Государственный долг Российской Федерации и управление им
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 28 + 28 источников
- Добавлена 12.09.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
1. Экономическая природа государственного долга и основы управления им 5
1.1. Сущность и причины возникновения государственного долга, его виды 5
1.2. Необходимость, цели и задачи управления государственным долгом 11
2. Государственный долг Российской Федерации на современном этапе развития 19
2.1. Анализ динамики и структуры государственного долга Российской Федерации 19
2.2. Направления совершенствования политики в области управления государственным долгом 26
Заключение 31
Список использованных источников 34
Правительствамвзонеевронеобходимоотказатьсяотзаймовнарынкахкапиталаифинансироватьзаимствованиягосударственногосекторанапрямуюотнациональныхбанков,таккактакойподходувеличиваетвэкономикеколичестводенег,которые,будучипотраченными,увеличатВВП.Притрадиционномфинансированиигосударственногодолгачерезвыпускоблигацийидётсокращениечастногоспросаиз-заотвлеченияденегиздругихсекторов,чтовсвою очередь сокращаетВВП.Еслибы,кпримеру,страховыекомпаниинепокупалиоблигациигосударства,этоувеличивалоспросвдругихместахэкономики.Чтобыразрешитьпротиворечиягосударственногодолга,необходимоопередитьбезопасныйуровеньдолгадляконкретнойстраны,учитываяеёособенности.Дляэффективнейоценкибезопасногоуровнядолганеобходимоучитыватьразличныефакторы,влияющиенаегоустойчивость:текущиеплатежипообслуживаниюдолгапоотношениюразличныммакроэкономическимпоказателям,общийуровеньдолга,структурузапасадолга.Прианализеструктурызапасаследуетобратитьвниманиенасоотношениямеждувалютамизаимствования,кратко-идолгосрочнымизаимствованиями,инвесторамирезидентамиинерезидентами.Такжеважнопомнить,чтостатистическиеданныепогосударственномудолгунеучитывают условные пассивыгосударства,материализациякоторыхможетпривестиккризисуилидажедефолту.Учётвсегоспектрапараметровприуправлениидолгомдаётвозможностьустойчивогоразвитияэкономикиипредотвращениякризисоввовремяизменениямакроэкономическихусловий.«Разнообразныеэконометрическиесимуляцииустойчивостиобремененностидолгом,проведенныевпериодпослеглобальногофинансовогокризиса,показывают,чтопривыбореколичественныхзначенийдопустимыхлимитовуровнягосударственногодолгаследуетучитыватьнеопределенностибудущейдинамикибазовыхмакроэкономическихпеременных».Такойподходдаётвозможностьболееобъективнооценитьвозможностистраныпообслуживаниюдолга,таккаквиныхвариантахвозможнапереоценкаилинедооценкапотенциалаиспользованияэтогоинструмента.Большинствоэконометрическихмоделей,используемыхдляоценкиустойчивостигосударственногодолга,исходитиздопущения,чтосредства,привлекаемыепосредствомнаращиваниягосударственногодолга,используютсяисключительнодляфинансированиячистыхобщественныхинвестиций,аналоговыедоходы–дляфинансированиятекущихрасходовбюджета.«Из-затого,чтонапрактикеэтодопущениеневыполняется,экспертырекомендуютустанавливатьзначенияпредельнодопустимыхлимитовдолгана10–15п.п.нижесреднихзначенийбезопасныхуровнейдолгадляданнойгруппыстран».Послеопределениябезопасногоуровнядолгаважнозакрепитьэтотпоказательвнормативныхдокументах.Введениевнормативныедокументыпредельнодопустимыхлимитовдолгадаетвозможностьэффективноотслеживатьизменениедолгаисохранятьпространстводлядействийправительствапринеожиданнойматериализацииобязательств.Важноследитьзаответственнымсоблюдениемфискальногоправила,ивслучаеускорениятемповэкономическогоростапомнитьонеопределенностидинамикимакроэкономическихпоказателейиотложитьослаблениеограничениялимитагосударственногодолга.Каквидим,установлениефискальногоправиланаосновевсестороннегоэкономическогоанализавсочетаниесиспользованиемдолгадляцелевыхинвестицийдаётвозможностьразрешенияпротиворечийгосударственногодолгаиустойчивогоразвитияэкономики.ЗаключениеПослемировогофинансовогокризиса,вотличиеотпрошлыхкризисов,уровеньгосударственногодолгавбольшинстверазвитыхстраннеснизился,исейчасскаждымгодомрастёт.Остротуэтойпроблемевомногихстранахпридаётстарениенаселения.Именнопоэтомусейчас,какникогда,актуальнывопросыгосударственногодолгаиегопротиворечивогохарактера.Государственныйдолгприосторожномиспользованииявляетсяинструментом,которыйпозволяетнеограничиватьбюджетныерасходыприсниженииналоговыхпоступленийиэффективноперераспределятьнациональноеблагосостояниемеждупоколениями.