Виды учебной деятельности в вузе
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 11.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Психолого-педагогические основы исследования мотивации 4
1.1 Мотивация учебной деятельности студентов 4
1.2 Психологические особенности студентов-первокурсников 9
Глава 2. Учебная деятельность 13
2.1 Структура учебной деятельности 13
2.2 Формы учебного процесса 18
Заключение 26
Список литературы 29
В течение семестра проводятся тесты, устные опросы и симпозиумы по отдельным дисциплинам. В конце семестра студенты сдают тесты и экзамены, а по окончании полного курса защищают свои диссертации в государственных экзаменационных комиссиях и сдают государственные экзамены.Курсовая работа - один из основных видов самостоятельной работы студентов вуза, направленный на изучение, закрепление, углубление и обобщение знаний по академическим дисциплинам профессионального образования, овладение элементами исследовательской работы, а также может служить основой для диссертации. Объем работы курса:третьем курсе не менее 10 страниц машинописного текста;на четвертом курсе не менее 20 страниц машинописного текста.При выполнении и отстаивании курсовых работ студент должен продемонстрировать:знание соответствующего концептуального и терминологического аппарата;способность выявлять проблему и определять методы ее решения;знание основной литературы;возможность изложения по существу рассматриваемых вопросов.Научные руководители диссертаций утверждаются заведующим кафедрой. Темы мемуаров и задачи по их реализации утверждены на заседании отдела.Действия по сбору и изучению информации предполагают тематический поиск в базах данных, справочных системах информационно-образовательной среды вуза и сети Интернет; изучение материалов электронных лекций; прослушивание аудио-лекций; просмотр видео-лекций.Предметно-тематические задания предполагают выполнение студентами различных заданий и упражнений, в том числе в тестовой форме; письменное изложение усвоенного материала в виде курсовых работ, рефератов, эссе, аналитических справок, составление аннотированных ссылок, презентаций и т.д.Аттестация по курсовой работе по специализации производится в виде ее защиты на научном семинаре в присутствии руководителя курсовой работы. В отсутствие руководителя курсовой работы защита может быть проведена при условии представления им письменного отзыва на курсовую работу.Ещё одной формой организации учебной деятельности студентов в вузе является дистанционное обучение.Термин «дистанционное обучение» относится к организации образовательного процесса, при котором учитель разрабатывает программу, которая в основном основана на самостоятельном обучении студента. Эта среда обучения характеризуется тем, что студент в основном, а часто и полностью отделен от преподавателя в пространстве или времени; в то же время студенты и преподаватели имеют возможность взаимодействовать друг с другом с помощью телекоммуникаций. Дистанционное образование позволяет жителям регионов, где нет других возможностей для профессионального образования или получения высшего качественного образования, нет вуза нужного профиля или преподавателей необходимого для учебы уровня квалификации.Процесс дистанционного обучения может быть построен с использованием сети или других технологий, не исключая использования обычных средств связи, а также личных встреч между студентами и преподавателями. В настоящее время комбинированный метод набирает наибольшую популярность, чтобы максимально удовлетворить потребности студентов, исходя из их технических и других возможностей.«Идеальная модель» дистанционного обучения включает интегрированную учебную среду с альтернативным определением роли различных компонентов-технологического, педагогического, организационного и методологического.Основные принципы дистанционного обучения: интерактивная коммуникация между студентом и стажером без обеспечения их прямой встречи и самостоятельного развития определенного диапазона знаний и навыков для выбранного курса и его программы с данной информационной технологией.Основной проблемой развития дистанционного обучения является создание новых методов и технологий обучения, отвечающих коммуникационной среде электросвязи. В этой среде ясно проявляется тот факт, что студенты не только являются пассивными потребителями информации, но и в процессе обучения создают собственное понимание содержания обучения. В этой связи необходимо пересмотреть методы обучения, модели деятельности и взаимодействие между преподавателями и обучающимися. Существует мнение многих российских педагогов-практиков, разрабатывающих технологии дистанционного обучения, что курс дистанционного обучения не может быть получен просто путем перевода в компьютерную форму учебного материала традиционной очной подготовки.