Социально-биологические основы физической культуры.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Физкультура
  • 19 19 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 26.01.2010
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
1. Роль физической культуры в современном обществе
2. Биологические основы физической культуры
3. Социальные основы физической культуры
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Под влиянием научно-технической революции в ней происходит процесс сложных изменений. Она становится объективной потребностью общества и личности, социальной ценностью, важной частью культуры. Совершенствуется сущность физической культуры, связанная с предъявлением к ней требований гармонического сочетания физических качеств с рядом способностей психического и интеллектуального порядка. Деятельность в ее сфере носит все более творческий характер. Физическая культура функционально приспосабливается к развивающимся потребностям общественно-экономической системы, в связи с чем в ее сфере формируются разнообразные специфические виды человеческой деятельности. Совершенствуются отношения между компонентами физической культуры. Физическая культура становится системой, приобретает сложную структурно-функциональную организацию как закономерный итог развития системы физического воспитания (не исключающий ее).
Однако перспективные предпосылки развития физической культуры (связанные с ее общекультурными, мировоззренческими ценностями), в силу ряда объективных и субъективных факторов (идеологизация, дегуманизация, жесткая регламентация учебных программ, педагогический авторитаризм и др.), не находили должного отражения в формировании физической культуры человека как в системе образования, так и вне ее.
В современный период в связи со сложностью феномена физической культуры имеются различные подходы к выявлению ее сущности, компонентного состава. Они согласуются в целом с вышерассмотренными концепциями культуры. Наиболее плодотворные из подходов связывают рассмотрение физической культуры
 с деятельностью, направленной на физическое совершенствование;
 с совокупностью интеллектуального, социально-психологического, двигательного компонентов;
 с системой потребностей, способностей, деятельности, отношений и институтов, базирующихся на развитии физических качеств;
 с формами ее организации (компонентами, подсистемами) - физическим воспитанием, спортом, физической рекреацией, двигательной реабилитацией;
 с базовой физической культурой, спортом - как ее компонентом, профессионально-прикладной, оздоровительно-реабилитационной, рекреационной, фоновыми видами физической культуры.
Она рассматривается с деятельной, результативной и функциональной сторон, в единстве предметных и личностных ценностей, во взаимосвязи с сознательной организацией и управлением жизнедеятельностью человека.
Главной целью функционирования системы физической культуры является человек, личность в ее целостности и многомерности как высшая ценность образования и культуры. Системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, является деятельность человека, направленная на его физическое совершенство, где понятие «деятельность» и «физическое совершенство» служат одними из ключевых для понимания сути физической культуры, внутреннего механизма ее функционирования, воздействия на сущностные силы человека.
Заключение
Физкультурная деятельность является разновидностью многообразной общественной деятельности людей. Она представляет собой систему, подчиняющуюся всем закономерностям системного целого. Основные ее виды - физкультурно-рекреационная, физкультурно-образовательная, физкультурно-спортивная, физкультурно-реабилитационная. Все они связаны с удовлетворением человеком многообразных потребностей в сфере физической культуры через сознательную окультуренную двигательную деятельность, специфичную для различных ее форм (институтов), с учетом его наличных способностей, а также отношений, складывающихся в процессе ее реализации между людьми.
Таким образом, только тогда, когда физкультурная деятельность рассматривается со стороны человеческой значимости и ценности, она становится фактором истинно культурного развития человека, гармонизации телесного и духовного, устойчивого приобщения его к культуре физической.
Физкультурная деятельность имеет свою структуру, где все ее виды (в силу взаимопроникновения и соподчиненности форм физической культуры) тесно связаны между собой. Взаимосвязь их характеризуется процессами как координации (когда на первый план выступает тот или иной вид физкультурной деятельности, но затрагиваются и другие), так и субординации, характеризующейся подчиненностью рекреационного и реабилитационного видов физкультурной деятельности физкультурно-образовательной, а все они вместе взятые - физкультурно-спортивной деятельности. Последняя в силу своих специфических особенностей (аккумулирование ценностного потенциала, зрелищность, соревновательность и т.п.) оказывает обратное воздействие на них. Следовательно, всем видам физкультурной деятельности присущи взаимообусловленность и взаимоподдержка, а физкультурная деятельность в целом направлена на физическое совершенство личности на пути ее всестороннего и гармонического развития (можно сказать и по-другому: на всестороннее и гармоническое развитие личности посредством деятельности, направленной на ее физическое совершенство).
Физкультурная деятельность не должна ограничиваться только развитием и формированием телесных характеристик человека, а должна определяться и находиться в тесной взаимосвязи с его духовной деятельностью. В ней представлен различный (по объему и интенсивности) уровень двигательной деятельности: от оптимального (в физкультурно-образовательной) и наивысшего (в физкультурно-спортивной) до небольшого (в физкультурно-рекреационной) и малого (в физкультурно-реабилитационной). На этом фоне в каждом виде физкультурной деятельности различно представлены духовные начала, связанные с интеллектуальным и социально-психологическим компонентами, а также с широким спектром потребностей, способностей, отношений и т.п. Это и определяет специфику физкультурной деятельности человека, позволяет через нее решать общевоспитательные, общекультурные задачи, связанные с самосовершенствованием, самовыражением, общением, творчеством, культурным отдыхом, влиянием на его эмоциональную сферу и т.п., в целом на его мироощущение и мировоззрение.
Список литературы
1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 378с.
Брайент Дж.К. Психология в современном спорте. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 224с.
Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. – М.: РИО ГЦОЛИФК, 1993. – 50с.
Детская спортивная психология. / Под ред. Турина А.Я. – М.: Педагогика, 2000. – 287с.
Пермяков Е.С. Физкультура и спорт. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 191с.
Социология физической культуры и спорта. / Под ред. Л.И. Лубышева. – М: Академия, 2004. – 283с.
Физическая культура: Учебное пособие. / Под ред. В.А. Коваленко. – М.: Изд-во: АСВ, 2000. – 432с.
Щербаков В.Г., Титов В.Т., Лотоненко А.В. и др. Концепция непрофессионального физического образования студентов гуманитарных и технических вузов: Материалы I научно-практ. конф. вузов Центрально-Черноземного региона России. – Воронеж: ВГУ, 2001. - 306с.

Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988. – 378с.
Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. - М.: РИО ГЦОЛИФК, 1993. – 50с.
Детская спортивная психология. / Под ред. Турина А.Я. – М.: Педагогика, 2000. - 287с.
Брайент Дж.К. Психология в современном спорте. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 224с.
Социология физической культуры и спорта. / Под ред. Л.И. Лубышева. – М: Академия, 2004. – 283с.
Физическая культура: Учебное пособие / под ред. В.А. Коваленко. – М.: Изд-во: АСВ, 2000. – 432с.
Щербаков В.Г., Титов В.Т., Лотоненко А.В. и др. Концепция непрофессионального физического образования студентов гуманитарных и технических вузов: Материалы I научно-практ. конф. вузов Центрально-Черноземного региона России. - Воронеж: ВГУ, 2001. - 306с.
Пермяков Е.С. Физкультура и спорт. - М.: Физкультура и спорт, 2000.- 191с.









6

Список литературы
1..Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 378с.
2.Брайент Дж.К. Психология в современном спорте. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 224с.
3.Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. – М.: РИО ГЦОЛИФК, 1993. – 50с.
4.Детская спортивная психология. / Под ред. Турина А.Я. – М.: Педагогика, 2000. – 287с.
5.Пермяков Е.С. Физкультура и спорт. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 191с.
6.Социология физической культуры и спорта. / Под ред. Л.И. Лубышева. – М: Академия, 2004. – 283с.
7.Физическая культура: Учебное пособие. / Под ред. В.А. Коваленко. – М.: Изд-во: АСВ, 2000. – 432с.
8.Щербаков В.Г., Титов В.Т., Лотоненко А.В. и др. Концепция непрофессионального физического образования студентов гуманитарных и технических вузов: Материалы I научно-практ. конф. вузов Центрально-Черноземного региона России. – Воронеж: ВГУ, 2001. - 306с.

Вопрос-ответ:

Какую роль играет физическая культура в современном обществе?

Физическая культура играет важную роль в современном обществе. Она является объективной потребностью общества и личности, а также социальной ценностью и важной частью культуры.

Какие биологические основы лежат в основе физической культуры?

Биологические основы физической культуры связаны с потребностью организма в движении и физической нагрузке. Человеку необходимо поддерживать физическую форму, заниматься спортом и физическими упражнениями для поддержания здоровья и бодрости.

Чем определяются социальные основы физической культуры?

Социальные основы физической культуры определяются потребностями общества и личности. Физическая культура является частью социальной культуры и имеет ценность в обществе. Она способствует развитию физических и нравственных качеств человека, формированию здорового образа жизни и достижению высоких спортивных результатов.

Какую роль играет физическая культура в современном обществе?

Физическая культура играет важную роль в современном обществе. Она не только способствует укреплению здоровья и физической формы, но и развивает такие важные качества, как сила воли, дисциплина и выносливость. Кроме того, физическая культура способствует улучшению психологического состояния, повышению самооценки и снижению уровня стресса. Она также является средством социализации и способствует развитию коммуникативных и организационных навыков.

Какие биологические основы лежат в основе физической культуры?

Физическая культура имеет глубокие биологические основы. Наше тело эволюционировало для активности и движения, и поэтому регулярные физические упражнения отражают естественные потребности организма. Физическая нагрузка стимулирует рост мышц, улучшает кровообращение и обмен веществ, способствует развитию легких и сердца, укрепляет кости и связки. Кроме того, физическая культура имеет положительное влияние на работу нервной и эндокринной систем, повышает устойчивость к стрессу и улучшает настроение.

Какие социальные основы влияют на физическую культуру?

Социальные основы играют важную роль в формировании физической культуры. Общество и его ценности определяют, какие виды физической активности считаются важными и допустимыми. Культура и образ жизни также оказывают влияние на предпочтения в выборе физической активности. Кроме того, доступность спортивных сооружений, оборудования и услуг, а также организация спортивных мероприятий и соревнований имеют важное значение для развития физической культуры.

Чему учит нас физическая культура?

Физическая культура учит нас многим полезным вещам. Она учит нас управлять и сознательно использовать свое тело, развивает силу воли, самодисциплину и выносливость. Физическая культура учит нас работать в команде, устанавливать цели и достигать их, преодолевать сложности и неуспехи. Кроме того, физическая культура учит нас быть активными и здоровыми, а также лучше понимать себя и свои возможности.

Какую роль играет физическая культура в современном обществе?

Физическая культура играет значительную роль в современном обществе. Она становится объективной потребностью общества и личности, социальной ценностью и важной частью культуры. Физическая культура способствует укреплению здоровья, развитию физических качеств и спортивной подготовки людей.

Какие биологические основы лежат в основе физической культуры?

Биологические основы физической культуры связаны с функционированием организма, физиологическими процессами и адаптацией к физической нагрузке. Она способствует развитию мышц, укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышению выносливости и силы организма.

Какие социальные основы физической культуры существуют?

Социальные основы физической культуры связаны с ее значимостью и признанием в обществе. Физическая культура помогает формированию здорового образа жизни, способствует социализации, развитию коммуникационных навыков и трудовой дисциплины. Она также играет важную роль в формировании национальной идентичности и пропаганде здорового образа жизни.