Социология коммуникации
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 02.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Особенности социальных отношений в компьютеризированных общностях подростков 3
1.1.Понятие социализации личности 3
1.2.Этапы социализации личности 5
1.3.Особенности социализации подростков 7
1.4.Особенности социализации подростка в компьютеризированной среде 10
2. Игры как проводник (некоего) представления о социальных отношениях 12
2.1.Особенности игровой деятельности 12
2.2.Принципы игровой деятельности 14
3.Новейшая трансформация компьютерных игр из средства развлечения в носителя сложных представлений о социальной реальности. 17
3.1.Компьютерные игры как феномен современной культуры 17
3.2.Социальные последствия распространения компьютерных игр 21
3.3.Влияние компьютерных игр на социализацию продростков 23
Выводы по первой главе 25
Список литературы 27
Здесь мы сталкиваемся с ситуацией, когда электронные игры вторгаются в мир, который традиционно изучают психологи и социальные психологи, – мир личности и ее связей с другими людьми. В данном контексте «наиболее пристальное внимание уделяется вопросам влияния игр на возрастное развитие (социализацию) и изучению элемента насилия, столь распространенного в современной популярной культуре». 3.2.СоциальныепоследствияраспространениякомпьютерныхигрШирокоеразвитиекомпьютерныхигроказываютогромноевлияниенаобществои,впервуюочередь,наподростков..Сизобретениемкомпьютераиширокимраспространениемегоизменилсядосугобщества.Людинемалосвободноговременисталипроводитьзаним,т.к.компьютерсовмещаетвсебевозможностителевизора,DVDприставки,музыкальногоцентра,книги.Компьютеризациявсехсферобщественнойжизничеловека—одноизсамыхвпечатляющихсобытийпоследнейчетвертиXXвека.Новместеснесомненнымположительнымзначениемкомпьютеризацииследуетотметитьнегативноепоследствиеданногопроцесса,влияющегонасоциально-психологическоездоровьемолодогопоколения,—компьютернаязависимость.В2014годубылопроведеносоциальноеисследованиесредиподростков13-14лет.Былиполученыследующиерезультаты:более50%осознаютактуальностьпроблемыигровойзависимостивнашемобществе,28%невидятвкомпьютернойигроманиипроблемы,16%недалиопределенныйответнаэтотвопрос.Социальныепроблемыипричиныраспространенияигровойкомпьютернойзависимостиизучаютученыеразныхстран.ЭтоКимберлиЯнг,АйвенГолдберг,докторМ.Озарк.СредиотечественныхисследователейследуетобозначитьработыА.Л.Венгер,Ю.Д.Бабаева,К.Янга,Н.И.Алтухова,К.Ю.Галкина.Специалистыотносятподобныйвидзависимостикспецифическойэмоциональной«наркомании»,вызваннойтехническимисредствами.Компьютернаязависимостьявляетсяоднойизразновидностейаддиктивногоповеденияихарактеризуетсястремлениемуйтиотповседневностиметодомтрансформациисобственногоэмоциональнопсихическогонастроения.Вэтотмоментчеловекомнетолькоотбрасываютсянасущныезаботыназаднийплан,ноизатормаживаетсяработаегопсихики,ачащесовсемпрекращаетсяиндивидуально-личностноеразвитие.Отличительнойособенностьюигровойкомпьютернойзависимостиявляется«уход»подросткаввиртуальнуюреальность.Средипоследствийтакогоповеденияэтодеградациясоциальныхсвязейличности,чрезмернаяагрессивность,асоциальноеповедение,невозможностьсамовыражения,проблемывсемьеишколе.Подросткитеряютчувствореальностииначинаютпереноситьсюжетыидействияигрнареальнуюжизнь.Подихвлияниемреальностьискажаетсякаквкривомзеркале.Уребенкавозникаетэмоциональнаяхолодность,замкнутость,неспособностьксопереживанию,психологическийинфантилизм—неумениебратьнасебяответственность,контролироватьсвоипоступки.Какправило,компьютернаязависимостьвызываетосуждениесостороныокружающих,чтоещеболееуглубляетконфликтсребенком,икакследствиеусиливаетпристрастиекпроведениювременизакомпьютером.ВпоследнеевремявСМИвсечащевозникаютсообщенияобагрессиииаутоагрессииподростков,связаннойсихчрезмернымувлечениемвиртуальнойреальностью.Вукраинскомреалити-шоубылпоказанодиняркийпримернеадекватнойреакциикибераддиктапоимениСашаФокин.ЕгогневныерепликииагрессиявотношенииматерииостальныхдомашнихсталинамногиемесяцыоднойизсамыхпопулярныхтемдляобсуждениявСети.Мальчикбросалсяскулакаминаматьипыталсядемонстративнонанестисебеувечья.Вфеврале2014компьютерныеигрысосценаминасилиясталипричиноймассовогоубийствавшколе.Ученик10классапришелвшколусогнестрельныморужиемиустроилстрельбу.Зависимостьотвиртуальногомирасталапричинойразвитияунегопараноидальнойшизофрении,которуюемувпоследствиидиагностироваливрачи.Воктябре2015годавЧелябинскойобластиподростокнабросилсясножомнародителей,которыезапретилиемуигратьвкомпьютерныеигры.Школьникпроводилзаонлайн-играмиповосемьчасоввдень.Простаяпросьбародителейсделатьуроки,анеиграть,спровоцироваланеконтролируемуювспышкуагрессии,чтоиповлеклонасилиесегостороны.Осознавпроизошедшее,15-летнийюношапопыталсяпокончитьжизньсамоубийством.Такимобразом,мывидимкакхорошие,такинегативныесоциальныепоследствияраспространениякомпьютерныхигр.Ксожалению,отрицательныепоследствияигрбольшепроявляютсяуподростков,какусамойвосприимчивойсоциальнойгруппынашегообщества.Исследованиявэтойобластипродолжаются.3.3.Влияние компьютерных игр на социализацию продростковБурное развитиекомпьютерныхтехнологийв современном мире создаетбольшоеколичество развлекательного и научногоконтента.В современной компьютерной развлекательной индустрии существуют,какиразличныесинглплеерныеигры,предназначенныедляодногоигрока,такимультиплеерные(ММОG–MassivelyMultiplayerOnlineGame–массоваямногопользовательскаяонлайн-игра),вкоторыхигровойпроцессзавязаннавзаимодействиигруппыигроковприпомощиинтернета.Сегодня виртуальная реальность все более неотличима от окружающей невиртуальной реальности, что приводит ктому,чтоподростки начинаютизбегатьокружающуюдействительность и реализуютсебяввиртуальнойреальности, что в большинстве случаев приводиткпечальнымпоследствиям.Исследование влияния компьютерных игр на различные стороны жизни индивида. К примеру, К.Андернсонобнаруживаетположительнуюзависимостьмеждужестокимгеймплеемввидеоиграхиотклонениямивповеденииигроков, а Н.Йи,вовремяизучениягруппгеймеров,игравшихвММО,выявил,чтонебольшаядолягеймеровпризнаетсвоюзависимостьотММО,более15%испытываютраздражение,еслинемогутприсоединитьсякигре,30%заявилиосвоихигровыхсессияхдажевпериодыфрустрации,а18%респондентовзаявили,чтоврезультатепристрастиякММОунихвозникают:–финансовыепроблемы;–проблемысоздоровьем;–проблемысуспеваемостью;–проблемывличнойжизнииотношениях.Рассмотрим факторы, которые мотивируют индивидов проводить значительную часть времени в виртуальной реальности:–отношения (игрокимогутобщатьсядругсдругом,формироватьсвязимеждудругдругом,раскрыватьличныетемы,обсуждатькакие-либопроблемы);–манипуляция (формированиенаслажденияотманипулированиялюдьми,чувствомдоминированиянаддругимиигроками);–погружение (погружение вмиры,особенноеслиигроваявселеннаяимеетразвитыйихорошопроработанныйлор,т.е.историюокружающегомира,котораяявляетсядостаточноубедительнойврамкахигровойвселенной);–эскапизм (ММОпозволяютизбегатьреальногомираиегопроблем,полностьюпогружаяигрокавовселеннуюигры);–достижения (чтоигрокимогутстатькем-тозначимымврамкахигры,показатьостальным, своеобразная самореализация).В целом онлайн-игрывышлиизразрядасредствотдыха.В современности компьютерные игры – это социальнаясистема,внутрикоторойтакжеприсутствуют,какилидерымнений,такиаутсайдеры,гдетакжестремятсястатьзначимыми,гдепроисходиттакаяжеконкурентнаяборьба.Выводы по первой главеСоциализация является эволюционным процессом, ориентирующимся на овладение субъектом социального опыта, который субъект набирает в процессе коммуникации и индивидуальной деятельности. Особенностями социализации в подростковом возрасте являются:формирование социальных установок;формирование отношения к себе людям и обществу;основы нравственности;стабилизация характера;стабилизация основных форм межличностного поведения;самопознание;самоутверждение.