Успешное создание и использование курсов дистанционного обучения должно начинаться с углубленного анализа целей обучения, дидактических возможностей новых технологий передачи образовательной информации, требований к технологиям дистанционного обучения с точки зрения преподавания конкретных дисциплин и корректировки критериев обучения.Это наиболее часто используемый метод обучения, который использует различные виды технологий в разных сочетаниях: кейс-технологии, сетевые технологии и т.д. Это оправдано в своевременном использовании преимуществ рассмотренных выше методов. Например, некоторые ресурсоемкие материалы, которые студенты могут получить записанные на дисках, кассетах и бумаге и т. д., часть учебной информации может быть размещена на сервере. При этом все взаимодействия между участниками образовательного процесса. Перечень основных технологий, используемых при дистанционном обучении вузов, не означает, конечно, что модель должна характеризоваться использованием только одной из них. Мультимедийный подход, основанный на использовании нескольких дополнительных информационных технологий, представляется наиболее эффективным в области образования.В современных социально-экономических условиях одной из задач, стоящих перед российской системой образования, является обеспечение широкого круга людей высококачественным и доступным образованием. Исследование рынка труда в России показывает, что был сформирован контингент людей, которые хотят получить образование в России, но не могут приехать учиться по разным причинам; субъекты и объекты пенитенциарной системы (специалисты, нуждающиеся в переподготовке и повышении квалификации и т. д.), которые остро нуждаются в образовательных услугах, которые традиционная система образования не может обеспечить.В свою очередь технологиям ДОприсущи закономерности реализации учебно-воспитательного процесса, вне зависимости от конкретного учебного предмета. Кроме того, ТДО могут включать в себя различные специализированные технологии из других областей науки и практики (НИТ, промышленные, электронные и др.).ЗаключениеВ настоящее время в России создается новая система непрерывного образования, приоритетными целями развития которой являются независимость в приобретении знаний и социальном общении учащихся. Традиционные средства, формы и организационные структуры образования не всегда способны удовлетворить потребности населения, но без непрерывного профессионального образования потенциал специалиста быстро девальвируется. Мы не можем говорить об интеграции России в мировое образовательное сообщество без учета современной образовательной практики.Как многоликий учебный процесс высококвалифицированного специалиста, образовательный процесс в современных ВУЗах представляет собой систему, включающую научную организацию обучения, управление самостоятельной познавательной деятельностью учащихся с широким применением средств технической подготовки, в том числе компьютерной (учебные курсы, индивидуальные образовательные программы и т.д.). Новые задачи, содержание и характер построения и функционирования системы обучения вносят существенные изменения в образовательный процесс. Перспективный способ получить образование в XXI веке, это высшее учебное заведение, использующее технологии дистанционного обучения для адаптации образования к современным условиям развития общества, региональным особенностям.В ходе теоретических исследований были проанализированы основные особенности традиционного образовательного процесса и образовательного процесса с использованием дистанционных технологий в высшем образовании. Выделение различий в содержательном содержании компонентов позволило нам представить университетский образовательный процесс с использованием дистанционных технологий как систему непрерывного профессионального образования, ориентированную на потребности индивида, услуги которого предоставляются через информационную образовательную среду. Необходимость учета специфики дистанционных технологий как компонента инновационного образовательного процесса потребовала ссылки на основы педагогического и организационного проектирования при построении структурно-функциональной модели процесса дистанционного обучения в вузе, выполняющего регулирующую функцию, адаптированную к областям профессионального и организационного образования:изучение и анализ юридической документации, опыта организации, условий и факторов, влияющих на особенности и эффективность образовательного процесса с использованием дистанционных технологий;адаптация программ к использованию дистанционных технологий в различных формах образования;осуществление образовательного процесса;развитие учебно-методической поддержки с учетом особенностей образовательного процесса;подбор методов, средств, форм организации воспитательной работы, форм контроля образовательного процесса с учетом специфики дистанционных технологий;оценка эффективности образовательного процесса.