Политическая теория Никколо Макиавелли
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 28.05.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Идеи Н. Макиавелли в контексте исторической эпохи 10
1.1. Основные положения философской концепции Макиавелли 10
1.2. Общая характеристика государственно-правовых идей Макиавелли: трактат «Государь» 14
Глава 2. Анализ учения Н. Макиавелли о политике и праве в «Рассуждениях на первую декаду Тита Ливия» 27
Заключение 34
Список литературы 35
Скрытое недовольство особенно опасно для государства и правителя, поскольку оно является причиной появления разных тайных обществ и заговоров, подрывающих стабильность государства.То есть, идеальный правитель стремится получить сознательную поддержку народа на то, чтобы выстроить в государстве единственно возможный в то время вид демократии - абсолютную монархию, которая будет направлена на разрушение феодальной и сеньориальной анархии. Рассматривает Макиавелли и вопрос безопасности государства, его защиты от внешних и внутренних врагов. Чтобы быть успешным во внешней политике, государь должен быть умным, хитрым, находчивым, предусмотрительным, расчетливым, смелым. Макиавелли проводится связь между наличием в государстве правильного государственного устройства и хорошего войска, сильной армии. Сильная армия может существовать только в сильном государстве. Что касается решения внутренних задач, то здесь правителю следует помнить, что невозможно удовлетворить интересы всех, однако политика должна быть выстроена таким образом, чтобы ее поддерживало большинство граждан. Также сильное правление не может обойтись без мудрых советников, поскольку приближенные государя формируют его имидж, а также оказывают влияние на принимаемые им решения. Задача государя в значительной степени облегчается, если власть его унаследована, если существует традиция. Это не означает, что правителю не нужно заботиться о государстве, но, тем не менее, задача управления немного облегчается. Что же касается новых или завоеванных государств, то здесь все выглядит намного сложнее. Как обязательное действие Макиавелли предписывает государю издавать новые хорошие законы, которые будут направлены на изменение уклада жизни, всех стереотипов, связанных с прежней властью. Макиавелли отмечает, что те граждане, которые были довольны прежней властью, в большинстве случаев начинают лояльно относиться и к новой власти. Важно заметить, что Макиавелли впервые затронул вопрос о важности экономики государства для благополучия власти. Он указал, что недопустимыми являются высокие налоги, то есть такие, которые очень обременительны для народа. Идеальному правителю не стоит проявлять свою скупость. Согласно мысли Макиавелли, государь может быть щедрым за счет военной добычи, но не за счет благосостояния граждан своего государства. Также Макиавелли говорил о том, что безопасность нового государства нуждается в уничтожении любых воспоминаний о старом. Особенно это имеет отношение к тем, кто по каким-то соображениям (допустим, в силу родства) мог претендовать на трон.Также следует отметить особое отношение Макиавелли к религии. Он полагал, что религия обладает большой силой в государстве и значимостью, выполняет целый ряд важных социальных функций, соответственно, эта сила должна быть использована для общего блага, для того, чтобы укрепить и объединить государство. Исходя из этого, Макиавелли настоятельно рекомендует главам республик или царств сохранить основы поддерживающей их религии. Глава 2. Анализ учения Н. Макиавелли о политике и праве в «Рассуждениях на первую декаду Тита Ливия»Учение Макиавелли о государстве и праве также раскрывается в сочинении под названием «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия».«Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», начатые в 1513 году и в основном, так как дорабатывались в последующие годы, законченные к 1519 году, были опубликованы практически одновременно в Риме и Флоренции уже после смерти автора, в 1531 году. Макиавелли исследует наиболее показательный период римской истории, изложенной в первых десяти книгах «Истории Рима от основания города» Тита Ливия. На этой основе построены многочисленные политические соображения Макиавелли.