Арттерапия
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 05.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Основные понятия и термины в арт-терапии 4
Глава .2. Арт-терапевтические виды и методы психокоррекции 9
Заключение 16
Список литературы 17
В педагогической практике общепризнана классификация, описанная Е.А. Медведевой:темы, которые связаны с освоением изобразительных материалов;общие темы, которые способствуют изучению широкого круга проблем и переживаний участников группы;темы, которые связаны с изучением системы отношений, образа «Я»;темы, обладающие особой значимостью при парной работе участников группы и в том числе темы, которые предназначены для групповой работы;темы для совместной изобразительной деятельности участников группы [9].Структура арт-терапевтического занятия включает в себя следующие основные этапы:Первый этап «Настрой на творчество» направлен на то, чтобы подготовить участвующих к спонтанной художественной деятельности и внутригрупповой коммуникации. Тут применяются игры, моторные и танцевальные упражнения, несложные изобразительные приемы. При выполнении данных упражнений снижается контроль со стороны сознания и наступает релаксация.Второй этап «Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений» включает в себя применение рисунка в сочетании с элементами музыкальной и танцевальной терапии. Для занятий лучше подбирать мелодичные композиции без текста, не вызывающие протеста у участвующих. Громкость звучания тоже устанавливается с общего согласия. Можно сочетать арт- и танцевально-двигательную терапию. Третий этап «Индивидуальная изобразительная работа» предполагает индивидуальное творчество для изучения собственных конфликтов и переживаний. Каждый вид подсознательных процессов, в частности тревожность, сновидения, внутренние конфликты, ранние детские воспоминания, отражаются в рисунках при спонтанном творчестве. Также занятия визуальным искусством помогают раскрыть способности личности. Человек невербально сообщает о собственных проблемах и чувствах, учится понимать и анализировать собственные эмоции. Четвертый этап «Активизация вербальной и невербальной коммуникации» направлен на создание условий для внутригруппового взаимодействия. Всем участникам предлагают продемонстрировать собственную работу и рассказать о мыслях, чувствах, ассоциациях, возникших у них в ходе рисования. Возможно предложить участвующим сочинить историю про собственный рисунок и придумать для него название. По рассказу участника можно понять, кто его раздражает, кто радует. Поэтому можно составить представление о нем самом, его ценностях и интересах, отношениях с другими людьми.Пятый этап «Коллективная работа в малых группах», в процессе которого участвующие придумывают сюжет и разыгрывают небольшие спектакли. Травмирующие переживания переводятся в комическую форму, приводя к катарсису и освобождению от неприятных эмоций.Шестой этап «Рефлексивный анализ» подразумевает рефлексивный анализ в безопасной обстановке. Атмосфера эмоциональной теплоты, эмпатии, заботы дает возможность всем участникам арт-терапии прочувствовать ситуацию успеха в некой деятельности. Тем самым, они приобретут позитивный опыт самоуважения и самопринятия, у них укрепится чувство своего достоинства. В завершение необходимо подчеркнуть успех всех и каждого.Таким образом, в современной теории и практике арт-терапия рассматривается как психотерапевтический метод, построенный на применении художественного творчества. В арт-терапии применяются занятия изобразительного и художественно-прикладного характера, предполагающие выражение своих переживаний, а также творческую самореализацию в тренинговой группе. Методы арт-терапии показывают, что разные средства искусства оказывают терапевтическое воздействие на психологическое состояние человека.Человек, занимаясь творческой деятельностью, продвигается по пути своего развития, тем самым высвобождая в себе творческие силы, которые могут помочь ему в преодолении кризисных ситуациях. Всякий вид искусства и всякая творческая деятельность могут повысить адаптационные возможности личности путем освобождения психики от лишних негативных переживаний, а приобретенный новый опыт оказывает влияние на человеческую психику, и она становится более уравновешенной.ЗаключениеАрт-терапия – естественная, древнейшая форма изменения психологического и эмоционального состояния, которой пользуются многие (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, сосредоточиться, успокоиться. Для этого не обязательно быть художником – достаточной взять ручку, карандаш или краски и начать рисовать. Искусству арт-терапии принадлежит роль естественного проводника симптомов или переживаний, и всё это не зависит от пола возраста, чувств болезни, переживаний.На данный момент терапия искусством приобретает всё большую популярность. Творя и созидая, человек в используемых для творчества материалах высказывает свои страхи. опасения, проблемы. Методы арт-терапии относятся к проективным методикам и являют собой вынос во внешний мир того, что нас особо беспокоит. В процессе терапевтической работы происходит тонкая проработка и коррекция тревожащих событий.Бесспорно, даже в век развитой медицины нельзя справиться с проблемой только традиционными лечениями: для тела – микстурами и процедурами, а для души - антидепрессантами. Подходить к решению проблем необходимо интегрально, ведь тело неотделимо от души, а душа от тела. Арт-терапия – это, прежде всего, интегральное лекарство, без ограничений в возрасте и побочных эффектов. На мой взгляд, терапия творчеством очень прогрессивное направление. Используя знания смежных наук как дополнение, нанесённое на канву творчества арт-терапия постепенно займёт достойное место среди других терапевтических методов.Список литературыВасик Н. В. Детская арт-терапия и её использование / Н. В. Васик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 45 (179). — С. 221-223. Киселева М. В. Арт-терапия практической психологии и социальной работе. - СПб.: Речь, 2017. - 160 с.Копытин А. И. Системная арт-терапия. СПб.: Питер, 2018. 224 с.Копытин А.И, Свистовская Е.Е. Арт-терапия – новые горизонты. – М.: Когито-центр, 2017. – 336 с.Кремнева Я.В. МЕТОДЫ АРТ-ТЕРАПИИ КАК СПОСОБ САМОВЫРАЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСТВО. // Europeanscience. - №, 2017. – С. 1-4.Осипова А. А. Общая психокоррекция :учебн. пос. для студ. вузов. — М.: ТЦ Сфера, 2014. – 512 с.Платонова А.В.АРТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА. // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - №, 2014. – С. 1-3.Пятницкая-Позднякова И. С. Арт-терапевтические возможности видов искусства // Научные работы, 2009. № 95. С. 36-42.Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер, 2020. – 384 с.Трефилова Ю.С. «АРТ-ТЕРАПИЯ, ЕЕ СУТЬ И ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ». // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://scienceforum.ru/2016/article/2016021341 (дата обращения: 06.05.2020 ).
Список литературы
1. Васик Н. В. Детская арт-терапия и её использование / Н. В. Васик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 45 (179). — С. 221-223.
2. Киселева М. В. Арт-терапия практической психологии и социальной работе. - СПб.: Речь, 2017. - 160 с.
3. Копытин А. И. Системная арт-терапия. СПб.: Питер, 2018. 224 с.
4. Копытин А.И, Свистовская Е.Е. Арт-терапия – новые горизонты. – М.: Когито-центр, 2017. – 336 с.
5. Кремнева Я.В. МЕТОДЫ АРТ-ТЕРАПИИ КАК СПОСОБ САМОВЫРАЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСТВО. // European science. - №, 2017. – С. 1-4.
6. Осипова А. А. Общая психокоррекция : учебн. пос. для студ. вузов. — М.: ТЦ Сфера, 2014. – 512 с.
7. Платонова А.В. АРТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА. // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - №, 2014. – С. 1-3.
8. Пятницкая-Позднякова И. С. Арт-терапевтические возможности видов искусства // Научные работы, 2009. № 95. С. 36-42.
9. Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер, 2020. – 384 с.
10. Трефилова Ю.С. «АРТ-ТЕРАПИЯ, ЕЕ СУТЬ И ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ». // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://scienceforum.ru/2016/article/2016021341 (дата обращения: 06.05.2020 ).
Вопрос-ответ:
Что такое арттерапия?
Арттерапия - это метод психотерапии, в котором используется изобразительное искусство в качестве инструмента для самовыражения, исследования эмоций и решения психологических проблем.
Какие есть основные понятия и термины в арттерапии?
В арттерапии применяются такие понятия и термины, как творческий процесс, самовыражение через искусство, символическое выражение, интерпретация, рефлексия и другие.
Какие виды и методы психокоррекции используются в арттерапии?
В арттерапии используются различные виды и методы психокоррекции, такие как рисование, живопись, скульптура, коллажи, музыка, танец и другие творческие техники.
Какие темы можно изучить с помощью арттерапии?
Арттерапия позволяет изучать различные темы, связанные с освоением изобразительных материалов, изучением системы отношений образа "Я", общих проблем и переживаний участников группы.
Какую значимость имеют темы в арттерапии?
Некоторые темы в арттерапии обладают особой значимостью, так как они позволяют участникам группы изучать и понимать свои эмоции, переживания и проблемы в более глубоком контексте и находить способы их решения.
Что такое арттерапия?
Арттерапия - это метод психологической помощи, в котором используются изобразительные и творческие процессы для достижения психологического роста, самовыражения и самоисцеления клиента.
Какие основные понятия связаны с арттерапией?
В арттерапии используются такие понятия, как творчество, самовыражение, символика, проекция, осознание эмоций и переживаний.
Какие виды и методы арттерапии используются для психокоррекции?
Среди видов арттерапии для психокоррекции можно выделить художественную терапию, музыкальную терапию, танцевальную терапию и драматерапию. В рамках этих методов применяются различные техники, такие как рисование, моделирование, коллажирование, импровизация и др.
Какие темы обычно поднимаются в арттерапии?
В арттерапии могут рассматриваться разнообразные темы, связанные с освоением изобразительных материалов, исследованием проблем и переживаний участников группы, а также изучением системы отношений и образа «Я». Важными темами могут быть также темы, обладающие особой значимостью для каждого клиента.
Какая литература может быть полезной для изучения арттерапии?
Для изучения арттерапии рекомендуется обратить внимание на литературу, такую как "Арттерапия. Теоретические основы и методы" Е. А. Медведевой и другие специализированные книги, которые предлагают разъяснения и практические рекомендации по применению арттерапии.
Что такое арттерапия?
Арттерапия - это психотерапевтический подход, основанный на использовании творческого процесса и искусства в качестве средства самовыражения и самопознания.