Внешний государственный долг: динамика, основные кредиторы и взаимоотношения с ними
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 30 + 30 источников
- Добавлена 04.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Теоретические основы внешнего государственного долга 5
1.1. Сущность государственного долга его виды и роль в экономике 5
1.2. Способы управления государственным долгом 7
1.3. Понятие внешнего долга и причины его образования 11
2. Анализ динамики внешнего долга и основные взаимоотношения с кредиторами 16
2.1. Динамика взаимоотношений с кредиторами в РФ 16
2.2. Структура и состав внешнего долга РФ 19
2.3. Пути оптимизации внешнего государственного долга в РФ 25
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Наибольшая сумма к погашению задолженности по государственным ценным бумагам будет в 2020 году – 5045,98 млн.долл., по кредитам правительств иностранных государств также в 2020 году – 187,43.Таким образом, за последние годы происходило постепенное снижение объема внешнего государственного долга РФ. К сожалению, сокращение долга не связано с ростом экономики страны или с окончанием кризиса. Все дело в санкциях, которые закрыли доступ к кредитным ресурсам иностранных государств, вследствие чего очень сильно пострадал частный бизнес. На сегодняшний день система управления государственным долгом не дает возможности в полной мере осуществлять централизованную долгосрочную политику в области государственных заимствований; принятие дефицитного бюджета влечет за собой увеличение внешних заимствований и ускорение роста государственного внешнего долга; механизмы по управлению государственным долгом не дают возможности полностью обеспечивать предупреждение возможных финансовых кризисов.2.3. Пути оптимизации внешнего государственного долга в РФНа сегодняшний день в ряде стран, включаю Российскую Федерацию, наблюдается тенденция к значительному росту государственного долга, в том числе увеличению доли государственного долга, приходящейся на иностранных кредиторов, т.е. внешнего долга. Это повод для серьезного беспокойства правительств государств, поскольку от сбалансированности объема государственного долга (как внутреннего, так и внешнего) зависит состояние национальной безопасности страны. Среди основных причин устойчивого роста государственного долга выделяют следующие: увеличение государственных расходов в периоды социальных, политических конфликтов и войн; цикличность экономики; снижение налогового бремени и увеличение количества налоговых льгот с целью стимулирования экономики ; усиление влияние политического бизнес-цикла в последние годы, связанное с политикой увеличения госрасходов и снижения налогов перед очередными выборами; рост долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере.Погашение государственного долга, в особенности его внешней части оказывает большое влияние на экономику страны, поскольку несвоевременное осуществление платежей влечет за собой не только начисление процентов за просроченные платежи, но и к нарушению авторитета РФ на мировом кредитном рынке.Досрочное погашение внешнего долга способствует укреплению международного авторитета России, как государства со значительным запасом финансовой и долговой устойчивости, имеющего репутацию добросовестного заемщика и стремящегося конкретными мерами политики улучшить инвестиционный климат в стране. Ввиду этого, было бы целесообразно изучить график погашения внутреннего долга РФ.Следует отметить, что новой реальностью для России может стать возможность финансирования бюджетного дефицита преимущественно за счет заемных источников, а не накопленных резервов, при относительно малоблагоприятной рыночной конъюнктуре. Как следствие, предстоит оперативно адаптировать государственную заемную политику к новым реалиям, скорректировать стратегию присутствия России на долговых рынках в качестве заемщика, выработать комплекс мер, направленных на сохранение гибкости при осуществлении государственных заимствований. На сегодняшний день важными вопросами в сфере управления государственным долгом являются следующие: большой объем заимствований в национальной валюте и увеличение расходов на погашение и обслуживание долга; проблема рефинансирования государственной задолженности и недостаточное применение инструментов финансового рынка; ограничение возможностей для заимствования из внешних источников в условиях действия экономических санкций в отношении России и неблагоприятного кредитного рейтинга страны, а значит, как следствие, необходимость увеличения государственных внутренних