В изгнании у Макиавелли появляется время обдумать один из самых сложных и актуальных вопросов - в чем состояли и откуда проистекали слабости политического строя республики Флоренции, просуществовавшей всего восемнадцать лет, и найти на него ответ. Автор исследует как центральную проблему различные виды государств: наследственные, вновь образованные и смешанные, а так же разные формы правления, и связанные с этим проблемы стабильности государственного режима.В «Рассуждениях» есть главы, носящие очень либеральный характер. В частности, речь идет о четкой формулировке теории контроля и равновесия. То есть, Конституция должна предоставлять часть в управлении и государям, и знати, и народу. Лучшей конституцией Макиавелли признает ту, что была установлена Ликургом в Спарте, поскольку в ней воплощено наиболее совершенное равновесие; конституция Солона носила слишком демократический характер, соответственно, она стала причиной тирании Писистрата. Высоко Макиавелли оценивает и республиканскую конституцию Рима, поскольку в ней сталкивались сенат и народ. Макиавелли большое внимание уделяется свободе в политическом понимании данного понятия. Макиавелли считал, что политическая свобода предполагает наличие в гражданах известного рода личной добродетели. «Не без причин голос народа сравнивается с гласом Божьим». Очевидно, что любовь к «свободе» и теорию контроля и равновесия Макиавелли заимствует от античности. Данный аспект учения Макиавелли является таким же значимым, как и «аморальные» принципы, изложенные в трактате «Государь».Макиавелли сознательно отказывается от того, чтобы использовать концепцию «законной власти». Согласно мысли Макиавелли, власть должна принадлежать тем, кому удастся захватить ее в свободной борьбе. Макиавелли здесь выступает как приверженец народного правительства, поскольку, по его мнению, такие правительства являются менее жестокими, беспринципными и непостоянными по сравнению с тираниями.Вопрос о папской власти в «Рассуждениях» Макиавелли начинает с расположения знаменитых людей в этической иерархии. Самыми знаменитыми являются основатели религий; затем идут основатели монархии или республик; затем - ученые. Эти люди обладают доблестью, однако среди них встречаются также гнусные люди, которые разрушали религию, ниспровергали республики, королевства, были врагами добродетели и знания. Гнусным, к примеру, Макиавелли считает Юлия Цезаря как основателя тирании, а Брут, по его мнению – доблестный человек. В рассматриваемом нами сочинении Макиавелли вновь затрагивает проблему религии в государстве. Он осуждает церковь за распри и дурное поведение римских пап.С особой критикой Макиавелли обрушивается представителей дворянства, полагая, что они живут в праздности, тем самым нанося урон государству.Как уже отмечалось ранее, Макиавелли выступил с концепцией защиты свободы в широком понимании данного понятия. Во-первых, государство должно уметь отстоять свою независимость, в свободе также нуждается любой общественный строй - беднейшие слои населения обладают неотъемлемым правом защиты от посягательств со стороны привилегированных классов на свои права, свободы и имущество; свобода представляет важность и для отдельного гражданина – речь идет о свободе совести, свободе выбора своей судьбы, свободе от страха за свою жизнь, честь и состояние. Тем не менее, само понятие свободы и абсолютная монархия плохо сочетаются. Стремясь найти выход из данного противоречия, Макиавелли теоретически признает возможной «смешанную» форму правления, то есть ту, где различные слои и классы населения «следят» друг за другом, контролируют соблюдение законов и сохранение свобод.Что касается основ управления государством, то Макиавелли особое значение придавал национальной независимости, безопасности и благоустроенной конституции. Лучшая конституция направлена на распределение юридических прав между государем, знатью и народом пропорционально их реальной власти, поскольку при такой конституции трудно производить революционные преобразования, все более стабильно. Чтобы достичь поставленной цели, важно грамотно использовать политическую силу. Причем, те политики добиваются большего успеха, которые зависят от добродетельного населения, население, которое равнодушно к соображениям морали, является опасным. Также возможно достичь большего успеха в том обществе, где преступления правителей (если они их, конечно, совершают) могут стать общеизвестным фактом, по сравнению с обществом, живущим в строгой цензуре, которую контролирует сам же правитель. Конечно же, многие результаты могут быть получены через лицемерие.