Среди современных подростков большое распространение компьютерные игры. Современные подростки характеризуются зависимостью от компьютерных игр, вследствие чего:изменение состояния личности;происходит сдвиг потребностей;изменение ценностей;ослабление контроля;изменение самооценки;изменение самосознания. Зависимость характеризуется разными формами:социализированная зависимость (главная характеристика такой зависимости - поддержание социальных контактов с социумом (такими же игроками);индивидуализированной зависимость (крайняя форма зависимости, когда нарушаются не только нормальные человеческие особенности мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром; психика индивида начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность; потребность в игре находится у них на одном уровне с базовыми физиологическими потребностями, это наркотик). СписоклитературыAnderson C. A., Dill K. E. Video games and aggressive thoughts, feelings, and behavior in the laboratory and in life // Journal of personality and social psychology. 2000. Vol. 78. №4. P. 772–790.Yee N. The psychology of massively multi-user online role-playing games : motivations, emotional investment, relationships and problematic usage // Avatars at work and play : collaboration and interaction in shared virtual environments / ed. by Schroder R. & Axelsson A. London: Springer, 2006. P. 187–207.Абрамова Г. С. Возрастная психология. Екатеринбург. -1999.Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. –М. : Издательский центр «Академия», 2001 .Говорухина М.Ю. Виртуализация современного мира: раздвоение реальности. – Екатеринбург, 2004. – 15 с.Говорухина М.Ю. Виртуализация современного мира: раздвоение реальности. – Екатеринбург, 2004. – 15 с.Дементьева И. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних, как следствие семейного неблагополучия. //Социальная педагогика. -2005. - № 1.Кавтарадзе Д.Н. Человек в мире игры // Мир психологии. - 1998. - N 4. - С. 33.Ковалева А. И. Социология личности: норма и отклонение. М.: Ин-т молодежи, 1996. С.56Кон И. С. Психология юношеского возраста. М. , 1979.Котляков В. Ю. Подростки смутного времени. //Социс. -1998 - №8Кузьмина К.Е. Влияние компьютеризированной деятельности на межличностные отношения в юношеском возрасте 3 я Российская конференция по экологической психологии (15–16 сентября 2003 г., Москва) // Секция 10. Психологические аспекты Интернет-среды. Доклад.Кулагина И. Ю. Возрастная психология. М.,2002.Мерсина В. С. Возрастная психология. - М. , 1973.Мид М. Культура и мир детства. М.,1988.Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. М., 1990г.С.45Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. М., 1990г.Полтева С. Около компьютера: ужастики и страшилки, правда и вымысел // Здоровье. – 2003. – №4Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.; СПб: ПИТЕР, 2003.Фомичева Ю.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми / Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелев, И.В. Бурмистров // Вестник МГУ. – 1991. – №3. – С. 27–39.Хейзинга Й. Homoludens. В тени завтрашнего дня / Пер. с нидерл. – М.: Изд. группа «Прогресс», «Прогресс- Академия», 1992.Хейзинга Й. Homoludens. В тени завтрашнего дня /Пер. с нидерл. – М.: Изд. группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992.
2. Yee N. The psychology of massively multi-user online role-playing games : motivations, emotional investment, relationships and problematic usage // Avatars at work and play : collaboration and interaction in shared virtual environments / ed. by Schroder R. & Axelsson A. London: Springer, 2006. P. 187–207.
3. Абрамова Г. С. Возрастная психология. Екатеринбург. -1999.
4. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. –М. : Издательский центр «Академия», 2001 .
5. Говорухина М.Ю. Виртуализация современного мира: раздвоение реальности. – Екатеринбург, 2004. – 15 с.
