Обучение чтению как виду речевой деятельности
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 02.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава I. Теоретические аспекты обучения чтению как виду речевой деятельности на уроках английского языка в старшей школе............................7
1.1. Цели, задачи и содержание обучения чтению в старшей школе .................7
1.2. Виды чтения и основные подходы к обучению чтению.............................10
1.3. Анализ УМК "Spotlight" для 10 класса по критерию наличия текстов для обучения разным видам чтения ...........................................................................17
Выводы по I главе..................................................................................................23
Глава II. Осуществление контроля уровня сформированности навыков чтения на уроке английского языка..................................................................................24
2.1. Система упражнений для обучения чтению как виду речевой деятельности в УМК "Spotlight" для 10 класса 24
2.2. Инновационные методы и приемы работы с текстом с целью контроля уровня сформированности навыков чтения и авторская разработка контрольных заданий 26
Выводы по II главе................................................................................................30
Заключение.............................................................................................................31
Список использованных источников...................................................................34
Примеры упражнений в УМК "Spotlight" для 10 класса.Ex. 1, p. 42речевое, подлинно-коммуникативное упражнение, развитие умений информативного чтенияИтак, система упражнений для обучения чтению как виду речевой деятельности в УМК "Spotlight" для 10 класса может быть разделена на три подсистемы: подсистему упражнений для формирования / актуализации навыков техники чтения; подсистему упражнений для формирования / актуализации языковых навыков чтения и подсистему упражнений для развития умений чтения.2.2. Инновационные методы и приемы работы с текстом с целью контроля уровня сформированности навыков чтения и авторская разработка контрольных заданийСпецифика чтения как вида речевой деятельности дает основание полагать, что в процессе обучения ему перспективным будет внедрение некоторых инновационных приемов, в частности метода "идейных сеток" (Mindmap) и приемов "информационного неравенства" (informationgap) и "текстового неравенства" ("textgap"). Мы рассматриваем данный метод и приемы как контролирующие, применяемые с целью контроля уровня сформированности навыков чтения.В современных методических исследованиях установлено, что при определении уровня сформированности умений читать тексты на иностранном языке оценка осуществляется по результатам выполнения заданий на поисковое, ознакомительное или изучающее чтение. В нашем исследовании мы рассматриваем контроль на примере выполнения заданий в процессе информативного чтения.Метод «идейных сеток» (MindMap), разработанный Т. Бьюзеном [16], является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно, в виде «хаоса» на бумаге. Тема должна находиться непосредственно в центре листа бумаги и оказываться в любой момент в поле зрения. Сущность, структуру и традиционное оформление MindMap, можно представить следующим образом (см. рис. 5).Рис. 5. Сущность, структура и традиционное оформление MindMapНа уроках иностранного языка при обучении информативному чтению возможна следующая методика работы с «MindMap» [12, с. 7; 21]: 1. Учащиеся просматривают текст.2. Текст читается второй раз по абзацам. Учащиеся подчеркивают наиболее важные высказывания или ключевые слова.3. С помощью выделенных понятий составляется первая MindMap. Тема – в центре, подчеркнутые слова сгруппированы вокруг.4. Текст читается последний раз и MindMap дополняется уточнениями в виде ответвлений от ключевых слов.Таким образом обучающиеся выбирают, осмысливают и фиксируют нужную информацию из текста.Еще одним инновационным приемом работы с иноязычным текстом является прием "informationgap", который предусматривает такую организацию обучения, когда разные учащиеся имеют разную информацию и получают задание соединить ее воедино, чтобы выполнить задание и ответить на вопрос.Вариантом данного приема является прием "textgap", когда у школьников имеются аналогичные тексты или фрагменты одного и того же текста, где подробности, присутствующие в тексте одного ученика, отсутствуют в тексте другого ученика, и недостаток информации нужно восполнить [13].Анализ УМК "Spotlight", результаты которого представлены выше, позволяет сделать вывод о том, что в учебнике имеются задания на обучение информативному чтению, которые могут быть выполнены учащимися с использованием описанных выше методов и приемов.Авторская разработка контрольных заданий для обучения чтению в 10 классеЗадания разработаны нами с учетом психолого-педагогических доминант развития старших школьников, их потребностей и интересов, специфики информативного чтения, а также требования инновационности процесса обучения иностранному языку.