Судебная власть: понятие, функции и система
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 28 + 28 источников
- Добавлена 10.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Исторический путь к современной судебной системе Российской Федерации 5
1.1 Становление судебной системы в России 5
1.2 Понятие и содержание судебной власти 11
Глава 2. Судебная власть в Российской Федерации 18
2.1 Функции судебной власти 18
2.2 Принципы осуществления судебной власти 22
Заключение 29
Список использованных источников 31
К гарантиям экономическим относятся положения законодательства, которыми судьям за счет государства предоставляют материальное и социальное обеспечение, которое соответствует их высокому статусу.Финансирование судебной власти регламентировано многочисленными судебными актами. Основное место занимает ст. 124 Конституции РФ. В соответствии с данной нормой финансирование судов осуществляется в соответствии с федеральным законодательством только средствами федерального бюджета с целью обеспечения возможности независимого осуществления правосудия.В то же время конституционные суды субъектов РФ и мировые судьи финансируются из средств соответствующего бюджета частично или полностью. Вопрос соответствия такого положения Конституции РФ вызывает споры в научной литературе. Исходя из текста Конституции РФ в различных нормах употребляются как термин «суд», так и «федеральный суд», поэтому можно предположить, что используя термин «суд» законодатель допускает существование других, не федеральных судов, а в ст. 124 упоминается финансирование федеральных судов.В то же время нормы Конституции РФ не содержат положения о судах, которые не включены в систему федеральных судов. При этом ФКЗ «О судебной системе» закрепляет положение, в соответствии с которым в судебную систему РФ входят не только федеральные суды, но и суды субъектов РФ, мировые судьи. В связи с этим вопрос распространения нормы ст. 124 Конституции РФ на деятельность судов субъектов РФ является вполне закономерным.Если исходить из текста ст. 11 Конституции РФ, государственную власть в России составляют не только федеральные суды, но и суды субъектов РФ, если рассматривать их в качестве органов государственной власти, которые образуются в субъектах РФ федеральными органами государственной власти соответствующей ветви.В данном вопросе следует согласиться с мнением, согласно которому в тексте Конституции РФ отсутствует упоминание о судах субъектов РФ в связи с тем, что на момент принятия основного закона в 1993 году формирование таких судов законодателем только планировалось, а нормативное закрепление должно было состояться в ФЗКЗ О судебной системе.Термин «суд» также используется и в других главах Конституции, посвященных правам человека, судебной власти. Этим подчеркивается универсальность применяемого термина и обязательность положений, в которых он используется, для всех без исключения судебных органов.Закрепление в основном законе основополагающих положений о финансировании судебной власти, безусловно, не может являться достаточной нормативной базой для функционирования соответствующего механизма. Основным нормативным актом, которым урегулирована деятельность судебной системы, является ФКЗ О судебной системе. Ст. 3 указанного нормативного акта содержит положение о финансировании всех судов из федерального бюджета, а мировых судей и судов субъектов РФ – из бюджета определенного субъекта. Действительность позволяет говорить о том, что мировые суды финансируются из бюджета субъекта РФ только частично. Так, ст. 10 ФЗ О мировых судьях закрепляет порядок обеспечения оплаты труда мировых судей, который обеспечивается за счет средств Российской Федерации посредством органов Судебного Департамента при ВС РФ. Органами исполнительной власти субъекта федерации обеспечивается материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей. Порядок такого обеспечения устанавливается законом соответствующего субъекта федерации.Изложенное позволяет говорить о том, что нормы ФЗ РО мировых судьях не вполне соответствуют Конституции РФ, текст которой не предполагает разделение сфер деятельности судов для определения бюджета, за счет средств которого осуществляется финансирование.Следует согласиться с тем, что такое противоречие в законодательстве обходит конституционную норму, поэтому является неприемлемым. Кроме того, ФКЗ О судебной системе также не позволяет разделять области финансирования судов на финансирование материально-технического обеспечения и оплаты труда судей.Кроме того, анализ ст. 124 Конституции позволяет говорить о том, что финансирование деятельности судов из федерального бюджета устанавливается для обеспечения гарантии независимости судей при осуществлении правосудия. Более того, такое положение основано на международных актах. Важная роль достаточности финансирования судов подчеркивается и выделением данной обязанности государства на конституционном уровне, в то время как аналогичный принцип конституционно не установлен для законодательной или исполнительной власти.