заимствований; неравномерное распределение долговой нагрузки на экономику в соответствии с действующим графиком погашения государственного внешнего долга РФ. Кроме того, в сфере управления государственным долгом нельзя не отметить проблемы качества бюджетного планирования и управления государственными заимствованиями, распределения полномочий в сфере управления госдолгом РФ, недостаточной информационной открытости и прозрачности государственной долговой политики. Проблема управления государственным долгом находится постоянно в центре внимания Правительства РФ. Ее решение определяет состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Ввиду этого, можно предложить несколько приоритетных направлений в части управления государственным долгом: постепенно снижать зависимость состояния экономики и Федерального бюджета РФ от нефтегазовых доходов стимулировать конкурентоспособность отечественных товаров и услуг на долгосрочный период поддерживать величину государственного долга на безопасном для экономики уровне, что предполагает рациональное планирование предельного уровня долга. лимитировать размер принимаемых новых обязательств, связанных с привлечением кредитов Всемирного банка, с целью решения структурных проблем социального и государственного управления.Подводя итоги, скажем, что долговая политика должна быть направлена на развитие инвестиционного рынка, как источника покрытия дефицита бюджета, сохранения госдолга на безопасном уровне для экономики, на обеспечение способности России осуществлять заимствования в объёмах необходимых для решения первоочередных экономико-политических задач и решения их с наибольшей эффективность, а также не препятствовать развитию, а наоборот повышать рейтинги страны. Для этого необходимо поддерживать уровень государственного долга и расходов по его обслуживанию, а так же проводить постоянный мониторинг долговой ситуации России.ЗаключениеВ последнее время «долговые проблемы» России стали одной из наиболее уязвимых сфер развития её экономики. Это, конечно, может быть связано с тем, что на них не обращалось должного внимания, поскольку эти проблемы достаточно успешно решаются, по мнению некоторых экономистов. Однако именно проблема формирования эффективной долговой политики России до сих пор остаётся одной из наиболее актуальных тем экономики. Проблемы, которые возникают в процессе управления государственным долгом, считаются актуальными не только для России, но и для большинства государств. В каждой стране, даже в самой развитой, учёные экономисты занимаются изучением вопросов, связанных с управлением государственным долгом ввиду значительных объемов государственного долга и высокого уровня расходов на ее обслуживание.Накопление государственного долга неизбежно приводит к дефициту бюджета, что в свою очередь приводит к прекращению или ограничению социальных выплат, а это оказывает существенное влияние на благосостоянии граждан государства.Подводя итоги можно отметить, долговые проблемы России многоплановы: страна одновременно является большим должником и кредитором. В силу собственного неповторимого положения Россия устремляется к единому решению трудности международной задолженности при соблюдении равновесия интересов кредиторов и заемщиков. Сегодняшний долговой упадок стал результатом весьма неблагоприятного переплетения субъективных и объективных факторов, долговременных и краткосрочных тенденций. Глубина их воздействия до такой степени велика, что ощущается вплоть до настоящего времени.В работе мы предложили следующие направления по совершенствованию управления государственным долгом в России: постепенно снижать зависимость состояния экономики и Федерального бюджета РФ от нефтегазовых доходов стимулировать конкурентоспособность отечественных товаров и услуг на долгосрочный период поддерживать величину государственного долга на безопасном для экономики уровне, что предполагает рациональное планирование предельного уровня долга. лимитировать размер принимаемых новых обязательств, связанных с привлечением кредитов Всемирного банка, с целью решения структурных проблем социального и государственного управления.Список использованной литературыБюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12112604/1/#block_1000#ixzz4h8zigkSjАлексашенко С., Миронов В., Мирошниченко Д. Российский кризис и антикризисный пакет: цели, масштабы, эффективность // Вопросы экономики. – 2011. – № 2. – С. 23-49Алюшкина А.В., Носова Т.П. Проблемы внешнего государственного долга России // Мировая наука. – 2018. - № 6(15). – с 79-82Бабкина Е.