Хотя теория «государство превыше всего» берет свое начало от Макиавелли, от Италии, в действительности же она не была широко распространена в Европе. Политическая концепция Макиавелли представляла собой полную противоположность религиозно-христианскому учению о праве и государстве. Основой политики, по мнению Макиавелли, являются воля, сила, хитрость, опыт, а не теологические постулаты. При этом флорентийский философ опирался на историческую необходимость, исторические закономерности общественного развития.Создание государства Макиавелли связывал с необходимостью выживания и эволюции человека и человечества: «Мир, по воззрению Макиавелли, не гармоничный порядок, созданный любящим творцом, - это хаос сил, враждующих с человеком. И среди этого мира стоит одинокий человек, самая беспомощная тварь...».При этом основное внимание Макиавелли было уделено наличию у государства военной силы (мощи), являющейся основой создания государства и непременным условием его развития. Более того, Макиавелли подчеркивал, что военная сила имеет преимущество перед другими видами, в первую очередь, речь идет об экономическом преимуществе.Размышляя о том, что необходимо для создания или преобразования государства, Макиавелли пишет, что главным условием успешной политической деятельности по формированию и сохранению государства, его трансформации, если это является необходимым, представляется именно элемент военный силы.Для иллюстрации данного вывода Макиавелли использует пример из собственной военно-политической практики. По его мнению, флорентийцы сумели доказать достаточную мудрость, создав единство в правительстве и выбрав главу этого правительства, но допустили роковую ошибку — не позаботились о вооружении страны, имея перед собой таких сильных врагов, как Венеция, римский папа и французский король, и это погубило республику.Мыслителем были предложены также те критерии, по которым можно оценивать силу. Этот вопрос рассматривается в десятой главе «Государя», которая называется «Как следует измерять силы всех государств».Важнейшая функция государства, реализация которой возможна только при опоре на военную силу, по взглядам Н. Макиавелли, заключается в сохранении целостности и независимости страны, защите своих граждан. В данном случае цель использования военной силы является оправданием для практических любых приводящих к успеху средств, даже если эти средства противоречат общепринятой морали. Более того, государство лишено понятий о хорошем и дурном, ему не ведомы такие категории, как позорное и подлое, такие явления, как коварство и обман. Государство находится выше этого, поскольку в нем зло примиряется с самим собой. Основываясь на данной логике, в качестве самого реального и действенного способа применения военной силы, в соответствии с идеями Макиавелли, выступает война: «Стремление к завоеваниям - вещь, конечно, очень естественная и обыкновенная; когда люди делают для этого все, что могут, их всегда будут хвалить, а не осуждать...».Несмотря на то, что Макиавелли рассматривал войну как необходимое и рациональное средство политики, поскольку, по его мнению, она является справедливой для тех, кто в ней нуждается, военно-политического теоретика никак нельзя назвать апологетом войны: «Я не хочу утверждать, что никогда не следует прибегать к оружию и к силе, но я утверждаю, что к ним следует обращаться только в крайности, когда вес прочие средства окажутся недейственными».Особое внимание следует обратить на предложенную Макиавелли классификацию войн, которая свободна от религиозных мотивов, строится на основе реальных общественных отношений, причинах и способах борьбы с противником. Один вид войн, считал он, возбуждается по причине честолюбия государей и республик, стремящихся к распространению своего владычества. Войны эти являются губительными, но не приводят к полному изгнанию всех жителей из края. Другой вид войн связан с тем, что целый народ переселяется из страны по причине голода и разрушений. Цель этого типа войн заключается не в покорении войны, а в овладении ею, изгнанию или истреблению ее жителей. Такие войны являются самыми ужасными и жестокими.В итоге, по взглядам Макиавелли, проведение военной политики, применение силы, развязывание войны – это только прерогатива государства, а политика в целом призвана к выполнению руководящей функции по отношению к военной силе.