Нопридлительноминеэффективномиспользованиидолговоефинансированиеможетпривестиккризису.Возможностьправительствапровестиантикризиснуюполитикузависитотвеличинынакопленногодолгаиотношенияскредиторами,которыеоцениваютперспективыбюджетнойполитикистраны.Государственныйдолгимеетпротиворечивыйхарактервоздействиянаэкономику:онможетзамедлятьэкономическийростпринаправленииегонапоощрениепотребления,либоускорятьростэкономикиприусловииегоиспользованиявинвестиционныхпроектах,обеспечивающихбудущееразвитие.Такжемеханизмфинансированиягосударственногодолгачерезвыпускоблигацийимеетпротиворечивыйхарактер:государствоможетуспешнопривлечьсредствадляинвестированиявускорениебудущегоростаэкономики,нотакойподходможетдатьзамедлениероставтекущемпериодеиз-засниженияспросавдругихобластяхэкономики.Определениебезопасногоуровнядолгадляустановленияфискальногоправила,позволяющегоэффективноотслеживатьизменениедолгаисохранятьпространстводлядействийправительства,требуетнетольковсеобъемлющийанализразличныхфакторов,влияющихнаустойчивостьдолга,ноирассмотренияразличныхсценариеввозможнойматериализацииобязательствгосударства.Прииспользованиигосударственногодолганеобходимопродолжатьанализфакторовустойчивостивконтекстемакроэкономическойситуациидлятого,чтобыпредотвратитьвозможныекризисыиобеспечитьустойчивоеразвитие.Государственный долг в России упал до 12565 RUB млрд. (168.512 млрд. USD) в четвертом квартале 2019.Максимальный объем госдолга достигал 14052 RUB млрд., а минимальный 2455 RUB млрд.Общая долговая нагрузка Российской Федерации остается на безопасном уровне (менее 20% от ВВП).По оценке Центробанка, на 1 января 2020 года внешний долг России составлял $490,8 млрд. За 2019 год он увеличился на $35,8 млрд.Ключевую роль в динамике показателя сыграла отрицательная переоценка, обусловленная ослаблением российского рубля.Наиболее заметно влияние этого фактора сказалось на сокращении накопленной задолженности по долговым ценным бумагам российского правительства и внешним обязательствам других секторов.В первом квартале 2020 года внешний долг России, включающий в себя долги российских государственных органов, Центробанка, коммерческих банков, компаний и домохозяйств перед нерезидентами, снизился на $40,8 млрд (8,3%), до $450,0 млрд.Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на 01.04.2020 составляет 10 339 517 645,7тыс. рублей, в том числегосударственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации781 619 169,7тыс. рублей. Плановый объем размещения ОФЗ в II квартале 2020 г. – 600,0 млрд. руб. по номинальной стоимости.В 2020–2022 годах ожидается рост объема государственного долга Российской Федерации. По итогам 2020 года объем государственного долга составит 17,2 трлн рублей, 2021 года – 19,1 трлн рублей и 2022 года – 21,2 трлн рублей. В общем объеме государственного долга будет преобладать государственный внутренний долг в связи с преимущественным выпуском государственных ценных бумаг Российской Федерации в рублях как в последние годы, так и в прогнозируемом периоде. Так, в общем объеме государственного долга Российской Федерации его доля составит 75,5% в 2020 году, 76,6% в 2021 году и 78,4% в 2022 году. В предстоящем периоде объем государственного долга Российской Федерации сохранится на безопасном уровне (менее 20% ВВП).Введениевнормативныедокументыпредельнодопустимыхлимитовдолгадаетвозможностьэффективноотслеживатьизменениедолгаисохранятьпространстводлядействийправительствапринеожиданнойматериализацииобязательств.Важноследитьзаответственнымсоблюдениемфискальногоправила,ивслучаеускорениятемповэкономическогоростапомнитьонеопределенностидинамикимакроэкономическихпоказателейиотложитьослаблениеограничениялимитагосударственногодолга.Каквидим,установлениефискальногоправиланаосновевсестороннегоэкономическогоанализавсочетаниесиспользованиемдолгадляцелевыхинвестицийдаётвозможностьразрешенияпротиворечийгосударственногодолгаиустойчивогоразвитияэкономики.СписокиспользованныхисточниковБюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // СЗ РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3823.