В., Ушмарова Е.Н., Черяпина В.В. Состояние государственного долга РФ // инновационная наука. – 2018. - №4. – м 90-9Белов В.И., Апаев Г.Р. Сравнительная характеристика потребительских расходов в Российской Федерации // Juvenisscientia. - 2019. - № 2. - С. 12-14Берзон, Н.И. Российский финансовый рынок: вызовы, проблемы и перспективы / Н.И. Берзон, А.И. Столяров, Т.В. Теплова. Экономика и право. - 2019. - № 5. - 32 с.Бжихатлов С.Х., Нагаев А.А. Особенности управления государственным долгом // Актуальные вопросы экономических наук. – 2016. - №50-2. – с 11-16 Бондарук, Т. Г. Государственный кредит как источник финансирования государственного долга / Т. Г. Бондарук, М. А. Яковенко// Современные проблемы и перспективы развития банковского сектора. - 2016. с. 50-56Воронкова О.В., Канев К.В. Анализ особенностей формирования государственного долга Российской Федерации // Наука на рубеже тысячелетний. – 2018. - №11. – с 29-31Государственный долг. Теоретические и методологические аспекты: монография / М.Е. Косов, В.Ф. Шаров, Р.Г. Ахмадеев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. Гуляева О. С., Усманская В. Г. Государственный долг: сущность, последствия и возможность погашения/ Экономический вестник университета. Сборник научных трудов ученых и аспирантов. – 2016. - № 29.1. - с 222ГурьевА.Н.ОчеркразвитиягосударственногодолгаРоссии.Изд.2.–М.:URSS.2016.138с.Дагаева М.А. О вопросах необходимости усовершенствования системы управления государственным долгом России // Форум молодых ученых. – 2018. - №4 (20). – с. 386-389Есиева А.А. Россия на международном кредитном рынке // Актуальные вопросы современной экономики. – 2019. - №1. – с. 180-185 Ильина Н. О. Анализ динамики и структуры государственного внешнего и внутреннего долга Российской Федерации за период 2012-2015 гг. // Политика, экономика и инновации. - 2016. - №1. – С. 10-12Калитвенцев Д.А. Государственный долг и методы управления им // Аллея науки. – 2018. - № 5(21). – с 271-274Констатинова Е.О., Валиева Е.Н. Внешний долг Российской Федерации в условиях финансовых органический // Экономические науки. – 2019. - № 181. – с. 387-391Кюрджиев С.П. Теоретические основы общественных финансов // Аллея науки. 2018. Т. 4. №1. С. 272-275Макаров М.С. Оценка динамики внешнего государственного долга РФ за период 2013 -2019 гг. // Синергия наук. – 2019. - № 36. – с. 142-145Макейкина С.М., Кудряшова М.Ю. Управление государственным долгом: существующие проблемы и пути их решения // Вектор экономики. - 2017.- № 8 (14). - С. 17. Мащенко И.С. Проблемы управления государственным (муниципальным) долгом в России // Ростовский научный журнал. - 2018. - №11. - С. 37-43Меликсетян С.Н., Соитова М.Х. Проблемы управления государственным долгом в России // Современные научные исследовании и разработки. – 2018. - №4 (21). – с. 374-377Мустафаева М.А., Рябичева О.И. Анализ современного состояния государственного долга РФ // Эпоха наука. – 2020. - № 21. – с. 158-163Пахмутов В.Н. Государственный долг РФ: Об аспектах управления внешним государственным долгом в условиях экономической нестабильности // Научный журнал. 2016. № 7(8). С.53–55.Пахомова Е. Н. Управление государственным долгом РФ // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 334-339Приходько А.П. Государственный внешний долг: сущность, причины, виды и форы // COLLOQUIUM-JOURNAL. – 2019. - № 24-4 (48). – с. 9-13Щербаквоа В.С., Ерменко И.А., Сопельник Е.Ю. Государственный долг // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: Российский и зарубежный опыт. – 2020. - №2 (27). – с. 61-65Ярыгина Т.Н. Государственный долг в системе обеспечения финансовой безопасности России // Академическая публицистика. – 2017.- №1. – с 153-159Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.ruЦентральный Банк РФ[Электронный ресурс]. – Режим доступа:: https://cbr.ru/
2. Алексашенко С., Миронов В., Мирошниченко Д. Российский кризис и антикризисный пакет: цели, масштабы, эффективность // Вопросы экономики. – 2011. – № 2. – С. 23-49
3. Алюшкина А.В., Носова Т.П. Проблемы внешнего государственного долга России // Мировая наука. – 2018. - № 6(15). – с 79-82
4. Бабкина Е.В., Ушмарова Е.Н., Черяпина В.В. Состояние государственного долга РФ // инновационная наука. – 2018. - №4. – м 90-9
5. Белов В.И., Апаев Г.Р. Сравнительная характеристика потребительских расходов в Российской Федерации // Juvenis scientia. - 2019. - № 2. - С. 12-14
6. Берзон, Н.И. Российский финансовый рынок: вызовы, проблемы и перспективы / Н.И. Берзон, А.И. Столяров, Т.В. Теплова. Экономика и право. - 2019. - № 5. - 32 с.