Кейс 1.Read the text and create a Mind Map!known to have died out?Кейс 2. "Information gap". Each of you has a piece of text that contains important information. Information is different for everyone. But it gives the full picture of the text. Find someone who has a missing piece of text and answer the question (p. 72).Кейс 3. "Text gap". Each of you has similar texts. But the text lacks some details. The missing details are different for everyone. Find the classmates who can fill in the gaps in your text (p. 76).Выводы по II главеСистема упражнений для обучения чтению как виду речевой деятельности в УМК "Spotlight" для 10 класса может быть разделена на три подсистемы: подсистему упражнений для формирования / актуализации навыков техники чтения; подсистему упражнений для формирования / актуализации языковых навыков чтения и подсистему упражнений для развития умений чтения.Внедрение интерактивных методови приемов в процессе обучения чтениюс целью контроля уровня сформированности навыков чтения способствует формированию умений учащихся в определении важности информации, более полному и точному пониманию содержания текста, совершенствованию умений антиципации.ЗаключениеПроцессы глобализации и информатизации общества XXI века затронули все сферы жизни, с том числе образование в целом и иноязычное образование в частности, цель которого обеспечить способность и готовность школьников к участию в межкультурном коммуникативном процессе.Модернизация современного образования направлена и на изменение содержания изучаемых предметов, и на изменение методик преподавания: деятельность обучающихся активизируется в ходе процесса обучения, происходит приближение изучаемых тем к реальной жизни. Поиск новых форм и приемов изучения дисциплин – явление абсолютно закономерное и необходимое. Без владения родным и иностранным языком невозможным представляется проявление индивидуальности и личностных качеств, ценностных ориентаций.В ходе нашего исследования мырассмотрели теоретические аспекты проблемы обучения чтению как виду речевой деятельности на уроках английского языка в старшей школе, а также методико-технологические аспекты данной проблемы. Также мы проанализировали УМК "Spotlight" для 10 класса по критериям:целевому, методико-технологическому, результативному и пришли к выводу о достаточной содержательной базе текстов для обучения информативному чтению.Теоретическое исследование проблемы и анализ практических наработок учителей и собственных разработок позволили нам сделать следующие принципиальные выводы.В рамках базового курса учащиеся должны достичь иноязычной коммуникативной компетенции в четырех основных видах речевой деятельности – говорение, чтение, аудирование, письмо. Чтение как более доступное речевое умение в общеобразовательной средней школе выступает целевой доминантой и источником приобщения учащихся к культуре и традициям народа изучаемого языка. Процесс чтения базируется на технической стороне (механизме чтения), которая представляет собой автоматизированные зрительно-речемоторно-слуховые связи языковых явлений с их значением, на основе которых осуществляется узнавание и понимание письменных знаков и письменного текста в целом, следовательно, происходит реализация коммуникативного умения чтения (коммуникативной компетенции в области чтения).Мы также установили, что текст является коммуникативной единицей, характеризующейся наличием коммуникативной задачи, т.е. текст всегда отражает прагматическую установку его создателя. В методической литературе основополагающими принципами отбора иноязычных текстов с учетом коммуникативной направленности обучению принято считать следующие характеристики иноязычного текста: учет возрастных особенностей учащихся; место основной идеи текста; тематика текста; проблемность текста; объем текста; доступность языковой и содержательной формы; степень аутентичности текста.Анализ имеющихся классификаций видов чтения позволил нам выделить наиболее перспективный в плане эффективности работы на старшей ступени обучения (10класс)вид - информативное чтение.Основными подходами к обучению чтению как виду речевой деятельности на иностранном языке являются стратегиальный, лингвострановедческий и личностно-ориентированный.С практической точки зрения наиболее перспективными и востребованными на сегодняшний день являются инновационные методы обучения чтению на уроках английского языка и контроля уровня сформированности навыков чтения, в том числе интерактивные.Мы рассмотрели возможности некоторых интерактивных методов и приемов обучения информативному чтению на примереУМК "Spotlight" для 10 класса - метод "идейных сеток" и приемы "informationgap" и "textgap" и отметили, что внедрение интерактивных методов в процессе обучения информативному чтению способствует формированию умений учащихся в определении важности информации, более полному и точному пониманию содержания текста, совершенствованию умений антиципации и предоставляет учителю возможность осуществить контроль уровня сформированности навыков чтения. Кроме того, использование данных методов повышает мотивацию обучающихся и способствует формированию интереса к самостоятельному чтению.