Бюджет для граждан к Федеральному закону о федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. Минфин РФ. URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2019/12/main/Budzhet_dlya_grazhdan_2020-2022.pdfБюджетный дефицит и государственный долг: пути преодоления / Ананьева М.В., Наталуха С.Н. // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 7. С. 8-10.Вавилов В.Я. Государственный долг / В.Я. Вавилов. – М.: Финансовая академия, 1998. – 394 с.;Внешний долг России упал до минимума за 11 лет из-за ослабления рубля. URL: https://www.rbc.ru/economics/13/04/2020/5e9497be9a7947ca1e93d4f0Внутренний государственный долг России: динамика по годам. URL: http://fincan.ru/articles/113_vnutrennij-gosudarstvennyj-dolg-rossii-po-godam/Государственные финансы / под ред. B. М. Федосова. Киев :Лыбидь, 1991. С. 226.Государственные финансы: учеб.пособие / С.Я. Огородник [и др.]; [под ред. В.М. Федосова]. – К.: Лыбидь, 1991. – 226 с.Государственный долг РФ. Минфин РФ. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/Долан Э. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Э.Дж. Долан, К.Д. Кэмпбелл, Р.Дж. Кэмпбелл; [пер. с англ. В.В. Лукашевич]. – СПб.: Санкт-Петербург оркестр, 1994. – 402 с.Кузнецова В.В. Управление суверенной задолженностью. М.: ИНФРА-М, 2018. 254 с.Макконнелл К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т. Т. 1 / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. – М.: Республика, 1992. – 365 с.Объём государственного внешнего долга Российской Федерации. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/external/structure/?id_39=129685-struktura_gosudarstvennogo_vneshnego_dolga_rossiiskoi_federatsii_na_1_fevralya_2020_godaОценка внешнего долга Российской Федерации на 1 апреля 2020 года. URL: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/ext-debt/Руководящие принципы управления государственным долгом. Сопроводительный документ. Подготовлен сотрудниками Международного Валютного Фонда и Всемирного банка. Ноябрь 2002 года. URL: https://www.imf.org/external/np/mae/pdebt/2002/rus/112102r.htm/Самсонов Н.Ф. Финансы на макроуровне: учеб.пособие / Н.Ф. Самсонов, Н.И. Строкова, Н.П. Баранникова. – М.: Высш. шк., 1998. – 117 с.Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2020 года. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/external/structure/Федотова О.А. Экономическая сущность и содержание государственного долга // Форум молодых ученых. 2019. № 2 (30). С. 1543-1545.Финансы капитализма: учебник / Б.Г. Болдырев [и др.]; [под ред. Б.Г. Болдырева]. – М.: Финансы и статистика, 1990. – 128 с.Финансы: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. проф. В.А. Слепова. М.: ИНФРАМ, 2017. 336 с.Bernardini, S., Carlo C., Giampaolo G. and Carlo V. (2019), Reducing public debt: the experience of advanced economies over the last 70 years. URL: https://sep.luiss.it/sites/sep.luiss.it/files/Policy%20Brief%20-%20Bernardini,%20Cottarelli,%20Galli,%20Valdes.pdfBlanchard, O. (2019), Public debt and low interest rates, AEA Address. URL: https://www.aeaweb.org/aea/2019conference/program/pdf/14020_paper_etZgfbDr.pdfBlommestein H.J., Harwood A., Holland A. The future of debt markets // OECD Journal: Financial Market Trends, 2011, vol. 2011, №2, 96 pCecchetti S.G., Mohanty M.S., Zampolli F. The real effects of debt // BIS working paper, 2011, Sept., 34 pChudik A., MohaddesК.,Pesaran M.H., Raissi M. Is There a Debt- threshold Effect on Output Growth? // IMF Working Paper, 2015, №197. 58 p.Fall F., Bloch D., Fournier J.-M., Hoeller P. Prudent Debt Targets and Fiscal Frameworks // OECD economic Policy paper, 2015, July, №15, 57 p.Peiris S. Foreign Participation in Emerging Markets’ Local Currency Bond Markets // IMF Working Paper, 2010, №88.Werner R.A. International Review of Financial Analysis 25 (2012), Р. 1–17.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // СЗ РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3823.
2. Бюджет для граждан к Федеральному закону о федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. Минфин РФ. URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2019/12/main/Budzhet_dlya_grazhdan_2020-2022.pdf
3. Бюджетный дефицит и государственный долг: пути преодоления / Ананьева М.В., Наталуха С.Н. // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 7. С. 8-10.