7. Бжихатлов С.Х., Нагаев А.А. Особенности управления государственным долгом // Актуальные вопросы экономических наук. – 2016. - №50-2. – с 11-16
8. Бондарук, Т. Г. Государственный кредит как источник финансирования государственного долга / Т. Г. Бондарук, М. А. Яковенко// Современные проблемы и перспективы развития банковского сектора. - 2016. с. 50-56
9. Воронкова О.В., Канев К.В. Анализ особенностей формирования государственного долга Российской Федерации // Наука на рубеже тысячелетний. – 2018. - №11. – с 29-31
10. Государственный долг. Теоретические и методологические аспекты: монография / М.Е. Косов, В.Ф. Шаров, Р.Г. Ахмадеев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.
11. Гуляева О. С., Усманская В. Г. Государственный долг: сущность, последствия и возможность погашения/ Экономический вестник университета. Сборник научных трудов ученых и аспирантов. – 2016. - № 29.1. - с 222
12. Гурьев А.Н. Очерк развития государственного долга России. Изд. 2. – М.: URSS. 2016. 138 с.
13. Дагаева М.А. О вопросах необходимости усовершенствования системы управления государственным долгом России // Форум молодых ученых. – 2018. - №4 (20). – с. 386-389
14. Есиева А.А. Россия на международном кредитном рынке // Актуальные вопросы современной экономики. – 2019. - №1. – с. 180-185
15. Ильина Н. О. Анализ динамики и структуры государственного внешнего и внутреннего долга Российской Федерации за период 2012-2015 гг. // Политика, экономика и инновации. - 2016. - №1. – С. 10-12
16. Калитвенцев Д.А. Государственный долг и методы управления им // Аллея науки. – 2018. - № 5(21). – с 271-274
17. Констатинова Е.О., Валиева Е.Н. Внешний долг Российской Федерации в условиях финансовых органический // Экономические науки. – 2019. - № 181. – с. 387-391
18. Кюрджиев С.П. Теоретические основы общественных финансов // Аллея науки. 2018. Т. 4. №1. С. 272-275
19. Макаров М.С. Оценка динамики внешнего государственного долга РФ за период 2013 -2019 гг. // Синергия наук. – 2019. - № 36. – с. 142-145
20. Макейкина С.М., Кудряшова М.Ю. Управление государственным долгом: существующие проблемы и пути их решения // Вектор экономики. - 2017.- № 8 (14). - С. 17.
21. Мащенко И.С. Проблемы управления государственным (муниципальным) долгом в России // Ростовский научный журнал. - 2018. - №11. - С. 37-43
22. Меликсетян С.Н., Соитова М.Х. Проблемы управления государственным долгом в России // Современные научные исследовании и разработки. – 2018. - №4 (21). – с. 374-377
23. Мустафаева М.А., Рябичева О.И. Анализ современного состояния государственного долга РФ // Эпоха наука. – 2020. - № 21. – с. 158-163
24. Пахмутов В.Н. Государственный долг РФ: Об аспектах управления внешним государственным долгом в условиях экономической нестабильности // Научный журнал. 2016. № 7(8). С.53–55.
25. Пахомова Е. Н. Управление государственным долгом РФ // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 334-339
26. Приходько А.П. Государственный внешний долг: сущность, причины, виды и форы // COLLOQUIUM-JOURNAL. – 2019. - № 24-4 (48). – с. 9-13
27. Щербаквоа В.С., Ерменко И.А., Сопельник Е.Ю. Государственный долг // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: Российский и зарубежный опыт. – 2020. - №2 (27). – с. 61-65
28. Ярыгина Т.Н. Государственный долг в системе обеспечения финансовой безопасности России // Академическая публицистика. – 2017.- №1. – с 153-159
29. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.ru
30. Центральный Банк РФ[Электронный ресурс]. – Режим доступа:: https://cbr.ru/
Вопрос-ответ:
Что такое внешний государственный долг и какова его роль в экономике?
