT as a source of economic growth in the information age: Empirical evidence from the 1996–2005 period." Telecommunications Policy. №4. 2011. С. 357-372
30. Ysander, B. and Arrow, K. (1975).The Limits of Organization.The Swedish Journal of Economics, 77(2), p.275.
Вопрос-ответ:
Какие основные принципы определяют государственную целевую политику в области развития цифровой экономики?
Государственная целевая политика в области развития цифровой экономики опирается на такие принципы, как устойчивость, конкурентоспособность, сотрудничество, инновационность и доступность. Она направлена на создание условий для цифрового развития регионов и обеспечение экономического роста через использование современных информационных технологий.
Какова эффективность государственной политики в сфере информатизации регионов?
Оценка эффективности государственной политики в сфере информатизации регионов показала положительные результаты. Внедрение цифровых технологий в различные отрасли экономики способствует повышению производительности труда, сокращению времени и затрат на оказание услуг, увеличению доступности информации и улучшению качества жизни населения.
Какие подходы используются при формировании понятий и исследовании развития цифровой экономики?
При формировании понятий и исследовании развития цифровой экономики применяются различные подходы. В частности, существует технологический подход, основанный на изучении новых информационных технологий и их влияния на экономические процессы. Также используется институциональный подход, который анализирует роль правовых, организационных и культурных факторов в развитии цифровой экономики.
Какие индикаторы используются для оценки цифровизации на региональном уровне?
Для оценки цифровизации на региональном уровне используются различные индикаторы. Одним из примеров является индекс цифрового развития, который учитывает такие показатели, как доступность широкополосного интернета, использование информационно-коммуникационных технологий в бизнесе и общественном секторе, наличие электронных государственных услуг и другие факторы, связанные с применением цифровых технологий.
Какие основные принципы лежат в основе государственной целевой политики в области развития цифровой экономики?
Государственная целевая политика в области развития цифровой экономики базируется на таких принципах, как установление приоритетов в области информатизации, распределение ресурсов, обеспечение доступа к цифровым технологиям, создание благоприятных условий для бизнеса, поддержка научно-технического прогресса и других.
Как можно оценить эффективность государственной политики в сфере информатизации регионов?
Оценка эффективности государственной политики в сфере информатизации регионов может осуществляться через анализ таких показателей, как уровень доступа к цифровым технологиям, использование информационно-коммуникационных ресурсов, развитие цифровых компетенций населения, рост объемов электронной коммерции и других факторов.
Какие подходы могут быть использованы при формировании понятий и исследовании развития цифровой экономики?
При формировании понятий и исследовании развития цифровой экономики могут использоваться различные подходы, такие как технологический подход, экономический подход, социологический подход и другие. Каждый из них позволяет рассмотреть цифровую экономику с разных точек зрения и получить комплексное представление о ее состоянии и перспективах.
Какие индикаторы могут быть использованы для оценки уровня цифровизации на региональном уровне?
Для оценки уровня цифровизации на региональном уровне могут быть использованы различные индикаторы, например, покрытие широкополосным интернетом, уровень доступа к цифровым сервисам и услугам, количество зарегистрированных интернет-пользователей, объем цифрового контента и другие показатели, которые отражают уровень развития цифровой экономики в конкретном регионе.
Каковы теоретико-методологические основы развития цифровой экономики?
Теоретико-методологические основы развития цифровой экономики включают в себя анализ цифровых технологий и их влияния на экономику, исследование цифровых инноваций, а также разработку стратегий и политик в области цифровизации. Они основываются на понятиях и методах информационного общества, информационной экономики, инновационного развития и управления знаниями. Эти основы помогают понять роль цифровых технологий в экономике, объяснить их влияние на процессы производства и потребления, а также определить стратегии развития цифровой экономики.
Какова эффективность государственной политики в сфере информатизации регионов?
Существует несколько подходов к оценке эффективности государственной политики в сфере информатизации регионов. Один из таких подходов основан на анализе результатов реализации программ развития цифровой экономики и сравнении их с поставленными целями. Другой подход основан на оценке изменений в экономике регионов, связанных с внедрением цифровых технологий. Например, анализ изменений в объемах производства, уровне безработицы и уровне жизни населения. Эффективность государственной политики в сфере информатизации регионов также может оцениваться с помощью сравнительного анализа между регионами, которые активно внедряют цифровые технологии, и регионами, которые не делают этого.
Какие подходы используются для формирования понятий и исследования развития цифровой экономики?
Для формирования понятий и исследования развития цифровой экономики используются различные подходы. Один из них основывается на определении ключевых характеристик цифровой экономики и их классификации. Например, исследователи выделяют такие характеристики, как использование цифровых технологий в производстве и потреблении, создание новых цифровых продуктов и услуг, и т.д. Другой подход заключается в изучении экономических и социальных последствий цифровой трансформации. Исследователи анализируют влияние цифровой экономики на процессы производства, рынки труда, социальное неравенство и другие аспекты жизни общества.
Какие основные меры государственной политики применяются для развития цифровой экономики?
Основные меры государственной политики в области развития цифровой экономики включают создание инфраструктуры высокоскоростного интернета, содействие развитию инновационных технологий, стимулирование цифрового образования, поддержку стартапов и развитие цифровых платформ.