Обеспечение приоритета политического руководства над военным Никколо возлагал на государя, который должен лично осуществлять руководство войной, быть предводителем в походах. В идеале, как считал Макиавелли, государь, политический руководитель должен иметь черты, присущие великим людям - сильным личностям, влияющим на исторический процесс в целом и на формирование государств в частности. Великий человек обладает тем, благодаря чему другие повинуются ему вопреки собственной воле. Такой человек обладает преимуществом, поскольку лучше способен чувствовать и выражать некую абсолютную волю - то, что действительно является объективно необходимым в определенный момент. Эта возвышенная сила является базой основания государств. Как политику, государю следует стремиться к сочетанию в себе смелости и решительности с осторожностью и предусмотрительностью. В качестве такого примера удачливого и умного государственного деятеля выступает для Макиавелли Цезарь Борджиа, все шаги которого на пике его военно-политической карьеры Макиавелли признал как правильные и ведущие к достижению поставленной цели. Опираясь на этот практический опыт, выдающийся Никколо предпринимает попытку предложения некой идеальной модели управления страной и соответствующего ей идеального главы государства. Этот идеал как раз и воплощен для него в «II Principe» (государе, но в понимании Макиавелли), который является неким символом коллективной воли, обладающим реальной военной силой. ЗаключениеТаким образом, несмотря на то, что от эпохи Макиавелли нас отделяет несколько столетий, те мысли относительно государства и права, которые были высказаны Макиавелли в трудах «Государь» и «Рассуждения» до сих пор остаются актуальными. Во-первых, актуален сам взгляд Макиавелли на исторический и политический процесс. Политика для Макиавелли является результатом борьбы между социальными силами, группами, личностями. Большая роль здесь принадлежит человеческой заинтересованности. Важно также заметить, что база политического учения Макиавелли находится в сфере внутренней природы человека, ее главных свойств. Здесь, в частности, речь идет об эгоизме, стремлении к власти, к сохранению и приумножению собственности.Отсюда берет свое начало и содержание макиавеллизма – основой политики должна быть не мораль, а сила. Благородная цель – это то, ради чего можно пожертвовать моралью, а цель оправдывает средства. Учение Макиавелли является утверждением неизменности человеческих стремлений.Что касается основных идей Макиавелли относительно государства и права, политического процесса, то здесь можно выделить следующие основные моменты. Политика представляет собой сферу действия реального, а не желаемого. Для управления людьми следует знать о том, что же является причинами их поступков, желаниями и интересами. Важнейшей политической мудростью является следующее утверждение: наименьшее зло является благом. В политике должны быть учтены интересы человека – его выгода, она должна быть ограничена принуждением государства и законом. Принудительная сила государства представляет собой выражение интересов государства. Закон является выражением интереса общества граждан. Список литературы
Источники
1. Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия.// http://www.lib.ru/POLITOLOG/MAKIAWELLI/livij.txt_with-big-pictures.html
2. Макиавелли Н. Государь.// http://philosophy.ru/library/machiavelli/0.html
Литература
3. Алексеев А.С. Макиавелли как политический мыслитель // Никколо Макиавелли, pro et contra.- CПб., 2002.
4. Баранов А.В. Военно-политические взгляды Никколо Макиавелли и современность: дисс. Канд. Полит. Наук. – М., 2003. [Электронный ресурс]
5. Блинников Л.В. Философский словарь.// http://philosophy.ru/edu/ref/blin/m.html
6. Блюменкранц М. Макиавелли: уроки истории./В кн.: Макиавелли Н. Государь: Сочинения. - М., 2001. [Электронный ресурс]
7. Бурлацкий Ф.М. Николо Макиавелли. Советник государя. - М., 2002.
8. Вальденберг В.Э. Основания макиавеллизма//Вопросы философии и психологии. М., 1897. С. 219-239.
9. Виллари П. Никколо Макиавелли и его время. – М., 2014.
10. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980.
11. Гринин Л. Е. Личность в истории: эволюция взглядов.//История и современность. № 2, 2010. С. 13-15
12. Де Санкстис Ф. Макиавелли. Пер. Добровольской Ю. / Никколо Макиавелли. Государь. - М.: ЭКСМО-пресс, 2001.
13. Дживелегов А. Никколо Макиавелли / Никколо Макиавелли: pro et contra. - СПб., 2002.
