Виды массовой коммуникации
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 05.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Понятие «массовая коммуникация» 5
1.1 Сущность, структура и направления массовой коммуникации 5
1.2 Массовая коммуникация и массовая информация 7
2. Роль и место массовых коммуникаций в современном обществе 15
2.1 Цели, функции, задачи массовой коммуникации 15
2.2 Развитие массовой коммуникации в эпоху информационного общества 26
Заключение 37
Библиографический список 40
Выделяются такие этапы этого процесса: этап электронизациипредставляет собой совокупность чисто технических процессов,связанных с внедрением полупроводников. На этапе компьютеризациипроисходит распространение новейших коммуникационных технических средств, формируется техническая база информатизации. Этапсобственно информатизации является по своей сущности социотехническим и социокультурным процессом производства и использованияинформации в интересах человека и общества в целом. Сам процесс развития массовых коммуникаций в рамках информатизации общества включает в себя три взаимосвязанных составляющих:медиатизацию - процесс совершенствования средств сбора, храненияи распространения информации; компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации; интеллектуализацию - процесс развития способности восприятия и порожденияинформации, т.е. повышение интеллектуального потенциала общества,включая использование искусственного интеллекта. Информатизациюобщества следует трактовать как качественное совершенствование с помощью современных информационно-технических средств когнитивныхсоциальных структур и процессов.Массовое распространение глобальных коммуникационных сетей и устройств доступа к ним (персональные компьютеры, смартфоны, планшеты), появление новых цифровых товаров решительным образом изменяет в цифровой экономике содержание, значение и соотношение следующих понятий в социально-экономической реальности: материального и нематериального, местоположения и расстояния, времени и пространства, потребительной стоимости и полезности, качества и количества, потребительского спроса и конкуренции, посредничества и логистики, человеческого капитала и этики, сделок и оценки эффективности, новых взаимоотношений производителей и потребителей, технологий маркетинга и сбыта и т.д.Таким образом, рассматриваю цифровую экономикукак глобальную парадигму развития можно констатировать, что это система социальных, культурных, экономических и технологических отношений. Данная система трансформирует взаимоотношения между государством, бизнесом и гражданами, функционирующая в глобальном информационном пространстве, посредством широкого использования сетевых технологий генерирующая цифровые виды и формы производства и продвижения к потребителю продукции и услуг, которые приводят к непрерывным инновационным изменениям методов управления и технологий в целях повышения эффективности социально-экономических процессов.Можно выделить следующие периоды эволюции концепции цифровизации массовых коммуникаций в контексте глобальной парадигмы развития:1850 – 1950 гг.: появление первых телекоммуникационных технологий и изобретений.1990 – 2000 гг.: возникновение сетевого или интернет-сообщества в эпоху информационного общества .2001-2009 гг.: трансформация сетевой концепции информационного общества в цифровой формат.2010-20… гг.: массовое распространение цифровых технологий, формирующих цифровую среду в эпоху информационного общества (рис. 2.3).Рис. 2.3 Периоды эволюции концепции «цифровизации массовых коммуникаций» в контексте глобальной парадигмы развитияИменно с 2010 г. можно говорить о совереном этапе глобальной цифровизации, связанном с быстрым расширением рынка мобильных и облачных приложений, началом массового использования новых цифровых технологий распространения массовой информации. В 2011 г. на Давосском форуме озвучен термин Industry 4.0, после чего во многих странах началась разработка государственных программ развития и стимулирования цифровой трансформации.