Организация образовательного процесса с использованием дистанционных технологий требует от высших профессиональных учебных заведений развития качественной нормативно-организационно-методической поддержки образовательного процесса; создания организационной структуры, обеспечивающей взаимодействие между учебным заведением и учащимися. Использование дистанционных технологий делает необходимым перестройку всего образовательного процесса, в том числе корректировку программ и программ с позиции их активного использования в процессе подготовки специалиста.Исследование позволило сделать вывод о том, что внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс вуза позволяет студентам: выстраивать индивидуальный образовательный маршрут в зависимости от выбранного уровня подготовки, формы и темпа обучения; разрабатывать государственный образовательный стандарт профориентации в лицее и получать высококачественную подготовку с учетом личных потребностей учащихся; удовлетворение потребностей в самообразовании и получение второго дополнительного параллельного высшего образования, повышение квалификации и конкурентоспособности как специалиста.Список литературыАктивные методы обучения студентов Текст. : практ. рук. / [М. М. Кашапов и др.] ;Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. Ярославль :ЯрГУ, 2005. - 118 с.Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б.Г. Ананьев. Рос.акад. наук, Ин-т психологии. М. : Наука, 2000. - 351с.Габай, Т. В. Общая структура учебной деятельности Текст. : автореф. дис. . д-ра психол. наук : 19.00.07 / Т.В. Габай; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Фак. психологии. М., 2001. - 40 с.Конопкин, О. А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития Текст. / О.А. Конопкин // Вопросы психологи. -2004. №2. - С. 128135.Крайг, Г. Психология развития Текст. : [Пер. с англ.] / Г. Крайг. 7-е междунар. изд. - СПб.и др. : Питер, 2000. - 987 с.Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии Текст. / А.Н. Леонтьев. -М.: Смысл, 2001.-511 с.Мадди С. Р. Смыслообразование в процессе принятия решения // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 6. С. 87-101.Полянок, О. В. Психологические особенности адаптации студентов педагогических специальностей Текст. : автореф. дис. . канд. психол. наук : 19.00.07 / О.В. Полянок; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Казань, 2002. - 22 с.Репкин, В.В. О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности Текст. / В.В.Репкин, Г.В. Репкина, Е.В. Заика // Перемены. 2002. - N 2. - С. 113-129Слободчиков, В. И. Психологические основы личностно-ориентированного образования Текст. / В.И. Слободчиков // Мир образования образование в MHpe.-2001.-Nl.-C. 14-28.Талызина, Н.Ф. Сущность деятельностного подхода в психологии Текст. / Н. Ф. Талызина // методология и история психологии : науч. теорет.-методол. и ист.-психол. журн. 2007. - Т. 2, вып. 4. - С. 157-162.Хекхаузен, X. Психология мотивации достижения Текст. : [Пер. с англ.] / X. Хекхаузен. СПб. : Речь, 2001.-238 с.Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации Текст. / А.П. Чернявская. М. :Владос - Пресс, 2001. - 96 с.Чеснокова, А.Г. Проблема осознания в психологической концепции Л.С. Выготского, 1896-1934 гг. [Текст] / А.Г. Чеснокова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 2000. - N 1. - С. 36-47. Эльконин, Д.Б. Психология развития Текст. : учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Психология" / Б.Д. Эльконин. М. :Academia, 2001. - 141 с.
2 Активные методы обучения студентов Текст. : практ. рук. / [М. М. Кашапов и др.] ; Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. Ярославль : ЯрГУ, 2005. - 118 с.
3 Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б.Г. Ананьев. Рос. акад. наук, Ин-т психологии. М. : Наука, 2000. - 351с.
4 Габай, Т. В. Общая структура учебной деятельности Текст. : автореф. дис. . д-ра психол. наук : 19.00.07 / Т.В. Габай; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Фак. психологии. М., 2001. - 40 с.
5 Конопкин, О. А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития Текст. / О.А. Конопкин // Вопросы психологи. -2004. №2. - С. 128135.
6 Крайг, Г. Психология развития Текст. : [Пер. с англ.] / Г. Крайг. 7-е междунар. изд. - СПб. и др. : Питер, 2000. - 987 с.
7 Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии Текст. / А.Н. Леонтьев. -М.: Смысл, 2001.-511 с.
8 Мадди С. Р. Смыслообразование в процессе принятия решения // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 6. С. 87-101.