Обсуждаемым вопросом являются критерии, которыми следует руководствоваться для определения достаточность финансирования. Представляется, что в данном вопросе следует руководствоваться анализом причинно-следственной связи между процессуальными нарушениями, допускаемыми судами, и отсутствием достаточных материальных средств для своевременного и правильного исполнения обязанностей, возложенных на судей и аппарат суда обязанностей.Вопрос достаточности финансирования тесно связан с вопросом независимости судебной власти, основной принцип которой закреплен в ст. 120 Конституции РФ. То есть, от достаточного финансирования зависит возможность осуществления судом своих полномочий без вмешательства органов исполнительной или законодательной власти, а также других лиц.Законодательное закрепления необходимости достаточного финансирования судов ставит вопрос о должностных лицах и органах, которые наделяются полномочиями по обеспечению судебной системы. В настоящее время таким органом является Судебный Департамент при ВС РФ, деятельность которого урегулирована федеральным законом, в соответствии с которым финансирование судов осуществляется данным специально созданным органом, деятельность которого направлена на организационное обеспечение судебной системы.Все названные нормативные акты содержат лишь общие положения о финансировании судебной системы. Закономерно существование специального закона, которым бы более детально регламентировался порядок, а также размер, сроки, направления и другие аспекты финансирования. Однако существование ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации» не решает проблему детальной регламентации. Указанный закон содержит 6 статей, в которые также включены только общие положения. Поэтому закон нельзя назвать единым актом, который бы регламентировал вопросы практического применения конституционно закрепленного положения.Таким образом, в настоящее время вопрос бюджетного финансирования судов нормативно не достаточно урегулирован, нет системного и сбалансированного, с отсутствием противоречий нормативного акта, которым бы были урегулированы все аспекты деятельности государственных органов, который бы обеспечивал финансовую независимости деятельности судов.Целесообразным было бы принятие такого закона, в котором были бы собраны не только основополагающие разрозненные нормы, но и четко определены источники финансирования, порядок определения потребностей судебной системы для расчета объемов финансирования, механизм предоставления денежных средств органам судебной системы. ЗаключениеИзложенное в работе позволяет сделать следующие выводы. Судебная власть является одной из независимых и самостоятельных ветвей государственной власти, образует совокупность государственных органов, которыми осуществляются полномочия по осуществлению правосудия. Судебная власть представляет собой обязательный элемент государственно-правовой системы в области решения конфликтов, она предназначена для обеспечения законности, правопорядка, наступления ответственности нарушителей. Данный вид государственной власти осуществляется при помощи судопроизводства судами, наделенными исключительными полномочиями, независимыми от других органов власти.Судебная система представляет собой совокупность судов, действующих на территории России, которые объединены едиными задачами и принципами организации, построены иерархически и реализуют судебную власть. Функции по осуществлению правосудия реализуются судами самостоятельно, на основе подчинения закону, в соответствии с разграничением компетенции, которая закреплена в федеральном конституционном и процессуальном законодательстве, в нормах подведомственности и подсудности дел.Правовой статус судей характеризуется построением на принципе независимости, то есть подчинении только Конституции РФ и другим законам. Независимость судей обеспечивается конституционными гарантиями, к которым можно отнести гарантии, которыми определен конституционно-правовой статус судей; организационные гарантии, которые касаются всей судебной системы; финансовые и процедурные гарантии, которыми определены правила осуществления правосудия.Право на судебную защиту для каждого закреплено в ст. 46 Конституции РФ. Любые решения, а также действия, бездействие органов государственной и муниципальной власти, должностных лиц, объединений могут быть обжалованы в судебном порядке. Развитие понимания конституционного права на судебную защиту необходимо с учетом позиции Конституционного Суда РФ. В связи с этим конституционное право на судебную защиту является универсальную возможность, обеспеченную государством т гарантированную Конституцией РФ. Использование данной возможности позволяет каждому обратиться в суд для защиты прав, которые нарушены или оспариваются.