6. Говорухина М.Ю. Виртуализация современного мира: раздвоение реальности. – Екатеринбург, 2004. – 15 с.
7. Дементьева И. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних, как следствие семейного неблагополучия. //Социальная педагогика. -2005. - № 1.
8. Кавтарадзе Д.Н. Человек в мире игры // Мир психологии. - 1998. - N 4. - С. 33.
9. Ковалева А. И. Социология личности: норма и отклонение. М.: Ин-т молодежи, 1996. С.56
10. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М. , 1979.
11. Котляков В. Ю. Подростки смутного времени. //Социс. -1998 - №8
12. Кузьмина К.Е. Влияние компьютеризированной деятельности на межличностные отношения в юношеском возрасте 3 я Российская конференция по экологической психологии (15–16 сентября 2003 г., Москва) // Секция 10. Психологические аспекты Интернет-среды. Доклад.
13. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. М.,2002.
14. Мерсина В. С. Возрастная психология. - М. , 1973.
15. Мид М. Культура и мир детства. М.,1988.
16. Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. М., 1990г.С.45
17. Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. М., 1990г.
18. Полтева С. Около компьютера: ужастики и страшилки, правда и вымысел // Здоровье. – 2003. – №4
19. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.; СПб: ПИТЕР, 2003.
20. Фомичева Ю.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми / Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелев, И.В. Бурмистров // Вестник МГУ. – 1991. – №3. – С. 27–39.
21. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / Пер. с нидерл. – М.: Изд. группа «Прогресс», «Прогресс- Академия», 1992.
22. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня /Пер. с нидерл. – М.: Изд. группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992.
Вопрос-ответ:
Что такое социализация личности?
Социализация личности - это процесс, в ходе которого человек участвует в формировании и присоединении к различным социальным общностям. Во время социализации личности происходит усвоение норм, ценностей и культурных норм общества.
Какие этапы проходит социализация личности?
Социализация личности проходит через несколько этапов. Первый этап - первичная социализация, начинается с рождения и продолжается в детстве, в процессе взаимодействия ребенка с близкими людьми. Второй этап - вторичная социализация, начинается с поступления ребенка в школу и длится вплоть до взрослости. На этом этапе человек учится адаптироваться к широкому спектру социальных ролей и общественных ожиданий.
Какие особенности социализации подростков?
Социализация подростков имеет свои особенности. В этот период формируется личность, осуществляются переходы от детства к взрослости. Подростки активно ищут свое место в социальной структуре, стремятся к самоопределению. Им важны отношения с сверстниками и следование их групповым нормам.
Какие особенности социализации подростка в компьютеризированной среде?
Социализация подростка в компьютеризированной среде имеет свои особенности. В интернете подростки могут создавать свои общности, коммуницировать с другими людьми и взаимодействовать с ними. Они могут формировать свою онлайн-личность, экспериментировать с различными ролями и выражать свои интересы.
Чем игры способствуют представлению о социальных отношениях?
Игры способствуют формированию представления о социальных отношениях. Через игру дети учатся сотрудничать, разрешать конфликты, устанавливать правила и следовать им. Они могут вживаться в различные роли, что помогает им лучше понять социальные взаимодействия и общественные отношения.
Что такое социализация личности?
Социализация личности - это процесс, в котором индивидуум учится социальным нормам, ценностям и поведению, присваивает социальные роли и интегрируется в общество.
Какие этапы проходит социализация личности?
Социализация личности проходит через несколько этапов: первичную социализацию в семье, вторичную социализацию в школе и других институтах, и дальнейшую социализацию взрослого индивидуума.
Какие особенности социализации подростков?
Социализация подростков сопряжена с поиском своего места в обществе, формированием личности и социальной идентичности, экспериментированием с различными ролями и стилей поведения.
Какие особенности социализации подростков в компьютеризированной среде?
Социализация подростков в компьютеризированной среде имеет свои особенности, такие как больше возможностей для общения, создания виртуальной личности, выражения себя через социальные сети и игры.
Что определяет игровая деятельность подростков в формировании представления о социальных отношениях?
Игровая деятельность подростков помогает им в осознании социальных ролей, взаимодействии с другими людьми, развитии коммуникативных навыков и формировании представления о социальных отношениях.