9 Полянок, О. В. Психологические особенности адаптации студентов педагогических специальностей Текст. : автореф. дис. . канд. психол. наук : 19.00.07 / О.В. Полянок; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Казань, 2002. - 22 с.
10 Репкин, В.В. О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности Текст. / В.В.Репкин, Г.В. Репкина, Е.В. Заика // Перемены. 2002. - N 2. - С. 113-129
11 Слободчиков, В. И. Психологические основы личностно-ориентированного образования Текст. / В.И. Слободчиков // Мир образования образование в MHpe.-2001.-Nl.-C. 14-28.
12 Талызина, Н.Ф. Сущность деятельностного подхода в психологии Текст. / Н. Ф. Талызина // методология и история психологии : науч. теорет.-методол. и ист.-психол. журн. 2007. - Т. 2, вып. 4. - С. 157-162.
13 Хекхаузен, X. Психология мотивации достижения Текст. : [Пер. с англ.] / X. Хекхаузен. СПб. : Речь, 2001.-238 с.
14 Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации Текст. / А.П. Чернявская. М. : Владос - Пресс, 2001. - 96 с.
15 Чеснокова, А.Г. Проблема осознания в психологической концепции Л.С. Выготского, 1896-1934 гг. [Текст] / А.Г. Чеснокова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 2000. - N 1. - С. 36-47
16 . Эльконин, Д.Б. Психология развития Текст. : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Психология" / Б.Д. Эльконин. М. : Academia, 2001. - 141 с.
Вопрос-ответ:
Какие психолого-педагогические основы исследуются в статье?
В статье исследуются психолого-педагогические основы мотивации учебной деятельности студентов и психологические особенности студентов первокурсников.
Какова структура учебной деятельности в вузе?
Структура учебной деятельности в вузе включает тесты, устные опросы, симпозиумы, сдачу тестов и экзаменов.
Какие формы учебного процесса используются в вузе?
В вузе используются различные формы учебного процесса, такие как лекции, практические занятия, семинары, лабораторные работы.
Какие методы исследования мотивации учебной деятельности студентов используются в статье?
В статье используются методы проведения тестов, устных опросов и симпозиумов для исследования мотивации учебной деятельности студентов.
Какие психологические особенности характерны для студентов первокурсников?
Студенты первокурсники обладают определенными психологическими особенностями, которые могут сказываться на их учебной деятельности, например, стресс от адаптации к новой образовательной среде, неуверенность в своих способностях и т.д.
Какие основные виды учебной деятельности в вузе существуют?
В вузе существуют различные виды учебной деятельности, такие как лекции, практические занятия, семинары, лабораторные работы, самостоятельная работа, учебные проекты и другие.
Какие психологические особенности характерны для студентов первокурсников?
Студенты первого курса обычно испытывают неуверенность, тревожность и стресс, связанные с новым академическим и социальным окружением. Они также могут иметь низкую мотивацию к учебной деятельности и чувствовать неопределенность относительно своих учебных задач и целей.
Какова структура учебной деятельности в вузе?
Структура учебной деятельности в вузе включает в себя различные компоненты, такие как лекции, практические занятия, семинары, лабораторные работы, самостоятельная работа и прочее. Эти компоненты помогают студентам усвоить учебный материал и развить необходимые навыки.
Какими формами учебного процесса могут быть организованы занятия в вузе?
Занятия в вузе могут быть организованы разными формами, такими как лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы, групповые проекты и другие. Эти формы позволяют студентам углублять свои знания, обсуждать материал, применять его на практике и развивать творческие способности.
Какие виды контроля знаний используются в вузе?
В вузе используются различные виды контроля знаний, такие как тесты, устные опросы и экзамены. В течение семестра студенты могут сдавать тесты, участвовать в устных опросах и симпозиумах по отдельным дисциплинам. В конце семестра студенты сдают тесты и экзамены, чтобы проверить свои знания и умения, полученные в течение учебного периода.
Какие основные виды учебной деятельности существуют в вузе?
В вузе существует несколько основных видов учебной деятельности, таких как лекции, практические занятия, семинары, лабораторные работы, самостоятельная работа студентов, консультации и т.д.