В настоящее время вопрос бюджетного финансирования судов нормативно не достаточно урегулирован, нет системного и сбалансированного, с отсутствием противоречий нормативного акта, которым бы были урегулированы все аспекты деятельности государственных органов, который бы обеспечивал финансовую независимости деятельности судов. Целесообразным было бы принятие такого закона, в котором были бы собраны не только основополагающие разрозненные нормы, но и четко определены источники финансирования, порядок определения потребностей судебной системы для расчета объемов финансирования, механизм предоставления денежных средств органам судебной системы. Список использованных источниковКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрании законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398.Международный пакт о гражданских и политических правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 12. - 1994.Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) «О судебной системе Российской Федерации» // Российская газета. - № 3. - 06.01.1997.Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О мировых судьях в Российской Федерации» // Российская газета. - № 242. - 22.12.1998.Федеральный закон от 08.01.1998 № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» // Российская газета. - № 6. - 14.01.1998. - № 80. - 24.04.1998.Федеральный закон от 10.02.1999 № 30-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О финансировании судов Российской Федерации» // Российская газета. - № 31. - 18.02.1999.Артёмова Д.И., Медведева Е.А. Проблемы доступности правосудия в российской Федерации Вестник Пензенского государственного университета, № 3 (7), 2014, С. 44-48.Виталий Г.П. Теория разделения властей: дискуссионные вопросы // Вестник Московского университета МВД России, № 2, 2019, С. 53-61. Гущина Н.А. Независимость судей как предпосылка справедливого и беспристрастного правосудия // Журнал российского права, № 5 (233), 2016, С. 151-159.Дикова И.В. К вопросу о принципах судебной власти // Вестник Сибирского юридического института МВД России, № 2 (35), 2019, С. 158-162.Кант, И. Критика практического разума: соч. в 6 т. / И. Кант. – СПб.: Дом книги, 2007. – Т. 4. – Ч. 1, 2. С. 285.Камардина А.А. Независимость судей как принцип уголовного судопроизводства // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями, № 2, 2015, С. 56-58.Коваленко Т.С. Новый подход к формированию модели носителя судебной власти // Вестник Костромского государственного университета, № 22, № 4, 2016, С. 243-248. Курас Т.Л. Реформирование судебной системы в России: история и современность // Власть. - 2014. - № 10.Латыпова И.Р. Конституционные основы финансирования судебной власти в Российской Федерации // Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2015. - №3. - С.119-130.Мандриева Л.В. Юридическая природа судебной власти в РФ // Инновационная наука, № 12-3, 2015, С. 143-145.Мандриева Л.В. Осуществление функций судебной власти в РФ: проблемы и способы их решения // Инновационная наука, № 2-3 (14), 2016, С. 203-207.Михайлова А.М. Социальное назначение судебной власти // Инновационная наука, № 6-3. 2016. С. 154-156.Муталимов А.Э. Механизмы взаимодействия гражданского общества и государства // Региональные проблемы преобразования экономики, № 11 (97), 2018, С. 219-223.Научно-практический комментарий к Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (постатейный) / Е.А. Григорьева, М.А. Беляев, Н.А. Бочкарева и др.; под ред. В.А. Дмитриева. М.: Юстицинформ, 2016. С. 34.Панкова О.В. Правосудие в системе современных научных представлений о судебной власти // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, № 5, 2018, С. 158-166.Плескунов А.В. Основные этапы формирования судебной системы РФ // Инновационная наука, № 5-3, 2015, С. 124-127Стоногин Р.С., Шумов П.В. Финансовая зависимость судебной власти // Бюллетень науки и практики, № 7, 2019, С. 290-293.Фомин А.А. Судебная власть при демократии // Ленинградский юридический журнал, № 2 (44), 2016, С. 57-63.Хрулева В.В. Правосудие как функция судебной власти в современной России // Пенитенциарная наука, № 4 (44), 2018, С. 29-35.Чуприн Д.А. Становление судебной власти в России в XIX–XX веках // Концепт. № 5. 2018. С. 102-109.Шабанов П.Н. О признаках судебной власти // Судебная власть и уголовный процесс. № 2. 2017. С. 74-77.Щербакова Л.Г., Пименова Е.Н. Институт подведомственности в свете реформы судебной системы // Вестник Томского государственного университета. Право, № 3 (13), 2014, С. 126-132.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрании законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 12. - 1994.