14. Дурденевский В.Н. Макиавелли и государственная наука // Советское право. М.-Л., 1927. -№ 3/27. С. 68-95.
15. Ковалевский М. От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму, - М., 1906.
16. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Losev_EstetVozr/_Index.php
17. Малярчик Я. Политическое учение Никколо Макиавелли: Дис. ... канд. истор. наук.- Л., 1956.
18. Новгородцев П. Политическая доктрина пессимизма. Опыт характеристики политического учения Макиавелли// Образование. СПб. - 1898. - № 1. - С. 97-106; -№ 2. -С. 117-124.
19. Юсим М.А. Макиавелли в России: Мораль и политика на протяжении пяти столетий: Автореф. дис. ... д-ра ист. наук / РАН. Ин-т всеобщ, истории. -М., 1994.
20. Юсим М.А. Этика Макиавелли. - М., 1990
Вопрос-ответ:
Какие идеи выдвигает Никколо Макиавелли в своей политической теории?
Никколо Макиавелли в своей политической теории выдвигает ряд основных идей. Он считает, что политика должна быть основана на реальности и не должна пренебрегать силой и насилием, если это необходимо для обеспечения стабильности государства. Макиавелли также подчеркивает важность мудрого и красивого имиджа правителя, чтобы он мог эффективно управлять и внушать уважение.
Какие основные положения философской концепции Никколо Макиавелли?
Основные положения философской концепции Никколо Макиавелли включают идею о необходимости силового контроля и владения, принцип реалистической политики, признание важности образа правителя и акцент на силе и власти в отношениях между государствами. Он также подчеркивает, что правитель должен использовать любые средства для достижения своих целей.
В чем заключается государственно-правовая идея Никколо Макиавелли?
Государственно-правовая идея Никколо Макиавелли заключается в признании важности силы и власти для эффективного управления государством. Он смотрит на политику с реалистической стороны, утверждая, что правитель должен быть хитрым и тактичным в своих действиях. Макиавелли также исследует отношения между правителем и народом, подчеркивая необходимость легитимности власти.
Что можно сказать о политике и праве в учении Никколо Макиавелли в "Рассуждениях на первую декаду Тита Ливия"?
В "Рассуждениях на первую декаду Тита Ливия" Макиавелли анализирует политику и право. Он утверждает, что политика должна быть основана на реальности, а право должно быть справедливым и эффективным. Макиавелли также обсуждает власть и кровь, отмечая, что правитель должен быть готов использовать силу, если это необходимо для сохранения государства.
Какие идеи выделяются в политической теории Никколо Макиавелли?
В политической теории Никколо Макиавелли выделяются такие идеи, как бескомпромиссность, реализм, преемственность власти и наличие своих интересов у государства.
Какие основные положения философской концепции Макиавелли?
Основные положения философской концепции Макиавелли включают представление о государе как центре власти, необходимости использования любых средств для достижения целей и предпочтение активной политической деятельности перед пассивной подчиненностью.
Какие государственно-правовые идеи выдвигает Макиавелли в своем трактате "Государь"?
В трактате "Государь" Макиавелли выдвигает идеи о необходимости для государства и правителя быть мощным, умелым, готовым использовать силу и добросовестно выполнять свои обязанности.
Какие идеи Макиавелли можно найти в его работе "Рассуждения на первую декаду Тита Ливия"?
В работе "Рассуждения на первую декаду Тита Ливия" Макиавелли размышляет о политике и праве, подчеркивая необходимость государителя уметь адаптироваться к меняющимся обстоятельствам, быть гибким и искусно манипулировать ситуацией в своих интересах.
Почему скрытое недовольство особенно опасно для государства и правителя?
Скрытое недовольство является опасным для государства и правителя, так как оно создает потенциально опасную ситуацию, возможность формирования оппозиционной группы или внутреннего конфликта, который может угрожать стабильности и безопасности государства и власти.
Что изучает политическая теория Никколо Макиавелли?
Политическая теория Никколо Макиавелли изучает вопросы власти, правления, государства и политики.