Рис. 2.4 – Институциональная модель развития концепции «цифровых массовых коммуникаций»Институциональная модель развития концепции «цифровых массовых коммуникаций» состоит из трех основных элементов: институциональных субъектов цифровых массовых коммуникаций, институциональных объектов цифровых массовых коммуникаций,институционального механизма цифровых массовых коммуникаций (рис.2.4). Показателен опыт США в данной сфере: одной из важных программ, в которой выражены инициативы правительства США, связанные с процессом цифровизации в стране, является DigitalEconomyAgenda, направленная на поддержку развития интернета как глобальной платформы для общения, торговли и распространения инноваций. Эта инициатива развивается по четырем направлениям: 1. «Бесплатный и открытый интернет» поддержка бесплатного и открытого доступа в интернет, с минимальными барьерами для трансграничной передачи данных и услуг в целях развития цифровой экономики. 2. «Доверие и безопасность в интернете» поддержка со стороны правительства действий, способствующих развитию доверия к американским предприятиям, содействие установлению международных правил, исключающих несправедливое обременение американских компаний. 3. «Доступ и возможности» содействие развитию телеком-инфраструктуры, достижение более равномерного интернет-покрытия, совершенствование квалификации местных цифровых кадров, необходимых для развития американских предприятий, в целях успешной конкуренции с зарубежными компаниями. 4. «Инновации и новые технологии» содействие устранению нормативных и торговых барьеров на пути распространения новых технологий.По данным отчета «UN E-GovernmentSurvey 2018», по индексу развития электронного правительства США находится на 11-м месте (переместившись с 12-го места в 2016 году), уступая таким странам, как Австралия, Новая Зеландия, Сингапур и ряд государств Европы.По всем параметрам уровень развития трансформирующих технологий США превышает среднее значение. Уровень развития облачных технологий, ЦОД и технологий больших данных приближается к максимальным значениям, и по этим параметрам США опережают средне-страновые показатели почти в два раза. По уровню развития ШПД США превышает среднемировые значения лишь в 1,3 раза. По сравнению с прошлым годом, положительная динамика наблюдалась в развитии технологии больших данных, IoTи в строительстве дата-центров.США доминируют на мировом уровне по количеству гипермасштабных ЦОД: на долю Соединенных Штатов приходится чуть меньше половины от общего числа таких дата-центров. Цифровые гиганты постоянно строят дата-центры и расширяют имеющиеся. Так, Google создает в Оклахоме дата-центр площадью 92 тыс. кв. м, очередная фаза будет введена в действие в 2018 году. Apple запускает вторую фазу дата-центра примерно такой же площади в Неваде. Facebook примерно вдвое расширяет ЦОД в Нью-Мексико, егообщаяплощадьсоставит 80 тыс. кв. м. Facebook объявил об окончании строительстве в 2019 году десятого по счету дата-центра в штате Огайо.Ряд ученых выделяют характерные черты информационного общества: решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешенопротиворечие между информационной лавиной и информационнымголодом; обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами; главной формой развития станет информационная экономика;в основу общества будут заложены автоматизированные генерация,хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшейинформационной техники и технологии; информационная технологияприобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека; формируется информационное единство всей человеческой цивилизации; с помощью средств информатики реализовансвободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всейцивилизации; реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду. Кроме положительныхмоментов прогнозируются и опасные тенденции: все большее влияниена общество масс-медиа; информационные технологии могут разрушитьчастную жизнь людей и организаций; существует проблема отбора качественной и достоверной информации; многим людям будет трудноадаптироваться к среде информационного общества. Существует опасность разрыва между «информационной элитой» (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.