4. Вавилов В.Я. Государственный долг / В.Я. Вавилов. – М.: Финансовая академия, 1998. – 394 с.;
5. Внешний долг России упал до минимума за 11 лет из-за ослабления рубля. URL: https://www.rbc.ru/economics/13/04/2020/5e9497be9a7947ca1e93d4f0
6. Внутренний государственный долг России: динамика по годам. URL: http://fincan.ru/articles/113_vnutrennij-gosudarstvennyj-dolg-rossii-po-godam/
7. Государственные финансы / под ред. B. М. Федосова. Киев : Лыбидь, 1991. С. 226.
8. Государственные финансы: учеб. пособие / С.Я. Огородник [и др.]; [под ред. В.М. Федосова]. – К.: Лыбидь, 1991. – 226 с.
9. Государственный долг РФ. Минфин РФ. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/
10. Долан Э. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Э.Дж. Долан, К.Д. Кэмпбелл, Р.Дж. Кэмпбелл; [пер. с англ. В.В. Лукашевич]. – СПб.: Санкт-Петербург оркестр, 1994. – 402 с.
11. Кузнецова В.В. Управление суверенной задолженностью. М.: ИНФРА-М, 2018. 254 с.
12. Макконнелл К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т. Т. 1 / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. – М.: Республика, 1992. – 365 с.
13. Объём государственного внешнего долга Российской Федерации. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/external/structure/?id_39=129685-struktura_gosudarstvennogo_vneshnego_dolga_rossiiskoi_federatsii_na_1_fevralya_2020_goda
14. Оценка внешнего долга Российской Федерации на 1 апреля 2020 года. URL: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/ext-debt/
15. Руководящие принципы управления государственным долгом. Сопроводительный документ. Подготовлен сотрудниками Международного Валютного Фонда и Всемирного банка. Ноябрь 2002 года. URL: https://www.imf.org/external/np/mae/pdebt/2002/rus/112102r.htm/
16. Самсонов Н.Ф. Финансы на макроуровне: учеб. пособие / Н.Ф. Самсонов, Н.И. Строкова, Н.П. Баранникова. – М.: Высш. шк., 1998. – 117 с.
17. Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2020 года. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/external/structure/
18. Федотова О.А. Экономическая сущность и содержание государственного долга // Форум молодых ученых. 2019. № 2 (30). С. 1543-1545.
19. Финансы капитализма: учебник / Б.Г. Болдырев [и др.]; [под ред. Б.Г. Болдырева]. – М.: Финансы и статистика, 1990. – 128 с.
20. Финансы: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. проф. В.А. Слепова. М.: ИНФРАМ, 2017. 336 с.
21. Bernardini, S., Carlo C., Giampaolo G. and Carlo V. (2019), Reducing public debt: the experience of advanced economies over the last 70 years. URL: https://sep.luiss.it/sites/sep.luiss.it/files/Policy%20Brief%20-%20Bernardini,%20Cottarelli,%20Galli,%20Valdes.pdf
22. Blanchard, O. (2019), Public debt and low interest rates, AEA Address. URL: https://www.aeaweb.org/aea/2019conference/program/pdf/14020_paper_etZgfbDr.pdf
23. Blommestein H.J., Harwood A., Holland A. The future of debt markets // OECD Journal: Financial Market Trends, 2011, vol. 2011, №2, 96 p
24. Cecchetti S.G., Mohanty M.S., Zampolli F. The real effects of debt // BIS working paper, 2011, Sept., 34 p
25. Chudik A., Mohaddes К., Pesaran M.H., Raissi M. Is There a Debt- threshold Effect on Output Growth? // IMF Working Paper, 2015, №197. 58 p.
26. Fall F., Bloch D., Fournier J.-M., Hoeller P. Prudent Debt Targets and Fiscal Frameworks // OECD economic Policy paper, 2015, July, №15, 57 p.
27. Peiris S. Foreign Participation in Emerging Markets’ Local Currency Bond Markets // IMF Working Paper, 2010, №88.
28. Werner R.A. International Review of Financial Analysis 25 (2012), Р. 1–17.
Вопрос-ответ:
Что такое государственный долг и какие виды государственного долга существуют?
Государственный долг - это совокупность денежных обязательств государства перед своими кредиторами. Он возникает, когда государство занимает деньги на финансирование своих расходов. Виды государственного долга могут различаться в зависимости от способа его образования. Существуют внутренний и внешний государственный долг. Внутренний долг представляет собой долг, займы которого государство привлекает от своих граждан или юридических лиц внутри страны. Внешний долг представляет собой долг, займы которого государство привлекает от иностранных государств, международных организаций или частных инвесторов.