3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) «О судебной системе Российской Федерации» // Российская газета. - № 3. - 06.01.1997.
4. Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О мировых судьях в Российской Федерации» // Российская газета. - № 242. - 22.12.1998.
5. Федеральный закон от 08.01.1998 № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» // Российская газета. - № 6. - 14.01.1998. - № 80. - 24.04.1998.
6. Федеральный закон от 10.02.1999 № 30-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О финансировании судов Российской Федерации» // Российская газета. - № 31. - 18.02.1999.
7. Артёмова Д.И., Медведева Е.А. Проблемы доступности правосудия в российской Федерации Вестник Пензенского государственного университета, № 3 (7), 2014, С. 44-48.
8. Виталий Г.П. Теория разделения властей: дискуссионные вопросы // Вестник Московского университета МВД России, № 2, 2019, С. 53-61.
9. Гущина Н.А. Независимость судей как предпосылка справедливого и беспристрастного правосудия // Журнал российского права, № 5 (233), 2016, С. 151-159.
10. Дикова И.В. К вопросу о принципах судебной власти // Вестник Сибирского юридического института МВД России, № 2 (35), 2019, С. 158-162.
11. Кант, И. Критика практического разума: соч. в 6 т. / И. Кант. – СПб.: Дом книги, 2007. – Т. 4. – Ч. 1, 2. С. 285.
12. Камардина А.А. Независимость судей как принцип уголовного судопроизводства // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями, № 2, 2015, С. 56-58.
13. Коваленко Т.С. Новый подход к формированию модели носителя судебной власти // Вестник Костромского государственного университета, № 22, № 4, 2016, С. 243-248.
14. Курас Т.Л. Реформирование судебной системы в России: история и современность // Власть. - 2014. - № 10.
15. Латыпова И.Р. Конституционные основы финансирования судебной власти в Российской Федерации // Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2015. - №3. - С.119-130.
16. Мандриева Л.В. Юридическая природа судебной власти в РФ // Инновационная наука, № 12-3, 2015, С. 143-145.
17. Мандриева Л.В. Осуществление функций судебной власти в РФ: проблемы и способы их решения // Инновационная наука, № 2-3 (14), 2016, С. 203-207.
18. Михайлова А.М. Социальное назначение судебной власти // Инновационная наука, № 6-3. 2016. С. 154-156.
19. Муталимов А.Э. Механизмы взаимодействия гражданского общества и государства // Региональные проблемы преобразования экономики, № 11 (97), 2018, С. 219-223.
20. Научно-практический комментарий к Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (постатейный) / Е.А. Григорьева, М.А. Беляев, Н.А. Бочкарева и др.; под ред. В.А. Дмитриева. М.: Юстицинформ, 2016. С. 34.
21. Панкова О.В. Правосудие в системе современных научных представлений о судебной власти // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, № 5, 2018, С. 158-166.