Внешний государственный долг - это задолженность государства перед иностранными кредиторами. Он возникает при привлечении заемных средств из-за рубежа. Государственный долг играет важную роль в экономике, поскольку позволяет финансировать различные государственные программы, инфраструктурные проекты, а также компенсировать бюджетный дефицит. Однако слишком высокий уровень долга может стать проблемой, так как увеличивает платежи по процентам и ограничивает возможности дальнейшего заемного финансирования.
Каковы способы управления государственным долгом?
Управление государственным долгом включает в себя несколько способов. Первый способ - это урегулирование бюджетного дефицита путем сокращения расходов или увеличения доходов. Второй способ - это привлечение заемных средств на более выгодных условиях, путем переструктуризации или рефинансирования долга. Третий способ - это разнообразие источников финансирования, чтобы снизить зависимость от определенных кредиторов. Четвертый способ - это использование инструментов государственного долга для стимулирования экономики и привлечения инвестиций.
Почему возникает внешний долг и каковы его причины образования?
Внешний долг возникает по различным причинам. Одной из основных причин является нехватка собственных ресурсов для финансирования государственных нужд. Это может быть связано с нехваткой национальных сбережений, низким уровнем налоговых поступлений или с ростом затрат на социальные программы. Еще одной причиной является реализация крупных инвестиционных проектов, таких как строительство больших инфраструктурных объектов. Также внешний долг может возникать при проведении международных сделок или использовании кредитов для стимулирования экономики.
Что такое государственный долг?
Государственный долг - это совокупность денежных обязательств государства перед внутренними и/или внешними кредиторами. Он возникает, когда государство занимает деньги или получает кредиты для финансирования своих расходов или инвестиций.
Какие виды государственного долга существуют?
Существуют два основных вида государственного долга: внутренний и внешний. Внутренний долг - это долг, который государство занимает у своих граждан или внутренних финансовых институтов. Внешний долг - это долг, который государство занимает у иностранных кредиторов или международных финансовых организаций.
Как государство управляет своим долгом?
Государство управляет своим долгом различными способами. Одним из таких способов является погашение долга через выплату процентов и возврат основной суммы займа. Также государство может использовать рефинансирование, когда новый заем берется для погашения старого долга. Другой способ - реструктуризация долга, когда условия его погашения изменяются для облегчения финансового бремени государства.
Что такое внешний долг и почему он возникает?
Внешний долг - это совокупность обязательств, которые государство имеет перед иностранными кредиторами. Он возникает, когда государство занимает деньги у других стран или международных финансовых организаций. Причины возникновения внешнего долга могут быть разными, включая нехватку внутренних ресурсов для финансирования проектов, экономические кризисы или необходимость привлечения иностранного капитала.
Какая динамика взаимоотношений с кредиторами в России?
Взаимоотношения России с ее кредиторами демонстрируют различную динамику. В прошлом Россия имела трудности с возвратом долгов, связанных с финансовыми кризисами и политическими изменениями. Однако, в последние годы ситуация стабилизировалась, и Россия активно развивает сотрудничество со своими кредиторами, погашая долги вовремя и привлекая новые инвестиции.
Что такое внешний государственный долг?
Внешний государственный долг - это совокупность обязательств государства перед иностранными кредиторами, к которым относятся государства, международные организации и частные лица, по займам и кредитам, полученным от них.
Какова роль государственного долга в экономике?
Государственный долг играет важную роль в экономике. Он позволяет государству финансировать свои расходы на инфраструктуру, социальные программы, оборону и другие нужды. Долг также является инструментом государственной политики, позволяя регулировать экономические процессы и стимулировать экономический рост.
Как государство управляет своим долгом?
Управление государственным долгом включает разработку и реализацию стратегии погашения долга, привлечение новых кредитов, переструктуризацию долга и др. Государство также может использовать инструменты денежно-кредитной политики и налоговой политики для регулирования долговой нагрузки и обеспечения устойчивости финансовой системы.
Кто является основными кредиторами России?
Основными кредиторами России являются другие государства, в том числе США, Япония и Китай, а также международные финансовые организации, такие как Международный валютный фонд и Всемирный банк. Также Россия привлекает кредиты и инвестиции от частных иностранных компаний и банков.