формирование лексичеcких навыков речи на среднем этапе обучения с применением видеоресурсов
Заказать уникальную дипломную работу- 95 95 страниц
- 59 + 59 источников
- Добавлена 16.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ РЕЧИ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ВИДЕОРЕСУРСОВ 8
1.1 Информационные технологии в теории и методике обучения иностранным языкам в современной школе 9
1.2 Современные подходы формирования лексических навыков на среднем этапе с применением видеоресурсов 15
1.3 Особенности формирования лексических навыков речи на среднем этапе обучения 20
1.4 Особенности использования видеоресурсов на среднем этапе обучения при формировании лексических навыков 26
Выводы по главе 1 40
Глава 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ РЕЧИ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ВИДЕОРЕСУРСОВ 42
2.1 Комплекс заданий по формированию лексических навыков речи с применением видеоресурсов на среднем этапе обучения иностранному языку 43
2.2 Алгоритм работы с видеоресурсом при формировании лексических навыков учащихся на среднем этапе обучения 52
2.3 Цикл уроков по формированию лексических навыков речи на среднем этапе обучения с применением видеоресурсов 58
Выводы по главе 2 67
Заключение 69
Список литературы 73
Список сокращений 80
Приложение 1 81
Приложение 2 83
Приложение 3 86
Приложение 4 91
Приложение 5 95
Однако для более эффективного развития лексических навыков речи учащихся среднего этапа необходимо применять поэтапную работу с видеоматериалами, а также учитывать соответствие отобранных видеоресурсов уровню знаний школьников, наличию пояснений и комментариев от учителя.
Также в работе разработан комплекс упражнений для решения практических задач исследования. Комплекс заданий включает в себя лексические упражнения, творческие упражнения, коммуникативно-направленные задания, развивающие не только лексические навыки, но также все виды речевой деятельности и сопутствующие умения. В комплексе упражнений применяются инновационные методики работы на уроке английского языка, а именно проектная методика, инсценировка, драматизация, мозговой штурм, дискуссия. Активно используются технические преимущества видеоресурсов, такие как технология стоп-кадр, немой просмотр.
Работа с видеоресурсом выполняется поэтапно. Для начала учащимся предлагается вводный урок с целью задать тему, познакомить с аутентичным видеоресурсом и снять первичные психологические и языковые трудности перед просмотром видео.
Помимо вводного урока, в цикле уроков присутствует еще четыре урока, каждый из которых направлен на поэтапное изучение одного из отрывков мультфильма. Этапы работы с видеоресурсом включают в себя предварительный этап, на котором снимаются языковые трудности и происходит мотивация учащихся; основной этап, на котором происходит собственно просмотр видеоресурса и выполнение по нему ряда упражнений; заключительный этап с применением творческих заданий с коммуникативной направленностью. После каждого урока учащимся предлагается домашнее задание по просмотренному отрывку из мультфильма. Последовательность алгоритма работы с видеоресурсами показана на слайде.
Завершая, укажем, что наше исследование решило поставленные задачи и внесло определенный вклад в решение проблемы формирования лексических навыков речи на среднем этапе обучения с применением видеоресурсов. Можно сделать вывод, что применение видеоресурсов является эффективным способом формирования лексических навыков речи на среднем этапе обучения английскому языку. Учащиеся не только более легко воспринимают новые лексические единицы, но также чувствуют заинтересованность в уроке, увлеченность, что немаловажно именно на среднем этапе.
Благодарим за внимание!
1. Айвазова В.В. Психологические и дидактические особенности использования видео на занятиях иностранного языка // Концепт. - 2012. - №4. – С. 16-20.
2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
3. Ахраменко Л.С. Коммуникативный метод обучения иностранным языкам // Практика преподавания иностранных языков на факультете международных отношений БГУ: Электронный сборник. – Вып.1. – Минск, 2011. – С. 39-40.
4. Баканова И.Г., Патрикеева Е.А., Пыркина Н.А. Интервью как коммуникативный метод обучения иностранному языку в средней школе // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2018. - №2 (38). – С. 20-36.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
6. Вайсбург М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. – М.: Титул, 2001. – 127 с.
7. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – 2-е изд., и доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 192 с.
8. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 240 с.