22. Плескунов А.В. Основные этапы формирования судебной системы РФ // Инновационная наука, № 5-3, 2015, С. 124-127
23. Стоногин Р.С., Шумов П.В. Финансовая зависимость судебной власти // Бюллетень науки и практики, № 7, 2019, С. 290-293.
24. Фомин А.А. Судебная власть при демократии // Ленинградский юридический журнал, № 2 (44), 2016, С. 57-63.
25. Хрулева В.В. Правосудие как функция судебной власти в современной России // Пенитенциарная наука, № 4 (44), 2018, С. 29-35.
26. Чуприн Д.А. Становление судебной власти в России в XIX–XX веках // Концепт. № 5. 2018. С. 102-109.
27. Шабанов П.Н. О признаках судебной власти // Судебная власть и уголовный процесс. № 2. 2017. С. 74-77.
28. Щербакова Л.Г., Пименова Е.Н. Институт подведомственности в свете реформы судебной системы // Вестник Томского государственного университета. Право, № 3 (13), 2014, С. 126-132.
Вопрос-ответ:
Каково содержание судебной власти?
Судебная власть включает в себя ряд функций, таких как разрешение споров, охрана прав и свобод граждан, наказание правонарушителей, контроль за законностью и др. Она является одной из трех ветвей власти, регулирующей правосудие в государстве.
Какова роль судебной системы в России?
Судебная система России имеет важное значение для обеспечения справедливости и законности. Она разрешает споры и конфликты, защищает права и свободы граждан, а также контролирует исполнение законов.
Какие функции выполняет судебная власть в Российской Федерации?
Судебная власть в России выполняет ряд функций, таких как принятие судебных решений по гражданским и уголовным делам, рассмотрение административных споров, контроль за законностью и т.д.
Какие гарантии предоставляет судьям законодательство?
Законодательство предоставляет судьям ряд гарантий, включая независимость, неприкосновенность, возможность свободного выражения мнения и др. Эти гарантии призваны обеспечить справедливость и независимость судебной власти.
Какие принципы осуществления судебной власти существуют?
Судебная власть осуществляется на основе ряда принципов, таких как независимость судей, обязательность судебных решений, публичность судебного разбирательства и т.д. Эти принципы гарантируют справедливость и законность в деятельности судов.
Какие основные этапы прошла судебная система в России?
Судебная система в России прошла несколько этапов развития. Начиная с древнерусского периода и заканчивая современностью, она претерпела значительные изменения. Эти этапы включают становление судебной системы в России, ее реформы и преобразования, а также принятие судебного устройства, каким оно есть сегодня.
Что такое судебная власть и какова ее роль?
Судебная власть – это одна из ключевых ветвей власти, которая осуществляет защиту прав и свобод граждан, а также регулирует отношения между участниками правового процесса. Ее роль заключается в обеспечении справедливости, применении закона и разрешении споров по закону.
Какие функции выполняет судебная власть в Российской Федерации?
Судебная власть в Российской Федерации выполняет несколько функций. Она разрешает гражданские, уголовные и административные споры, контролирует правомерность действий государственных органов и должностных лиц, обеспечивает защиту прав и свобод граждан, применяет наказание за совершение преступлений, и т.д.
Какие принципы осуществления судебной власти существуют в Российской Федерации?
В Российской Федерации существуют принципы осуществления судебной власти. Они включают независимость судей, непререкаемость принятых судебных решений, доступность и открытость судопроизводства, соблюдение принципа равенства сторон, презумпцию невиновности, свободу совести судьи и многие другие.
Какие гарантии предоставляются судьям в Российской Федерации?
Судьям в Российской Федерации предоставляются различные гарантии. Они включают независимость судьи, неприкосновенность судьи, защиту от вмешательства, обеспечение неприкосновенности жилища и т.д. Эти гарантии позволяют судьям осуществлять свою деятельность без давления и вмешательства со стороны других государственных органов или лиц.