Таки образом, можно контактировать, что цифровая трансформаций массовых коммуникацией в эпоху информационного общества происходитблагодаря революционным изменениямв информационно-коммуникационных технологиях. Именно они сделали возможным быстрое и дешевое перемещение вне зависимости отрасстояния. Экономика, особенно финансовые рынки, используя этивозможности, заставили весь мир почувствовать себя в новой эпохе. ЗаключениеТаким образом, проведённое исследование позволят выделить следующие результаты: массовая информация играет выдающуюся и, во многом, определяющуюроль в функционировании и развитии современного общества. Информация, дополняя представления человека о сущности природы, служитбазой для познания как естественных, так и социальных явлений.Массовые коммуникации – это вид общения происходит в масштабах больших социальных групп,а часто и всего общества, и является условием его функционирования. Массовая коммуникация - это процесс сбора, обработки и распространения социальной информации через специальные каналы набольшую и расположенную в разных местах аудиторию. Т.е. она имеет начало и конец, предмет этого вида коммуникации тот же, что и предмет журналистики, под специальнымиканалами понимается периодическая пресса, радиовещание, телевидение, интернет-медиа и другие подобные каналы. При выделении видом массовой коммуникации особое вниманиестоит обратить на характер аудитории. Величина ее при этом являетсяотносительным показателем, но абсолютный характер имеет другой показатель - расположенность в разных местах. В достижении эффектаот коммуникации особую роль имеет отчужденность коммуникатора отаудитории (в отличие от межличностной коммуникации). К трудностямпри изучении термина «массовая коммуникация» можно отнести отсутствие общепринятого определения. Под ним подразумевают и распространения информации на массовую аудиторию, и саму информацию,и технические каналы коммуникации.Существует множество подходов к рассмотрению сущности, целей, и функций процесса массовой коммуникации. Это не удивительно, учитывая, какую роль играли масс-медиа в прошлом, и их возрастающее (в связи с переходом кинформационному обществу и общей тенденции к увеличению интенсивности медиа-общения) влияние в настоящем. Основными элементами процесса массовой коммуникации является кодирование, передача, декодирование. В процессе передачи сигнала возникают различные шумы, помехи.Выделяю виды массовых коммуникаций: 1)по типу коммуникатора; 2)в зависимости от темы исследования;3)по типу фиксации информации – каналу массовой коммуникации;4)по типу адресата, аудитории;5)поожидаемому эффекту. В целом, следует отметить, что классификация видом массовых коммуникаций недолжна быть самоцелью. Она только помогает исследователю, особеннона начальных этапах, определиться вмножестве вариантов, выбрать именно те, которые наиболее полно могут реализовать конкретные цели и задачи. Как показало исследование, масс-медиа играют значительную роль в процессе развития информационного общества и цифровизации массовой информации. С одной стороны, они являются инструментом ее развития, с другой, самиподвергаются мощному влиянию иных факторов глобализации.Новые технологии связи, особенно спутниковая коммуникация,положили конец возможности государств контролировать глобальныепотоки коммуникации. Правительства потеряли важную сферу информационного влияния. С развитием интернета глобальные коммуникацииприобрели фактически бесплатный характер. Это привело не только к резкому увеличению опосредованного межличностного общения, нои к быстрому развитию интернет-медиа. В сфере массовой коммуникации тенденции цифровизация имеют множество последствий. Это ивозможность глобального распространения локальной информации (длятех членов коммьюнити, кто оказался далеко от своей малой родины), ипривлечение новых дешевых технологий связи, и конкуренция (часто,убийственная) со стороны интернет-медиа (например, так называемойгражданской журналистики). Еще рано делать выводы о результатахразвития масс-медиа в эпоху информационного общества. Но ясно, что при общем сохранении уже существующих масс-медиа их конкуренция (а значит и цена профессионализма) еще больше возрастает.