Какие причины могут привести к возникновению государственного долга?
Причины возникновения государственного долга могут быть разными. Одной из основных причин является нехватка собственных средств у государства для финансирования своих расходов. Это может быть связано с необходимостью проведения социальных программ, инвестиций в развитие экономики, обороны страны и других сфер деятельности. Также государственный долг может возникать в результате финансирования кризисных ситуаций, в том числе военных конфликтов или естественных бедствий. В некоторых случаях государство может привлекать долги, чтобы стимулировать экономический рост или справиться с экономическими проблемами.
Каковы цели и задачи управления государственным долгом?
Основная цель управления государственным долгом заключается в обеспечении устойчивого финансового состояния государства. Управление государственным долгом включает в себя следующие задачи: контроль за объемом и структурой долга, минимизация платежей по обслуживанию долга, снижение рисков, связанных с долговыми обязательствами, привлечение долгового финансирования по наиболее выгодным условиям, эффективное использование заемных средств в интересах развития экономики и общества. Управление государственным долгом должно быть основано на принципах прозрачности, ответственности и учета интересов государства и его граждан.
Какую роль играет государственный долг в экономике России?
Государственный долг играет важную роль в экономике России. Он позволяет правительству привлекать финансирование на различные государственные нужды, такие как инфраструктурные проекты, социальные программы и оборонные расходы. Государственный долг также может стимулировать экономический рост, если кредиты используются эффективно. Однако высокий уровень государственного долга может создавать проблемы для экономики, например, увеличивая процентные выплаты и ограничивая возможности правительства для финансирования других проектов.
Почему государство берет кредиты, вместо того чтобы финансировать свои нужды из бюджета?
Государство берет кредиты, потому что иногда бюджетные средства недостаточны для финансирования всех нужд. Например, для реализации больших инфраструктурных проектов требуются значительные инвестиции, которые не всегда могут быть покрыты из бюджетных средств. Правительство может решить взять кредиты, чтобы получить недостающие средства. Кроме того, иногда правительству требуется дополнительное финансирование в случае экономического спада или кризиса.
Какие виды государственного долга существуют?
Существует несколько видов государственного долга. Внутренний государственный долг - это задолженность, которую государство имеет перед своими внутренними кредиторами, такими как физические и юридические лица, банки и пенсионные фонды. Внешний государственный долг - это задолженность перед иностранными кредиторами и международными организациями. Также существует муниципальный долг, который возникает при заемах муниципалитетов.
Какая цель управления государственным долгом?
Цель управления государственным долгом заключается в обеспечении устойчивости финансовой системы и управлении долговой нагрузкой. Управление государственным долгом требует достижения баланса между необходимостью привлечения средств и минимизацией рисков. Это включает в себя определение оптимальной структуры долга, прогнозирование платежей по долгу и разработку стратегии погашения.
Какова экономическая природа государственного долга и каким образом он управляется?
Экономическая природа государственного долга заключается в том, что государство занимает деньги у физических и юридических лиц, включая другие государства, для финансирования своих расходов. Государственный долг имеет различные виды, такие как внутренний и внешний долг. Управление государственным долгом предполагает разработку и реализацию стратегии по управлению долгом, контроль за его динамикой и структурой, а также принятие мер для оптимизации условий займа.
Какие являются причины возникновения государственного долга и какие виды государственного долга существуют?
Государственный долг возникает в результате недостатка средств у государства для финансирования своей деятельности, включая осуществление социальных программ, инфраструктурных проектов и т.д. Основными причинами возникновения государственного долга являются дефицит бюджета, нехватка доходов государственного бюджета по сравнению с расходами, а также необходимость финансирования крупных инвестиционных проектов. Виды государственного долга включают в себя внутренний долг, представляющий собой займы, привлеченные внутри страны, и внешний долг, представляющий собой займы, привлеченные у иностранных кредиторов.
Какие цели и задачи стоят перед управлением государственным долгом и почему это необходимо?
Целями и задачами управления государственным долгом являются обеспечение финансовой устойчивости государства, минимизация рисков связанных с долговыми обязательствами, снижение затрат на обслуживание долга и улучшение его структуры, а также поддержание доверия кредиторов и инвесторов. Управление государственным долгом необходимо для обеспечения стабильного экономического развития страны, укрепления ее финансовой системы и обеспечения интересов населения, а также для поддержания положительной кредитной и инвестиционной репутации.