9. Гинзбург Я.С., Коряк Н.М. Социально-психологическое сопровождение деловых игр // Игровое моделирование: Методология и практика. - Новосибирск: Наука, 1997. - С. 61-77.
10. Дмитриенко Т.А. Методика преподавания английского языка в вузе. – М.: МЭЛИ, 2009. – 92 с.
11. Зощук М.А. Коммуникативная методика обучения английскому языку // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. – 2015. [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2015/11/26/kommunikativnaya-metodika-obucheniya.
12. Казакова Е.А. Мультфильмы как средство развития коммуникативной компетенции учащихся начальной и средней ступеней // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. – 2009. - № 7. – С. 102-105.
13. Калачникова Р.С. Использование фильмов и мультфильмов для обучения говорению на английском языке // Державинский форум. - 2018. - Т. 2. - № 8. - С. 114-119.
14. Касаткина Н.Э., Брыксина Е.С. Возрастные особенности подростков и методы организации образовательного процесса // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2014. - № 3 (59). – Т. 1. – С. 75-78.
15. Кладова И.С. Технология полного усвоения программы на уроках английского языка. Методические рекомендации по формированию лексических и грамматических навыков. – Березники, 2010. – 15 с.
16. Коваль О.И. Использование видео в качестве аудиовизуальных материалов на занятиях иностранного языка // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2013. - Т. 19. - №4. - С. 96-99.
17. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр «Блиц», «Cambridge University Press», 2001. – 224 с.
18. Колшанский Г.В. Контекстная семантика. – М.: Наука, 1980. – 118 с.
19. Копаева Е.В. Использование современных образовательных технологий в обучении информатике // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2016. -– № 6 (60): в 3 ч. – Ч. 3. – С. 195-198.
20. Коробкова К.А. Формирование лексических навыков обучающихся средней школы по средствами технологии веб 2.0 // Вестник магистратуры. - 2019. - № 12-3 (99). - С. 60-61.
21. Короткова И.П. Алгоритм формирования лексической компетенции учащихся средних классов посредством фольклора на уроках английского языка // Наука, образование и инновации: сборник статей международной научно-практической конференции. В 4 ч. - Ч.1. - Уфа: Омега Сайнс, 2016. С. 173-180
22. Левина К.А. Обучение лексическим навыкам посредством веб-сервиса «Learningapps» на уроке немецкого языка в средних классах // Актуальные проблемы германистики и методики преподавания иностранных языков. - 2016. - С. 9-13.
23. Литвинова В.С. Мультфильмы как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся ан среднем этапе обучения иностранному языку // Пятигорский государственный университет. – 2020. – С. 20-21. [Электронный ресурс] – URL: https://pgu.ru/upload/iblock/9e0/litvvinova.pdf.
24. Никитин В.В. По страницам работы Джереми Хармера "Как преподавать английский язык" // Инновационные и приоритетные направления в преподавании гуманитарных дисциплин в техническом вузе: Сборник трудов по материалам III Международной научно-практической конференции 21 апреля 2016 г. — М.: Издательские решения, 2016. — с. 135-148.
25. Новиков М.Ю. DVD как средство обучения аудированию // Иностранные языки в школе. - 2007. - №1. - С. 18-20.
26. Огиенко Ю.С. Методика преподавания иностранного языка с использованием видеоматериалов // Вестник магистратуры. - 2019. - № 6-1 (93). - С. 32-34.
27. Орехова Ю.М. Роль информационно-коммуникативных технологий в обучении иностранному языку в современном школе (на примере сети интернет) // Крымский научный вестник. – 2015. - №4. – С. 290-300.
28. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 288 с.
29. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1988. – 223 с.
30. Писаренко В.И. Педагогический алгоритм работы с видеоматериалами // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. - Вып. 1 (13). - С. 77–83.
31. Пичугова И.Л. К вопросу об использовании видеоматериалов при обучении иностранному языку профессионального общения // Язык и культура. - 2009. – №3. - С. 94-100.
32. Плотникова М.В. Методы преподавания английского языка: история, обзор». Учебно-методическое пособие. – Иркутск, 2018. – 72 с.
33. Ремнева И.Ю. Использование виртуального ученого пространства MOODLE в обучении английскому языку // Современный учитель английского языка: сборник статей. – Вып. 2. – СПб., 2012. – С. 30-33.
34. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. – М.: Изд-во «Просвещение», 1998. – 224 с.
35. Савицкая Н.С., Даниленко Р.М. Использование аутентичных видеоматериалов при формировании навыков говорения на занятиях по иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2011. - №2. - С. 152-153.
36. Сакаева Л.Р., Баранова А.Р. Методика обучения иностранным языкам. – Казань, КФУ, 2016. – 189 с.
37. Сергеева Н.Н., Чикунова А.Е. Аутентичные видеоматериалы как средство развития социокультурной компетенции студентов экономических специальностей // Педагогическое образование в России. - 2011. - №1. - С. 147-157.
38. Сивакова Т.П. Использование видеоматериалов на уроках английского языка как средство повышения мотивации на II ступени общего среднего образования // Мир языков: ракурс и перспектива: материалы VII Международной научно-практической конференции, Минск, 22 апреля 2016 г. В 3 т. / БГУ, Филологический фак., Каф. английского языкознания; редкол.: Н. Н. Нижнева (отв. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2016. – Т. 3. – С. 66-72.
39. Соловьева А.А. Повышение коммуникативных навыков изучающих иностранные языки при помощи медиа материала // European science. – 2015. № 6 (7). – С. 39-42.
40. Стариченко А.Е., Сардак Л.В. Применение современных технических средств обучения в e-learning // Педагогическое образование в России. – 2014. – №2. – С. 143-145.
41. Фатеев А.М. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. − М.: МГП У, 2011. − 212 с.
42. Филатов В.М., Белогрудова В.П., Исаева Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе / Под ред. В.М. Филатова. – Ростов-на-Дону: Фениск, 2004. – 416 с.
43. Шамов А.Н. Когнитивный подход к обучению лексике: моделирование и реализация (базовый курс немецкого языка): автореф. дис. ... д-ра педаг. наук: 13.00.02. - Тамбов, 2005. - 52 с.
44. Шамов А.Н. Лексические навыки устной речи и чтения – основа семантической компетенции обучаемых // Иностранные языки в школе. – 2007. - №4. – С. 19-25.
45. Шамов А.Н. Методика преподавания иностранных языков. – М.: ЕСТ: АСТ-Москва: Восток-Запад, 2008. – 253 с.
46. Щемелева И.Ю. и др. Применение инновационных методов обучения иностранным языкам в школе. – Орск: Издательство ОГТИ, 2009. – 118 с.
47. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. – 2-еизд., испр. и дом. – М.: Филоматис, 2006. – 480 с.
48. Harmer J. The Practice of English Language Teaching. – 3d edition. – Longman ELT, 2001. – 386 p.
49. Lewis M. The Lexical Approach: The state of ELT and a Way Forward. - London: Language Teaching Publications, 1989. – 200 с
50. Lonergan J. Video in Language Teaching. - Cambridge: Cambridge University Press, 1984. – 264 р.
51. Richard J.C. Communicative Language Teaching Today. – Cambridge University Press, 2006. – 48 р.
52. Scrivener J. ARC: a descriptive model for classroom work on language // Willis J., Willis D. Challenge and Change in Language Teaching. Oxford: Macmillan Heinemann English Language Teaching, 1996. – Р. 79-92.
53. Scrivener J. Learning Teaching: the Essential Guide to English Language Teaching. – 3d edition. – Macmillan books for teachers, 2011. – 418 p.
Список источников
54. Aladdin // Facebook. [Электронный ресурс] – URL: https://www.facebook.com/DisneyAladdin/.
55. Bob the Builder // YouTube. [Электронный ресурс] – URL: https://www.youtube.com/channel/UCZLYbETi-hygKzyCerJ5daw.
56. Dora the Explorer // Facebook. [Электронный ресурс] – URL: https://www.facebook.com/DoraTheExplorer.
57. Madagascar // DreamWorks. [Электронный ресурс] – URL: https://www.dreamworks.com/movies/madagascar.
58. Shrek // DreamWorks. [Электронный ресурс] – URL: https://www.dreamworks.com/movies/shrek.
59. The New Adventures of Peter Pen // YouTube. [Электронный ресурс] – URL: