Медиакультура как социально-психологический феномен

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социология общая
  • 33 33 страницы
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 29.06.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН МЕДИАКУЛЬТУРЫ 6
1.1 Роль медиа в современной социальной ситуации 6
1.2 Медиакультура России на рубеже веков XX - XXI в. 10
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕДИАКУЛЬТУРЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 16
2.1 Российское медиаобразование на современном этапе 16
2.2 Медиасреда и ее влияние на социум 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Фрагмент для ознакомления

Экономическая цель не в том, чтобы получить прибыль, используя контент, который привлекает массовую аудиторию, а в том, чтобы создать и использовать лояльность к бренду среди определенной целевой группы.Наиболее конкурентоспособной платформой для распространения цифрового мультимедийного контента являются мобильные устройства, на которые оказывают влияние тактические медиа в цифровом неравенстве. Получатели гаджетов уже давно привыкли к фальшивым сообщениям, поскольку предполагают, что они содержат контент, адаптирующийся к различным расширениям экрана гаджетов. Кроме того, медиа-контент индивидуально адресован посредством связи из-за информационной перегрузки; в результате медиаресурсы предоставляют контент по запросу, ориентируясь на алгоритмы искусственного интеллекта. Таким образом, с появлением персонализированного контента потребители не только фильтруют необходимую информацию, но и модули искусственного интеллекта, которые формируют повестку дня. Фактически, около 50% аудитории предпочитают интерактивный подход к формированию повестки дня, в отличие от традиционного просмотра телевидения с заранее заданными временными параметрами для показанных программ.2.2 Медиасреда и ее влияние на социумВ отечественной и в зарубежной психологической литературе можно выделить следующее: термины «медиакультура», «медийная культура», «информационная культура», «аудиовизуальная культура» часто используются в качестве синонимов [1, 9]. Также многие ученые-психологи отмечают синонимичность понятий «медиакультура» и «массовая коммуникация» [1, 6, 7, 9]. В психологических исследованиях наиболее раскрыто понятие «массовая коммуникация», как процесс обращения массовой информации, опосредованный использованием специальных технических средств (например, печати, радио, телевидения и Интернета). Можно отметить ключевую роль посреднической функции технических средств, которая накладывает отпечаток на процесс общения в медиа в целом и на основные структурные компоненты медиакоммуникаций как в рамках массовых коммуникаций, так и в медиакультуре. Медиакультура как социально-психологический феномен, на наш взгляд, является более полным, нежели часто исследуемый в психологии феномен массовой коммуникации, так как может включать в себя не только групповой уровень рассмотрения, но и межличностный. Специфику социальной психологии можно обозначить «как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп» [12], поэтому применительно к социальной психологии медиакультура изучается, прежде всего, как общение социальных групп.Социально-психологический аспект проявляется в исследовании всех сторон и компонентов общения в медиакультуре, обусловленных социальным контекстом и включением коммуникаторов и реципиентов в различные социальные группы. В качестве примера можно использовать следующие аспекты социально-психологических исследований: выявление психологических особенностей коммуникатора, содействующих лучшему восприятию сообщений; анализ содержания сообщений, особенностей их восприятия разными аудиториями; социальные установки, стереотипные представления, ценностные ориентации аудитории и т.д. Изучение данных направлений приобретает особую актуальность при рассмотрении медиакультуры как аспекта организационной культуры предприятия. Следует отметить, что организационная культура как социально-психологический феномен крайне разнообразна в своих проявлениях и содержании. Констатируя сегодняшнее многообразие научных трактовок понятия «организационная культура», можно заключить, что единое общепринятое определение отсутствует. Различие в понимании сущности организационной культуры, как правило, отражается в специфике ее определений: одни исследователи рассматривают термины «организационная культура» и «корпоративная культура» как разные, другие - как синонимы [13]. Рассматривая подходы различных авторов к определению организационной культуры, выделим точку зрения Л. Н Аксеновской, как наиболее близкую нам и наиболее разработанную как с теоретической, так и с методологической позиций. Исследователь считает, что организационная культура - сложный социально-психологический порядок организационно-управленческих взаимодействий, конституируемых и регулируемых системами этических смыслов участников взаимодействия [13]. Системы этических смыслов, которые находят свое отражение в медиасреде организации, могут являться основополагающими для формирования организационной культуры предприятия. Медиакультуру в организации также можно рассматривать не только как набор информационно-коммуникативных технических средств, применяемых в организации, но и как совокупность передачи материальных и интеллектуальных ценностей, содержащих определенные этические смыслы, вкупе со сложившейся системой их воспроизводства и функционирования в организации. Можно отметить, что культуре медиа приписывают политическую и управленческую функции [7]. Она была названа «четвертой властью», учитывая мощную, многостороннюю и масштабную власть медиа над чувствами и сознанием людей.Проведенный анализ позволяет сказать, что в рамках гуманитарного знания феномен медиакультуры понимается по-разному, как: совокупность информационно-коммуникативных средств, выработанных человечеством в ходе исторического развития; совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, исторически сложившаяся система их воспроизводства и функционирования в социуме; «технология», введение которой вносит существенные изменения в коммуникацию человека с окружающим миром (как природным, так и социальным) и реорганизует его способ мировосприятия и образ жизни, внешние расширения человека, непосредственные технические продолжения его тела, органов чувств и способностей; пространство и способ конвертирования разного рода «капиталов» при посредстве и через промежуточную форму «символического капитала».В социально-психологическом знании термин «медиакультура» стал использоваться сравнительно недавно. Следует отметить, что в психологических исследованиях термин «медиакультура» часто употребляют как синоним массовой коммуникации. Медиакультура может быть отнесена к области социально-психологической феноменологии, так как она включает в себя выделенные В. М. Бехтеревым социально-психологические феномены общения и взаимодействия, но применительно к медиапространству. Медиакультура, согласно анализу трактовки данного термина, как социально-психологический феномен может являться более полным и обобщающим, чем часто применяемое в психологии понятие массовой коммуникации (культуры), так как может включать в себя не только групповой уровень рассмотрения, но и межличностный.Таким образом, мы предполагаем, что перспективным направлением развития исследований медиа как на междисциплинарном, так и на уровне социальнопсихологической проблематики будет изучение медиакультуры в контексте организационной культуры, исследование механизмов возникновения и развития медиакультуры в конкретных организациях, разработка соответствующих диагностических методик. На наш взгляд, медиакультура в организации представляет собой не только набор информационно-коммуникативных технических средств, применяемых в организации, но и совокупность передачи материальных и интеллектуальных ценностей вкупе со сложившейся системой их воспроизводства и функционирования в организации. Это подводит к мысли о междисциплинарности феномена медиакультуры, так как в одних науках склонны трактовать медиакультуру исключительно как средства без учета сообщения, а в других, наоборот, анализируются именно наполнение и результат коммуникации в медиа.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ условиях цифрового разрыва целевая аудитория медиаплатформ гораздо больше сегментирована из-за появления большого количества ресурсов и ввиду требовательности зрителей к качеству информационного потока, наряду с их значительной поисковой активностью; внимание к рекламным сообщениям снижается. В связи с внедрением интерактивности основным решением становится переход к кроссмедийной рекламе, когда в основе медиапланирования лежит выбор не отдельных каналов коммуникации, а их комбинация. В результате появляется эффект синергии, являющийся результатом грамотного подбора каналов коммуникации, что позволяет максимально эффективно использовать рекламный бюджет.Сохраняется тенденция к снижению монетизации печатных СМИ, поэтому ожидается, что рынок прессы будет сокращаться, поскольку современная аудитория привыкла получать новости в упрощенном режиме онлайн гораздо быстрее через мобильные носители. Цифровой разрыв повлиял и на способы создания контента, при котором исчезает граница между журналистом и аудиторией. Зрители при этом способны самостоятельно выбирать источники из различных типов контента. В интернет-среде каждый может стать журналистом и создавать свой контент, самостоятельно привлекая свой круг читателей. В традиционных медиа функциональная о роль журналиста требует определенной формально подтвержденной квалификации, го опыта и навыков, тогда как практика показывает, что в тактических медиа нередко хватает одного лишь таланта и понимания интересов аудитории.Таким образом, при явных конкурентных преимуществах медийных платформ интернета перед традиционными медиа сохраняется тенденция к увеличению чист ленности аудитории интернета и, в частности, мобильной аудитории, поэтому предполагается, что наиболее конкурентоспособными платформами для распространения контента цифровых медиа станут мобильные устройства. При этом сам контент становится более индивидуален, вследствие чего изменяются пользовательское восприятие рекламы и коммерческих интеграций в медиа, а также рекламные продукты и способы их доставки целевой аудитории.Цифровой разрыв, несомненно, повлиял на медиарынок, изменяя поведение аудитории и систему потребления как основного контента, так и рекламных продуктов, в связи с чем подходы к предоставлению информации у традиционных и цифровых медиа значительно разнятся. Уменьшение цифрового разрыва в России приведет к постепенному росту популярности тактических медиа и усилению конкуренции за внимание аудитории, при этом процесс цифровой трансформации систем электрической связи параллелен развитию медийного контента и новостных сервисов нового поколения.В современной России открыт путь стремительному и бесконтрольному росту частного сектора, где люди рассчитывают на быструю крупную прибыль. Поэтому лучшее зачастую соседствует с худшим, это касается как качества продукции так и источников средств на ее выпуск. Отсутствие государственного контроля и "прорехи" в административно-правовом кодексе не контролируют в дают возможность лицам, занимающихся изготовлением и распространением некоторых медиаподуктов (диски, видеокассеты), безнаказанно заниматься преступными махинациями.Медиакультура, проникнувшая практически во все сферы человеческой жизни, заняла место интегратора социальных институтов, экономики, общественного сознания, духовной и материальной культур - всего того, что окружает человека, способствуя его социализации. Современная российская медиасреда - это телевидение и печатные СМИ, кино и видео, компьютерные локальные сети и глобальная сеть Интернет, все это говорит о том, что Россия переходит к информационному обществу. И, несмотря на различные оценки уровня и качества отечественной медиакультуры, несмотря на положительное и отрицательное влияние медиа, наше поколение уже накрыло "третьей волной" и медиасреда стала такой же средой обитания, как и естественная.Перспективным направлением развития исследований медиа как на междисциплинарном, так и на уровне социальнопсихологической проблематики будет изучение медиакультуры в контексте организационной культуры, исследование механизмов возникновения и развития медиакультуры в конкретных организациях, разработка соответствующих психологических диагностических методик. На наш взгляд, медиакультура в организации представляет собой не только набор информационно-коммуникативных технических средств, применяемых в организации, но и совокупность передачи материальных и интеллектуальных ценностей вкупе со сложившейся системой их воспроизводства и функционирования в организации. Это подводит к мысли о междисциплинарности феномена медиакультуры, так как в одних науках склонны трактовать медиакультуру исключительно как средства без учета сообщения, а в других, наоборот, анализируются именно наполнение и результат коммуникации в медиа. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАбдрахманова Г. И. [и др.]. Индикаторы цифровой экономики 2018: статистический сборник. М., 2018.Алексеев Г. В. Расширение областей применения информационных технологий и информационная безопасность государства // Управленческое консультирование. 2017. № 5. С. 8-19.Алексеев Г. В., Кириленко В. П. Медиа право и виртуальная реальность // Россия в глобальном мире. 2015. № 7. С. 485-491.Алексеев Г. В., Морозов Г. Н. Национализация политического класса как фактор обеспечения безопасности страны // Власть. 2017. Т. 25. № 6. С. 88-95.Глазьев С. Ю. Информационно-цифровая революция // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2018. № 1. С. 70-83.Добринская Д. Е., Мартыненко Т. С. Перспективы российского информационного общества: уровни цифрового разрыва // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2019. Т. 19. № 1. С. 108-120.Дятлов С. А., Селищева Т. А. Информационное неравенство стран евразийского экономического пространства в условиях гиперконкуренции // Инновации. 2016. № 10. С. 50-56.Кириленко В. П., Алексеев Г. В. Особенности правового положения субъектов международной журналистики // Управленческое консультирование. 2014. № 6. С. 24-32.Кириленко В. П., Алексеев Г. В. Политические технологии и международный конфликт в информационном пространстве Балтийского региона // Балтийский регион. 2018. Т. 10. № 4. С. 20-38.Кириленко В. П., Алексеев Г. В., Пацек М. Естественное право и кризис либерального правопорядка // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2019. Т. 10. № 1. С. 38-54.Колобова Е. Ю. Особенности функционирования российского медиарынка в условиях глобализации информационного пространства // Петербургский экономический журнал. 2018. № 4. С. 70-82.Колобова Е. Ю. Управление конкурентоспособностью организаций кинопоказа: монография. СПб ГИКиТ. Санкт-Петербург, 2018. 228 с.Мельник Г. С. Тактические медиа как протестный ресурс // Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов. 2017. № 2. С. 141-152.Плаксин С., Абдрахманова Г., Ковалева Г. Интернет-экономика в России: подходы к определению и оценке // Форсайт. 2017. Т. 11. № 1. С. 55-65.Aaronson S.A., Leblond P. Another Digital Divide: The Rise of Data Realms and its Implications qfor the WTO // Journal of International Economic Law 2018, Vol. 21. Is. 2. P. 245-272. Albarran A. B. Handbook of Media Management and Economics. London : Mahwah. 2006. Brake D. R. Are We All Online Content Creators Now? Web 2.0 and Digital Divides // Journal ® of Computer-Mediated Communication. 2014. Vol. 19. Is. 3. P. 591-609. Castells M., Himanen P. The Information Society and the Welfare State: The Finnish Model. i-Oxford University Press. Oxford, 2002.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдрахманова Г. И. [и др.]. Индикаторы цифровой экономики 2018: статистический сборник. М., 2018.
2. Алексеев Г. В. Расширение областей применения информационных технологий и информационная безопасность государства // Управленческое консультирование. 2017. № 5. С. 8-19.
3. Алексеев Г. В., Кириленко В. П. Медиа право и виртуальная реальность // Россия в глобальном мире. 2015. № 7. С. 485-491.
4. Алексеев Г. В., Морозов Г. Н. Национализация политического класса как фактор обеспечения безопасности страны // Власть. 2017. Т. 25. № 6. С. 88-95.
5. Глазьев С. Ю. Информационно-цифровая революция // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2018. № 1. С. 70-83.
6. Добринская Д. Е., Мартыненко Т. С. Перспективы российского информационного общества: уровни цифрового разрыва // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2019. Т. 19. № 1. С. 108-120.
7. Дятлов С. А., Селищева Т. А. Информационное неравенство стран евразийского экономического пространства в условиях гиперконкуренции // Инновации. 2016. № 10. С. 50-56.
8. Кириленко В. П., Алексеев Г. В. Особенности правового положения субъектов международной журналистики // Управленческое консультирование. 2014. № 6. С. 24-32.
9. Кириленко В. П., Алексеев Г. В. Политические технологии и международный конфликт в информационном пространстве Балтийского региона // Балтийский регион. 2018. Т. 10. № 4. С. 20-38.
10. Кириленко В. П., Алексеев Г. В., Пацек М. Естественное право и кризис либерального правопорядка // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2019. Т. 10. № 1. С. 38-54.
11. Колобова Е. Ю. Особенности функционирования российского медиарынка в условиях глобализации информационного пространства // Петербургский экономический журнал. 2018. № 4. С. 70-82.
12. Колобова Е. Ю. Управление конкурентоспособностью организаций кинопоказа: монография. СПб ГИКиТ. Санкт-Петербург, 2018. 228 с.
13. Мельник Г. С. Тактические медиа как протестный ресурс // Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов. 2017. № 2. С. 141-152.
14. Плаксин С., Абдрахманова Г., Ковалева Г. Интернет-экономика в России: подходы к определению и оценке // Форсайт. 2017. Т. 11. № 1. С. 55-65.
15. Aaronson S.A., Leblond P. Another Digital Divide: The Rise of Data Realms and its Implications qfor the WTO // Journal of International Economic Law 2018, Vol. 21. Is. 2. P. 245-272.
16. Albarran A. B. Handbook of Media Management and Economics. London : Mahwah. 2006.
17. Brake D. R. Are We All Online Content Creators Now? Web 2.0 and Digital Divides // Journal ® of Computer-Mediated Communication. 2014. Vol. 19. Is. 3. P. 591-609.
18. Castells M., Himanen P. The Information Society and the Welfare State: The Finnish Model. i-Oxford University Press. Oxford, 2002. <
19. Castells M. The Rise of the Network Society: Economy, Society and Culture. Vol. 1: The ш Information Age: Economy, Society and Culture. Wiley Blackwell Publishing, 2000.
20. Chinn M. D., Fairlie R. W. The Determinants of the Global Digital Divide: A Cross-Country Analysis of Computer and Internet Penetration // Oxford Economic Papers. 2007. Vol. 59. Is. 1. P. 1644.
21. Couldry N., Hepp A. Conceptualising Mediatization: Contexts, Traditions, Arguments // Communication Theory. 2013. Vol. 23. Is. 3. P. 191-202.
22. Eubanks V. Automating Inequality: How High-Tech Tools Profile, Police, and Punish the Poor. St. Martin's Press, 2018.
23. Hepp A. Hajarvard S., Lundby K. Mediatization: Theorizing the Interplay Between Media, Culture and Society // Media, Culture & Society. 2015. 37 (2). P. 314-324
24. Mindell D. A. Between Human and Machine: Feedback, Control, and Computing Before Cybernetics. Baltimore : Johns Hopkins University Press, 2002.
25. Misonzhnikov B. Y., Teplyashina A. N., Melnik G. S., Pavlushkina N. A. at all. Media Holding Company as a System: Genesis, State and Prospects of Development // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2015. Vol. 6. N 2. P. 328-337.
26. Muschert G. W., Ragnedda M. The Digital Divide. The Internet and Social Inequality in International Perspective. Routledge, 2013.
27. Riordan M. A. The Digital Divide: Conveying Subtlety in Online Communication // Journal of Computers in Education. 2018. Vol. 5. Is. 1. P. 49-66.
28. Rogers S. E. Bridging the 21st Century Digital Divide // TechTrends. 2016. Vol. 60. Is. 3. P. 197-199.