Библиографический списокЗакон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.03.2020) «О средствах массовой информации» // Российская газета, № 32, 08.02.1992Большаков, С. Н. Бизнес-коммуникации / С. Н. Большаков, М. О. Потолокова — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, филол. ф-т, 2012. — 137 с.Дунас Д.В., Гуреева А.Н., Медиаисследования в России: к определению научного статуса // Вопросы теории и практики журналистики - 2019 - N 1 - С. 20 – 35Гнилицкий А. А. Цифровая экономика как будущее развития глобальной экономической системы / А. А. Гнилицкая, О. А. Смирнова // Профессиональные компетенции государственных служащих : формирование и развитие : материалы Всерос. науч.практ. конф. – Воронеж, 2018. – С. 66–73Головлева Е.Л. Теория и практика современной коммуникации / Е. Л. Головлева, Д. А. Горский. - М: Московский гуманитарный университет, 2017. - 192 c.Голуб О.Ю. Теория коммуникации: / О. Ю. Голуб, С. В. Тихо- нова. - Москва: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2016. - 338 cЕвстафьев В.А., Молин А.В. Организация и практика работы рекламного агентства [Текст] / В.А. Евстафьев, А.В. Молин - М.: ИТК Дашков и К, 2017. – 512 с.Интегрированные маркетинговые коммуникации / Е. Н. Голубкова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. :Юрайт, 2015. - 344 с.Исакова И.А. Социальная реклама: Учебно-методическое пособие. Нижний Новгород, ННГУ, 2015. – 105 с.Организация работы отдела маркетинга / М. М. Сабурова. – Ульяновск :УлГТУ, 2016. – 110 с.Пресс-служба / А.А. Меньшиков. – Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2013. Психология массовых коммуникаций / А.М. Руденко, А.В. Литвинова; под ред. А.М. Руденко. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 303 с.Связи с общественностью в органах власти / М. М. Васильева [и др.]. - М. : Издательство Юрайт, 2016. — 495 сСоциология массовых коммуникаций / И.А. Зосименко. – Ульяновск: УлГТУ, 2013. – 357 с. Социология массовой коммуникации / М. К. Карпова, И. Н. Столяров. – Пенза: Изд- во ПГУ, 2011. – 128 с.Теория и практика массовой информации / К.Н. Тендит, А.В. Иваньков. – Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2013. – 56 с.Циренщиков В.С. Стратегия цифровизации Европы // Европейский Союз: факты и комментарии. № 99. 2020 г. – С. 22-26Цифровая экономика: 2019 / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 96 с. Цифровая экономика / Г.Г. Головенчик, М.М. Ковалев. – Минск: Изд. центр БГУ, 2019. – 395 сЦифровая экономика / И. А. Хасаншин, А. А. Куцряшов, Е. В. Кузьмин и др.; Под ред. И. А. Хасаншина. - М.: Горячая линия - Телеком, 2019. – с. 123
1. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.03.2020) «О средствах массовой информации» // Российская газета, № 32, 08.02.1992
2. Большаков, С. Н. Бизнес-коммуникации / С. Н. Большаков, М. О. Потолокова — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, филол. ф-т, 2012. — 137 с.
3. Дунас Д.В., Гуреева А.Н., Медиаисследования в России: к определению научного статуса // Вопросы теории и практики журналистики - 2019 - N 1 - С. 20 – 35
4. Гнилицкий А. А. Цифровая экономика как будущее развития глобальной экономической системы / А. А. Гнилицкая, О. А. Смирнова // Профессиональные компетенции государственных служащих : формирование и развитие : материалы Всерос. науч.практ. конф. – Воронеж, 2018. – С. 66–73
5. Головлева Е.Л. Теория и практика современной коммуникации / Е. Л. Головлева, Д. А. Горский. - М: Московский гуманитарный университет, 2017. - 192 c.
6. Голуб О.Ю. Теория коммуникации: / О. Ю. Голуб, С. В. Тихо- нова. - Москва: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2016. - 338 c
7. Евстафьев В.А., Молин А.В. Организация и практика работы рекламного агентства [Текст] / В.А. Евстафьев, А.В. Молин - М.: ИТК Дашков и К, 2017. – 512 с.
8. Интегрированные маркетинговые коммуникации / Е. Н. Голубкова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2015. - 344 с.
9. Исакова И.А. Социальная реклама: Учебно-методическое пособие. Нижний Новгород, ННГУ, 2015. – 105 с.
10. Организация работы отдела маркетинга / М. М. Сабурова. – Ульяновск : УлГТУ, 2016. – 110 с.
11. Пресс-служба / А.А. Меньшиков. – Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2013.
12. Психология массовых коммуникаций / А.М. Руденко, А.В. Литвинова; под ред. А.М. Руденко. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 303 с.
13. Связи с общественностью в органах власти / М. М. Васильева [и др.]. - М. : Издательство Юрайт, 2016. — 495 с
14. Социология массовых коммуникаций / И.А. Зосименко. – Ульяновск: УлГТУ, 2013. – 357 с.
15. Социология массовой коммуникации / М. К. Карпова, И. Н. Столяров. – Пенза: Изд- во ПГУ, 2011. – 128 с.
16. Теория и практика массовой информации / К.Н. Тендит, А.В. Иваньков. – Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2013. – 56 с.
17. Циренщиков В.С. Стратегия цифровизации Европы // Европейский Союз: факты и комментарии. № 99. 2020 г. – С. 22-26
18. Цифровая экономика: 2019 / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 96 с.
19. Цифровая экономика / Г.Г. Головенчик, М.М. Ковалев. – Минск: Изд. центр БГУ, 2019. – 395 с
20. Цифровая экономика / И. А. Хасаншин, А. А. Куцряшов, Е. В. Кузьмин и др.; Под ред. И. А. Хасаншина. - М.: Горячая линия - Телеком, 2019. – с. 123
Вопрос-ответ:
Что такое массовая коммуникация?
Массовая коммуникация - это процесс передачи информации, идущий от одного источника к множеству получателей одновременно.
Каковы цели и функции массовой коммуникации?
Цели и функции массовой коммуникации включают в себя информирование общества, формирование общественного мнения, воздействие на поведение и установки людей, развитие диалога между различными группами населения.
Какие этапы развития массовой коммуникации можно выделить?
Один из этапов развития массовой коммуникации - это эпоха электронизации, которая характеризуется использованием электронных средств связи и передачи информации.
Как массовая коммуникация отличается от массовой информации?
Массовая коммуникация - это процесс передачи информации, а массовая информация - это совокупность сообщений и данных, которые передаются в рамках массовой коммуникации.
Какое место занимают массовые коммуникации в современном обществе?
Массовые коммуникации играют важную роль в современном обществе, они являются одним из основных инструментов передачи информации и формирования общественного мнения.
Что такое массовая коммуникация?
Массовая коммуникация - это процесс передачи информации и обмена сообщениями между большим количеством людей, осуществляемый с помощью средств массовой информации.
Какова сущность, структура и направления массовой коммуникации?
Сущность массовой коммуникации заключается в передаче информации от одного источника к множеству получателей. Структура массовой коммуникации включает в себя источник информации, средства массовой информации и получателей. Направления массовой коммуникации могут быть односторонними (от источника к получателям) и двусторонними (между источником и получателями).
Как связаны массовая коммуникация и массовая информация?
Массовая коммуникация и массовая информация взаимосвязаны. Массовая коммуникация осуществляется с использованием средств массовой информации, которые позволяют передавать информацию на массовый уровень, а массовая информация является содержательной составляющей массовой коммуникации.
Какую роль играют массовые коммуникации в современном обществе?
Массовые коммуникации играют важную роль в современном обществе. Они служат средством передачи информации, формирования общественного мнения, воздействия на массовую аудиторию и обеспечения связи между людьми. Они также играют роль контроля за деятельностью общественных и политических структур и способствуют развитию и распространению информационных технологий.
Как развивается массовая коммуникация в эпоху информационного общества?
В эпоху информационного общества массовая коммуникация претерпевает значительные изменения. Развитие сетевых технологий, интернета и социальных медиа позволяет людям осуществлять коммуникацию в режиме реального времени, обмениваться информацией и мнениями без привлечения традиционных средств массовой информации. Это приводит к децентрализации коммуникации и увеличению влияния обычных людей на формирование общественного мнения.