Мы полагаем, что цель курсовой работы достигнута, задачи выполнены. Список использованных источниковАзимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий // Теория и практика обучения языкам. М. : Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.Анисимова, Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): учеб.-метод. пособие для ВУЗов.М.: Академия, 2003. – 110 с.Бим, И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе : Проблемы и перспективы. М. : Просвещение, 1988. – 254 с.Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования // Лингвистическое наследие XX века, изд. 4-е, стереотипное. М. : КомКнига, 2006. – 144 с.Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М. : АРКТИ, 2003. – 192 с. Клычникова, З.И. Психологические особенности обучения чтения на иностранном языке. М. : Просвещение, 1983. – 206 с.Махаева, А.К. Текст как единица общения и обучения опосредованному межкультурному общению // Молодой ученый, № 1-2, Т.2, 2010,с. 88-92. Пассов, Е.И. Методика как наука будущего. Краткая версия новой концепции. С-Пб.: Златоуст, 2015. – 172 с.Пассов, Е.И. Образование как феномен и методика как наука: проблема конвергенции. Липецк, 2016. – 178 с.Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. 3-е изд. М.: Просвещение, 2005. - 239 с. Фоломкина, С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе: науч. ред. д.п.н., проф. Н.И. Гез. Изд. 2е, испр. М. : Высшая школа, 2005. – 253 с. Харламова, М.В. Использование «Идейных сеток» на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе, № 1, 2005, с. 3-9. Щукин, А.Н. Методы и технологии обучения иностранным языкам. М.: Издательство ИКАР, 2014. – 240 с.Эксузян Г.Г. Современный урок иностранного языка // Образование в современной школе, № 3, 2010,с. 18-24.Brewster J., Ellis G., Girard D.The Primary English Teacher’s Guide. Longman, 2003. - 283 p. Buzan, T., Buzan, B. Das Mind-Map-Buch [Текст] / T. Buzan, B. Buzan. – Landsbeg am Lech, 1996.Richards, J. C., & Rogers, T. S. Approaches and methods in language teaching (2nded.). - Cambridge, New York: Cambridge University Press, 2001. - 211 p.Richards, J. C., & Schmidt, R. Longman dictionary of language teaching and applied linguistics (4thed.). Harlow: Pearson Education Limited, 2010. - 269 p.Wallace C.Reading. Oxford: Oxford University Press, 1993. - 110 p.Алиева, А. Э. Интеграционные подходы в обучении чтению и письму на уроках английского языка // Молодой ученый. - 2015. - № 5 (85). - С. 432-434[Электронный ресурс]. Режим доступа - https://moluch.ru/archive/85/15784/проверено 02.05.2020Бершадский, М.Е. Метод интеллект-карт [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32 проверено 02.05.2020Гордеева, И. В. Чтение как один из видов речевой деятельности на уроках английского языка // Молодой ученый. - 2015. - № 19 (99). - С. 569-571[Электронный ресурс]. Режим доступа - https://moluch.ru/archive/99/22317/ проверено 02.05.2020Кан, Л.И. Проблемы обучения лингвострановедческому чтению на корейском языке на старшем этапе // Молодой ученый. - 2009. - № 8 (8). - С. 162-166[Электронный ресурс]. Режим доступа -https://moluch.ru/archive/8/573/ проверено 02.05.2020Комарова, Е. В. Этапы процесса обучения чтению и виды чтения на иностранном языке // Молодой ученый. - 2015. - № 4 (84). - С. 574-576 [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://moluch.ru/archive/84/15779/ проверено 02.05.2020Пласкина, М. В. Анализ современных теорий обучения чтению на иностранном языке // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). - Т. 0. - Пермь : Меркурий, 2014. - С. 133-136 [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5185/ проверено 02.05.2020Самсонова, Н. И. Чтение как один из эффективных видов речевой деятельности в обучении немецкому языку // Молодой ученый. - 2018. - № 5 (191). - С. 187-190 [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://moluch.ru/archive/191/48180/ проверено 02.05.2020Саперова, Д. А. Современный подход к образованию. Новые требования к текстам при обучении чтению на уроках английского языка // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). - Уфа : Лето, 2015. - С. 133-136 [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7463/ проверено 02.05.2020Суворова, М.А. Лингвокультурологический подход в обучении иностранным языкам студентов старших курсов языкового вуза [Электронный ресурс]. – Режим доступа - http://www.dissercat.com/content/lingvokulturologicheskii-podkhod-v-obuchenii-inostrannym-yazykam-studentov-starshikh-kursov- проверено 02.05.2020Шамов, А.Н. Методика преподавания иностранных языков : общий курс [Электронный ресурс] / отв. ред. А.Н. Шамов. М. : АСТ : АСТ-Москва : Восток – Запад, 2008. Режим доступа - http://www.twirpx.com/file/1842563/проверено 02.05.2020Connors-Tadros, L. (2014). Definitions and approaches to measuring reading proficiency. CEELO fast fact by CEELO (Center on Enhancing Early Learning Outcomes). [Электронный ресурс] . Режим доступа - http://ceelo.org/wp-content/uploads/2014/05/ceelo_fast_fact_reading_proficiency.pdfпроверено 02.05.2020
2. Анисимова, Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): учеб.-метод. пособие для ВУЗов. М.: Академия, 2003. – 110 с.