Вопрос-ответ:

Какую роль играют медиа в современной социальной ситуации?

Медиа играют огромную роль в современной социальной ситуации. Они являются важным инструментом воздействия на общественное мнение и формирования общественных ценностей. Медиа влияют на наши взгляды, убеждения и поведение. Они также помогают нам получать информацию о происходящих событиях и общаться с другими людьми.

Каково медиакультуры России на рубеже веков XX-XXI?

Медиакультура России на рубеже веков XX-XXI была сильно повлияна на мировые тенденции и технологии. В это время произошли большие изменения в области медиа, такие как появление интернета, цифровизации и распространения социальных сетей. Российская медиакультура стала более разнообразной и доступной, что позволило развитию различных форматов медиа, таких как телевидение, радио, печатные издания и онлайн-платформы.

Каковы проблемы и перспективы медиакультуры с психологической точки зрения?

Проблемы медиакультуры с психологической точки зрения включают влияние медиа на наше мышление, восприятие и эмоции. Медиа могут формировать стереотипы, создавать зависимость и приводить к информационному перегрузу. Однако, с развитием медиаобразования и осознанности своих потребностей и предпочтений, есть перспектива более критического и осознанного использования медиа с целью личностного развития и повышения качества жизни.

Как медиасреда влияет на социум?

Медиасреда имеет огромное влияние на социум. Она формирует общественные взгляды и ценности, влияет на стереотипы и представления людей о мире. Медиасреда также способствует общению и взаимодействию людей, позволяет представлять себя и свои идеи широкой аудитории, а также получать информацию и развлекаться. Однако, важно осознавать, что медиасреда может быть субъективной и подвержена различным искажениям и манипуляциям.

Какую роль играют медиа в современной социальной ситуации?

Медиа играют важную роль в современной социальной ситуации, они являются основным источником информации, развлечений и связи между людьми. Они позволяют нам быть в курсе происходящих событий, общаться с другими людьми и получать разнообразные знания и навыки.

Каковы проблемы и перспективы медиакультуры в России?

Одной из проблем медиакультуры в России является недостаток качественного медиаобразования. Важно развивать средства медиаобразования, чтобы люди могли понимать и критически анализировать то, что они видят и слышат в СМИ. Однако, есть перспективы развития медиакультуры в России, так как современные технологии позволяют создавать и распространять информацию более эффективно и доступно для всех.

Как медиасреда влияет на социум?

Медиасреда оказывает значительное влияние на социум. Она формирует наше мировоззрение, взгляды и представления о мире. Медиаоператоры могут влиять на нас через избирательное представление информации, создание определенных стереотипов и манипуляцию нашими эмоциями. Критическое осознание важно для того, чтобы не поддаваться на подобные влияния и быть способными анализировать и оценивать получаемую информацию.

В чем заключается экономическая цель медиакультуры?

Экономическая цель медиакультуры состоит не только в получении прибыли, но и в использовании контента, который привлекает массовую аудиторию. Главная цель - максимизировать охват и привлечь больше зрителей или читателей. Для этого медиаорганизации используют различные стратегии и подходы, создавая контент, который привлечет внимание публики.

Какую роль играют медиа в современной социальной ситуации?

Медиа играют значительную роль в современной социальной ситуации. Они влияют на формирование общественного мнения, передачу информации, создание образов и стереотипов, развлечение, образование и т.д. Медиа стали неотъемлемой частью жизни людей и имеют большое влияние на наше мышление, поведение и отношения.

Что можно сказать о медиакультуре России на рубеже веков XX-XXI?

Медиакультура России на рубеже веков XX-XXI прошла значительные изменения. С появлением новых технологий и развитием интернета произошло существенное расширение медийного пространства. В России сформировалась разнообразная медиабаза, которая включает телевидение, радио, прессу, интернет-порталы, социальные сети и другие медиаплатформы. Вместе с тем, произошли и негативные изменения, такие как появление спекулятивного и желтого журнализма, политическая манипуляция через медиа и т.д.

Какое место занимает медиаобразование в современной России?

Медиаобразование играет важную роль в современной России. Оно направлено на повышение медиакомпетентности граждан, то есть способность анализировать и критически оценивать медийные сообщения, умение пользоваться медиаинструментами, развитие культуры потребления медиаконтента и т.д. В России проводятся различные проекты и программы медиаобразования, в том числе в школах и вузах, с целью развития информационной грамотности и формирования ответственного отношения к средствам массовой информации.

Как медиасреда влияет на социум?

Медиасреда оказывает сильное влияние на социум. Она формирует образы, стандарты и ценности, влияет на мировоззрение и поведение людей. С помощью медиа манипуляции можно контролировать общественное мнение и формировать определенные стереотипы. Медиасреда также создает возможности для общения и взаимодействия между людьми, участия в общественной жизни и формирования гражданской позиции.