3. Бим, И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе : Проблемы и перспективы. М. : Просвещение, 1988. – 254 с.
4. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования // Лингвистическое наследие XX века, изд. 4-е, стереотипное. М. : КомКнига, 2006. – 144 с.
5. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М. : АРКТИ, 2003. – 192 с.
6. Клычникова, З.И. Психологические особенности обучения чтения на иностранном языке. М. : Просвещение, 1983. – 206 с.
7. Махаева, А.К. Текст как единица общения и обучения опосредованному межкультурному общению // Молодой ученый, № 1-2, Т.2, 2010, с. 88-92.
8. Пассов, Е.И. Методика как наука будущего. Краткая версия новой концепции. С-Пб.: Златоуст, 2015. – 172 с.
9. Пассов, Е.И. Образование как феномен и методика как наука: проблема конвергенции. Липецк, 2016. – 178 с.
10. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. 3-е изд. М.: Просвещение, 2005. - 239 с.
11. Фоломкина, С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе: науч. ред. д.п.н., проф. Н.И. Гез. Изд. 2е, испр. М. : Высшая школа, 2005. – 253 с.
12. Харламова, М.В. Использование «Идейных сеток» на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе, № 1, 2005, с. 3-9.
13. Щукин, А.Н. Методы и технологии обучения иностранным языкам. М.: Издательство ИКАР, 2014. – 240 с.
14. Эксузян Г.Г. Современный урок иностранного языка // Образование в современной школе, № 3, 2010, с. 18-24.
15. Brewster J., Ellis G., Girard D. The Primary English Teacher’s Guide. Longman, 2003. - 283 p.
16. Buzan, T., Buzan, B. Das Mind-Map-Buch [Текст] / T. Buzan, B. Buzan. – Landsbeg am Lech, 1996.
17. Richards, J. C., & Rogers, T. S. Approaches and methods in language teaching (2nded.). - Cambridge, New York: Cambridge University Press, 2001. - 211 p.
18. Richards, J. C., & Schmidt, R. Longman dictionary of language teaching and applied linguistics (4thed.). Harlow: Pearson Education Limited, 2010. - 269 p.
19. Wallace C. Reading. Oxford: Oxford University Press, 1993. - 110 p.
20. Алиева, А. Э. Интеграционные подходы в обучении чтению и письму на уроках английского языка // Молодой ученый. - 2015. - № 5 (85). - С. 432-434 [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://moluch.ru/archive/85/15784/ проверено 02.05.2020
21. Бершадский, М.Е. Метод интеллект-карт [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32 проверено 02.05.2020
22. Гордеева, И. В. Чтение как один из видов речевой деятельности на уроках английского языка // Молодой ученый. - 2015. - № 19 (99). - С. 569-571 [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://moluch.ru/archive/99/22317/ проверено 02.05.2020
23. Кан, Л.И. Проблемы обучения лингвострановедческому чтению на корейском языке на старшем этапе // Молодой ученый. - 2009. - № 8 (8). - С. 162-166 [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://moluch.ru/archive/8/573/ проверено 02.05.2020
24. Комарова, Е. В. Этапы процесса обучения чтению и виды чтения на иностранном языке // Молодой ученый. - 2015. - № 4 (84). - С. 574-576 [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://moluch.ru/archive/84/15779/ проверено 02.05.2020
25. Пласкина, М. В. Анализ современных теорий обучения чтению на иностранном языке // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). - Т. 0. - Пермь : Меркурий, 2014. - С. 133-136 [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5185/ проверено 02.05.2020
26. Самсонова, Н. И. Чтение как один из эффективных видов речевой деятельности в обучении немецкому языку // Молодой ученый. - 2018. - № 5 (191). - С. 187-190 [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://moluch.ru/archive/191/48180/ проверено 02.05.2020
27. Саперова, Д. А. Современный подход к образованию. Новые требования к текстам при обучении чтению на уроках английского языка // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). - Уфа : Лето, 2015. - С. 133-136 [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7463/ проверено 02.05.2020
28. Суворова, М.А. Лингвокультурологический подход в обучении иностранным языкам студентов старших курсов языкового вуза [Электронный ресурс]. – Режим доступа - http://www.dissercat.com/content/lingvokulturologicheskii-podkhod-v-obuchenii-inostrannym-yazykam-studentov-starshikh-kursov- проверено 02.05.2020
29. Шамов, А.Н. Методика преподавания иностранных языков : общий курс [Электронный ресурс] / отв. ред. А.Н. Шамов. М. : АСТ : АСТ-Москва : Восток – Запад, 2008. Режим доступа - http://www.twirpx.com/file/1842563/ проверено 02.05.2020
30. Connors-Tadros, L. (2014). Definitions and approaches to measuring reading proficiency. CEELO fast fact by CEELO (Center on Enhancing Early Learning Outcomes). [Электронный ресурс] . Режим доступа - http://ceelo.org/wp-content/uploads/2014/05/ceelo_fast_fact_reading_proficiency.pdf проверено 02.05.2020
Вопрос-ответ:
Что такое обучение чтению?
Обучение чтению - это процесс, в рамках которого ученики осваивают навык чтения, развивают способность понимать и анализировать письменный текст.
Какие цели и задачи ставятся перед обучением чтению в старшей школе?
Цели и задачи обучения чтению в старшей школе включают формирование у учеников навыков скорочтения, понимания содержания текста, анализа его структуры, выделения главной идеи, использования различных стратегий чтения и развития лексического запаса.
Какими способами можно обучать чтению на уроках английского языка в старшей школе?
На уроках английского языка в старшей школе обучение чтению может проводиться через различные задания и упражнения, например, чтение вслух, чтение с пониманием, поиск ключевых слов, составление связных текстов на основе прочитанного, обсуждение прочитанного, выполнение тестовых заданий и т. д.
Какие виды чтения существуют?
Существует несколько видов чтения: сканирование (быстрое просмотр текста для нахождения конкретной информации), чтение с пониманием (понимание содержания текста в целом), детальное чтение (подробное изучение каждой части текста), выборочное чтение (извлечение нужной информации из текста) и критическое чтение (анализ и оценка содержания текста).
Какие подходы применяются при обучении чтению?
При обучении чтению применяются различные подходы, например, традиционный подход, коммуникативный подход, контекстный подход, макро- и микро-подходы. Каждый из этих подходов имеет свои особенности и методические принципы, которые помогают ученикам развивать навыки чтения и понимания текста.
Какова цель и содержание обучения чтению в старшей школе?
Целью обучения чтению в старшей школе является развитие навыков понимания прочитанного на английском языке. Содержание обучения включает работу над текстами разной сложности, расширение лексического запаса, развитие навыков поиска информации и составления аннотаций.
Какие виды чтения и подходы к обучению чтению используются?
В обучении чтению в старшей школе используются такие виды чтения, как сканирование (быстрый поиск информации), критическое чтение (анализ и оценка текста), выборочное чтение и интенсивное чтение (детальное изучение текста). Основными подходами к обучению чтению являются топикальный (тексты по определенной тематике), функциональный (тексты, связанные с определенными функциями языка) и коммуникативный (работа с текстами, моделирующими коммуникативные ситуации).
Что такое УМК Spo и как он анализируется?
УМК Spo - это учебно-методический комплект, который используется для обучения чтению в старшей школе. Анализ УМК Spo включает изучение его структуры, содержания, целей и задач, методов и приемов обучения, а также его соответствия требованиям образовательной программы.
Какие особенности обучения чтению на уроках английского языка можно выделить?
Особенности обучения чтению на уроках английского языка включают работу с аутентичными текстами на английском языке, развитие навыков работы с различными типами текстов, повышение культуры чтения, формирование навыков самостоятельной работы с текстом, активизацию навыков восприятия и понимания прочитанного.
Какова роль обучения чтению в развитии речевой деятельности старшеклассников?
Обучение чтению играет важную роль в развитии речевой деятельности старшеклассников. Чтение помогает улучшить понимание иностранной речи, расширить словарный запас, улучшить навыки письма, развить логическое мышление и критическое мышление, а также сформировать навыки самостоятельной работы с текстом.